Формирование ууд на занятиях логопеда. Технологическая карта индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и чистоговорках». Обоснование актуальности проекта

Людмила Абрамова
Технологическая карта индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш]»

Технологическая карта

индивидуального логопедического занятия

на тему :

«Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и чистоговорках».

Подготовила :

учитель-логопед

МКДОУ «Детский сад

«Улыбка» г. Жиздры

Абрамова Л. В.

Жиздра - 2015 г.

Технологическая карта индивидуального логопедического занятия

учителя-логопеда Абрамова Людмила Валентиновна

Группа (номер,

логопедическое заключение ) Группа № 2 («Гномики» )

Логопедическое заключение : ОНР (3 уровень) .

Тема занятия Автоматизация звука «Ш»

Тип занятия «Новые знания»

Используемые технологии 1 . Технология на основе деятельностного подхода.

2. Здоровьесберегающие технологии .

3. Информационно-коммуникативные технологии .

4. Технология поэтапного формирования умственных действий.

Цель занятия Автоматизировать звук «Ш» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и чистоговорках.

Задачи Коррекционно-образовательные Коррекционно-развивающие Коррекционно-воспитательные

Закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука [Ш] ;

Умение чётко произносить звук [Ш] в слогах , словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и чистоговорках;

Развитие фонематического восприятия и слуха;

Умение составлять из слов предложения;

Умение согласовывать существительные с числительными;

Расширение и активизация словарного запаса;

Совершенствование навыков анализа и синтеза слов.

Развивать артикуляционную и мелкую моторику;

Развивать чувство ритма, слуховое внимание, память, мышление;

Воспитание навыков самоконтроля;

Воспитание активности и внимательности на занятии ;

Воспитание потребности в речевом общении;

Воспитание интереса к занятиям ;

Воспитание чувства гордости за красоту и звучание родного языка.

Предпосылки к универсальным

учебным действиям Личностные УУД : Регулятивные УУД : Коммуникативные УУД : Познавательные УУД :

Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с речевым материалом;

Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.

Развивать умение слушать и понимать других;

Умение работать в паре;

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Развивать умение находить и структурировать информацию;

Развивать умения представлять информацию и извлекать ее из схем;

На основе анализа объектов делать выводы,

обобщать, классифицировать по признакам;

Находить ответы на вопросы.

Средства ИКТ,

аппаратное обеспечение Аппаратное обеспечение : ноутбук.

Презентация «Автоматизация звука «Ш» .

Организационная структура логопедического занятия

Этап Длительность этапа Методы

и приемы работы Формы организации деятельности воспитанников Деятельность

учителя-логопеда Деятельность

воспитанника

Мотивации - создать условия для возникновения у воспитанника внутренней потребности включения в образовательный процесс;

Формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.

2 минуты Показ образца выполнения упражнения, картинки-символы Индивидуальная Показ картинки -символа артикуляционного упражнения с произнесением стихотворения Выполняет артикуляционную гимнастику.

II. Этап Актуализации знаний - актуализировать изученные способы действий, достаточных для построения закрепления знания и их обобщение (воспроизводит и фиксирует ЗУН, необходимые для построения нового знания).

Длительность этапа Методы

учителя-логопеда Деятельность

воспитанника

2 мин Практические : аналитико-синтетические. Индивидуальная - Давай вспомним , как шуршит шторка на ветру : ш-ш-ш-ш.

Опиши, что делают губы? Зубы? Где находится язычок? В каком он положении? Давай произнесем этот звук на выдохе . Проверим, какой ветерок выходит?

Воздух выходит свободно изо рта? Есть преграда для воздушной струи – это язычок. Значит, этот звук , какой? (Согласный.) Как мы его произносим, сердито или ласково? (Сердито.) Звук «Ш» – твердый согласный. Поставь руку на горлышко, повтори : ш-ш-ш-ш. Дрожит ли наше горлышко или оно спит? Правильно, звук «Ш» – глухой.

Упражнение «Постучи, как я» .

Произнесение слогов со звуком «Ш» .

Характеристика звука «Ш» .

Ша - шу – ши, Ашка - ушка – ишка,Ши –ша – шу, Ишка - ашка- ушка,Шу –ши – ша, Ушка – ишка – ашка.

Открытие новых знаний. - осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Фиксация места, на котором возникло затруднение, соотношение своих действий на этом месте с изученными способами и определение, какого знания или умения им недостает для решения затруднения

Длительность этапа Методы

и приемы работы Формы организации деятельности воспитанника Деятельность

учителя-логопеда

Деятельность

воспитанника

5 мин Практические :

аналитико-синтетические Индивидуальная Автоматизация звука [ш] в словах .

Вот мы и пришли к нашим друзьям. А Маша и Мишка наводят порядок в домике. Давай мы им поможем разложить вещи по шкафам - один шкаф для Мишки, другой – для Маши. Подумай, какие вещи могут быть в шкафу у Маши, а какие у Мишки?

Упражнение «Соедини слоги в слово, найди картинку » .

У мишки есть несколько любимых предметов, ты догадаешься, какие, если правильно соединишь слоги.

Шка-тул-ка.

Шо-ко-лад.

По-ва-рёш-ка.

Ка-туш-ка.

У Маши в шкафу … (шапка, шуба, шаль) .

У Мишки в шкафу … (клюшка, пушка, шашки) .

Произнесение слов.

Применение нового знания на практике.

Длительность этапа Методы

и приемы работы Формы организации дея-ти уч-ся Деятельность

учителя-логопеда Деятельность

воспитанника

11 мин Прктические Индивидуальная Упражнение «Раздели слово на части, хлопая в ладоши» .

А теперь давай прохлопаем в ладоши каждое получившееся слово, деля его на части.

Игра «Назови ласково» (ПК) .

Упражнение «Посчитай-ка» .

Цель : умение согласовывать числительные с существительными.

Маша собрала для Мишки шишки. Сколько шишек собрала Маша?

У Маши 6 шишек. Послушай и повтори.

Автоматизация [ш] в предложениях .

Наши друзья приготовили для тебя еще одну игру. Нам необходимо придумать предложение по каждой из предложенных схем.

Что изображено на первой схеме? (Мешок, стрелочка, вишня)

Как ты думаешь, что лежит в мешке? Ответь полным предложением.

Придумай предложения по второй и третьей схемам.

Автоматизация звука [ш] в стихотворениях.

Давай расскажем стишок для Мишки. Послушай и повтори за мной :

Шапка да шубка –

Вот наш Мишутка.

Задание «Подбери предметы к признакам» .

Ласковое, большое, горячее (солнышко)

Маленькая, еловая, коричневая (шишка)

Зеленая, прозрачная, тихая (лягушка)

Красивая, белая, болотная (кувшинка)

Задание : «Запомни и повтори чистоговорки вслед за диктором» . (Работа с ПК) .

Делит слово на части хлопками.

Шка-тул-ка.

Шо-ко-лад.

По-ва-рёш-ка.

Ка-туш-ка.

Хлеб – хлебушек.

Заяц – зайчишка.

Солнце – солнышко.

Изба – избушка.

Петух – петушок.

Скворец – скворушка.

Соловей – соловушка.

Вишня лежит в мешке.

Малыш играет с шариками. Маша собирает ландыши.

Повторение стихотворения.

Работа с предметными картинками .

Повторение чистоговорок.

Физминутка - формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.

Длительность этапа Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся Деятельность

учителя-логопеда

Деятельность

воспитанника

Показ образца выполнения упражнения ребенком Групповая

Выполняет физминутку вместе с воспитанником Физминутка ««Наша Маша варила кашу» Наша Маша варила кашу.

Кашу сварила, малышей кормила :

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

Он много шалил.

Свою тарелку разбил.

Изоритмика

Длительность этапа Методы

и приемы работы Формы организации деятельности воспитанника Деятельность

учителя-логопеда Деятельность

воспитанника

4 мин Практические : выбор правильных формулировок, устные, грамматические

По уровню самостоятельности : после объяснения задания Индивидуальная

Читает стихотворение.

Выполняет действия по прослушанному

Рефлексия

Формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности образовательной деятельности;

Формировать адекватную самооценку на основе критериев «хорошего ученика» .

Длительность этапа Методы

и приемы работы Формы организации деятельности воспитанника Деятельность

учителя-логопеда Деятельность

воспитанника

3 мин Практическая, сравнение. Индивидуальная Игра «Лабиринт» .

Проведи пальчиком по дорожке, произнося отчётливо звук «Ш-ш-ш» (Картинка на ПК ) .

Какой мы сегодня звук учились произносить ?

Наше занятие подошло к концу . И если тебе было интересно, возьми с собой весёлого мишку , ну, а если нет, то – грустного.

Работа с дорожкой на ПК, ответ на вопрос, выбор Мишки.

Литература.

1. Андреева Г. Н. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч.: пособие для логопеда / под ред . Р. И. Лалаевой. – М.: ВЛАДОС, 2012.

2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи 3-7 лет. М.:Мозаика-Синтез, 2005.

3. Микляева Н. В., Микляева Ю. В., Слободняк Н. П. Коррекционно-развивающие занятия в детском саду . Методические рекомендации для специалистов и воспитателей ДОУ. М.:Сфера,2008.

4. Левчук Е. А. Грамматика в сказках и историях. СПб. ,2003.

5. Миронова С. А. развитие речи дошкольников на логопедических занятиях . ,М. ,2007.

Разделы: Логопедия

С 1 сентября 2011 года ученики 1х классов начали обучение по новому образовательному стандарту начального общего образования. Предполагается постепенное переведение на этот стандарт всей начальной школы в период до 2014 года.

Одной из особенностей данного стандарта является предъявление серьезных требований не только к предметным результатам обучающихся, но и к личностным , и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Вместе личностные и метапредметные результаты составляют универсальные учебные действия (далее УУД).

Несмотря на признание в педагогической науке и практике значения метапредметных (общеучебных) действий и умений для успешности обучения, вплоть до настоящего времени серьезной широкомасштабной систематической работы по их внедрению в школьное обучение не производилось. Стихийность развития УУД находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в несформированности учебно-познавательных мотивов, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий и т.п. Концепция развития универсальных учебных действий, которая является составной частью Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС), признает целенаправленное планомерное формирование универсальных учебных действий ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых социально-исторических условиях развития общества.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока: 1) личностный ; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции ); 3) познавательный ; 4) коммуникативный .

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные (в том числе знаково-символические действия), логические, а также постановку и решение проблемы.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Рамки статьи не позволяют дать полную характеристику УУД, их функций. Подробно с ними можно познакомиться, изучая соответствующую литературу .

Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД. И коррекционно-развивающая работа учителя–логопеда общеобразовательной школы имеет большой потенциал в формировании УУД, которые являются интегративными характеристиками образовательного процесса.

Учащиеся с ОНР, которые начинают заниматься на логопункте общеобразовательной школы, имеют ряд речевых и психологических особенностей (по А.В. Ястребовой), затрудняющих формирование у них УУД .

СЛЕДСТВИЯ НЕДОСТАТОЧНОЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
1. Недостаточное понимание учебных заданий указаний, инструкций учителя.

2. Трудности овладения учебными понятиями, терминами.

3. Трудности формирования и формулирования собственных мыслей в пpoцессе учебной работы

4. Недостаточное развитие связной речи.

1. Неустойчивое внимание.

2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

3. Недостаточное развитие способности к переключению.

4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.

5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.

6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.

7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

СЛЕДСТВИЯ:

1) Недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полоноценными навыками учебной деятельности.

2) Трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).

Исходя из данных особенностей детей с ОНР, перед учителем – логопедом наряду с задачей формирования предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку встает задача развития предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности и формирования этих учебных умений.

Занятия на логопедическом пункте общеобразовательной школы осуществляются в соответствии с методическими рекомендациями А. В. Ястребовой (1984, 1999). В рамках данного подхода коррекционно – воспитательная работа (развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности) занимает такое же важное место, как и преодоление отклонений речевого развития детей и создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной речи детей (Приложение 1 )

Если мы проанализируем данную таблицу, то увидим, что содержание 1-го направления предусматривает в большей мере формирование регулятивных УУД , содержание 2-го – коммуникативных учебных действий. При развитии речемыслительной деятельности, которой также уделяется большое внимание на логопедических занятиях, мы можем говорить о формировании познавательных учебных действий.

В нашей логопедической практике достаточно четко просматривается развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению (см. Приложение 1 , пункт I.1). А сейчас при введении ФГОС необходимо обратить бОльшее внимание на формирование именно учебных действий: планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе и т.д.

Приведу примеры упражнений, направленных на формирование регулятивных УУД .

Упражнения, развивающие умение принимать и понимать
словесную или письменную инструкцию

Дети с нарушениями письменной речи нередко удивляют педагогов тем, что выполняют не то, что им задано. Они постоянно переспрашивают учителя, когда вроде бы тот достаточно понятно объяснил. Это может быть связано как с низкой концентрацией внимания ребенка, недостаточностью кратковременной слуховой памяти, нарушениями мышления, так и с несформированностью приемов учебной деятельности. Умение своевременно реагировать на вопрос учителя; умение отличить новую задачу от старой, четко представить то, что содержится в инструкции – вот что отличает ученика, который умеет учиться.

1. «Объясните домовёнку Кузе» Логопед дает ученикам какое-то задание. Чтобы проверить, как оно понято детьми, просит кого-нибудь из испытывающих трудности понимания инструкции учеников повторить его для Кузи.

2. «Письмо с пропусками» Логопед дает задание: «Я буду диктовать предложение, а вы записывайте, но вместо буквы О всегда ставьте точку». Таким образом дети записывают 2–3 предложения, а потом логопед предлагает им, например, не писать окончания прилагательных, а ставить вместо них звездочку. Прием способствует развитию концентрации и переключения внимания, но основная цель для ученика – саморегуляция деятельности с учетом меняющейся инструкции.

3. «Будь внимательным!» Логопед просит детей прослушать инструкцию, повторить ее «про себя», поднять руку тех, кто запомнил и четко представляет себе, что делать. По команде «Внимание!» ученики начинают выполнять задание. Примеры заданий:

1). В небольшом тексте все буквы С подчеркнуть, а буквы З – вычеркнуть.

Полезла Оксана за красной розой,
А вернулась Оксана с занозой.

2). В тексте все буквы Ч подчеркнуть, а буквы Ц вычеркнуть. После команды «Внимание!», наоборот, вычеркиваются все Ч, а подчеркиваются все Ц.

Черная цапля циркулем чертила.


Внимание!
Цапля старательно циркулем водила.
Получился очень чистенький чертеж.

Упражнения, развивающие умение планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать по плану

Важнейший шаг к переводу внешних действий ученика в умственный план, обеспечивающий успешное формирование навыка, – это обучение детей планированию.

Управление учением должно быть гибким. Жесткость управления (строгая последовательность действий, заданная учителем) должна убывать по мере роста учащихся. Если в начале обучения дети действуют по образцам и алгоритмам, предложенным учителем, то на заключительном этапе логопедической работы дети сами планируют действия, составляют их алгоритмы.

1. «Расскажи о звуке по плану-схеме» <Рисунок 1 >

Через 1–2 занятия схема характеристики звука заменяется. Детям предлагается рассказывать по схеме, где все характеристики заменены цветными символами.

2. «Определи порядок действий» . Ученики получают карточку со сложной инструкцией к заданию. Нужно карандашом проставить над словами цифры, соответствующие порядку выполнения действий.

Например:

На уроках математики встречаются сложные примеры, в которых действия нужно совершать по порядку. Задание к упражнению по русскому языку тоже может содержать несколько действий. Важно не забыть сделать ни одно из них. Кроме того, нужно подумать, что удобнее сделать сначала, а что потом.

3. « Составьте алгоритм» Детям предлагают объединиться в малые группы по 3–4 человека (можно предложить поработать в парах). Задание общее для всех групп – составить алгоритм решения определенной учебной задачи. Например:

– Составьте алгоритм разбора слова по составу и др.

Через 5 минут каждая группа выполняет задание логопеда по разбору слова, используя свой алгоритм. Таким образом проверяется, «работает» этот алгоритм или нет, т.е. можно ли, используя его, безошибочно и быстро выполнить задание. В ходе выполнения задания по каждому алгоритму и его обсуждения выясняется, какая группа составила более полный и четкий алгоритм, нужно ли его дополнить.

Пример алгоритма, составленного учениками:

Упражнения, развивающие умение осуществлять итоговый самоконтроль

Ученики с нарушениями письменной речи часто не в состоянии осуществлять итоговый самоконтроль при выполнении письменных работ. Таких детей необходимо обучать контролю с помощью специальных методов – планомерно, тщательно, длительно. Важно убедить учеников в том, что самопроверка дает возможность получить за письменную работу более высокую отметку.

Для указанной группы учеников целесообразен такой способ самоконтроля, при котором проверка дробится на 3 этапа. Во время каждого из них внимание ребенка сосредоточено на поиске специфических ошибок и недочетов в письменной работе. Для каждого из этапов разработана памятка, в которой дан алгоритм действий по проверке и перечислены группы ошибок, на которых следует сосредоточиться.

Этапы самопроверки:

I этап – поиск специфических (дисграфических) ошибок в слове, не связанных с усвоением грамматических норм.

II этап – поиск орфографических ошибок в слове.

III этап – поиск пунктуационных, грамматических и смысловых ошибок в структуре целого предложения.

На I и II этапах работы возможно использование вспомогательных приспособлений, позволяющих ребенку выделить слово из текста и сосредоточить на нем свое внимание. Таким приспособлением может служить проверочная карточка – прямоугольник из картона размером в половину тетрадной страницы, на верхней и нижней грани которого вырезаны «окошки» для выделения длинного и короткого слова <Рисунок 2 >.

1. «Возвращение к началу». Логопед предлагает ученикам объединиться в пары. Каждая пара получает текст, в котором, как объясняет логопед, допущена всего одна ошибка в слове – по невнимательности. Чтобы ее найти, нужно воспользоваться карточкой – «проверялкой». Один ученик двигает карточку от конца текста к началу и «ловит» в окошко целые слова. Другой ученик читает «пойманное» слово по слогам точно так, как оно написано. Важно не пропустить ни одного слова и не допускатьчтения по догадке. Пара, раньше всех обнаружившая слово с ошибкой, поднимает руки.

Упражнение является подготовительным. Оно приучает детей к использованию при проверке карточки – «проверялки», к чтению текста от конца к началу (это помогает избежать чтения по догадке), к четкому послоговому чтению написанного слова. Работа в парах делает упражнение неутомительным, поиск единственной ошибки стимулирует внимание и темп деятельности детей. Целесообразно использовать такое упражнение на 3-4 занятиях подряд.

Ищем «случайные» ошибки. (I-й этап самопроверки.)

Работать можно индивидуально или в паре. Действия по проверке текста аналогичны описанным в предыдущем упражнении, но добавляется очень важный компонент – карточка-памятка (Приложение 2 ). Возможность пользоваться карточкой на начальном этапе овладения навыком самоконтроля делает проверку более эффективной, значительно повышает активность детей. Известный психолог П.Я.Гальперин отмечал, что, беря карточку, школьник «получает орудие в собственные руки» и становится хозяином положения, в то время как при ее отсутствии он является пассивным исполнителем чужих указаний.

Ищем орфографические ошибки. (II этап самопроверки).

Дети проверяют текст 2-й раз, сосредотачиваясь на поиске орфографических ошибок. Сделать это им помогает уже другая карточка-памятка.

Проверка предложений (III этап самопроверки).

Ребенок проверяет каждое предложение, начиная с первого. Используется только памятка.

В случае, если какие-то ошибки остаются не найденными ребенком, логопед отмечает их на полях соответствующей строки цифрами (1,2 или 3 в зависимости от типа ошибок).

Если и в этом случае ребенок не может обнаружить ошибку, то логопед указывает слово или предложение, в котором она допущена.

И только если ошибка так и остается необнаруженной, логопед вместе с ребенком осуществляет разбор и помогает найти ошибку.

Очень важно, чтобы ученик постарался найти все ошибки сам.

Упражнения, развивающие умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности

Важными секретами успешной учебы являются: умение ставить цели и добиваться их; умение видеть собственные успехи и испытывать по этому поводу радость; замечать неудачи и находить их причины. Для формирования у ребенка желания учиться можно использовать разнообразные приемы – от похвалы до специальных символов, с помощью которых отмечались бы детские достижения.

Для самооценивания и фиксации результатов используются линейки достижений и лестница успеха.

Линейки достижений помогают ребенку увидеть свои успехи. К сожалению, ученику с дисграфией на уроке русского чаще приходится отмечать свои неудачи. Но ведь отметка – это вовсе не единственный результат, который дает учеба . Уверенность в своих силах, желание учиться и работать над собой – вот то, что действительно пригодится в жизни.

Линейки достижений позволяют увидеть не столько улучшение успеваемости, но и те усилия, которые ученик приложил, и те знания, умения и навыки, которые им в результате приобретены.

1. «Линейка достижений». Логопед предлагает детям в конце занятия сделать отметки на линейках достижений. Каждому ребенку дается карточка, например, такого содержания:

Ученик ставит отметку-черточку на каждой линейке. Это приучает его задумываться над тем, как он продвинулся в овладении знаниями и умениями; прикладывал ли старания для качественного выполнения задания; прогнозировать оценку за выполнение задания.

2. Карта самонаблюдений. Особенность такой карты заключается в том, что она составляется и ведется самим учеником. Учащиеся, выделяя собственные проблемы (в поведении, в учебе и т. д.), сами вписывают нужные аспекты наблюдения в свои таблички. В конце каждого занятия ученики делают отметки (+ или –) в карте. Когда таблица заполнится, уместно подвести итоги: Кто может сказать, что стал аккуратнее? У кого укрепилась сила воли? Кто заметил, что стал активнее на занятиях? Ученик сообщает о своих результатах только в том случае, если сам этого захочет.

Образец карты самонаблюдения

Я на занятии

Старался писать без ошибок
Проверял свою работу
Следил за осанкой и правильной посадкой
Работал внимательно
Писал аккуратно, разборчиво
Соблюдал чистоту и порядок в тетради
Соблюдал дисциплину
Работал активно, поднимал руку

3. « Лесенка успеха». Завершив выполнение какого-либо письменного задания, ученики рисуют карандашом лестницу из 3 ступенек. Логопед просит, чтобы каждый из детей сам оценил успешность выполнения этого задания, нарисовав на одной из ступенек лесенки человечка – себя. Если ученик считает, что был внимательным, старательным и сдает логопеду работу без ошибок, то он рисует себя на верхней ступеньке <Рисунок 3 >. Лесенка успеха позволяет логопеду узнать, насколько объективно дети оценивают свое письмо.

Итак, рассмотрев понятие универсальных учебных действий, особенности детей с ОНР, направления формирования УУД на логопедических занятиях и некоторые конкретные примеры формирования регулятивных действий, мы можем придти к следующему выводу: речевые нарушения у детей чаще всего сопровождаются выраженными затруднениями в формировании познавательных, регулятивных и коммуникативных навыков. Следовательно, программа коррекционно-развивающей работы с обучающимися с нарушениями устной и письменной речи должна быть направлена не только на коррекцию этих нарушений, но и на формирование и развитие у детей универсальных учебных действий.

Литература:

  1. Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя./ под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Логопедические занятия со школьниками (1–5 класс): Книга для логопедов, психологов, социальных педагогов/ Метусс Е.В., Литвина А.В., Бурина Е.Д. и др. – СПб.: КАРО, 2006.
  3. Ястребова А.В
  4. . Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Улыбка», г. Жиздра

Технологическая карта

индивидуального логопедического занятия

на тему:

« Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и чистоговорках».

Подготовила:

учитель-логопед

МКДОУ «Детский сад

«Улыбка» г. Жиздры

Абрамова Л.В.

Жиздра - 2016 г.

Технологическая карта индивидуального логопедического занятия

Ф.И.О.

учителя-логопеда

Абрамова Людмила Валентиновна

Группа ( номер,

логопедическое заключение)

Группа № 3 («Теремок»)

Логопедическое заключение: ОНР (3 уровень).

Тема занятия

Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и чистоговорках.

Тип занятия

«Новые знания»

Используемые технологии

    Технология на основе деятельностного подхода.

    Здоровьесберегающие технологии.

    Информационно-коммуникативные технологии.

    Технология поэтапного формирования умственных действий.

Цель занятия

Автоматизировать звук «Р» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и чистоговорках.

Задачи

Коррекционно-образовательные

Коррекционно-развивающие

Коррекционно-воспитательные

Закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука [Р];

Умение чётко произносить звук [Р] в слогах, словах, предложениях, стихотворениях и чистоговорках;

Развитие фонематического восприятия и слуха;

Умение составлять из слов предложения;

Умение согласовывать существительные с числительными;

Расширение и активизация словарного запаса;

Совершенствование навыков анализа и синтеза слов.

Развивать артикуляционную и мелкую моторику;

Развивать чувство ритма, слуховое внимание, память, мышление;

- воспитание навыков самоконтроля;

Воспитание активности и внимательности на занятии;

Воспитание потребности в речевом общении;

Воспитание интереса к занятиям;

Воспитание чувства гордости за красоту и звучание родного языка.

Предпосылки к универсальным

учебным действиям

Личностные УУД:

Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД:

Познавательные УУД:

Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

О существлять познавательную и личностную рефлексию

Р азвивать умение высказывать своё предположение на основе работы с речевым материалом;

- выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.

Развивать умение слушать и понимать других;

Умение работать в паре;

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Развивать умение находить и структурировать информацию;

Развивать умения представлять информацию и извлекать ее из таблиц;

На основе анализа объектов делать выводы,

обобщать, классифицировать по признакам;

Находить ответы на вопросы.

Средства ИКТ,

аппаратное обеспечение

Аппаратное обеспечение: ноутбук.

Презентация «Автоматизация звука «Р».

Организационная структура логопедического занятия

Этап

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности воспитанников

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

воспитанника

I Этап

Мотивации

- создать условия для возникновения у воспитанника внутренней потребности включения в образовательный процесс;

- формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.

2 минуты

Показ образца выполнения упражнения, картинки-символы

Индивидуальная

Показ картинки-символа артикуляционного упражнения с произнесением стихотворения

Выполняет артикуляционную гимнастику.

II . Этап Актуализации знаний

- актуализировать изученные способы действий, достаточных для построения закрепления знания и их обобщение (воспроизводит и фиксирует ЗУН, необходимые для построения нового знания).

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

воспитанника

2 мин

Практические: аналитико-синтетические.

Индивидуальная

Давай вспомним, как шуршит шторка на ветру: р-р-р-р-р-р.

Опиши, что делают губы? Зубы? Где находится язычок? В каком он положении? Давай произнесем этот звук на выдохе. Проверим, какой ветерок выходит?

Воздух выходит свободно изо рта? Есть преграда для воздушной струи – это язычок. Значит, этот звук, какой? (Согласный.) Как мы его произносим, сердито или ласково? (Сердито.) Звук «Р» – твердый согласный. Поставь руку на горлышко, повтори: р-р-р-р. Дрожит ли наше горлышко или оно спит? Правильно, звук «Р» – звонкий.

Упражнение «Постучи, как я».

Произнесение слогов со звуком «Р».

Характеристика звука «Р».

Ра - ру – ры, Арка - урка – ырка, Ры –ра – ру, Ырка - арка- урка,Ру –ры – ра, Урка – ырка – арка.

III . Этап.

Открытие новых знаний.

Осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Фиксация места, на котором возникло затруднение, соотношение своих действий на этом месте с изученными способами и определение, какого знания или умения им недостает для решения затруднения

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности воспитанника

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

воспитанника

5 мин

Практические:

устные,

аналитико-синтетические

Индивидуальная

Автоматизация звука [р] в словах.

Вот мы и пришли к нашим друзьям. А Рая и Рыжик наводят порядок в домике. Давай мы им поможем разложить вещи по шкафам - один шкаф для Раи, другой – для Рыжика. Подумай, какие вещи могут быть в шкафу у Раи, а какие у Рыжика?

Упражнение «Соедини слоги в слово, найди картинку».



У Раи в шкафу … (рубашка, сарафан, рукавички,).

У Рыжика в шкафу … (ракетка, рулетка, ролики).

Произнесение слов.

IV . Этап

Применение нового знания на практике.

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации дея-ти уч-ся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

воспитанника

11 мин

Прктические

Индивидуальная

Упражнение «Раздели слово на части, хлопая в ладоши».
У Рыжика есть несколько любимых предметов, ты догадаешься, какие, если правильно соединишь слоги.


Ра-кет-ка.
Ру-лет-ка.
Шар.
Кры-ша.
Са-мо-вар-чик.
Кор-муш-ка.

- А теперь давай прохлопаем в ладоши каждое получившееся слово, деля его на части.

Игра «Назови ласково» (ПК).

Упражнение «Посчитай-ка».

Цель: умение согласовывать числительные с существительными.

Маша собрала для Мишки шишки. Сколько шишек собрала Маша?

У Маши 6 шишек. Послушай и повтори.

Автоматизация [ш] в предложениях.


-Наши друзья приготовили для тебя еще одну игру. Нам необходимо придумать предложение по каждой из предложенных схем.
- Что изображено на первой схеме? (Корзина, стрелочка, фрукты)
- Как ты думаешь, что лежит в корзине? Ответь полным предложением. (В корзине лежат фрукты)
- Придумай предложения по второй и третьей схемам.
(Малыш Рома играет с шарами. Груша растет на дереве в саду.)

Автоматизация звука [ш] в стихотворениях.

Давай расскажем стишок для Мишки. Послушай и повтори за мной:

Роя норку, старый крот

Разрыхлил нам огород.

Задание «Подбери предметы к признакам».


Разноцветная, большая, дуга на небосводе после дождя (радуга).
Шариковая, гелевая, синяя (ручка).

Воздушный, легкий, летающий (шар).
Красивая, белая, полевая (ромашка).

Задание: « Запомни и повтори чистоговорки вслед за диктором». (Работа с ПК).

Делит слово на части хлопками.

Ра-кет-ка.
Ру-лет-ка.
Шар.
Кры-ша.
Са-мо-вар-чик.
Кор-муш-ка.

Рука – ручка.

Крыша – крышка.

Самовар - самоварчик.

Рыба - рыбка.

Брат - братик.

Рога - рожки.

Рукавицы - рукавички.

Воробей - воробушка.

Повторение стихотворения.

Работа с предметными картинками.

Повторение чистоговорок.

V . Этап

Физминутка

- формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении .

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

воспитанника

3 мин

Показ образца выполнения упражнения ребенком

Групповая

Выполняет физминутку вместе с воспитанником

Физминутка.

На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их нетрудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!

VI . Этап

Изоритмика

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности воспитанника

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

воспитанника

4 мин

Практические: выбор правильных формулировок, устные, грамматические

По уровню самостоятельности: после объяснения задания

Индивидуальная

Читает стихотворение.

Выполняет действия по прослушанному

VIII . Этап

Рефлексия

- формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

- формировать адекватную самооценку на основе критериев «хорошего ученика».

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности воспитанника

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

воспитанника

3 мин

Практическая, сравнение.

Индивидуальная

Игра «Лабиринт».

Проведи пальчиком по дорожке, произнося отчётливо звук «Р-р-р» (Картинка на ПК).

Какой мы сегодня звук учились произносить?

Наше занятие подошло к концу. И если тебе было интересно, возьми с собой весёлого лисенка, ну, а если нет, то – грустного.

Работа с дорожкой на ПК, ответ на вопрос, выбор лисенка.

Литература.

1.Андреева Г.Н. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч.: пособие для логопеда / под ред. Р.И. Лалаевой. – М.: ВЛАДОС, 2012.

2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи 3-7 лет. М.:Мозаика-Синтез, 2005.

3.Микляева Н.В., МИкляева Ю.В., Слободняк Н.П.Коррекционно-развивающин занятия в детском саду. методические рекомендации для специалистов и воспитателей ДОУ.М.:Сфера,2008.

4. Левчук Е.А.Грамматика в сказках и историях.СПб.,2003.

5.Миронова С.А. развитие речи дошкольников на логопедических занятиях.,М., 2007.

Формирование ууд на логопедических занятиях в ОУ в условиях реализации ФГОС

В 2011 году все образовательные учреждения перешли к реализации нового Федерального Государственного Образовательного Стандарта 2-го поколения. В связи с этим возникает необходимость существенных преобразований в построении своей работы с учетом новых требований, которые изложены в соответствующей литературе. В стандартах второго поколения на первое место выходят требования к результатам освоения образования - предметным, метапредметным и личностным.

Логопеды школьных логопунктов также ориентируются на показатели деятельностного подхода стандартов второго поколения:

придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися;

существенное повышение мотивации и интереса к учению;

обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий

Результаты деятельности школьного логопеда по коррекции устной и письменной речи напрямую влияют на качество обучения детей-логопатов по литературному чтению, русскому языку, окружающему миру, и является основополагающим для дальнейшего усвоения знаний.

Решение этих задач может быть успешным при организованном логопедическом сопровождении. Логопедическое сопровождение является помощью для учителя и включает в свою работу, в том числе и формирование метапредметных УУД на всех этапах коррекционной работы и по всем направлениям.

Компонентами логопедического сопровождения являются:

профилактика речевых нарушений;

логопедическая диагностика;

коррекция речевых дефектов;

формирование всех сторон (компонентов) речи;

развитие невербальных психических функций;

развитие эмоционально - волевой сферы;

формирование нравственных установок ребёнка.

Существенным отличием в образовательном процессе становится установка перехода от содержания к технологии обучения, т.е. приоритетом становится не «чему учить», а «как учить».

Ведущими технологиями становятся: проблемно диалогическая технология и технология оценки учебных достижений.

Чтобы получить заложенные в стандарте планируемые результаты необходимо сформировать у учащихся универсальные учебные действия, которые помогут им освоить не только необходимый программный материал, но и реализовать свои творческие и интеллектуальные возможности в дальнейшем.

Важнейшим из них является формирование личностных универсальных учебных действий. В программах образовательных учреждений на их развитие направлены не только предметные образовательные программы, но и программа «Духовно-нравственного развития», а также программы внеурочной деятельности общекультурного, социального и других направлений.

Примером такой работы является эпизод урока, раскрывающий процесс формирования на данном этапе.

Детям предлагают серию сюжетных картинок с вопросами к ним. Работа с данным материалом позволяет ребенку самостоятельно выразить свое отношение к данной ситуации и спрогнозировать выход из предложенной проблемы. Ответы ребенка помогут учителю оценить уровень развития личностных УУД на данном этапе работы. В конце каждого учебного года ребенку будет предложена комплексная проверочная работа, направленная на выявление сформированности личностных УУД.

Требования стандарта диктуют необходимость формирования адекватной самооценки личности. Ребенок учится оценивать свою успешность, недостатки и ставить цель в их преодолении.

Регулятивные универсальные учебные действия формируют у ребёнка умение ставить цель, определять учебные задачи, планировать свою деятельность, находить свои ошибки и корректировать свою деятельность, умение удерживать в памяти объемное задание при его выполнении. (Не получается …., мне надо научиться …)

Познавательные универсальные учебные действия подразделяются на общеучебные и логические.

Общеучебные

формулирование цели;

поиск и анализ информации;

моделирование;

структурирование знания;

составление устных и письменных высказываний;

смысловое (мотивированное) чтение;

формулирование проблемы

Универсальные логические действия

выделение признаков предмета;

сравнение,

сериация,

классификация,

рассуждение,

гипотеза,

доказательство

Подобные задания являются ежедневной тренировкой в развитии и совершенствовании регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.

Коммуникативные УУД предполагают развитие умений работать в парах группах, которые наилучшим образом позволяют научить ребенка строить связные высказывания, доказывать свою точку зрения, развивают умения выслушивать и уважать мнения другого, развивают культуру общения в

Удачным примером работы в группе являются задания подобного вида. В процессе обсуждения дети могут прийти к единому мнению. Формами организации групповой и подгрупповой работы являются викторины, творческие задания, КВН, соревнования, брейн-ринги и другие.

С учетом внедрения ФГОС в ОУ становится очевидной и необходимой работа учителя-логопеда и других узких специалистов с учащимися, испытывающими трудности в обучении, а так же с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках инклюзивного образования.

В своей работе учитель-логопед опирается на следующие нормативные документы. Важнейшим новым звеном в этой работе является коррекционно-развивающая программа ОУ, которая составляется специалистами данного учреждения.

Для достижения планируемых результатов по требованиям ФГОС важно правильно скоординировать деятельность всех специалистов ОУ.

Построение работы учителя-логопеда традиционно в соответствии с рекомендациями Инструктивного письма Мин. Образования РФ, однако с учетом требований ФГОС необходимы дополнения к плану работы логопеда, которые заключаются в разработке и реализация индивидуальных (групповых) коррекционных программ для детей с особыми образовательными потребностями, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, имеющими нарушения речи.

Основная задача логопеда заключается в совершенствовании всех сторон устной и письменной речи младших школьников. На занятия зачисляются дети, имеющие сложную структуру речевого дефекта, препятствующую качественному усвоению программного материала по основным предметам.

По требованиям новых образовательных стандартов на занятиях необходимо использование ИКТ. Приведем практические примеры упражнений, используемых на логопедических занятиях.

На данном слайде представлено упражнение, направленное на автоматизацию звукопроизношения, а так же на развитие регулятивных и познавательных УУД.

Другим примером является упражнение «Определи место звука в слове». Данное задание представлено в электронном виде, проверка осуществляется с помощью щелчка.

«Зачеркни те кружочки, в названии которых есть заданный звук, например [с]»

Слайд 20.

При выполнении упражнения «Подбери к слову схему», «Определи слово по схеме»

Слайд 21.

«Составь из букв слово» В данных заданиях у ребенка развивается регулятивные и познавательные УУД, самоконтроль, самооценка.

Слайд 22.

Одним из вариантов работы по совершенствованию слогового состава слова может служить задание, представленное на данном слайде.

Слайд 23.

Для формирования лексико-грамматического строя необходимо научить детей:

Свободно пользоваться обобщающими словами, группируя предметы по родовым признакам,

Определять родственные слова, обобщать, анализировать, систематизировать.

Подбирать однокоренные слова.

Обозначать свойства, названия действий их качества. Развивать орфографическую зоркость. В данном случае «безударную гласную в корне слова».

Активизировать словоизменение, словообразование с помощью суффиксов.

Словообразование с помощью приставок

Устанавливать и отражать в речи причинно-следственные связи.

Согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе.

Правильно использовать существительное единственного и множественного числа в родительном падеже.

Развивается смысловая сторона речи (синонимы, антонимы, оттенки значений слов, выбор точных подходящих выражений.

Насыщает свою речь словами, обозначающими все части речи.

Понимает прочитанное, отвечает на вопросы по содержанию, способен пересказать небольшие рассказы.

Может рассказывать по картинке (по серии картин), об игрушке, о чем-то из личного опыта, передавая завязку, кульминацию и развязку.

Способен выходить за рамки реального, вообразив предшествующие и последующие события.

Может подмечать в рассказе не только существенное, но и детали, частное.

Хорошо развита диалогическая речь: отвечает на вопросы, подает реплики, задает вопросы

Результатом работы за год является комплексная работа с текстом. Выполнение предложенных заданий к нему является показателем преодоления трудностей конкретного ребенка.

Примером такой комплексной работы могут служить представленные на слайде задания. (прокомментировать задания со слайда)

По требованиям ФГОС итогом коррекционной работы за год является обязательная диагностика успешности каждого ребенка. Необходимо проводить систематическое отслеживание динамики развития результативности коррекционной работы и мониторинг.

У детей-логопатов речевые нарушения являются серьезным препятствием в общении, в регуляции своей деятельностью, в овладении общеучебными навыками, поэтому логопеду на своих занятиях необходимо работать над формирование всех вышеперечисленных УУД

Таким образом, коррекционная работа учителя - логопеда имеет огромное значение в достижении образовательного результата, планируемого в образовательной программе.


Государственное общеобразовательное учреждение

«Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир»

I ступень (начальная школа)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ

по учебному предмету «Развитие слухового восприятия и обучение произношению»

(2 занятия по 20 мин.)

Составила:

Приходько Ольга Сергеевна,

учитель-дефектолог.

Чита, 2017 г.

Аннотация к технологической карте

Технологическая карта индивидуального занятия разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, программы для начальных классов специальных (коррекционных учреждений) для слабослышащих и позднооглохших детей, требованиями ГОУ «Центр специального образования», на основании примерной программы по учебным предметам «Начальная школа».

Технологическая карта разработана по учебному предмету «Развитие слухового восприятия и обучение произношению», предназначена для индивидуальных занятий с учащимися 3 класса с нарушением слуха.

Тема занятия:

«Автоматизация звука [Ц]. Словесное ударение» (Обучение произношению),

«Природа. Живая и неживая природа. Текст «Солнце» (Развитие слухового восприятия).

Тема занятия соответствует календарно-тематическому планированию, составленному на основе рабочей программы курса «Развитие слухового восприятия и обучение произношению» (II отделение), индивидуальные занятия.

Речевой материал занятия составлен с учетом возрастных и индивидуальных возможностей, имеющегося опыта ученика с нарушением слуха.

В ходе занятия наблюдаются межпредметные связи: с русским языком - тема «Имя существительное», с математикой - тема «Геометрические фигуры», с ООМ - тема «Природа: живая и неживая», «Солнце и звезды».

Цели и задачи занятия построены с учетом диагноза, структуры дефекта, компенсаторных возможностей ребенка, зоны его актуального и ближайшего развития, личностно-ориентированного подхода.

Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий речевого развития - фонетики, лексики, грамматики, связной речи - и обеспечивает интеграцию речевого и познавательного развития ребенка. Реализация этой установки обеспечивается гибким применением технологий на разных этапах занятия: проблемно-диалогических, информационно-коммуникативных, деятельностного подхода в обучении, развивающего обучения, игровых, здоровьесберегающих (Использование фонетической ритмика, дыхательная гимнастика, смена динамических поз, физкультминутки, упражнения для снятия зрительного напряжения). Использование методов обучения: частично-поисковых; информационно-рецептивных, использования ИКТ и наглядности способствует созданию интереса у учащегося к теме занятия; наглядности представления материала; оперативности контроля при выполнении заданий.

Структура занятия и методика проведения соответствует программным требованиям проведения индивидуальных занятия по РСВ и ОП.

I. Обучение произношению .

Основной целью обучению произношению является закрепление в устной речи учащегося произносительных навыков, их совершенствование и предупреждение распада.

Задачей этих упражнений является подготовка артикуляционного аппарата учащегося к произношению определенного речевого материала.

2. Упражнение по выработке слуховых дифференцировок.

Задачей упражнений является выяснение возможностей восприятия данного звука на слух, возможностей использования слуха в процессе постановки и коррекции звука.

3. Работа со схематическим профилем звука.

Задачей этого вида работы является формирование у учащегося зрительного представления о правильном положении органов артикуляции в момент произношения звука с целью осознания расположения органов артикуляции и приведения их в соответствующее положение.

4. Упражнения по выработке артикуляционных дифференцировок.

Задачей этих упражнений является овладение учащимся произношением звука и введением его в речь.

5. Упражнения по закреплению произношения звуков без опоры на звукоусиливающую аппаратуру.

II . Развитие слухового восприятия

Цель работы- это формирование речевого слуха, создание межанализаторных условно-рефлекторных связей восприятия устной речи.

Речевой материал условно разбит на разделы:

Речевой материал обиходно-разговорного характера, относящийся к организации учебной деятельности;

Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов;

В процессе занятия ученик овладеет следующими УУД:

«Академический компонент»

Личностными результатами изучения темы станут умения: осознавать роль языка и речи в жизни людей; понимать особенности устных высказываний (интонацию, темп, тон речи; выбор слов).

Метапредметными результатами изучения темы станут умения:

Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) : определять и формулировать темы, цели деятельности на занятии с помощью учителя; уметь высказывать своё предположение; уметь работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в иллюстрациях, тексте; делать выводы в результате совместной работы с учителем; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь учителя; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему, ключевые слова; выразительно читать текст.

Предметными результатами изучения темы станет сформированность следующих умений:

воспринимать на слух, слухо-зрительно материал разговорно-обиходного характера, общеобразовательных дисциплин, тексты в исполнении учителя; осознанно, правильно, выразительно читать.

Компонент «Жизненная компетенция»
Личностные УУД

Ученик научится: проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителя.

Регулятивные УУД

Ученик научится: адекватно воспринимать предложения и оценку учителя; различать способ и результат действия.

Коммуникативные УУД

Ученик научится: формулировать собственное мнение и позицию; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Технологическая карта индивидуального занятия содержит полное описание каждого этапа работы на занятии, в которых представлены определенные вопросы, задания, предлагаемые ученику, предполагаемые действия учащегося, способы взаимодействия учителя и ученика, а также ход использования презентации и наглядных пособий.

Технологическая карта занятия является современной формой планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика, дающая возможность отразить деятельностную составляющую взаимодействия всех участников учебного процесса.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА индивидуального занятия

Ф.И.О. учителя

Приходько Ольга Сергеевна

Место работы

ГОУ «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир»

Должность

Учитель-дефектолог

Анастасия З.

Диагноз : двусторонняя сенсоневральная тугоухость II - III ст.

Развитие слухового восприятия и обучение произношению.

Межпредметные связи:

Русский язык, ознакомление с окружающим миром, математика.

Форма работы

Индивидуальная.

1. Обучение произношению. Тема: Автоматизация звука [Ц]. Словесное ударение.

2. Развитие слухового восприятия. Тема: Природа. Живая и неживая природа. Текст «Солнце».

закрепление знаний

Автоматизировать навык правильного произношения звука [Ц] в слогах, словах, фразах.

Развивать слуховое восприятие на речевом материале с уроков окружающего мира, русского языка, текста.

Предметные

(образовательные)

Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [ц];

Продолжать учить, правильно произносить звук [ц] в слогах и словах.

Формировать ЗУНы воспроизводить слова с соблюдением их звукового состава, с выделением словесного ударения и соблюдением правил орфоэпии;

Формировать умение воспринимать на слух фразы разговорно-обиходного характера;

Закрепить навыки восприятия речевого материала с уроков окружающего мира, русского языка, текста на слух; работать с разрезным текстом.

Личностные

(воспитательные)

Воспитывать стремление говорить правильно, четко проговаривая звуки родного языка;

Воспитывать самоконтроль, взаимоконтроль;

Воспитывать положительную мотивацию к учению.

Метапредметные

(развивающие)

Познавательные:
- учить извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Регулятивные:
- уметь прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- уметь оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
- уметь слушать и понимать других;
- уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Коррекционные

Формировать слуховые представления, способствовать накоплению и пополнению слухового словаря.

Формировать навык восприятия и понимания обращённой речи на слух.

Усилить слуховой компонент в слухо-зрительном восприятии речи.

Формировать умения воспринимать речевой материал со слуховым аппаратом и без него на всё увеличивающемся расстояние.

Формировать коммуникативную функцию речи.

Развивать и совершенствовать психические функции слабослышащего ребёнка.

Оборудование урока

Учебно-методический комплекс:

Печатные пособия:

Технические средства обучения:

Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. - М., Просвещение, 1989

Автоматизация звуков в игровых упражнениях. Альбом/Л.А.Комарова.-М.Издатальство ГНОМ и Д,2008.

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе по развитию слухового восприятия и обучению произношению.

Профили звуков. С. Картинки, иллюстрации, таблички по темам занятия.

Презентация «Звук [Ц]», «Солнце».

Технологии, методы и приемы

Технология деятельностного подхода в обучении. Технология развивающего обучения.

Игровая технология. Технология здоровьесбережения.

Методы обучения:

частично-поисковый или эвристический;

объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный: рассказ, объяснение.

Организационная структура индивидуального занятия

I . Мотивационно-целевой (организационный) этап (1-2 мин).

Цель: Создание эмоционального положительного фона занятия.

Приветствие:

День наступа ет,| приро да ожива ет |

Со лнышко встаё т, | нам свет даё т! ||

Слайд 2.

Учитель приветствует учащегося

Задает организационные вопросы.

Спрашивает.

- [Поздоровайся!]

- [Аппарат работает?]

.- [Как ты слышишь?]

- [Что ты будешь делать на занятии?]

Внимательно слушай меня и правильно говори звуки в словах.

Ученик приветствуют учителя, отвечает на поставленные вопросы.

Можно войти в слуховой кабинет?

Доброе утро!

Да, аппарат работает

Я слышу хорошо.

Я буду слушать и говорить.

II . Обучение произношению (18 мин.).

Говори гласные звуки протяжно

А__О__У__И__Ы__Э__

Говори гласные звуки кратко

АО У И ЫЭ (под счёт, маршируя)

Говори громко, тихо, шёпотом

А______ О____У_____

А_____О_____У_____И____Ы______

Будем работать над дыханием.

Сделай длинный вдох через рот, а выдох через нос.

Сделай вдох ртом, а выдох через нос.

Прочитай предложение на одном выдохе.

Солнце- звезда.

Солнце- самая близкая звезда.

Солнце- самая близкая к Земле звезда.

Что мы делали?

А___О____У_____И____Ы____Э___

А______ О_______ У_______

А______О______У_____И_____Ы_______

Работа над звуком Ц (13-15 мин.).

Закрой, глаза и попробуй отгадать, над каким звуком мы сегодня будем работать.

Какой звук?

Правильно, сегодня мы будем работать над звуком ц.

На основе тактильных ощущений ученица должна отгадать звук Ц.

Артикуляционная гимнастика (Слайд 5).

Будем делать артикуляционные упражнения.

Рассмотри картинки, вспомни, как называются упражнения для язычка, выполни их перед зеркалом.

«Месим тесто», «Блинчик», «Качели», «Чистим зубки», «Киска сердится».

Уточнение профиля произношения

Характеристика звука (Слайд 6).

Чтение слогов, слов, предложений.

Посмотри на профиль звука Ц и ответь на вопросы.

Кончик языка вверху или внизу?

Дай характеристику звуку.

Послушай и повтори слоги:

(с элементами фонетической ритмики) Слайды 7-9.

ац ац—уц—оц цац цац—цуц—цыц

оц уц—иц—ац цоц цоц—цыц—цуц

уц оц—ац—иц цуц цуц—цоц—цац

иц иц—оц—уц цыц цыц—цац—цоц

Дополни предложения. Прочитай слова.

Продаёт перец...

Поёт на концерте...

Плавает на соревнованиях...

Занимается борьбой...

Живёт в скворечнике...

Хитрит всё время...

Танцует на концерте...

Работает в полиции...

- Что ты делала?

Ц -всегда твёрдый глухой согласный.

Ребёнок повторяет

Ученик дополняет предложения словами и читает.

Я правильно говорила звук ц. Читала слова, предложения.

Работа над словесным ударением (Слайд 10).

Из чего состоят слова?

Какие бывают слоги?

Как мы говорим ударные слоги?

Как мы говорим безударные слоги?

Отхлопаем ритм.

татататата

татататата

татататата

татататата

татататата

татататата

Прочитай стихотворение с ударением. соблюдай паузы.

Слова состоят из слогов.

Слоги бывают ударные и безударные.

Ударные слоги мы говорим громче и протяжней.

Безударные слоги мы говорим тихо и кратко.

Ту чка пря чется за лес ,

Смо трит со лнышко с небес .

И такое чи стое,

До брое, лучи стое.

Е сли б мы его доста ли,

Мы б его расцелова ли.

III . Динамическая пауза (1-2 мин.).

Слайд 11.

Цель: снятие наступающего переутомления, восстановление работоспособности, повышение эффективности занятия.

Физкультминутка выполняется под музыкальное сопровождение.

Вот как солнышко встает,

Выше, выше, выше.

К ночи солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже.

Хорошо, хорошо,

Солнышко смеется.

А под солнышком нам

Весело живется.

Поднять руки вверх. Потянуться.

Присесть на корточки. Руки опустить на пол.

Хлопать в ладоши. Улыбаться.

IV . Развитие слухового восприятия (20 мин.).

I .Речевой материал разговорно-обиходного характера (1-2 мин.).

Цель: проверка знаний учащегося фактического материала и основных понятий

Какое сейчас время года? Было? Будет?

Какие изменения произошли в природе?

Отвечает на вопросы,

II . Речевой материал общеобразовательных дисциплин (5-7 мин.).

Цель: совершенствование умений самостоятельно добывать и систематизировать знания.

Русский язык.

Слайд 12.

Послушай и ответь на вопросы:

Какая часть речи отвечает на вопросы кто? что?

На вопрос, КТО? отвечают, какие предметы?

На вопрос, ЧТО? отвечают, какие предметы?

На слайде будет появляться картинка, тебе надо определить в какой домик ты её поселишь? (Слайд 6)

Внимательно смотри на экран и думай

корректирует свое произношение с помощью учителя

Имя существительное.

Живые предметы.

Неживые предметы.

Математика

Слайд 13 - 14.

Послушай и ответь на вопросы:

Цель: развивать логическое мышление, смекалку, находчивость, сообразительность, умение делать осознанный выбор и принимать самостоятельные решения

Назови фигуры, которые ты видишь на рисунке.

(Рисунок с изображением домика состоящего из: крыша-треугольник, сам домик-прямоугольник, окно в домике-квадрат.)

У какой фигуры нет начала и конца?

Крышка стола имеет четыре угла. Один из них отпилен. Сколько углов стало?

Выполняет задание, отвечает на вопросы,

корректирует свое произношение с помощью учителя

Прямоугольник, квадрат, треугольник.

Текст (10 мин.).

Слайды 15-17.

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Цель применения проблемного задания - это усвоение учеником знаний об основных этапах решения проблемы, их содержание и последовательности выполнения.

Создает проблемную ситуацию. Организует учащегося по исследованию проблемной ситуации.

Работа по закрытой картинке.

Что такое природа?

Какая бывает природа?

Назови «живую», «неживую» природу.

Как ты думаешь, о чём мы сегодня будем говорить?

Я приготовила для тебя картинку. Твоя задача отгадать, что на ней изображено.

Ты можешь задавать мне вопросы.

На картинке изображён объект неживой природы.

Он жёлтого цвета.

Он находится на небе.

Это изображение солнца.

На занятии мы будем говорить о солнце

Природа - это всё то, что нас окружает. Природой нельзя назвать то, что создано руками человека.

Природа бывает «живая», «неживая».

Растения, животные, человек - это живая природа.

Солнце, небо, облака, земля, камни, вода, дождь, снег- это неживая природа.

Что изображено на картинке?

Какого он цвета?

Где в природе находится этот объект?

Мне кажется, что это….

Я думаю, что….

Послушай текст и скажи, что ты услышала.

Солнце-это звезда, раскалённое небесное тело. Оно излучает свет. Этот свет очень яркий, он слепит глаза. Поэтому смотреть на Солнце незащищёнными глазами нельзя.

Солнце - это самая близкая к Земле звезда. Поэтому оно кажется таким большим, а все другие звёзды- маленькие. За Солнцем хорошо наблюдать в ясную погоду, когда небо голубое, а на нём небольшие белые облака.

Что ты услышал?

Сейчас мы будем складывать текст, слушай внимательно.

Будем отвечать на вопросы.

Что такое солнце?

Почему нельзя смотреть на солнце незащищёнными глазами?

Как надо оберегать глаза от солнечного света?

Зарядка для глаз «Солнышко и тучка» (1-2 мин.)

Слайд 19.

Цель: профилактика, направленная на сохранение остроты зрения и снятие напряжения уставших глаз.

Почему солнце кажется больше, чем другие звёзды?

Когда лучше всего наблюдать за солнцем?

Что даёт нам солнце?

Подбери прилагательные к слову солнце?

Дополни предложение:

Солнце …… свет.

Солнце - самая близкая……

За Солнцем хорошо наблюдать...

Слушает учителя.

Отвечает на вопросы. Корректирует свое произношение с помощью учителя.

Отвечает на вопросы.

Выполняет задание, корректирует свое произношение с помощью учителя.

IV . Восприятие материала без слухового аппарата (1-2 мин.)

Даёт установку на восприятие материала занятия без аппарата.

Сними аппараты.

Послушай и повтори:

Окружающий мир, живая природа, неживая природа, небесное тело, слепит глаза, хорошо наблюдать, спасибо за работу.

Выполняет задание, корректирует свое произношение с помощью учителя.

V . Рефлексия деятельности (1-2 мин.).

Цель: формулирование полученных результатов, определение цели дальнейшей работы, скорректирование своих последующих действий.

Слайды 21-22.

Задает вопрос:

Что ты делала на занятии?

Оценивает работу ученика.

Оцени свою работу с помощью трех цветов:
красный - занятие прошло плодотворно, всё понятно.
зеленый - есть небольшие проблемы.
желтый - скучно, неинтересно.

Мне хочется поблагодарить тебя за активность, инициативность.

Послушай, какую оценку, я поставила за занятие.

За экраном.

Ты слушала внимательно, старалась правильно говорить.

Ты молодец! Пять:

Отвечает на вопрос.

Мы говорили звук ц, отвечали на вопросы, повторили что такое ударный и безударный слог, прочитали про солнце.

Оценивает свою деятельность.

Я молодец.