Основные правила диагностики конфликтов. Методы исследования и диагностика конфликта Примеры методик диагностики конфликтов

Диагностика конфликта – знание основных параметров конфликтного взаимодействия (состава участников, объекта разногласий, хар-ра и степени остроты противоречий) с целью управленческого влияния на противостоящие стороны.

Цель диагностики – получение новых и достоврных знаний о конфликтном взаимодействии, выработка на их основе практических рекомендаций кот реально улучшили бы конструктивное регулирование конфликтов.

Исследуя конфликты, необходимо рассматривать их как сложно организованные объекты, состоящие из иерархически связанных подсистем и входящие, в свою очередь в качестве подсистем в сис-мы более высокого уровня.

Современная конфликтология не разрабатывает свой собственный инструментарий, а широко использует методы и методики, разработанные в других отраслях знаний.

1. Наблюдение - прямая и непосредственная регистрация событий и условий, в которых они имеют место. Применяются для изучения конфликтов различного уровня - от внутриличностного до межгосударственного.

2. Социометрия - социально-психологический тест для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, в конфликтологии применяется для выявления напряженных взаимоотношений в малой группе. Социометрия основывается на определении каждым членом группы своего отношения к окружающим по предложенным критериям.

3. Изучение документов - исследование информации для ретроспективного анализа конфликтов, зафиксированной в рукописном или печатном тесте (трудовые договора, договора между организациями, должностные инструкции, конкретные приказы и распоряжения, объяснительные записки, доклады и т.п. в зависимости от ситуации), на компьютерной дискете, кинопленке и др.

4. Опрос - в настоящее время наиболее распространен в изучении конфликтов и включает разнообразные шкалы диагностики наличия конфликта и степени его выраженности, тестовые процедуры, выявляющие избираемые стратегии поведения в конфликтах.

5. Эксперимент. Экспериментальное изучение конфликта основывается на моделировании конфликтных ситуаций, преимущественно в лабораторных условиях, и фиксировании реакции человека на эти ситуации. Эксперимент в настоящее время довольно редко применяется для изучения внутригрупповых и межличностных конфликтов.

6. Математическое моделирование. Оно позволяет перейти от простого накопления и анализа фактов к прогнозированию и оценки событий в реальном масштабе времени из развития. Мат модель объекта конфликта представляет собой сис-му формализованных соотношений между характеристиками конфликта, разделяемых на параметры и переменные составляющие.

Вышепечисл методы исп-ся для исследования организаций, малых групп. Внутриличностные и межличностные конфликты часто требуют методик совершенно другого рода.

7. Личностные тесты. На сегодняшний день в психологии пока не разработан опросник или тест, специально предназначенный для определения конфликтности личности.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Конфликт между личностью и группой между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт если эта личность займет позицию отличающуюся от.. организации состоят из множества формальных и неформальных групп даже в самых.. типология..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:


Древнегреч философ Гераклит видел источник конфликтов в противоречивой сущности мира. «Вой­на - отец всему», - учил он. Именно на категориях противоречия и борьбы

Сущность конфликта, объект и предмет конфликтологии
Конфликт в пер. с лат – «столкновение» - столкновение интересов, ценностей, взглядов, установок и т. д. В основе конфликта лежит противоречие, но не всякое противоречие приводит к конфликту. Конфли

Внутриличностный конфликт
Межличностный конфликт. Это самый распространённый тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего, это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую

Причины возникновения конфликтов
Причины конфликта – это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его. Деят

Структура конфликта
Под структурой любого объекта понимается совокупность его частей, элементов и связей, отношений между ними, обеспечивающих его целостность. При выявлении структуры конфлик

Функции конфликтов
Общие конструктивные функции конфликта. 1. Конфликт является способом обнаружения и фиксации противоречии и проблем в об­ществе, организации, группе. Кроме того, конфликт

Основные фазы конфликта
№ Наимен фазы Этап конфликта Воз-ть решения Начало 1. возникновение и псих подгот

Показатели внутриличностного конфликта
Когнитивная сфера - противоречивость образа Я, снижение самооценки, осознание своего состояния как психологического тупика, задержка принятия решения, субъективное признание наличия проблемы

Психологические условия предупреждения и разрешения внутриличностных конфликтов
Для сохранения внутреннего мира личности важно принимать трудные жизненные ситуации как данность бытия, так как они побуждают к активности, работе над собой, а часто и к творчеству.

Конфликты во взаимодействии детей и родителей
Данная разновидность конфликтов - одна из самых распространенных в повседневной жизни. Почему же возникают конфликты между родителями и детьми? 1. Тип внутрисемейных отношений. Вы

Особенности инновационных конфликтов
Инновации - это целевое изменение, направленное на совершенствование и создание какого-либо нового продукта, технологии, организационной формы управления и др. Нововведения предполагают: о

Любой организационный конфликт влечет за собой как положительные, так и отрицательные последствия
При конструктивном разрешении организационного конфликта создаются предпосылки для нормализации эмоционального фона взаимодействия людей: смягчается враждебность, настороженность, уменьшается чувст

Оптимальные управленческие решения как условие предупреждения конфликтов
Важнейшей характеристикой качества управления коллективом является обоснованность принимаемых руководством решений. Именно необоснованные решения, наряду с игнорированием руководителями интересов и

Управление конфликтами
К настоящему времени специалистами разработано немало всевозможных рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения людей в ситуациях конфликта, выбора соответствующих стратег

Логика, стратегии и способы разрешения конфликтов
Логика разрешения конфликтов складывается из такой последовательности действий: предупреждение конфликта; управление конфликтом, если он уже возник; принятие оптимальных решений в конфликтной ситуа

Предпосылки и результативность участия третьей стороны в урегулировании конфликтов
В тех ситуациях, когда возможности односторонних действий участников конфликта практически исчерпаны или цена продолжения конфликта становится слишком высокой, у оппонентов остается шанс решить про

Деятельность руководителя по урегулированию конфликтов
Приступая к деятельности по разрешению конфликта между подчиненными, следует учитывать в полной мере, что вмешательство третьей стороны в конфликт не всегда эффективно. Выявлено, что вмешательство

Первый этап - подготовка к началу переговоров
Перед началом переговоров важно хорошо к ним подготовиться: провести диагностику состояния дел; определить сильные и слабые стороны участников конфликта; спрогнозировать расстановку сил; выяснить,

Вторая стадия - первоначальный выбор позиции (официальные заявления участников переговоров)
Эта стадия позволяет реализовать две цели участников переговорного процесса: показать оппонентам, что их интересы вам известны, и вы их учитываете, определить поле для маневра и попытаться оставить

Третий этап переговоров - поиск взаимоприемлемого решения, психологическая борьба
Стороны проверяют возможности друг друга, реальность требованиям каждого с определением их влияния на интересы другого участника. Оппоненты представляют факты, выгодные только им, заявляют о наличи

Четвертый этап - завершение переговоров или выход из безысходности
Относительно этого этапа уже существует значительное количество различных предложений и вариантов, но согласия по ним еще не достигнуто. Времени начинает не хватать, увеличивается напряженность, ну

Правила и кодексы поведения в конфликтном взаимодействии
Правила поведения в конфликтных ситуациях: 1. Дайте партнеру “выпустить пар”.Если он раздражен и агрессивен, то нужно помочь ему снизить внутреннее напряж

Методы диагностики конфликтов

Диагностика конфликта - знание основных параметров конфликт­ного взаимодействия (состава участников, объекта разногласий, характера и степени остроты противоречий, «сценария» развития взаи­модействия) с целью управленческого влияния на противостоящие стороны.

Конечная цель диагностики конфликтов - получение новых и достоверных знаний о конфликтном взаимодействии, выработка на их основе практических рекомендаций, которые реально улуч­шили бы конструктивное регулирование конфликтов.

Исследуя конфликты, необходимо рассматривать их как слож­но организованные объекты, состоящие из иерархически связан­ных подсистем и входящие, в свою очередь в качестве подсистем |в системы более высокого уровня. Важно выявить все многообра­зие элементов, входящих в структуру конфликта, связи между ними, а также взаимоотношения изучаемого конфликта с внешни­ми по отношению к нему явлениями.

Современная конфликтология не разрабатывает свой собствен­ный инструментарий, а широко использует методы и методики, раз­работанные в других отраслях знаний (рис. 2.1).

Методы изучения конфликтов

Наблюдение

Социометрия

Изучение документов

Опрос

Эксперимент

Системно-ситуационный анализ

Математическое моделирование

Личностные тесты

Рис. 2.1. Методы диагностики конфликтов

Наблюдение - прямая и непосредственная регистрация конф­ликтологом событий и условий, в которых они имеют место. При­меняется для изучения конфликтов различного уровня - от внутриличностного до межгосударственного. Как метод сбор первич­ной информации об изучаемом объекте путем целенаправленного, организованного, непосредственного восприятия и фиксирования конфликтных событий наблюдение обладает рядом достоинств. Наблю­дение позволяет оценить действие многих факторов в конфликте, их «весомость» и эффективность воздействия. При наблюдении сохраняется естественность условий, в которых протекает конф­ликт. Есть возможность изучения конфликта в динамике.

Вопрос 3 Однако наблюдение как метод изучения конфликта имеет и недостатки: частный характер наблюдаемой ситуации; взаимное слияние наблюдателя и конфликта. Наблюдатель становится в той или иной степени участником конфликта и его психика подверга­ется изменениям, которые присущи противоборствующим сторо­нам (искаженное восприятие, негативные эмоции, поиск справед­ливой позиции и др.). Полученные таким образом факты несут от­печаток личностной, субъективной оценки. Необходимо учитывать также влияние на результаты изучения конфликта личного опыта, знаний, установок, эмоционального состояния наблюдателя. К не­достаткам можно также отнести трудоемкость оформления итогов наблюдения.

Социометрия - социально-психологический тест для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, разработанный американским социальным психологом и психиатором Я. Море­но, в конфликтологии применяется для выявления напряженных взаимоотношений в малой группе. Социометрия основывается на определении каждым членом группы своего отношения к окру­жающим по предложенным критериям.

Разработаны различные модификации социометрии: координатно-социограммный метод позволяет выделять в исследуемых группах конфликтные пары, индифферентные личности, микро­группы с положительными и отрицательными статусами в офици­альном и неофициальном общении; пространственная социомет­рия позволяет выявить членов группы, с которыми у испытуемого более близкие отношения; цветовой тест отношений может быть использован в тех случаях, когда у опрашиваемых существует ус­тановка на сокрытие от исследователя своих конфликтных отно­шений в группе и др.

Изучение документов - исследование информации для ретро­спективного анализа конфликтов, зафиксированной в рукописном или печатном тексте, на компьютерной дискете, кинопленке и др.

Опрос - в настоящее время наиболее распространен в изуче­нии конфликтов и включает разнообразные шкалы диагностики наличия конфликта и степени его выраженности, тестовые проце­дуры, выявляющие избираемые стратегии поведения в конфлик­тах. Например, шкала-опросник Ф. Фидлера - Ю. Ханина, состоящая из противоположных по смыслу пар слов (антонимов), позволяет описать атмосферу в груп­пе и получить информацию об уровне ее конфликтности.

Тестовые процедуры позволяют выявить избираемые испытуе­мым стратегии поведения в конфликтах (например, опросник К. Томаса* показывает, в какой степени в поведении человека представлены стратегии соперничества, сотрудничества, избега­ния, уступок или поиска компромисса). С помощью широко из­вестного опросника Ф. Розенцвейга (состоит из картинок, опи­сывающих некие инциденты между персонажами, в которых ис­пытуемому предлагается идентификация с одним из них) можно выявить, в какой степени человеку свойственно реагировать на ситуации, характеризующиеся крушением планов, надежд, поиском виноватого вовне, самообвинением и другими извест­ными типами реакций. Существует созданная на основе методи­ческой идеи Розенцвейга модификация теста, адаптированная к организационным условиям нашей культуры.

В современной практике применяется широкий спектр опросных методов для выявления взаимодействия конфликтующих сторон.

Эксперимент. Экспериментальное изучение конфликта основы­вается на моделировании конфликтных ситуаций, преимуществен­но в лабораторных условиях, и фиксировании реакций человека на эти ситуации. Среди разработанных экспериментальных игро­вых процедур - матричные игры (типа «дилеммы заключенного»), переговорные игры (в которых участники общаются друг с другом, пытаясь достичь одностороннего или взаимного выигрыша), коа­лиционные игры (предполагающие формирование участниками коалиций внутри группы), локомоционные игры (с движением сторон в направлении поставленной задачи или выбранной участ­никами цели) и социальные игры-ловушки (социальные задачи-дилеммы), а также и более сложные конфликтные ситуации, моде­лирующие реальные столкновения (например, серия исследований М. Шерифа)*. Однако подобные исследования конфликтов связа­ны с трудностями организационного характера, некоторые из них неприемлемы с нравственной точки зрения. Кроме того, сложные формы человеческого поведения в действительности оказываются гораздо богаче своей «инсценировки», нет уверенности в том, что взаимосвязи, выявленные в игровой ситуации, проявятся в реаль­ных конфликтах. Эти трудности привели к тому, что эксперимент в настоящее время довольно редко применяется для изучения внутригрупповых и межличностных конфликтов.

Системно-ситуационный анализ - изучение конфликтов по еди­ницам. В качестве единицы анализа используется конфликтная ситуация - наименьшая целостная, неделимая часть конфликта, обладающая всеми его основными свойствами, имеющая опреде­ленные содержательные и динамические характеристики, времен­ные и пространственные границы. В ходе изучения устанавлива­ются все основные и второстепенные участники конфликта. Определяются пространственные границы конфликтного взаимо­действия. Выделяются фазы в развитии конфликта, в течение ко­торых характер взаимодействия основных его участников каче­ственно не изменяется. После определения пространственных, временных и содержательных границ конфликтной ситуации про­водится ее системный анализ. Использование конфликтной си­туации в качестве единицы анализа дает возможность стандарти­зировать, хранить и накапливать информацию о реальных конф­ликтах. Конфликтная ситуация позволяет изучать характеристики конфликтов не «вообще», а на основе систематизации определен­ной информации о поведении конкретных людей и социальных групп. Конфликтные ситуации можно анализировать ретроспек­тивно (изучение документов, опрос участников и свидетелей конф­ликта) и непосредственно во время реального развития событий. Для проведения ситуационного анализа разрабатывается специ­альный бланк, в котором отражаются основные характеристики конфликта, интересующие конфликтолога*.

Вопрос 4. Математическое моделирование. Математическое моделирова­ние с привлечением современных средств вычислительной техни­ки позволяет перейти от простого накопления и анализа фактов к прогнозированию и оценке событий в реальном масштабе време­ни их развития. Математическая модель конфликта представляет собой систему формализованных соотношений между характери­стиками конфликта, разделяемых на параметры (отражает вне­шние условия и слабоменяющиеся характеристики конфликта) и переменные составляющие. Среди математических моделей, исполь­зуемых в конфликтологии, - вероятностные распределения, цепь Маркова, модели целенаправленного поведения, имитационные модели. К настоящему времени наибольшего прогресса удалось достигнуть в анализе и описании конфликтов со следующими свойствами: число участников конфликта равно двум, число спо­собов действий каждого участника конечно и их индивидуальные цели диаметрально противоположны. Эти ограничения, а также неочевидность целей и стратегий участников конфликтов сущест­венно снижают круг ситуаций реального межличностного взаимо­действия, к которым применимы созданные математиками опи­сания.

Вышеобозначенные методы сбора и анализа информации используются конфликтологами для исследования организаций, малых групп. Внутриличностные и межличностные конфликты часто требуют методик совершенно другого рода .

Личностные тесты . На сегодняшний день в психологии пока не разработан опросник или тест, специально предназначенный для определения такого интегрального свойства личности, как конф­ликтность, отражающего частоту вступления в межличностные конфликты. Поэтому специалисты используют ряд апробирован­ных тестов, которые фиксируют выраженность качеств, свойств и состояний, указывающих на повышенную конфликтность лично­сти. К числу наиболее часто применяемых общепризнанных тес­тов и опросников, позволяющих выявить те или иные аспекты кон­фликтности личности и определить ее уровень, можно отнести:

тест А. Басса - А. Дарки (предназначен для определения индивидуального уровня агрессивности личности);

диагностика межличностных отношений Т. Лири (дает воз­можность определить преобладающий тип отношения личности к окружающим);

личностный тест Г. Айзека (позволяет выявить тип темпера­мента личности с помощью двух шкал - «экстраверсия - интро-версия» и «нейротизм - стабильность»);

16-факторный личностный опросник Кеттелла (позволяет выявить психологические особенности, влияющие на конфликт­ность - скрытность, практичность, жестокость, суровость, често­любие и пр.);

шкала реактивной и личной тревожности Ч. Спилбергера - Ю. Ханина (предназначена для измерения тревожности как эмо­ционального состояния и как свойства личности);

методика « Q -сортировка» Х. Залена - Д. Штока (позволяет измерить проявление таких тенденций поведения, как зависи­мость - независимость, общительность - необщительность, стрем­ление к борьбе - избегание борьбы) и др.

Личностные тесты используются в исследовательских целях и в качестве источников информации об участниках конфликта, но в строгом смысле не являются методами изучения самого конфликта.

В современной конфликтологии традиционно большое внима­ние уделяется качественным методам, которые осуществляют смысловую интерпретацию данных. Причем наряду с общенауч­ными качественными методами (анализ, синтез, индукция, дедук­ция и т.п.) появились эмпирические качественные методы: мето­дика кейс-стади { case study ) - изучение единичного конкретного конфликта и реконструкция существующей теории на основе сде­ланных выводов; экспертный опрос - опрос компетентной груп­пы лиц; метод изучения фокус-групп.

Сложность такого явления, как конфликт, и разнообразие подхо­дов к его пониманию определяют и разнообразие методических под­ходов и приемов изучения конфликт.

С целью получения информации, необходимой для объяснения, предвидения и управления конфликтами используются следующие методы.

1. Структурно-функциональный метод : Определение основных структурных элементов конфликта (конфликтного взаимодействия): объект и предмет конфликта, стороны конфликта (состав участников) позиции конфликтующих сторон, образ конфликтной ситуации, мотивы конфликта, уровень напряженности взаимодействия участников конфликта. функции каждого из элементов определяется его ролью в конфликте.

2. Процессуально-динамический метод : изучение различных стадий (этапов) развития конфликта (предконфликтная ситуация, открытый конфликт, инцидент, эскалация конфликта, завершение конфликта, постконфликтный период). Динамика конфликта может проявиться как в его эскалации, так и в постепенном угасании.

3. Метод типологизации: группировка и классификация типов конфликтных личностей (демонстративный, ригидный, неуправляемый, сверхточный, «бесконфликтный») и форм конфликтного взаимодействия (когнитивные; ценностно-ориентационные; эмоциональные; оценочные; поведенческие).

4. Прогностический метод: описание возможных вариантов возникновения конфликтов, развития конфликтного взаимодействия, а также оптимальных путей и средств урегулирования конфликтов.

5. Метод математического моделирования: исследование конфликтов с помощью их реальных или идеальных математических моделей.

6. разрешительный метод: рассмотрение возможных стратегических и тактических вариантов урегулирования конфликтов (например, стратегии конфликтного поведения по К.Томасу и Р.Киллмену).

2.3. общепсихологические методы исследования конфликтов .

В конфликтологии широко применяются общепсихологические методы исследования.

2.3.1. Эксперимент

Эксперимент – это активное вмешательство в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерный контроль за одной или несколькими переменными и регистрацию изменений, происходящих в изучаемом объекте. Экспериментальное изучение конфликта основывается на его моделировании, как в лабораторных, так и в естественных условиях. При этом используются лабораторные игры и ситуации , имитирующие реальные столкновения.

Классической ситуацией для участников лабораторного эксперимента, стала так называемая «дилемма узника» (A.Рапопорт, 1960), суть которой состоит в следующем. Двух подозреваемых по одному делу допрашивает прокурор. Оба причастны, однако у прокурора нет доказательств их виновности по данному преступлению, но есть по другим, менее тяжким. Поэтому он предлагает каждому из преступников по отдельности признаться: если один сознается, а другой нет, прокурор гарантирует сознавшемуся иммунитет или минимальный срок (а его признание используют для обвинения другого в более тяжком преступлении). Если сознаются оба, каждый получит умеренный срок. Если ни один не признается, наказание для обоих будет незначительным.

Чтобы минимизировать собственный срок, многие признаются, несмотря на то, что совместное признание ведет к более суровым приговорам, чем обоюдное непризнание. Независимо от того, как решит другой заключенный, для каждого из них лучше будет признаться. Если другой признается, первый заключенный, признавшись, тоже получит умеренный срок, а не максимальный. Если другой не признается, первый сможет выйти на свободу. Разумеется, каждый из двоих рассуждает одинаково. В результате оба попадают в «социальную ловушку».

М.Дойч, приминявший данную процедуру в своих экспериментах, выделяет три группы мотивов, появление которых наиболее вероятно в подобных ситуациях:

- кооперативная ориентация (человек стремится к достижению собственного благополучия, реализации собственных интересов, но при этом заинтересован и в благополучии других);

- индивидуалистическая (стремление к реализации собственного интереса и отсутствие какой-либо заботы о благополучии других);

- конкурентная (индивид ориентируется не просто на определенные достижения для себя, но и стремится получить при этом больше других). В дальнейшем другими исследователями к ним были добавлены: максимизация выигрыша другого (альтруизм ), минимизация выигрыша другого (агрессия ) и минимизация различий между собственным и чужим выигрышем (равенство ).

Примером естественного конфликтологического эксперимента может служить исследование М.Шерифа (1966). Он собрал 22 незнакомых между собой мальчика из Оклахомы (США), которые принадлежали к среднему классу, разделил их на две группы, на разных автобусах отвез в бойскаутский лагерь и поселил в бараках примерно в полу-миле друг от друга. Почти всю первую неделю каждая из групп не подозревала о существовании другой. Сотрудничая в разных делах (готовя еду, убирая лагерь, ремонтируя купальню и строя веревочный мост) каждая из групп, вскоре стала тесно сплоченной. Группы придумали себе названия: «громобои» и «Орлы». Таким образом, была сформирована групповая идентификация .

Конфликт начался с того, что в конце недели «орлы» стали играть в бейсбол на поле, которое «Громобои» уже считали своим. Тогда персонал лагеря предложил устроить между группами различные соревнования (бейсбол, перетягивание каната, инспекция бараков, поиск кладов и т.п.) по принципу «победитель получает все», в том числе и бейсбольное поле. Обе группы с энтузиазмом согласились. Турнир постепенно перешел в открытую войну. Представители обеих групп дрались между собой, обзывали друг друга нецензурными словами, сжигали флаги противника, совершали набеги на «вражеский» барак и т.п.

Таким образом, конкуренция между мальчиками спровоцировала мощный межгрупповой конфликт, формирование образа врага , внутригрупповую сплоченность и гордость за «своих». В эксперименте также проявилась фундаментальная ошибка атрибуции (тенденция наблюдателя недооценивать ситуационные и переоценивать диспозиционные влияния на поведение наблюдаемых). Каждая из групп рассматривала ситуативную враждебность другой группы, как проявление личностных качеств ее участников.

мальчики фильтровали и интерпретировали информацию о конкурентах так, чтобы она соответствовала их предубеждениям, поляризовали собственную «тенденцию к искажениям » («они» – только плохие, а «мы»– только хорошие». Когда Шериф попросил участников эксперимента дать описание другой группы и своей собственной, мальчики отвечали, что «другие» - «трусы, нахалы, вонючки», а они сами - «смелые, сильные, дружные». В этом проявился один из симптомов группового мышления.

Достоинства метода: «Экспериментируя с социальными ситуациями в лабораторном масштабе, - писал М.дойч, - мы можем, таким образом, понимать и предсказывать полномасштабные социальные процессы и влиять на них».

Недостатки метода: 1)экспериментальные исследования межличностных конфликтов трудно организовать; 2) некоторые из них неприемлемы с нравственной точки зрения; 3) в лаборатории ситуация создается искусственно, заданные правила, роли, концепции и цели носят игровой характер, трудно смоделировать реальную мотивацию сторон, поэтому нет уверенности, что выявленные факты проявятся в реальных конфликтах. Эти трудности привели к тому, что эксперимент в настоящее время весьма редко применяется для изучения внутригрупповых и межличностных конфликтов.

2.3.2. Наблюдение

Метод исследования конфликта путем целенаправленного, организованного, непосредственного восприятия и фиксирования конфликтных событий. Применяется для изучения конфликтов различного уровня от внутриличностного до межгосударственного. Например, тщательно подготовленное и задокументированное наблюдение российских психологов за сторонами военного конфликта в Чечне.

Достоинства метода. Конфликт наблюдается в естественных условиях и воспринимается непосредственно. Это может быть обеспечено 1) участием в конфликте самого наблюдателя (он может выступить в качестве одной из сторон); 2) восприятием конфликта со стороны (наблюдатель – свидетель, второстепенный участник, медиатор (посредник). Наблюдение позволяет проследить динамику конфликта, оценить действие его основных структурных элементов, их «удельный вес» и т.п.

Недостатки метода : 1) частный характер наблюдаемой конфликтной ситуации; 2) взаимное влияние наблюдателя и конфликта; 3) наблюдатель становится в той или иной степени участником конфликта, и его психика подвергается изменениям (искаженное восприятие, негативные эмоции, поиск «справедливой позиции» и др.); 4) влияние на результаты наблюдения личного опыта, знаний, установок, эмоционального состояния наблюдателя; 5) трудоемкость при оформлении результатов.

2.3.3. Опрос

Исследователь предлагает испытуемым согласиться или не согласиться с содержанием стандартизованного набора предложений. Виды: анкетирование, беседа, массовый и экспертный опрос (интервью ). Метод опроса применяется при исследовании различных видов конфликта. Наиболее часто в психологической практике используется индивидуальная беседа , осуществляемая с помощью различных техник. При массовом опросе применяются анкеты различного типа. Например, «Анкета конфликтолога (Шкала тактики)» А.Н.Чумикова.

Примером экспертного опроса является «методика оценки внутригрупповой конфликтности» Т.A.Полозовой. Ее основу составляет метод экспертной оценки межличностных отношений членов коллектива, позволяющий выделить среди них конфликтные пары, выявить общие нормы поведения в конфликтной ситуации, определить образ конфликтного и неконфликтного человека и т.п.

Достоинства метода: опросы относительно дешевы, не требуют серьезных затрат времени, позволяют охватить большое количество респондентов.

Недостатки метода : ответы опрашиваемых могут не отражать их реальную позицию, исследователи могут быть тенденциозны, особенно при интерпретации ответов.

2.3.4.Тестирование

Направлено на определение внутри- и межличностной конфликтности, фиксацию степени выраженности качеств и состояний, свидетельствующих о повышенной конфлиектности личности, склонности к определенным типам конфликтного поведения. В этих целях чаще других применяются следующие методики :

Тест Ф. Розенцвейга;

Методика «Q-сортировка» Х.Залена и Д.Штока;

- Тест « Шкалы приборов» (Ф.Фидлер , адапт. Ю.Ханина );

Шкала депрессии А.Бека;

Методика Г.Келлера;

Методика «Ценностные ориентации» М.Рокича;

Опросник А.Басса - А.Дарки;

Диагностика МЛО (Т.Лири, Т.Лефорж, Р.Сазек);

Личностный опросник Г.Айзенка;

16-факторный личностный опросник Р.Кеттела;

Опросник К. Томаса;

Цветовой тест отношений (ЦТО) М.Эткинда;

Опросник Б.Кросби и Дж.Шевер;

Методика «Детский рисунок «Моя семья» (автор не известен, перв. упом. - В.Хьюлс) и др;

Методика «межличностный семейный конфликт» (В.Левкович, О.Зуськова);

Методика по определению уровня внутриличностной конфликтности А. Шипилова;

Методика «ретроспективная рефлексия конфликтов» А.Тащевой;

Методика «включенного конфликта» Ю.Баскиной;

Опросник А.Ершова и др.

Достоинства метода : можно получить сравнимые данные по большим массивам испытуемых в течение сравнительно небольшого промежутка времени.

Недостатки метода: 1) не всегда возможно выявить, как и за счет чего был достигнут полученный в процессе тестирования результат; 2) тестовые методики диагностируют не сам конфликт, а лишь склонности испытуемых к определенному типу поведения в конфликтных ситуациях, те или иные свойства их личности, которые могут спровоцировать конфликт.

2.3.5. Социометрия

Применяется для оценки коммуникации и межличностных эмоциональных связей, в т.ч. степени их напряженности. Наиболее часто используются: Социометрия (Дж. Морено), Методика пространственной социометрии, Модульная методика диагностики межличностных конфликтов А.Я.Анцупова и др.

Например, Методика Анцупова диагностирует такие параметры, как отношение к каждому члену группы; представление об отношении каждого к самому себе; качество выполнения должностных обязанностей; развитость нравственных качеств. Она позволяет рассчитать ряд индексов, в частности, индекс конфликтности группы и индексы конфликтности каждого из ее членов.

Достоинства метода : оценивается реальная деятельность и реальные взаимоотношения в группе, что позволяет диагностировать внутригрупповые конфликты.

Недостатки метода : не позволяет выявить причины тех или иных взаимоотношений и конфликтов в группе.

2.3.6. Анализ результатов деятельности (документов)

используется для ретроспективного анализа конфликтов на основе имеющихся документов. При их изучении широко применяется процедура контент-анализа (англ. content – содержание) - метод качественно-количественного анализа с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в содержании документов. Материалом исследования являются тексты документов (дневников, рапортов, объяснительных записок, докладов и др.), которые рассматриваются как «сообщения». Основные области применения контент-анализа в конфликтологических исследованиях это: 1) изучение реальных конфликтов, которые отображены в содержании сообщений, 2) изучение конфликтности авторов сообщений (коммуникаторов); 3) обработка и уточнение данных, полученных с помощью других методов.

Контент-анализу в конфликтологических целях могут подвергаться также художественные и религиозные тексты. Например, Анатолий Яковлевич Анцупов и др. провели контент-анализ Ветхого и Нового заветов, с целью определить отношение христианства к конфликтам. Было установлено, что из 12407 встречающихся понятий и категорий 1909 отражают проблему насилия (15.39%). В группе "насилие" наиболее часто употребляется категория "наказание" и производные от нее (25.9%), призывы убивать отражены в 20.8%, а проявления ненависти и злобы в 13.3% понятий. Среди категорий "мир и согласие" наиболее часто употребляется группа слов со значением "помощь, поддержка" - 26%. Это показывает противоречивость отношения к насилию в рамках Святого писания.

Перечисленные методы дополняют друг друга, поэтому в конкретном исследовании их применение обязательно должно носить системный характер.

Тема 3. Понятие, типология, структура конфликта

    Как правильно управлять финансами своего бизнеса, если вы не специалист в области финансового анализа - Финансовый анализ

    Финансовый менеджмент - финансовые отношения между суъектами, управление финасами на разных уровнях, управление портфелем ценных бумаг, приемы управления движением финансовых ресурсов - вот далеко не полный перечень предмета "Финансовый менеджмент "

    Поговорим о том, что же такое коучинг ? Одни считают, что это буржуйский брэнд, другие что прорыв с современном бизнессе. Коучинг - это свод правил для удачного ведения бизнесса, а также умение правильно распоряжаться этими правилами

6.1.5. Диагностика конфликтов

Диагностика (от греч. diagnostik

диспозиционный

ситуационный

1)

2)

3) методы анамнеза и самооценки

Идеогpафический Номотетическое

– укреплению своих позиций;

– достигаемым целям;

– действиям противника.

– типология конфликта.

Таблица 6.3

Диагностика (от греч. diagnostik – способный распознавать) понимается как способность распознавать методы, направленные на «схватывание» целостности; она неразрывно связана с анализом и синтезом.

В научной литературе сложилось несколько подходов к диагностике конфликтов, в каждом из которых разработаны свои специфические методы. Наиболее распространенными являются социологический и психологический подходы. В последнее время на стыке этих двух наук формируется социально-психологический подход исследования конфликтов.

Специфика социально-психологического подхода заключается в изучении отражения конфликтов в сознании индивида, психологических причин его возникновения, протекания и разрешения. Изучаются проблемы однозначности и адекватности понимания составляющих конфликта конфликтующими сторонами, субъективные переживания ситуации конфликта, осознание его причин и действующих лиц.

В психологии конфликта широко применяются такие подходы к его исследованию:

диспозиционный – основанный на поиске причин конфликта в диспозициях, конфликтных чертах личности, ее установках;

ситуационный – рассматривающий конфликтное поведение личности как результат исключительного влияния ситуационных факторов, не зависящий от внутренней мотивации.

Наиболее распространенными в психологии являются следующие методы диагностики конфликтов:

1) экспериментальное конструирование конфликта , преимущественно в лабораторных условиях. Эксперимент в настоящее время редко применяется для изучения поведения в конфликтной ситуации, но ролевые игры и моделируемые конфликтные ситуации являются составной частью социально-психологического тренинга «Деловое общение»;

2) изучение «конфликтогенных» явлений в группах : предрасположенность к агрессивному поведению отдельных лиц, наличие микрогрупп с отрицательной направленностью и др. С этой целью применяются различные личностные опросники и тесты, а также варианты социометрии. Эта методика выявляет самооценку поведения работника и должна быть дополнена исследованиями объективных характеристик конфликтного поведения работника;

3) методы анамнеза и самооценки – описание конкретных конфликтов или конфликтных ситуаций, которые уже состоялись. Подробному анализу подвергаются личности участников конфликта, причины, поведение в конфликте, характер его завершения.

Более эффективно комплексное использование различных методов, которые позволили бы дополнять друг друга и устранять недостатки в применении того или иного метода.

Перспективным является соотношение номотетического и идеографического подходов к описанию и объяснению поведения человека в конфликте.

Идеогpафический способ исследования ориентирован на описание и объяснение сложного целого. Описание должно быть полным и конкретным, единичный элемент, т. е. личность, должен быть представлен как уникальный феномен. Номотетическое исследование, наоборот, ориентировано на открытие общих законов, справедливых для любого частного случая. Основные структуры и процессы раскрываются с помощью экспериментальных процедур.

Социологический подход включает следующие методы диагностики:

1) выявление структуры социального конфликта, которая включает в себя субъекты конфликта (конфликтующие стороны); отношения конфликтующих сторон; предмет конфликта; внешнюю социальную среду;

2) универсальная схема понятийного описания конфликта, т. е. описание вербального и невербального поведения сторон конфликта по отношению к:

– созданию собственного имиджа;

– созданию имиджа противника;

– укреплению своих позиций;

– ослаблению позиции противника;

– достигаемым целям;

– целям, препятствующим укреплению позиции противника;

– действиям противника.

Это теоретическая модель, которая основывается на таких общих понятиях, как сущность, классификация, структура, функция, генезис, эволюция, динамика, системно-информационное описание, предупреждение, разрешение, исследование и диагностика;

3) диагностика структурных элементов конфликта, которая включает в себя 27 этапов и понятий: полный состав участников конфликта, определение роли каждого участника, выяснение мотивов конфликтующих сторон; выяснение предмета конфликта, интересов сторон, их целей, соответствия целей интересам конфликтующих сторон, динамики, повода, причины, этапа конфликта, типа конфликтного поведения и установок на то или иное поведение в конфликте его сторон, выяснение длительности, остроты энергетики, психофона конфликта, его цены, сопоставление ее с ценой выхода из конфликта, определение подходящей к данному случаю модели решения конфликта и т. д.;

4) определение основных фаз конфликта: предконфликтное состояние – конфликтоген – напряженность – основание конфликта – конфликт – нагнетание напряженности – разрешение конфликта. Эти фазы исследуются на методологическом уровне, описываются моменты перехода из одного состояния конфликта в другое;

5) диагностика формальной структуры противоборства сторон в рамках юридической институционализации конфликта: определение конфликтной ситуации, составление классификатора и фиксация правового статуса взаимодействующих сторон, конкретизация их требований к конечному результату конфликта и т. д. вплоть до анализа и прогноза действий в чрезвычайных ситуациях;

6) картография конфликта: каждый участник конфликтной ситуации заполняет карту конфликта сам или вместе с партнерами (рис. 6.1).

Рис. 6.1. Пример описания карты конфликта между сотрудниками старшего возраста и молодыми по поводу грядущего сокращения штатов

Заполнение карты конфликта состоит из трех этапов:

– определить общий характер проблемы;

– опознать и назвать главных участников;

– определить, каковы нужды и опасения каждого участника или группы.

Составленная карта конфликта дает возможность определить степень противоречивости интересов и действий участников конфликта, его основных субъектов и выбрать форму и методы разрешения конфликта;

7) составление понятийной схемы исследования социального конфликта. Конфликт рассматривается в рамках четырех основных категорий:

– структура конфликта (факторы и причины, оппоненты в конфликте, предмет, инцидент, условия протекания конфликта, преследуемые оппонентами цели);

– динамика конфликта (возникновение, осознание объективной конфликтной ситуации, переход к конфликтному поведению, разрешение конфликта);

– функции конфликта (интеграция социальной организации, сигнализация о плохом состоянии дел, поддержка инноваций и творчества, улучшение психологического климата, проблематизация спокойного существования, стабилизация отношений, обучение и познание);

– типология конфликта.

Описание и анализ конфликтологической ситуации предполагает сочетание различных подходов и методов анализа (табл. 6.3).

Таблица 6.3

Подходы к анализу различных элементов конфликтной ситуации в организации

Диагностика конфликта в организации начинается с регистрации факта конфликта, его типичности или исключительности, широты распространения и причин. Причины конфликта указываются его участниками в письменной или устной форме.

Соотнесение реального конфликта с представленной классификацией позволяет определить область его распространения, ответственные за его возникновение структуры и выбрать специфические методы разрешения конфликта.

Все права защищены. Материалы этого сайта могут быть использованы только со ссылкой на данный сайт

Подобный опросник, нацеленный на изучение стратегий, избираемых руководителем в конфликтных ситуациях, разработан Ершовым А.А. Он выделяет у руководителей первичных организаций 4 основные сферы ценностных ориентаций, которые актуализируются в конфликтных ситуациях:

Ориентация на труд и его эффективность;

Ориентация на себя, свои взгляды и опыт;

Ориентация на официальную субординацию, права и обязанности.

Методика состоит из 12 конфликтных ситуаций, для каждой из которых предлагаются четыре варианта решений. соответствующих четырем возможным ориентация.

Проективные тесты для определения стратегий поведения в конфликтных ситуациях.

Тест Ф.Розенцвейга. Он состоит из картинок, описывающих некий инцидент между персонажами, причем испытуемому предлагается идентифицировать себя с одним из них. Слова партнера на рисунке содержат некое обвинение (явное или скрытое) в адрес респондента или препятствуют удовлетворению его потребностей. Ответы испытуемого категоризируются в соответствии со специальной схемой и это позволяет определить, как человек обычно реагирует на фрустрирующую ситуацию: поиском виноватого вовне, самообвинением или как-то иначе.

На базе этого теста был разработан тест "Деловые ситуации" (20 рисунков), изображающих конфликтные ситуации в организации.

Использование психологических тестов для определения уровня конфликтности личности:

Опросник А.Басса и А.Дарки. (1957 г.) Предназначен для определения индивдиуального уровня агрессивности личности. Агрессия рассматривается авторами как комплексный феномен, проявляющийся в различных формах агрессивных и враждебных реакций: физической, косвенной, вербальной агрессии раздражительности, обиде и т.п. Опросник дает возможность определить индивидуальные индексы агрессивности и враждебности.

Опросник Кеттелла.

Опросник Г.Айзенка.

Определение уровня тревожности по опроснику Спилберга.

Общей проблемой применения всех этих методик для диагностики конкретных конфликтов в организациях является то, что поскольку они создавались психологами и на основе психологических методик и тестов, то заложенное в них понятие нормы (где оно есть вообще), имеет либо отношение к психологической норме – границы проявления того или иного признака в генеральной совокупности, либо это задание нормы в рамках ценностно-нормативного подхода, когда понятие нормы закладывается автором концепции.

3.2 Диагностика конфликтов на межличностном уровне.

Чаще всего для этого используется традиционный метод социометрии (как правило, в виде опроса):

Лебедев А.Н. Методика прогнозирования межличностных конфликтов в коллективах.

Параметры взаимных оценок, наиболее существенные в плане возникновения конфликтов:

Уровень профессиональной подготовки;

Отношение к труду;

Уровень развития нравственных качеств;

Уровень способностей к руководству коллективом;

Уровень развития инновационных качеств.

В предложенной процедуре работники оценивают своих коллег по этим параметрам, сравнивая их между собой (ранжирование).

Недостатки методики:

1. ценностно-нормативный подход;

2. гало-эффект.

Модульная методика диагностики межличностных конфликтов.

А.Я.Анцупов. А.И.Шипилов.

Основана на социометрической методике.

Два базовых модуля, позволяющих оценить отношение к сотрудникам со стороны каждого из коллег по работе. Сопоставление ответов на первые два вопроса дает возможность:

Выявить реальные и потенциальные конфликтные диадные взаимоотношения в группе;

Количественно оценить интенсивность, остроту конфликта.

Дополнительные модули используются в зависимости от целей изучения коллектива и позволяют оценить:

Качество работы каждого члена группы;

Нравственные качества каждого члена группы;

Профессиональные знания членов группы;

Степень его помощи коллегам;

Усилия по достижению личных и общегрупповых интересов;

Характер выполнения данных обещаний.

Процедура опроса предполагает заполнение каждым членом коллектива специального бланка (социометрической карточки), на которой перечисляются все члены группы.

Оценка дается по десятибалльной шкале от +5 до –5

Методика диагностики взаимоотношений в группе

Анкета представляет собой социометрическую карточку, на которой фиксируются все члены коллектива, а затем респондент делает положительные или отрицательные выборы по определенным 14 критериям.

Недостатком такого оформления социометрической карточки является то, что респондент вынужден отмечать даже тех индивидов, о которых у него нет определенного мнения.

Обработка полученной в ходе исследования информации происходит по нескольким каналам.

Во-первых, на первом этапе происходит построение социограмм, наглядно показывающих связи внутри коллектива. Социограммы позволяют выявить наличие микрогрупп в коллективе подразделения, определить лидеров, аутсайдеров, т.е. социально-психологическую структуру, так как основной акцент делается на неформальный аспект социальных связей.

Такой анализ позволяет также выделить напряженные моменты во взаимоотношениях членов коллектива, чреватые возникновением конфликтных ситуаций в настоящем и будущем.

Во-вторых, выбранная форма социометрической карточки, когда по сути каждый член коллектива так или иначе определяет свое отрицательное или положительное отношение ко всем своим коллегам, при определенных недостатках, все же позволяет определять “рейтинг” каждого члена коллектива”, так как 14 критериев выбора сводятся к 4 параметрам:

Лидерство;

Совместимость (умение налаживать благоприятные отношения с коллегами);

Надежность (степень доверия к члену коллектива);

В-третьих, на основе полученных данных вычисляются социометрические индексы.

2.3. Диагностика межгрупповых конфликтов в организации.

1.Методики, ориентированные на предметную методологию в блоке описания реального состояния объекта, как правило, основываются на опросных методах. при этом блок задания должного – ценностно-нормативный.

Методика выявления противоречий в формальной структуре как причин возникновения конфликтов. Были выделены основные зоны возможного возникновения противоречий в организации

Категории Эмпирические индикаторы
Организация рабочего места Формы распределения заданий между сотрудниками
Реализация задач или ориентация на цели
Формы организации труда
Сбалансированность прав и обязанностей
Уровень формализации процедур
Отношения руководства и подчинения Соблюдение принципа единоначалия
Выявление форм контроля
Участие в принятии решений
Определение степени формализации отношений
Информация и коммуникации Оценка оперативности и точности передачи информации
Оценка основных каналов передачи информации
Информированность об источниках необходимых сведений
Оценка правильности интерпретации распоряжений руководства
Оценка уровня обратной связи
Персонал Оценка уровня профессиональных знаний
Уровень информированности сотрудников о целях и задачах
Оценка возможности проявления инициативы сотрудниками
Удовлетворенность системой оплаты труда
Индивидуальная оценка перспектив развития карьеры
Культура Соблюдение норм трудовой дисциплины
Выявление частоты общения с руководством подразделения
Отношение к изменениям
Наличие конфликтов в подразделении
Восприятие и пути разрешения конфликтов
Оценка уровня сплоченности коллектива

Каждый эмпирический индикатор предполагает четыре возможные ситуации, раскрывающие его, каждой из них присвоено определенное количество баллов. Сотрудники, отвечающие на анкету, выбирают ситуации, характерные для их подразделения. Затем подсчитывается среднее значение по каждому показателю, и на этой основе строится профиль подразделения.

Формирование нормативного критерия:

норма задается на основе экспертного опроса: в качестве экспертов выступают руководители подразделения (анкетирование и интервьюирование). На базе полученных данных формируется эталонный профиль подразделения, который затем и сравнивается с реальным профилем, полученным в результате обработки анкет сотрудников.

Однако блок рассогласования - умозрителен.

2. Класс диагностических методик, как правило, ориентирован на проблемную методологию в описании объекта, но в блоке задания должного более распространен ситуационный подход (проблемно-ситуационный).

Методы получения информации: игровые методы

слабоформализованные интервью

иногда – анкетирование.

Позиционный анализ (А.И.Пригожин)

ПА – диагностическая методика, позволяющая выявить позиционность, определить линии, разделяющие организацию на группы работников, состоящих между собой в позиционном конфликте.

Суть ПА - определение тех линий, которые делят организацию на совокупность соц. групп, находящихся между собой в позиционном конфликте или имеющих различные интересы, вступающие друг с другом во взаимодействие.