Самозванцы на руси в смутное время. Смутное время (Смута). Основные события. Появление самозванцев в Смутное время

Санкт-Петербургский государственный

архитектурно-строительный университет

Кафедра истории

Дисциплина: Отечественная история

Реферат

САМОЗВАНЦЫ НА РУСИ В СМУТНОЕ ВРЕМЯ

Студентка группы 2 ПЗ 1

Н. Э. Медушевская

Руководитель:

канд. ист. наук, доцент

В. Н. Роденков

Введение…………………………………………………………………. 3

1. Конец династии Рюриковичей……………………………………… 4

2. Борис Годунов……………………………………………………….. 5

3. Боярская смута и Лжедмитрий I…………………………………… 7

4. Василий Шуйский и Тушинский вор………………………........... 18

Заключение………………………………………………………….......21

Список литературы…………………………………………………….. 22

ВВЕДЕНИЕ

История России полна тайн и загадок. Одна из них ­- тайна Смутного времени. Лихолетье. Междуцарствие. Так назвал это время Василий Осипович Ключевский. В начале XVII века Русское государство вступило в полосу экономического упадка, внутренних раздоров и военных неудач. Настало Смутное время, ввергшее народ в пучину бедствий. Государство переживало глубочайший кризис всех сфер жизни. Оно стояло на грани распада. Первая в истории Российского государства гражданская война. Внутренний конфликт подорвал силы огромной державы.

Огромное количество вопросов оставляют за собой события смутного времени и далеко не на все из них можно дать однозначный ответ. Кто убил царевича Дмитрия? Кто покровительствовал Григорию Отрепьеву? Почему не имела продолжения династия Годуновых, ведь Борис был далеко не самым худшим русским царем?

Мне особенно интересна роль самозванцев в игре, которую начали бояре. Какие настроения преобладали в народе и правящем классе. И что же в конечном итоге заставило объединиться русский народ и выступить против интервентов.

Я попытаюсь максимально раскрыть предложенную мною тему, а так же сделать выводы по изученному материалу.

КОНЕЦ ДИНАСТИИ РЮРИКОВИЧЕЙ

Перед смертью Иван Грозный доводит до отчаянья, практически губит страну, а затем и династию, убивая сына Ивана. Престол же он завещает слабоумному и хилому сыну Федору, при котором назначает правительственный комитет во главе с Борисом Годуновым (братом жены Федора Ирины), который умно и осторожно ведет все государственные дела, приобретая колоссальный опыт управления страной. Наступает время отдыха от страха и опричнины. Младший сын Грозного царевич Дмитрий – слабый болезненный мальчик, страдает жестокой эпилепсией. Он вместе с матерью Марией Нагой отправлен в удельное княжество со столицей в Угличе. В мальчике рано проявляется жестокий характер, что не мало пугает бояр, которые боятся повторения такого же правления, как и при отце Дмитрия. Чтобы контролировать юного царского отпрыска Борис Годунов прислал в Углич дьяка Михаила Битяговского, наделенного большими полномочиями. Фактически царевич Дмитрий и его мать лишились почти всех привилегий, которыми они обладали в качестве удельных владык. Дьяк контролировал все доходы, поступавшие в удельную казну. В полдень 15 мая 1591 Царевич Дмитрий погиб в резиденции в Угличе. Смерть Дмитрия сопровождалась бурными событиями. В Угличе произошло народное восстание. Смерть Дмитрия вызвала многочисленные толки в народе. Была создана комиссия по расследованию смерти Дмитрия во главе с боярином Василием Шуйским. Следствие прошло суматошно в течении 10 дней. Существует две версии смерти Дмитрия: насильственная и та, что он сам заколол себя ножом в приступе эпилепсии, когда играл в тычку. Нынешние исследования говорят о том, что Борис был не причастен к смерти царевича. Тем не менее, до сих пор смерть царевича Дмитрия остается под покровом тайны. Многое известного вызывает сомнения у историков.

Однако в Москве правил законный царь и династический вопрос никого не занимал. Но 6 января 1598г. умирает царь Федор и династия Калиты пресекается. Имя Дмитрия вновь появилось на устах, а в момент смерти Дмитрия никто из современников не подозревал, что десять лет спустя «убиенному младенцу» суждено будет стать героем народных утопий.

БОРИС ГОДУНОВ

После смерти Федора Борис рассчитывал, что власть перейдет к царице Ирине (сестре Годунова) и из ее рук он сможет управлять государством как и прежде. Но перед смертью Федор наказал жене принять иноческий образ, что полностью разрушило планы Бориса. Борьба за власть раскалывает боярскую думу, и чтобы выиграть в ней, Борису приходится приложить немало хитрости. Бояре не желают видеть в Годунове единоличного правителя и пытаются навязать свои условия. Тот в свою очередь даже не думает ограничивать свою возможную власть и всем видом показывает народу, что править не желает. Действие происходит в стенах Новодевичьего монастыря. В это время Боярская дума предпринимает попытку венчать на царствие Симеона Бекбулатовича. (здесь можно провести параллели с правлением Ивана Грозного). В ответ на это Борис объявляет о том, что стране угрожает вторжение Крымской Орды и возглавляет выступление. Боярам пришлось подчиниться. Народ бьет поклоны Годунову и он соглашается на престол, мол более не может противиться воле народа.

Борис Годунов был избран на престол Земским собором в 1598 году. Он оставался в глазах бояр худородным выскочкой. Борис Годунов взошел на трон в несчастливое время. Борис происходил из татарского рода: его предок Мурза Чет выехал из Золотой орды и принял крещение, но это было давно и, с тех пор, Годуновы совсем обрусели. Годунов был очень богат; говорили, что он на свой счет мог вооружить 100000 войска. Он очень умно правил государством: не было ни казней, ни жестокостей, русская земля отдохнула от царствования Ивана Грозного; правитель строил города, увеличивал войско, торговлю, промыслы.

Весной в 1601 году десять недель подряд шли проливные дожди, а в конце лета мороз повредил хлеб и остальные посадки. На следующий год поля засеяли гнилым хлебом, который так и не взошел. Россию поразил голод, такой, какого никогда еще не бывало. Бедствия, обрушившиеся на страну при Годунове, придали особую прелесть воспоминаниям о благоденствии России при «хорошем» царе Иване Васильевиче. Правительство пыталось бороться с голодом. Недоброжелатели Бориса считали, что раздача милостыни лишь усилила голод в Москве, куда потянулся люд со всей округи. Современники имели основание упрекать богатых землевладельцев в том, что они спекулировали хлебом и обогащались за счет голодающего народа. Но не спекуляции были причиной бедствия. Суровый климат, скудность почв, феодальная система земледелия делали невозможным создание таких запасов зерна, которые могли бы обеспечить страну продовольствием в условиях трехлетнего неурожая.

Беда дала выход давно созревшему народному гневу. Голодные холопы, которым господа отказывали в пропитании, составляли вооруженные отряды и нападали на помещиков, грабили проезжих на дорогах. К ним присоединялись крестьяне и прочий голодный люд. Осенью 1603 года правительственные войска разгромили большой отряд «разбойников» в окрестностях столицы. Их предводитель Хлопко-Косолап был взят в плен и повешен. Волнения 1603 года послужили прологом к гражданской войне, начавшейся после появления на исторической сцене Лжедмитрия I.

ЛЖЕДМИТРИЙ I

Закрепощение крестьян и ухудшение их положения в конце XVI века, резкие формы борьбы Ивана Грозного с боярством, политика церкви, окружившей престол ореолом святости, природные катаклизмы, - вот некоторые факторы, благоприятствовавшие широкому распространению в народе легенды о пришествии царя-спасителя.

В начале XVII века Россия претерпела первую в своей истории гражданскую войну. Многие, кто пережил Смуту, винили во всех несчастьях проклятых самозванцев,выдававших себя за потомков Ивана Грозного, «законных» наследников престола. В них историки прошлого видели польских ставленников, служивших орудием иноземного вмешательства. Но на самом деле почву для самозванства подготовили не соседи России, а политические и социальные недуги, подтачивающие русское общество изнутри. Недовольны были не только низы общества, но и верхи. Обладая огромными земельными богатствами и опираясь на древние обычаи, знать, противилась самодержавным поползновениям монархии и претендовала на то, чтобы делить власть с царем.

Первый самозванец объявился в Литве в 1603 году. Власти в Москве тотчас начали следствие и установили, что под именем царевича скрывается беглый монах Чудова монастыря Гришка Отрепьев. В Москве находились мать чернеца, его дед и родной дядя. Гришка Отрепьев, в миру Юрий Богданович Отрепьев, родился около 1582 года в семье стрелецкого сотника. Он рано остался сиротой - в пьяной драке его отца зарезали в немецкой слободе. Юрий был некрасив, рыжеват, неловок, с грустно-задумчивым выражением лица, но в то же время он был человеком редких способностей, с бойким умом и пылким темпераментом, усваивал, шутя, то, на что другие тратили полжизни. Будучи сиротой он не мог преуспеть в государственной службе, вместо этого он поступил слугою на двор к Федору Никитичу Романову, а после к князю Черкасскому. В 1600 году Романовы составили заговор против Годунова. Федор Романов, двоюродный брат покойного царя Федора Ивановича, метил в русские цари. Однако заговор был раскрыт, Романовых обвинили в покушение на государя. Федор Романов был насильно пострижен в монахи под именем Филарета, шестилетнего сына Михаила, и супругу, которую тоже постригли, и всех родных сослали в разные места. Отрепьеву, как участнику заговора, грозили пытка и виселица. Спасаясь, он бежал из столицы и постригся в монахи. Но вскоре Гришка вернулся в Москву и стал монахом кремлевского Чудова монастыря, а уже через год его взял к себе в келью архимандрит, затем Григорий оказался у патриарха Иова, который в своих грамотах писал, будто взял Отрепьева на патриарший двор «для книжного письма». На самом деле Иов приблизил способного инока не только из-за хорошего почерка. Его ум и литературное дарование доставили ему высокое положение при патриаршем дворе. На царскую думу патриарх являлся с целым штатом писцов и помощников, среди них был и Отрепьев. Сам же Отрепьев везде разузнавал все, что можно о царевиче Дмитрии, и стал в шутку говорить другим монахам: «Знаете ли, что я буду царем в Москве». Об этих словах донесли Иову. Патриарх повелел заточить вольнодумца на Белоозере, но родственники уведомили его об этом, и он в начале 1602 года вместе с двумя другими монахами - Варлаамом и Мисаилом - бежал за рубеж.

Министерство образования и науки РФ

Кафедра философии и истории


Самозванцы Смутного времени


Выполнил: студентка ММ-12

Котовалова Мария

Проверил: Боровой Е.М.


Новосибирск.



Введение

Глава 1. Смута и ее причины

Глава 2. Самозванцы Смутного времени (17 в.)

2 Лжедмитрий II

3 Лжедмитрий III

Заключение


Введение


Период государственного кризиса начала 17 века в исторической науке называют Смутным временем, в этот период также входят, время Голода и Великое Московское разорение.

Некоторые историки утверждали, что причиной появления самозванцев были польские ставленники, но на самом деле основой являются предшествующие тому события истории.

Тяжкий для страны период правления Ивана Грозного и поражение в Ливонской войне все это породило напряженность во всех слоях общества.

Ухудшение положения крестьян в конце XVI века. События, связанные с положением боярства в период правления Ивана Грозного. Окружение престола ореолом святости - все это послужило появлению легенды о царе-спасителе, коим мог стать исчезнувший при неизвестных обстоятельствах сын Ивана Грозного.

Во времена смуты самозванство приобрело огромные масштабы. Кроме Лжедмитриев и "царевича Петра" существовало еще много личностей за которых себя выдавали различные люди: это такие как "чудом спасшийся" сын Бориса Годунова, Фёдор, а также огромное количество "новых сыновей" Ивана Грозного.

Цель данного реферата - рассказать о самозванцах, оставивших наиболее яркий след в истории Смутного времени.


Глава 1. Смута и ее причины


Смута-это время, которое порвало "связь времен", порушило привычные для той эпохи базовые понятия и представления. В основном - это потеря устоявшихся социально-политических отношений, смешение и изменение составляющих социальной системы, ее важнейших нравственных и идеологических норм. Одним словом, Смута - это потрясение всех устоев общества, утрата огромными массами людей привычных жизненных ориентиров и даже фундаментальных основ своего бытия.

Анализируя распад, хаос и "нестроения", поразившие русское государство и общество, необходимо выделить, на мой взгляд, наиболее значимые факторы и предпосылки, которые обусловили вхождение страны в режим анархии и упадка. Следует обратить внимание на то, что Смута была не только событием, следовавшим после царствования Ивана Грозного, оно было в решающей степени обусловлено процессами, зародившимися в недрах Московского государства времен царя Ивана IV.

Первые предпосылки грядущей Смуты появились в период опричнины, принесшей немало бед и разразившийся социальный конфликт внутри правящего класса. Больше всего она отразилась на нравственном состоянии общества. Известный философ и публицист русского зарубежья Г.П. Федотов прямо писал об опричнине как первоисточнике и причине Смутного времени. "Весь русский народ,- отмечал он,- был не только жертвой царя Ивана, но и соучастником его преступлений". Всеобщая деморализация была последствием опричного режима. Во всех сословиях, отмечал один из современников-иностранцев, воцарились раздоры и несогласия, никто не доверял своему ближнему. Подозрительность и недоверие внутри общества особенно усилились во времена правления Бориса Годунова, который, используя опыт опричнины, превратил доносительство в инструмент укрепления своей власти.

Ливонская война стала важнейшим фактором формирования предпосылок Смуты. При столь длительном перенапряжение моральных и физических сил народа, а также экономического потенциала страны привело к глубокому упадку народного хозяйства, разорению значительной доли российских земель, подрыву экономической базы как тяглого, так и служилого сословий. По данным переписи 1582-83 года 60% Новгородских земель запустели. Не менее грустная картина сложилась и в землях Московского уезда. Ухудшение жизни крестьян привело к увеличению беглых и холопов. Именно это послужило причиной продления "заповедных лет", когда крестьянам запрещалось переходить от одного владельца к другому. "Заповедные лета" стали вводиться по указам Ивана Грозного с 1581 г. Правда, действие этих указов не распространялось на всю страну. В 1597 г. были изданы указы о пятилетнем сроке сыска беглых крестьян и холопов. Эти отчаявшиеся люди пополняли разношерстные группы, которые скапливались в южных уездах Московского государства. Эти ватаги превращались в опасный "горючий материал", который мог быть использован в периоды острой социальной борьбы на стороне тех или иных политических сил.

Как гласит народная мудрость, беда не приходит одна. К неурядицам в жизни общества добавились еще и удары стихийных сил природы. Начало XVII в.

ознаменовалось рядом страшнейших неурожаев. Начало 17 века ознаменовано страшным трехлетним голодом и массовым мором, погубившим до трети населения страны. В стране поднялись бунты

голодного люда. Самым известным из них стало восстание под предводительством Хлопка, для подавления которого пришлось даже направить правительственные войска. На окраинах волновалось казачество.

Таким образом, многочисленные факты свидетельствуют о серьезном хозяйственно-экономическом и нравственно-культурном кризисе, о развивавшемся на его основе социальном конфликте и разладе в Московском государстве, который особенно обострился в первые годы XVII в.

И тем не менее не эти факторы стали по отдельности стали причиной Смуты. Разве мало было периодов голода и различных движений на Руси до и после Смуты.

Пожалуй, главной причиной этого явления стал глубокий династийный кризис, в котором находилось Московское государство в последнее десятилетие XVI века


Глава 2. Самозванцы Смутного времени (17в.)


Основой российского самозванства стала народная вера в богоизбранность "настоящего" царя. Данное представление может объяснить и природу самозванства, то есть помочь выявлению тех идейно-психологических факторов, которые подвигали людей на то, чтобы выдавать себя за члена царской фамилии или посланника небес. Вряд ли российские самозванцы были авантюристами и сознательными обманщиками. Скорее всего, самозванцы искреннее, "бесхитростно" отождествляли самих себя с тем лицом, имя которого принимали.

Поговорим о самозванстве царистского толка. Ни в одном случае самозванчества нельзя установить, чего именно каждый из самозванцев хотел добиться лично для себя, Поэтому вред ли можно сказать, что в основе самозванства лежало стремление к достижению материальных благ или житейских выгод. Ведь. Видимо, никаких реальных, конкретных планов у них не было, и их личная судьба едва ли рисовалась им в сколько-нибудь определенных очертаниях даже на ближайшее время.

Так что же тогда самозванцами двигало? Какие обстоятельства могли заставить простого человека поверить в то, что он "истинный государь".

Так как в сознании людей присутствовало представление о Божественном предназначении подлинного царя, воплощавшееся в поверье о неких "царских знаках", то нет ничего удивительного в том, что человек, обнаружив на своем теле какие-либо "знаки", начинал считать себя Божиим избранником.

В случае нарушения естественного (родового) порядка наследования престола тот, кто занимает в итоге подобной комбинации царский трон, может сам восприниматься как самозванец. "Открытие" такого самозванца на троне провоцирует появление других: в народе происходит как бы конкурс самозванцев, каждый из которых претендует на свою отмеченность.

Основой всего этого является убеждение, что судить о том, кто есть подлинный царь, должен не человек, но Бог.

В литературе устоялось мнение, что самозванцы заручились поддержкой народа потому, что обещали ему сытую жизнь, освобождение от крепостного гнета и повышение социального статуса. Так же допускается возможность, что народ мог идти за самозванцами даже не веря в то, что они истинные наследники престола, а просто используя их в своих целях. Подразумевается, что не важно, кто взойдет с их помощью на престол, - главное, чтобы новый царь был "хорошим", "мужицким", чтобы он защищал интересы народа.

Массовая поддержка могла опираться так же и на признание претендента "подлинным государем" со стороны свидетелей или авторитетных лиц, которые-де знали его еще в бытность царем.

Я рассмотрю только самозванцев, сыгравших важную роль в истории России.кризис смута самозванец царь

В сентябре 1580 г. Иван Грозный женился на дочери своего боярина Ф.Ф. Нагого, Марии Федоровне. Это был его седьмой брак. В октябре 1583 года царица родила сына, которого нарекли Дмитрий-Уар в честь одного из христианских мучеников. После смерти Ивана IV Грозного в марте 1584 года, царем стал его сын Федор Иванович, в правление которого вся власть принадлежала царскому шурину боярину Б.Ф. Годунову. А маленького Дмитрия и его мать удалили на Волгу, в Углич, в их родовой удел, оставленный Дмитрию его отцом.

Традиционная историография свидетельствует, что царевич Дмитрий погиб в Угличе в мае 1591 года при невыясненных обстоятельствах. До сих пор существует несколько версий этого загадочного дела. Согласно официальной, изложенной комиссией во главе с князем В.И. Шуйским, мальчик вовремя эпилептического припадка напоролся горлом на лезвие ножа. Согласно другой, неофициальной версии, Дмитрий был убит по приказу Бориса Годунова, который стремился избавиться от претендентов на престол. Эта версия опирается на рассказ Афанасия Нагого, брата царицы Марии. Но по обеим версиям маленький Дмитрий был убит.

Имеется и третья версия, согласно которой комиссия Шуйского зафиксировала в Угличе смерть ребенка от несчастного случая, однако это не был царевич Дмитрий. А настоящий царевич Дмитрий не умер, и что именно он со временем выступил с притязаниями на родительский престол. Просто опасаясь, что Годунов погубит царского отпрыска, его якобы подменили другим ребенком, а Дмитрия увезли куда-то и воспитывали в глубокой тайне.

Уже в 1600 г. разнесся слух, будто Дмитрий не убит, а, охраняемый верными людьми, проживает в тайном месте.

Царь Федор Иванович умер, не оставив наследников. Прервалась династия Рюриковичей, в стране разразился династический кризис. Земским Собором в 1598 году был избран новый царь-Годунов Борис Федорович. Мирное течение московской жизни было окончательно прервано самозванческой смутой.


1 Лжедмитрий I - царь московский (1605-1606)


При настоящем состоянии источников происхождение этого лица, равно как история его появления и принятия на себя имени царевича Димитрия, сына Иоанна Грозного, остаются до сих пор весьма темными и до конца невыясненными. В Польше появляется человек, назвавший себя Димитрием (Лжедмитрий I), Правительство Годунова излагало в своих грамотах его историю следующим образом.

Юрий или Григорий Отрепьев, сын галицкого сына боярского, Богдана Отрепьева, с детства жил в Москве в, холопах у бояр Романовых и у князей Черкасских. Затем он постригся в монахи, и, переходя из одного монастыря в другой, попал в Чудов монастырь. Там его грамотность обратила внимание патриарха Иова, взявшего его к себе для письма; похвальба Григория о возможности ему быть царем на Москве дошла до Бориса, и последний приказал сослать его под присмотром в Кириллов монастырь. Предупрежденный вовремя, Григорий успел бежать в Галич, потом в Муром. И вернувшись вновь в Москву, в 1602 году бежал из нее в Киев, в Печерский монастырь, оттуда перешел в Острог к князю. Константину Острожскому.

Затем поступил в школу в Гоше, и наконец, вступил на службу к князю Адаму Вишневецкому, которому впервые и объявил о своем якобы царском происхождении. Этот рассказ и вошел в большую часть русских летописей и сказаний. Другие предполагали, что Лжедмитрий I. мог происходить из Западной Руси, будучи сыном или внуком какого-нибудь московского беглеца; Но все это лишь предположения, вопрос о личности Лжедмитрия I остается открытым. Но можно сказать с уверенностью, что он не был сознательным обманщиком, а являлся лишь орудием в чьих то руках, направленных на свержение царя Бориса. Истинными виновниками появления самозванца можно считать недовольных Борисом бояр; мнение это разделяется большинством историков. Немалая роль в подготовке самозванца отводится полякам. Лжедмитрий I вполне владел русским языком и плохо знал латинский, бывший тогда в польском обществе обязательным для образованного человека. Это позволяет с большою вероятностью предположить, что по происхождению он был русский. Достоверная история Лжедмитрия I. начинается с появления его в 1601 году при дворе князя Константина. Острожского, откуда он перешел в Гошу, а затем к князю Вишневецкому, которому и объявил о своем якобы царском происхождении. Князь поверил ему, как и другие польские паны, тем более что на первых порах появились и русские люди, признавшие в Лжедмитрии I мнимо-убитого царевича. Особенно близко сошелся Лжедмитрий I. с воеводой сандомирским, Юрием Мнишеком, в дочь которого, Марину, он влюбился. Стремясь обеспечить себе успех, Лжедмитрий I. пытался завести сношения с королем Сигизмундом. В начале 1604 года Лжедмитрий I. в Кракове был представлен королю. 17 апреля Лжедмитрий I. тайно принял католичество и обещал распространять католицизм в России. Сигизмунд признал Лжедмитрия, обещал ему ежегодное содержание, но официально не выступил на его защиту, дозволив лишь желающим помогать царевичу. Вернувшийся в Самбор, Лжедмитрий предложил руку Марине Мнишек. Предложение было принято, и он выдал невесте запись, по которой обязался не стеснять ее в делах веры и уступить ей в полное владение Великий. Новгород и Псков. Даже в случае ее бесплодия эти города должны были остаться за Мариной. Мнишек набрал для будущего зятя небольшое войско из польских авантюристов, к которым присоединились 2000 малороссийских казаков и небольшой отряд донцов. 15 августа 1604 года был открыт поход, в октябре войско перешло московскую границу. Обаяние имени царевича Димитрия и недовольство Годуновым дали о себе знать. Города Чернигов, Путивль и другие без боя сдались Лжедмитрию. Держался только Новгород-Северский. 50000 московское войско, под начальством Мстиславского, пришедшее на выручку этого города, было на голову разбито Лжедмитрием с его 15000 армией.

Русские люди неохотно сражались против человека, которого многие из них в душе считали истинным царевичем. Поведение боярства, которое Борис при первых вестях о Лжедмитрии обвинил в постановке самозванца, усиливало начинавшуюся смуту: некоторые воеводы, выступая из Москвы, прямо говорили, что трудно бороться против прирожденного государя. Большинство поляков, недовольных задержкой платы, оставило в это время Лжедмитрия, но зато к нему явилось 12000 казаков.

В.И. Шуйский разбил 21 января 1605 года. Лжедмитрия. при Добрыничах, но затем московское войско занялось бесполезной осадой Рыльска и Кром, а тем временем Лжедмитрий I, засевший в Путивле, получил новые подкрепления. Ничто не могло уже остановить разыгравшейся смуты. 13 апреля 1605 года умер внезапно царь Борис, а 7 мая все войско, перешло на сторону Лжедмитрия. 20 июня Лжедмитрий I. торжественно въехал в Москву. Провозглашенный перед тем царем Федор Борисович Годунов еще был убит раньше, вместе со своей матерью, посланцами Лжедмитрия I. Через несколько дней после въезда Лжедмитрия I. в Москву обнаружились уже замыслы бояр против него. В.И. Шуйский был уличен в распускании слухов о самозванстве нового царя и, отданный на суд собора, состоявшего из духовенства, бояр и простых людей, приговорен к смертной казни. Лжедмитрий I. заменил ее ссылкой Шуйского, а затем, простил совершенно, возвратив имения и боярство. Патриарх. Иов был низложен, и на место его возведен архиепископ рязанский, грек Игнатий, который 21 июля и венчал Лжедмитрия I. на царство.

Лжедмитрий I отличался недюжинной энергией, большими способностями, широкими реформаторскими замыслами и крайне высоким понятием о своей власти. Он переустроил думу, введя в нее, в качестве постоянных членов, высшее духовенство; завел новые чины по польскому образцу, принял титул императора или цезаря; удвоил жалованье служилым людям; старался облегчить положение холопов, воспрещая записи в наследственное холопство, и крестьян, запрещая требовать обратно крестьян, бежавших в голодный год. Лжедмитрий I. думал открыть своим подданным свободный доступ в Европу для образования, приближал к себе иноземцев. Равным образом Лжедмитрий I решительно отказался делать какие-либо земельные уступки Польше, предлагая денежное вознаграждение за оказанную ему помощь. Отступления от старых обычаев, какие допускал Лжедмитрий I, стали особенно часты со времени прибытия Марины. Любовь Лжедмитрия I к иноземцам раздражали некоторых ревнителей старины среди приближенных царя, но народные массы относились к нему доброжелательно, и москвичи сами избивали немногих, говоривших о самозванстве Лжедмитрия I. Последний погиб исключительно благодаря заговору, устроенному против него боярами и во главе с В.И. Шуйским. Удобный повод заговорщикам доставила свадьба Лжедмитрия. 8 мая 1606 года в Москве совершился брак Лжедмитрия с Мариной Мнишек. Заговорщики, воспользовавшись раздражением москвичей против поляков, наехавших в Москву с Мариной и позволявших себе разные бесчинства, в ночь с 16 на 17 мая, ударили в набат, объявили сбежавшемуся народу, что ляхи бьют царя, и, направив толпы людей на поляков, прорвались в Кремль. Захваченный врасплох, Лжедмитрий I пытался сначала защищаться, затем бежал к стрельцам, но они выдали его, и он был застрелен Валуевым. Народу объявили, что это был самозванец. Тело Лжедмитрия сожгли и, зарядив прахом пушку, выстрелили в ту сторону, откуда он пришел.

История самозванца, принявшего имя царевича Дмитрия, принадлежит к числу самых драматических эпизодов того времени.


2 Лжедмитрий II


мая 1606 г., без Земского Собора был провозглашен царем князь Василий Иванович Шуйский (1606-1610), главный руководитель заговора. Он дал оформленное в виде крестоцеловальной записи обязательство сохранить привилегии боярства, не отнимать у них вотчин и не казнить без суда. Знать пыталась разрешить создавшиеся глубокие внутренние и внешние противоречия с помощью боярского царя.

Между тем лжемонархи продолжали появляться в Российском государстве. Следующим самозванцем стал Лжедмитрий II. Под маской Лжедмитрия II скрывался некий Богданко, крещеный еврей.

Лжедмитрия II считают ставленником польских магнатов. Но это неверно. Инициаторами новой самозванческой интриги были Болотников и "царевич Петр". Их помощниками выступили белорусские шляхтичи, участвовавшие в походе Отрепьева на Москву. Заприметив в Могилеве низкорослого бродягу, фигурой напоминавшего убитого в Москве самозванца. Белорусские шляхтичи, попытались убедить его, что он - спасшийся царь, в последствии он был посажен в тюрьму за то, что пытался скрыться от шляхтичей, действующих под руководством Болотникова и "царевича Петра". Лишь после этого он поневоле согласился взять имя "царевича Дмитрия". Повстанческая армия Болотникова тотчас признала его государем. Лжедмитрий II пошел походом на Москву, но взять город сразу не смог и встал лагерем в селе Тушино, что на волоколамской дороге. Отсюда и появилось его второе имя "Тушинский вор". Из Тушина отряды самозванца грабили северные и центральные части России. К тому времени в стране появилось не менее десятка самозваных царевичей. Лжедмитрий II нуждался в помощи и поначалу охотно принимал "родственников", возглавлявших повстанческие отряды. Но с тех нор как в его лагере появились дворяне и знать. Лжедмитрий II изменил к ним отношение, и велел повесить двух "царевичей". Власть перешла в руки тушинской Боярской думы. Патриархом там стал Филарет Романов, самый опасный из противников Шуйского. Большую роль в Тушинском лагере играли наемные отряды из Польши. Положение Лжедмитрия II упрочилось после того, как в Тушино прибыла венчанная царица Марина Мнишек, отпущенная из русского плена Василием Шуйским. Самозванец встретил "супругу" при большом стечении народа, и та "узнала" в нем спасшегося мужа.

Лжедмитрий II осаждал Москву почти два года. В это время в стране был период двоевластия. Наличие двух царей полностью парализовало государственную власть, и сделало Россию легкой добычей для соседей.

Поляки осенью 1609 года осадили Смоленск. Василий Шуйский использовал для войны с Лжедмитрием II и поляками помощь шведов. В марте 1610 года воевода М. Скопин-Шуйский с русскими и шведскими войсками освободил Москву от осады. Тушинский лагерь распался. Скопин готовился выступить на выручку смоленскому гарнизону, но внезапно умер в молодом возрасте. Командование огромной армии принял бездарный брат царя Дмитрий Шуйский. В битве под Смоленском поляки одержали верх над русской и шведской армиями. Поражению союзников способствовал мятеж среди наемников. Тщетно Василий Шуйский пытался вновь собрать полки. Народ отвернулся от него.

июля 1610 года. Боярская дума и войска свергли Шуйского с престола, а через два дня он был насильно пострижен в монахи. Власть перешла в руки комиссии из семи бояр "Семибоярщина". Когда войска польские подступили к Москве, бояре заключили мирный договор с их предводителем гетманом Жолкевским. В соответствии с договором Москва признала царем королевича Владислава, сына польского короля. Столица поспешила принести присягу принцу до того, как договор был передан на утверждение королю и его сенаторам. Договор с польской стороной о призвании Владислава на русский престол был подписан 17 августа 1610 г. Этот договор открыл ворота Кремля войскам интервентов, что являлось прямым предательством национальных интересов.

Тем временем Лжедмитрий II был убит собственной охраной в Калуге. С гибелью самозванца единственным царем в стране остался Владислав, Перед страной встала угроза потеря независимости.

Для освобождения территории России от иностранных войск в течение 2-х лет дважды собиралось земское ополчение. Наиболее известны Первое и Второе ополчения.22 октября 1612 года под руководством земского старосты Кузьмы Минина и воеводы князя Д.М. Пожарского штурмом был взят Китай-город,27 октября русская рать вступила в Москву.

Чтобы положить конец кровавой гражданской войне, нужен был человек, которого приняли бы оба враждующих стана, а главное, принял народ.

В 1613 г. собрался Земский собор, из многих претендентов на престол, царем был избран сын патриарха Филарета Михаил Федорович Романов. Решающее значение для народа имело то обстоятельство, что Михаил в качестве племянника царя Федора был связан родством с законной династией Ивана Калиты, правившей Россией триста лет.

Россия начала медленно выходить из социальной катастрофы, восстанавливая общественную систему, разрушенную в период Смуты.


2.3 Лжедмитрий III


Весной 1611 года в Ивангороде появился еще одни человек, называвший себя царем Дмитрием. Его источники обычно именуют "вором Сидоркой", хотя по другим сведениям, это был московский дьякон Матвей из какой-то церкви за Яузой. Из Москвы этот "вот" сначала перебрался в Новгород, где на рынке попытался выдать себя за царевича, но был опознан и с позором изгнан. Из Новгорода он убежал в Ивангород и там 23 марта объявил, что он - спасенный Дмитрий. Лжедмитрий III вступил в переговоры со шведским комендантом Нарвы Филиппом Шедингом, однако король послал к Лжедмитрию III своего посла, который узнал в нем самозванца. После этого шведы прекратили всякие контакты с ним.

Между тем "вор", собрав вокруг себя войско из всевозможных "партизан", 8 июля подошёл к стенам Пскова. В стан Лжедмитрия III стали перебегать некоторые псковские жители. В это время до самозванца дошли слухи, что к Пскову приближаются шведские войска. Испугавшись "вор" ушел со своей ратью в Гдов, где шведы все же настигли его.

Под его предводительством казаки сделали удачную вылазку и прорвались через шведское окружение. В бою "вор" был ранен. Его отвезли в Ивангород, где он узнал о том, что московские казаки признали его своим царем. Вдобавок казаки прислали ему на выручку Ивана Лизуна - Плещеева и атамана Казарина Бегичева с казачьим отрядом. Плещеев, знавший в лицо Лжедмитрия II, публично признал в "воре Сидорке" царя Дмитрия Ивановича.

Псковичи отправили Лжедмитрию III в Ивангород о готовности принять его. Но его царствование в Пскове длилось недолго и оставило у жителей города самые тяжелые воспоминания. Добравшись до власти, "вор" начал распутную жизнь, совершал насилия над горожанами и обложил население тяжелыми поборами. Отстали от "вора" и стоявшие под Москвой казаки.

Псковичи уже готовы были восстать и низвергнуть очередного "Дмитрия", но "вор", поняв, что дело его плохо, в ночь на 18 мая бежал, За ним бросились в погоню, привезли в Псков и посадили в тюрьму. 1 июля 1612 его повезли в Москву. По дороге на обоз с "вором" неожиданно напал польский отряд Лисовского, в результате чего Лжедмитрий III был убит. Есть и другое свидетельство. Лжедмитрия III все-таки доставили в Москву и там казнили.

В исторической науке этот период называют "Димитриадой", так как в центре исторических событий стояли самозванцы Лжедмитрии.

Теперь перечислю самозванцев, уже известных по литературе (в скобках указан период пребывания лжемонарха в его мифической ипостаси на российской территории; время от его "проявления" до разоблачения, а если такового не было, то до смерти или отъезда за границу:

. "Царевич Дмитрий Иванович, сын царя Ивана IV", он же Лжедмитрий I - предположительно Григорий (в миру Юрий Богданов сын Отрепьев), беглый монах.

. "Царевич Петр, сын царя Федора Ивановича" [зима 1605/ 1606 - 10 октября 1607] - Илья (Илейка) Иванов сын Коровин (Горчаков), по прозвищу Муромец, терский казак.

. "Царевич Иван, по прозвищу Август, сын царя Ивана IV" [лето 1606 - лето/осень 1608] - предположительно "вольный" казак.

. "Царевич Федор, сын царя Федора Ивановича" [лето 1606 - перед 14 апреля 1608] - предположительно "вольный" казак.

. "Царь Дмитрий Иванович", он же Лжедмитрий II - предположительно школьный учитель, бежавший из Речи Посполитой.

. "Царевич Лаврентий (Лавр, Лавер), сын царевича Ивана Ивановича" [осень 1607/начало 1608 - лето/осень 1608] - предположительно "вольный" казак.

13. "Царевичи, сыновья царя Федора Ивановича" - Кле-ментий, Савелий, Симеон, Василий, Брошка (Ерофей), Гаврилка (Гавриил), Мартынка (Мартын) - предположительно "вольные" казаки.

. "Царевич Осиновик, сын царевича Ивана Ивановича" [зима/ весна - лето 1608] - предположительно "вольный" казак.

. "Царь Дмитрий Иванович", он же Лжедмитрий III [начало 1611 - 20 мая 1612] - предположительно Сидор (Исидор, Сидорка) или Матвей (Матюшка), беглый дьякон или дьяк.

. "Царь Дмитрий Иванович", он же Лжедмитрий IV .


Заключение


Смерть царя Федора привела к затяжному династическому кризису, осложненному междоусобными битвами, социальными конфликтами и иностранной интервенцией. 15 лет русские люди примеряли "Шапку Мономаха" тому или иному претенденту, и каждый раз севший на трон монарх казался недостойным Великого Русского государства.

За 15 лет с 1598 года поцарствовать удалось четверым, а претендовали и отчаянно боролись за власть еще пятеро.

Почему же избрание монарха оказалось таким трагически сложным делом тогда, когда в соседней Речи Посполитой оно было достаточно обыденном делом, и не приводило к чехарде на престоле, междоусобной войне и затяжной гражданской войне? Дело в том, что за многовековую историю Руси проблемы выбора государя никогда не существовало, и самой процедуры избрания не было. Со времени Киевской Руси страной правили представители одного княжеского дома, и борьба за крону возникала только внутри него. Московским князьям удалось собрать земли и стать государями всея Руси, К наследуемым владениям благодаря собственным усилиям им удалось прибавить огромные по площади земли. В итоге Русское государство образовалось не как добровольный союз народа (так оно должно образовываться, по мнению государственников), а как разросшийся удел московских князей, Великий князь, а потом и царь был как бы стержневым началом всего объединения. С его утратой целое рушилось и распадалось на составные части. Все это и происходило в Смуту, Только когда русские люди осознали себя единым народом и поняли важность согласия и объединения, они смогли вновь восстановить государственное устройство того, кто устраивал всех.

Таким образом, возрожденное после Смуты государство окончательно избавилось от удельных рудиментов и приобрело свои истинные черты.


Список использованной литературы


1.Энциклопедия Российской Монархии. М. 2000. (глава 2)

.#"justify">.История России. Учебник для вузов. М. 2005. (Вывод 424 стр.)

.История России. В 2 т. Т.1. С древнейших времен до конца XVIII в. / А.Н. Сахарова, Л.Е. Морозова, М.А Рахматулина и др., под редакцией А.Н. Сахарова. - М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007. - 943с.: ил. (глава 1)

.Скрынников Р.Г. История РоссийскаяI Х-ХVII в.в. М.1997.

.Вестник Московского университета. М. 2006.

.Ключевский В.О. О русской истории. Сборник. М. 1993.

.Скрынников Р.Г. Самозванцы в России в начале XVII века. Григорий Отрепьев. Новосибирск. 1987.

.Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Учебное пособие для вузов. Брянск. 2000


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Смутное время занимает в истории России серьезное место. Это время исторических альтернатив. В этой теме много нюансов, которые вообще важны для понимания и скорейшего усвоения. В рамках этой статьи мы кое какие из них разберем. Где взять остальные — смотри в конце статьи.

Причины смутного времени

Первая причина (и основная) в пресечении династии потомков Ивана Калиты, правящей ветви рюриковичей. Последний царь этой династии — Федор Иоаннович, сын — умер в 1598 году, и с этого же времени начинается период Смутного времени в истории России.

Вторая причина — больше причина интервенции в этот период — что по завершении Ливонской войны Московское государство заключило не мирные договоры а лишь перемирия: Ям-Запольское — с Польшей и Плюсское со Швецией. Отличия перемирия от мирного договора в том, что первое является лишь перерывом в войне, а не ее завершением.

Ход событий

Как вы видите, мы разбираем данное событие по рекомендуемой мной и другими коллегами схеме, о которой вы можете .

Смутное время началось непосредственно со смертью Федора Иоанновича. Потому что это период «бескоролевья», бесцарствия, когда правили самозванцы и люди в общем-то случайные. Однако в 1598 году был созван Земский собор и к власти пришел Борис Годунов — человек, который долго и упорно шел к власти.

Правление Бориса Годунова продолжалось с 1598 года по 1605 год. В это время произошли следующие события:

  1. Страшный голод 1601 — 1603 годов, следствием которого было восстание Хлопка Косолапа, и массовое бегство населения на юг. А также недовольство властью.
  2. Выступление Лжедмитрия первого: с осени 1604 года по июнь 1605 года.

Правление Лжедмитрия Первого продолжалось один год: с июня 1605 по май 1606 года. В его царствование продолжались следующие процессы:

Лжедмитрий Первый (он же Гришка Отрепьев)

Рост недовольства его правлением у боярства, так как Лжедмитрий не уважал русских обычаев, женился на католичке, стал раздавать русские земли в вотчины польскому дворянству.В мае 1606 года самозванца свергли бояре во главе с Василием Шуйским.

Правление Василия Шуйского продолжалось с 1606 года по 1610 год. Шуйский даже не был избран на Земском соборе. Его имя просто «прокричали», так он «заручился» поддержкой народа. К тому же он дал так называемую крестоцеловальную клятву, что будет во всем советоваться с боярской думой. В его правление произошли следующие события:

  1. Крестьянская война под предводительством Ивана Исаевича Болотникова: с весны с 1606 года по конец 1607 года. Иван Болотников выступил как воевода «царевича Дмитрия», Второго Лжедмитрия.
  2. Поход Лжедмитрия Второго с осени 1607 года по 1609 год. В ходе похода самозванец не смог взять Москву, поэтому сел в Тушино. Появилось двоевластие в России. Ни одна сторона не имела средств, чтобы одолеть другу сторону. Поэтому Василий Шуский нанял шведских наёмников.
  3. Разгром «Тушинского вора» войсками шведских наемников во главе с Михаилом Васильевичем Скопиным-Шуйским.
  4. Интервенция Польши и Швеции в 1610 году. Польша и Швеция находились в это время в состоянии войны. Так как в Москве оказались шведские войска, пусть и наемников, Польша получила возможность начать открытую интервенцию, посчитав Московию союзницей Швеции.
  5. Свержение Василия Шуйского боярами, вследствие чего появилась так называемая «семибоярщина». Бояре де-факто признали в Москве власть польского короля Сигизмунда.

Итоги Смутного времени для истории России

Первым итогом Смуты стало избрание новой царствующей династии Романовых, которая правила с 1613 года по 1917 год, которая началась Михаилом и закончилась Михаилом.

Вторым итогом стало отмирание боярства. Весь 17 век оно теряло свое влияние, а вместе с ним и старое родовое начало.

Третий итог — разруха, хозяйственная, экономическая, социальная. Ее последствия были преодолены только к началу царствования Петра Великого.

Четвертый итог — вместо боярства, власть сделала опору на дворянство.

PS.: Разумеется, все что вы здесь прочитали, доступно и на миллионе других сайтов. Но цель поста сжато, вкратце рассказать о Смуте. К сожалению всего этого недостаточно, чтобы выполнить тест . Ведь за кадром осталось множество нюансов, без которых немыслимо выполнение второй части теста. Поэтому я вас приглашаю .

Причины Смуты
Смутное время было вызвано рядом причин и факторов. Историки выделяют следующие из них:
1. Прекращение династии Рюриковичей.
2. Борьба между боярами и царской властью, когда первые стремились сохранить и приумножить традиционные привилегии и политическое влияние, вторая - ограничить эти привилегии и влияние
3. Тяжёлое экономическое положение страны. Завоевательные походы Ивана
Грозного и Ливонская война потребовали значительного напряжения
производственных сил.
4. Глубокий социальный разлад в стране.
5. Последствия опричнины

Ход событий

Начало
После смерти Ивана Грозного (1584) его наследник Фёдор I Иоаннович был не
способен к делам правления, а младший сын, царевич Дмитрий, пребывал в младенчестве. Со смертью Дмитрия (1591) и Фёдора (1598) правящая династия пресеклась, на сцену выдвинулись другие боярские роды - Юрьевы, Годуновы. В 1598 году на трон был возведён Борис Годунов. Три года, с 1601 по 1603, были неурожайными… Массы народа
стекались в Москву, где правительство раздавало деньги и хлеб нуждающимся.
Однако эти меры лишь усилили хозяйственную дезорганизацию.
Появление самозванца
Начало Смуты относится к усилению слухов, будто бы законный царевич
Дмитрий жив, из чего следовало, что правление Бориса Годунова незаконно. Самозванец Лжедмитрий-Гришка Отрепьев. В начале 1604 года самозванец заручился поддержкой польского короля. В 1604 году войско самозванца пересекло границу. Интервенция – вмешательство других государств в политику государства.

В 1605 г. Годунов умер, и Лжедмитрий стал царём. Но в 1606 г. он был убит недовольными боярами.Краткая биография Лжедмитрия 1 (по официальной версии) сообщает, что он происходит из рода Богдана Отрепьева, являлся беглым дьяконом Чудова монастыря. Выдав себя за чудесным образом спасшегося царевича, он был поддержан польской аристократией, а так же, представителями католического духовенства. В последующие годы 1603 – 1604 в Польше была начата подготовка к его «возвращению» на российский престол. В этот период Лжедмитрий 1 тайно принимает католическую веру, обещает ввести католичество и на Руси, оказать помощь своим Сигизмунду 3 в конфликте со Швецией, Польше – отдать Смоленскую и Северскую земли.

С польско-литовским отрядом, осенью 1604 г. Лжедмитрий перешел границы России в районе Чернигова. Нужно отметить, что во многом успеху авантюры способствовали восстания крестьян, разгоревшиеся в южных землях. Лжедмитрию 1 в итоге удалось укрепить свои позиции в Путивле. После смерти Бориса Годунова и перехода его армии на сторону самозванца, в ходе начавшегося 1 июня 1605 г. в Москве восстания, царь Федор 2 Борисович был свергнут. Лжедмитрий 1 вступил в Москву 30 июня (по новому стилю) 1605 г. На следующий день он был венчан на царство в Успенском соборе Московского кремля.

Правление Лжедмитрия 1 началось с попыток проведения самостоятельной политики. Стремясь заручиться поддержкой дворянских родов, самозванец учредил для них земельные и денежные оклады. Средства на это брались за счет пересмотра прав на земли монастырей. Некоторые уступки были сделаны и крестьянам. Так, от налогов на 10 лет были освобождены южные районы страны. Однако самозванцу не удалось привлечь на свою сторону оставшуюся аристократию и крестьян. Общее увеличение налогов и отправка обещанных денег в Польшу, привели уже в 1606 г. к крестьянско-казацкому восстанию. Сила для его подавления не применялась, но Лжедмитрий 1 пошел на определенные уступки, и включил статьи о крестьянском выходе в Сводный Судебник.

Данные Сигизмунду 3 обещания, получивший власть самозванец выполнять не спешил, что повлекло за собой ухудшение внешнее политики страны. Кризисная ситуация сложилась и во внутренней политике. Все это создало условия для боярского заговора, во главе которого встал Шуйский. Убит Лжедмитрий 1 был во время бунта горожан против съехавшихся на празднование свадьбы самозванца и Марии Мнишек. Тело, первоначально захороненное за Серпуховскими воротами, позднее сожгли, а прахом выстрелили из пушки в сторону Польши.

Уже в следующем 1607 г. появился Лжедмитрий 2, прозванный Тушинским вором. Поддерживаемый поляками и объявивший себя чудом спасшимся Лжедмитрием 1, он выступил на Москву. О биографии Лжедмитрия 2 известно очень мало. Единственным достоверным фактом является то, что он был действительно похож на первого самозванца. Вступивший на Русскую землю Лжедмитрий 2, поддержал , однако его войскам и армии восставших так и не удалось соединиться под Тулой.

В 1608 г. двинувшееся к Москве войско, разбив полки Шуйского, укрепилось в Тушине. С осени того же года, осадив Москву, тушинцы занялись погромами и грабежами. Такая ситуация сохранялась в течение 2 лет. Не в состоянии дать отпор самозванцу, Шуйский заключает договор с правителем Швеции (1609), по которому обещает в обмен на военную помощь Карелы. Командующим шведских войск становится племянник царя Михаил Скопин-Шуйский, оказавшийся одаренным полководцем. Это дало Польше повод вмешаться и открыто выступить на Русские земли. Осажденный их войсками Смоленск, оборонялся в течение 20 месяцев.

Появление Шведского войска спровоцировало бегство Лжедмитрия 2 в Калугу, а его бывшие сподвижники венчали на царство сына Сигизмунда 3 - Владислава. Лагерь в Тушино к весне 1610 г опустел. На Скопина-Шуйского возлагались огромные надежды, но полководец умер в том же году при довольно странных обстоятельствах. Его место занял В. Шуйский и войско было разгромлено в июне 1610 г. У Лжедмитрия 2 снова появилась надежда занять престол и он двинулся к Москве. Однако уже в августе 1610 г. правление Лжедмитрия 2 окончилось. Он снова бежал в Калугу, где и был убит.
Василий Шуйский

На трон взошёл Василий Шуйский. Вскоре против боярского царя вспыхнуло восстание Ивана Болотникова. В 1607 г. оно было подавлено, но тут объявился самозванец Лжедмитрий II. Он осадил Москву. Они осадили Смоленск (пал в 1611), разбили русские войска под Клушином и подошли к Москве. Недовольные дворяне свергли Шуйского. Власть взяли бояре («семибоярщина»), которые впустили в Москву поляков и предложили трон польскому королевичу Владиславу, но с условием принятия им православия. Соглашение не состоялось.В 1609 г. Шуйский, в обмен на территориальные и политические уступки, заключил договор со Швецией, согласно которому король давал 2 тыс. конницы и 3 тыс. человек пехоты наемного войска. Это позволило русско-шведскому войску под командованием молодого (24 года), но талантливого полководца М.В. Скопина-Шуйского весной 1610 г. разбить самозванца и деблокировать Москву. Однако Польша, бывшая тогда в состоянии войны со Швецией, начала открытую интервенцию в Россию, осадив Смоленск осенью 1609 г. Грабежи и насилия, творимые поляками, их попытки насадить католичество в православной стране пробуждали русский народ к борьбе против иноземцев и иноверцев. Тяжелым положением России решила воспользоваться и Швеция. Она начала открытую интервенцию против нашей страны, оккупировав большую часть Новгородской области (в июле 1611 г. захватили и Новгород). В июле 1610 г. боярами был свергнут царь Василий Шуйский. В результате в стране установилась власть Боярской думы в форме Семибоярщины – власти семи наиболее родовитых членов думы во главе с князем Ф. Мстиславским.

Семибоярщина совершила акт национальной измены, заключив договор с польским королем Сигизмундом III о призвании его сына Владислава (католика) на русский престол вместо свергнутого православного царя. 21 сентября 1610 г. польские интервенты оккупировали Москву. В то же время наемные шведские войска 16 июля 1611 г. захватили Новгород. Король Карл IX выдвинул на русский престол своего сына принца Карла-Филиппа. К весне 1612 г. на северо-западе России шведы захватили Ям, Орешек, Порхов, Ладогу, Тихвин.

Таким образом, в третьем периоде Смуты вопрос стоял не только о земном существовании русского народа, но и (что тогда считалось гораздо более важным) об окатоличивании его души, то есть о потере им жизни вечной. Эта угроза стала одной из основных причин начала и роста народного движения против шведской и польской военно-католической интервенции.

Важнейшим событием национального периода Смутного времени явилось народное движение против военно-католической интервенции, создание двух народных ополчений.

Первое ополчение сформировалось весной 1611 г. на Рязанской земле под руководством рязанского воеводы Прокопия Ляпунова, его брата Захария и князя Дмитрия Пожарского. Однако в нем еще не было духовного единства. Поэтому это ополчение, блокировавшее поляков в Москве, раскололось изнутри.

Второе ополчение сформировалось осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде во главе с Кузьмой Мининым (?–1616 г.), нижегородским старостой. Воеводой был избран князь Дмитрий Михайлович Пожарский (1578–1642 гг.). Духовным отцом Второго ополчения стал глава нижегородского духовенства протопоп Савва Ефимьев. Огромную роль в общерусском деле сыграл патриарх Гермоген, призывавший русских людей подняться на борьбу против захватчиков-католиков. В марте 1612 г. Второе ополчение вышло в поход на Москву, а уже 26 октября освободило ее от интервентов, предварительно (22–24 августа) сокрушив сильное регулярное польское войско во главе с гетманом Ходкевичем, спешившее на помощь польскому гарнизону в Кремле. В настоящее время 4 ноября является днем воинской славы России – Днем освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов. Воодушевленный освобождением Москвы, народ повсюду стал изгонять захватчиков.Иван Сусанин спас от нападения польско-литовского отряда на юного царя Михаила Романова, заведя отряд в противоположную сторону от села Домнино, где находился названный царь со своей матерью Марфой.

Из-за отказа указать верный путь Иван Сусанин подвергся страшным пыткам, но все равно он не выдал месторасположение царя и был изрублен на мелкие кусочки.
Благодаря подвигу Ивана Сусанина были спасены названный царь юный Михаил Федорович и его мать Марфа. вадцать первого февраля 1613 г. Земский собор избрал русским царем 16-летнего сына митрополита Филарета – Михаила Федоровича Романова (1613–1645 гг.), племянника бывшего царя Федора Иоанновича – сына Ивана Грозного. Преемственность с Рюриковичами была соблюдена. Филарет, вернувшийся из польского плена, в 1619 г. был избран Патриархом всея Руси. По В.О. Ключевскому, «конец Смуте был положен вступлением на престол Михаила Романова, ставшего родоначальником новой династии», существовавшей 304 года.

С приходом к власти Романовых начинается восстановление российского государства на религиозно-нравственных, духовных традициях и социально-политических основах цивилизации православного типа.
Итоги Смуты:
плюсы
1. Дала толчок реформам XVII века.
2. Власть начала управлять обществом по-новому, принимая во внимание требования сословий.
3. Сплочение дворянства и рост политической активности.
4. Общество впервые действовало само по себе. Оно предприняло 4 неудачные попытки основать новую династию: Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, Шуйский, Владислав.
5. Россия отстояла национальную независимость, окрепло самосознание.

Минусы
1. Неразбериха и жестокость.
2. Упадок сельского хозяйства.
3. Утрата территорий.
4. Экономическая разруха, подрыв торговли и ремесла.
5. Идея единства сформировалась на консервативной основе.

Добрый день. Меня заинтересовал ваш ответ "Причины Смуты Смутное время было вызвано рядом причин и факторов. Историки выделяют следующие из ни..." на вопрос http://www.. Можно с вами обсудить этот ответ?

Обсудить с экспертом

Погибшего в 1591 г. младшего сына Ивана Грозного, и претендовали на московский престол под именем Дмитрий Иванович . Михаил Молчанов и Лжедмитрий II, кроме того, претендовали на тождество с убитым в 1606 г. Лжедмитрием I, в то время как Лжедмитрий III отождествлял себя с убитым в 1610 г. Лжедмитрием II.

Лжедмитрий I

Лжедмитрий I - единственный из самозванцев Смутного времени, царствовавший в Москве (1605-1606). С помощью Речи Посполитой одержал победу над династией Годуновых. Убит в результате заговора и восстания москвичей 17 мая 1606 г.

Наиболее распространена точка зрения, отождествляющая царя-самозванца с Григорием Отрепьевым .

«Промежуточный» Лжедмитрий

Этот самозванец сыграл важную роль в развитии восстания Болотникова .

Согласно материалам посольства в Польшу князя Г. К. Волконского (лето 1606 г.), у жены Юрия Мнишка скрывался в то время некий московский беглец, в котором признавали чудом спасшегося от козней бояр царя Дмитрия. Волконский заявил польскому приставу, что объявивший себя царём Дмитрием - самозванец, и скорее всего «Михалко Молчанов» (бежавший из Москвы приспешник Лжедмитрия I). По просьбе русских послов польский пристав дал словесный портрет претендента на роль царя Дмитрия; русские послы объявили, что Молчанов именно таков лицом, а «прежний вор расстрига» выглядел иначе .

Видимо, это произошло незадолго до 14 апреля 1608 года, т.к. в грамоте смольнянам, помеченной этой датой, Лжедмитрий II упоминает Фёдора в качестве самозванца.

Лжецаревич Август

Настоящее имя неизвестно. Выдавал себя за никогда не существовавшего царевича Августа (или - Ивана-Августа, официально называясь «царевич Август, князь Иван»), «сына» Ивана IV и Анны Колтовской . Происходил, вероятно, из беглых боярских холопов , «поверставшихся» в казаки .

Лжецаревич Лаврентий

Также упоминается в документах своего времени как Лавр или Лавёр. Настоящее имя неизвестно. Выдавал себя за внука Грозного, сына царевича Ивана Ивановича от Елены Шереметевой. Предположительно, был беглым крестьянином или холопом, собравшим под свое начало отряд из «вольных» казаков - волжских, терских и донских. Под его руководством во время астраханского бунта разношёрстная толпа громила торговые лавки. Вместе с «царевичем Иваном Августом» предводительствовал казачьими войсками во время похода к Туле. Вместе с Иваном Августом был доставлен или прибыл по своей воле в тушинский лагерь, вместе с ним был повешен на московской дороге в апреле 1608 г.

Осиновик

Происхождение неизвестно, однако, видимо, принадлежал к казакам или «показачившимся» крестьянам. Появился в Астрахани в 1607 или 1608 гг., выдал себя за никогда не существовавшего царевича Ивана от старшего сына Грозного и Елены Шереметевой. Вместе с Августом и Лаврентием принимал участие в битве при Саратове, видимо, был обвинён в поражении («один другого вором и самозванцем обличал») и повешен казаками.

Лжецаревичи Мартын, Клементий, Семен, Савелий, Василий, Ерошка, Гаврилка

О них практически ничего не известно, кроме имён, перечисленных в грамоте Лжедмитрия II смольнянам от 14 апреля 1608 года. Все выдавали себя за «сыновей» царя Фёдора Иоанновича, О. Усенко предполагает, что они были в реальности «вольными казаками». Согласно указанной грамоте, все они появились в «польских юртах», то есть в Диком Поле - предположительно летом 1607 года. Вполне возможно, что самозванцы указывали свои реальные имена, добавляя к ним лишь мифическую родословную. Так же предположительно, каждый из них был атаманом большего или меньшего казачьего отряда, прибывшего в ставку Лжедмитрия II осенью 1608 года, где вслед за прочими самозванцами нашли свою смерть.

Летописец с негодованием писал о «мужицких царевичах»:

Напишите отзыв о статье "Самозванцы Смутного времени"

Примечания

Литература

  • И. И. Смирнов.

Отрывок, характеризующий Самозванцы Смутного времени

И чувство энергии, с которым выступали в дело войска, начало обращаться в досаду и злобу на бестолковые распоряжения и на немцев.
Причина путаницы заключалась в том, что во время движения австрийской кавалерии, шедшей на левом фланге, высшее начальство нашло, что наш центр слишком отдален от правого фланга, и всей кавалерии велено было перейти на правую сторону. Несколько тысяч кавалерии продвигалось перед пехотой, и пехота должна была ждать.
Впереди произошло столкновение между австрийским колонновожатым и русским генералом. Русский генерал кричал, требуя, чтобы остановлена была конница; австриец доказывал, что виноват был не он, а высшее начальство. Войска между тем стояли, скучая и падая духом. После часовой задержки войска двинулись, наконец, дальше и стали спускаться под гору. Туман, расходившийся на горе, только гуще расстилался в низах, куда спустились войска. Впереди, в тумане, раздался один, другой выстрел, сначала нескладно в разных промежутках: тратта… тат, и потом всё складнее и чаще, и завязалось дело над речкою Гольдбахом.
Не рассчитывая встретить внизу над речкою неприятеля и нечаянно в тумане наткнувшись на него, не слыша слова одушевления от высших начальников, с распространившимся по войскам сознанием, что было опоздано, и, главное, в густом тумане не видя ничего впереди и кругом себя, русские лениво и медленно перестреливались с неприятелем, подвигались вперед и опять останавливались, не получая во время приказаний от начальников и адъютантов, которые блудили по туману в незнакомой местности, не находя своих частей войск. Так началось дело для первой, второй и третьей колонны, которые спустились вниз. Четвертая колонна, при которой находился сам Кутузов, стояла на Праценских высотах.
В низах, где началось дело, был всё еще густой туман, наверху прояснело, но всё не видно было ничего из того, что происходило впереди. Были ли все силы неприятеля, как мы предполагали, за десять верст от нас или он был тут, в этой черте тумана, – никто не знал до девятого часа.
Было 9 часов утра. Туман сплошным морем расстилался по низу, но при деревне Шлапанице, на высоте, на которой стоял Наполеон, окруженный своими маршалами, было совершенно светло. Над ним было ясное, голубое небо, и огромный шар солнца, как огромный пустотелый багровый поплавок, колыхался на поверхности молочного моря тумана. Не только все французские войска, но сам Наполеон со штабом находился не по ту сторону ручьев и низов деревень Сокольниц и Шлапаниц, за которыми мы намеревались занять позицию и начать дело, но по сю сторону, так близко от наших войск, что Наполеон простым глазом мог в нашем войске отличать конного от пешего. Наполеон стоял несколько впереди своих маршалов на маленькой серой арабской лошади, в синей шинели, в той самой, в которой он делал итальянскую кампанию. Он молча вглядывался в холмы, которые как бы выступали из моря тумана, и по которым вдалеке двигались русские войска, и прислушивался к звукам стрельбы в лощине. В то время еще худое лицо его не шевелилось ни одним мускулом; блестящие глаза были неподвижно устремлены на одно место. Его предположения оказывались верными. Русские войска частью уже спустились в лощину к прудам и озерам, частью очищали те Праценские высоты, которые он намерен был атаковать и считал ключом позиции. Он видел среди тумана, как в углублении, составляемом двумя горами около деревни Прац, всё по одному направлению к лощинам двигались, блестя штыками, русские колонны и одна за другой скрывались в море тумана. По сведениям, полученным им с вечера, по звукам колес и шагов, слышанным ночью на аванпостах, по беспорядочности движения русских колонн, по всем предположениям он ясно видел, что союзники считали его далеко впереди себя, что колонны, двигавшиеся близ Працена, составляли центр русской армии, и что центр уже достаточно ослаблен для того, чтобы успешно атаковать его. Но он всё еще не начинал дела.
Нынче был для него торжественный день – годовщина его коронования. Перед утром он задремал на несколько часов и здоровый, веселый, свежий, в том счастливом расположении духа, в котором всё кажется возможным и всё удается, сел на лошадь и выехал в поле. Он стоял неподвижно, глядя на виднеющиеся из за тумана высоты, и на холодном лице его был тот особый оттенок самоуверенного, заслуженного счастья, который бывает на лице влюбленного и счастливого мальчика. Маршалы стояли позади его и не смели развлекать его внимание. Он смотрел то на Праценские высоты, то на выплывавшее из тумана солнце.
Когда солнце совершенно вышло из тумана и ослепляющим блеском брызнуло по полям и туману (как будто он только ждал этого для начала дела), он снял перчатку с красивой, белой руки, сделал ею знак маршалам и отдал приказание начинать дело. Маршалы, сопутствуемые адъютантами, поскакали в разные стороны, и через несколько минут быстро двинулись главные силы французской армии к тем Праценским высотам, которые всё более и более очищались русскими войсками, спускавшимися налево в лощину.

В 8 часов Кутузов выехал верхом к Працу, впереди 4 й Милорадовичевской колонны, той, которая должна была занять места колонн Пржебышевского и Ланжерона, спустившихся уже вниз. Он поздоровался с людьми переднего полка и отдал приказание к движению, показывая тем, что он сам намерен был вести эту колонну. Выехав к деревне Прац, он остановился. Князь Андрей, в числе огромного количества лиц, составлявших свиту главнокомандующего, стоял позади его. Князь Андрей чувствовал себя взволнованным, раздраженным и вместе с тем сдержанно спокойным, каким бывает человек при наступлении давно желанной минуты. Он твердо был уверен, что нынче был день его Тулона или его Аркольского моста. Как это случится, он не знал, но он твердо был уверен, что это будет. Местность и положение наших войск были ему известны, насколько они могли быть известны кому нибудь из нашей армии. Его собственный стратегический план, который, очевидно, теперь и думать нечего было привести в исполнение, был им забыт. Теперь, уже входя в план Вейротера, князь Андрей обдумывал могущие произойти случайности и делал новые соображения, такие, в которых могли бы потребоваться его быстрота соображения и решительность.
Налево внизу, в тумане, слышалась перестрелка между невидными войсками. Там, казалось князю Андрею, сосредоточится сражение, там встретится препятствие, и «туда то я буду послан, – думал он, – с бригадой или дивизией, и там то с знаменем в руке я пойду вперед и сломлю всё, что будет предо мной».
Князь Андрей не мог равнодушно смотреть на знамена проходивших батальонов. Глядя на знамя, ему всё думалось: может быть, это то самое знамя, с которым мне придется итти впереди войск.
Ночной туман к утру оставил на высотах только иней, переходивший в росу, в лощинах же туман расстилался еще молочно белым морем. Ничего не было видно в той лощине налево, куда спустились наши войска и откуда долетали звуки стрельбы. Над высотами было темное, ясное небо, и направо огромный шар солнца. Впереди, далеко, на том берегу туманного моря, виднелись выступающие лесистые холмы, на которых должна была быть неприятельская армия, и виднелось что то. Вправо вступала в область тумана гвардия, звучавшая топотом и колесами и изредка блестевшая штыками; налево, за деревней, такие же массы кавалерии подходили и скрывались в море тумана. Спереди и сзади двигалась пехота. Главнокомандующий стоял на выезде деревни, пропуская мимо себя войска. Кутузов в это утро казался изнуренным и раздражительным. Шедшая мимо его пехота остановилась без приказания, очевидно, потому, что впереди что нибудь задержало ее.
– Да скажите же, наконец, чтобы строились в батальонные колонны и шли в обход деревни, – сердито сказал Кутузов подъехавшему генералу. – Как же вы не поймете, ваше превосходительство, милостивый государь, что растянуться по этому дефилею улицы деревни нельзя, когда мы идем против неприятеля.
– Я предполагал построиться за деревней, ваше высокопревосходительство, – отвечал генерал.
Кутузов желчно засмеялся.
– Хороши вы будете, развертывая фронт в виду неприятеля, очень хороши.
– Неприятель еще далеко, ваше высокопревосходительство. По диспозиции…
– Диспозиция! – желчно вскрикнул Кутузов, – а это вам кто сказал?… Извольте делать, что вам приказывают.
– Слушаю с.
– Mon cher, – сказал шопотом князю Андрею Несвицкий, – le vieux est d"une humeur de chien. [Мой милый, наш старик сильно не в духе.]
К Кутузову подскакал австрийский офицер с зеленым плюмажем на шляпе, в белом мундире, и спросил от имени императора: выступила ли в дело четвертая колонна?
Кутузов, не отвечая ему, отвернулся, и взгляд его нечаянно попал на князя Андрея, стоявшего подле него. Увидав Болконского, Кутузов смягчил злое и едкое выражение взгляда, как бы сознавая, что его адъютант не был виноват в том, что делалось. И, не отвечая австрийскому адъютанту, он обратился к Болконскому:
– Allez voir, mon cher, si la troisieme division a depasse le village. Dites lui de s"arreter et d"attendre mes ordres. [Ступайте, мой милый, посмотрите, прошла ли через деревню третья дивизия. Велите ей остановиться и ждать моего приказа.]
Только что князь Андрей отъехал, он остановил его.
– Et demandez lui, si les tirailleurs sont postes, – прибавил он. – Ce qu"ils font, ce qu"ils font! [И спросите, размещены ли стрелки. – Что они делают, что они делают!] – проговорил он про себя, все не отвечая австрийцу.
Князь Андрей поскакал исполнять поручение.
Обогнав всё шедшие впереди батальоны, он остановил 3 ю дивизию и убедился, что, действительно, впереди наших колонн не было стрелковой цепи. Полковой командир бывшего впереди полка был очень удивлен переданным ему от главнокомандующего приказанием рассыпать стрелков. Полковой командир стоял тут в полной уверенности, что впереди его есть еще войска, и что неприятель не может быть ближе 10 ти верст. Действительно, впереди ничего не было видно, кроме пустынной местности, склоняющейся вперед и застланной густым туманом. Приказав от имени главнокомандующего исполнить упущенное, князь Андрей поскакал назад. Кутузов стоял всё на том же месте и, старчески опустившись на седле своим тучным телом, тяжело зевал, закрывши глаза. Войска уже не двигались, а стояли ружья к ноге.