Образ родины у гоголя в тарасе бульба. Сочинение на тему: Любовь к родине в повести Тарас Бульба, Гоголь. Постановка учебной задачи

Любовь к Родине является главной темой повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба», впервые изданной в 1835 году, а затем вышедшей во второй редакции в 1842-м. В произведении храбрые запорожские казаки отважно сражаются за честь своего народа, свою свободу и православную веру.

Именно идеей единства жителей Малороссии в борьбе с иноземцами (татарами и поляками) проникнута повесть писателя. Поэтому важное место в ней занимает конфликт, в центре которого оказывается главный герой произведения - рьяный защитник Родины Тарас Бульба и его младший сын - отступник и изменник Андрий .

В образе Тараса Бульбы собраны характерные черты типичного представителя того времени. Это старый казак, не раз бывавший во многих сражениях. Военное искусство стало жизнью для героя, и он уже не мыслит себя вне поля боя. Поэтому Бульба отправляется вместе со своими сыновьями - Остапом и Андрием на Запорожскую Сечь, а затем выступает в походе против поляков.

В сражении Тарас Бульба демонстрирует небывалую отвагу и доблесть: он храбро «рубится и бьется» наравне с молодыми и «сыплет гостинцы тому и другому ляху на голову». Отважно сражаются вместе с отцом на поле битвы и его сыновья, объединенные общей идеей и любовью к Родине.

Но вот в произведении наступает переломный момент. Случается это тогда, когда Андрий получает весть от девушки, в которую он встретил и полюбил еще два года назад, во время учебы в Киевской академии. Это известие вновь пробуждает в пылком и романтичном юноше нежные чувства к прекрасной полячке, и он, позабыв обо всем на свете, вытаскивает мешок с провизией из-под головы старшего брата, и идет на встречу с ней. С этого момента и начинается страшное предательство Андрия: поддавшись своим чувствам, он переходит на сторону противника и становится изменником Родины.

Трагедия этого юноши заключается не только в том, что он оказался слабовольным и не смог противостоять соблазну быть с красивой девушкой, но и в том, что он не знает, как жить по-другому. Андрий искренне любит свою Родину, но Родина для него там, где его сердце, а оно сейчас вместе с «панночкой».

Конечно же, совсем другое представление о Родине и о своем долге перед ней у Тараса Бульбы и Остапа. Казакам никогда не понять Андрия, поскольку им чужды его душевные терзания. Они привыкли мыслить холодно и рационально. Долг и честь для них - это непустые слова: Тарас Бульба и Остап готовы отдать жизнь за свои земли и свой народ.

Именно поэтому, когда оба этих казака по очереди попадают в плен к полякам, они ведут себя очень достойно и до последнего остаются верными своим идеалам. Остап стоически выносит «адские муки» во время казни, и его единственным желанием является лишь присутствие отца, который мог бы одобрить поведение молодого человека. Сам Тарас Бульба во время того, как поляки готовят ему костер, думает лишь о том, как помочь своим братьям-казакам спастись, и кричит им, чтобы они бежали к реке.

Всю силу любви к Родине мы видим в последних словах казака Бульбы. Он говорит противникам о том, что придет время и они узнают, что такое православная русская вера, так как «подымается из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему».

Образ Родины и героизм ее защитников в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Цели:
Обучающие: ознакомить школьников с исторической основой повести, помочь понять основную идею произведения.
Развивающие: совершенствовать навыки анализа текста, чтения прозаических отрывков наизусть и выразительного чтения эпизодов, умение работать в группах.
Воспитательные: воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной, уважения к ее истории, развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем, формирование нравственных чувств личности.
Тип урока: урок изучение нового материала.
Оборудование: портрет Н.В. Гоголя, презентация, мультимедийные средства.

Ход урока.

1. Слово учителя.
Сегодня мы продолжаем изучение одного из сложных по своей проблематике произведения Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Человеческий и творческий лик Гоголя не однозначен по своей сути, поэтому вот уже на протяжении полутора столетий не утихают споры о феномене Гоголя, загадке его искусства, тайне его личности, о направлении и смысле его духовного и художественного развития. Творчество писателя было полно жаждой познания России, истоков характера русского человека. Загадку личности Гоголя может постигнуть только тот, кто, оставшись наедине с писателем не просто прочитает, а переживет его произведения. Итак, давайте все вместе попытаемся осмыслить основную идею повести «Тарас Бульба» и ответим на вопрос:
- Как в повести отразилась любовь Н.В. Гоголя к своей Родине? Почему Н.В. Гоголь, родившийся в Малороссии, считал своей Родиной Россия, а себя русским писателем?
2. Презентация на тему «Образ Родины и героизм ее защитников в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
3. Выразительное чтение наизусть учащимся фрагмента из повести «Описание степи днем».
Ответ на вопросы:
- Почему Белинский сказал о Гоголе: «Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их…?»
- Какие слова и выражения из описания степи особенно живописны?
4. Образ Запорожской Сечи. (групповая работа)
- Каковы обычаи и законы Сечи?
- Каков характер запорожцев?
- Какие черты в запорожцах привлекают и отталкивают?
С одной стороны, это была республика, как замечает Н.В. Гоголь, странная республика согласно потребностям того века. В общественном устройстве Сечи нет сословной и зависимости людей друг от друга, нет имущественных оков. Это была военная организация вольного народа, противопоставленная миру вражды и рабства. Здесь народ избирает правителей, защищающих их интересы. Воинская служба в Сечи – это не принуждение, а добровольное служение Отечеству.
С другой стороны, Н.В. Гоголь не идеализирует казаков. Сечь населяют самые разные люди: бывшие преступники, образованные и необразованные, богатые и бедные, желающие самоутвердиться и любящие воевать. Казацкая жизнь – принципиально бессемейная. История в гоголевской повести творится мужчинами, причем достаточно жестокими в отношении друг к другу.
5. Прославление боевого товарищества. Аналитическая беседа.
- Что служит объединяющим началом для казаков? (Всех их объединяет товарищество и православная вера).
- Прочитайте выразительно речь о товариществе (глава IX). Читает подготовленный ученик.
- Что заставило героя произнести эту речь?
- Какие убеждения, высказанные Тарасом можно считать высоконравственными?
- Почему Бульба обращается к казакам с этой речью перед сражением?
Проанализируйте лексику, синтаксис и интонацию речи.
Во-первых, он хотел избавить товарищей от уныния, а во-вторых, хотел, чтобы они достойно встретили мученическую смерть. Недаром именно в смерти, по словам Тараса, сказывается величие русской души: .
Приведите примеры анафоры, риторического обращения, параллелизма, антитезы, сравнения.
6. Героическая смерть казаков (глава IX). Речь героев (групповая работа). Аналитическая беседа.
- Каково влияние речи Тараса на запорожцев?
- Проанализируйте предсмертные реплики казаков. Что общего в этих репликах?
- Почему Н.В. Гоголь делает высказывания похожими?
- Какие вопросы Тарас троекратно задает запорожцам?
- Какой смысл имеют эти слова?
- Какие элементы фольклора созвучны боевым репликам Тараса?
Речь Тараса производит на запорожцев сильнейшее впечатление: в них заговорило лучшее, «что бывает в сердце у человека». Героизмом в бою с поляками, самоотверженностью, готовностью прийти на помощь товарищу запорожцы подтвердили слова Тараса. Их предсмертные слова похожи потому, что запорожцы составляют единое целое, сражаются и умирают не за себя, а за веру, за Родину, за товарищей. Поэтому в их предсмертных речах о себе нет ни слова. В этом казаки сходны с героями русского эпоса.
7. Предательство Андрия (глава VI, IX). Групповая работа.
- Почему Андрий изменил своей отчизне?
- Проанализируйте монолог Андрия со слов «На что мне отец, товарищи, отчизна?» до конца главы VI.
- Какими речевыми средствами передано душевное состояние влюбленного героя?
- Какие слова, синтаксические конструкции и интонации говорят о его решительности?
Сопоставьте монолог Андрия с авторским отступлением в последнем абзаце главы VI.
- Почему автор называет Андрия рыцарем?
Причины предательства Андрия кроются в его характере. Душа Андрия открыта всему миру: он способен видеть прекрасное, сострадает человеку, даже если он враг. Он не может жить только войною, он выбирает ценности мирской жизни красоту и любовь. Рыцарство для Тараса – воинская отвага, верность казацкому долгу и отвращение к нежбе. Рыцарство для Андрия – это преклонение перед возлюбленной, желание служить ей. Переход Андрия на сторону противника с точки зрения запорожцев – измена, предательство, потому что они ценили коллективистские ценности. Но с точки зрения вечных ценностей Андрий делает совй выбор ради любви, во имя служения женщине. Это его индивидуальный выбор. Переживания любви связано с религиозными переживаниями Андрия:. Автор осуждает предательство Андрия: . С точки зрения Тараса, Остапа, других казаков, Андрий заслуживает смерти, потому что предательство достойно самого резкого осуждения. Тарас сожалеет о сыне, но не сожалеет о его смерти.
8. Смерь Остапа (глава 11). Две жизни – две судьбы. Групповая работа.
- Почему автор описывает подробно жизнь Остапа?
- Что дало Остапу силы выстоять?
- Почему Остап в свой смертный час обращается к отцу?
- Какого человека хотел он видеть перед смертью?
- Как относится Тарас к смерти сына?
В поведении Остапа перед смертью есть сознание своей правоты, героическая самоотверженность, твердость духа. Он не издает «ни крика, ни стону», несмотря на жестокие пытки. Хотя перед смертью .
Остап просит о духовной поддержке, и она к нему приходит, потому что он умирает смертью героя. В этом и заключается главное отличие гибели двух братьев: один гибнет как герой, а другого казнят как преступника.
9. Смерть Тараса Бульбы (глава XII). Групповая работа.
Аналитическая беседа (продолжение).
- Прочитайте выразительно фрагмент взятия в плен и смерти Тараса (глава XII).
- Как Н.В. Гоголь описывает его духовную мощь и преданность Родине?
- Найдите детали психологического портрета Тараса. Почему они важны для понимания его характера?
Даже перед лицом смерти Тарас проявляет истинное величие: он не думает о себе, все мысли его – о товарищах, Родине, смерти он не боится. Так он сам следует словам, сказанным когда-то о товариществе. Умирает Тарас духовно не побежденный. В образе Тараса господствует одна психологическая черта6 преданность общему делу, этому отдаются все душевные и физические силы фольклорного богатыря. Однако судьба Тараса не только героична, но и трагична. Он лишается сыновей и однополчан, поэтому не случаен в финальной сцене образ дерева без вершины: счастья победы Бульба так и не испытал, личного счастья тоже.
10. Подведение итогов урока.
Итоговый вопрос:
- В чем патриотический пафос повести «Тарас Бульба»?
В повести мы видим героическое и поэтическое прошлое Украины. Основное содержание повести – борьба запорожцев за свою независимость. Образ Родины в повести связывается с героическим эпосом, а казаки предстают как свободный и гордый народ – настоящие богатыри. Отношение друг к другу основано на боевом братстве, им свойственны истинные ценности: сила, смелость, красота, любовь, патриотизм, стремление к подвигу. В этом заключается актуальность произведения в наши дни.
11. Рефлексия.
- Чему научила нас повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»?
Литература.
1. Беляева Н.В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки: пособие для учителей образовательных организаций. – М.: Просвещение, 2013
2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М.: Вако, 2015
3. Гоголь Н.В. Собрание сочинений в девяти томах. Т.2. М.: «Русская книга», 1994
4. Манн Ю.В., Самородницкая Е.И. Гоголь в школе. – М.: Вако, 2007
5. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком. – М.: ООО «ТИД» Русское слово – РС, 2000

Описывая степь, Гоголь выступает великолепным мастером словесной живописи, создающим удивительно яркий зрительный образ степи. Из этой особенности гоголевского пейзажа мы и исходим. Гоголь дает описание украинской степи днем, вечером и ночью. После того как описание степи прочитано в классе, предлагаем учащимся выразить своими словами богатство чувств Гоголя, выявить гамму оттенков, передающих его отношение к степи. Приводим некоторые высказывания: «Гоголь любит степь, любуется ее красотой и просторами»; «Гоголь с восхищением рассказывает о том, как величественна и прекрасна степь»; «Гоголь изумляется, удивляется сказочному великолепию степной природы, испытывает восторг перед нею»; «Степь кажется Гоголю невероятно, неправдоподобно красивой».

Итак, любование и любовь, восхищение, изумление и восторг - вот какие сильные чувства переполняют душу автора. Описание степи в высшей степени эмоционально, оно не только лирически окрашено, но и патетически взволнованно.

В чем же видит Гоголь чарующую красоту степи, чем он восхищается и как передает свое восхищение? Так, прочитав описание степи днем, спрашиваем: Какой вид искусства напоминает этот пейзаж? Значительная часть читателей отвечает: «живопись»; «картину художника-живописца»; «У Гоголя все словно нарисовано. Краски очень яркие. Кажется, словно видишь перед собой большую картину».

Кроме необъятности, безбрежности, чем еще поражает гоголевская степь?-Буйством красок. Пестрота и яркость красок, их многообразие буквально слепят взор. Основной фон степной поверхности на картине «зелено-золотой», но по нему «брызнули миллионы разных цветов». Фиксируем внимание читателей па этом образе: сквозь траву видны «голубые, синие и лиловые волошки», «желтый дрок» с пирамидальной верхушкой, .«белая кашка», наливающийся колос пшеницы, белая чайка, «роскошно» купающаяся «в синих волнах воздуха», мелькающая в вышине черной точкой. И все это сверкает на солнце, залито его живительным светом. Такого количества оттенков цвета природа не знает, и совершенно очевидно, что автор стремился передать здесь в первую очередь не многообразие оттенков цветов, а впечатление (удивительно много, невероятно много!).

Как оке все это перенести на картину? Картину, изображающую степь днем, можно условно разделить как бы на две части: зелено-золотистая поверхность земли - собственно степь - и бездонное, безбрежное небо над нею.

На фоне зелено-золотистого океана, уходящего вдаль, на переднем плане, тщательно выписываем все перечисленные в описании цветы (ведь известны и их названия, и их форма, и их цвет). Здесь же помещаем и куропаток, шныряющих под тонкими корнями пшеницы.

Вообще птиц в степи великое множество. «Тысячу разных птичьих свистов» не передать на картине, но сами птицы выписаны у Гоголя необычайно рельефно. Обращаем внимание читателей на неподвижно стоящих в небе ястребов с распластанными крыльями и устремленными в траву глазами. Мы видим даже направление их взгляда, следовательно, смотрим на них с относительно близкой дистанции.

«Тучу диких гусей» темным пятном все располагают на заднем плане; движутся они «в стороне», где-то далеко. (Отмечаем попутно, что «туча» гусей, так же как и «тысяча свистов», передают опять-таки не количество, а впечатление - много! очень много!)

И, наконец, поднимающаяся из травы чайка. Фиксируем на картине два момента: полет птицы и превращение ее в точку где-то далеко в вышине.

А как изобразить едущих по степи Тараса с сыновьями? Может быть, вообще не изображать? Ведь «уже и черных шапок нельзя было видеть: одна только быстрая молния сжимаемой травы показывала бег их». Предлагаем учащимся объяснить образ - «молния сжимаемой травы». Образ зрительный, поэтому шестиклассники легко справляются с ним: «Издали движение скачущих в траве казаков кажется зигзагообразным, по форме напоминает молнию. Кроме того, трава, раздвинутая бегущими лошадьми, сжимается со стремительной, молниеносной быстротой».

Но все справедливо приходят к выводу, что «молнию сжимаемой травы» на картине передать трудно. Лучше взять начало описания, когда «козачьи черные шапки одни мелькали» между колосьями высокой травы, принявшей казаков «в свои зеленые объятия». После такой предварительной работы словесные картины, рисующие степь днем, обычно бывают удачны. Все вводят в свой рассказ яркие словесные образы, употребляют гоголевские гиперболы. А главное - стремятся передать чувства, настроения, владеющие автором, так отчетливо выраженные в конце описания: «Черт вас возьми, степи, как вы хороши!»

Как преображается степь вечером и ночью, все прослеживают самостоятельно. Они замечают, что в этих описаниях много места уделяется музыке, звучащей в степи вечером и ночью, запахам растений (цветы и растения ночью пахнут сильнее, чем днем; звуки ночью слышнее). Поэтому ночная музыка совсем особенная: днем мы не услышим свиста сусликов и трещания кузнечиков. В этих описаниях все сказочно прекрасно, необыкновенно и таинственно. На первом плане здесь не сама картина, а впечатление от картины: степь вечером и ночью великолепна и фантастична.

«Тарас Бульба» является своеобразный синтез реалистического и романтического. Из романтической поэтики к Гоголю пришла повышенная эмоциональность повествования, особенно ярко обнаруживающаяся в картина; природы с их высокой патетикой, мощью и неожиданностью гипербол, блеском метафор.

Примеры гоголевского текста: «вся степь курилась благовонием»; ветерок, «обольстительный, как морские волны»; крик лебедя, «как серебро, отдавался в воздухе»; «красные платки летели по темному небу» (о веренице лебедей, освещенной дальним заревом) и т. д. Все чувствуют красоту и неожиданность этих образов, их эмоциональный подтекст. Затруднение вызывает лишь сравнение крика лебедей с серебром. Предлагается такое объяснение: «Лебедь- красивая, гордая птица, серебро - красивый, благородный металл». Это сравнение как бы объединяет красоту и благородство звука. В беседе все вспоминают и о том, что во время езды па тройках к дуге средней лошади привязывали серебряный колокольчик, издававший очень красивый звон, мелодичный и чистый. Вспоминаем, что на Руси, отливая колокола для церквей, желая добиться красивого звона, добавляли в металл серебро. чем выше был процент серебра, тем благороднее и чище звон.

В описании украинской степи отчетливо выступает связь картин природы с настроением героев, с их внутренним миром. Учащимся предлагается доказать это текстуально. Вначале «все три всадника ехали молчаливо». Тарас думал «о давнем», вспоминал погибших товарищей, «слеза тихо круглилась на его зенице, и поседевшая голова его уныло понурилась». Оста» «душевно был тронут слезами бедной матери, и это только его смущало и заставляло задумчиво опустить голову». Андрий, и повесив голову и потупив глаза в гриву коня своего», грустил о разлуке с панночкой.

Но простор благоухающей степи, ее необозримые пространства близки и дороги сердцу казаков. Степь - их родина-мать, и, как мать, принимает она несколько опечаленных сыновей «в свои зелёные объятия», чтобы подбодрить и утешить их, влить в них жизненную силу и энергию. И вот Тарас, отбросив грустные воспоминания, весело окликнул сыновей. Они увидели родную степь, облитую живительным солнечным светом, и все, что «смутно и сонно было на душе у казаков, вмиг слетело, сердца их встрепенулись, как птицы.

Николай Васильевич Гоголь зарекомендовал себя как великолепный художник, выражавший красоту в слове. Природа предстаёт перед читателем словно живой организм, удачно вписывающийся в сюжетное повествование. В произведении «Тарас Бульба» рассказывается о храбрых воинах, нелёгком выборе и личной драме трёх козаков. Степь в повести «Тарас Бульба» становится не просто фоном, на котором разворачиваются основные события, а представляет собой нечто большее.

Для начала следует сказать, что творческое сознание Гоголя формировалось под влиянием романтической традиции. Переняв у сентименталистов способы отражения духовных переживаний с помощью пейзажа, писатели-романтики значительно расширили применение этого приёма. Стихия в романтизме понималась как нечто могущественное и великое, то, что обязательно должно вызывать отклик в человеческой душе. Различались пейзаж-настроение, который отражал текучесть жизни и переменчивость эмоций, пейзаж-руины, пробуждающий фантазию, пейзаж-стихия, где показана сокрушительность природных сил, и пейзаж-мираж, который переносит в сферу ирреального, таинственно-возвышенного. В тексте произведения «Тарас Бульба» степь скорее представлена первым подвидом: пейзаж-настроение, но с некоторыми оговорками (нельзя забывать, что в творчестве Н. Гоголя, как и в произведениях других писатели того времени, отражена смена романтической парадигмы на реалистическую).

Впервые описание степи появляется уже во второй главе, когда два молодых человека и старый козак отправляются на Сечь. Каждого из героев одолевают свои мысли. Тарас думал о своём прошлом, об ушедшей молодости, о том, кого встретит на Сечи, живы ли его товарищи. В этой же главе читатель узнаёт о двух сыновьях Тараса. Остап был добрым и прямодушным, он считался лучшим товарищем. Прощание с матерью и её слёзы тронули юношу до глубины души, несколько смутив его. Андрий же «имел чувства несколько живее». По пути на Сечь он думал о красавице-полячке, которую встретил когда-то в Киеве. Увидев красоту степи, герои забывают обо всех тех мыслях, которые не давали им покоя.

Для наглядности стоит поместить здесь отрывок из «Тараса Бульбы» о степи:

«Степь чем далее, тем становилась прекраснее… Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялась зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесённый бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще… Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!

Как тонко и чувственно прописана каждая деталь пейзажа. Складывается впечатление, что не Сечь должна принять новых козаков, а сама степь: «степь давно приняла их в свои зелёные объятия…». Эта фраза употреблена не ради красоты слога. Образ степи оказывается символическим воплощением свободы, силы, могущества, веры в чистоту. Родина в повести ассоциируется, прежде всего, с красотами природы и степью. Вольные степи тождественны свободолюбивому характеру запорожцев. В степи всё дышит свободой и простором. Автор говорит о том, что путешественники останавливались лишь на обед и сон, а всё остальное время скакали навстречу ветру. Неслучайно в тексте повести нет описания каких-либо строений на территории Украины, есть только курени, которые легко убрать и поставить заново. Иначе говоря, нет никаких оков, которые могли бы ограничить или убить природу. В этом ключе нужно сказать и о военных походах запорожцев: известно, что они выжигали города дотла, сравнивали деревни с землёй. Этот факт можно понимать и как своеобразную борьбу с ограничением именно природы, провозглашение свободы и отсутствия условностей. При этом запорожцы не представляются читателю как некие хозяева стихии, наоборот, они органично вписываются в природу, живут ею и в ней.

В повести «Тарас Бульба» описания степи отличаются богатством ярких красок. Текст оказывается крайне визуализированным, то есть описываемая картинка тут же предстаёт в воображении читателя. Картинки сменяют друг друга, акценты перемещаются под удивительное звуковое сопровождение:

«По небу, изголуба-тёмному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками лёгкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрагивался до щёк. Вся музыка, звучавшая днём, утихала и сменялась другою. Пёстрые суслики выползали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединённого озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе».

Так лирично живописать степь мог только человек, по-настоящему любивший её, понимающий её богатство.

Пейзажные зарисовки появляются и в эпизоде осады Дубно: Андрий ходит по полю, глядя на бескрайние просторы, но чувствует духоту на сердце. Июльская жара соединяется с внутренним состоянием героя, ощущением бессилия и усталости. Аналогичный приём использован и в первой главе произведения. Путники только выехали из родного дома, а другие козаки увели мать Остапа и Андрия, которая не хотела смириться с их отъездом. Эта сцена смутила и самого Тараса Бульбу, но, тем не менее внутреннее состояние героев вновь описывается посредством природного мира: «день был серый… птицы щебетали как-то вразлад». Именно последнее слово и задаёт общее настроение: Остап и Андрий ещё не чувствуют того единства с отцом и степью, будто герои ещё не обрели целостность. Здесь субъективное восприятие природы персонажем соединяется с объективным авторским словом о внутреннем состоянии героя.

Благодаря детальным описаниям и мелодичному художественному языку Гоголь создаёт живой образ степи, пронизанный свободой, красотой и силой.

Тест по произведению

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Опрос домашнего задания.

Вступительное слово учителя. Братья росли, и в двенадцатилетнем возрасте их привезли в Киев, отдали на учение в бурсу, как это было заведено в казацких семьях. Шире и сложнее становятся их связи с миром, богаче и разностороннее представления о нём.

На доске: Бурса - духовное училище.

- Ребята, как вы представляете себе условия жизни в бурсе?

(Ответы учащихся)

- А вот как описывает писатель Николай Помяловский бурсу в книге «Очерки бурсы»:

Оказывается, бурса - совсем особый мир, мир, во многом страшный.

- Чем отличаются в этот период Остап и Андрий?

Вывод: Остап - надёжный, хороший товарищ и друг. Ему можно верить, на него можно положиться. Андрий, как и Остап, мужественен, силён, ловок и полон отваги. Но в отличие от прямодушного Остапа, он человек неустойчивый. Настораживает его отъединение от товарищей. Видно, что его жизненный путь - не обычный путь казака.

  1. Основное содержание урока
  1. Восстановим хронологическую последовательность происходящих с юношами событий: детство, учение в бурсе, возвращение в отчий дом, дорога в Сечь. Сбывается самая большая мечта их жизни.

Ребята, давайте поговорим о дороге в Сечь. Вот как пишет об этом Гоголь:

«А между тем степь уже давно приняла их всех в свои зелёные объятия, и высокая трава, обступивши, скрыла их, и только козачьи чёрные шапки одни мелькали между её колосьями».

  1. Выразительное чтение описания степи днём, вечером и ночью.

Выразите своими словами богатство чувств Гоголя, выявите гамму оттенков, передающих его отношение к степи.

Итак, любование и любовь, восхищение, изумление и восторг - вот какие сильные чувства переполняют душу автора.

Чтение описания степи днём подготовленным учеником.

В чём же видит Гоголь чарующую душу красоту степи, чем он восхищается и как передаёт своё восхищение?

Степь днём. Какой вид искусства напоминает этот пейзаж?

Вообразите себя художниками, которые на основании описания Гоголя рисуют большое полотно - степь днём. Что же должна напоминать степь на картине? Какой основной образ проходит через все описания и самой степи, и неба над степью? (Образ моря, океана).

- О чём ещё говорит выражение «неизмеримые волны диких растений»? Помогли ли бы нам эти слова Гоголя при создании картины?

Кроме необъятности, безбрежности, чем ещё поражает гоголевская степь? (Буйством красок).

- Как разместить на картине всё это богатство красок, растений, а также огромное количество птиц?

А как изобразить едущих по степи Тараса с сыновьями? Может быть вообще не изображать?

Итак, соберём всё воедино и создадим словесную картину.

Как преображается степь вечером и ночью? В описаниях много места уделяется музыке, звучащей в степи вечером и ночью, запахам растений. В этих описаниях всё сказочно, необыкновенно и таинственно.

Найдите в тексте два особенно понравившихся вам словесных образа и объясните их. («…вся степь курилась благовонием», ветерок «обольстительный, как морские волны», крик лебедя «как серебро, отдавался в воздухе», «красные платки летели по тёмному небу»).

3. В описании украинской степи отчётливо выступает связь картин природы с настроением героев, с их внутренним миром.

Докажите это текстом. (Все три всадника ехали молча. Тарас вспоминал погибших товарищей, Остап был тронут слезами бедной матери, Андрий грустил о разлуке с панночкой).

Но просторы степи близки и дороги сердцу Козаков. Степь - их родина-мать, она их утешает, вливает в них жизненную силу, энергию.

Степь и козаки - нечто глубоко созвучное, родное, близкое друг другу.

Каких людей, какие характеры должна была породить степь? (богатырские характеры, героические натуры).

Можно ли считать Тараса с сыновьями и других выведенных в повести запорожцев именно такими героическими натурами, сильными, мужественными, готовыми к подвигу? Этим вопросом открывается новая тема следующего урока, тема подвига, тема служения Отечеству.

4. Итак, образ степи дан Гоголем как образ матери-Родины, породившей могучие богатырские характеры. Стоит оборваться этой связи, и человек гибнет, превращается в «подлую собаку».

Домашнее задание: 1) Выучить наизусть или пересказать близко к тексту описание степи во 2-й главе (по выбору - днём, вечером, ночью);

2) Ответить на 6 вопрос в хрестоматии.

Урок литературы в 7 классе

Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба»

«Чёрт возьми, степи, как вы хороши!»

Степь как образ Родины в повести Гоголя.

Цель:

  1. пробудить у обучающихся чувство любви к Родине, восхищение красотой её природы, понимание того, что природа - это тоже Родина, «дом наш», желание стать достойным Родины, «способным защитить её;
  2. показать, что время пребывания Остапа и Андрия в бурсе - это повзросление, когда формируется личность, определяются её нравственные критерии;
  3. продолжать отрабатывать навык устного словесного рисования, работать над развитием речи обучающихся.