История создания муза ахматова. Анализ стихотворения Ахматовой «Муза. Анализ стихотворения Ахматовой «Муза»

«Музе (Муза-сестра заглянула в лицо…)» – одно из первых стихотворений А.А.Ахматовой, посвященное теме поэта и творчества. Творческое вдохновение, или Муза, как его называет сам поэт (если помним, А.А.Ахматова говорила: «Я не поэтесса, я поэт!»), будет красной нитью проходить через все его творчество.

Муза будет принимать разные лики, быть то подругой, то соперницей. Но пока что в этом стихотворении она – сестра, второе «я» автора. И хотя она отняла «весенний подарок», она это сделала с доброй воли и согласия самой героини. Таким подарком

Поэт называет свои чувства, которые появились весной. Но эти чувства, по-видимому, невзаимны, раз ее избранник «целует другую». Она называет их «оковами».

Поэтому героиня и не хочет этой боли, Муза забирает подарок, только теперь героиня называет его «Божьим», давая аллюзию на всем известную поговорку «Бог дал – Бог взял». Но Муза, забрав чувства, в качестве награды оставила героине творческое вдохновение, от которого и родились эти стихи.

Композиция стихотворения получается закольцованной: теме встречи с Музой и отдачи ей любви-подарка посвящена первая и последняя строфа, а середина – это описание мыслей

И чувств героини, ее внутреннего монолога и обращения к Музе с просьбой забрать земные чувства. Поэтому и время глаголов в этой части стихотворения – настоящее, тогда как в первой строфе – прошедшее, а в третьей – прошедшее и будущее.

Интересно, что героиня полностью противопоставляет себя Музе – у той взгляд «ясен и ярок», тогда как у героини стиха «взор не ясен, не ярок». Таким образом, Муза, как «альтер эго», полностью подчиняет себе все мысли и чувства героини. Она хотя и пыталась быть обычной, отдаться чувству, быть счастливой, «как все», гадать на любовь на маргаритке и «испытать любовную пытку», но и сама же от всего этого отказалась. Причем трижды – «не хочу, не хочу, не хочу».

«Муза» Анна Ахматова

Когда я ночью жду ее прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.
И вот вошла. Откинув покрывало,
Внимательно взглянула на меня.
Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала
Страницы Ада?» Отвечает: » Я!».

Анализ стихотворения Ахматовой «Муза»

Короткое стихотворение «Муза» написано в 1924 году. Оно состоит из двух эпизодов. Первая часть посвящена ожиданию. Лирическая героиня ночью надеется на приход вдохновения. Вторая строфа – собственно явление музы. Сюжетная динамика в произведении предельно упрощена не случайно. По мнению доктора филологических наук Валерия Тюпы, посредством этого приема Ахматова демонстрирует неожиданность ожидаемого. Стихотворение озаглавлено, соответственно, его тема изначально определена, что позволяет читателям стать солидарными с лирической героиней, вместе с ней предощущать появление музы.

Произведение Анны Андреевны, хоть и посвящено теме творчества, тесно связано с фактами биографии поэтессы. Начнем со второй строки: «…Жизнь, кажется, висит на волоске». С 1921 по 1924 год Ахматова фактически скитается по чужим квартирам. В момент написания «Музы» она жила у своей подруги Ольги Афанасьевны Глебовой-Судейкиной, знаменитой танцовщицы и актрисы, одной из первых русских манекенщиц. Неопределенность царила и в личной жизни поэтессы. Развод с Шилейко был не оформлен. Естественно, не представлялось возможным зарегистрировать брак с Пуниным. Проблемы Анна Андреевна испытывала даже с фамилией. Только в 1926 году она официально стала Ахматовой. В прошлом осталась всероссийская слава поэтессы. Примерно с середины 1920-х ее новые произведения перестали печататься, а старые – переиздаваться.

Неслучайно муза в стихотворении описана как «милая гостья с дудочкой в руке». Здесь есть отсылка к статуе, стоящей в петербургском Летнем саду, который всегда был очень дорог Анне Андреевне. Речь идет об Эвтерпе – древнегреческой музе лирической поэзии и музыки.

Поначалу кажется, что лирическая героиня готова ради творчества отказаться от важных вещей – почестей, свободы, юности. В действительности жертвенность эта мнимая. Отрекаясь от радостей жизни, она получает нечто другое, лучшее – бессмертие. Намек на него дается через появление образа Данте Алигьери в конце стихотворения. Лирическая героиня спрашивает музу, она ли диктовала великому итальянскому поэту страницы «Божественной комедии». На полученном утвердительном ответе текст Ахматовой будто обрывается. И от этого финала веет спокойствием, умиротворенностью, ведь для настоящего творца важнее бессмертие в веках, которое способно даровать только муза.

В 1924 году Анна Ахматова переживала не лучшее время в своем творчестве и личной жизни. Стихотворение «Муза» было написано именно в этот период. Ахматова отличается в написании своих стихов предельной лаконичностью, краткостью слов, что делает ее произведения узнаваемыми среди других. В произведение «Муза» говорится об ожидании автором прихода вдохновения, то есть музы. Без участи музы для поэтессы нет смысла жизни, никакие почести не могут быть сравнимы с посещением долгожданного гостя.

В жизни Ахматовой это было время, когда она забыта читателями, обществом. Ее перестали печатать, старые издания прекратили переиздавать. Казалось, имя Ахматовой стало забытым. Ей приходилось скитаться по квартирам из-за разрыва с Шилейко, с которым официально на тот период еще не расторгнуты отношения. Она проживала временно у знакомой Ольги Глебовой-Судейкиной, популярной танцовщицы и манекенщицы. До 1926 г. фамилия «Ахматова» еще не была известна широким кругам.

Главная тема стихотворения

В своем стихе «Муза» вдохновительница авторских строк не просто так описана с «дудочкой в руке». Для Ахматовой этот образ связан со статуей в Летнем саду в Петербурге, на которой была изображена древнегреческая статуя Эвтерпы, являющейся музой для поэтов и музыкантов. Данный образ играл важную роль для поэтессы.

Главной темой произведения является ожидание героем новой жизни, новых сил и вдохновения с приходом музы. Без нее жизнь практически обрывается и ничто не может затмить важность прихода гостьи. Когда муза появляется у кровати, «откинув покрывало», героиня задает вопрос, она ли вдохновила Данте Алигьери на написание знаменитой «Божественной комедии». Вдохновительница говорит «Я» и стихотворение внезапно заканчивается. Таким утвердительным финалом автор пытается передать читателю умиротворение и воодушевление, ибо она получает бессмертие. А для великого поэта бессмертие превыше всяких почестей, свобод, юности. Намного важнее, если стихи поэта будут передаваться из поколения в поколение, что его имя останется узнаваемым среди народа.

Структурный анализ стихотворения

Стихотворение «Муза» отличается своей краткостью. Лаконизм и есть основным приемом в написании произведения. Немногословность, компактность стиха является главными приемами в творчестве Ахматовой. Сборник «Вечер», вышедший в начале литературного пути автора, подтверждает данный факт.

Стих состоит из нескольких строф. Но он имеет свою сюжетную линию. В первой части героиня ожидает прихода музы, а во второй описано ее появление. Поэтесса умело сочетает в произведении повествовательную речь с восклицательными выражениями. Это придает ее стихотворениям особый художественный оттенок. «Краткая» форма стиха помогает предопределить появление ожидаемого с большей эмоциональностью, неожиданностью, колоритностью.

Анна Ахматова пережила кризисный период в своем творчестве, но это не сломало ее как поэта. Несмотря на временную «забытость» среди читателей, она смогла найти в себе силы двигаться дальше. Многие из поэтов ее времени не пережили тяжелые периоды. Это был Маяковский и Есенин, жизнь их оборвалась трагично. Но Ахматова, как продолжатель Данте, несет бессмертие в своих строках.

Когда я ночью жду ее прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.
И вот вошла. Откинув покрывало,
Внимательно взглянула на меня.
Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала
Страницы Ада?» Отвечает: «Я!».

Анализ стихотворения «Муза» Ахматовой

Поэты всех времен и народов в своем творчестве так или иначе обращались к главному источнику своего вдохновения — Музе. Это — главный символ поэзии, перед которым преклонялись и восхищались. Музе посвящены миллионы теплых и нежных строк, к которым очень трудно что-то прибавить. А. Ахматова обратилась к этой теме по-своему, написав в 1924 г. короткое стихотворение с красноречивым названием «Муза».

Сюжет изящной миниатюры предельно прост: ожидание лирической героини и долгожданный приход Музы. Очень важно учитывать время создания произведения и обстоятельства жизни Ахматовой. С начала 20-х гг. поэтесса подвергается официальной критике, ее стихотворения не печатаются. Но для по-настоящему творческого человека деньги и слава абсолютно ничего не значат. Для Ахматовой в чрезвычайно трудных условиях самым главным оставалось не утратить надежды и способности творить.

Создавать что-либо новое в своем воображении — очень непростая задача. Еще Пушкин жаловался на томительные часы и дни ожидания вдохновения, подобного яркой вспышке. Поэтому Ахматова признается, что в такие мучительные периоды «жизнь, кажется, висит на волоске». Вероятно, поэтесса намекает и на возможность внезапного ночного ареста.

«Милая гостья» способна полностью преобразить мир лирической героини. Приход Музы позволяет забыть обо всем на свете: «почести», «юность», «свобода». Здесь очень уместна бессмертная фраза — «рукописи не горят». Творец создает свой собственный мир, в который никогда не смогут проникнуть даже самые тайные агенты. Этот мир невозможно уничтожить.

Встреча лирической героини с Музой описана очень оригинально. Ахматова не случайно упоминает «Божественную комедию», считающуюся вершиной мировой литературы. Ответ «милой гости», что именно под ее диктовку писал Данте, окончательно убеждает поэтессу в своем даровании. Осознание этого дает ей силы не сдаваться под влиянием внешних негативных обстоятельств и продолжать свое великое дело. Если заручиться поддержкой Музы, то все равно когда-нибудь потомки по достоинству оценят затраченные усилия.

Произведение «Муза» одновременно простое и очень сильное стихотворение. Наиболее эффектно звучит финальное жизнеутверждающее «Я!». В нем заключается не только ответ Музы, но и заявление самой Ахматовой, что она никогда не прекратит своей борьбы за высшие идеалы и справедливость.