Интегрированная логистическая поддержка промышленной продукции вшэ. Программа учебной дисциплины «Интегрированная логистическая поддержка продукции на этапах жизненного цикла. Управление информационным пространством ИЛП

Интегрированная логистическая поддержка (ИЛП) - совокупность видов деятельности, осуществляемых головным разработчиком изделия совместно с другими участниками жизненного цикла изделия и направленных на формирование системы технической эксплуатации изделия, обеспечивающей эффективное использование изделия при приемлемой стоимости его жизненного цикла (ГОСТ Р 53393).

Техническая эксплуатация (ТЭ) - это часть эксплуатации, включающая транспортирование, хранение, техническое обслуживание и ремонт изделия.

Система технической эксплуатации (СТЭ) - совокупность взаимосвязанных объектов технической эксплуатации (финальное изделие, комплекс, образец), средств эксплуатации, исполнителей и документации, устанавливающей правила их взаимодействия (ГОСТ Р 56136).

Средства эксплуатации - это здания, сооружения, технические устройства, инструмент, запасные части и материалы, необходимые для эксплуатации.

Основные задачи ИЛП

Анализ логистической поддержки;
. планирование технического обслуживания (ТО) и управление ТЭ;
. планирование и управление материально-техническим обслуживанием (МТО);
. разработка и сопровождение эксплуатационной документации (ЭД);
. формирование требований к средствам ТО (к оборудованию, необходимому для обеспечения эксплуатации и ТО), к численности и квалификации персонала, к техническим средствам обучения;
. разработка требований к процессам упаковывания, погрузки/разгрузки, хранения, транспортирования, к инфраструктуре системы ТЭ;
. формирование мер поддержки программного обеспечения и вычислительных средств;
. мониторинг технического состояния на стадии эксплуатации;
. планирование утилизации изделия, его составных частей и средств ТО.

Задачи ИЛП решаются в ходе всего ЖЦ изделия, в том числе:
. на стадии разработки изделия формируются требования к элементам СТЭ и проектируются элементы СТЭ (на этих этапах ЖЦ результаты деятельности в области ИЛП влияют на конструкцию изделия в части обеспечения надежности, эксплуатационной технологичности и других эксплуатационно-технических характеристик (ЭТХ);
. на стадии эксплуатации изделия (вплоть до списания и утилизации) обеспечивается техническая, методическая и информационная поддержка функционирования элементов СТЭ с использованием постоянно пополняемой базы данных и документов ИЛП, а также периодически проверяется выполнение заданных требований, используемых документов и данных с их актуализацией при необходимости;
. при модификации изделия на стадиях эксплуатации и (или) капитального ремонта (если он предусмотрен) вносятся изменения, связанные с условиями эксплуатации, используемыми технологиями, экономическими факторами и др.

Виды деятельности ИЛП логически и информационно интегрированы в единый комплекс процессов, в который вовлечены как разработчик (поставщик), так и заказчик (эксплуатант). Информационная интеграция процессов обеспечивает обратную связь между процессами: сведения, полученные в ходе эксплуатации, используются для совершенствования конструкции изделия и организации СТЭ.

Для решения задач анализа логистической поддержки и мониторинга технического состояния изделия на стадии эксплуатации мы рекомендуем использовать программные комплексы, разработанные специалистами НИЦ "Прикладная Логистика" - LSA Suite и ILS Suite.

Cистема ILS Suite предназначена для решения задач мониторинга технического состояния сложных машиностроительных изделий в ходе их испытаний и эксплуатации. Функциональность системы обеспечивает получение от эксплуатантов сведений о ходе эксплуатации изделий, их накопление, обработку и анализ, с тем, чтобы обеспечить непрерывный мониторинг состояния эксплуатируемых изделий и обеспечить высокий уровень их готовности и безопасности эксплуатации.

Системный подход к проектированию ЖЦ изделия и вытекающий из него комплекс управленческих мероприятий, направленных на сокращение этих затрат, объединяются понятием интегрированной логистической поддержки (ИЛП – Integrated Logistic Support) . Концепция ИЛП возникла почти одновременно с самой интегрированной логистикой как результат осмысливания многолетнего опыта эксплуатации военной техники в армиях США и Великобритании.

Интегрированная логистическая поддержка – методология оптимизации стоимости ЖЦ изделия с учетом критериев его наилучшей пригодности к поддержке эксплуатации, надежности и ремонтопригодности, основанная на построении интегрированной логистической системы.

В понятие ИЛП входят:

· исследование состояния рынка и прогнозирование перспектив сбыта изделий, планируемых к производству;

· определение инфраструктуры системы обслуживания изделий в период эксплуатации, в том числе планирование процедур материально-технического обеспечения, диагностики состояния изделий, ремонта и т. п.;

· учет требований ремонтопригодности при проектировании изделий, разработка средств обслуживания сложной техники параллельно с разработкой самого изделия;

· расчет надежности и длительности безотказной работы изделий;

· расчет затрат на производство и эксплуатацию изделий;

· определение состава и необходимого объема запасных частей;

· обучение обслуживающего персонала;

· поддержка связей между производителем и потребителем путем доступа потребителя к интегрированной базе данных изделия с целью упрощения диагностики состояния и ремонта изделий, а также получения изготовителем данных о неисправностях и отказах для принятия мер по повышению надежности изделий;

· классификация и кодификация изделий и материалов, необходимые для упрощения поиска нужных данных в справочниках и БД, исключения дублирования проектов, ускорения составления заявок на поставки комплектующих и т. п.;

· разработка и сопровождение электронной эксплуатационной и ремонтной документации;

· традиционные логистические процедуры, такие как упаковка, складирование, транспортировка изделий.

Пригодность к осуществлению поддержки эксплуатации (supportability) – степень соответствия конструктивных характеристик изделия и интегрированной логистической системы поддержки его эксплуатации требованию постоянной готовности изделия к работе или приведения его в готовность за приемлемое время.

Система интегрированной логистической поддержки (ИЛП-система) изделия – интегрированная логистическая система, обеспечивающая поддержку эксплуатации данного изделия в течение всего его ЖЦ в соответствии с требованиями ИЛП.

ИЛП реализуется посредством применения специализированных информационных технологий (ИТ) и соответствующих программно-методических средств. Базовым стандартом в области ИЛП, получившим в Европе de-facto статус международного, является стандарт министерства обороны Великобритании DEF STAN 00-60: Интегрированная логистическая поддержка. Это новейший стандарт, в настоящее время состоит из двенадцати томов, охватывающих основные аспекты ИЛП.

Большинство сложных технических задач разрабатывается по специальному заказу. Для таких изделий разработка ИЛП-системы начинается практически одновременно с разработкой самого изделия. В ходе разработки концепции изделия вырабатываются также и общие принципы организации поддержки его эксплуатации. Зная концепцию, можно определить структуру и порядок функционирования будущей ИЛП-системы изделия (рис. 8.1).

Рис. 8.1 - Жизненные циклы изделия в ИЛП:

- стадии ЖЦ ИЛП

Этапу проектирования и производства изделия соответствует этап проектирования ИЛП-системы (на рис. 8.1 – проектирование стратегии поддержки эксплуатации ). Здесь методом последовательного приближения определяется конструкция изделия, обеспечивающая наилучшую пригодность к поддержке эксплуатации. Каждый вариант конструкции имеет свои функциональные характеристики и, соответственно, характеристики ИЛП. Поэтому возникает необходимость в управлении конфигурацией изделия и его ИЛП-системы.

На этапе эксплуатации (на рис. 8.1 – поддержка эксплуатации изделия) постоянно осуществляется мониторинг и анализ состояний изделия и его ИЛП-системы с целью проверки соответствия фактических и расчетных значений их характеристик. Выявленное таким путем несоответствие фактической и расчетной степени пригодности изделия к поддержке эксплуатации может повлечь за собой пересмотр ИЛП-системы, а в худшем случае – конструкции или даже концепции изделия.

По завершении утилизации изделия подсчитывается окончательная стоимость ЖЦ изделия и оценивается общая эффективность организации ИЛП.Такая оценка вместе с архивными данными о функционировании ИЛП-системы может использоваться при организации ИЛП для изделий аналогичного типа или назначения. На рис. 8.1 это стадия завершения поддержки эксплуатации изделия.

Главное, на что следует обратить внимание, – постоянный контроль за текущей или реальной стоимостью ЖЦ изделия. Важность жесткого регулярного контроля обусловлена необходимостью доказать пользователю, что полученная в конечном итоге стоимость ЖЦ изделия оптимальна.

Интегрированная логистическая поддержка включает в себя следующие процедуры:

· логистический анализ (Logistic Support Analysis) изделия, выполняемый с целью обеспечения необходимого уровня надежности, ремонтопригодности и пригодности к поддержке, а также установления требований:

– к конструкции изделия, размещению его агрегатов и узлов, подлежащих регулярному обслуживанию, замене и ремонту;

– к вспомогательному и испытательному оборудованию;

– к численности и квалификации эксплуатационного и обслуживающего персонала;

– к системе и средствам обучения;

– к номенклатуре и количеству запасных частей, расходных материалов и т. д.;

– к организации хранения, транспортировки, упаковки и т. д.

· планирование технического обслуживания и ремонта (ТОиР) изделия (Maintenance and Repair Planning):

– разработка концепции ТОиР, требований к изделию в части его обслуживания и реализации плана ТОиР;

· интегрированные процедуры поддержки материально-технического обеспечения (МТО) процессов эксплуатации, обслуживания и ремонта изделия (Integrated Supply Support Procedures Planning), в том числе:

– определение параметров начального и текущего материально-технического обеспечения;

– кодификация предметов поставки;

– планирование поставок изделий;

– управление заказами на поставку предметов снабжения;

– управление счетами на оплату заказанных предметов снабжения;

· меры по обеспечению персонала электронной эксплуатационной документацией (ЭЭД) и электронной ремонтной документацией (ЭРД) на изделие (Electronic Maintenance Documentation, Electronic Repair Documentation) , принимаемые на стадии проектирования и в процессе производства конкретных экземпляров (партий) изделия. Указанная документация используется при закупке, поставке, вводе в действие, при эксплуатации, сервисном обслуживании и ремонте изделия.

В системах ИЛП контролируются процессы поставки изделий, формирования и исполнения заявок. Следует отметить, что ИЛП тесно связана с обеспечением управления качеством продукции в соответствии со стандартами серии ISO 9000.

Приоритетным направлением в сфере ИЛП ЖЦИ становится создание автоматизированных информационно-логистических систем (как стационарных, так и мобильных), на базе технологий, интегрирующих прогнозирующий мониторинг технического состояния объектов и процессы их ЖЦ в единое информационное поле: сканирование информации с основных узлов/агрегатов изделия и передача ее по беспроводным каналам связи на порталы управления ИЛП ЖЦИ позволит принимать оптимальные решения по управлению производством и поставкой МКЗ и послепродажному обслуживанию сложной техники (рис. 8.2). Это даст возможность существенно сократить затраты, связанные с простоем техники и созданием колоссальных запасов комплектующих и запчастей к ней, за счет эффективного управления материально-техническим обеспечением не на основе долгосрочного планирования, а в режиме реального времени.

Рис. 8.2 - Система ИЛП в реальном времени

Интегрированная логистическая поддержка

Одним из важных потребительских параметров сложного наукоемкого изделия является величина затрат на поддержку его ЖЦ (life cycle cost). Она складывается из затрат на разработку и производство изделия, эксплуатацию и поддержание его в работоспособном состоянии. Сокращение затрат на поддержку ЖЦ изделия и функционирование предприятия – одна из целей CALS-сервиса. Комплекс управленческих технологий, направленных на сокращение этих затрат, объединяется понятием интегрированная логистическая поддержка (ИЛП) (Integrated Logistic Support) – интегрированное логистическое сопровождение.

Согласно стандарту DEF STAN 0060 ИЛП включает в себя: анализ логистической поддержки, процедуры планирования процессов технического обслуживания и ремонта, интегрированные процедуры материально-технического обеспечения, меры по обеспечению персонала электронной эксплуатационной и ремонтной документацией. Практическое освоение этого стандарта дает большой эффект как в логистических процессах обеспечения ЖЦП, так и в их сервисном обслуживании.

Пример организации логистических процессов

Основные направления логистического построения в книжной торговле

Основными направлениями развития книжного рынка в нашей стране являются повышение качества обслуживания покупателей, расширение предлагаемого ассортимента книжных товаров при одновременном сокращении тиражей. Эти тенденции ведут к повышению затрат как в производстве, так и в распространении. Для того чтобы книги оставались доступными по цене основной части населения, необходимо искать пути снижения затрат. В этом должно помочь ускоренное развитие логистики в книжном деле.

Общей мировой тенденцией при поиске путей снижения цен является повышенное внимание к сфере обращения. Это связано с тем, что в соответствии с исследованиями, проведенными Экономическим и социальным советом ООН, около 98% совокупного времени приходится на прохождение продукции по различным каналам снабжения и сбыта. Непосредственное производство товаров занимает лишь 2% суммарного времени. Естественно, что такое положение увеличивает долю расходов. Становится все труднее добиваться сдерживания роста цен на книжную продукцию за счет снижения затрат на ее производство (авторских гонораров, расходов на редакционно-издательскую деятельность, печать тиража и т.д.). Специалисты подсчитали, что только соблюдение издательствами стандартов оформления книжной продукции и эффективно работающие книготорговые технологии способны сократить непроизводственные расходы наполовину.

Необходимость внедрения логистики в книжном деле связана также и с постоянным ростом требований к качеству обслуживания потребителей.

Современный книжный рынок характеризуется повышением динамичности: меняется спрос, ускоряются сроки производства книжной продукции, сокращается период ее жизни в качестве товара. Фактор времени приобретает важное значение. Все это вызывает необходимость использования логистики для сокращения сроков движения книжных потоков. Например, организация торговли по логистической схеме автоматического компьютерного заказа книжным магазином книг у поставщика (издательства, оптового предприятия) ускоряет товародвижение в два-три раза. Стандартное библиографическое описание, ISBN, штрих-код, электронные накладные – без этих элементов сегодня невозможно выстроить логистику торгового процесса. Логистика имеет потенциальные возможности для ускорения прохождения материальных потоков на всех этапах их движения.

К ним можно отнести:

  • – достижение более тесных контактов участниками товародвижения, исключение из процессов движения неэффективных логистических операций;
  • – контроль за потоком товаров на всем пути его продвижения на базе создания информационных систем управления логистикой;
  • – представление всех видов деятельности, которые связывают производителей с потребителями, в качестве составляющих единого процесса товародвижения;
  • – развитие и применение логистики в книжном деле для решения задачи повышения физической доступности книжных товаров для покупателей.

Речь идет о том, чтобы российские читатели имели возможность беспрепятственно ознакомиться с максимально широким ассортиментом книжных товаров и выбрать необходимую книгу. Здесь существует целый комплекс логистических проблем, связанных с развитием розничной книготорговой сети, расширением ассортимента не только столичных, но и провинциальных книжных магазинов. Кроме того, книга является товаром, для успешной продажи которого крайне необходимо его наличие на рынке по принципу "здесь и сейчас". Большое количество покупок книг совершается незапланированно, в процессе знакомства покупателя с ассортиментом книжного магазина.

Доступность товаров зависит от таких параметров логистических услуг, как надежность, скорость и частота поставки, широта предлагаемого поставщиками ассортимента, уровень информационного обслуживания и т.д.

Приведем здесь пример "Топ-книги" (Новосибирск). Применение принципов логистики позволило этой фирме минимизировать период нахождения книжных товаров в процессе их движения от издателя до покупки конечным потребителем. Для этого используются современные компьютерные системы, доставка из Москвы почтовыми вагонами, круглосуточная работа склада, которая обеспечивает поставку заказанных книг в магазин в течение суток. Ускорение движения книг позволяет уменьшить товарные запасы, повысить их оборачиваемость, сократить число ошибок в заказах, что повышает эффективность финансовых результатов, а в конечном итоге улучшает уровень обслуживания покупателей. Скорость исполнения заказа на книгу, поступившего от жителя Новосибирска, составляет не более трех-четырех дней, а от жителей других городов Сибири – четырех-пяти дней.

Практика наиболее эффективно работающих издательских и книготорговых фирм показывает, что использование логистики позволяет успешно решать сложные проблемы, существующие в книжном деле.

Интегрированная логистическая поддержка наукоемкой продукции (проблемы, задачи, методы)

Одним из важных потребительских параметров сложного наукоемкого изделия является величина затрат на поддержку его жизненного цикла (ЖЦ) 1 .

Эти затраты складываются из затрат на разработку и производство изделия, а также затрат на ввод изделия в действие, эксплуатацию, поддержание его в работоспособном состоянии и утилизацию по истечении срока службы.

Для сложного изделия (например, летательного аппарата, корабля, многокоординатного станка с ЧПУ, гибкого модуля, робототехнического комплекса и т.п.), имеющего длительный срок использования (10-20 лет), затраты на постпроизводственных стадиях ЖЦ, связанные с поддержанием изделия в работоспособном состоянии (состоянии готовности к использованию), могут быть равны или даже превышать затраты на приобретение (Рис. 1).

Рис. 1

Сокращение затрат на поддержку ЖЦ изделия - одна из целей внедрения концепции и стратегии CALS (Continuous Acquisition and Life Cycle Support). Русскоязычное наименование этой концепции и стратегии - ИПИ (Информационная Поддержка жизненного цикла Изделий). Комплекс управленческих процессов и процедур, направленных на сокращение затрат на постпроизводственных стадиях ЖЦ, именуемых иногда «затратами на владение», объединяется понятием ИЛП - интегрированной логистической поддержки (Integrated Logistic Support). Это понятие относится к числу базовых инвариантных понятий ИПИ. Ни одна информационная система не может быть отнесена к классу ИПИ, если в ней не реализована в той или иной мере компонента ИЛП. С другой стороны, содержание процессов и состав задач ИЛП практически не зависят от предметной области.

До недавнего времени в России проблеме ИЛП не уделялось должного внимания, что привело к существенному отставанию отечественной промышленности в этом направлении. Сегодня эта проблема приобрела особую актуальность в связи с возрастающим стремлением отечественных предприятий выйти на международные рынки. Иностранные заказчики предъявляют к российским изделиям те же требования, что и к аналогичным изделиям зарубежных фирм. В этой связи проблема организации ИЛП для изделий российских предприятий переходит в разряд первоочередных, поскольку от ее решения в значительной мере зависит конкурентоспособность отечественной наукоемкой продукции на мировых рынках.

Нулевой уровень - ежедневное обслуживание и уход за оборудованием, устранение мелких неисправностей: ТОиР, выполняемые силами персонала, непосредственно эксплуатирующего изделие (оператор, производственный рабочий);

Первый уровень – текущий ремонт: ТОиР, выполняемые силами ремонтного персонала подразделения (цеха), в составе которого эксплуатируется изделие;

Второй уровень – средний ремонт: ТОиР, выполняемые силами персонала предприятия, в составе которого эксплуатируется изделие (ремонтный цех в составе службы главного механика предприятия);

Третий уровень – капитальный ремонт: работы, выполняемые специализированными ремонтными предприятиями или заводом – изготовителем изделия.

Значима эта проблема и для изделий, реализуемых на внутреннем рынке, поскольку ее решение позволит минимизировать затраты на поддержку постпроизводственных стадий ЖЦ, направив высвобожденные средства на другие нужды.

В докладе кратко рассмотрены основные методические положения, касающиеся функционального состава и организации системы ИЛП и ее компьютерного сопровождения в рамках ИПИ-технологий.

Методическую основу статьи составляют положения стандарта Министерства обороны Великобритании DEF STAN 00-60 “Integrated Logistic Support”, который практически стал международным. На нормы этого стандарта иностранные заказчики ссылаются, формулируя требования к системе ИЛП для отечественных изделий. Использованы также некоторые положения нормативного документа НАТО «NATO CALS Handbook», стандарта США MIL-STD - 1388, а также требования авиационной спецификации AECMA 1000D.

Анализ этих и других нормативных документов позволил выявить основное содержание проблемы интегрированной логистической поддержки и сформулировать связанные с ней основные задачи. На рис. 2 схематически показана структура процессов и задач ИЛП.

Согласно этой схеме ИЛП сложного наукоемкого изделия состоит в реализации четырех основных процессов:

- логистический анализ (ЛА) изделия (Logistic Support Analysis ), проводимый на всех стадиях ЖЦ;

- планирование процессов технического обслуживания и ремонта (ТОиР) изделия (Maintenance and Repair Planning) , проводимое на стадии проектирования и уточняемое в процессе производства и эксплуатации изделия;

- интегрированное планирование процедур поддержки материально-технического обеспечения (МТО) процессов эксплуатации, обслуживания и ремонта изделия (Integrated Supply Support Procedures Planning ), проводимое на стадии проектирования и уточняемое в процессе производства и эксплуатации изделия;

- обеспечение персонала электронной эксплуатационной документацией (ЭЭД) и электронной ремонтной документацией (ЭРД) на изделие (Electronic Maintenance Documentation , Electronic Repair Documentation ), проводимое на стадии проектирования и реализуемое в процессе производства конкретных экземпляров (партий) изделия.

В отечественной практике процессы и процедуры, в известной степени аналогичные перечисленным выше, применяются под другими названиями. Некоторые из них регламентированы нормативными документами государственного и/или отраслевого уровня. Так, например, в практике военно-морского флота (ВМФ) и строительства военных кораблей принято разрабатывать и реализовывать программы обеспечения надежности (ПОН) корабельной техники. Такие программы составляются как для корабля в целом, так и для всех его основных систем, агрегатов и узлов. Существуют типовые ПОН (отдельно для надводных кораблей и для подводных лодок). По содержанию и составу решаемых задач ПОН близки к ЛА.


Рис. 2

В ГОСТ 28056 – 89 регламентированы требования к содержанию и оформлению программы технического обслуживания и ремонта самолетов – документа, содержащего сведения и описания, относящиеся к планированию и организации процессов ТОиР и МТО.

Главное отличие процессов и процедур, описываемых в отечественных нормативных документах, от аналогичных процессов и процедур, регламентированных зарубежными стандартами, состоит в том, что отечественные документы не предусматривают систематического применения информационных технологий для поддержки процессов ЛА, ТОиР, МТО и др. в рамках интегрированной информационной среды (ИИС). Это предопределяет необходимость перевода этих процессов на современную методическую и программно-техническую базу, приемлемую, в первую очередь, для иностранных заказчиков отечественной продукции.

Логистическому анализу и проблеме обеспечения персонала электронной эксплуатационной и ремонтной документацией посвящены специальные доклады. Поэтому здесь мы подробнее рассмотрим процессы планирования ТОиР и МТО.

Планирование процессов ТОиР предполагает:

Разработку концепции ТОиР;

Анализ и конкретизацию требований к изделию в части его обслуживания и ремонта;

Разработку и оперативную корректировку плана ТОиР.

Система технического обслуживания и ремонта – совокупность взаимосвязанных технических средств, специальной технической документации и исполнителей, необходимых для поддержания и восстановления качества изделий, относящихся к компетенции этой системы.


Рис. 3

Структура концепции ТОиР представлена на рис. 3.

Согласно ГОСТ 18322 – 78, техническое обслуживание (ТО) – операция или комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности изделия при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании. Тот же ГОСТ 18322 – 78 определяет ремонт (Р) как комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий и восстановлению ресурсов изделий или их составных частей.

Метод технического обслуживания (ремонта) – это совокупность технологических и организационных правил выполнения операций технического обслуживания (ремонта).

Персонал, выполняющий ТО, может быть специализирован по видам изделий, видам операций и видам технического обслуживания.

Принято различать следующие виды ТО изделий:

ТО при использовании;

ТО при хранении;

ТО при перемещении;

ТО при ожидании использования по назначению.

Виды ТО можно классифицировать в зависимости от:

Периодичности выполнения;

Условий эксплуатации;

Регламентации выполнения;

Организации выполнения.

В ходе ТО выполняются регламентированные в конструкторской документации операции, необходимые для поддержания работоспособности или исправности изделия в течение его срока службы.

Под операцией ТО в соответствии с ГОСТ 3.1109-82 понимают законченную часть ТО изделия или его составной части, выполняемую на одном рабочем месте исполнителем определенной специальности.

Выбирая соответствующий метод технического обслуживания изделий, можно назначать величины параметров, относящихся к характеристикам поддерживаемости, минимизируя эксплуатационные затраты.

Помимо перечисленных выше понятий, в стандарте DEF STAN 00-60 введено понятие уровня ТОиР, которое применительно к оборонной технике может быть интерпретировано следующим образом:

Нулевой уровень: ТОиР, выполняемые силами персонала, непосредственно эксплуатирующего изделие (экипажа);

Первый уровень: ТОиР, выполняемые силами персонала подразделения (части), в составе которого эксплуатируется изделие (в армейских условиях – батальонные, полковые ремонтные службы);

Третий уровень: ТОиР, выполняемые силами персонала соединения, в составе которого эксплуатируется изделие (корпусные, дивизионные, армейские ремонтные службы);

Четвертый уровень: ТОиР, выполняемые силами персонала специализированных предприятий фронтового (окружного) подчинения;

Пятый уровень: ТОиР, выполняемые силами персонала предприятия – изготовителя.

Для техники гражданского назначения эти уровни описываются следующим образом:

Каждому уровню соответствует свой набор задач, требования к численности и квалификации обслуживающего и ремонтного персонала, к количеству и номенклатуре запасных частей и заменяемых агрегатов, к составу специального оборудования и т.д.

Конкретизация изложенных выше положений и представлений служит основой содержания концепции ТОиР, разрабатываемой, как правило, поставщиком изделия и согласуемой с его заказчиком.

Требования к изделию в отношении ТОиР определяются на основе данных ЛА, содержащихся в БД ЛА, и уточняются по результатам реальной эксплуатации в различных условиях.

На основе концепции и результатов анализа требований разрабатывают и реализуют следующие мероприятия:

Создание единой системы управления ТОиР, предусматривающей методы и «механизмы» улучшения показателей надежности, безотказности, долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости, что в итоге должно минимизировать эксплуатационные затраты;

Организацию распределенной системы сбора и обработки службами заказчиков (эксплуатантов) статистической информации о значениях вышеуказанных показателей, а также данных о номенклатуре и количестве используемых запасных частей для изделия и его компонентов; эти данные извлекаются из специальных документов – формуляров изделия, его агрегатов и систем, в которых фиксируются результаты проведения операций ТОиР, факты замены компонентов, календарные сроки выполнения операций (начало, конец), сведения о работниках, выполнявших операцию и т.д.

Выполнение службами заказчиков и поставщика централизованного анализа накопленных эксплуатационных и логистических данных;

Проведение согласованной динамической корректировки планов ТОиР;

Подготовку и переподготовку персонала по обеспечению перечисленных выше мероприятий.

План ТОиР разрабатывают в нескольких альтернативных вариантах с учетом распределения работ по упомянутым выше уровням, назначения обслуживающего и ремонтного персонала, обладающего необходимой квалификацией, наличия необходимых запчастей и расходных материалов и т.д. Планируются календарные даты, трудоемкость работ и их стоимость. Заказчик выбирает наиболее подходящий ему вариант. При расчетах, связанных с планированием ТОиР, используют следующие основные показатели:

Средняя продолжительность технического обслуживания (ремонта).

Средняя трудоемкость технического обслуживания (ремонта).

Средняя стоимость единицы времени (трудоемкости) технического обслуживания (ремонта).

Средняя суммарная продолжительность технических обслуживаний (ремонтов).

Средняя суммарная трудоемкость технических обслуживаний (ремонтов).

Средняя суммарная стоимость технических обслуживаний (ремонтов).

Удельная суммарная продолжительность технических обслуживаний (ремонтов) (относительно времени использования изделия по назначению).

Удельная суммарная трудоемкость технических обслуживаний (ремонтов).

Удельная суммарная стоимость технических обслуживаний (ремонтов).

Коэффициент готовности.

Коэффициент технического использования.

Определения этих показателей содержатся в нормативных документах (см., например, ГОСТ 27.001-96, 27.002-89, 27.003-90, 27.101-96, 15.206-84, 27.301-96, и др.). Их значения определяются в процессе ЛА и содержатся в соответствующих таблицах БД ЛА.

Процесс планирования поддержки материально-технического обеспечения (МТО) предполагает выполнение, управление и информационную поддержку в условиях интегрированной информационной среды (ИИС) следующих процедур:

Кодификация предметов МТО (Codification);

Начальное МТО (Initial Provisioning);

Текущее МТО (Provisioning);

Планирование поставок (Procurement Planning);

Управление поставками (Supply Management);

Управление заказами (Order Administration);

Управление счетами (Invoicing).


Рис. 4.

Кодификация предметов МТО представляет собой регламентированную стандартами процедуру присвоения этим предметам кодовых обозначений, однозначно понимаемых всеми причастными к соответствующим процессам службами поставщиков и получателей. Характерной особенностью этих обозначений является их ориентированность на компьютерную обработку. Здесь важно обеспечить по возможности автоматизированный переход к кодовым обозначениям, принятым в национальной (государственной) или международной системе каталогизации продукции, поставляемой для государственных нужд. Сегодня в качестве такой системы выступает система, принятая в странах НАТО, согласно которой каждому изделию присваивается специальный код NSC (NATO Stock Code). Кроме того, используются специальные коды предприятий – изготовителей предметов МТО. Постановлением Правительства РФ от 11 января 2000 г. № 26 аналогичная система внедряется в России. В этой связи задача кодификации в отечественной промышленности в ближайшие годы будет решаться в соответствии с существующими в этой области международными стандартами.

В контексте планирования, предусмотренном ИЛП, процедура, именуемая в стандарте DEF STAN 00-60 как начальное МТО , состоит в определении набора запасных частей и расходных материалов, необходимых для поддержки функционирования изделия в начальный период его эксплуатации, когда процесс текущего МТО по тем или иным причинам еще не налажен. Состав этого набора как в отношении номенклатуры необходимых предметов, так и в отношении их количества, определяется расчетами, выполняемыми в процессе ЛА. В состав средств и предметов начального МТО, как правило, включают запасные части и материалы, необходимые для эксплуатации не только самого изделия, но и вспомогательного оборудования. В процессе организации начального МТО могут быть подготовлены контракты с фирмами – поставщиками соответствующей продукции. Обычно период действия начального МТО ограничивается сроком до двух лет.

Номенклатура и объемы поставок в процессе текущего МТО также определяются расчетами, выполняемыми в процессе ЛА, однако затем корректируются в зависимости от фактических условий эксплуатации изделия. При этом широко используются иллюстрированные каталоги деталей и элементов изделия. Подготовка каталогов происходит в процессе проектирования изделия.

Здесь могут быть эффективно использованы методы теории управления запасами, а также практические приложения этой теории.

Согласно стандартам DEF STAN 00-60, MIL-STD 1388 планирование поставок (ПП) представляет собой метод запроса и получения от промышленных предприятий сведений о ценах на предметы МТО, включая прайс-листы поставщиков. В соответствии со стандартами процедуры ПП охватывают два вида деловой практики:

1. Процедуры направления запроса о ценах на конкретные предметы МТО от покупателя потенциальному поставщику и последующего ответа поставщика.

2. Процедуры запроса покупателем актуального прайс-листа на некоторую номенклатуру предметов МТО и предоставления такого прайс-листа поставщиком в ответ на запрос покупателя. Возможна также процедура предоставления этих данных покупателю по собственной инициативе поставщика.

Стандарты жестко регламентируют форму и содержание запросов и ответов (сообщений) в электронном виде для обоих случаев, предусматривают формы и процедуры согласования цен и способы кодирования соответствующих разным ситуациям документов.

На основании результатов ПП определяется, у каких поставщиков будут приобретаться те или иные предметы МТО. Именно эти сведения и составляют содержание плана поставок. Эти данные используются в последующих операциях ИЛП, т.е. при управлении заказами и счетами.

Некоторые отечественные нормативные документы трактуют понятие планирования поставок гораздо шире, понимая под ним всю совокупность процессов, связанных с планированием и организацией поставок для государственных нужд. В контексте ИЛП под ПП понимается и рассматривается только планирование поставок запасных частей и расходных материалов для обеспечения эксплуатации, обслуживания и ремонта конкретного изделия.

Управление поставками предусматривает выполнение следующих процедур:

Оценку уровня текущих запасов по всем предметам МТО;

Принятие своевременных решений о необходимости пополнения этих запасов;

Подготовку соответствующих заявок;

Контроль качества поступающих предметов МТО;

Организацию учета, хранения и выдачи предметов МТО.

На выполнение всех этих процедур существуют предусмотренные стандартами правила и инструкции, определяющие состав и последовательность необходимых действий, а также форму и содержание сопроводительных документов.

Управление заказами – термин, объединяющий совокупность всех действий, осуществляемых с заказом (заявкой) от момента его выдачи заказчиком поставщику (с учетом возможных поправок/добавлений, запросов/справок о ходе выполнения и т.д.), вплоть до подтверждения доставки заказанных предметов МТО. При выполнении этих действий между заказчиком и поставщиком осуществляется информационный обмен, в ходе которого используются следующие транзакции:

1. Размещение заказа (Заказчик – Поставщик);

2. Получение справок о размещенном заказе (Заказчик – Поставщик – Заказчик);

3. Подтверждение приема заказа (Поставщик - Заказчик);

4. Отказ от приема заказа (Поставщик – Заказчик);

5. Извещение об изменении несущественных параметров заказа (Поставщик – Заказчик);

6. Извещение о выполнении заказа (отгрузке) (Поставщик – Заказчик).

Формат и содержание транзакций регламентированы стандартами DEF STAN 00-60 и др.

Управление счетами на оплату заказанных предметов снабжения - информационный обмен между поставщиком и заказчиком при передаче счетов и данных о счетах на оплату в электронном виде.При этом используются следующие транзакции:

1. Отправка счета (Поставщик - Заказчик);

2. Подтверждение приема счета к оплате (Заказчик - Поставщик);

3. Отказ от оплаты счета (Заказчик - Поставщик);

4. Отправка платежного требования (Поставщик - Заказчик);

5. Прием платежного требования (Заказчик - Поставщик);

6. Отказ от платежного требования (Заказчик - Поставщик);

8. Ответ на запрос о состоянии платежа (Заказчик - Поставщик);

9. Извещение о состоянии платежа (Заказчик - Поставщик).

Формат и содержание транзакций регламентированы упомянутыми выше стандартами.

В контексте концепции CALS все перечисленные выше процессы и процедуры должны реализовываться при помощи специализированных программных приложений, оперирующих данными, содержащимися в интегрированной информационной среде, охватывающей предприятие – поставщика, эксплуатанта, сервисные службы, ремонтные подразделения и предприятия. Создание такой среды и соответствующих приложений является принципиально новой для отечественной промышленности научно-технической задачей, требующей решения в ближайшие годы.

-------------

1 В английской транскрипции величина этих затрат обозначается аббревиатурой LCC - Life Cycle Cost.

НИЦ CALS-технологий «Прикладная логистика»

CALS - предпосылки и преимущества.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Интегрированная логистическая поддержка продукции на этапах жизненного цикла»

Направление подготовки: 220700 Автоматизация технологических процессов и производств

Квалификация (степень) выпускника: магистр

по программам:

Системы автоматизированного управления в металлургии

Системы автоматизированного управления в нефтегазопереработке

Системы автоматизированного управления в горном деле

Системы автоматизированного управления в машиностроении

Форма обучения: очная

Составитель:

Ассистент каф. АТПП

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

1. Цели освоения дисциплины

Цель дисциплины – углубленное освоение студентами, обучающимися по направлению «Автоматизация технологических процессов и производств», основ интегрированной логистической поддержке продукции на этапах жизненного цикла: от концептуального проектировании и составления до утилизации.

Дисциплина нацелена на подготовку студентов к:

Разработке и исследованию средств и систем автоматизации и управления различного назначения, в том числе жизненным циклом продукции и ее качеством, применительно к конкретным условиям производства на основе отечественных и международных нормативных документов;


Исследованию в области проектирования и совершенствования структур и процессов промышленных предприятий в рамках единого информационного пространства;

Исследованию с целью обеспечения высокоэффективного функционирования средств и систем автоматизации, управления, контроля и испытаний заданным требованиям при соблюдении правил эксплуатации и безопасности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла и рекомендована ФГОС. Она непосредственно связана с дисциплинами: «Организационно-экономическое проектирование инновационных процессов», «Интегрированные системы проектирования и управления автоматизированных и автоматических производств» и «Проектирование единого информационного пространства виртуальных предприятий».

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Способность самостоятельно приобретать с помощью и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-8);

Способность проектировать архитектурно-программные комплексы автоматизированных и автоматических систем управления, контроля, диагностики и испытаний общепромышленного и специального назначения для различных отраслей (ПК-4);

Способность проводить технические расчеты по проектам, технико-экономический и функционально-стоимостной анализ эффективности проектируемых технических средств и систем автоматизации, управления, контроля, диагностики, систем управления жизненным циклом продукции и ее качеством (ПК-6);

Способность осуществлять контроль за испытанием , средствами и системами автоматизации и управления, поступающими на предприятие материальными ресурсами, внедрением современных методов автоматизации и управления производством, жизненным циклом продукции и ее качеством (ПК-22);

Способностью руководить созданием нормативно-правовой документации, регулирующей деятельность по автоматизации и управлению производством, жизненному циклу продукции и ее качеству (ПК-23);

Способность организовать в подразделении работы по совершенствованию, модернизации, унификации выпускаемых изделий, действующих технологий их элементов и технических средств автоматизированных производств и по разработке проектов стандартов и сертификатов (ПК-28);

Способностью проводить анализ, синтез и оптимизацию процессов автоматизации, управления производством, жизненным циклом продукции и ее качеством на основе проблемно-ориентированных методов (ПК-38);

Способностью обеспечивать практическое применение современных методов и средств определения эксплуатационных характеристик оборудования, технических средств и систем (ПК-50).

В результате освоения дисциплины студент должен

    Комплексную систему материально-технического обеспечения изделия, АСУ эксплуатацией изделия; передачей данных, документов и задач между участниками проекта в PDM-системах, проектирование работы; методы и средства хранения и управления характеристиками продукции на основе ИПИ/CALS-технологий; эксплуатационную модель экземпляра продукции, понятие об интегрированной логистической поддержке (ИЛП продукции), цели и задачи ИЛП, ее структуру и нормативные документы; методы логистического анализа на этапах жизненного цикла продукции и услуг, его автоматизацию; методы определения регламента технического обслуживания и ремонта изделия, надежности и ремонтопригодности.

Разрабатывать эксплуатационные модели изделий, с использованием принципов и методов логистического анализа жизненного цикла продукци на основе ИПИ/CALS технологий;

Составлять маркетинговый инвестиционный производственный и финансовый планы;

Навыками разработки эксплуатационных моделей изделий, использования логистического анализа работы с электронной документацией систем интегрированной логистической поддержки продукции на этапах ее жизненного цикла методов и средств хранения и управления характеристиками продукции на основе ИПИ/CALS технологий

Навыками работы с современными CAD/CAE/CAM системами для создания конструкторской структуры продукции на основе твердотельных геометрических моделей деталей и сборок;

Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Аудиторные занятия (всего)

В том числе:

Практические занятия (ПЗ)

Семинары (С)

Лабораторные работы (ЛР)

Самостоятельная работа (всего)

В том числе:

Курсовой проект (работа)

Расчетно-графические работы

Другие виды самостоятельной работы

Домашнее задание

Роль трехмерной модели в жизненном цикле изделия. Создание конструкторской структуры изделия как основы для формирования логистической структуры продукции (изделия).

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Организационно-экономическое проектирование инновационных процессов

Интегрированные системы проектирования и управления автоматизированных и автоматических производств

Проектирование единого информационного пространства виртуальных предприятий


5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

Наименование раздела дисциплины

Основные термины и определения.

Стандарты логистической поддержки продукции на этапах жизненного цикла.

Логистический анализ и организация логистического управления.

Каталогизация и классификация предметов и процессов снабжения как информационная основа интегрированной логистической поддержки.

Сквозное проектирование на базе трехмерных моделей в современном CAD/CAE/CAM программном обеспечении.


6. Лабораторный практикум

Лабораторный практикум не предусматривается

7. Практические занятия (семинары)

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудо-емкость

Изучение терминологического словаря интегрированной логистической поддержки

Создание логистических структур,

функциональный анализ

Расчет периодичности обслуживания

Показатели жизненного цикла продукции и интегрированная логистическая поддержка

Создание конструкторской структуры продукции в современном CAD/CAE программном обеспечении

Создание элементов интерактивного электронного руководства на основе разнесенной сборки в CAD/CAE программном обеспечении

Не предусмотрены.

9. Примерные темы рефератов:

Логистика как объект управления. Роль ИЛП в поддержании жизненного цикла продукции. Нормативное обеспечение ИЛП продукции. Интерактивные руководства по эксплуатации. Обзор программных пакетов для информационной поддержки продукции на этапах жизненного цикла. Характеристика и анализ производственной логистической системы (на примере организации). Методы совершенствования логистики производственных процессов в организации. Проблемы внедрения технологий информационной поддержки продукции на этапах ее жизненного цикла Особенности внедрения информационных систем на отечественных предприятиях.

10. Темы, выносимые на самостоятельную проработку:

Изучение стандартов по управлению ИЛП в сети Интернет

Освоение программно-технического оборудования для выполнения по курсу,

Подготовка рефератов с использованием информации в сети Интернет.

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

Степанов, : учебник для вузов /. : Проспект, 2009. – 488 с. – ISBN 5-392-003372-3: 189. , Омельченко логистическая поддержка жизненного цикла наукоемкой продукции: Учебник для студентов вузов. – Москва: Московский государственный технический университет им. , 2008. – 296 с., ил. Библ.: 120. – русский. – ISBN 978-5-7038-3091-8 – Российская Федерация. Шаламов логистическая поддержка наукоемкой продукции. – Москва: Издательство "Университетская книга", 2008. – 464 с., ил. Библ.: 12. – русский. – ISBN 978-5-98699-049-1 – Российская Федерация. Гаврилов производством на базе стандарта MRP II.- СПб: Питер, 2002.- 320с.

Б)дополнительная литература

Бауэрсокс Доналд Дж., Клосс Дейвид Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок.- М.: ЗАО “Олимп-Бизнес”, 2001.- 640с. , огистическое управление химическими предприятиями //Логинфо, №9(49), 2002.- с.39-45 Технологии интегрированной логистической поддержки изделий машиностроения. / , 2006 – 232 с., Норенков автоматизированного проектирования: Учебник для студентов вузов. – Москва: Московский государственный технический университет им. , 2006. – 448 с., ил. Библ.: 15. – русский. – ISBN 5-7038-2892-9 – Российская Федерация.(Информатика в техническом университете). Малюх в современные САПР: Курс лекций. - М.: ДМК Пресс, 2010. - 192 с. Таджикский A. M. Логистика: Учебное пособие/Информационно - внедренческий центр «Маркетинг», 3-е переработанное и дополненное издание. - М., 2000. - 368с.

12. Материально-техническое обеспечение модуля (дисциплины)

При изучении основных разделов дисциплины, выполнении практических работ магистры используют персональные компьютеры с установленным специализированным программным обеспечением CATIA, Solid Edge.