Что такое сострадание 15 3. Страна образования. побуждает совершать добрые поступки. Докажу

Похожие сочинения:

Задание 15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Л.Ю. Максимова : «При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или целые предложения «…

Абзац – это группа предложений, объединённых на основе общей мысли. Абзацный отступ позволяет писателям выделять в текстах наиболее важные микротемы. Именно таков, на мой взгляд, смысл высказывания Л.Ю. Максимова .

Чтобы проиллюстрировать мысль лингвиста конкретными примерами, обратимся к тексту Альберта Лиханова. Предложения первого абзаца занимают важное место в композиции произведения: в них описывается дом ребёнка . «Старенький двухэтажный дом с облупленной штукатуркой» совсем не подходит для того, чтобы в нём жили маленькие дети – в этом заключена мысль, объединяющая предложения 1-3 в отдельный абзац.

Не менее значимую роль для понимания текста играет последний абзац, представляющий собой реплику медсестры. Женщина сообщает, что брошенных родителями русских детей нередко усыновляют американцы. Иностранцы дают детям то тепло, которого не могут дать соотечественники – в этом заключается главная мысль, объединяющая предложения 41-46.

Итак, приведённые примеры подтверждают мысль Л.Ю. Максимова о том, что при помощи абзацного отступа «выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений ».

Задание 15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «- Как! Педагог! Я утверждаю! Что! Лучше! Не искать! — И вдруг добавила каким-то неожиданно человеческим тоном: А то разочаруешься. Станешь ещё более… одинок»…

Альберт Лиханов рассказывает о том, как Коля, мальчик-сирота, пришёл в дом ребёнка, чтобы найти информацию о своей маме.

«Как! Педагог! Я утверждаю! Что! Лучше! Не искать! » — отчётливо произносит каждое слово начальница. А потом поясняет: поиск мамы закончится для Николая разочарованием и ещё большим одиночеством . Смысл слов начальницы дома ребёнка я понимаю так: не исключено, что когда-то родители от Коли попросту отказались, а значит, искать маму вряд ли стоит.

Правоту начальницы подтверждают примеры из текста. В одной из комнат дома ребёнка Коля видит кроватки с младенцами, брошенными родителями (предложения 26-28). Мальчику тяжело осознавать, что от этих маленьких людей отказались мамы и папы. Возможно, и сам он был таким же младенцем-отказником. Эту мысль Николай прямо не высказывает, однако, читая предложение 31, мы понимаем, что именно она его «била в висок»: видя брошенных детей, мальчик не мог не провести параллели с собственной судьбой.

Таким образом, правда о матери, скорее всего, разочаровала бы Николая и заставила бы его страдать ещё больше. Понимая это, начальница не рекомендует искать женщину.

Задание 15.3 . Как Вы понимаете смысл слова СОСТРАДАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое сострадание? «…

Что такое сострадание?

Сострадание заключается в готовности принять чужую боль близко к сердцу, как свою собственную. Это нравственное понятие, стоящее в одном ряду с сочувствием, сопереживанием. Способность к состраданию свойственна людям с доброй душой, которые всегда поймут, поддержат, а если понадобится, придут на помощь.

Об этом заставляет задуматься текст Альберта Лиханова . Николай, видя брошенных родителями младенцев, проникается состраданием к детям. Он понимает ту боль, которую ещё предстоит почувствовать несчастным малышам. По отношению к самому Коле сострадание испытывает начальница дома ребёнка, которая не советует мальчику искать мать: это может обернуться для него новой болью. «А то разочаруешься. Станешь ещё более… одинок»,- говорит женщина Николаю.

В литературных произведениях можно найти немало примеров сострадания. Так, в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов усыновляет сироту Ванюшку. Мужчина во время войны потерял семью, и горе ребёнка ему близко и понятно.

Приведённые примеры показывают, насколько важно сострадание. Без него жить в мире стало бы невыносимо.

Сочинение рассуждение по тексту.

(1)С того самого дня, как сыну передалось моё давнее увлечение марками, у меня кончилась спокойная жизнь. (2)Я снова стал вести существование дикого охотника за марками...
(3)Я выменивал, выклянчивал, покупал, нервничал...
(4)- Ну что ты волнуешься? (5)У мальчика это возрастная болезнь вроде кори. (б)Переломный этап в психике. (7)Это пройдёт! - убеждала меня жена.
(8)Пройдёт... (9)Святое материнское заблуждение! (Ю)Если бы она знала, что из заначек, которые теперь значительно превышали мои былые дофилателистические потребности, можно было бы купить ей давно обещанную шубку, она не говорила бы так легкомысленно...
(И)Филателистические бури продолжали расшатывать корпус нашего семейного корабля и вызывали всё усиливающуюся финансовую течь. (12)И во всём были виноваты марки!
(13)В конце концов я смирился: они заставляли нас с сыном нырять в разные словари и справочники, каждый раз позволяли чувствовать себя первооткрывателями. (14)Мне уже мерещилась мировая известность моего выдающегося собирателя...
(15)- Ну-с, брат, - обратился я как-то к сыну после вечернего чая, в блаженном предвкушении потирая руки. (16)- Мне удалось выцарапать две прелюбопытнейшие марочки Британской Гвианы. (17)Доставай-ка свой альбомчик...
(18)- Понимаешь, папа... - сын посмотрел на меня распахнутыми до дна глазами. (19)- Я давно хотел тебе сказать... (20)У меня нет альбома...
(21)- Потерял?! - всхлипнул я и в предынфарктном состоянии опустился на диван. 186
(22)- Ну что ты, папочка! - снисходительно пожал плечами сын, видимо, несколько шокированный такой вопиющей глупостью родителя. (23)- Просто у меня сейчас нет альбома.
(24)- Ага... - радостная догадка осенила меня. (25)- Ты на время дал посмотреть его своему товарищу? (26)Молодец! (27)А далеко он живёт, этот твой товарищ?!
(28)- Папа... (29)Это мальчик, у которого парализованы обе ноги, над ним шефствует наша школа. (30)0н не может ходить, понимаешь, - совсем не может! (ЗІ)Никуда не может ездить.... (32)Разве в его коляске далеко уедешь? (33)Я подарил ему свой альбом... (34)Ты не будешь очень на меня сердиться, а, пап? (35)Я ведь могу пойти и в музей, и на стадион, и в кино, и потом, попозже, съездить в другие страны...
(36)- А ты не жалеешь о своём альбоме? - безжалостно спросил я. (37)- Только честно?
(38)- Да, папа, жалею... (39)Сначала - очень жалел, а теперь - чуть-чуть жалею... (40)Видишь ли, он так обрадовался, что даже заплакал. (41)Понимаешь, не кричал, не смеялся, а заплакал. (42)Неужели от радости тоже можно плакать?(43)А, пап? (44)И мне теперь очень-очень хорошо... (45)Так ты не сердишься?
(46)Ну что я мог сказать? (47)У него в руках был целый мир - он щедро подарил его другому. (48)Это был мой сын, и он стал взрослым. (49)Поэтому я не обнял его и не поцеловал, как раньше, а только молча протянул ему руку.
(50)И мы обменялись крепким понимающим рукопожатием...
(По Л. Куклину)

Вариант 1
Сострадание - это способность не только почувствовать боль другого человека, но и оказать помощь либо в избавлении от неё, либо в её уменьшении. В основе этого чувства, на мой взгляд, лежит любовь ко всему живому, потому что без неё сострадание не может быть искренним.
Так, именно любовь к людям известной матери Терезы на протяжении всей её долгой жизни была в основе строительства десятков приютов и лечебниц для нищих и больных. За своё милосердие она получила Нобелевскую премию мира.
Для проявления чувства сострадания могут быть разные причины. Это подтверждает поступок героя рассказа Л. Куклина - мальчика, который отдал ценную коллекцию марок парализованному малознакомому «товарищу» (предл. 33). Он сделал это из желания порадовать его и облегчить жизнь сверстнику (предл. 35).
Думаю, что по-настоящему сострадать могут только те, кто принимает чужие боль или проблемы как свои собственные.

Вариант 2
Что такое сострадание? Я думаю, что ответ кроется в самом слове. Приставка «со-» обозначает совместность, общность, то есть сострадание - это способность разделить страдание и, если возможно, найти способ избавления от него. Это душевное качество свойственно людям чутким, неравнодушным.
Герой рассказа Л. Куклина действительно проникся бедой ровесника, прикованного к инвалидному креслу (предл. 32-34). Он не пожалел для него альбом (предл. 33) и искренне разделил чувства мальчика, когда тот от радости заплакал, приняв подарок (предл. 44).
Человек нужен человеку, особенно в тяжёлые минуты. Прекрасно, что есть такое замечательное качество - сострадание.

Вариант 3
Сострадание - это проявление искренней, бескорыстной любви человека к человеку в трудной ситуации. Сострадательные люди всегда поступают так, словно оказывают помощь не чужому, а самому близкому человеку.
В тексте Л. Куклина сын рассказчика расстаётся с альбомом редких марок. Мальчика трогает история ровесника, чужого человека, у которого парализованы ноги (предл. 32-34), и он, не задумываясь, отдаёт больному ценную коллекцию.
Я могу привести пример сострадания и из жизни: одна из жительниц нашего дома готовит по субботам обеды в приюте для бездомных не из-за денег - из сострадания.
Пока в нас будет жить это чувство, мы можем называться Людьми.

Ис-поль-зуя про-чи-тан-ный текст, вы-пол-ни-те на от-дель-ном листе ТОЛЬ-КО ОДНО из за-да-ний: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед на-пи-са-ни-ем со-чи-не-ния за-пи-ши-те номер вы-бран-но-го за-да-ния: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1 На-пи-ши-те со-чи-не-ние-рас-суж-де-ние, рас-кры-вая смысл вы-ска-зы-ва-ния рос-сий-ско-го линг-ви-ста со-вре-мен-но-го линг-ви-ста М.А. Крон-гау-за:

«То, как мы го-во-рим, ри-су-ет наш ре-че-вой порт-рет. Этот порт-рет, как и наше лицо, может быть при-вле-ка-тель-ным и не-при-вле-ка-тель-вым»

Ар-гу-мен-ти-руя свой ответ, при-ве-ди-те 2 при-ме-ра из про-чи-тан-но-го тек-ста.

Вы мо-же-те пи-сать ра-бо-ту в на-уч-ном или пуб-ли-ци-сти-че-ском стиле, рас-кры-вая тему на линг-ви-сти-че-ском ма-те-ри-а-ле. На-чать со-чи-не-ние Вы мо-же-те сло-ва-ми рос-сий-ско-го линг-ви-ста Л. Ю. Мак-си-мо-ва.

9.2 На-пи-ши-те со-чи-не-ние-рас-суж-де-ние. Объ-яс-ни-те, как Вы по-ни-ма-е-те смысл фраг-мен-та

тек-ста:« - А может, украл кто-ни-будь? Есть такие под-ле-цы...»

При-ве-ди-те в со-чи-не-нии два ар-гу-мен-та из про-чи-тан-но-го тек-ста, под-твер-жда-ю-щие Ваши рас-суж-де-ния.

При-во-дя при-ме-ры, ука-зы-вай-те но-ме-ра нуж-ных пред-ло-же-ний или при-ме-няй-те ци-ти-ро-ва-ние.

Объём со-чи-не-ния дол-жен со-став-лять не менее 70 слов.

Со-чи-не-ние пи-ши-те ак-ку-рат-но, раз-бор-чи-вым по-чер-ком.

9.3 Как Вы по-ни-ма-е-те зна-че-ние слова СО-СТРА-ДА-НИЕ?

Сфор-му-ли-руй-те и про-ком-мен-ти-руй-те дан-ное Вами опре-де-ле-ние. На-пи-ши-те со-чи-не-ние-рас-суж-де-ние на тему:

«Что такое со-стра-да-ние» , взяв в ка-че-стве те-зи-са дан-ное Вами опре-де-ле-ние. Ар-гу-мен-ти-руя свой тезис, при-ве-ди-те 2 (два) при-ме-ра-ар-гу-мен-та, под-твер-жда-ю-щих Ваши рас-суж-де-ния: один при-мер-ар-гу-мент при-ве-ди-те из про-чи-тан-но-го тек-ста, а вто-рой - из Ва-ше-го жиз-нен-но-го опыта.

Объём со-чи-не-ния дол-жен со-став-лять не менее 70 слов.

Со-чи-не-ние пи-ши-те ак-ку-рат-но, раз-бор-чи-вым по-чер-ком.


(1)Как-то летом Лёвка, примостившись на заборе, помахал рукой Серёже.

- (2)Смотри-ка... рогатка у меня. (З)Сам сделал! (4)Бьёт без промаха!

(5)Рогатку испробовали. (6)Марья Павловна выглянула из окна.

- (7)Это нехорошая игра, ведь вы можете попасть в моего кота.

- (8)Так что же, из-за вашего кота нам и поиграть нельзя? - дерзко спросил Лёвка.

(9)Марья Павловна пристально посмотрела на него, взяла Мурлышку на руки, покачала головой и закрыла окно.

- (10)Ну и наплевать! - сказал Лёвка. - (11)Мне в водосточную трубу попасть хочется.

(12)Он долго выбирал камешек покрупнее, потом натянул длинную резинку - из окна Марьи Павловны со звоном посыпались стёкла. (13)Мальчики замерли.

- (14)Бежим! - крикнул Лёвка, и ребята бросились наутёк.

(15)Настали неприятные дни ожидания расплаты.

- (16)Старуха обязательно пожалуется, - говорил Лёвка. - (17)Вот злющая какая! (18)Подожди... я ей устрою штуку! (19)Будет она знать...

(20)Лёвка показал на Мурлышку, которого любили все соседи, потому что он никому не доставлял хлопот, а целыми днями мирно спал за окном, подтолкнул Серёжу и зашептал что-то на ухо товарищу.

- (21)Да, хорошо бы, - сказал Серёжа.

(22)Прошло несколько дней.

...(23)Укрывшись с головой шерстяным одеялом и освободив одно ухо, Серёжа прислушивался к разговору родителей.

- (24)Как ты думаешь, куда он мог деться?

- (25)Ну что я могу думать, - усмехнулся отец. - (26)Может, пошёл кот погулять, вот и всё. (27)А может, украл кто-нибудь? (28)Есть такие подлецы...

- (29)Не может быть, - решительно сказала мать, - на этой улице все знают Марью Павловну. (З0)Никто так не обидит старую, больную женщину... (31)Ведь этот Мурлышка - вся её жизнь!

(32)На другой день Марья Павловна подошла к мальчикам.

- (ЗЗ)Ребятки, вы не видели Мурлышку? - (34)голос у неё был тихий, глаза серые, пустые.

- (35)Нет, - глядя в сторону, сказал Серёжа.

(З6)Марья Павловна вздохнула, провела рукой по лбу и

медленно пошла домой. (37)Лёвка скорчил гримасу.

- (38)Подлизывается... (39)А вредная всё-таки, - он покрутил головой. - (40)И правда, сама виновата... (41)Думает, если мы дети, так мы и постоять за себя не сумеем!

- (42)Фи! - свистнул Лёвка. - (43)Плакса какая! Подумаешь - рыжий кот пропал!

(44)Так прошло ещё несколько дней. (45)Все соседи включились в поиски кота, а несчастная Марья Павловна совсем отчаялась и слегла с сердечным приступом.

(46)И ребята не выдержали.

- (47)Надо найти старушку, которой мы отдали кота, - решили они.

(48)Но легко сказать «найти», а где её сыщешь теперь, когда столько дней прошло.

(49)Неожиданно им повезло: они увидели её на городском рынке и опрометью бросились к пожилой женщине, которая даже испугалась:

- (50)Да чего вам от меня надобно-то?

- (51)Котика рыжего, бабушка! (52)Помните, мы отдали вам на улице.

- (53)Ишь ты... (54)Назад, значит, взять хотите? (55)Кот ваш орёт днём и ночью. (56)Совсем не нравится он мне.

(57)Когда старушка привела их к своему домику, Лёвка прыгнул в палисадник, уцепился обеими руками за деревянную раму и прижался носом к окну:

- (58)Мурлышка! (59)Усатенький...

(60)Через минуту мальчишки торжественно шагали по улице.

- (61)Только б не упустить теперь, - пыхтел Лёвка. - (62)Нашёлся-таки! (6З)Усатый-полосатый!

(По В. Осеевой) *

* Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902-1969) - детская писательница. Самыми известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с детством».

В каком ва-ри-ан-те от-ве-та со-дер-жит-ся ин-фор-ма-ция, не-об-хо-ди-мая для обос-но-ва-ния от-ве-та на во-прос: «По-че-му Лёвка и Серёжа ре-ши-ли украсть кота у Марьи Пав-лов-ны?»

1) Марья Пав-лов-на была злой ста-ру-хой и не нра-ви-лась ре-бя-там.

2) Марья Пав-лов-на счи-та-ла, что дети иг-ра-ют в плохую игру, и обе-ща-ла по-жа-ло-вать-ся ро-ди-те-лям.

3) Лёвка и Серёжа ре-ши-ли, что таким по-ступ-ком по-ка-жут уме-ние «по-сто-ять за себя».

4) Кот орал днём и ночью и по-это-му не нра-вил-ся ре-бя-там.

По-яс-не-ние.

Пра-виль-ный ответ ука-зан под № 3.

Ответ: 3

Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года

Ука-жи-те, в каком зна-че-нии упо-треб-ля-ет-ся в тек-сте слово «по-сто-ять» (пред-ло-же-ние 41).

1) не дви-гать-ся не-ко-то-рое время
2) по-до-ждать, не то-ро-пить-ся
3) за-щи-тить, не дать оби-деть
4) не по-ску-пить-ся на что-ни-будь

По-яс-не-ние.

Пра-виль-ный ответ ука-зан под но-ме-ром 3.

Ответ: 3

На-пи-ши-те со-чи-не-ние-рас-суж-де-ние, рас-кры-вая смысл вы-ска-зы-ва-ния рус-ско-го пи-са-те-ля Бо-ри-са Вик-то-ро-ви-ча Шер-ги-на: «Уст-ная фраза, пе-ре-несённая на бу-ма-гу, все-гда под-вер-га-ет-ся не-ко-то-рой об-ра-бот-ке, хотя бы по части син-так-си-са».

Ар-гу-мен-ти-руя свой ответ, при-ве-ди-те 2 при-ме-ра из про-чи-тан-но-го тек-ста. При-во-дя при-ме-ры, ука-зы-вай-те но-ме-ра нуж-ных пред-ло-же-ний или при-ме-няй-те ци-ти-ро-ва-ние. Вы мо-же-те пи-сать ра-бо-ту в на-уч-ном или пуб-ли-ци-сти-че-ском стиле, рас-кры-вая тему на линг-ви-сти-че-ском ма-те-ри-а-ле. На-чать со-чи-не-ние Вы мо-же-те сло-ва-ми Б. В. Шер-ги-на.

Объём со-чи-не-ния дол-жен со-став-лять не менее 70 слов. Со-чи-не-ние пи-ши-те ак-ку-рат-но, раз-бор-чи-вым по-чер-ком.

По-яс-не-ние.

При-ве-дем при-мер со-чи-не-ния-рас-суж-де-ния в пуб-ли-ци-сти-че-ском стиле.

Когда мы са-дим-ся пи-сать, будь то пись-мо или со-чи-не-ние, ре-фе-рат или по-здра-ви-тель-ная от-крыт-ка, мы обя-за-тель-но об-ду-мы-ва-ем, как точ-нее сфор-му-ли-ро-вать мысль, как пра-виль-нее по-стро-ить то или иное пред-ло-же-ние. Уст-ная речь за-ча-стую не тре-бу-ет от нас та-ко-го на-пря-же-ния, как речь пись-мен-ная.

В при-ве-ден-ном тек-сте В. Осе-е-вой ши-ро-ко ис-поль-зу-ет-ся диа-лог. Диа-лог слу-жит для пе-ре-да-чи уст-ной речи. По-смот-рим, как стро-ит-ся диа-лог у Осе-е-вой. Об-ра-ща-ет на себя вни-ма-ние ча-стое ис-поль-зо-ва-ние мно-го-то-чия в тек-сте. Мно-го-то-чие слу-жит для пе-ре-да-чи не-за-вер-шен-но-сти мысли, порой, не-уве-рен-но-сти ге-ро-ев в своих раз-мыш-ле-ни-ях. При-ме-ром могут стать пред-ло-же-ния № 38-40: (38) «Под-ли-зы-ва-ет-ся...»; (39) «А вред-ная всё-таки, - он по-кру-тил го-ло-вой.»; (40) «- И прав-да, сама ви-но-ва-та…».

Этой же цели слу-жит и ис-поль-зо-ва-ние од-но-слож-ных на-зыв-ных пред-ло-же-ний. Так, с по-мо-щью на-зыв-ных пред-ло-же-ний № 58 («Мур-лыш-ка!»), № 59 («Уса-тень-кий...») пе-ре-да-ет-ся ра-дость ребят после воз-вра-ще-ния кота. Эмо-ции ге-ро-ев по-мо-га-ет пе-ре-дать также и ис-поль-зо-ва-ние вос-кли-ца-тель-но-го пред-ло-же-ния (№ 58), пред-ло-же-ния с мно-го-то-чи-ем (№ 59).

При-ве-ден-ные при-ме-ры под-твер-жда-ют, что прав был Борис Шер-гин, когда утвер-ждал: «Уст-ная фраза, пе-ре-несённая на бу-ма-гу, все-гда под-вер-га-ет-ся не-ко-то-рой об-ра-бот-ке, хотя бы по части син-так-си-са».

По-яс-не-ние.

При-ведём при-ме-ры со-чи-не-ний-рас-суж-де-ний

15.1. При-ве-дем при-мер со-чи-не-ния-рас-суж-де-ния в пуб-ли-ци-сти-че-ском стиле.

От того, как че-ло-век го-во-рит, за-ви-сит его вос-при-я-тие окру-жа-ю-щи-ми: какое впе-чат-ле-ние он про-из-ве-дет, как будут вос-при-ни-мать-ся его слова, до-бьет-ся ли он пре-сле-ду-е-мых целей. Наша речь – это по-ка-за-тель нашей куль-ту-ры или бес-куль-ту-рья, нашей ду-хов-но-сти или без-ду-хов-но-сти, на-ше-го внут-рен-не-го бо-гат-ства или ни-ще-ты. Имен-но об этом и го-во-рит вы-ска-зы-ва-ние М.А. Крон-гау-за: «То, как мы го-во-рим, ри-су-ет наш ре-че-вой порт-рет. Этот порт-рет, как и наше лицо, может быть при-вле-ка-тель-ным и не-при-вле-ка-тель-вым».

По-про-бу-ем под-твер-дить наше пред-по-ло-же-ние при-ме-ра-ми из тек-ста В. Осе-е-вой. Так, на-при-мер, в пред-ло-же-нии 10 (Ну и на-пле-вать! - ска-зал Лёвка) пред-став-лен-ная речь маль-чи-ка не от-ли-ча-ет-ся бо-гат-ством и вы-ра-зи-тель-но-стью: ис-поль-зо-ва-ние гру-бо-го слова не луч-шим об-ра-зом ха-рак-те-ри-зу-ет героя.

Пред-ло-же-ние 33 (Ре-бят-ки, вы не ви-де-ли Мур-лыш-ку?) при-во-дит нам речь дру-гой ге-ро-и-ни – Марьи Пав-лов-ны. Пред-ло-же-ние ослож-не-но об-ра-ще-ни-ем, причём, это об-ра-ще-ние – слово с умень-ши-тель-но-лас-ка-тель-ным суф-фик-сом - так одно слово в речи ге-ро-и-ни уже поз-во-ля-ет про-ник-нуть-ся к ней с сим-па-ти-ей.

Таким об-ра-зом, нам уда-лось до-ка-зать, что речь че-ло-ве-ка – по-ка-за-тель его ума, души, его сути. Сле-до-ва-тель-но, прав был М.А. Крон-гауз, утвер-ждая, что наша речь мно-гое может ска-зать о че-ло-ве-ке.

15.2. В при-ведённом фраг-мен-те тек-ста отец с осуж-де-ни-ем на-зы-ва-ет тех, кто мог бы украсть лю-би-мо-го кота со-сед-ки, под-ле-ца-ми, даже не до-га-ды-ва-ясь, что эти самые под-ле-цы рядом. Кот – един-ствен-ное живое суще-ство, к ко-то-ро-му при-вя-за-на Марья Пав-лов-на, ли-шить её этого су-ще-ства – зна-чит, ли-шить её са-мо-го до-ро-го-го, что у неё было.

Маль-чиш-ки ре-ши-ли ото-мстить со-сед-ке, возо-мнив себе, что она по-жа-лу-ет-ся на них ро-ди-те-лям. В пред-ло-же-ни-ях номер 16 -19 на-хо-дим под-твер-жде-ние этому. Страх спо-двиг ге-ро-ев на под-лое дело.

Хо-ро-шо, что ре-бя-та пра-виль-но оце-ни-ли свой по-сту-пок и во-вре-мя смог-ли его ис-пра-вить. Угры-зе-ния со-ве-сти за-ста-ви-ли-таки маль-чи-шек от-пра-вить-ся на по-ис-ки кота. Вот по-че-му после встре-чи с Мур-лыш-кой, они по-чув-ство-ва-ли себя осво-бождёнными от груза сво-е-го стыда. Не-слу-чай-но в пред-ло-же-нии номер 60 об их воз-вра-ще-нии с котом домой ска-за-но, что они шли «тор-же-ствен-но».

Вся жизнь че-ло-ве-ка со-сто-ит из по-сто-ян-но-го вы-бо-ра, вы-бо-ра между доб-ром и злом, между прав-дой и ложью, между ми-ло-сер-ди-ем и рав-но-ду-ши-ем. Важ-ней-ши-ми фор-ма-ми нрав-ствен-но-го со-зна-ния яв-ля-ют-ся стыд, со-весть, долг, обя-зан-ность, от-вет-ствен-ность. Герои В. Осе-е-вой об-ла-да-ют этими ка-че-ства-ми, по-это-му, ве-ро-ят-нее всего, в жизни будут из-бе-гать по-ступ-ков, про-ти-во-ре-ча-щих их нрав-ствен-ным ори-ен-ти-рам.

15.3. Со-стра-да-ние – уме-ние пе-ре-жи-вать чужую боль как свою соб-ствен-ную, же-ла-ние прий-ти на по-мощь, ис-крен-нее по-со-чув-ство-вать, не осу-дить. Спо-соб-но-стью к со-стра-да-нию об-ла-да-ют да-ле-ко не все, по-то-му, навер-ное, в нашем об-ще-стве растёт не-до-ве-рие друг к другу. Не-спо-соб-ность со-стра-дать при-кры-ва-ет-ся по-до-зри-тель-но-стью, по-ис-ком тысяч при-чин не прий-ти на по-мощь.

Маль-чиш-ки, герои тек-ста В. Осе-е-вой, ре-ши-ли ото-мстить со-сед-ке, возо-мнив себе, что она по-жа-лу-ет-ся на них ро-ди-те-лям. Страх спо-двиг их на под-лое дело. Хо-ро-шо, что ре-бя-та пра-виль-но оце-ни-ли свой по-сту-пок и во-вре-мя смог-ли его ис-пра-вить. Они по-ня-ли, что кот – един-ствен-ное живое су-ще-ство, к ко-то-ро-му при-вя-за-на Марья Пав-лов-на, ли-шить её этого су-ще-ства – зна-чит, ли-шить её са-мо-го до-ро-го-го, что у неё было.

Когда у наших со-се-дей слу-чил-ся пожар, все наши зна-ко-мые от-клик-ну-лись на беду: при-но-си-ли вещи, ме-бель, день-ги. Эта беда стала нашей общей бедой. Прой-ти мимо озна-ча-ло пе-ре-стать быть че-ло-ве-ком. Че-ло-ве-ку долж-но быть свой-ствен-но со-стра-да-ние и же-ла-ние прий-ти на по-мощь – важ-ные про-яв-ле-ния че-ло-веч-но-сти.

Когда мы тво-рим добро, жизнь во-круг ста-но-вит-ся ярче, вот по-че-му пре-умно-же-ние добра все-гда воздаётся сто-ри-цей.

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского лингвиста Дитмара Эльяшевича Розенталя: «Пропуск личного местоимения 1-го или 2-го лица в роли подлежащего придает речи динамичность, ускоряет ее темп ».

С помощью синтаксиса можно передать динамику или статичность, ускорить или замедлить повествование или диалог. Это свойство синтаксиса хорошо знакомо писателям и часто ими используется. Например, в знаменитом стихотворении А. А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…» ряд односоставных назывных предложений рисует статичную картину застывшего и неизменного круга бытия.

В тексте К. Паустовского мы встречаем как односоставные, так и двусоставные предложения. Причем те, о которых упоминает Д. Э. Розенталь - определенно-личные - мы видим в диалоге. Петров звонит с вокзала, он торопится сказать как можно больше, убедить свою собеседницу, в любой момент разговор может прерваться. Торопливый, немного сбивчивый тон молодого офицера автор передает с помощью нескольких односоставных и неполных предложений, среди которых выделяются определенно-личные 28, 30, 31. Они и в самом деле придают темп речи Петрова.

Речь молодого человека заметно контрастирует с репликами Елены Петровны, которые выражены законченными, даже как бы закругленными двусоставными предложениями, например 14, 21, 35. Создается впечатление. Что Петров говорит нервно и немного впопыхах, а девушка - спокойно и неторопливо. И автор добился этого эффекта именно с помощью использования односоставных и двусоставных предложений.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложений текста: « - Нет! Это невозможно! - громко сказала Елена Петровна и вскочила. - Так я с ума сойду ».

Елена Петровна обеспокоена звонком незнакомого мужчины, который видел ее прежде, но которого она совершенно не помнит.

Петров запомнил Елену Петровну, которую он видел прежде на вокзале - вероятно, перед отправкой на фронт. Она, похоже, произвела на него сильное впечатление, раз так надолго осталась в памяти. А теперь он, раненый, находится в Москве проездом и хочет поговорить с женщиной, которая так его поразила. Но разговор вот-вот прервется, а к телефону очередь, идти же по ночной столице нельзя: его остановит патруль.

Когда беседа прерывается, Елена Петровна ждет нового звонка и нервничает. Она совершенно не помнит своего собеседника, но это ничего не меняет: женщина все равно беспокоится об офицере, который сидит теперь раненый на вокзале. Может быть, там много людей, шумно, холодно, сидеть надо прямо на полу, так как нет мест на стульях - и там находится раненный в голову человек. Поэтому Елена Петровна и не смогла отнестись равнодушно к звонку Петрова.

Елена Петровна срывается с места и среди ночи мчится на вокзал, хотя и не может ничем помочь офицеру, кроме того, что рядом с ним все же будет кто-нибудь не совсем чужой. Мне кажется, смысл фраз из текста именно в том, что люди должны стараться оказать друг другу хоть какую-нибудь помощь, даже если по-настоящему помочь невозможно. Все равно сочувствие окружающих дает нам силы переносить страдания и трудности.

15.3. Как Вы понимаете значение слова СОСТРАДАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое сострадание? », взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Сострадание - это свойство человеческой души понимать другого человека и сочувствовать ему, если ему плохо, трудно.

В отрывке из рассказа К. Паустовского сострадание проявляет Елена Петровна. Она пожалела незнакомого офицера, который когда-то видел ее на вокзале, а теперь, раненый, находясь проездом к месту лечения в Москве, хотел бы ее снова увидеть. Женщина совершенно не помнит этого человека, но ей все равно тяжело думать о том, что молодой человек с тяжёлой раной проведет всю ночь на вокзале, не имея возможности отдохнуть. Она бросается на вокзал, хотя на самом деле ничем, кроме сочувствия, помочь ему не может. Но и сочувствие в такой ситуации - это уже много.

Мне кажется, это правильное решение. Часто можно услышать от разных людей рассуждения о том, что всем не поможешь, так что и пытаться нет смысла. Но если каждый из нас поможет только одному человеку или животному, оказавшемуся в трудной ситуации, то всем станет легче, а мир станет добрее. Иногда только небольшая помощь и требуется: пара добрых слов, чуточка душевного участия, просто дружеского интереса. Могу привести пример из жизни моей бабушки. Она знала, что ее подруга недавно схоронила своего кота и очень тоскует. И вдруг бабушке на улице попался бездомный котенок. Она подобрала котейку, выкупала, отнесла к ветеринару проверить здоровье и сделать прививки, а потом отдала подруге. Та сначала не хотела брать, но бабушка ее уговорила взять хотя бы на время. А теперь котик живет у этой женщины, и они прекрасно ладят. Мелочь, казалось бы, но два существа счастливы, а это немало!

Сострадание означает способность почувствовать боль и страдания другого человека или живого существа. Этой чертой характера может обладать только добрая и отзывчивая личность, внимательная к окружающим.

Сострадание – это умение выслушать того, кто в беде. Когда человек рассказывает о случившемся и видит, что его внимательно слушают и переживают за него, то проблема кажется уже не такой страшной. В кругу близких и чутких людей человек не чувствует себя одиноким, он понимает, что может рассчитывать на поддержку и помощь. Члены семьи и настоящие друзья всегда проявляют сострадание по отношению друг к другу.

Чтобы почувствовать боль и тоску другого человека вовсе не обязательно быть знакомым с ним. Для проявления сострадания не нужны имена или фамилии, достаточно доброго сердца и желания, порыва прийти на помощь тому, кто в ней нуждается. Например, человек поскользнулся и упал, проходящие мимо него люди помогают подняться и уточняют, не сильно ли он ушибся, не нужно ли вызвать скорую помощь.

Главными препятствиями для сострадания являются эгоизм, гордыня, а также жалость к себе, мысли о том, что другие живут лучше. Человек никогда не должен забывать, что в мире есть люди, которым не так повезло в жизни: у них нет дома, они голодают, имеют серьезные увечья и т.д.

Проявлять сострадание - не означает помогать только людям. Жалость, забота, помощь и любовь – все это можно проявлять по отношению к животным. Они, в отличие от людей, не могут рассказать о своих тяготах. Но чуткий и добрый человек только по одному виду животного или по выражению глаз сразу поймет, что случилась беда и кошке или собаке нужна помощь.

В книгах много примеров сострадания, которые вызывают восхищение и учат нас быть внимательнее и добрее. Так, в рассказе А. Куприна "Чудесный доктор" врач спасает семью. Хотя он мог просто пройти мимо, не обратить внимания на сидящего в зимнем парке мужчину. Но доктору хватило одного взгляда, чтобы почувствовать отчаяние. Еще один удивительный пример сострадания – это мальчик Коста из рассказа "Багульник" Ю.Яковлева. Он выгуливал собак, хозяева которых не могли этого делать из-за болезни или оставили своих питомцев.

Сочинение рассуждение Сострадание с примером

Сострадание - это положительное качество человека, которое олицетворяет всю доброту и нежность его души.

К сожалению, сострадание есть не у каждого человека. В современном мире жестокость преобладает над добротой. Порой люди не обращают внимания на окружающий мир, уделяя самому себе все время. Однако, я верю, что сострадание живет в каждом человеке. Возможно, у кого - то оно спрятано глубоко в душе, но все же оно есть, просто нужно его достать. А у некоторых людей сострадание выражено сильнее, чем у остальных.

Не нужно путать такие термины, как сострадание и жалость. Сострадание - это умение чувствовать то же, что и другой человек. Это сопереживание. А вот жалость, в отличие от сострадания, нельзя считать положительным качеством. Ведь это почти то же самое, что сказать: "ты неудачник".

Именно сострадание помогает человеку понять, что чувствует другой человек. Будь это физическая или моральная боль. Сострадание заставляет человека помогать людям.

В пятом классе у меня была подруга по имени Юлия. Я никогда не замечала за ней ни сострадания, ни сопереживания. Она как будто была лишена этих чувств. Так казалось всем в классе. Ведь когда у какой - нибудь девочки рвалась юбка, все ей сопереживали. Кроме Юли. Но все мы были не правы. Юля - единственная из нас, у кого даже в пятом классе были правильные представления о сострадании. Однажды, у моего одноклассника умер хомячок. И единственным человеком, который ему посочувствовал, была как раз Юля. Все остальные не обратили на этого мальчика никакого внимания.

Я считаю, что сострадание нужно воспитывать с самого детства. Причем сопереживать нужно не только человеку. Порой, животные тоже нуждаются в сострадании. Например, бездомные собаки и коты. Ведь что стоит человеку обеспечить им приют? За это животные подарят ласку и любовь. Да взять даже птиц. Им ведь тоже нужно сопереживать. Что стоит человеку повесить кормушку на дерево и бросить туда несколько зерен?

Мир держится не на жестокости, а на доброте. А ее много не бывает, как и сострадания. Поэтому, каждый человек должен с детства отыскивать эти чувства у себя в душе и учиться сопереживать окружающему миру.

Вариант 3

Возможность жить жизнью, полной множества чувств и эмоций, не прибегая к низменным природным инстинктам, является главной особенностью, благодаря которой человек стоит на ступень выше неразумных животных. Многим из нас кажется, будто бы весь мир, всё, что нас окружает, блистает куда более яркими красками, когда человек способен ощущать его. Однако, чем более яркий вкус нашим радостям и счастью придают высокие чувства, тем сильнее обязывают они нас ощущать горечь и невзгоды, и даже, порою, чужую боль.

Так, каждый без исключения ребёнок однажды склонялся над выпавшим из гнезда птенцом, выставленным за дверь щенком, тянул за руку и останавливал спешащего родителя, завидев бездомного с протянутой рукой. В этом особенность и необычайная прелесть детского сознания. Именно таким примерам нас убеждают следовать взрослые, говоря, что у детей есть чему поучиться.

Ребёнка останавливает не праздное любопытство. Им движет горячее желание посочувствовать, помочь. Нередко, как известно, жалостливые картины бросают детей в слёзы, в истерику. Сердце человека способно замечать чужую боль, оно хочет помогать обездоленным, нуждающимся соседям по планете с самого рождения.

Сохраняется ли это благородное желание в течение всей жизни? Я думаю, что это зависит лишь от самого человека. Известны и почитаемы примеры множества людей, когда сами имея в кармане последний грош, они не колеблясь отдавали его, узнав, что чью-то судьбу настигло ещё большее горе, чем их собственное. Свойство сочувствовать и бескорыстно помогать ближнему – одно из прекраснейших качеств в людях, и имя ему – сострадание.

Таким образом, мы делаем вывод, что сострадание делает нас людьми. Именно оно позволяет нам жить на земле так дружно и сплочённо, как это возможно. Безусловно, это важнейшее свойство человеческой души, и те из нас, кто награждён им от рождения и сумел пронести через всю жизнь должны быть благодарны, делать это со смелостью и достоинством. Те же, в ком такое важное качество, как сострадание, не развито в достаточной степени или исчерпало себя, должны прилагать усилия, чтобы возвратить такие важные дела, как помощь, пожертвования и поддержка в свою жизнь. Помня при этом, что они – единственный возможный путь к счастью людей, живущих ныне, и поколений, которым предстоит прийти к ним на смену.

9 класс 15.3 ОГЭ

  • Анализ рассказа О любви Чехова

    Рассказ Антона Павловича Чехова «О любви» взята из жизни автора, образ Анны Алексеевны схож с личностью Авиловой Лидии Александровны. Чехов был влюблен в Лидию Александровну,

  • Сочинение Примеры любви из жизни

    Любовь – светлое и прекрасное чувство, которое соединяет двух людей. У них появляется желание заботиться друг о друге, подарить любимому человеку тепло и сделать его счастливым. Свою вторую половину люди находят по-разному

  • Я горжусь своим папой. Он мудрый и умный, высокий и красивый, очень сильный, трогательный и вежливый. Папа очень сильно любит меня и маму.