Роль эмоций в познавательной деятельности. Роль эмоций в процессе познавательной деятельности студентов Произвольное внимание в отличие от непроизвольного

2.1 Взаимосвязь эмоций и деятельности

Если всё происходящее может вызвать у человека те или иные эмоции, то особенно тесной является связь между эмоциями человека и его собственной деятельностью. Сегодня никто не отрицает связь эмоций с особенностями жизнедеятельности организма. Под влиянием эмоций изменяется деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции и других органов. Излишняя интенсивность и длительность переживаний может вызвать нарушения в организме.

М.И. Аствацатуров писал, что сердце чаще поражается страхом, печень - гневом, желудок - апатией и подавленным состоянием. Возникновение этих процессов имеет в своей основе изменения, происходящие во внешнем мире, но затрагивает деятельность всего организма . Например, при эмоциональных переживаниях изменяется кровообращение: учащается или замедляется сердцебиение, изменяется тонус кровеносных сосудов, повышается или понижается кровяное давление и так далее. В результате при одних эмоциональных переживаниях человек краснеет, при других - бледнеет. Сердце очень чутко реагирует на все изменения эмоциональной жизни. Под воздействием длительных негативных эмоций у человека могут возникнуть болезни. И, наоборот, под влиянием положительных эмоций ускоряется выздоровление. Этому свидетельствует множество примеров.

Помимо регуляции состояния организма, эмоции выполняют функцию регуляции поведения человека в целом. Они имеют важное значение в оптимизации всей деятельности организма. Отрицательные эмоции выступают как сигнал нарушения постоянства внутренней среды организма и тем самым способствуют гармоничному течению жизненных процессов. А положительные эмоции - это своеобразная награда человеку за труд, затраченный им в процессе достижения полезного результата. Отсюда следует, что положительные эмоции являются сильнейшим средством закрепления полезных для организма реакций. Действительно, у человека положительные эмоции всегда вызываются успехами в его деятельности, например сделанным научным открытием, отличной оценкой на экзамене.

Эмоции способствуют концентрации всех сил организма, необходимых для достижения результата. И это помогает нам успешно справляться с трудностями. Особенно это важно в стрессовых ситуациях, например, при опасности для жизни или физических и умственных нагрузках. Они принимают самое непосредственное участие в обучении, то есть осуществляют подкрепляющую роль .

Эмоции успеха - неуспеха обладают способностью привить любовь или навсегда угасить её по отношению к тому виду деятельности, которой занимается человек. Другими словами эмоции влияют на характер мотивации человека по отношению к выполняемой им деятельности. С одной стороны, ход и исход человеческой деятельности вызывают обычно у человека те или иные эмоции, с другой, - эмоциональные состояния человека влияют на его деятельность. Эмоции не только обуславливают деятельность, но и сами обуславливаются ею.

Влияние эмоций на деятельность подчиняется известному правилу Джеркеса-Додсона, постулирующему оптимальный уровень напряжения для каждого конкретного вида работы. Снижение эмоционального тонуса в результате малой потребности или полноты информированности субъекта ведёт к дремоте, утрате бдительности, пропуску значимых сигналов, замедленным реакциям. С другой стороны, чрезмерно высокий уровень эмоционального напряжения дезорганизует деятельность, осложняет её, повышает ответные реакции на посторонние, незначимые сигналы, ведет к примитивным действиям типа слепого поиска методом проб и ошибок .

Эмоции человека проявляются во всех видах человеческой деятельности и особенно это заметно в художественном творчестве. Эмоции способны стимулировать творческий процесс. Эмоциональная сфера художника отражается в выборе сюжетов, в манере письма, в способе разработки избранных тем и сюжетов. Всё это вместе взятое составляет индивидуальное своеобразие художника. Подлинный инсайт ни при каких условиях не является интеллектуальным процессом. Стимулом к началу деятельности является своеобразная самонастройка интенсивности эмоций, которая может быть как непроизвольной, так и произвольной. Не случайно известно множество причуд, магических действий, при помощи которых творческие личности настраивали себя на творчество, создавая определённое эмоциональное состояние. Начальный этап творчества, как правило, связан с нарастанием внутреннего психического напряжения.

У человека эмоции, связанные с деятельностью, занимают особое место, поскольку именно она дает положительный или отрицательный результат. Они отличаются от физического удовольствия/неудовольствия. Так например, чувство удовлетворения/неудовлетворения (чувство успеха, удачи, ликования, неуспеха, краха) связано прежде всего с ходом и исходом той или ной деятельности. В одних случаях люди испытывают удовлетворение, оценивая результат деятельности и ее достижения, в других удовлетворение связано с ходом этой деятельности. Однако и тогда, когда это чувство связано в первую очередь с результатом деятельности, результат переживается эмоционально, поскольку осознается как достижение по отношению к деятельности, которая к ним привела. Когда данное достижение уже закреплено и превратилось в обычное состояние, в уровень, не требующий напряжения, труда, борьбы за его сохранение, чувство удовлетворения относительно быстро начинает притупляться. Эмоционально переживается не остановка на каком - нибудь уровне, а переход, движение к более высокому уровню. Это можно наблюдать на деятельности любого рабочего, добившегося резкого повышения производительности труда, на деятельности ученого, совершившего то или иное открытие. Чувство достигнутого успеха быстро затухает, и поэтому снова разгорается стремление к новым достижениям, ради которых нужно биться и работать.

То есть можно сказать, что наслаждение, которое доставляет нам процесс труда, - это в основном наслаждение, связанное с преодолением трудностей, с достижением частичных результатов, с приближением к результату, который является конечной целью деятельности. В ходе деятельности есть обычно критические точки, в которых определяется благоприятный для человека или неблагоприятный результат. Человек как сознательное существо более или менее адекватно предвидит приближение таких критических точек. При приближении к ним у него нарастает напряжение. После того как критическая точка пройдена, наступает разрядка. Таким образом, эмоции, связанные по преимуществу с ходом деятельности, хотя и отличны, но неотрывны от эмоций, связанных с ее исходом.

Таким образом, эмоции существенно влияют на ход деятельности. Как форма проявления потребностей личности эмоции выступают в качестве внутренних побуждений к деятельности. Эти внутренние побуждения, выражающиеся в чувствах, обусловлены реальными отношениями индивида к окружающему его миру.

Влияние основных видов деятельности на интеллектуальное развитие подростков

Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный переходный, критический. Но, чаще, как возраст полового созревания. Психологи различают три точки созревания: органическое, половое и социальное...

Определение взаимосвязи мотивации трудовой деятельности с психологической атмосферой в коллективе

Пути психокоррекционной работы с родителем и ребенком как средство выхода из стресса

В связи с особенностями раздражителя принято выделять по крайней мере два варианта стресса: физиологический и психоэмоциональный. Стимул, вызывающий стрессовую реакцию называется стрессором...

Саморегуляция в учебной деятельности младших школьников

Саморегуляция - это очень сложное системное образование, включающее в свой состав большое число компонентов. Причем разные исследователи выделяют различные компоненты саморегуляции...

Социально-психологический климат в служебном коллективе Отряда мобильного особого назначения

Достаточно большое число работ посвящено исследованию различных аспектов профессионализма сотрудников ОВД. Так Е.А. Климов определяет профессионала в любом виде деятельности как специалиста...

Стратегии самоутверждения и их взаимосвязь с личностными особенностями осужденных

«Самоутверждение человека» предполагает широкое понимание того, кто является субъектом деятельности. Самоутверждение может выступать как «атрибут личности» и как «присущее всем биологическим индиви-дам» поведение...

Стресс и работоспособность

Человек не может жить без эмоций. Эмоциональное возбуждение так же необходимо, как дыхание, ведь оно поддерживает тонус, оптимальное самочувствие человека. Что же такое эмоциональное возбуждение? Это тенденция действовать...

Управление эмоциональным состоянием ученика

Все исследователи определяют эмоции как необходимый компонент нашей жизни (2, 3, 5, 9). Именно они заставляют нас действовать, принимать решения. Ведь само значение слова «эмоция» подразумевает, что оно связано с движением...

4. Естественнонаучные данные о мозге человека, его интеллекте и пр. 1. Сущность и понятие человека, как социального существа 1.1 Кто такой человек? Человек стал размышлять о том, кто он собственно такой...

Человек, его здоровье, эмоции, творчество, работоспособность

Человек, его здоровье, эмоции, творчество, работоспособность - все это взаимосвязанные факторы. Только человек здоровый духовно и физически может творить, изобретать, целиком и полностью отдавать себя работе. Психологами отмечено...

Эмоции в мыслительной детельности

В процесс мышления зачастую вмешиваются, изменяя его, эмоции. Вот что по этому поводу писал Рубинштейн: «Подчиняясь деспотическому господству слепого чувства...

Эмоции в структуре мыслительной деятельности

Соотношение мышления и эмоций стали предметом изучения в отечественной психологии в рамках психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева. Инициатором этих исследований был О.К. Тихомиров...

Эмоции и их роль в жизни человека

Психологи в течение длительного времени пытались решить вопрос о природе эмоций. В 18-19вв. не было единой точки зрения, однако самой распространенной была интеллектуалистическая позиция: органические проявления- следствие психических явлений...

Эмоции: определение, феноменология, измерение

Первое пространственное представление эмоций с учетом их феноменологии предложил В. Вундт (1896), основываясь на идее Г. Спенсера (1890) об эмоциональных измерениях сознания...

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста

Воспитание чувств у ребенка, начиная с первых лет его жизни, является важнейшей педагогической задачей, не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание его ума. Ибо то, как будут усваиваться новые знания и умения...

1.Роль эмоций в управлении поведением и деятельностью .

На данный во­прос можно отвечать обобщенно, имея в виду ту роль, кото­рую играют в жизни человека все без исключения эмоции, и дифференцированно, оценивая ту частную роль, которую выполняют отдельные разновидности эмоций. Роль (обобщенное значение) - это характер и степень участия эмоций в чем-либо, определяемая их функциями, или же их влияние на что-то помимо их природного предназначения (т. е. вторичный продукт их функционирования) . Роль эмоций для животных и человека может быть положительной и отрицательной. При рассмотрении функций эмоции их роль будет более детализирована. Рассмотрим основную роль эмоций в управлении поведением и деятельностью.

1. Отражательно-оценочная роль эмоций. Эта роль эмоций проявляется за счет субъективного компонента эмоционального реагирования (переживания) на начальном этапе произвольного управления (при возникновении потребности и развертывании на ее основе мотивационного процесса) и на конечном этапе (при оценке достигнутого результата: удовлетворении потребности, реализации намерения). Отражательная функция эмоций признается не всеми учеными. В. К. Вилюнас (1979) считает, что «эмоции выполняют функцию не отражения объективных явлений, а выражения субъективных к ним отношений». И он, пожалуй, прав. Для отражения реальности у животных и человека имеются анализаторы и мышление. Они выполняют роль зеркала, которое отражает то, что есть. Нравится человеку то, что он видит в зеркале или нет - это не зависит от зеркала, оно не дает оценку отражаемому. Оценка (отношение) зависит от субъективного восприятия видимого, которое сопоставляется с эталонами, желаниями, вкусами человека.

2. Побудительная роль эмоций. По мнению С. Л. Рубинштейна, «...эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него, так же как влечение, желание, стремление всегда более или менее эмоционально».

3.Мотивационная роль эмоций . Эмоции играют заметную роль на всех этапах мотивационного процесса: при оценке значимости внешнего раздражителя, при сигнализации о возникшей потребности и оценке ее значимости, при прогнозировании возможности удовлетворения потребности, при выборе цели.

4. Активационно-энергетическая роль эмоций. Влияние эмоций на физические возможности человека и животных было известно давно. Еще Б. Спиноза писал, что эмоции увеличивают или уменьшают «способность тела к действию».

Активационно-энергетическая роль эмоционального реагирования проявляется в основном за счет его физиологического компонента: изменения вегетативных функций и уровня возбуждения корковых отделов мозга. По влиянию на поведение и деятельность человека немецкий философ И. Кант разделил эмоциональные реакции (эмоции) на стенические («стена» по-гречески - сила), усиливающие жизнедеятельность организма, и астенические - ослабляющие ее. Стенический страх может способствовать мобилизации резервов человека за счет выброса в кровь дополнительного количества адреналина, например при активно-оборонительной его форме (бегстве от опасности). П. К. Анохин говорил о «мотивационном тонусе», благодаря которому все жизненные процессы поддерживаются на оптимальном уровне. Об этом же пишет П. В. Симонов (1987): «Будучи активным состоянием системы специализированных мозговых структур, эмоции оказывают влияние на другие церебральные системы, регулирующие поведение, процессы восприятия внешних сигналов и извлечения энграмм этих сигналов из памяти, вегетативные функции организма...». При этом он отмечает, что «при возникновении эмоционального напряжения объем вегетативных сдвигов (учащение сердцебиения, подъем кровяного давления, выброс в кровяное русло гормонов и т. д.), как правило, превышает реальные нужды организма. По-видимому, процесс естественного отбора закрепил целесообразность этой избыточной мобилизации ресурсов. В ситуации прагматической неопределенности (а именно она так характерна для возникновения эмоций), когда неизвестно, сколько и чего потребуется в ближайшие минуты, лучше пойти на излишние энергетические траты, чем в разгар напряженной деятельности - борьбы или бегства -остаться без достаточного обеспечения кислородом и метаболическим "сырьем"» (Там же, с. 84). Показано (Дорфман, 1986), что физическая работоспособность у лиц с сильной нервной системой больше при эмоции радости, чем при эмоции страдания, а у лиц со слабой нервной системой - при эмоции страдания, чем при эмоции радости (правда, на уровне достоверности только по показателю мощности работы)

5. Деструктивная роль эмоций. Эмоции могут играть в жизни человека не только положительную, но и отрицательную (разрушительную) роль. Они могут приводить к дезорганизации поведения и деятельности человека. Во многих случаях дезорганизующая роль эмоций, очевидно, связана не столько с их модальностью, сколько с силой эмоционального возбуждения. Здесь проявляется «закон силы» И. П. Павлова (при очень сильных раздражителях возбуждение переходит в запредельное торможение) Однако имеет значение и модальность эмоции. Страх, например, может нарушить поведение человека, связанное с достижением какой-либо цели, вызывая у него пассивно-оборонительную реакцию (ступор при сильном страхе, отказ от выполнения задания). Это приводит либо к отказу от деятельности, либо к замедлению темпов овладения какой-либо деятельностью, представляющейся человеку опасной, Однако по мере изучения роли эмоций отношение к ним стало меняться, и в настоящее время дезорганизующая роль эмоций подвергается сомнению. Так, В. К. Вилюнас (1984) считает, что дезорганизующую роль эмоций можно принять лишь с оговорками. Он полагает, что дезорганизация деятельности связана с тем, что эмоции организуют другую деятельность, которая отвлекает силы и внимание от основной деятельности, протекающей в тот же момент. Сама же по себе эмоция дезорганизующей функции не несет. «Даже такая грубая биологическая реакция, как аффект, - пишет Вилюнас, - обычно дезорганизующая деятельность человека, при определенных условиях может оказаться полезной, например, когда от серьезной опасности ему приходится спасаться, полагаясь исключительно на физическую силу и выносливость. Это значит, что нарушение деятельности является не прямым, а побочным проявлением эмоций, иначе говоря, что в положении о дезорганизующей функции эмоций столько же правды, сколько, например, в утверждении, что праздничная демонстрация выполняет функцию задержки автотранспорта» .

2. Коммуникативная роль эмоций. Роль эмоций в когнитивных процессах.

Коммуникативная роль эмоций заключается в том, что с их помощью люди могут общаться друг с другом, пере­давая друг другу важную для их жизни информацию. Пра­вильнее было бы говорить, что не сами эмоции как внутрен­ние переживания человека реализуют данную роль, а со­провождающие эмоции телодвижения и телесные изменения. В число этих телесных изменений входят жесты, мимика, пантомимика, модуляции голоса, покраснение, побледнение, высыхание или увлажнение кожи и другое. Мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются "языком человеческих чувств", средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций. Существуют генетически заданные универсальные комплексы поведенческих реакций, выражающие возникновение основных фундаментальных эмоций. Генетическая детерминированность экспрессивных реакций подтверждается сходством выразительных мимических движений у слепых и зрячих (улыбка, смех, слезы). Различия в мимических движениях между слепыми и видящими маленькими детьми совсем незначительны. Однако с возрастом мимика зрячих становится более выразительной, тогда как у слепых она не только не совершенствуется, а даже регрессирует. Следовательно, мимические движения имеют не только генетическую детерминанту, но и сильно зависят от обучения и воспитания. Важность этой роли эмоций видна из того, что на Западе многие руководители принимают на работу сотрудников по коэффициенту интеллекта (IQ ), а повышают в должности - по эмоциональному коэффициенту (EQ ), характеризующему способность человека к эмоциональному общению.

Эмоциональные реакции, состояния и отношения могут оказывать влияние на протекание познавательных психических процессов.

Ощущения. Люди, находящиеся в состоянии выраженной депрессии, описывают свои ощущения как притупленные, неяркие, невыразительные: все вокруг как бы окрашивается в оттенки серого цвета, другие цвета становятся бледными, неинтересными, пища кажется безвкусной, пресной или одинаковой на вкус, звуки становятся или приглушенными или чрезмерно громкими, тело наливается непривычной тяжестью, так что каждое движение вызывает чувство дискомфорта. В приподнятом настроении человек, наоборот, ощущает необычайную легкость, все вокруг окрашивается в сочные цвета, все вызывает интерес и желание действовать, пища приобретает все оттенки вкуса. Известно, что страх повышает болевую чувствительность, а гнев или азарт - понижает, например, во время упоения боем человек может не чувствовать значительных повреждений.

Восприятие. Сильные эмоциональные реакции могут существенно влиять на точность и содержание восприятия. Искажения эти могут быть настолько серьезными, что разные люди, бывшие свидетелями сцен с сильным эмоциональным воздействием, могут совершенно по-разному описывать произошедшее. Это обстоятельство хорошо известно следователям по уголовным делам. Эмоциональные состояния оказывают влияние на избирательно негативные стороны жизни, что может служить диагностическим признаком - больше например, в подавленном состоянии человек обращает влияние на человек подмечает плохое, тем больше оснований для суждения о его сниженном настроении. Влияние эмоционального отношения на восприятие известно всем: когда что-то или кто-то очень нравится, недостатки и изъяны не замечаются, человек их буквально «не видит» и искренне считает, что другие его просто дурачат или завидуют ему.

Мышление. Эмоциональные реакции могут оказывать существенное влияние на процессы мышления. Сильный страх приводит к путанице в мыслях, человек не в состоянии контролировать ход мыслей, допускает множество ошибок, не может выполнить простейших задач. Радость, чувство эмоционального подъема в определенных пределах, наоборот, способствует продуктивности мышления, у человека рождаются новые идеи и решения, его мышление становится свободным, нетривиальным. Эмоциональные состояния оказывают влияние не только на продуктивность, но и на динамику и содержание мышления. В подавленном состоянии мышление замедляется, становится тугоподвижным, неповоротливым, в содержании преобладают темы неудачи, поражения, невозможности решения проблем. В приподнятом эмоциональном состоянии темп мышления ускоряется, появляется ориентация на дело и достижения. Эмоциональные отношения также влияют на процесс мышления. Это можно подтвердить тривиальными примерами вдохновения, вызванного чувством любви, или фиксации мышления на одной тематике при переживании ревности или ненависти и т.д.

Память. Лучше запоминается и дольше хранится в памяти эмоционально окрашенный материал - тексты, события, сцены, сами по себе переживания. Материал, не вызывающий эмоционального отклика, интереса, требует для его запоминания большего количества повторений, что находит свое отражение в так называемой «зубрежке». Кроме того, он и сохраняется хуже.

Таким образом, эмоции, оказывая общее активирующее или, наоборот, депрессивное влияние, могут либо повышать, либо снижать эффективность познавательных психических процессов.

Итак, эмоции, являясь компонентом психики, имеют свое специфическое содержание, отличное от содержания познавательных процессов, а также механизмов, обеспечивающих организацию целенаправленных действий, и выполняют свою специфическую роль в организации целостного приспособительного акта. Эмоции сигнализируют о наличии какой-то потребности, предупреждают об особенностях ситуации с точки зрения удовлетворения потребностей, являются наградой или наказанием, придают определенный чувственный тон нашим ощущениям и восприятиям, активизируют или угнетают мышление и, организуясь в определенные устойчивые образцы паттерны), становятся важной характеристикой конкретной личности. Эмоции наполняют содержанием формы, которые выстраивает перед нашим взором разум, придают смысл оценкам, даваемым всему сущему нашим рассудком. Утрата человеком чувств, способности относиться к происходящему эмоционально (как это бывает при психической патологии) может переживаться крайне мучительно - это и есть знаменитая anaesthesia psyhica dolorosa - «скорбное бесчувствие», при котором человек чувствует себя «окаменевшим, деревянным», жизнь теряет краски, окружающее становится застывшим, отдаленным, а время кажется остановившимся. Монотонная, «серая», лишенная событий жизнь также может приводить к эмоциональному обеднению с соответствующими тягостными переживаниями. При прочих равных условиях, чем активней человек, тем богаче его эмоциональная жизнь.

3.Основные функции эмоций.

Функция эмоций - эхо узкое природное предназначение, работа, выполняемая эмоциями в организм (Ильин). Функция эмоций, исходя из их целесообразности, предопределена природой быть только положительной, иначе, зачем бы они появились и закрепились? Выполняя свои биологические функции, эмоции «не спрашивают» человека, полезно ему это или вредно с его точки зрения. Роль же эмоций оценивается именно с личностных позиций: мешает возникшая эмоция или ее отсутствие достижению цели, нарушает или нет здоровье человека и т. д.

В психической жизни человека эмоции выполняют множество разнообразных функций, общей характеристикой которых является

Функция оценки значимости для субъекта той или иной ситуации или объектов в их отношении к его мотивационной сфере. Отражательно-оценочная роль эмоций проявляется и в их связи с потребностями, выступающими в качестве внутренних стимулов. Тесная связь эмоций с потребностями очевидна, и неудивительно, что П. В. Симонов разработал теорию эмоций, во многом базирующуюся на обусловленности эмоций потребностями и вероятностью удовлетворения последних, а Б. И. Додонов создал классификацию эмоций, базирующуюся на видах потребностей

Функция побуждения заключается в том, что эмоции не только сигнализируют о потребности или желании, но и с достижением ими определенной интенсивности они настоятельно побуждают субъекта их удовлетворить. Нехватка или несовместимость чего-то с внутренними условиями существования организма или личности вызывает эмоциональные переживания, иногда очень сильные, побуждающие человека действовать. Это и испуг, и гнев, и зависть, и ненависть, и чувство вины, и любовь, и множество других оттенков эмоциональных переживаний.

Подкрепляющая функция заключается в том, что после достижения ситуации, получения предмета или выполнения действия, способных удовлетворить потребность, возникает состояние, в ряде случаев очень сильное, как награда за достижение цели, которая в свою очередь в дальнейшем становится силой, побуждающей к достижению подобных ситуаций. Эта схема верна как в отношении положительных, так и отрицательных эмоций, которые «наказывают» человека за осуществление или неосуществление определенных действий и в дальнейшем побуждают его избегать ситуаций, наносящих вред организму или личности, т.е. не способствуют, а препятствуют удовлетворению потребностей. Косвенным образом подкрепляющая функция эмоций подтверждается наличием специальных мозговых структур, раздражение которых приводит к возникновению соответствующих эмоций. В частности, Олдс (начиная с 1954 г.) обнаружил в глубоких структурах мозга крыс участок, раздражение которого, по-видимому, вызывало переживание удовольствия. Когда крыса получила возможность самостоятельно с помощью педали, замыкающей электрическую цепь, раздражать этот участок, количество таких самораздражений доходило до 8000 в час. В процессе индивидуального развития подкрепляющая функция эмоций предшествует побуждающей. Карл Бюлер показал, что переживание удовольствия у детей сдвигается по мере развития ребенка. В раннем возрасте эмоции удовольствия возникают в момент получения желаемого результата и, таким образом, играют завершающую роль. В дальнейшем ребенку доставляет удовольствие не только результат, но и сам процесс деятельности. Будучи связанным с этим процессом, эмоция выполняет функциональную роль. У более старших детей эмоции начинают играть побуждающую роль.

Сам по себе след, оставленный в психике пережитой эмоцией в результате удачных или неудачных действий не имел бы смысла, если бы он не использовался в будущем. Еще до того как человек осознает или поймет на рациональном уровне значение ситуации или объекта, эмоции просигнализируют ему о возможном приятном или неприятном исходе событий, выполняя при этом предвосхищающую функцию . Это и неясное беспокойство, и страх, и радостное волнение, и другие формы предчувствия событий.

Дифференцирующая и синтезирующая функция эмоций проявляется в таких феноменах, как избирательность восприятия, направленность мышления и наличие аффективных комплексов. Именно эмоциональное отношение к происходящему позволяет субъекту отобрать из бесчисленного множества впечатлений те, которые отвечают его насущным потребностям. Хорошо известно, что эмоциональные переживания направляют не только восприятие, но и мышление человека, как это бывает, например, при ревности или состоянии влюбленности. Синтезирующая функция эмоций проявляется в существовании так называемых аффективных когнитивных комплексов - совокупности образов, связанных с ситуацией, в которой возникло сильное эмоциональное переживание. Любой из объектов данной ситуации может возбудить пережитую эмоцию. Так, вещи близкого человека, места встречи с ним, виденные вместе с ним картины и т.д. вызывают печаль после его потери. Согласно Вундту, эмоциональный тон ощущений (или более сложных «единиц» отражения), воспринимаемых одновременно или непосредственно друг за другом, сливается по определенным законам во все более и более общие равнодействующие переживания, соответственно организуя в восприятии и сами эти «единицы» (ощущения, представления и т. п.). Только в силу такого слияния чувств мы воспринимаем не набор пятен или звуков, а пейзаж и мелодию, не множество интроцептивных впечатлений, а свое тело. Таким образом, эмоциональные переживания выступают синтезирующей основой образа, обеспечивающей возможность целостного и структурированного отражения мозаичного разнообразия фактически действующих раздражении. Эмоции производят моментальную интеграцию всех функций организма.

Функция мобилизации органов действия и «аварийного» разрешения ситуации ярко проявляется в состоянии аффекта, когда человек совершает действия, по силе и стремительности несопоставимые с его обычными возможностями. В этих же состояниях проявляется и организующая функция эмоций, когда все психические процессы объединяются для достижения одной цели.

Коммуникативную функцию выполняют, строго говоря, не сами по себе эмоции, а те выразительные движения, которые их сопровождают. У человека и высших животных, ведущих стадный образ жизни, процессы научения, предупреждения друг друга об опасности, побуждения других особей к совершению каких-либо действий и другие формы взаимодействия во многом связаны с выразительными движениями. Крик при испуге, подкрепленный появлением реальной опасности, или расслабленная поза, за которой следует дружелюбное общение, становятся сигналом и в дальнейшем служат непроизвольным средством коммуникации. Вообще процесс коммуникации возможен только с помощью движений, которые в этом процессе приобретают характер жестов. Движения голосовых связок и всего речевого аппарата, в результате которых возникают звуки, представляют собой частный случай движений и также являются жестами. С появлением способности устанавливать произвольную связь между знаком и обозначаемым у человека появляются и символические жесты, обозначающие эмоции, которые, переплетаясь с непроизвольными выразительными движениями, образуют «язык» эмоций. Непроизвольные движения плохо контролируются, поэтому они являются более надежным источником информации о переживаемых в данный момент субъектом эмоциях и чувствах. Человек может очень убедительно признаваться в любви принятым в данном обществе способом, но если он в действительности при этом испытывает чувство ненависти, он может выдать себя непроизвольным жестом - мимикой, позой, интонацией, оговоркой. Условные формы проявления эмоций и чувств изменяются от культуры к культуре, однако «язык» выразительных движений, сопровождающих фундаментальные эмоции и чувства, универсален, именно поэтому люди в состоянии понять эмоциональные переживания любого человека, живущего на планете, такие как страх, удивление, любовь, радость, тревога и т.д.

Компенсаторная функция эмоций, которая, по П. В. Симонову, состоит в замещении информации, недостающей для принятия решения или вынесения суждения о чем-либо. Возникающая при столкновении с незнакомым объектом, эмоция придает этому объекту соответствующую окраску (нравится он или нет, плохой он или хороший), в частности, в связи с его схожестью с ранее встречавшимися объектами. Хотя с помощью эмоции человек выносит обобщенную и не всегда обоснованную оценку объекта и ситуации, она все же помогает ему выйти из тупика, когда он не знает, что ему делать в данной ситуации. Все это касается случаев, связанных с дефицитом информации и, следовательно, отрицательных эмоций. Симонов считает, что компенсаторная функция присуща и положительным эмоциям (хотя что же здесь замещать, если и так имеется избыток информации?). Однако автор полагает, что в этом случае компенсаторная функция проявляется не в момент возникновения эмоции, а на более длительных отрезках приспособительного поведения, добавляя в качестве пояснения этого тезиса, что даже небольшой и частный успех способен воодушевить людей на преодоление трудностей (т. е. положительная эмоция усиливает потребность достижения цели). Действительно, усиливает, но где здесь проявление компенсаторной функции эмоций? Скорее речь должна идти о стимулирующей функции. Симонов подчеркивает, что «эмоции отнюдь не пополняют сведений относительно реальных признаков угрозы и возможностей ее устранения. Ликвидация дефицита информации происходит в процессе поисковых действий и обучения. Роль эмоций заключается в экстренном замещении, компенсации недостающих в данный момент знаний».

Сигнальная функция эмоций состоит в том, что они в со­знании человека могут служить сигналами происходящих в данный момент процессов в его организме. Эта функция эмо­ций имеет прямое отношение к потребностям человека, к процессу их удовлетворения. Можно считать доказанным, что положительные, приятные эмоциональные переживания возникают у человека, когда процесс удовлетворения его по­требностей идет нормально. Отрицательные эмоции возника­ют в случае, если с удовлетворением потребностей человека не все обстоит благополучно. В данной функции, прежде все­го, выступают такие эмоции, как настроение, биологические эмоции и аффекты. Роль этой функции эмоций отчетливо видна родителям, дети которых страдают болезнью Дауна. Родителей угнетает то обстоятельство, что дети не могут сообщать им о своих переживаниях посредством мимики и иных способов эмоциональной коммуникации (Emde et al., 1978)

Регулятивная функция выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути препятствия. Регулятивные механизмы эмоций снимают избыток эмоционального возбуждения. Когда эмоции достигают крайнего напряжения, происходит их трансформация в такие процессы, как выделение слезной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры (плач).

Наконец, защитная функция эмоций заключается в том, что в некоторых жизненных ситуациях эмоции могут предо­хранять организм от различного рода угроз для его благопо­лучия. Предохранительная функция эмоций может прояв­ляться в следующих вещах: эмоции мобилизуют организм на преодоление препятствий, представляющих угрозу для организма, предохраняют организм от перегрузок, экономя энергию, необходимую для жизни. Аффекты, например, способствуют мобилизации энергии организма или ее раз­рядке, если она является излишней и угрожает благополу­чию организма; стрессы, делая организм малоактивным, способствуют экономии и использованию его энергии для выполнения наиболее важных жизненных функций.

Наша познавательная и предметная деятельность немыслима без эмоций и чувств. Переживание своего отношения к внешнему и внутреннему миру мы называем эмоциями. Без эмоций невозможна высшая нервная деятельность. Физиологическая роль эмоций в жизни организма очень велика, т.к. они участвуют в подготовке организма к той или иной деятельности.

Эмоции - ярко выраженные переживания организма в виде удовольствия или неудовольствия (от лат. emoveo, emovere - по­трясать, волновать). Они выражают собой субъективные состояния человека, связанные с его потребностями и мотивами. Эмоции имеют большое значение в регулировании психических и соматических процессов, потому что они являются индикатором и мотиватором поведения, указывающим на степень полезности раздражителя для жизнедеятельности. Эмоциями правильнее называть сравнительно простые переживания удовольствия, гнева, страха, неудовольствия, которые свойственны и животным. В чувствах же проявляется переживание отношений к явлениям общественной жизни, к явлениям искусства, к мыслительной деятельности человека. Моральные, эстетические, интеллектуальные чувства присущи только человеку. У животных функция эмоций исключительно оценивающе-интегрирующая и неразрывно связана с функцией побуждения к действию.

В качестве внутренних раздражителей, ведущих к возникновению эмоций, высту­пают патологические процессы (заболевания внутренних органов), переполнение внутренних полых органов (желудка, мочевого пу­зыря, кишечника). Внешние раздражители - это неприятные или, напротив, приятные ситуации, болевые воздействия и т.д.

Имеется несколько критериев для клас­сификации эмоций по интенсивности и длительности: настрое­ние - эмоция - аффект. Настроение – длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение, связанное с общим физическим или с психологическим самочувствием человека в данный период времени. Аффект – предельно выраженная, но кратковременная эмоция, внезапно возникшее сильное волнение. Человеку свойственна также страсть – длительная и интенсивная эмоция, способная организовать и стимулировать деятельность человека и направить его на великие подвиги и открытия.

Выделяют положительные и отрицатель­ные эмоции. К положительным эмоциям относят удовольствие, радость, доверие, симпатию и др. К отрицательным эмоциям относят неудовольствие, горе, тоску, тревогу, обиду, ненависть и др. Могут возникать и нейтральные эмоции: любопытство, удивление, безразличие. Отрицательные эмоции могут быть стеническими, т.е. вызывающими по­вышение активности организма - физической, духовной, и ас­теническими – угнетающими деятельность организма. Положительные эмоции обычно бывают стеническими. К положительным эмоциям человек обычно стремится, а от отрицательных эмоций старается избавиться.

Состояние организма во времяэмоцийсопровождается заметными изменениями функций внутренних органов и систем организма, а также двигательными реакциями. Эмоции вызывают усиленное функционирование лишь тех систем организма, которые в данный момент обеспечивают лучшее взаимодействие его с окружающей средой. Характер внешних (поведенческих) реакций или измене­ние интенсивности деятельности внутренних органов зависит от ситуации, вызвавшей эмоцию. Например, стеническая отрицатель­ная эмоция обычно сопровождается возбуждением центральной нервной системы, выбросом е кровь катехоламинов, ведущих к активации кардиореспираторной, костной и мышечной систем организма. Деятельность желудоч­но-кишечного тракта при этом угнетается. Повы­шенный мышечный тонус рассматривают как показатель отрица­тельного эмоционального состояния, тревоги. Внешние про­явления эмоций могут быть подавлены усилием воли, внутренние же обычно не контролируются. Эмоциональные состояния человека регистрируются с помощью электроэнцефалографии. Изменения ЭЭГ, характерные для эмоций, наиболее отчетливо возникают в лобных областях.

В процессе филогенеза животного мира совершенствовались и структуры, обеспечивающие эмоциональную деятельность. Экспериментально установлено, чтоосновными структурами, ответствен­ными за проявления эмоциональных реакций, являются элемен­ты лимбической системы, лобные и височные доли. К корковым обла­стям лимбической системы относятся гиппокамп, парагиппокамп, пояс­ная извилина, обонятельные луковицы, обонятельные бугорки и области коры, расположенные над миндалевидным телом (рисунок 5). Многие ученые считают, что в регуляции эмоций участвуют также зрительные бугры, гипоталамус, ретикулярная формация мозга.

Первичные эмоциональные реакции возбуждают деятельность подкорковых сосудисто-вегетативных и эндокринных центров. Поэтому человек при выраженных эмоциональных состояниях краснеет или бледнеет, у него возникает тахикардия или брадикардия, гипотония или гипертония мышц, меняется деятельность потовых, сальных, слезных желез. У испуганного человека расширяются глазные щели и зрачки, повышается артериальное давление. Иногда появляется «гусиная кожа», волосы «встают дыбом». Иначе говоря, при переживаниях происходят те или иные сосудисто-вегетативные и эндокринные сдвиги.

Известно, что гипоталамус регулирует запуск и прекращение основных ти­пов врожденного поведения. Большинством исследователей он рас­сматривается как исполнительная система, в которой объединя­ются вегетативные и двигательные проявления мотивации и эмо­ций. В составе эмоции выделяют собственно эмоциональное переживание и его соматическое и висцеральное выражение.

Удаление отдельных структур лимбической системы в экспе­рименте у животных вызывает изменения характера их поведения. При удалении височных областей мозга у обезьян был отмечен характерный син­дром Клювера-Бюси. При этом нарушается нормальная пищевая деятельность, и животные непрерывно обследуют близлежащие предметы, берут их в рот, съедают несъе­добное. Это свидетельствует о потере живот­ными оценки значения пищевого раздражителя.

На кору больших полушарий эмоциональный разряд из лим­бических структур на кору большого мозга выходит генерализованно, т.е. происходит эмоциональное возбуждение всего мозга.

Рисунок 5 – Лимбическая система

Лобная кора реагирует на активность лимбических механизмов и видоизменяет ее. Поражение лобных долей полушарий вызывает эмоциональную тупость и растормаживает биоло­гические реакции.

Лимбическая система сообщается с неокортексом в области лоб­ной и височной долей. Височные области отвечают за передачу информации от зрительной, слуховой и сомато­сенсорной коры к миндалевидному телу и гиппокампу.

Обезьяны, у которых удалено миндалевидное тело, теряют спо­собность к социальному внутригрупповому поведению. Такие жи­вотные не могут дать социальную оценку экстерорецептивной ин­формации (особенно зрительной, слуховой и обонятельной), не­обходимой для группового поведения, а также Они не могут связать зрительную, слуховую, обонятельную инфор­мацию с их собственным эмоциональным состоянием, а от настроения зависят их внутригрупповые симпатии или анти­патии. Такие обезьяны избегают остальных членов группы. Они встревожены, проявляют неуве­ренность в себе. Электрическое раздражение мин­далевидного тела вызывает эмоции страха, гнева, ярости и редко - удовольствия. Также экспериментально подтверждено влияние миндалевидного тела на агрессивность поведения. После его удаления с двух сторон у вожака стаи обезьян он потерял агрессивность, и его место занял наиболее агрессивный самец.

Удаление височных долей устраняет страх и агрес­сию. Есть данные, что поясная извилина является главным коорди­натором различных систем мозга, участвующих в формировании эмоций. Наблюдения и эксперименты показали, что у «правополушарных» людей чаще преобладают отрицательные эмоции, в то время как у «левополушарных» людей - положительные. Люди с поражением правого полушария эмоционально относительно благодуш­ны, а с поражением левого - тревожны, озабочены. Распознавание ми­мики в большей степени связано с функцией правого полушария. Повреждение височной доли нарушает распозна­ние эмоциональной интонации речи. При выключении левого по­лушария независимо от характера эмоции улучшается распознава­ние эмоциональной окраски голоса. Экспрессивные реакции эмо­ций - мимика, движения глаз - также связывают с функцией правого полушария, т.е. правое полушарие более «эмоционально». Для людей с доминантным правым полушарием характерна повышенная тревожность.

Считается, что качество эмоций и их интенсивность определя­ются взаимоотношением медиаторов и пептидов. Так, с ростом концентрации серотонина в мозге настроение у человека улучша­ется, его истощение вызывает состояние депрессии и тревоги. По­ложительный эффект электрошоковой терапии, в 80% случаев устраняющей депрессию у пациентов, связан с усилением синте­за и ростом норадреналина в мозге. Дефицит норадреналина вызывает депрессию и состояние тос­ки.

Повышение агрессивности многие исследователи объясняют ростом концентрации норадреналина и ослаблением тормозного влияния се­ротонина. У агрессивных мышей обнаруживался более низкий уровень содержания серотонина в мозге по сравнению с неагрессивными животными. У прирученных животных в мозге обнаружено большее количество серотонина, чем у диких.

Каковы же причины возникновения эмоций? Известны три основные тео­рии: биологическая теория эмоций, потребностно-информационная теория эмоций и представление, выдвинутое Г. И. Косицким,

Автором биологической теории эмоций является П. К. Анохин. В основу этой тео­рии положена концепция функциональной системы: эмо­ция связана с появлением потребности, которая может сопро­вождаться отрицательной эмоцией и устранением ее, в результате чего возникает положительная эмоция.

Потребностно-информационную теорию эмоций создал П. В.Симонов. Согласно этой теории в основе появления эмоции лежат потреб­ность и информация, необходимая для ее удовлетворения. Если объем информации недостаточен для удовлетворения по­требности, возникает отрицательная эмоция, если достаточен, то возникает положительная эмоция в результате удовлетворения потребности.

Значение эмоций в жизнедеятельности организма трудно переоценить.

Во-первых, за счет эмоций происходитмобилизация физических и интеллектуальных ресурсов. Эмоции способствуют концентрации внимания, обостряют мыслительную деятельность и чувствительность анализаторов, облегчают запоминание боль­шого объема информации. Во-вторых, с помощью мимики и жестики эмоции выполняют коммуникативные функции, позволяя человеку передать свои переживания другим людям, показать свое отношение к окружающим объектам и явлениям. В-третьих, эмоции влияют на здоровье человека: положительные эмоции улучшают его, отрицательные – ухудшают.

Ключевые слова: потребность, биологические потребности, бытовые потребности, социальные потребности, потребности свободы и исследования, мотивация, биологические мотивации, социальные мотивации, идеальные мотивации, низшие мотивации, высшие мотивации, эмоции, положительные эмоции, отрицательные эмоции, стенические эмоции, астенические эмоции, биологическая теория эмоций, потребностно-информационная теория эмоций, коммуникативная функция эмоций, мобилизующие функции эмоций.

Вопросы для самоконтроля

1 Что вы понимаете под биологической мотивацией? Выскажите свое мнение по вопросу, почему и как она развивалась в ходе эволюции живых существ на Земле?

2 Назовите основные положения потребностно-информационной теории эмоций П.В. Симонова.

3 В чем особенности потребностей человека и их функциональных физиологических систем?

4 Каков физиологический механизм возникновения духовных потребностей у человека?

5 Каковы структурно-функциональные основы эмоций?

6 Какое значение имеют эмоции в жизнедеятельности организма?

// Вышэйшая школа. - 2009. - № 2. - С. 27-30.

Известно, что интеллект наилучшим образом функционирует в соединении с интуицией и чувством. Лишь незначительная часть процессов принятия решений является сознательной, причём и она находится под выраженным влиянием аффекта, внешним по отношению к сознающему «Я». Ярким примером этому служит эффект эмоционального обрамления процессов принятия решений (англ. framing effect). В зависимости от настроения, в котором человек обращается к той или иной проблематике, он может прийти к различным выводам и оценкам. Эмоции рассматриваются как важнейший фактор регуляции процессов познания: они образуют определённое пространство, внутри которого происходят мыслительные процессы, в том числе и процессы принятия решений.

Традиционно в психологии считалось, что реалистическое мышление, имеющее результатом правильное отражение действительности, должно быть свободно от эмоциональных процессов, которым свойственно «затемнять» и искажать познание. Подобные факты справедливы для интенсивных эмоций вне зависимости от их знака, однако решение о роли вопроса эмоций в познании нельзя сводить к частному случаю. При определённых условиях эмоциональные переживания могут служить не только ингибиторами, но и фасилитаторами мыслительной деятельности. Эмоции влияют на когнитивную переработку информации в сочетанной зависимости от знака эмоции и от требований к деятельности. Если задача обращается к внимательности или к тщательности, исполнение выигрывает от негативных настроений. Если задача формулируется в терминах удовольствия, более вероятно, что её выполнению помогут позитивно-аффективные состояния.

Отрицательные эмоции в отличие от положительных усиливают установку на восприятие деталей и способствуют их скрупулезному анализу, в то время как положительные – приводят к игнорированию деталей, зато усиливают ориентацию на глобальность. Аффект может оказывать влияние на выбор стратегии обработки информации. Обнаружено, что бдительность, постоянное внимание к деталям внешнего стимула, вызываемые плохим настроением, имеют тенденцию уменьшать или вообще упразднять такие ошибки суждений, как фундаментальная ошибка атрибуции (тенденция придавать большее значение личностным факторам и игнорировать ситуационные влияния при интерпретации поведения людей). Когда человеку необходим способ быстрого вынесения суждения (например, в состоянии гнева), он вынужден использовать стереотипные реакции.

Хорошее настроение и положительные эмоции способствуют гибкости мышления и выработке оригинальных идей.

Ключевая функция позитивных эмоций состоит в укреплении и формировании когнитивных ресурсов личности, в частности, способности к развитию креативности. При этом положительные эмоции часто приводят к схематическому, непоследовательному, эвристическому стилю обработки информации. Возможно, схематическое восприятие «единства» между действующим лицом и действием, приводящее к фундаментальной ошибке атрибуции, провоцируется положительным аффектом и редуцируется отрицательным. В ситуации спонтанного взаимодействия при использовании открытой, конструктивной стратегии положительный аффект приводит к извлечению более позитивной информации и к более уверенному, оптимистическому поведению, в то время как негативный аффект вызывает негативные воспоминания и способствует оборонительному или враждебному поведению .

Подход к решению проблемы во многом определяется преобладающим у человека настроением. Так, оптимисты (в отличие от пессимистов) более склонны к использованию стратегий, центрированных на проблеме, чаще демонстрируют способность к её позитивному переформулированию и к принятию ситуации, если её невозможно изменить. Они редко прибегают к защитным механизмам отрицания и избегания, стремятся найти что-либо положительное в неприятных ситуациях. Пессимисты, напротив, более склонны к отрицанию и избеганию мыслей о проблеме, в том числе и с помощью никотина и алкоголя .

Влияние эмоционального переживания на процесс мыслительной деятельности может быть и не столь однозначным. Положительный эффект эмоционального процесса при повышении его интенсивности может перейти в свою противоположность и привести к дезорганизации деятельности при чрезмерном усилении эмоционального возбуждения (так, средний уровень тревожности стимулирует мыслительную активность, в то время как высокий – её дезорганизует). Иногда эмоция, повышая активность в одном направлении, может снижать её, дезорганизуя умственную деятельность, в другом направлении.

Остановимся на фасилитирующей роли эмоций в процессе мыслительной деятельности. Одним из первых в западной психологии на мотивирующую роль эмоций указал Р.У. Липер, предположивший, что эмоции являются первоначальными мотивирующими факторами, поскольку эмоциональные процессы позволяют побуждать активность, поддерживать её и управлять ею .

Прямое указание на мотивирующее значение эмоций содержится в определении, предложенном К. Изардом: «Эмоция – это нечто, что переживается как чувство (feeling), которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия» .

Существует точка зрения, не столько отрицающая мотивирующую силу эмоций, сколько уточняющая её происхождение. Отмечается, что мотивирующей функцией обладают не эмоции, а стоящие за ними потребности; что эмоции зависят от потребностей, становятся как бы их «внутренним зеркалом» . Предельно лаконично подобные представления отражены в формулировке С.Л. Рубинштейна, определяющей эмоции как субъективную форму существования потребностей (мотивации).

Описывая механизм эмоциональной самомотивации, В.Д. Шадриков останавливается на взаимосвязи эмоций и мотивации. По мнению автора, в целом имеет место такая «системная картина»: мотивация побуждает к деятельности; стрессоры, связанные с достижением цели деятельности, порождают определённые эмоции; эмоции воздействуют на ретикулярную формацию, которая обеспечивает активацию структур головного мозга, в том числе реализующих когнитивные процессы . Исходя из этого, не следует отрицать роль эмоций как мотивирующего фактора – если не первичного, то, по крайней мере, вторичного.

В отечественной психологии эмоциональной регуляции мыслительной деятельности уделяется значительное внимание. В исследованиях О.К. Тихомирова и его коллег показано, что интеллектуальный процесс невозможен без эмоциональной активации . Представители этой школы указали на существование двух феноменов, связанных с взаимодействием аффективных и когнитивных процессов, таких как «эмоциональное обнаружение решения» и «эмоциональное обнаружение проблемы». Выявлено, что в структуре творческой деятельности эмоции могут выполнять регулирующие и эвристические функции. Эмоции служат нахождению приблизительной области, в которой может оказаться решение задачи: они являются своеобразным «пеленгом, который или прекращает поиски или вновь и вновь организует их» .

В настоящее время в качестве одной из важнейших способностей эмоционального интеллекта выделяется ассимиляция эмоций в мышлении – использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности, или фасилитация мышления. Она содержит в себе способности использовать эмоции для направления внимания на важные события, вызывать эмоции, которые способствуют решению задач, использовать колебания настроения как средство анализа различных точек зрения на проблему .

Эмоции способны стимулировать . Подлинный инсайт ни при каких условиях не является интеллектуальным процессом. Именно эмоция «находится у истоков великих творений искусства, литературы, науки и цивилизации в целом. Эмоция побуждает ум к новым начинаниям, а волю – к упорству» . Как отмечает А. Бергсон, «существуют эмоции, порождающие мысль; и изобретение, хотя оно и принадлежит к явлениям интеллектуального порядка, может иметь своей составляющей сферу чувств… » . Эмоция, которая выступает по отношению к последующим состояниям не как следствие, а как причина, «может порождать новые идеи. Она суперинтеллектуальна» . Стимулом к началу мыслительной деятельности является своеобразная самонастройка интенсивности эмоций, которая может быть как непроизвольной, так и произвольной. Не случайно известно множество причуд, магических действий, при помощи которых творческие личности настраивали себя на творчество, создавая определённое эмоциональное состояние.

Начальный этап творчества, как правило, связан с нарастанием внутреннего психического напряжения. Л.А. Китаев-Смык выделяет три вида эмоциональных состояний, «запускающих» процесс творчества. Первый проявляется как душевные муки либо приступы отчаяния из-за якобы бесплодного напряжения в поисках творческих достижений. Такая стадия, как правило, необходима для возникновения мыслительного озарения, инсайтного решения задачи, казавшейся неразрешимой. Второй вид предтворчества («пустота» в мыслях и чувствах) может расцениваться как проявление стрессовой психической релаксации, которая, снимая эмоциональные нагрузки, готовит мышление к продуктивному творчеству. Третий вид предтворчества проявляется как эустресс, который поднимает эмоциональное напряжение автора до уровня, необходимого для начала творческого процесса .

Психические состояния, сопровождающие творческую деятельность (вдохновение, озарение и т.п.) могут передаваться от одного члена группы к другому путём срабатывания механизма «трансляции творческого эмоционального фона». Подобная взаимная «эмоциональная стимуляция» положительно влияет на активизацию творческого потенциала участников группы, а также на их желание мыслить и действовать нестандартно.

Сила влияния эмоций на мышление во многом зависит от индивидуальных особенностей. Так, более эффективно управляют своими эмоциональными состояниями лица с высоким уровнем самоуважения; менее подвержены влиянию настроения люди с высоким уровнем макиавеллизма, лица с выраженной потребностью в одобрении. Индивиды с низкими баллами по показателю «открытость чувству» в процессе реагирования на социальную информацию менее подвержены влиянию аффекта, чем те, кто имеет низкие баллы по этому показателю .

Лица с низким уровнем тревожности реагируют на аут-группу в соответствии с собственным плохим настроением – в негативной манере, в то время как высокотревожные индивиды обнаруживают склонность к мотивированной стратегии обработки информации с целью устранения негативизма. Тревожные субъекты, независимо от источника происхождения их тревоги, являются эмоциональными, при этом у эмоциональных субъектов отмечается высокая энергетическая мобилизация . Проблема состоит в том, как направить мощный поток эмоциональной энергии тревожного субъекта в конструктивное русло – эмоционального мышления, но не эмоциональной глупости.

Умение управлять своими эмоциями и эмоциями окружающих – важный фактор эффективности . С одной стороны, юношеский возраст является важным этапом развития эмоциональной саморегуляции. С другой стороны, это период активного усвоения знаний, умений и навыков, необходимых для предстоящей профессиональной деятельности. Для того чтобы интеллектуальная деятельность был эффективной, необходима готовность к мышлению, определённый уровень которой поддерживается возникающими в процессе познавательной деятельности эмоциями. При переживании положительных эмоций во время учебных занятий работоспособность студентов повышается на 30-40%, а эмоциональность лежит в основе около 30% факторов, которые формируют отношение студентов к лекциям .

Цель нашего исследования – установить, насколько осведомлены об эмоциях, способствующих фасилитации умственной деятельности, способны ли они произвольно вызвать подобные эмоции. В соответствии с этим мы провели опрос, в котором участвовали студенты третьего курса финансово-экономического факультета Полоцкого государственного университета (всего 96 человек, 83 девушки, 13 юношей). В ответах на первый вопрос: «Какие эмоции, по вашему мнению, способствуют интеллектуальной деятельности?», 68% от общего числа ответов составляют положительные эмоциональные переживания (среди них 59% – так называемые интеллектуальные чувства), 23% – отрицательные эмоции и 9% – недифференцированные эмоциональные состояния («волнение», «переживание»).

Среди положительных эмоциональных состояний наиболее часто встречаются интерес (21% от общего числа ответов), любознательность (9%), радость (9%) и спокойствие (6%), среди отрицательных – страх (11%). Отвечая на второй вопрос: «Какие эмоции, с вашей точки зрения, способствуют вдохновению?», студенты приводят положительные эмоции (85% от общего количества ответов), отрицательные (13%) и амбивалентные переживания (2%). Среди положительных эмоциональных состояний преобладают радость (27%), любовь / влюблённость (21%) и счастье (8%); среди отрицательных – грусть (4%). На вопрос « Можете ли вы произвольно вызвать определённые эмоции, которые повышают эффективность вашей учебной деятельности?» получено 56% утвердительных ответов, 32% отрицательных и 12% неопределённых («не всегда»). На вопрос «Какие это эмоции: положительные или отрицательные? Какие конкретно?» 80% от общего числа ответов составили положительные эмоции (чаще всего это «хорошее настроение» (41%), интерес (17%), радость (11%). По мнению студентки, «познание и негатив – не очень хорошее сочетание». Однако 20% от общего количества ответов составляют отрицательные эмоции. Респондент поясняет это следующим образом: «Если предмет интересен, то нас стимулируют к его изучению положительные эмоции. Однако часто мы учим не те предметы, которые интересны. И тогда, чтобы подготовиться к экзамену, приходится вызывать отрицательные эмоции, например, боязнь плохой сдачи».

Отвечая на вопрос: «Каким образом вы вызываете необходимые вам эмоции? Какие действия для этого предпринимаете?» студенты указывают, что они чаще всего прибегают к воспоминаниям о чём-то положительном или о сходных ситуациях (14 % от общего количества ответов), общаются с друзьями или с любимым человеком (12 %), используют самовнушение (например, «Всё будет хорошо», « Я смогу это сделать») (11 %), пытаются найти в предмете что-то интересное или полезное для себя («пытаюсь найти то, что я могу рассказать кому-нибудь ещё», «думаю, для чего мне это надо») (11 %), думают о результате и его приятных или неприятных последствиях (10 %), слушают музыку (10 %), думают о будущем (например, «о блестящей карьере и успешном бизнесе») (5 %), используют волевую регуляцию («настраиваю себя на рабочий лад», «заставляю») (11 %).

Таким образом, продуктивной интеллектуальной деятельности студентов содействуют, в первую очередь, положительные эмоции: интерес, любознательность, радость и спокойствие. Вдохновению у лиц юношеского возраста способствуют радость и грусть, а также чувства любви / влюблённости, счастья. При этом преподавателю следует иметь в виду, что если его предмет не интересен для молодых людей, то студенты стимулируют себя к его изучению, вызывая отрицательные эмоции, в частности, страх.

Более половины испытуемых, по результатам нашего исследования, могут вызывать эмоции, способствующие фасилитации их познавательной деятельности. С целью эмоциональной саморегуляции ими используются воспоминания, общение с близкими людьми, самовнушение, поиск в содержании дисциплины чего-либо интересного или полезного для себя, представления о результате деятельности и его последствиях, слушание музыки, размышления о будущем, волевые действия. Значительная часть студентов нуждается в целенаправленном обучении способам эмоциональной саморегуляции, которое способствовало бы повышению эффективности их познавательной деятельности.

1. Анохин, П.К. Эмоции / П.К. Анохин // Вилюнас В. Психология эмоций. – СПб: Питер, 2006. – С. 268-275. – (Серия «Хрестоматия по психологии»).
2. Бергсон, А. Два источника морали и религии / А. Бергсон, М.: Канон. – С. 44-45.
3. Вергасов, В.М. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе / В.М. Вергасов. – Киев: Выща школа, 1988. – С. 47.
4. Изард, К. Психология эмоций / К. Изард; пер. с англ. – СПб.: Питер, 2008. – 464 с.
5. Китаев – Смык, Л.А. Факторы напряжённости творческого процесса / Л.А. Китаев – Смык // Вопросы психологии, 2007. – № 3 – С. 69-82.
6. Перова, Е.А. Оптимизм как одна из составляющих субъективного благополучия / Е.А. Перова, С.Н. Ениколопов // Вопросы психологии, 2009. – № 1. – С. 51-57.
7. Тихомиров, О.К. Психология мышления / О.К. Тихомиров. – M., 1984. – С. 9, 88.
8. Форгас, Дж. П. Чувства и мышление: влияние аффекта на социальное мышление и поведение // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2004. – Т. 1, № 4. – С. 60-82.
9. Хомская, Е.Д. Нейропсихология эмоций: гипотезы и факты / Е.Д. Хомская // Вопросы психологии, 2002, № 4. – С. 50-62.
10. Шадриков, В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства / В.Д. Шадриков. – М: Логос, 2002. – 156 с. И.Н. Андреева

Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.

К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше настроиться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.

Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя " и направляя ее.

Функции эмоций.

Однако уже Ч. Дарвин говорил о биологической целесообразности эмоций. По некоторым данным человек является самым эмоциональным среди представителей животного мира. и развития человечества. Рассмотрим наиболее часто обсуждаемые в психологической литературе функции эмоций.

Функция оценки. Эмоция дает возможность мгновенно оценить смысл изолированного раздражителя или ситуации для человека. Эмоциональная оценка предшествует развернутой сознательной переработке информации и поэтому как бы «направляет» ее в определенное русло. Все знают, как важно первое впечатление, которое мы производим на нового знакомого. Если первое впечатление от человека благоприятное, то в дальнейшем достаточно сложно разрушить возникшую позитивную настройку восприятия («Все, что делает этот приятный человек, – хорошо!»). И, наоборот, «реабилитировать» в своих глазах человека, который почему-то показался нам неприятным, удается с трудом.

Функция мобилизации. Мобилизующая функция эмоций проявляется, в первую очередь, на физиологическом уровне: выброс в кровь адреналина при эмоции страха повышает способность к бегству (правда, чрезмерная доза адреналина может привести и к обратному эффекту – ступору), а понижение порога ощущения, как составляющая эмоции тревоги, помогает распознать угрожающие стимулы. Кроме того, феномен «сужения сознания», который наблюдается при интенсивных эмоциональных состояниях, заставляет организм сосредоточить все усилия на преодолении негативной ситуации.

Функция следообразования. Эмоция часто возникает уже после того, как то или иное событие завершилось, т.е. тогда, когда действовать уже поздно. По этому поводу А.Н. Леонтьев замечал: «В результате аффекта, характеризующегося ситуацией, из которой, в сущности, уже поздно искать выход, создается своеобразное настораживание по отношению к возбуждающей аффект ситуации, т.е. аффекты как бы метят данную ситуацию... Мы получаем предупреждение».

Согласно формулировке С.Л. Рубинштейна, «эмоции являются субъективной формой существования потребностей». Современный человек весьма изощрен по части мотивировок своего поведения, однако именно эмоции открывают ему (и окружающим) истинные мотивы. Во время осуществления деятельности динамика эмоций сигнализирует об ее успешности или препятствиях. Например, при интеллектуальной деятельности эмоциональная «ага-реакция» предвосхищает еще не осознанное субъектом нахождение решения задачи.

Функция компенсации информационного дефицита. Описанная выше оценочная функция эмоций особенно полезна в том случае, когда нам не хватает информации для рационального принятия решения. Эмоции обладают совершенно экстраординарным значением в функционировании живых организмов и вовсе не заслуживают того, чтобы их противопоставляли «интеллекту». Эмоции, скорее всего, сами представляют высший порядок интеллекта. Другими словами, эмоция является своеобразным «запасным» ресурсом для решения задач. Возникновение эмоций как механизма, компенсирующего дефицит информации, объясняет гипотеза П.В. Симонова.

Возникновение положительных эмоций усиливает потребности, а отрицательных – снижает их интенсивность.

Когда человек оказывается в ситуации информационного дефицита и не в состоянии сделать какой-либо прогноз, он может «опереться» на эмоцию – получить «эмоциональный аванс».

Функция коммуникации. Экспрессивный (выразительный) компонент эмоций делает их «прозрачными» для социального окружения. Выражение некоторых эмоций, например боли, вызывает пробуждение альтруистической мотивации у других людей. Например, матери легко отличают плач детей, вызванный болью, от плача по другим причинам и быстрее спешат на помощь. Известно, что эмоции обладают «заразительностью». «Заражение» эмоциональным состоянием происходит именно потому, что люди могут понять и примерить на себя переживания другого человека.

Для того чтобы содержание эмоции было верно истолковано окружающими, эмоции должны выражаться в конвенциональной (т.е. понятной всем членам общества) форме. Отчасти это достигается врожденными механизмами реализации базовых эмоций.

Функция дезорганизации. Интенсивные эмоции способны нарушить эффективное протекание деятельности. Даже аффект оказывается полезен, когда человеку необходимо полностью мобилизовать свои физические силы. Однако длительное действие интенсивной эмоции обусловливает развитие состояния дистресса, который, в свою очередь, действительно приводит к расстройству поведения и здоровья.

Виды эмоций.

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его.

Эмоции - это очень сложные психические явления. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.

Чувства - продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.

Аффект - наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние. Эта эмоциональная реакция полностью захватывает психику человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом.

Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что данная эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности. Он перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает. Это объясняется тем, что в состоянии аффекта возникает чрезвычайно сильное эмоциональное возбуждение, которое, затрагивая двигательные центры коры головного мозга, переходит в двигательное возбуждение. Под действием этого возбуждения человек совершает обильные и часто беспорядочные движения и действия. Бывает и так, что в состоянии аффекта человек цепенеет, его движения и действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи.

Страсть - еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек. С.Л. Рубинштейн писал, что “страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель... Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели”.