Конспект урока "Театрализованное представление басен И. Крылова". Классный час "Забавные басни И.А. Крылова" Викторина для болельщиков «Из какой басни фраза?»

Номинация «Методическая копилка педагога дошкольного учреждения»

Конспект НОД «Театрализация басни как средство развития эмоциональной сферы и эмоциональной лексики у старших дошкольников с ОНР в подготовительной логопедической группе» на материале басни И. А. Крылова «Ворона и лисица». Инсценировка басни А. И. Крылова «Ворона и лисица».

Большой плюс в том, что для этого не потребуется никаких затрат, а лишь несколько костюмов из костюмерной детского сада и полукругом расставленные стулья в игровом помещении. Выбрать произведение для театрализации достаточно легко обратившись к программе, в которой они указаны соответственно возрасту.

Выученным ролям каждый маленький актёр придаст свой неповторимое своеобразие и характер, а стало быть, эмоции обязательно передадутся и маленьким зрителям. И поверьте, у каждого ребёнка найдут свой отклик! Это хорошо видно по увлеченным происходящим действом детским личикам и слышно по бурным аплодисментам. Обязательно будут вопросы о следующем спектакле и найдётся много желающих сыграть роль в другой инсценировке, но для этого придётся как следует потрудиться!

Здесь педагогу предоставляется прекрасная возможность решить не только непосредственные задачи по коррекции речевых нарушений и развитию эмоциональной сферы но, что не менее важно для личностного развития ребёнка - повысить мотивацию по устранению собственных дефектов.

Цель : обогащение процессов коммуникации за счёт овладения эмоциональной лексикой детьми с ОНР III; совершенствование навыков воплощения в игре: определённых переживаний.

Задачи:

  • пополнение и активизация словаря (за счёт слов,обозначающих эмоции, названия предметов, действий, признаков);
  • отработка дикции, автоматизация всех поставленных звуков;
  • закрепление навыка использования прямой и косвенной речи;
  • совершенствование монологической и диалогической форм речи;
  • развитие интонационной стороны речи;
  • активизация эмоциональной лексики;
  • развитие невербальных средств общения (мимики);
  • уточнение эмоциональных состояний (героев басни)доступных данному возрасту.

Программное содержание:

  • Ознакомление детей с образцами русской классической литературы.
  • Раскрытие и уточнение отрицательных понятий: лесть, неискренность, лживость; положительных понятий: искренность, правдивость, честность, скромность.
  • Создание у детей отношения к поведению главных персонажей басен.
  • Обогащение и активизация эмоциональной лексики.

Предварительная работа:

  • чтение детям басен Л. Толстого, С. Михалкова, И. Крылова с последующим рассматриванием красочных иллюстраций;
  • раскрашивание иллюстраций к басням Крылова по книгам-раскраскам;
  • словарная работа;
  • инсценирование басни «Ворона и лисица».

Атрибуты для инсценирования басен: костюмы «вороны» и «лисицы».

Ход занятия

Логопед: Дети, я много вам рассказываю и читаю небылиц, потешек, пословиц, сказок. Мы заучиваем стихи, песни...

Дети : Басни.

Логопед : Правильно, басни. Известно ли вам, дорогие друзья, что басня - один из самых древних литературных жанров? Она появилась ещё в Древней Греции. Особенно много произведений этого жанра создал древнегреческий баснописец Эзоп. Эзоп жил более 2,5 тысячи лет тому назад; басни свои он писал прозой. Остроумие и находчивость прославили его имя в веках. Считается, что он первым начал сочинять басни - открыл язык иносказания, когда поэт высказывается не прямо, а намёками. В России писал басни Иван Андреевич Крылов. «Эзоповским языком» он владел мастерски. Через иносказания, пословицу, поговорку, намёк он говорил правду: «А Васька слушает да ест», «Слона-то я и не приметил», «Услужливый дурак опаснее врага»... Что такое басни, вы уже знаете. Это...

Дети: Это небольшой рассказ, чаще всего в стихах.

Дети: Стихотворение.

Дети: Басня слегка похожа на сказку. В ней обычно животные и птицы ведут себя совсем как люди. Они добрые и злые, умные и глупые.

Логопед: Дети, а чем басня отличается от сказки, рассказа, стихотворения?

Дети: Сказки длинные, а басни короткие, их легко читать.

Дети: В басне обязательно должно быть поучение, в котором говорится, что надо делать и чего делать не надо.

Логопед : На примере поведения героев басен показываются и осуждаются недостатки людей - зависть, глупость, жадность, хвастовство и другие. А какие вы знаете басни?

Дети : «Слон и Моська», «Стрекоза и Муравей», «Муравей и Голубка», «Лев и Мышонок», «Ворона и Лисица», «Мартышка и Очки».

Логопед : Молодцы! Со многими баснями вы познакомились.

Логопед : И только И. А. Крылов превзошёл всех - он писал стихами. Его считают во всём мире непревзойдённым баснописцем!

  • Кого и за что высмеял Крылов?
  • Какие истории приключились с героями в этих баснях?
  • Чему учат эти басни?

Дети : Не надо слушать льстивые слова!

Логопед : Вспомните, подумайте хорошенько, какие мы знаем пословицы о лести.

Дети : Верь своим очам, а не чужим речам. У лести нет чести.

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна;
Но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Логопед : Дети, вы говорили, что басня - это живая сценка: в ней кто-то спорит, ссорится, мирится. Вот и сейчас участники оденут костюмы и обыграют басню!

Сценка. Все сценки обыгрываются в костюмах с использованием атрибутов.

Итоги:

Умелое использование театрализованных игр позволяет не только сформировать у старших дошкольников разнообразные умения и навыки, но и решить очень важные задачи коррекционно-воспитательной работы.

Именно целенаправленное формирование эмоциональной речи у детей с тяжелыми речевыми нарушениями (ОНР) способствует правильному пониманию и называнию определённого эмоционального состояния, выражению своих и чужих переживаний и чувств, влияет на познавательные процессы.

Презентация к конспекту НОД

Конкурс инсценировки басен И. А. Крылова

Цели:

    показать мастерство Крылова-баснописца в изображении характеров героев, афористичность языка басен, близость их к разговорной народной речи;

    развивать творческие и актёрские способности учащихся;

    формировать чувство прекрасного, интерес к творчеству И.А. Крылова и литературе в целом;

    прививать любовь и интерес к чтению.

Участники : 2 возрастные категории: учащиеся 1-4; 5-10 классов.

Оформление: Сцена условно делится на две части; каждая из них в нужный момент освещается и декорирована соответствующе; в правой части сцены - кресло и стол под старину; на кресле с пером в руке и листом бумаги будет сидеть артист в облике баснописца Крылова, на столе свеча.

Эпиграф : «Люблю, где случай есть, пороки пощипать» И.А.Крылов

Ход мероприятия

СЦЕНА 1 .

Звучит музыкальный фрагмент.

Раскрывается занавес. Музыка слегка приглушается.

Ведущий 1:

Ведущий 2: Здравствуйте!

Ведущий 1:

Ведущий 2: русский язык .

Ведущий 1:

Ведущий 2:

Артист 1:

Артист 2:

Артист 3:

Артист 4:

Артист 5: По заслугам и честь.

Артист 6:

Артист 7:

Артист 8:

Артист 9: Каков есть, такова и честь.

Артист 10: Жизнь дана на добрые дела.

Артист 11:

Ведущий 1:

СЦЕНА 2 . Баснописец

Нет; надобно еще уменье,

И что она у вас

Весеннего цветка нежнее.

Ведущий 1: С тех дней, когда Крылов писал свои басни прошло два столетия, а басни Ивана Андреевича живут, их знает, их любит и ценит народ. Они стали его достоянием.

Ведущий 2:

Ведущий 1: Разрешите представить жюри нашего конкурса:

    ветеран педагогического труда, учитель русского языка и литературы Тарабанова Анна Ивановна;

    заместитель директора по учебной части, учитель казахского языка Мурзабекова К.Б.;

    учитель класса предшкольной подготовки Кобелева О.П.

Ведущий 2: Основными критериями оценки конкурса являются:

    выразительное чтение басни;

    исполнительское мастерство;

    подбор костюмов, атрибутов, соответствующих содержанию басни;

Ведущий 1:

Таким образом, по итогам конкурса определятся три призовых места среди начальных классов и три призовых – среди 5-10-х классов.

Также будут отмечены места – «За лучшую женскую роль», «За лучшую мужскую роль» и «Приз зрительских симпатий».

Ведущий 2: Итак, мы начинаем! А название первой басни, вы, болельщики, должны угадать сами. Из какой басни фраза?

«Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела…» («Стрекоза и Муравей»)

Правильно! Наш конкурс открывает 1 «Б» класс с басней «Стрекоза и Муравей».

Ведущий 1: Из какой басни следующая фраза?

«Как, милый Петушок, поёшь ты громко, важно!» («Кукушка и Петух»)

4»А» класс с басней «Кукушка и Петух».

Ведущий 2: Какие басни Крылова о лисе вы знаете? («Ворона и лисица», «Лисица и виноград», «Добрая лисица», «Волк и Лисица»).

Ведущий 1: Давайте скажем спасибо нашим маленьким конкурсантам за то, что не побоялись принять участие в таком серьёзном мероприятии, и даже, напротив, великолепно справились с задачей и проявили себя настоящими артистами! (Аплодисменты ).

Ведущий 2: Теперь настал черед следующей возрастной категории.

Продолжаем отгадывать. Из какой басни фраза «Свинья под дубом вековым..» («Свинья под дубом») Правильно! Наш конкурс продолжает 5 «А» класс с басней «Свинья под дубом».

Ведущий 1: Следующим приглашаем на сцену 5 «Б» класс с басней «Демьянова уха».

Ведущий 2: Отгадайте перевёртыш. О какой басне может идти речь? «Сороке когда-то чёрт дал шмат сала». («Вороне где-то бог послал кусочек сыра…» из басни «Ворона и лисица»).

Правильно! Приглашаем на сцену 7 «Б» класс с басней «Ворона и лисица».

Ведущий 1: Какому герою принадлежит следующая реплика?

«Ты всё пела? Это дело:

Так поди же, попляши!» (Муравью из басни «Стрекоза и Муравей»)

Правильно! Встречаем 8 «Б» класс с басней «Стрекоза и Муравей».

Ведущий 2: Какие клички были у собак, которые вели разговор про идущего по улице слона? (Моська и Шавка) Из какой басни? («Слон и Моська»).

Правильно! Приглашаем 9 «А» класс с басней «Слон и Моська».

Ведущий 1: Как называется басня про четырёх неудачливых музыкантов? («Квартет»).

Правильно! 9 «Б» класс выступит с басней «Квартет».

Ведущий 2: Из какой басни знаменитая фраза «У сильного всегда бессильный виноват»? («Волк и ягнёнок»).

Правильно! Наш конкурс завершает 10 «А» класс с басней «Волк и ягнёнок». Встречаем!

Звучит музыкальный фрагмент.

Ведущий 1: Давайте пригласим на сцену всех наших конкурсантов и громкими аплодисментами наградим их за ответственный подход к мероприятию, добросовестный труд и актёрское мастерство!

Баснописец: Да, надобно еще уменье,

Коль хочешь в людях ты себя не погубить

… Всякий шаг

Вы свой должны обдумать так,

Все артисты

Артисты все кланяются зрителям и уходят.

Ведущий 1: Наша конкурсная программа подошла к концу. Жюри подводит итоги .

А пока наше жюри совещается, ответим на вопросы викторины.

Из какой басни?

1. - Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

(Лисица, «Ворона и лисица»)

2. - Все про очки лишь мне налгали;

А проку нá волос нет в них.

3. - Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?

4. - Послушай-ка, дружище!

(Осёл, «Осел и соловей»)

5. - Вот то-то мне и духу придает,

Что я, совсем без драки,

(Моська, «Слон и Моська»)

6. - Постойте ж, я сыскал секрет!

Мы, верно, уж поладим,

Коль рядом сядем!

(Осел, «Квартет»)

7. - Я ваш старинный сват и кум.

(Волк, «Волк на псарне»)

8. - Кот Васька плут! Кот Васька вор!

Пускать не надо и на двор,

Как волка жадного в овчарню.

(Повар, «Кот и повар»)

Ведущий 2: Викторина для болельщиков « Кот в мешке»

(Сыр, очки, зеркало, бас, осел, соловей, балалайка, мартышка и др.).

Ведущий 2: Слово жюри для подведения итогов нашего конкурса (Музыкальный фрагмент. Фанфары для вручения).

Ведущий 1:

Ведущий 2: До новых встреч!

Звучит музыкальный фрагмент. Гости расходятся.

Конкурс инсценировки басен «В гостях у И. А. Крылова»

Ход мероприятия

СЦЕНА 1 .

Звучит музыкальный фрагмент. Занавес.

Раскрывается занавес. Освещена вся сцена. Все артисты в костюмах своих героев на соответствующих частях сцены. Артист в облике баснописца Крылова сидит на кресле и «пишет».

Звучит музыкальный фрагмент. Фон для ведущих (тихая).

Ведущий 1: Добрый день, дорогие гости и конкурсанты!

Ведущий 2: Здравствуйте!

Ведущий 1: Мы рады приветствовать Вас на конкурсе инсценировки басен, посвященном 245-летию (двухсот сорока пятилетию) со дня рождения великого баснописца И. А. Крылова.

Ведущий 2: И. А. Крылова наш народ издавна зовет дедушкой Крыловым. Мы с детства, со школьной скамьи, знакомимся с его баснями. И до Крылова писали басни, но Иван Андреевич писал их лучше всех. Он писал так просто, так по-народному, что каждый запоминает их чудесный русский язык .

Ведущий 1: Крылов показал нам целый зверинец в своих баснях. Но под видом животных он изображал людей. За этими львами, лисицами, обезьянами показывал он человеческие характеры, смеялся то зло, то мягко над недостатками людей, обличал и осуждал людские пороки.

Ведущий 2: Строки крыловских басен давно уже стали пословицами и поговорками, вошли в нашу речь.

Артист 1: Береги платье снову, а честь смолоду.

Артист 2: Выгода на миг, доброе имя навек.

Артист 3: Платье черненько, да совесть беленька.

Артист 4: Работай боле, тебя помнить будут доле.

Артист 5: По заслугам и честь.

Артист 6: Глаза – мера, душа – вера, а совесть – порука.

Артист 7: Живи своим умом, а честь расти трудом.

Артист 8: Добрая слава лежит, а дурная далеко бежит.

Артист 9: Каков есть, такова и честь.

Артист 10: Жизнь дана на добрые дела.

Ведущий 1: Мудрые басни Ивана Андреевича Крылова учат нас быть правдивыми, добрыми, бескорыстными, благородными, совестливыми, справедливыми. Они призывают нас не ставить себя выше других, совершать добрые поступки, полезные дела, любить Родину.

Приглушается свет на всех частях сцены, кроме той, где на кресле сидит артист в образе баснописца Крылова. Артисты в образах героев басен замирают.

СЦЕНА 2 . Баснописец (отрываясь от листа бумаги, в раздумье):

Как часто я слыхал такое рассужденье:

«По мне пускай что хочешь говорят,

Лишь был бы я в душе не виноват!»

Нет; надобно еще уменье,

Коль хочешь в людях ты себя не погубить

(обращаясь к залу, назидательно) …Вам знать всего нужнее,

Что слава добрая вам лучше всех прикрас

И что она у вас

Весеннего цветка нежнее.

Звучит музыкальный фрагмент. Оживают.

«Оживают» артисты, участвующие в мизансцене. Уходят.

Инсценирование басен классами.

Звучит музыкальный фрагмент. Фанфары конец концерта.

На сцену выходят все артисты.

Викторины от ведущих, пока жюри подводит итоги конкурса.

Звучит музыкальный фрагмент. Фанфары на вручение.

Слово жюри для подведения итогов нашего конкурса.

Ведущий 1: Мы хотим сказать большое спасибо всем участникам нашего конкурса, классным руководителям, членам жюри и администрации школы за помощь в организации и проведении конкурса!

Ведущий 2: До новых встреч!

Звучит музыкальный фрагмент .

Гости расходятся.

СЦЕНА 3 Инсценировка басни «Демьянова уха»

Маленький стол и 2 стула. Фока, распоясанный, доедает из тарелки остатки супа и, пыхтя, отваливается на спинку стула.

Демьян сидит напротив, но сам не ест. Встает, подливает Фоке ухи и снова садится.

Жена Демьяна – в сарафане, платке, в руках полотенце, которым она вытирает тарелки. Осуждает Демьяна за навязчивость, даже с каким-то страхом следит, как Фока доедает.

Демьян: "Соседушка, мой свет!

Пожалуйста, покушай". -

Фока: "Соседушка, я сыт по горло". –

Демьян: " Нужды нет,

Еще тарелочку; послушай:

Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!" -

Фока: "Я три тарелки съел". –

Демьян: "И, полно, что за счеты:

Лишь стало бы охоты,

А то во здравье: ешь до дна!

Что за уха! Да как жирна:

Как будто янтарем подернулась она.

Потешь же, миленький дружочек!

Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!

Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!" -

Чтец:

Так потчевал сосед Демьян соседа Фоку

И не давал ему ни отдыху, ни сроку;

А с Фоки уж давно катился градом пот. (Фока вытирает пот)

Однако же еще тарелку он берет:

Сбирается с последней силой

(удивленно и восхищенно) И - очищает всю.

Демьян: "Вот друга я люблю! -

Вскричал Демьян. - Зато уж чванных не терплю.

Ну, скушай же еще тарелочку, мой милой!"

Тут бедный Фока мой,

Как ни любил уху, но от беды такой,

Схватя в охапку

Кушак и шапку,

Скорей без памяти домой -

Фока, выскочив из-за стола, прыгает с эстрады прямо за кулисы, а оттуда опасливо пробирается на авансцену и, отдуваясь и грозя пальцем, заявляет зрителям:

И с той поры к Демьяну ни ногой.

Крылов:

Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь;

Но если помолчать вовремя не умеешь

И ближнего ушей ты не жалеешь,

То ведай, что твои и проза и стихи

Тошнее будут всем Демьяновой ухи.

Инсценировка басни «Осел и Соловей»

(пение соловья)

Осёл : Осёл увидел Соловья

Ты, сказывают, петь великий мастерище.

Хотел бы очень я

Сам посудить, твоё услышав пенье,

Соловей

Защёлкал, засвистал

То нежно он ослабевал

Внимало всё тогда

Любимцу и певцу Авроры:

И прилегли стада.

И только иногда,

Скончал певец.

Осёл :

Осел, уставясь в землю лбом:

Тебя без скуки слушать можно;

А жаль, что незнаком

Ты с нашим петухом;

Ещё б ты боле навострился,

Крылов:

(Все мальчики и девочки)

Викторина для болельщиков «Из какой басни фраза?»

По крылатому выражению, фразе из басни угадать название. Зрители, давшие наибольшее количество правильных ответов, получают призы.

1.​ «…Позавтракать совсем уж было собралась, да призадумалась..»

(Ворона и Лисица)

2.​ «А ларчик просто открывался».

3.​ «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней..»

(Квартет)

4.​ «И волчью вашу я давно натуру знаю».

(Волк на псарне)

5. «Свинья под дубом вековым…»

(Свинья под дубом)

6.​ «Ай, Моська! Знать она сильна,

Что лает на Слона!»

(Слон и Моська)

7.​ «А воз и ныне там..»

(Лебедь, Рак и Щука)

8.​ «Ты всё пела? Это дело:

Так поди же, попляши!»

(Стрекоза и Муравей)

Инсценировка басни «Стрекоза и Муравей»

Сле ва из глубины на авансцену выходит съежившаяся, дрожащая от холода Стрекоза. В руке – зонт в виде большого желтого кленового листа. На Муравье рабочий фартук, в руках молоток.

Чтец слева: Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

(Чтец подбрасывает вверх горсть мелко нарезанных белых бумажек, осыпая Стрекозу снегом)

Стрекоза: Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым мне листком

Был готов и стол и дом.

Чтец: Всё прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настаёт;

Стрекоза уж не поёт; (Чтец подходит к Стрекозе и участливо кладет ей руку на плечо.

Стрекоза (отталкивает его и неожиданно грубо отвечает):

И кому же в ум пойдёт

На желудок петь голодный!

Чтец (показывает домик Муравья) Злой тоской удручена,

К Муравью ползет она:

Стрекоза (требовательным, капризным тоном ):

«Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!» - Стрекоза лезет в дом Муравья, не дождавшись разрешения

Муравей (выходит из-за занавеса) «Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?» -

Говорит ей Муравей.

Стрекоза «До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас -

Песни, резвость всякий час,

Так что голову вскружило».

Муравей «А, так ты...» -

Стрекоз а «Я без души

Лето целое всё пела». -

Муравей «Ты всё пела? Это дело:

Так поди же, попляши!»

Муравей за плечи легонько выталкивает стрекозу из дома

Викторина для болельщиков « Кот в мешке»

В мешке у учителя разные предметы, которые упоминаются в той или иной басне. Вызываются зрители, которые должны достать предмет и угадать, кому он принадлежит и из какой басни.

(Сыр, очки, зеркало, бас,).

Инсценировка басни «Квартет»

На сцену выбегает Мартышка со свертком нот в руках. Она ищет подходящую поляну, считает пни – прекрасно! – и зовет остальных.

Чтец: Проказница-Мартышка,

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Мартышка : Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под липки, - (Мартышка всех рассаживает)

Пленять своим искусством свет.

(«И-и-и раз!» - скомандовала, взмахнув прутиками, Мартышка)

Чтец: Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

Мартышка : «Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка. -

Погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

Ты с басом, Мишенька, садись против альта,

Я, прима, сяду против вторы;

Тогда пойдет уж музыка не та:

У нас запляшут лес и горы!»

Чтец: Расселись, начали Квартет;

Он все-таки на лад нейдёт.

Осёл: «Постойте ж, я сыскал секрет? -

Кричит Осёл, - мы, верно, уж поладим,

Коль рядом сядем».

Чтец: Послушались Осла: уселись чинно в ряд;

А все-таки Квартет нейдёт на лад.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы

Кому и как сидеть.

Случилось Соловью на шум их прилететь.

Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.

Звери вместе: «Пожалуй, - говорят, - возьми на час терпенье,

Чтобы Квартет в порядок наш привесть:

И ноты есть у нас, и инструменты есть,

Скажи лишь, как нам сесть!» -

Соловей: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней, -

Им отвечает Соловей, -

А вы, друзья, как ни садитесь;

Всё в музыканты не годитесь».

Викторина для болельщиков «Продолжи..»

Закончите фразу, назовите басню, из которой она взята.

Ты всё пела? Это дело… (Так поди же попляши).

А вы, друзья, как не садитесь… (Всё в музыканты не годитесь).

За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит петуха… (За то, что хвалит он кукушку).

Наделала Синица славы… (А море не зажгла).

У сильного всегда… (Бессильный виноват).

А ларчик (просто открывался).

Слона-то я (и не приметил).

Ах, Моська! Знать она сильна, (что лает на слона).

А Васька слушает (да ест).

Когда в товарищах согласья нет… (на лад их дело не пойдет, и выйдет из него не дело, только мука).

Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, но только… (всё не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок).

А жаль что не знаком… (ты с нашим петухом).

Инсценировка басни «Свинья под дубом»

Чтец: Свинья под Дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала;

Наевшись, выспалась под ним;

Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать у Дуба корни стала.

Ворон : «Ведь это дереву вредит, -

Ей с Дубу Ворон говорит, -

Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».

Свинья: «Пусть сохнет, - говорит Свинья, -

Ничуть меня то не тревожит,

В нем проку мало вижу я;

Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;

Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею». -

Дуб : «Неблагодарная! - примолвил Дуб ей тут, -

Когда бы вверх могла поднять ты рыло,

Тебе бы видно было,

Что эти жёлуди на мне растут».

Чтец:

Невежда так же в ослепленье

Бранит науку и ученье

И все учёные труды,

Инсценировка басни «Ворона и Лисица»

Крылов:

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Чтец стоит слева. Ворона держит сыр во рту (м.б.плавленый сырок в блестящей обертке)

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

(Ворона разворачивает сыр, нюхает его, зажмуривается от удовольствия и наполовину засовывает сыр в рот)

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да позадумалась, а сыр во рту держала.

Слева появляется Лиса. На руке – хозяйственная сумка. Добежав до середины сцены, она останавливается, открывает сумку, достает куриное яйцо, любуется им, собирается разбить, и вдруг замирает

На ту беду, Лиса близёхонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, -

Лисицу сыр пленил,

Водит носом и замечает Ворону и сыр. Быстро укладывает яйцо в сумку, прихорашивается, направляется к дереву. Ворона выглядывает из-за дерева, она настороже.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие пёрышки!

Какой носок!

Спой, светик, не стыдись!

(дирижирует И раз, и два, и три) Что ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь-птица!»

Чтец: Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье спёрло, -

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во всё вороньё горло:

Сыр выпал - с ним была плутовка такова.

(Лиса подбирает сыр, сует его в свою сумку и, послав Вороне воздушный поцелуй, убегает)

Викторина для болельщиков «Узнаем героя по реплике!» Из какой басни?

1. - Кот Васька плут! Кот Васька вор!

И Ваську-де, не только что в поварню,

Пускать не надо и на двор,

Как волка жадного в овчарню.

(Повар, «Кот и повар»)

2. - Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица…

(Лисица, «Ворона и лисица»)

3. - Все про очки лишь мне налгали;

А проку нá волос нет в них.

(Мартышка, «Мартышка и очки»)

4. - Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?

(Муравей, «Стрекоза и муравей»)

5. - Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище.

(Осёл, «Осел и соловей»)

6. - Вот то-то мне и духу придает,

Что я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки.

(Моська, «Слон и Моська»)

7. - Постойте ж, я сыскал секрет!

Мы, верно, уж поладим,

Коль рядом сядем!

(Осел, «Квартет»)

8. - Я ваш старинный сват и кум.

(Волк, «Волк на псарне»)

9. - Пусть сохнет. Ничуть меня то не тревожит.

(Свинья, «Свинья под дубом»)

10. - Кот Васька плут! Кот Васька вор!

И Ваську-де, не только что в поварню,

Пускать не надо и на двор,

Как волка жадного в овчарню.

(Повар, «Кот и повар»)

Инсценировка басни «Волк и Ягненок»

Чтец на авансцене справа. Ягненок на корточках лицом к левой кулисе, «пьет», зачерпывая воду ладошкой. Слышится завывание Волка, потом справа выходит он сам. Идет не по прямой, а сворачивая то вправо, то влево. Натыкается на чтеца, тот испуганно шарахается от него. (Ягненок- нагрудничек, шапочка с помпоном, Волк – рукавицы с когтями)

Крылов:

У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в Истории мы тьму примеров слышим,

Но мы Истории не пишем;

А вот о том как в Баснях говорят.

Чтец : Ягнёнок в жаркий день зашел к ручью напиться;

И надобно ж беде случиться,

Что около тех мест голодный рыскал Волк.

Ягнёнка видит он, на добычу стремится;

Но, делу дать хотя законный вид и толк,

Волк: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

(Ягненок оборачивается и вскакивает)

Здесь чистое мутить питьё

С песком и с илом?

За дерзость такову

Я голову с тебя сорву». -

Ягненок (трясясь от страха, даже заикаясь):

« Когда светлейший Волк позволит,

Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью

От Светлости его

шагов я на сто пью;

И гневаться напрасно он изволит:

Питья мутить ему никак я не могу». -

Волк (прикидывается оскорбленным, он благородно возмущен):

«Поэтому я лгу!

Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!

Да помнится, что ты ещё в запрошлом лете

Мне здесь же как-то нагрубил:

Я этого, приятель, не забыл!» -

Ягненок (с достоинством, ведь он прав):

«Помилуй, мне еще и отроду нет году», -

Ягненок говорит. «Так это был твой брат». -

«Нет братьев у меня». - «Taк это кум иль сват

И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.

Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,

Вы все мне зла хотите

И, если можете, то мне всегда вредите,

Но я с тобой за их разведаюсь грехи». -

Ягненок (обреченно) «Ах, я чем виноват?» -

Волк (цинично, грубо, откровенно, озлобленнно):

«Молчи! устал я слушать,

Досуг мне разбирать вины твои, щенок!

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». -

Сказал и в тёмный лес Ягнёнка поволок.

Инсценировка басни «Кукушка и Петух»

Чтец и Воробей – одно и тоже лицо. «Ку-ку, ку-ку!» - раздается слева. Чтец прислушивается и объявляет: «Кукушка..» «Кукареку!» - доносится справа. «Петух!» - объявляет чтец. Появляется Петух. Он занят делом – разгребая ногой землю и не глядя по сторонам. Скажут в лицо приятные слова, а потом отвернутся к зрителям, подмигнут им, передразнят друг друга втихомолку. Снова повернутся – и опять восторженные улыбки и слова. Вперемежку с текстом оба поют, принимая красивые позы, то заламывая руки, то прижимая их к сердцу. Петух вырывает из своего хвоста яркое перо и преподносит его Кукушке, а та вырывает цветок и вде«Как, милый Петушок, поёшь ты громко, важно!» -вает его Петуху в петлицу.

Кукушка (насмешливо): «Как, милый Петушок, поёшь ты громко, важно!» -

Петух: «А ты, Кукушечка, мой свет,

Как тянешь плавно и протяжно:

Во всем лесу у нас такой певицы нет!» -

Кукушка: «Тебя, мой куманёк, век слушать я готова». -

«А ты, красавица, божусь,

Лишь только замолчишь, то жду я не дождусь,

Чтоб начала ты снова...

И чист, и нежен, и высок!..

Петух: Да вы уж родом так: собою невелички,

А песни - что твой соловей!» -

Кукушка: «Спасибо, кум; зато, по совести моей,

Поёшь ты лучше райской птички.

На всех ссылаюсь в этом я».

Тут Воробей , случась, примолвил им: «Друзья!

Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, -

Все ваша музыка плоха!..»

Крылов:

За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит Петуха?

За то, что хвалит он Кукушку.

2) Ты всё пела? Это дело:

Так поди же, попляши!

Всё в музыканты не годитесь

Бранит науку и ученье

И все учёные труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды

6) За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит Петуха?

За то, что хвалит он Кукушку

Баснописец: Да, надобно еще уменье,

Коль хочешь в людях ты себя не погубить

… Всякий шаг

Вы свой должны обдумать так,

Чтоб было не к чему злословью и придраться.

Все артисты (хором, обращаясь к зрителям):

Запомним: всякий шаг мы «свой должны обдумать так, /

Чтоб было не к чему злословью и придраться»!

Звучит музыкальный фрагмент.

Лист оценивания для жюри

(критериальное оценивание)

Конкурс будет проходить по двум возрастным категориям:

Таким образом, по итогам конкурса определятся три призовых места среди начальных классов и три призовых – среди 5-10-х классов.

Также отмечаются номинации «За лучшую женскую роль», «За лучшую мужскую роль» и «Лучшая басня» по итогам голосования болельщиков.

Класс

Требования к исполнителям басен

Всего баллов

Выразительное чтение басни

Исполнительское мастерство (эмоционально-образная выразительность, интонационное богатство).

Подбор костюмов, атрибутов, соответствующих содержанию басни.

1 «Б»

4 «А»

2-4 «Б»

Максим. балл

5 «А»

5 «Б»

7 «Б»

8 «Б»

9 «А»

9 «Б»

10 «А»

Максим. балл

Конкурс инсценировки басен «В гостях у И. А. Крылова»

Ход мероприятия

СЦЕНА 1 . Звучит музыкальный фрагмент. Раскрывается занавес. Освещена вся сцена. Все артисты в костюмах своих героев на соответствующих частях сцены. Артист в облике баснописца Крылова сидит на кресле и «пишет». Музыка слегка приглушается.

Ведущий 1: Как разумно устроен мир! Каждый человек сам выбирает: каким ему быть – добрым или злым, правдивым или лживым, самоотверженным или трусливым. Каждый из нас сам решает, какой дорогой ему идти, какие поступки совершать, какие дела творить – хорошие или плохие, полезные или вредные, добрые или злые.

Ведущий 2: Но стоит признать: мы все отвечаем друг за друга и за все, что совершается вокруг. Мы все несем ответственность… И не только за себя, но и за всех, с кем связаны, кто живет среди нас… Народная мудрость гласит:

Артист 1: Береги платье снову, а честь смолоду.

Артист 2: Выгода на миг, доброе имя навек.

Артист 3: Платье черненько, да совесть беленька.

Артист 4: Работай боле, тебя помнить будут доле.

Артист 5: По заслугам и честь.

Артист 6: Глаза – мера, душа – вера, а совесть – порука.

Артист 7: Живи своим умом, а честь расти трудом.

Артист 8: Добрая слава лежит, а дурная далеко бежит.

Артист 9: Каков есть, такова и честь.

Артист 10: Жизнь дана на добрые дела.

Артист 11: Добрая слава дороже богатства.

Ведущий 1: Мудрые басни Ивана Андреевича Крылова учат нас быть правдивыми, добрыми, бескорыстными, благородными, совестливыми, справедливыми. Они призывают нас не ставить себя выше других, совершать добрые поступки, полезные дела, любить Родину.

Ведущий 2: Перелистаем страницы басен и сделаем для себя выводы на всю жизнь…

Звучит музыкальный фрагмент. Приглушается свет на всех частях сцены, кроме той, где на кресле сидит артист в образе баснописца Крылова. Артисты в образах героев басен замирают.

СЦЕНА 2 . Баснописец (отрываясь от листа бумаги, в раздумье):

Как часто я слыхал такое рассужденье:

«По мне пускай что хочешь говорят,

Лишь был бы я в душе не виноват!»

Нет; надобно еще уменье,

Коль хочешь в людях ты себя не погубить

(обращаясь к залу, назидательно) …Вам знать всего нужнее,

Что слава добрая вам лучше всех прикрас

И что она у вас

Весеннего цветка нежнее.

Как часто и душа и совесть в вас чиста,

Но лишний взгляд, словцо, одна неосторожность

Язвить злословью вас дает возможность –

И ваша слава уж не та.

Ужели не глядеть? Ужель не улыбаться:

Не то я говорю; но только всякий шаг

Вы свой должны обдумать так,

Чтоб было не к чему злословью и придраться.

Звучит музыкальный фрагмент.

«Оживают» артисты, участвующие в мизансцене. Музыка приглушается .

ИНСЦЕНИРОВАНИЕ БАСЕН ПО КЛАССАМ.

На сцену выходят все артисты:

1) Избави Бог и нас от этаких судей.

2) Ты всё пела? Это дело:

Так поди же, попляши!

3) А вы, друзья, как ни садитесь;

Всё в музыканты не годитесь

4) Невежда так же в ослепленье

Бранит науку и ученье

И все учёные труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды

5) У сильного всегда бессильный виноват

6) За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит Петуха?

За то, что хвалит он Кукушку

Баснописец: Да, надобно еще уменье,

Коль хочешь в людях ты себя не погубить

… Всякий шаг

Вы свой должны обдумать так,

Чтоб было не к чему злословью и придраться.

Все артисты (хором, обращаясь к зрителям):

Запомним: всякий шаг мы «свой должны обдумать так, /

Чтоб было не к чему злословью и придраться»!

Звучит музыкальный фрагмент.

Слово жюри для подведения итогов конкурса.

Инсценировка басни «Осел и Соловей»

(пение соловья)

Осёл : Осёл увидел Соловья

И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище.

Хотел бы очень я

Сам посудить, твоё услышав пенье,

Велико ль подлинно твоё уменье?».

(Во время пения соловья на сцену выходят, обнявшись, три девочки, с другой – два мальчика: они тоже пришли послушать пение соловья)

Соловей (дирижирует, оглядывает все кругом):

Тут Соловей являть свое искусство стал:

Защёлкал, засвистал

На тысячу ладов, тянул, переливался;

То нежно он ослабевал

И томной вдалеке свирелью отдавался,

То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.

Внимало всё тогда

Любимцу и певцу Авроры:

Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,

И прилегли стада.

Чуть-чуть дыша, пастух им любовался

И только иногда,

Внимая Соловью, пастушке улыбался.

Скончал певец.

Осёл (очень важно, медленно, многозначительно) :

Осел, уставясь в землю лбом:

«Изрядно, - говорит, - сказать неложно,

Тебя без скуки слушать можно;

А жаль, что незнаком

Ты с нашим петухом;

Ещё б ты боле навострился,

Когда бы у него немножко поучился».

Крылов:

Услыша суд такой, мой бедный Соловей

Вспорхнул и - полетел за тридевять полей.

(Все мальчики и девочки)

Избави Бог и нас от этаких судей.

Театральная миниатюра для школьников: Это всё про нас

Сценарий театральной миниатюры по басням И.А. Крылова


Цель: Обучение пятиклассников творческой интерпретации художественного текста
Задачи:
1. Способствовать формированию мотивации детей к изучению литературы
2. Работать над развитием устной речи учащихся.
3. Продолжить формирование в детях нравственных качеств
4. Укреплять межличностные отношения внутри детского коллектива

Назначение : Педагогам-предметникам в области литературы, классным руководителям, библиотекарям.

Сценарий

Звонок. Ученики с портфелями идут с уроков
1-й ученик:
Слушай, я всю неделю болела, скажи, что нам на завтра задали.
2-й ученик:
По математике мы уравнение изучали. Нужно знать правило на странице 45 и решить 2 задачи. Кажется, под номером 134 и135.
3-й ученик:
По русскому нужно термины учить в разделе лингвистика, а по литературе подготовиться к инсценировке басни.
1-й ученик:
Басня – скучно. «Слон и моська», «Квартет», «Стрекоза и муравей» - мы в началке это всё читали. А о чем? Да ни о чем!
2-й ученик:
Ты зря это… Знаешь, по большому счету, каждая басня это о нас. Вот ты сказала «Стрекоза и Муравей». Ну, допустим… А ты вот только представь себе, идут два ученика девятиклассника, или одиннадцатиклассника. Вообщем, идут они на экзамен. Да, хоть по русскому языку. Ну, один другому и говорит: Слушай, дай мне тестовую часть списать. Ну, а тот ему: а что ты, голубчик, девять лет в гимназии делал? А тот, - в футбол да волейбол играл. Ну, и как ты думаешь, что ответит ему первый?
1-й ученик: Пойди-ка, попляши.
2-й ученик: Вот именно, поэтому помни – каждая басня – это урок нам самим. Это всё о нас.
1-й ученик: Тогда на урок?
2-й ученик: А то, знаешь, как там интересно будет.

Ведущий 1:
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Ведущий 2:
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
М.Исаковский

Стрекоза и муравей

(Красивая музыка, вылетает стрекоза, танцует среди цветов. Музыка меняется. Осень.)
Ведущий 1:
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Ведущий 2:
Помертвело чисто поле,
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Ведущий 1:
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает,
Стрекоза уж не поет,
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Ведущий 2:
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
Стрекоза:
Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!
Муравей:
Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?
Говорит ей Муравей.
Стрекоза:
До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас -
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило.
Муравей:
А, так ты...
Стрекоза:
Я без души лето целое все пела.
Муравей
Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!

Демьянова уха

Демьян:
"Соседушка, мой свет!
Пожалуйста, покушай". -
Сосед:
"Соседушка, я сыт по горло".
Демьян:
- "Нужды нет,
Еще тарелочку; послушай:
Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!" -
Сосед:
"Я три тарелки съел".
Демьян:
- "И полно, что за счеты:
Лишь стало бы охоты, -
А то во здравье: ешь до дна!
Что за уха! Да как жирна;
Как будто янтарем подернулась она.
Потешь же, миленький дружочек!
Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!
Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!"
Ведущий1:
Так потчевал сосед Демьян соседа Фоку
И не давал ему ни отдыху, ни сроку;
А с Фоки уж давно катился градом пот.
Однако же еще тарелку он берет,
Сбирается с последней силой
И - очищает всю.
Демьян:
"Вот друга я люблю! -
- Зато уж чванных не терплю.
Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый!"
Ведущий1:
Тут бедный Фока мой,
Как ни любил уху, но от беды такой,
Схватя в охапку
Кушак и шапку,
Скорей без памяти домой -
И с той поры к Демьяну ни ногой.

Кукушка и петух

Кукушка:
«Как, милый Петушок, поешь, ты громко, важно!»-
Петух:
«А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
Во всем лесу у нас такой певицы нет!»-
Кукушка:
«Тебя, мой куманек, век слушать я готова».-
Петух:
«А ты, красавица, божусь,
Лишь только замолчишь, то жду я, не дождусь,
Чтоб начала ты снова...
Отколь такой берется голосок?
И чист, и нежен, и высок!..
Да вы уж родом так: собою невелички,
А песни, что твой соловей!»-
Кукушка:
«Спасибо, кум; зато, по совести моей,
Поешь ты лучше райской птички,
На всех ссылаюсь в этом я».
Ведущий 1:
Тут Воробей, случась, примолвил им:
Воробей:
«Друзья!
Хоть вы охрипните, хваля друг дружку,-
Все ваша музыка плоха!..»
Ведущий 1:
За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
Ведущий 2:
За то, что хвалит он Кукушку.

Ворона и лисица

Ведущий 1:
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна;
Лисица:
но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Ведущий 2:
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
Ворона:
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Ведущий 1:
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
Лисица:
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Ведущий 1:
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Ведущий 2:
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
Лисица:
"Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перушки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица, -
Ведь ты б у нас была царь-птица!"
Ведущий 1:
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
Ведущий 2:
От радости в зобу дыханье сперло, -
Ведущий 1:
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Ведущий 2:
Сыр выпал
Ведущий 1:
–с ним была плутовка такова.

Звенит звонок:
2-й ученик:

Ну, и как, интересно?
1-й ученик:
Еще как! Иногда и себя узнаю.
3-й ученик:
А мне очень жалко соседа Фоку. Бедный, так любил уху.
1-й ученик:
Да, навязчивость очень плохо – можно и друга потерять.
2-й ученик:
Тогда и мы не будем никому навязываться. Пусть каждый сам почувствует тонкий вкус иронии в баснях, когда ему случиться с ней встретиться.

ВОРОНА И ЛИСИЦА

Чтец:

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да позадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близехонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дерезу на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:

Лиса:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перушки! какой носок!

Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,-

Ведь ты б у нас была царь-птица!»

Чтец:

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло, -

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во все воронье горло:

Сыр выпал - с ним была плутовка такова.

ВОЛК И ЯГНЕНОК

Чтец:

У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в Истории мы тьму примеров слышим,

Но мы Истории не пишем;

А вот о том как в Баснях говорят.

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться;

И надобно ж беде случиться,

Что около тех мест голодный рыскал Волк.

Ягненка видит он, на добычу стремится;

Но, делу дать хотя законный вид и толк,

Кричит:

Волк:

«Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питье

Мое

С песком и с илом?

За дерзость такову

Я голову с тебя сорву». –

Ягненок:

«Когда светлейший Волк позволит,

Осмелюсь я донесть: что ниже по ручью

От Светлости его шагов я на сто пью;

И гневаться напрасно он изволит:

Питья мутить ему никак я не могу». -

Волк:

«Поэтому я лгу!

Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!

Да помнится, что ты еще в запрошлом лете

Мне здесь же как-то нагрубил:

Я этого, приятель, не забыл!» -

Ягненок:

«Помилуй, мне еще и отроду нет году», -

Чтец:

Ягненок говорит.

Волк:

«Так это был твой брат». –

Ягненок:

«Нет братьев у меня». –

Волк:

«Так это кум иль сват

И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.

Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,

Вы все мне зла хотите,

И если можете, то мне всегда вредите,

Но я с тобой за их разведаюсь грехи». –

Ягненок:

«Ах, я чем виноват?» -

Волк:

«Молчи! устал я слушать,

Досуг мне разбирать вины твои, щенок!

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».

Чтец:

Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

КВАРТЕТ

Чтец:

Проказница-Мартышка,

Осел,

Козел

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет. "

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под липки, -

Пленять своим искусством свет.

Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

Мартышка:

«Стой, братцы, стой! –

Чтец:

кричит Мартышка. –

Мартышка:

Погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

Ты с басом, Мишенька, садись против альта,

Я, прима, сяду против вторы;

Тогда пойдет уж музыка не та:

У нас запляшут лес и горы!»

Чтец:

Расселись, начали Квартет;

Он все-таки на лад нейдет.

Осел:

«Постойте ж, я сыскал секрет! –

Чтец:

Кричит Осел, -

Осел:

мы, верно, уж поладим,

Коль рядом сядем».

Чтец:

Послушались Осла: уселись чинно в ряд;

А все-таки Квартет нейдет на лад.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы

И споры,

Кому и как сидеть.

Случилось Соловью на шум их прилететь.

Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.

Все:

«Пожалуй, -

Чтец:

говорят, -

Все:

возьми на час терпенье,

Чтобы Квартет в порядок наш привесть:

И ноты есть у нас, и инструменты есть,

Скажи лишь, как нам сесть!» -

Соловей:

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней,-

Чтец:

Им отвечает Соловей,-

Соловей:

А, вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь».

ЗЕРКАЛО И ОБЕЗЬЯНА

Чтец:

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,

Тихохонько Медведя толк ногой:

Мартышка:

«Смотри-ка, -

Чтец:

говорит, -

Мартышка:

кум милый мой!

Что это там за рожа?

Какие у нее ужимки и прыжки!

Я удавилась бы с тоски,

Когда бы на нее хоть чуть была похожа.

А ведь, признайся, есть

Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:

Я даже их могу по пальцам перечесть». –

Медведь:

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» -

Чтец:

Ей Мишка отвечал.

Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.

Таких примеров много в мире:

Не любит узнавать никто себя в сатире.

Я даже видел то вчера:

Что Климыч на руку нечист, все это знают;

Про взятки Климычу читают,

А он украдкою кивает на Петра.

МОУ СОШ с углубленным изучением

Отдельных предметов села Большой Кукмор

Кукморского района Республики Татарстан

Сценарии басен И.А.Крылова

«Волк и Ягненок», «Ворона и Лисица», «Квартет», «Зеркало и Обезьяна»

Учитель русского языка

И литературы

Галяветдинова Г.М.

2010-ый год

ЗЕРКАЛО И ОБЕЗЬЯНА

Чтец - Халяутдинова Зиля

Мартышка - Галимуллин Ирек

Отражение - Муфтиев Рифат

Медведь - Минемуллин Раниф

ВОЛК И ЯГНЕНОК

Чтец - Нуриева Алсу

Волк - Басаев Алмаз

Ягненок - Хафизов Зульфат

ВОРОНА И ЛИСИЦА

Чтец - Юзмухаметова Зиля

Лисица - Закирова Ляйсан

Ворона - Муфтиев Рифат

КВАРТЕТ

Чтец - Галиева Зухра

Мартышка - Муфтиев Рифат

Осел - Гайфуллин Ильяс

Козел - Минемуллин Раниф

Медведь - Галимуллин Ирек

Соловей - Юзмухаметова Зиля

Тема: Урок - театрализованное представление басен И. Крылова.

Цель: Создать условия, побуждающие к выразительному чтению, яркому, насыщенному чтению разнообразных басен И.А. Крылова; стимулировать индивидуальное творчество и групповую организованную работу, расширять круг басен И. А. Крылова, ограниченный учебником.

Основные виды деятельности в плане урока:

    Организация.

    Антракт. Знакомство с иллюстрированными работами учащихся.

    Театрализованное представление.

    Обобщающая беседа по вопросам.

    Выставление оценок. Оборудование:

    Афиша.

    Рисунки детей к басням

    Программки на каждом столе.

    «Пригласительные» на урок. */■." "

    Маски героев басен.

    Атрибуты: деревья, ель, 2 пня, трибуна, музыкальные инструменты, ноты, копна сена, домик.

I . Организация.

Ведущий: Добрый день уважаемые гости.

Ведущий: Здравствуйте дорогие зрители. Мы рады приветствовать

Вас в нашем прекрасном зале.

Ведущий: Мы начинаем театрализованное представление басен Ивана Андреевича Крылова.

Ведущий: Басни Крылова тесно связаны с народным творчеством. Такие

выражения: " Да воз и ныне там", " А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь", " А Васька слушает, да ест" и многие другие, приобрели самостоятельную жизнь - стали пословицами и поговорками.

Ведущий: Из сказок перешли в басни и жадный Волк, и глупый медведь.

Ведущий: Героиню первой басни вы прекрасно знаете.

Хитрая плутовка

Рыжая головка

Хвост пушистый краса

А зовут её ....

(лиса).

II . Театрализованное представление.

Ведущий: В басне «Ворона и лисица» роль лисы сыграет Настя Парфенова.

Интересно сумеет ли она показать её во всей красе? Ведущий: Встречайте. (Басня «Ворона и лисица».)

(Ведущая выходит с зеркалом). Ведущая: Свет мой, зеркальце!

Скажи, да всю правду доложи

Я ль на свете всех милее.

Всех румяней и белее…

Да зеркало, в тебе отражается даже то, чего не хотелось бы видеть. Ведущий: Героиня следующей басни никогда не расстается с этим предметом. Ведущий: «Зеркало и обезьяна». (Чтение басни.)

Ведущий: В народе говорят «Делу время, потехе час».

Ведущий: А еще говорят: « Сделал дело, гуляй смело».
Ведущий: Или: «Труд кормит, а лень портит».

Ведущий: А я еще одну знаю: «Работа не волк, в лес не убежит».

Я, наверно не то сказал.
Ведущий: Нет, Вася, ты прав, «Лентяю, что ни день, то праздник».

Именно так вела себя героиня басни.
Ведущий: «Стрекоза и Муравей».
(чтение басни.)
Ведущий: Что такое перед нами

Две оглобли за ушами

На глазах по колесу

И сиделка на носу (Очки)

Ведущий: Что это, ребята?

Ведущий: Да, если не узнать, для чего нужны очки, то можно стать «слепым

котёнком».
Ведущий: Нет, Вася, не котёнком, а незрячей мартышкой.

Ведущий: «Мартышка и очки».

III . Антракт. Знакомство с иллюстрациями детей.

Ведущий: А сейчас - Антракт.

Ведущий: Во время небольшого перерыва Вы можете посмотреть рисунки

наших художников. (Музыкальная пауза.)

IV . Театрализованное представление . (продолжение чтения и инсценирования басен И.А.Крылова)

Ведущий: Уважаемые зрители, гости! Мы просим Вас занять свои места.

Ведущий: Собрались музыканты

На зеленый лужок.

Приносили музыканты,

Кто сопелку, кто рожок.
Ведущий: Я и ты - это дуэт. А мы сейчас послушаем квартет.

Интересно, знает ли кто-нибудь из зрителей, сколько музыкантов

занято в квартете. (4) (Басня «Квартет».)

Ведущий: Знаете, Вы все сегодня нарядные, а ты, Вася, красивее всех.

Какой интересный у тебя пиджак, пуговицы самые яркие.

Он тебе идет.

Ведущий: А Вы, Ирина Анатольевна, просто восхитительны, прическа супермодная. ...
Ведущий: Спасибо, Вася, но не кажется ли тебе, что мы сейчас очень похожи на героев басни «Кукушка и петух». О нас сейчас можно сказать следующими словами: « Кукушка хвалит петуха, за то, что хвалит он кукушку». (Басня « кукушка и петух».)

Ведущий: У меня зазвонил телефон.

Кто говорит? (Слон)

Ирина Анатольевна, а Вы видели когда-нибудь слона?
Ведущий: Ну, вообще-то да, в зоопарке.

Ведущий: Ну и как он вам?

Ведущий: Зрелище, конечно, ещё то. Огромный! Впечатляет!

Ведущий: Вот и в басне « Слон и Моська» он видимо произвел большое

впечатление на одну из героинь.
Ведущий: И что?

Ведущий: А вот что, давайте посмотрим. :" Ведущий: Басня «Слон и Моська».

(Сценка.)7

Ведущий: Если взять кота и льва, как ты думаешь, кто из них сильнее.

Ведущий: Я думаю лев.

Ведущий: А вот крыса из басни «Крыса и мышь» считает, что от когтей кота

Лев никуда ни денется.

Ведущий: И верно говорят: «У страха глаза велики».

V . Обобщающая беседа.

Учитель: Итак, Вы просмотрели и прослушали басни Крылова.

Он умел писать интересно и смешно. Понравились ли Вам басни? (Ответы детей.)

Учитель: А что такое басни?

(Ответ: короткий рассказ в стихотворной форме и обязательно с какой-то моралью.)

Учитель: Какова цель басни?

(Дети: высмеивание человеческих пороков, недостатков.) Учитель: Кто чаще всего герои басен Крылова? (Дети: животные, вещи.)

Учитель: А знаете ли Вы еще каких-нибудь баснописцев?

Дети: Эзоп, Лафонтен, Толстой, Михалков.

Учитель: Вспомните несколько «крылатых» фраз Крылова? (Ответы детей.)

VI . Выставление оценок.

Учитель: Урок окончен. Всем спасибо.

________

Уважаемая

Приглашаем вас на урок театрализации - «Басни Крылова»,
который состоится в кабинете №29 в.

__________________________