Кто лечился у психолога линде н д. Линде Н.Д. Эмоционально-образная терапия. Метод конверсии агрессивной энергии

Эмоционально-образная терапия. Мой опыт.

Тяжелые проблемы во взаимоотношениях, сильные фобии, конфликты, психосоматика, смерть родных — эти, казалось бы, неисправимые проблемы, НУЖНО решать годами или десятилетиями, полагаясь на отечественную психиатрию и медицину и классический психоанализ. Так думает большинство людей.

С помощью эмоционально-образной терапии эти «неисправимые» проблемы решаются в рамках одного сеанса в 15-20 минут.

Удивительно! ЭОТ порой смахивает на какое-то чудо!

И настоящий художник, мастер, виртуоз психотерапии — это, конечно же, Линде Николай Дмитриевич.

Скажу честно. Я охренел.

После первого горячего стула я находился в прострации, мозг летал в бескрайнем ступоре и никак не мог понять, что сейчас произошло.

Николай Дмитриевич буквально ВИДИТ твою проблему. Он видит её, как ты видишь свой галстук или ботинки.

Невероятно!

Такое чувство, что мне протерли глаза от грязи и теперь я тоже вижу проблемы. Я ПОНИМАЮ, как их решать и знаю ЧТО делать.

Теория без практики — это смерть теории.

Количество прочтенных раз книги «Эмоционально-образная терапия. Теория и практика.» ни на шаг не сделает тебя классным терапевтом и настоящим учеником ЭОТ. Даже если сто раз посмотришь видеолекции Линде — тоже самое.

Для того, чтобы стать профессионалом — надо получать опыт путем ПРЯМОЙ ПЕРЕДАЧИ!

Это главное, что я понял.

И уже ПОСЛЕ того, как ты получил напрямую это мастерство — читай, изучай, смотри свои любимые тренинги и книжки

Я конкретно решил за эти два дня около 5-7 своих мощных насущных проблем, подробнее слушайте в аудиокасте:

ИНСАЙТЫ.

Если родители дерутся, убивают друг друга, хотят развестись — надо передать ИМ ответственность. Потому что ребенок чувствует ответственность за разрушение семьи.

Надо сказать им: деритесь сколько хотите, это ваше дело.

Также ещё работает позволение им драться. Т.е. не разнимать, а разрешить им драться ещё больше — тогда они перестанут.

Панические атаки — это практически ВСЕГДА отталкивание себя, своего я, своего ребенка.

Как работать с перекосом мужественности или женственности:

Посмотреть на образ и сказать: я знаю твой секрет, ты на самом деле переодетая женщина (если говорите излишней мужественности), я разрешаю проявиться тебе. Тогда может появиться, например, ещё женщина и надо слить её с основной.

Ну и наоборот с мужественностью работаем.

Часто девушки, у которых не было отца, либо он был слабый или деспот — то девушка взращивает в себе мужественность и берет на себя эти функции. Тогда проблемы с парнями, женственные мужья и т.д.

Идеальное соотношение — 90% на 10%. Т.е. 10% женственности и 90% мужественности у парня. А у женщины наоборот. Тогда в отношениях полная гармония и естественность. Каждый чувствует себя на своем месте.

Черная нефть — как правило женственность (подавленная, например). А огонь — это мужское.

Если девушка постоянно тушит пожар — то это подавление мужчины. Если она позволит разгореться огню — то и женственность придет.

Сакраментальная фраза для снятия излишней ответственности:

Я буду любить тебя столько, сколько хочу и столько, сколько смогу и НИ КАПЛИ БОЛЬШЕ.

Особенно хорошо эту фразу говорить умершим родственникам.

Горло — это чувство собственного достоинства

Сердце (грудь) — свободное проявление эмоций

Солнечное сплетение — проявление Я, эго, самости

3 способа защиты ребенка:

  • Суперпослушание (я дурак)
  • Отдаление, отталкивание (убежать, не слышать и тд)
  • Адаптация (промедление)

Как работать с обидой.

Обида — это сдержанные чувства и эмоции, их надо высказать.

Также очень важно убрать чувство, что ОБИДЧИК ДОЛЖЕН прийти и раскаяться. Сказать: мне не нужны твои извинения, я хочу жить без них.

Т.е. необходимо отменить эту стратегию поведения.

Линде Николай Дмитриевич — кандидат психологических наук, профессор.

Родился в Москве, окончил факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (1973 г.). Обучался в аспирантуре Института психологии АН СССР (в настоящее время — ИП РАН). Кандидатская диссертация защищена под руководством профессора К.В. Бардина на тему «Зрительные пороги обнаружения колебательного движения» (1983 г.).

В Московском гуманитарном университете преподает с 1987 г., в должности профессора с 2000 г., ученое звание доцента присвоено в 1993 году.

В практике консультирования он использует новую (разработанную им) методику трансформации образов в коррекции эмоциональных состояний. Эта методика позволяет быстро и эффективно избавлять людей от разнообразных психосоматических проблем, фобий, депрессии, последствий стресса и т. д. Многие ученики Линде Н.Д. (их уже около 200) успешно работают в практической психологии, оказывая реальную помощь людям. Работы Н.Д. Линде хорошо известны профессиональным психологам по серии публикаций в журнале «Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы», «Журнал практического психолога».

Он регулярно проводит семинары по эмоционально-образной терапии для психологов-практиков из различных регионов страны на базе консорциума «Социальное здоровье России».

Н.Д. Линде является президентом «Центра эмоционально — образной терапии Линде Н.Д.».

Книги (3)

Основы современной психотерапии

В учебном пособии «Основы современной психотерапии» представлена достаточно полная картина различных направлений современной психотерапии.

Классический психоанализ 3.Фрейда, аналитическая психология К.Юнга, индивидуальная психология А.Адлера, бихевиористская психотерапия, телесная терапия, гештальттерапия, гуманистическая психотерапия, когнитивная терапия, экзистенциальная психотерапия, нейролингвистическое программирование, трансперсональная психотерапия, психодрама, эмоционально-образная терапия, трансактный анализ Э.Берна, дианетика и групповая терапия. Рассмотрены отличия традиционного медицинского и современного психотерапевтического подходов к пониманию причин психического нездоровья и способов его исцеления.

Психологическое консультирование. Теория и практика

Пособие дает комплексное представление о процессе консультирования, его этапах (сборе информации, анализе запроса, заключении контракта и др.).

Отдельное внимание уделяется структуре психологической проблемы и созданию терапевтической гипотезы. Отличительная особенность издания — рассмотрение частных теоретических моделей тех или иных проблем и возможных методов их решения. Основная задача книги состоит в том, чтобы нагляднее показать, «как это делается», поэтому она насыщена примерами из практики автора и других психологов.

Эмоционально-образная терапия. Теория и практика

Эмоционально-образная терапия - это сравнительно новое и оригинальное направление психотерапии, которое позволяет достичь весьма быстрых и ценных результатов в области психосоматических расстройств и при коррекции тех или иных эмоциональных нарушений.

Основная идея этого направления состоит в том, что эмоциональное состояние может быть выражено через зрительный, звуковой или кинестетический образ, а дальнейшая внутренняя работа с этим образом позволяет трансформировать исходное эмоциональное состояние. С теоретической точки зрения эмоции являются проявлением психической энергии индивида, направленной на совершение тех или иных действий, например, страх заставляет человека сжиматься, а гнев - нападать. «Застрявшие» эмоции не реализуются в действии, но порождают многие негативные последствия, в том числе психосоматические симптомы и другие хронические проблемы.

Это направление позволяет использовать теоретические и практические открытия различных психотерапевтических школ, начиная с психоанализа и заканчивая нейролингвистическим программированием.

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНАЯ

ТЕРАПИЯ

(теория и практика)

Москва, 2004

АННОТАЦИЯ

Эта книга рассчитана, прежде всего, на психологов-практиков, психотерапевтов, студентов психологических вузов, но может быть интересна и самым обычным людям, которые интересуются практической психологией и возможностями оказания психологической помощи самим себе и другим людям.

Эмоционально-образная терапия – это сравнительно новое и оригинальное направление психотерапии, которое позволяет достичь весьма быстрых и ценных результатов в области психосоматических расстройств и при коррекции тех или иных эмоциональных нарушений. Основная идея этого направления состоит в том, что эмоциональное состояние может быть выражено через зрительный, звуковой или кинестетический образ, а дальнейшая внутренняя работа с этим образом позволяет трансформировать исходное эмоциональное состояние. С теоретической точки зрения эмоции являются проявлением психической энергии индивида, направленной на совершение тех или иных действий, например, страх заставляет человека сжиматься, а гнев – нападать. “Застрявшие” эмоции не реализуются в действии, но порождают многие негативные последствия, в том числе психосоматические симптомы и другие хронические проблемы. Нами были обнаружены и систематизированы многочисленные приемы работы с образами, позволяющие выявить структуру психологической проблемы и решить ее с помощью внутренней работы.

Это направление позволяет использовать теоретические и практические открытия различных психотерапевтических школ, начиная с психоанализа и заканчивая нейро-лингвистическим программированием.

ГЛАВА 2. Методические приемы эмоционально-образной терапии

2.1 Схема терапевтической работы

2.1.1 Клиническая беседа

2.1.2 Прояснение симптома

2.1.3 Создание образа

2.1.4 Исследование образа

2.1.5 Проверка на фиксацию

2.1.6 Трансформация

2.1.7 Интегрирование образа с личностью (соматизация)

2.1.8 Ситуационная проверка

2.1.9 Экологическая проверка

2.1.10 Закрепление

2.2 Основные приемы трансформации образов в ЭОТ

2.2.1. Созерцание

2.2.2 Мысленное действие

2.2.3 Диалог с образом

2.2.4 Взаимодействие противоположностей

2.2.5 Замена образа

2.2.6 Передача чувства

2.2.7 Прослеживание судьбы образа

2.2.8 Свободное фантазирование

2.2.9 Расширение осознания

2.2.10 Волшебство

2.2.11 “Возвращение подарка”

2.2.12 Конверсия негативной энергии

2.2.13 “Разжимание лапки”

2.2.14 Парадоксальное разрешение

2.2.15 Контрпредписание

2.2.16“Выращивание” части личности (или энергитизация)

2.2.17 “Перераспределение акций”

2.2.18 Организация новых отношений с частью личности

2.3 Дополнительные приемы

2.3.1 Поиграть с грязью

2.3.1 Вдыхать пустоту

2.3.3 Разрешить образу проявить свой потенциал

2.3.4 Высвободить энергию чувства

2.3.5 Признать важность образа

2.3.6 Созерцать дождь

ГЛАВА 3. Преимущества и особенности метода

3.1 Преимущества метода.

3.2 Дополнительные правила

3.3 Отличия от близких терапевтических школ

ГЛАВА 4. Эмоционально-образная терапия на практике.

4.1 ЭОТ в исцелении психосоматических заболеваний.

4.1.1. Исцеление головных, сердечных и других болей

4.1.1.1 Метод созерцания

4.1.1.2 Метод прослушивания боли

4.1.1.3 Метод обоняния боли

4.1.1.4 Метод мысленного действия

4.1.1.5 Метод выражения чувства

4.1.1.6 Метод диалога

4.1.1.7 Программа самоисцеления

4.1.2 Работа с ПМС

4.1.3 Работа с аллергией в ЭОТ

4.1.4 Другие психосоматические проблемы

4.1.4. 1 Хронический ринит

4.1.4.2 Бронхиальная астма

4.1.4.3 Язва желудка

4.2 ЭОТ в лечении фобий

4.2.1 Модель травмы

4.2.2 Модель В.Франкла

4.2.3. Модель родительских предписаний

4.2.4 Модель «несчастного внутреннего ребенка» или скрытого суицида

4.2.5 Модель «обратного желания»

4.2.6 Истерические фобии

4.3 ЭОТ в работе с чувством потери и эмоциональной зависимостью.

4.4 ЭОТ в разрешении конфликтов

4.5 ЭОТ в работе с гневом

4.5.1 Метод отреагирования

4.5.2 Метод воображаемого двойника

4.5.3 Метод энергитизации

4.5.4 Метод конверсии агрессивной энергии

4.5.5 Метод высвобождения гнева через воображаемый звук или поток энергии

4.6 ЭОТ в работе с депрессивными состояниями

4. 7 Работа с последствиями тяжелой травмы

4.8 Работа с последствиями родовой травмы

ГЛАВА 5. Упражнения для групповых и индивидуальных занятий, используемые в ЭОТ

5.1 Введение

5. 2 Цикл упражнений на релаксацию

5. 2.1 Расслабление по системе йоги

5.2.2 Упражнение «Уютное место»

5. 3 Упражнения многоцелевые

5.3.1 Упражнение 1. «Рисунок тела»

5.3.2 Упражнение 2. «Путешествие по дну моря»

5.4 Упражнения для работы с телесным выражением эмоциональных проблем

5.4.2 Упражнение 1. «Звучание тела»

5.4.3 Упражнение 2. «Эмоции тела»

5.4.4 Упражнение 3. «Дыхание тела»

5.4.5 Упражнение 4. «Поток воды в теле»

5.4.6 Упражнение 5. «Свет тела»

5.4.7 Упражнение 6. «Тело - цветок»

5.4.8 Упражнение 7. «Внутреннее пространство»

5.4.9 Упражнение 8. «Промывание энергиями»

5.4.10 Упражнение 9. «Энергия роста»

5.5 Цикл упражнений для работы с эмоциональными проблемами

5.5. 1 Упражнение 1 «Возвращение чувств»

5.5.2 Упражнение 2 «Возвращение сердца»

5.5.3 Упражнение 3. «Знакомство с гневом»

5.5.4 Упражнение 4. «У страха глаза велики»

5.5.5 Упражнение 4. «Круг радости»

5.5.6 Упражнение 5. «Круг счастья»

5.5.7 Упражнение 6. «Круг живой жизни»

5.5.8 Упражнение 7. «Круг энергии»

5.5.9 Упражнение 8. «Путешествие в мрачную страну»

5.5.10 Упражнение 9. «Обвинения»

5.5.11 Упражнение 10. «Чувство вины»

5.5.12 Упражнение 12. «Апатия, чувство пустоты»

5.5. 13 Упражнение 13. «Чувство неуверенности»

5.6 Цикл упражнений на экзистенциальные темы

5.6.1 Упражнение 1. «Поиск смысла жизни»

5.6.2 Упражнение 2 «Прекращение вечной борьбы»

5.6.3 Упражнение 3 «Быть здесь и теперь»

5.6.4 Упражнение 4. «Отпустить страдания»

5.6.5 Упражнение 5. «Свободное плавание»

5.6.6 Упражнение 6. «Отказ от уникальности»

5.6.7 Упражнение 7 «Компания друзей»

5.6.8 Упражнение 8. «Обретение семьи»

5.6.9 Упражнение 9 «Дерево»

5.6.10 Упражнение 10 «Чувство долга»

5.6.11 Упражнение 11. «Излучение доброты»

Краткий словарь образов

ГЛАВА 1. Теоретические основы эмоционально-образной терапии

Самое первое положение данной теории состоит в том, что человек является энергетической системой (впрочем, это утверждал еще психоанализ). Эмоциональные процессы служат выражением психической энергии и толкают индивида к тем или иным действиям. Эти действия направлены на реализацию тех или иных желаний индивида, но энергию для их осуществления несут в себе эмоции. Действия могут состоять как из движений тела, направленных на достижение цели, так и из нейрогуморальных сдвигов во внутренней среде организма, так и из защитных мышечных напряжений.

Люди стремятся испытывать положительные эмоциональные состояния, которые служат основой адекватных реакций, ясного, логичного мышления, способности к творческому решению. В светской культуре оптимальное эмоциональное состояние называется счастьем, в индуизме – самадхи, в буддизме – просветлением, в христианской традиции – благодатью. Счастье – это переживание абсолютной психологической свободы, определяемой как ощущение ничем не ограниченных возможностей. В этом состоянии человек получает избыточное количество энергии, он просто переполнен энергией, и в силу этого, добрыми чувствами. Все дела даются легко и не утомляют его. Окружающий мир воспринимается как комфортное и безопасное место, другие люди не вызывают ощущения угрозы, к ним направлены теплые и дружелюбные чувства.

Какой бы запрос не выдвигает клиент, он в итоге сводится к тому, что он хочет испытывать такое или чем-то похожее позитивное состояние. Правда обычно запрос формулируется в отрицательной форме: “хочу избавиться от негативного состояния, негативных мыслей, негативного поведения, нежелательных психосоматических симптомов”. Однако, теория и постоянная практика показывают, что и негативные мысли, и негативное поведение и негативные психосоматические реакции, имеют своим источником то или иное негативное эмоциональное состояние. Поэтому задача должна ставиться так: найти исходное нежелательное эмоциональное состояние и, несмотря на обстоятельства жизни, изменить его на позитивное или нейтральное.

Эта задача кажется иногда неразрешимой, более того, как бы неэтичной. Люди убеждены, что чувствовать те или иные эмоции их заставляют обстоятельства. Например, умер горячо любимый муж, как же можно не горевать по этому поводу, это как-то даже бессовестно! Или, человек страдает от неразделенной любви, что же, надо разлюбить? Или, когда-то изнасиловали, избили, оскорбили, разве это можно забыть или не переживать по этому случаю? Если вы согласны, что изменить чувства нельзя или менять их нехорошо, то вы обрекаете любую терапию на неудачу. В этом случае можно только создавать искусственные адаптивные формы поведения, которые позволяют как-то приспособиться к плохому состоянию, но не решить проблему.

На самом деле можно и нужно работать с самим эмоциональным состоянием, преобразовывать его, сопровождая этот процесс какими-то разъяснениями, но ключевым методом для такого прямого (иногда косвенного) воздействия является трансформация образа данной эмоции. Практика показывает, что вербальное воздействие на эмоциональные комплексы весьма затруднительно. Эмоции представляют собой содержание нашего бессознательного, хотя они могут осознаваться, но по природе своей являются процессами иррациональными. Слова же являются содержанием сознания, поэтому они слабо связаны с бессознательным. Слова проходят тщательную переработку и фильтрацию в сознании, их воздействие на иррациональный мир эмоций ограничено. Образы же, продуцируемые, например, в сновидениях, являются языком бессознательного, как говорил К.Юнг. Они тесно связаны с эмоциями, если создаются индивидом согласно определенной методике. Поэтому преобразование образов, происходящее в соответствии с некоторыми правилами и законами психологии, меняет эмоциональное состояние и в корне решает исходную проблему. Как это делается, будет описано ниже.

Каждое эмоциональное состояние позволяет извлекать на свет те или иные формы поведения. То есть предварительно существующие эмоциональные состояния предопределяют возможные поведенческие реакции и мысли, которые могут быть реализованы индивидом, исходя из этих состояний. Так, если индивид находится в состоянии страха, то это состояние не позволяет извлечь реакции веселого смеха и мысли о своей успешности. Гнев позволяет вести себя агрессивно, нападать. Радость позволяет смеяться и развлекаться, по-доброму общаться. Печаль позволяет жаловаться, плакать, уходить от общения, жалеть себя и т.д. Трудно себе представить адаптацию, когда человек, испытывающий гнев, будет проявлять веселые и добрые реакции. Это будет неискреннее поведение, и все это заметят, даже, если он справится с задачей имитации другого состояния. Если же позитивное состояние достигнуто, то нужные реакции возникнут сами, без всякого дополнительного обучения.

Кроме того, каждое эмоциональное состояние имеет свое психосоматическое выражение. Эмоции существуют в теле, а не летают где-то по воздуху. Каждое состояние непроизвольно отражается в тех или иных мышечных реакциях, напряжении групп мышц или расслаблении, выделении тех или иных нервных медиаторов, усилении или ослаблении дыхания, изменении сердцебиений, сужении и расширении сосудов и т.д. Счастье характеризуется отсутствием избыточных мышечных напряжений, поэтому свое тело человек ощущает легким, как бы несуществующим, внутри которого свободно перемещается энергия. Негативные эмоциональные состояния порождают те или иные напряжения в теле, служащие для их сдерживания. Тело перестает ощущаться легким, в тех или иных местах ощущается чувство тяжести и скованности. Тело теряет гибкость, мягкость, естественную грациозность движений. Чем более выражено негативное состояние, тем больше напряжений, тем больше человек ощущает, что закован в тяжелый железный или каменный панцирь. Энергия перестает свободно и легко перемещаться по телу, но концентрируется в тех или иных органах, а в других ощущается ее нехватка. Эмоциональные реакции протекают медленно, туго, как бы преодолевая инерцию тяжелых частей личности.

В то же время могут происходить и бурные вспышки эмоций, когда их энергия прорывает плотину, стоящую на их пути, тогда поведение человека становится неадекватным, иррациональным и опасным как для окружающих, так и для него самого. Поводом для взрыва может послужить какой-нибудь пустяк, “последняя капля”, индивид чувствует, что более терпеть не в силах и ведет себя так, как будто сорвался с цепи. Такой результат может ожидать человека, который подавляет свои эмоции, если же он вытесняет их, то он ощущает бессилие, апатию, потерю смысла и пустоту. Чувство пустоты может фиксироваться в том или ином месте тела, если вытеснению подверглись локальные чувства, либо повсеместно, если человек вытеснил всего себя. Также может возникать ощущение деперсонализации, когда индивиду кажется, что события происходят не с ним, а с кем-то другим, а он смотрит на это со стороны.

Часто вместо вытеснения или подавления человек применяет прием замораживания чувств и испытывает ощущение холода, льда в тех или иных местах тела. Он сохраняет спокойствие, но не может установить ни с кем теплых, душевных отношений. Поведение его строго и формалистично, лишено доверия и ощущения подлинного контакта, он избегает любого проявления спонтанных и искренних эмоций. В груди у него как будто засел какой-то твердый и холодный кусок льда, мешающий общаться, дышать и даже свободно двигаться.

Перечисленные выше бессознательные психические приемы (подавление, вытеснение и замораживание) служат лишь одной цели, чтобы опасные с точки зрения индивида чувства были нейтрализованы, так или иначе удалены из его внутреннего мира. Но эти методы не приводят к полному избавлению от нежелательных переживаний, скорее наоборот, они порождают дополнительные проблемы. После этого необходимо создать дополнительные адаптивные механизмы, приспособиться к напряжениям и ограничениям, которые возникают по причине первичных действий.

Например, для подавления нежелательных эмоциональных импульсов необходимо создать мышечные напряжения, которые должны противодействовать прорыву этой энергии к реализации соответствующих движений. Также необходимо сдерживать дыхание, поскольку общее снижение энергетического уровня позволяет ослабить и нежелательные импульсы. Кроме того, следует снизить способность испытывать какие-то типы эмоций, создав какие-то чисто психологические защиты, например, проецируя собственные чувства на других людей или даже объекты. Сквозь эти приспособления все равно будут видны скрываемые чувства, например, вместо злости, на лице будет написана угрюмость, но окружающие будут это замечать. В результате будет страдать способность данного индивида к общению, что приведет к дополнительным затруднениям в учебе, работе, дружбе, любовных отношениях. От этого будут возникать новые переживания, с которыми тоже необходимо будет справляться, создавая все новые вытеснения и адаптации. Таким образом, проблема будет обрастать все новыми деталями, и захватывать все новые территории психической деятельности.

Если суметь добраться до исходной причины, породившей этот клубок проблем и каким-то образом устранить глубинный конфликт, то вся система психологических “наростов” будет устранена. Все патогенные адаптации рассыплются как карточный домик, или как царство Кощея, в момент, когда сказочный герой сломает кончик волшебной иглы. Игла очень удачно символизирует тот первичный импульс, который все породил, и был потом успешно запрятан в яйцо, потом в утку, потом в зайца, потом в сундук и т.д.

Можно длительное время бороться с внешними слоями проблемы, но к удивлению терапевта, все достижения вновь и вновь будут исчезать без следа, а старые симптомы, которые являются проявлениями адаптаций, возникать вновь и вновь. Это будет продолжаться до тех пор, пока не совершится ключевое изменение, после чего все симптомы потеряют всякий смысл.

Различных дисфункциональных и даже уродливых адаптаций может быть много, практически столько же, сколько описано различных психических заболеваний в учебниках психиатрии. Болезнь это ведь тоже адаптация, но обычно это адаптация к каким-то прошлым психологическим травмам или к сегодняшним невыносимым условиям, это адаптация к тем сильным чувствам, которые не могут найти выхода и реализации, но вместе с тем не энтропируют, а сохраняются в неизменном виде или постоянно вновь продуцируются и накапливаются. Здоровые люди также создают подобные адаптации, которые не имеют такой остро выраженной формы как у больных. Эти адаптации создают дополнительные проблемы, но не приводят к серьезной дезадаптации, подрывающей основы нормальной жизнедеятельности индивида. “Болезни” так называемых больных людей это продолжение и развитие психологических проблем людей “здоровых”. Не существует непроходимой грани между нормой и патологией. “Болезнь” развивается, когда личность зашла в тупик, из которого не находит выхода, а не потому что у нее внезапно изменилась биохимия мозга. Кризис наступает, когда рациональные и терпимые адаптации уже не спасают, слом происходит внезапно, но личность шла к нему закономерно. Исключение составляют случаи внезапного сильного стрессового воздействия, к которому нет возможности нормально адаптироваться.

В виду обилия различных форм адаптации, мы не будем их рассматривать подробно, но некоторые варианты будут представлены в приложении. Здесь же мы рассмотрим структуру первичной проблемы, которая приводит к порождению всей системы защит, вытеснений и подавлений, новых защит и т.д. Важно пояснить, что мы исповедуем принцип естественности, считая естественными состояние здоровья и радости. Поэтому во всех случаях, мы работаем над тем, чтобы вернуть человека к естественности, избавив его от ненужных адаптаций и защит. Только обретя свободу и естественность, человек может решить те задачи, пасуя перед решением которых, он и создает патологические приспособления в собственной психике.

Любая психологическая проблема, с которой сталкивается личность, может быть представлена как фиксация индивида на достижении некоторой недостижимой цели. Это может быть желание что-то получить, или желание что-то оттолкнуть, или и то и другое одновременно, или желание достичь двух несовместимых целей, или избежать и того и другого нежелательного варианта.

Проблема становится проблемой только тогда, когда желание не может быть удовлетворено, но не может энтропировать. Ребенок может безутешно рыдать, когда его воздушный шарик улетел. Если такое случилось со взрослым человеком, то его желание тоже легко улетучивается вместе с шариком. Взрослый человек перестает продуцировать эмоциональную энергию, направленную на удержание шарика, энергия возвращается назад в его организм, и он успокаивается. Однако, у взрослых людей есть свои желания, которые не “рассасываются” от того, что “шарик” улетел.

Для дальнейшего важно понимать, что желание всегда предстает в форме эмоции или чувства, толкающего к каким-то действиям. Когда человек говорит “я тебя люблю”, это чувство, но оно является реализацией желания. Чувство несет энергию, без чувства или эмоции не может быть совершено никакого действия. Когда эта энергия не реализуется в достижении цели, человек страдает, то есть ощущает получаемый им ущерб от напрасно растрачиваемой энергии. Если он не перестает продуцировать чувство, направленное на достижение недостижимого, то страдание становится хроническим.

Если преграда является чем-то внешним по отношению к личности и в принципе может быть преодолена, а желание не патологическое, то это проблема объективная. Это может быть социальная, экономическая, научная, политическая и т.д. проблема. Она разрешается внешним и объективным образом, то есть с помощью преодоления препятствия и удовлетворения желания. Для этого иногда надо заработать деньги, иногда что-то изобрести, иногда прибегнуть к дипломатии и т.д.

Проблема становится психологической только тогда, когда причины неудачи кроются в психике самого индивида, то есть преграда, мешающая достижению цели, тоже имеет психологическую природу или, когда преграда объективна, но в принципе непреодолима. Преграды психологического рода рассматривал еще З.Фрейд, с его точки зрения это моральные запреты, исходящие от Супер-Эго. Но существуют психологические барьеры и другого рода. Например, хочется чего-то добиться, но комплекс неполноценности «говорит», что это невозможно. Примером внешней преграды, которая непреодолима, может служить случай смерти близкого человека, смириться с чем человек не хочет. Понятно, что решить такие проблемы внешним образом, то есть, преодолевая преграду, обходя или ломая ее, невозможно. Необходима работа внутреннего плана, которая целиком протекает в виртуальной реальности, базовой формой которой являются образы, относящиеся к воспоминаниям из прошлого, или к фантазиям о будущем.

Психологическая проблема может быть представлена в виде одной из пяти приводимых ниже схем. На всех рисунках кружок означает некоторый объект, желаемый или отвергаемый индивидом, вертикальный прямоугольник - преграду, а стрелка - желание индивида, либо негативное давление со стороны объекта на субъекта (что может быть названо и отрицательным желанием субъекта).

желанным объектам, либо на отвержение двух возможных выборов (голосую против всех).

Такое проблемное состояние во всех случаях является тупиковым. Если актуализированные при этом чувства сильны, происходит ряд нежелательных последствий, о которых мы уже говорили выше. Ключевым фактором является энергетическая мощь запертых чувств и способ адаптации, выбранный индивидом.

Пока что мы разбирали только первый вариант, то есть тот случай, когда субъект хочет, но не может достичь цели. Второй случай, когда субъект отвергает некоторый объект, но не может от него отделаться, касается другого ряда психологических конфликтов. Например, субъект может мучаться от навязчивых мыслей или действий, от которых стремится отделаться, но чем больше он этим занимается, тем сильнее они его преследуют. Или, его мучают травматические воспоминания о тяжелой потере, или унижении. Женщина, которую изнасиловали, постоянно прокручивает в голове эти травматические события, обвиняя себя в каких-то ошибках, это становится постоянным страданием.

Остальные три варианта описания проблем являются некоторыми комбинациями первых двух. Два первых варианта структуры психологических проблем указаны еще в философии буддизма. Как говорится в этом учении, существуют две причины страданий: когда человек не может получить желаемого, и когда он не может избавиться от нежелательного. Известен общий рецепт буддизма: не будешь иметь желаний, не будешь иметь страданий. Но тут мы должны сделать важные пояснения.

Речь в эмоционально-образной терапии не идет о том, чтобы добиться идеального освобождения от любых желаний, но только от тех, которые вызывают страдания. На самом деле, у каждого из нас есть множество нормальных желаний, которые могут быть нормально удовлетворены. Самый простой пример – потребность в дыхании. У большинства людей эта потребность удовлетворяется легко и просто, не вызывая ни каких трудностей, так что они ее даже не замечают. Однако, в том случае, когда дыхание затруднено из-за простуды или астмы, то каждый начинает понимать, насколько важна эта потребность. Задача состоит, конечно, не в том, чтобы перестать желать дышать свободно, а в том, чтобы избавится от преграды, мешающей свободному дыханию. Эта преграда может быть основана на скрытых или подавленных эмоциях, если высвободить эти эмоции или адекватно преобразовать их, то дыхание само освободится, как неоднократно происходило в наших сеансах (смотрите примеры ниже). Поэтому каждый раз, работая с психологической проблемой, следует оценивать, какое решение будет экологически более правильным: избавлять ли клиента от эмоциональной зависимости от желаемой цели, или от эмоциональной зависимости от преграды.

Еще один пример. Девушка мечтала создать семью, иметь любимого человека, но была убеждена, что ее никто не полюбит, потому что она некрасива. Это не соответствовало действительности, но она так считала, поскольку ее отец в детстве, отрицательно отзывался о ее фигуре, кроме того, он никогда не обнимал ее и т.д. Она просила от терапевта, чтобы он помог ей вообще избавиться от ее сексуальных желаний, чтобы жить спокойно. Понятно, что этот запрос был невыполним, она уже дошла до глубокой депрессии, подавляя свои естественные чувства. Поэтому терапевт отказался заключать такой контракт и сосредоточил усилия на том, чтобы дискредитировать отцовские утверждения, что было нелегко сделать, потому что она его любила. Однако, когда работа была выполнена, депрессия прошла, она встретила своего молодого человека и сейчас замужем.

Чтобы ясно описать наше представление о структуре психологической проблемы, мы используем следующую метафору. В Индии так ловят обезьян: выдалбливают тыкву, кладут внутрь приманку, оставив маленькую дырочку, обезьяна просовывает в нее лапку, хватает приманку, а вынуть кулачок не может, потому что он шире отверстия. Охотник подходит и спокойно ее ловит, потому что она не догадывается разжать кулачок. Так и люди, они в своем воображении уже схватили приманку, а другой рукой – преграду, и вот они пойманы! Каждый раз следует думать, какую «лапку» клиенту следует разжать. Иногда таких «лапок» может быть много, но исходная проблема все-таки одна, когда она решается, то все остальное происходит само собой, потому что «обезьянка» теперь свободна. Отсюда вывод: основа психического здоровья – внутренняя свобода.

Охарактеризуем теперь оставшиеся варианты образования психологических проблем. Третий вариант состоит в том, что человек одновременно стремится к достижению цели и избегает ее, что на рисунке выражено двумя разнонаправленными стрелками. Например, абитуриент хочет сдавать экзамен, но боится этого. Или, молодой человек хочет объясниться с девушкой и тоже боится. Или, человек стремится к успеху и одновременно хочет потерпеть неудачу. В подобных случаях терапевт работает против тех эмоций, которые блокируют успехи и нормальные потребности личности.

Четвертый вариант это ситуация выбора между достаточно равноценными, но несовместимыми желаниями. Философ Буридан придумал задачу про осла, на равном расстоянии, от которого лежат две равноценные охапки сена. По идее осел должен был умереть с голоду. Хотя такая ситуация кажется смешной, но в жизни похожие случаи встречаются не так уж редко. Например, встречаются коллизии, когда девушка так долго выбирает между двумя претендентами на ее руку, что теряет обоих.

Проблема выбора сложна для решения тем, что целиком зависит от субъективных оценок самого клиента. Терапевт не имеет права выбирать за него, но он может помочь клиенту прояснить собственный выбор. В некоторых случаях один из выборов может быть очевидно вредным для клиента, вот тогда следует помочь ему от него освободится. Иногда следует подтолкнуть клиента к поиску совсем других решений, лежащих вне той плоскости, на которой разыгрывается драма выбора.

Пятый вариант структуры проблемы особенно тяжело сказывается на психическом здоровье субъекта. Поскольку это выбор не между приятными вариантами, а выбор между большим и меньшим злом. Человеку представляются возможными только два варианта, и оба нежелательны. Например, девушка, хотела бы расстаться с мужчиной, жизнь с которым представляется ей невыносимой, но для этого ей необходимо вернуться к отцу, отношения с которым стали невыносимыми еще в детстве. Или, подросток ненавидит своих родителей, которые давят на него, но уйти из дома и жить самостоятельно он не может, потому что у него нет для этого средств, квартиры, документов, навыков такой жизни и т.д. Часто невроз и даже полное сумасшествие развивается именно в подобных ситуациях, от ощущения безвыходности. Психическая болезнь дает хоть какой-то выход и позволяет наказать тех, кто, по мнению субъекта, виноват перед ним.

Эта проблематика также очень трудна для терапии, поскольку и терапевт не может обычно предложить приемлемый выход. В некоторых случаях одна из ситуаций может быть лишь иллюзорно мучительной, в этом случае можно избавить клиента от этой зависимости. Может быть, что он оказывается в подобной ситуации, потому что он бессознательно стремился попасть в ситуацию безвыходности. Тогда следует избавлять его от подобного желания. В независимости от того, с каким вариантом проблематики сталкивается терапевт, суть психологической работы во всех случаях состоит в том, чтобы избавить индивида от причиняющей ему страдания зависимости от объекта. В различных школах и традициях психотерапии эта цель достигается различными средствами. В данном случае предлагается работать непосредственно с чувством или эмоциональным состоянием, которое создает зависимость, через нахождение и трансформацию его образного выражения.

Для большинства форм терапии работа с эмоциональными состояниями и чувствами представляет собой значительные трудности. Осознание, изменение поведения и мышления, отреагирование и т.д., к которым прибегают традиционные формы терапии, недостаточно эффективны, если речь идет о коррекции эмоциональных состояний. Однако, выразив чувство через тот или иной образ, мы можем легко преобразовывать чувство, мысленно трансформируя образ, в то время как непосредственно влиять на свое эмоциональное состояние индивид практически не может. Если изменение состояния достигнуто, то индивид обретает свободу относительно проблемной ситуации, способен продуцировать самые разные способы поведения и по-новому осмысливает эту ситуацию.

Эмоционально-образная терапия – одна из современных ветвей психотерапии, а ее автор - Линде Николай Дмитриевич.

Мишенью этой терапии являются эмоции, точнее хронические и при этом негативные эмоциональные состояния, возникшие по тем или иным причинам, и порождающие нежелательные психологические и психосоматические симптомы. Средством же работы с эмоциональными состояниями служат образы (зрительные и другие), выражающие, с точки зрения клиента, его проблемные состояния. С помощью этих образов, в совместной работе с клиентом, терапевт анализирует причины, приведшие к возникновению хронического негативного эмоционального состояния, а потом помогает клиенту преобразовать негативное состояние в позитивное, мысленно воздействуя на соответствующий образ. Методы воздействия на образ не могут быть механическими, они достигают успеха, если ведут к искреннему и экологически правильному разрешению исходного конфликта. Субъективно клиент работает с образом, а реально - с самим собой.

Изменение эмоционального состояния ведет к исчезновению негативных психосоматических симптомов и проявлению позитивного самочувствия, а также к автоматическому изменению строя мышления и способов поведения.

Эмоционально-образная терапия. Примеры.

Пример 1

Воспитатель приемного отделения пожаловалась на то, что воспитанник Дмитрий не воспринимает ее просьб и позволяет в ее адрес нецензурную брань. Найти точки соприкосновения она не может, и со временем у нее выработались по отношению к воспитаннику негативные чувства. Мы не стали проводить подробный анализ ситуации. Ей было предложено представить себе образ того воздействия, которое оказывает на нее воспитанник. Это был канат, который сдавливал ее в области груди. Затем была просьба представить образ той части, которая подвергается давлению. Это был образ желтого цыпленка. Мы предложили усиливать, посылать цыпленку энергетический поток до тех пор, пока давление на него полностью не исчезнет. Со временем канат упал к ногам, а потом превратился в змею и исчез, а цыпленок стал большим и сильным. Воспитатель охарактеризовала свои ощущения как теплые, приятные. Она была спокойна и чувствовала некое освобождение. Проверив результат, мы увидели, что первоначальной агрессии к подростку воспитатель не испытывает.

В этот же день была проведена работа и с воспитанником Дмитрием.

По его словам, воспитатель постоянно придиралась к нему, давила на него и требовала полного подчинения. Из-за этого их отношения испортились, и ему постоянно хочется ей отомстить.

Мы предложили ему представить себе юношу, на которого давит эта воспитательница, а также образ воздействия на него. Он представил юношу и огромный валун, который давит ему на грудь и не дает дышать полной грудью. Дмитрию было предложено направить юноше в эту точку много энергии. Он сначала не мог сделать это, так как энергия, по его словам, отсутствовала. Тогда мы попросили его представить цветовой поток, который течет в сторону юноши. Поток был разноцветный, чистый, переливался всеми цветами радуги. После того как он направил поток, валун раскололся сначала на две части, а затем на мелкие кусочки, пока совсем не исчез из поля зрения. При этом у юноши, по словам Дмитрия, выросли мышцы, он стал более уверенным в себе. Дмитрий принял его в себя и слился с ним. После этого мы проверили достигнутый результат на воображаемой ситуации общения с воспитательницей. Злости и ненависти к ней Дмитрий не испытывал, он был к ней просто равнодушен.

Дальнейшее наблюдение за взаимодействием воспитателя и воспитанника показало, что они дистанцировались друг от друга и их отношения стали носить не агрессивный, а деловой характер. Общение строилось по схеме: Взрослый - Взрослый.

Имея такой опыт, воспитатель приемного отделения в дальнейшей своей работе уже не допускала слов и интонаций, унижающих и оскорбляющих достоинство ребенка. Она сама отмечала, что ей стало легче работать и общаться со всеми воспитанниками центра. Она стала осознавать, что не дети виноваты в том, что они попали в такую сложную жизненную ситуацию, и действовала уже не приказом и наставлением, а старалась помочь ребенку.

Пример 2

П. ощущает боль в пояснице. Движения скованные. Боль мешает работе, снижает настроение.

После принятия удобной позы, расслабления, сосредоточения внимания на себе, затем перед собой. П. представляет боль в виде образа. Боль как коричневый комок ощущается внутри тела. Мысленно разделяем тело и образ боли как в кино. Боль превращается в какого-то зверька. Хочется его отпустить. П. отпускает зверька. Реальная боль сразу уходит. Образ здорового тела совмещаем с реальным.

В результате у П. возникло ощущение, что он сам держал эту боль. Достаточно было отпустить.

Болевые ощущения иногда связаны с внутренним напряжением. Мысленно позволяя телу отпустить боль, мы даем команду подсознанию на расслабление, снимая напряжение.

Пример 3

Обратилась женщина, назовем ее Н., с проблемой: она постоянно испытывает усталость на работе, нет возможности пойти в отпуск, нет сил решать задачи, хотя со здоровьем все в порядке.

После нескольких минут расслабления, выравнивания дыхания, с помощью психолога Н. представляет себя со стороны, видит свое состояние в образе потрепанной замусоленной тряпки. Процесс трансформации включает с себя выстирывание в воображении этой тряпки, она становится чистой, белой, есть желание прополоскать ее с кондиционером, высушить на ветру. Тряпка превратилась в свежую скатерть, подкрахмалила. Постелила на стол, поставила вазу с цветами. В результате лицо посвежело, Н. улыбается. Состояние значительно лучше. Настроение хорошее, появилось желание заняться домашними делами.

В результате небольшого сеанса ощущение свежести и чистоты дало Н. почувствовать прилив сил, дало возможность ощутить отдых, позволило продолжить работу.

Что это такое ЭОТ, по мнению использующего этот метод психолога. Понять суть методики и возможность пройти консультацию эмоционально-образного терапевта.

Приветствую вас, уважаемый читатель, раз вы оказались на этой странице, посвящённой современному методу краткосрочной психотерапии эмоционально-образная терапия или просто ЭОТ (EIT) вы хотите узнать и понять, что это за метод и как он работает, или найти психолога владеющего этой техникой, то есть, эмоционально образного терапевта, или более точно, эот – терапевта.

Спешу вас обрадовать, вы зашли по адресу и вы сможете найти здесь и первое и второе…

Я, как психолог использующий ЭОТ в своей работе, в этой статье расскажу вам:

  • кто создатель эмоционально образной терапии
  • Суть и принципы ЭОТ
  • какие психологические проблемы можно им решать
  • сильные и слабые стороны методики
  • почему я его использую
  • как я вам смогу помочь используя ЭОТ

Кто создатель эмоционально образной терапии

Линде Н.Д является автором методики и основателем центра эмоционально-образной терапии. Используя свой многолетний опыт консультирования и нестандартное мышление, в отличии от множества других методов работы с негативными эмоциями, он добавил такой важный элемент, как визуализацию, использование образов, что является очень эффективным в работе.

Суть и принципы ЭОТ

Как я и писал выше, эмоционально-образная терапия главным образом основана на визуализации неосознаваемых психических процессов, для их выявления и дальнейшей работы с помощью уже существующих инструментов различных психотерапевтических направлений, именно так, сам автор метода Линде Н.В, не скрывает и не отрицает другие психологические школы и успешно применяет их методы в своих сессиях, в чём можно убедиться, ознакомившись с демонстрациями. Например, приём проецирования образа на находящийся рядом стул знаком всем из гештальт-терапии и монодрамы.

Одним из открытий ЭОТ является система интерпретации образов, с помощью чего процесс терапии ускоряется и можно установить связь возникшего образа с чем-то реальным в вашей жизни.

Как и классические метод психотерапии, эмоционально-образная терапия ставит в основание психических, или психосоматических нарушений, подавленные эмоции, которые возникли когда-то в прошлом, и породили неразрешённый внутренний конфликт.

Какие психологические проблемы можно им решать

ЭОТ можно применять для устранения любого рода психологических и психосоматических проблем, с особенно выраженными эмоциональными и телесными проявлениями, исключением являются неизлечимые психические заболевание, так называемые клинические случаи.

Исходя из личного опыта использования, наиболее эффективен метод в лечении именно от психосоматических расстройств, то есть когда есть какое-то физиологическое нарушение, или дискомфорт, порождённые психогенными факторами, также при лечении фобий, страхов.

Сильные и слабые стороны методики

Трудно сказать однозначно, ведь как всегда, эффективность любой методики упирается в личность, профессионализм психолога, давайте будем исходить их того, что я буду давать определение сильным и слабым сторонам исходя из ситуации, когда специалист будет использовать только этот метод

  1. Можно быстро выяснить причину проблемы (в случае если она неизвестна изначально)
  2. Быстрый результат, в случае если терапевтируемому подошёл этот метод терапии (об этом подробнее в минусах)
  3. Хорошо подходит для работы с психосоматикой

Минусы (если можно так выразиться, потому что в руках образованного психолога, владеющего другими методиками, использование ЭОТ в терапии не составит проблем):

  1. Не для всех типов восприятия. Как вы знаете, одним людям легко удаётся представлять образы, а другим – трудно, соответственно, человеку которому трудно, будет очень непросто проводить эмоционально-образную терапию.
  2. Закрепление результата. Сейчас поясню, по сути, любой метод психотерапии ограничен, потому что он не включает в себя что-то очень важное, что есть в других, также и здесь, в ЭОТ, после того как ваши неприятные эмоции, или ощущения в теле ушли, нет никакой гарантии что они не вернуться, так как не была проведена работа с осознанием, поиском причины, анализом поведения и ограничивающих убеждений, что является ключевой практикой в таких психотерапевтических школах, как РЭПТ или КПТ.

Почему я использую эмоционально-образную терапию

Как я писал выше, применение образов для диагностики и выявления неосознаваемых причин проблем очень помогает в работе с людьми, которым сложно выводить наружу эмоции и определять их. Применение ЭОТ позволяет обходить защитные механизмы психики и очень эффективно для людей с определённым типом восприятия.

Использую я ЭОТ в основном в случаях психосоматики и когда человек подавил эмоции и при наличии явной проблемы, уходит от негативных эмоций

Кто я такой и как я вам смогу помочь используя ЭОТ

Если вы ищете эмоционально-образного терапевта, я вам предлагаю воспользоваться моими услугами, опытом и навыками психотерапевта и записаться ко мне на ознакомительную психологическую консультацию онлайн.

Подробнее обо мне и услугах можно узнать

Если же вы сразу хотите попасть ко мне на вводную бесплатную сессию, пройдите по и оставьте заявку

С уважением к вашему времени и психике