Урок зарождение любви в романе обломов. Конспект урока литературы на тему «А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» — философская сказка и мудрая притча» (6 класс). «Обломов» как роман о любви

"Обыкновенная история" и "Обломов" последний роман занимает особенное место и является самым знаменитым.

Коротко о романе

Замысел нового произведения сложился у Гончарова еще в 1847 году, однако читателю пришлось еще 10 лет ждать появления этого романа, целиком вышедшего в 1859 году и принесшего автору огромный успех. Особенностью этого произведения является то, что Иван Андреевич впервые в отечественной литературе рассмотрел жизнь человека от рождения до смерти. Сам герой, его жизнь - главная тема произведения, поэтому оно и названо по его фамилии - "Обломов". Она относится к разряду "говорящих", поскольку ее носитель, "родов дряхлеющий обломок", напоминает нам известного героя былин Илью Муромца, который до 33 лет лежал на печи (когда мы знакомимся с Обломовым, ему было тоже примерно 32-33 года). Однако былинный герой после того как встал с печи, сделал много великих дел, а Илья Ильич так и остался лежать на диване. Гончаров использует повтор имени и отчества, как бы подчеркивая этим, что жизнь идет по установленному кругу, сын повторяет судьбу своего отца.

Любовь в романе "Обломов", как и во многих других отечественных романах, - одна из главных тем. Здесь, как и во многих произведениях, она является духовного развития героев. Давайте подробно проанализируем любовь Обломова в романе "Обломов".

Любовь к Ольге

Начнем наше рассуждение со взаимоотношений Ильи Ильича и Ольги. Любовь в жизни Обломова, краткое описание отношений между героями, которое мы представляем вам в этой статье, можно разделить на две части: чувства Ильи Ильича к Ольге Ильинской и к Агафье Матвеевне.

Ольга была первой возлюбленной главного героя. Чувства к Ольге приносят ему счастье, оживляют, в то же время заставляя страдать, поскольку с уходом любви у Обломова пропадает желание жить.

Светлое чувство к Ольге приходит к герою внезапно и полностью поглощает его. Оно воспламеняет его пассивную душу, для которой подобные сильные потрясения были новы. Обломов привык хоронить все свои чувства где-то глубоко в подсознании, а любовь пробуждает их, возрождает его к новой жизни.

Никогда не думая о том, что он может полюбить такую девушку, как Ольга, герой со своей романтичной и светлой душой страстно влюбляется в нее.

Настоящая ли это любовь

Ольге удается изменить характер Ильи Ильича - выбить из него скуку и лень. Ради возлюбленной он готов меняться: отказаться от послеобеденного сна, от обеда, читать книги. Однако это не означает, что Илья Ильич действительно этого хотел. Герою свойственна обломовщина, его неотъемлемая часть.

Во сне, как известно, раскрываются скрытые в подсознании желания и мотивы. Обратившись к главе мы видим, что же на самом деле нужно этому герою. Его спутницей должна быть тихая домашняя девушка, но отнюдь не Ольга, стремящаяся к саморазвитию и активной жизни. И Обломов пишет ей, что ее "люблю" - не настоящая, а будущая любовь. И действительно, Ольга любит не того, кто перед ней, а того, кем он станет, победив свою апатию и лень. Отмечая предостерегает Ольгу, пишет о том, что им необходимо расстаться и больше не встречаться. Однако, как и предсказывал Илья Ильич в своем письме ("вам будет досадно и стыдно за свою ошибку"), героиня изменила Обломову, полюбив Андрея Штольца. Значит ли это, что ее любовь была лишь вступлением к будущему роману, ожиданием настоящего счастья? Ведь она бескорыстна, чиста, самоотверженна. Ольга верит в то, что действительно любит Обломова.

Любовь Ольги

Вначале эта героиня, не пользующаяся большим вниманием среди кавалеров, кажется нам взрослым ребенком. Однако именно она была способна вытащить Обломова из омута его бездействия, хотя бы на время возвратив к жизни. Штольц ее заметил первым. Он шутил, смеялся, развлекал девушку, советовал правильные книги, в общем, не давал скучать. Она ему была действительно интересна, однако Андрей оставался лишь учителем и наставником. Обломова же в ней привлек голос и складка надо лбом, в которой, по его выражению, "гнездится упорство". Ольга же любит в Илье Ильиче ум, хотя и задавленный "всякой дрянью" и заснувший в праздности, а также чистое, верное сердце. Самонадеянная и светлая, она мечтала о том, что заставит героя читать газеты, книги, рассказывать новости, откроет подлинную жизнь и не даст снова задремать. Обломов влюбился, когда Ольга на первом его приеме у Ильинских пела Casta Diva. Своеобразным символом их любви стала упоминающаяся несколько раз на страницах романа ветка сирени, то на вышивке Ольги во время встречи в парке, то брошенная героиней и подобранная Ильей Ильичем.

Конец романа

Но эта любовь в романе Обломова была для него пугающей, обломовщина оказывается сильнее столь высоких и искренних чувств. Она поглощает желание творить и действовать - столь неподходящий образ для Обломова, и возлюбленные вынуждены завершить отношения, так и не перестав любить друг друга. Любовь Ольги и Обломова с самого начала была обречена. Ольга Ильинская и Илья Ильич семейное счастье, любовь, смысл жизни понимали по-разному. Если для героя взаимоотношения между мужчиной и женщиной - это страсть, болезнь, то для Ольги - долг. Обломов полюбил ее искренне и глубоко, отдавал ей всего себя, боготворил ее. В чувствах героини был заметен последовательный расчет. Она взяла жизнь Обломова в свои руки, договорившись со Штольцем. Несмотря на свою молодость, ей удалось разглядеть в нем добрую душу, открытое сердце, "голубиную нежность". Вместе с тем Ольге нравилось осознание того, что она, неопытная молодая девушка, возродит к жизни человека, подобного Обломову. Разрыв между ними неизбежен и естественен: слишком уж они несхожие натуры. Эта история любви Обломова таким образом была завершена. Жажда сонного, безмятежного состояния оказалась дороже романтического счастья. Идеал существования Обломову видится в следующем: "спит безмятежно человек".

Новая возлюбленная

С ее уходом главный герой так и не находит, чем можно занять образовавшуюся и снова целые дни напролет лежит без дела и спит на своем любимом диване в Петербурге, в доме хозяйки Агафьи Пшеницыной. Она привлекла героя полными голыми локтями, шеей и хозяйственностью. Новая возлюбленная была трудолюбива, однако умом не отличалась ("она поглядела на него тупо и молчала"), зато отлично готовила и следила за порядком.

Новая Обломовка

Вжившись в размеренный и неторопливый ритм жизни этой хозяйки, со временем Илья Ильич смирит порывы своего сердца и начнет вновь Все его желания, как и до встречи с Ольгой, будут ограничиваться едой, сном, пустыми редкими разговорами с деловитой Агафьей Матвеевной. Она противопоставляется писателем Ольге: верная добрая жена, отличная хозяйка, но в ней нет высоты души. Илья Ильич, окунувшись в незатейливую полудеревенскую жизнь в доме этой хозяйки, словно попал в прежнюю Обломовку. Медленно и лениво умирая в душе, он влюбляется в Пшеницыну.

Любовь Пшеницыной

А что же сама Агафья Матвеевна? Разве такова ее любовь? Нет, она преданна, самоотверженна. В своем чувстве героиня готова утонуть, отдать все плоды своих трудов, все свои силы Обломову. Ради него она продала некоторую часть своих драгоценностей, золотых цепочек и украшений, когда Тарантьев хитростью заставил Илью Ильича выплачивать ему крупную сумму в размере десяти тысяч ежемесячно. Складывается впечатление, что вся прежняя жизнь Агафьи Матвеевны прошла в ожидании появления человека, о котором можно заботиться, как о сыне, кого можно преданно и самоотверженно любить. Главный герой произведения именно таков: он мягок, добр - это трогает женское сердце, привыкшее к невежеству и грубости мужчин; он ленив - это позволяет заботиться о нем и ухаживать, как за ребенком.

До Обломова Пшеницына не жила, а существовала, не задумываясь ни о чем. Она была необразованна, даже туповата. Ничего, кроме ведения домашнего хозяйства, ее не интересовало. Однако в этом она достигла истинного совершенства. Агафья постоянно находилась в движении, понимая, что работа есть всегда. В ней был смысл и содержание всей жизни героини. Именно этой своей активности Пшеницына была обязана тем, что пленила Илью Ильича. Постепенно, после того как возлюбленный поселился в ее доме, в натуре этой женщины происходят значительные перемены. Любовь Обломова в романе "Обломов" способствует духовному возвышению героини. В ней пробуждаются проблески размышлений, тревоги и, наконец, любовь. Ее она выражает по-своему, ухаживая за Ильей во время болезни, заботясь о столе и одежде, молясь о его здоровье.

Новые чувства

Эта любовь в жизни Обломова не имела той страсти и чувственности, которые присутствовали в отношениях с Ольгой. Однако именно такие чувства полностью соответствовали "обломовщине". Именно эта героиня починила любимый "восточный халат", от которого Обломов отказался, влюбившись в Ольгу.

Если Ильинская способствовала духовному развитию Ильи Ильича, то Пшеницына сделала его жизнь более спокойной и беззаботной, не сообщив ему о проблемах с деньгами. От нее он получал заботу, Ольга же хотела его развития, желала, чтобы он общался с людьми, появлялся в свете, разбирался в политике и обсуждал новости. Герой не мог, да и не хотел, делать все, что желала Ольга, и поэтому сдался. А Агафья Матвеевна создала новую Обломовку в Петербурге, ухаживая за ним и оберегая его. Такая любовь в романе Обломова к Пшеницыной полностью удовлетворяла его потребности. Так же, как и в родном доме Ильи Ильича, на Выборгской стороне был все время слышен стук ножей.

Мнение Андрея Штольца

Андрею Штольцу, другу Обломова, эта любовь в жизни Обломова непонятна. Он был деятельным человеком, ему были чужды порядки Обломовки, ее ленивый домашний уют, а тем более огрубевшая в своей среде женщина. Ольга Ильинская - вот идеал Штольца, романтичная, тонкая, мудрая. В ней нет ни тени кокетства. Андрей предлагает Ольге руку и сердце - и она соглашается. Его чувства были бескорыстны и чисты, он не ищет никакой выгоды, несмотря на то, что является неугомонным "дельцом".

Илья Ильич о жизни Штольца

В свою очередь, Илье Ильичу непонятна жизнь Андрея Штольца. Заглавный герой произведения продолжает галерею "лишних людей", открытую М.Ю. Лермонтовым и А.С. Пушкиным. Он избегает светского общества, не служит, ведет бесцельную жизнь. Илья Ильич не видит никакого смысла в бурной деятельности, поскольку не считает ее истинным проявлением сущности человека. Он не хотел чиновничьей карьеры, погрязшей в бумагах, отрицает и высший свет, где все фальшиво, затвержено наизусть, лицемерно, нет ни свободной мысли, ни искренних чувств.

Брак Штольца и Ольги

Тогда как отношения между Обломовым и Пшеницыной приближены к жизни, естественны, следует отметить, что брак Штольца и Ольги утопичен. В этом смысле Обломов оказывается, как ни странно, ближе к реальности, чем такой, казалось бы, явный реалист Штольц. Андрей вместе со своей возлюбленной живет в Крыму, в их доме находят место как необходимые для работы вещи, так и романтические безделушки. Даже в любви их окружает идеальное равновесие: страсть утихла после женитьбы, но не угасла.

Внутренний мир Ольги

Однако Штольц совсем не подозревает, какие богатства таит в себе возвышенная душа Ольги. Она переросла его духовно, поскольку не стремилась упорно к одной конкретной цели, а видела разные пути и выбирала самостоятельно, по какому из них идти. Выбрав Штольца, она хотела найти равноправного мужа или даже спутника жизни, пытающегося подчинить ее своей силой. Сначала Ильинская действительно находит в его лице счастье, однако по мере того, как они лучше узнают друг друга, начинает осознавать, что в такой жизни нет ничего особенного, что она точно такая же, как и все. Штольц живет исключительно разумом, не интересуясь ничем, кроме дел.

След в душе Ольги

Любовь Ольги и Обломова оставила огромный след в сердце героини. Она стремилась полюбить и понять жизнь Обломова, поскольку для нее жизнь - это любовь, а любовь - долг, но сделать это ей не удалось. После замужества Ильинская ощущает в своей жизни некоторые черты былой идиллии Обломова, и это наблюдение настораживает героиню, она не хочет так жить. Однако любовь Штольца и Ольги - это чувства двух развивающихся людей, которые во всем друг другу помогают, и они непременно должны найти выход, чтобы продолжить поиски собственного пути.

Ильи Ильича

Для того чтобы охарактеризовать главного героя в целом, а также любовь в жизни Обломова, цитаты из текста можно привести разные. Особенно интересна следующая: "Какая тут возня! А снаружи так все тихо, покойно!". Андрей и Ольга считают, что если ты лежишь спокойно на диване, а не бежишь, как угорелый, по жизни, то ты непременно ленивый и не думаешь ни о чем. Однако в душе Обломова происходили такие битвы, каких не могла себе представить Ильинская. Он задумывался о таких сложных вопросах, его мысли так далеко заходили, что Штольц обезумел бы. Илье не нужна была жена, которая устраивает истерики, сама не знает, чего хочет. В глубине души он искал спутницу, которую не только сам Илья Ильич бы любил, но и которая со своей стороны принимала его таким, какой он есть, не пытаясь переделать. Такова идеальная любовь в жизни Обломова.

Так и получается, что герой любил Ольгу искренне, так, как никто другой не любил и полюбить не сможет, а она хотела его врачевать, после чего, когда он будет на одном "уровне" с ней, полюбить. И Ильинская жестоко расплатилась за это, когда не стало Обломова, поняла, что любила его именно таким, какой он есть, со всеми очевидными недостатками.

Роль любви в жизни героя

Роль любви в жизни Обломова, таким образом, была очень велика. Она, по мысли автора, есть важнейшая движущая сила, без которой невозможно ни духовное развитие людей, ни их счастье. Как считал И.А. Гончаров, любовь в жизни Обломова была важным этапом его внутреннего становления, поэтому ей отведено так много места в развитии романа.


Современники И.А. Гончарова о романе «Обломов» и его авторе Я люблю встречаться с этим милым и любимым моим романистом. М.Ф. Достоевский В каких-то пароксизмах 1 наслаждения все грамотные люди прочли «Обломова» А.В. Дружинин Нужно было жить в то время, чтобы понять, какую сенсацию возбудил это роман в публике и какое потрясающее Впечатление произвел в обществе. А.М. Скабичевский 1 пароксизм – острая форма переживания какого-либо чувства


Необычный успех романа объяснялся многим Основные темы романа: -судьба поколения ищущего, но не сумевшего найти свой путь; -история любви; -идеала, поиска смысла жизни; -семьи, воспитания человека; -русского национального характера; - дружбы. Дом семьи Гончаровых Идея – осуждение патриархально- крепостнического быта и бездуховности общества Главная проблема романа Что сгубило героя, наделенного «пылкой головой, гуманным сердцем», не чуждой «высоких помыслов и всеобщих человеческих скорбей» душой? («Кто проклял тебя Илья? Что сгубило тебя?» Ольга Ильинская)


Общечеловеческие проблемы: -к какому идеалу нужно стремиться; -ради чего стоит трудиться; -к чему может привести бездействие, стремление к покою; -какими должны быть отношения в семье; -как нужно воспитывать детей. Симбирск Время Эпоха русской действительности середины XIX века, гибель патриархального помещичьего уклада, состояние общества перед реформой (И.С. Тургенев «Дворянское гнездо» 1859 г.; А.Н. Островский «Гроза» 1860 г.; И.А. Гончаров «Обломов» 1859 г.)


Система персонажей романа П К Р О И Н Н Т Ц Р И А Ольга Ильинская П С Агафья Матвеевна -высший идеал какой только Т Пшеницына – идеал можно вызвать из «русской жизни», А Обломова, но без «роль путеводной звезды»поэзии. «Теплая печка», она даетпокой, который привел Обломова к смерти Илья Ильич Обломов «Да я ли один. Наше имя легион». Обломов Обломов – древнеслав. «обло» - окружность


Илья Ильич Обломов Андрей Иванович Штольц – П К Захар – слуга Обломова. антипод героя, друг детства Р О пародия на него, каждый из них Обломова, делец. Взгляд на И Н раб другого. Их невозможно жизнь: «Труд – образ, Н Т представить друг без друга. содержание, стихия и цель Ц Р После смерти Обломова жизни, по крайней мере, моей». И А Захар – нищий бродяга, П С тоскующий о барине Т А


Две любви Ильи Ильича Обломова Ольга Ильинская - прекрасный образ русской девушки XIX века, в которой гармонично слились сознательность взгляда на жизнь, естественность и женственность. Как такая девушка смогла полюбить Обломова? Обломов умен, достаточно образован, хорошо говорил по-французски, читал книги на английском языке. Лень Обломова кажется Ольге вполне исправимым недостатком, а сама любовь возникла из благородного стремления перевоспитать Обломова, воскресить его для нормальной деятельности. «У него на лице сияла заря пробужденного, со дна души, восставшего счастья, наполненный слезами взгляд был устремлен на нее. - Посмотрите в зеркало – глаза блестят, боже мой, слезы в них! Как глубоко вы чувствуете музыку! - Нет, я чувствую… не музыку… а любовь! – тихо сказал Обломов. Ольга поняла, что у него слово вырвалось, что он не властен в нем и что оно – истина».




Мечта Ольги о перевоспитании Обломова разбились о его непобедимую лень: «Я любила будущего Обломова! Ты кроток, честен, Илья, ты нежен… как голубь; ты прячешь голову под крыло – и ничего не хочешь, ты готов всю жизнь проворковать под кровлей… да я не такая: мне мало этого, мне нужно чего-то еще, а чего – не знаю». Автор объясняет далее: «Признав раз в избранном человеке достоинство и право на себя, она верила в него и потому любила, а переставала верить – переставала любить, как случилось с Обломовым»


Агафья Матвеевна Пшеницына – добрая скромная женщина, прекрасная хозяйка. Для нее Обломов был существом высшего порядка, идеалом барина. Она благоговела перед ним. Любила Илью просто, бездумно, беззаветно. Агафья Матвеевна была готова стать рабой Ильи Ильича и в глубокой преданности ему находила радость и счастье. Она не задумываясь несла в ломбард последние вещи лишь бы Илья Ильич был доволен. В этой женщине Илья Ильич нашел то, что было его жизненной мечтой: идеал «ненарушимого покоя жизни» Пшеницына не могла подняться до сознания того, что ее любовь несет Обломову гибель, бесповоротно хоронит его порывы к деятельности. Это тип скромной, самоотверженной женщины-домохозяйки, весь кругозор которой ограничивается только миром семейных забот и обывательского благополучия.


Почему И.И. Обломов выбрал Агафью Матвеевну, а не Ольгу? Словесный ряд, характеризующий изменение чувств Обломова по отношению к Ольге: -восторженность; -влюбленность; -преклонение; -очарование; -мечтательность; -любовь; -тревога; -сомнение; -раздражение; -боязнь. Разрыв отношений, так как Ольга пыталась переделать Обломова. Словесный ряд, характеризующий изменение чувств Обломова по отношению к Агафье Матвеевне: -внимательность; -спокойствие; -заинтересованность; -покой; -умиротворенность; -стабильность. Они вместе, так как Агафья Матвеевна принимала Обломова таким, какой он есть. Это важно для каждого.


Символы романа 1.Халат Обломова. Восточный без малейшего намека на Европу. Символ и неги, и лени, покоя, праздности, дворянской культуры и «обломовщины». Появляется Ольга исчезает халат. Расстается Обломов с любимой женщиной – халат снова набрасывается на него как крышка гроба. Недаром он отчаянно кричит: «Что это?» Как я люблю тебя, халат! Одежда праздности и лени, Товарищ тайных наслаждений И поэтических отрад! (Н.М. Языков «К халату») 2. Ветка сирени. 3. Разведенный мост. Символ весны, любви, надежды. Поблекли сирени – ушли надежды. Пропасть между II и III частями




Выводы: 1. В начале романа перед нами человек с положительными задатками и качествами, способный вызвать искреннюю симпатию окружающих. «Это – хрустальная прозрачная душа!» - говорит о нем Штольц. 2. Лень, боязнь движения и жизни, неспособность к практической деятельности, подмена жизни расплывчатой мечтательностью – вот свойства, превратившие Обломова из нормального человека в праздную лежебоку. 3. Даже любовь к Ольге не смогла воскресить Илью Ильича. В жизни его появились «и божество, и вдохновение, и жизнь, и слезы, и любовь». Однако эта любовь не захватила его так глубоко, чтобы во имя нее он мог пожертвовать спокойствием. Разрыв с Ольгой был по существу победой обломовщины. 4. В любви к Пшеницыной он находит подлинно обломовскую «норму любви». В домике Пшеницыной он находит ту спокойную обстановку уюта и лени, которая наиболее соответствовала его характеру: «Он смотрел на настоящий свой быт, как на продолжение того же обломовского существования, только с другим колоритом местности и, отчасти, времени». 5. Идеал Обломова – прожить век так, как будто счастливо проспал его, нашел свое законченное выражение в его безмятежной жизни на Выборгской стороне.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11 г. Брянска»

Конспект урока по литературе
в 10 классе

подготовила

г. Брянск

Цель урока: проследить динамику развития взаимоотношений Обломова с другими героями и определить значение этих отношений в романе, определить авторскую позицию и рассмотреть способы ее выражения на страницах романа «Обломов».

Задачи:

Организовать деятельность учащихся по самостоятельному анализу темы любви в романе «Обломов»;

Продолжить работу над формированием умения и навыков анализа литературного текста, развитием навыка монологической речи;

Создать условия для эстетического воспитания личности учащегося.

Методические приемы: беседа, работа в группах, выразительное чтение наизусть, работа по тексту с элементами исследования инсценировка, просмотр видеофрагмента и его анализ, сообщения учеников, комментарий учителя.

Оборудование: текст романа «Обломов»,рабочие тетради, аудиозапись арии «Каста Дива» из оперы Винченцо Беллини «Норма»,проектор, презентация, видеофрагмент «Захар и Обломов», иллюстрации, костюмы для инсценировки.

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня на уроке мы продолжаем изучение романа «Обломов». Эпиграфом к нашему уроку станут слова Иннокентия Анненского: «Любовь-это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих». Автор не случайно проводит своего героя через испытание любовью. Иван Александрович Гончаров верил во всемогущую силу этого чувства. «Вы правы, - писал он одной из своих знакомых,- подозревая меня… в вере во всеобщую, всеобъемлющую любовь и в то, что только эта сила может двигать миром, управлять волей людской и направлять ее к деятельности.


II. Сообщение темы и целей.

Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

Записываем тему в тетрадь.

В романе «Обломов» любовь – это основа. Это чувство раскрывает характеры, показывает героев в развитии. Мы видим в жизни Обломова одно и то же чувство - любовь. Но с какими разными началами, стремлениями. На уроке мы рассмотрим динамику развития взаимоотношений Обломова с другими героями и определим авторскую позицию и рассмотрим способы ее выражения

III. Основная часть урока.

Прежде всего нам необходимо определиться, кого можно любить?

Кого любит Обломов?

(Захара, Ольгу, Штольца, Пшеницыну)

Но к каждому из этих героев у него своя любовь.

Ребята, в течение урока вы будете заполнять таблицу, которую вы заранее начертили в своих тетрадях.

Мы заполняем 3 колонки: герой, отношение героя к Обломову, отношение Обломова к герою.

Отношение героя к Обломову

Отношение Обломова к герою

Таким образом, мы проследим за отношениями главного героя и близких ему людей. Для этого вы по группам выполняли задания. Слушайте внимательно выступление другой группы и, выбирая нужную информацию, заполняйте таблицу.

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­Начнем с Захара - слуги Ильи Ильича Обломова.

С самого начала романы мы видим огромное сходство между барином и его слугой. Оба они выросли в одном и том же месте, привыкли к определенному образу жизни. Им чуждо было движение, их привлекала тихая, размеренная жизнь без особо ярких происшествий. Но они постоянно ссорятся. Назовем условно такую любовь - любовь - вражда.

Предлагаю посмотреть отрывок из фильма Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни »

Просмотр эпизода

Этот эпизод иллюстрирует отношения Ильи Ильича и его слуги. Об этом и расскажут представители 1 группы. А вы, ребята, заполняете таблицу.

Выступление группы

Захар – слуга Обломова. Это пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехою под мышкой. Захар ленив и неряшлив. Все, к чему он прикасается, ломается и бьется. Он может подать еду Обломову на грязной посуде или побитой посуде, может подать поднятую с пола еду. Оправдывает он это по-философски: все, что ни делается, угодно Господу, и с этим не стоит бороться. Но внешняя разболтанность Захара обманчива. Он радеет о хозяйском добре, знает его наперечет. Несмотря на напор Тарантьева, Захар не дает ему ничего из одежды барина, уверенный, что тот ее не вернет.

Захар – слуга старой закалки, боготворящий своего хозяина и весь его род. Когда Обломов отчитывает слугу за то, что он уподобил другим людям, живущим на свете, Захар чувствует свою вину:действительно, его барин особенный и самый лучший. Но вместе с преданностью к хозяину, Захару присуща утонченность и развращенность нравов. Он любит выпить с приятелями, посплетничать с другими слугами, то восхваляя, то унижая своего барина. При случае Захар может прикарманить себе деньги, сдачу из магазина. Жизнь Захара тесно связана с жизнью Обломова. Два последних представителя Обломовки, они, каждый по-своему свято хранят в душе ее заветы. Даже когда Захар женится на кухарке Анисье, он старается не допускает ее к барину, делает для него все сам, считая это своей обязанностью. Жизнь Захара заканчивается жизнью Обломова. После его смети Захар вынужден уйти из дома Пшеницыной. Таким его встречает Штольц и предлагает увезти в деревню. Но верный слуга отказывается: он не может оставить без присмотра могилу своего барина.


Обломов требует от Захара почитания и благословения , требует, чтобы слуга хранил покой своего барина.

Ребята, есть вопросы к первой группе?

Зачитайте, что вы вписали в таблицу.

Отношение героя к Обломову

Отношение Обломова к герою

Предан хозяину, свято хранит заветы Обломовки

Требует от Захара почитания и благословения

Подведем итог. Захар –верный спутник Обломова, хранитель традиций и духа Обломовки, двойник своего хозяина. Он выражает мироощущение русского человека. Судьба Захара является повторением судьбы Обломовки, памятью о ней и приговором.

Ребята, а кого можно назвать настоящим другом Обломова?

Назовем эти отношения любовь-дружба.

Вторая группа подготовила инсценировку эпизода, иллюстирующего встречу Обломова и Штольца .

Спасибо, теперь представители от второй группы расскажут о Штольце и взаимоотношении друзей. Ребята, вы продолжаете работать с таблицей.

– ДРУГ ДЕТСТВА Обломова.

В воспитание Андрея Штольца каждый из родителей внес свой особенный вклад. Большую часть жизни Обломов провел на диване, так как «лежанье у Ильи Ильича... было нормальным состоянием». Его идеалом была беспечная жизнь в единении с природой, семьей и друзьями, в мечтах о которой Обломов проводил годы.

Илья Ильич не смог, да и не хотел стать преуспевающим Штольцем, притом что уважал таких людей, ценил их трудолюбие.

Различно также отношение друзей к столичной суете. Штольц уже привык к ней и чувствовал себя в свете, «как рыба в воде». Он все видит, но предпочитает закрывать глаза на недостатки общества. Андрей не дает обществу посягать на свои сокровенные чувства и мысли, словно закрываясь от него учтивым поведением.

А Илья Ильич, послужив сам и внимательно выслушивая рассказы визитеров - Судьбинского, Пенкина, Волкова - о столичной жизни, понял, что она слишком пуста («Чего там искать? Интересов ума, сердца?») и суетлива («В десять мест в один день!?»). Илья Ильич не видел смысла во всех этих визитах, хождениях на службу, балах.. Отец его, Иван Богданович Штольц, деловой и практичный немец, ставил выше всего чувство долга, дисциплину, ответственность и любовь к труду. Эти качества он и старался привить своему сыну, стремясь сделать из него удачливого дельца. Мать Штольца хотела, чтобы Андрей вырос образованным русским барином, а не.«немецким бюргером », и старалась, как могла, уменьшить влияние Отца на Андрюшу.

Во многом она хотела видеть своего сына похожим на Илью Обломова и часто с удовольствием отпускала его в Сосновку, где «вечный праздник, где сбывают с плеч работу, как иго».

Для Штольца главное - труд. Труд для него - это «образ, содержание, стихия и цель жизни». Штольц был с детства приучен к деятельности, к тому, что время драгоценно и его нельзя терять зря. И поэтому вся жизнь Андрея проходила в вечном движении, которое, однако, нельзя назвать суетой. Он не просто был в постоянной динамике, а приносил пользу себе и другим. Но, несмотря на постоянную занятость, он «ездит в свет и читает: когда он успевает - бог весть». Как только это возможно, что Андрей Штольц мог быть так близок Обломову, "в котором каждая черта, каждый шаг, все существование было вопиющим протестом против жизни Штольца?" вряд ли детство и школа так сблизили их, это совсем необязательно. По-моему, сам Штольц отвечает на этот вопрос: "Никогда Обломов не поклонится идолу лжи, в душе его всегда будет чисто, светло, честно… Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе!"
На протяжении всего романа оба героя высказывают свои представления об идеале жизни, жизненные позиции, которых они придерживаются. Гончаров показывает, что все мечты Обломова обречены, ведь Илья Ильич ничего не предпринимал для их осуществления

Ребята, есть вопросы ко второй группе?

Проверяем таблицу.

Отношение героя к Обломову

Отношение Обломова к герою

Считает, что Обломов «хрустальная, прозрачная душа»

Не смог, да и не хотел стать преуспевающим Штольцем, хотя уважал таких людей, ценил их трудолюбие.

Подведем итог. Обломов и Штольц были необходимы друг другу для раскрытия образов, представлений и подходов к решению общечеловеческих, философских вопросов бытия . В этом они дополняют друг друга.

Ребята, теперь даю вам возможность немного отдохнуть. Прослушайте ари ю «Каста Дива» из оперы Винченцо Беллини «Норма».

Слушаем арию.

Почему я поставила именно это произведение?

Илья Ильич сразу же пленяется удивительным голосом девушки. Слушая ее великолепную «Casta diva», Обломов все больше влюбляется в Ольгу. "В заключение она запела Casta diva: все восторги, молнией несущиеся мысли в голове, трепет, как иглы, пробегающий по телу, - все это уничтожило Обломова: он изнемог" .

Назовем это чувство любовь-любовь.

Вспомните, что служило символом любви Ольги и Обломова?

Третья группа провела небольшое исследование «Ветка сирени – символ любви Ольги и Обломова.».

Выступление 3 группы. Показ слайдов с изображением сирени (детские рисунки).

Ветка сирени воплощает в себе то прекрасное, что зацвело в душах Ольги и Обломова. Так, сцена встречи после первого объяснения в любви начинается с того, что после слов приветствия «она молча сорвала ветку сирени и нюхала её, закрыв лицо и нос».

Понюхайте, как хорошо пахнет! - сказала она и закрыла нос и ему.

А вот ландыши! Постойте, я нарву, - говорил он, нагибаясь к траве, - те лучше пахнут: полями, рощей; природы больше. А сирень всё около дома растет, ветки так и лезут в окна, запах приторный. Вон еще роса на ландышах не высохла.

Он поднес ей несколько ландышей.

А резеду вы любите? - спросила она.

Нет: сильно очень пахнет; ни резеды, ни роз не люблю. Да я вообще не люблю цветов...
Думая, что Ольга рассержена его признанием, Обломов говорит потупившей голову и нюхающей цветы Ольге:

Забудьте же это, - продолжал он, - забудьте, тем более, что это неправда...

Неправда? - вдруг повторила она, выпрямилась и выронила цветы.

Глаза ее вдруг раскрылись широко и блеснули изумлением...

Как неправда? - повторила она еще.

Да, ради Бога, не сердитесь и забудьте…
И Илья Ильич понял это движение сердца девушки. Он пришел на другой день с веткой сирени:

Что это у вас? - спросила она.

Какая ветка?

Вы видите: сиреневая.

Где вы взяли? Тут нет сирени, где вы шли.

Это вы давеча сорвали и бросили.

Зачем же вы подняли?

Так, мне нравится, что вы... с досадой бросили ее.

Ветка сирени раскрыла многое и Ольге. Гончаров иллюстрирует это следующим эпизодом: неделю спустя Илья Ильич встретил Ольгу в парке на том месте, где была сорвана и брошена ветка сирени. Теперь Ольга мирно сидела и вышивала … ветку сирени.
В эпизодах с веткой сирени Гончаров прекрасно передает смятение души
Обломова. В мечтах герой рисовал себе бурную любовь, страстные порывы
Ольги. Но тут же он поправлял себя: «… страсть надо ограничить, задушить и утопить в женитьбе!..»
Илья Ильич хочет любить, не теряя покоя. Иного хочет от любви Ольга. Приняв из рук Ольги ветку сирени, Обломов говорит, глядя на ветку:

Он вдруг воскрес. И она в свою очередь не узнала Обломова: туманное, сонное лицо мгновенно преобразилось, глаза открылись; заиграли краски на щеках; задвигались мысли; в глазах сверкнули желания и воля. Она тоже ясно прочла в этой немой игре лица, что у Обломова мгновенно явилась цель жизни.

Жизнь, жизнь опять отворяется мне, - говорил он как в бреду, - вот она, в ваших глазах, в улыбке, в этой ветке, в “Casta diva”... всё здесь...

Она покачала головой.

Нет, не всё... половина.

Пожалуй, - сказала она.

Где же другая? Что после этого еще?

Чтоб не потерять первой, - досказала она, подала ему руку, и они пошли домой.

Он то с восторгом, украдкой кидал взгляд на ее головку, на стан, на кудри, то сжимал ветку.
В этом эпизоде Ольга намекает Обломову, что нужно искать цель жизни, нужно быть деятельным. И, казалось бы, незначительная ветка сирени в художественной ткани романа стала символичной. Как много она говорит читателю!
К символической ветке сирени писатель обращается еще не однажды. Например, в сцене объяснения Обломова с Ольгой в том же саду, после нескольких дней разлуки, после письма героя о необходимости «разорвать сношения». Увидев Ольгу плачущей, Обломов готов всё сделать, чтобы загладить ошибку, вину:

Ну, если не хотите сказать, дайте знак какой-нибудь... ветку сирени...

Сирени... отошли, пропали! - отвечала она. - Вон, видите, какие остались: поблеклые!

Отошли, поблекли! - повторил он, глядя на сирени. - И письмо отошло!

Вдруг сказал он.

Она потрясла отрицательно головой. Он шел за ней и рассуждал про себя о письме, о вчерашнем счастье, о поблекшей сирени.

Но характерно, что, убедившись в любви Ольги и успокоившись, Обломов
«зевнул во весь рот». Яркой иллюстрацией чувств, испытываемых героем, может служить такая картина, описанная Гончаровым, в ней, на мой взгляд, отразилось отношение Обломова к любви, да и к жизни вообще:

“В самом деле, сирени вянут! - думал он. - Зачем это письмо? К чему я не спал всю ночь, писал утром? Вот теперь, как стало на душе опять покойно... (он зевнул)... ужасно спать хочется. А если б письма не было, и ничего б этого не было: она бы не плакала, было бы всё по - вчерашнему; тихо сидели бы мы тут же, в аллее, глядели друг на друга, говорили о счастье. И сегодня бы так же, и завтра...” Он зевнул во весь рот.

А вот как ученица нашего класса увидела эту сирень.

Показ слайдов.

Проверяем таблицу.

Отношение героя к Обломову

Отношение Обломова к герою

Старалась, чтобы у Ильи Ильича появилась цель жизни.

Хочет любить, не теряя покоя.

Подведем итог. Ольга потребовала от Обломова деятельности и целеустремленности. Она искала приложения своим силам и, встретив Обломова, загорелась мечтой воскресить его, пробудить к жизни. Но это оказалось непосильной задачей даже для нее.

Другой любящей женщиной в жизни Ильи Ильича Обломова стала вдова мелкого чиновника Агафья Матвеевна Пшеницына.

Назовем это «Обломов и Пшеницына: измена высоким идеалам?»

Агафья Матвеевна-идеальная хозяйка. Она ни минуты не сидит без дела. Все у нее спорится, в доме чистота и порядок. Духовных запросов у Агафьи Матвеевны нет никаких. Когда Обломов спросил ее: «А читаете что-нибудь? », она в ответ только «тупо посмотрела на него».

Чем же привлекла к себе Обломова эта простая, малокультурная женщина?

А впрочем… пусть сама Агафья Матвеевна расскажет о себе.

о себе.

Я - вдова чиновника, оставшаяся с двумя детьми, сестра Ивана Матвеевича Мухоярова, кума Тарантьева. Именно Тарантьев поселяет Илью Ильича, вынужденного искать новую квартиру, в домике на Выборгской стороне. Я привыкла к тому, что всё решает братец, только в умелом ведении дома, я достигла совершенства. Я нахожусь в постоянном движении, в отличии от Обломова осознавая, что работа всегда есть и именно она является подлинным содержанием жизни, а вовсе не наказанием, как считали в Обломовке. Постепенно в моей судьбе происходит серьёзная внутренняя перемена. В постоянных трудах по устроению дома, в хлопотах по хозяйству, нахожу я смысл своего существования. Во мне начало пробуждаться нечто неведомое мне прежде: тревоги, проблески размышлений. Иными словами любовь, всё более и более глубокая, не умеющая выразить себя словами, но проявляющаяся в том, что я хорошо знаю и умею: заботиться о столе и жизни Обломова, молиться о его здравии. Всё моё хозяйство получило живой смысл: покой и удобство Ильи Ильича. Прежде я видела в этом обязанность, теперь это стало моим наслаждением. Илья Ильич стал для меня человеком из другого мира: прежде я таких людей не видела. Встреча с ним послужила импульсом к перерождению. Но сам виновник этого процесса не понимал, как глубоко пустила корни это значение и какую неожиданную победу он сделал над моим сердцем. Обломов сближается со мной, как будто продвигаясь к огню, от которого становится теплее, но которого любить нельзя. Я являюсь единственным, абсолютно бескорыстным человеком в окружении Ильи Ильича, не вникая ни в какие сложности я делаю то, что необходимо в данный момент: закладываю собственные жемчуг и серебро, готова занять деньги у родни покойного мужа, только чтобы Обломов не чувствовал ни в чём недостатка. Когда интриги моего брата и кума достигают пика, я решительно отрекаюсь от них. Посвятив себя заботами об нем, я живу так полно и многообразно, как никогда прежде не жила, а мой избранник начинает чувствовать себя, словно в родной Обломовке. У нас рождается сын. Понимая разницу между этим ребёнком и детьми от первого мужа, я после смерти Ильи Ильича безропотно отдаю его на воспитание Штольцам. Смерть Обломова вносит в моё существование новую краску - я вдова помещика, чем постоянно попрекают меня братец и его жена. Мой свет жизни угас вместе с Ильёй Ильичом.

Поверяем таблицу.

Отношение героя к Обломову

Отношение Обломова к герою

Агафья Матвеевна

Проявляет свою любовь заботой о столе и жизни Обломова. Смысл ее жизни - покой и удобство Ильи Ильича.

Сближается с героиней, но не любит ее.

Ольга стремилась спасти Обломова, а Агафья Матвеевна своей любовью погубила его. Кто же из них был нужнее и ближе Обломову? Гончаров оставляет этот вопрос открытым.

Беседа. Обобщение материала .

Обобщим все сказанное нами.

Это позволяет лучше узнать главного героя.

Как вы думаете, кто сыграл большую роль в жизни Обломова?

Никто. Они не уберегли его от деградации.

IV. Подведение итогов урока.

«Обломов» как роман о любви. Любовь помогает раскрыть самые неожиданные черты в характерах героев, без которых впечатление о них было бы неполным и ошибочным, например характер Ильи Ильича Обломова. Чем были бы слова Штольца о «кристальной, чистой и светлой» душе Обломова, если бы автор показал лишь ленивый и спокойный образ жизни его в Петербурге? Не будь прекрасных страниц о его искренней и всеобъемлющей любви, пробужденной Ольгой, даже воспоминания детства не скрасили бы этот образ.

Таким образом, любовь - главная, важнейшая составляющая "нормы" жизни, "часть" идеала, к которому должен быть устремлен человек, потому что "счастливой, пронесенной через всю жизнь любви" дано превращаться в "могучую бытийную силу, способную гармонизировать и другие связи людей, не исключая и социальные".

Возвращаясь к началу урока и вспоминая эпиграф, действительно можно сказать, что « Любовь-это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих».

Как вы считаете, выдержал ли главный герой испытание любовью?

Обломов не выдерживает испытания любовью. Он не способен брать на себя ответственность за судьбы других людей. Обломов развращен барством. Женившись на Пшеницыной, он опускается все больше, погружается в спячку, а затем гибнет и физически.

НЕ ТЕРЯЙТЕ СЕБЯ В КРУГОВОРОТЕ ЖИЗНИ. Думайте, решайте, советуйтесь с героями русских романов. Выбирайте свой путь. Помните: все началось с неумения надевать чулки, а закончилось неумением жить

V. Домашнее задание.

Ребята, домашнее задание вы заранее записали в тетради, я лишь вам его напомню.

1) Заходите на сайт oblomov. omsk. edu , выбираете раздел «Критика», знакомьтесь с мнениями ученых о романе, тезисно записываете высказывания в тетрадь.

2) Напишите сочинение-миниатюру: «Любовь –это испытание». В сочинении используйте один аргумент из произведения, другой из общих знаний, из жизни.

Список использованной литературы

1. “Обломов”, “Просвещение”, М.1984 г.

3. , статья «Обломов» ».


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. http://www. *****/
2. http://*****/

Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №6 г. Приволжска Скатова Марина Львовна

Слайд 2

Эпиграф

Обломовы выдают всю прелесть, всю слабость и весь грустный комизм своей натуры именно через любовь к женщине. Без Ольги Ильинской и без её драмы с Обломовым не узнать бы нам Ильи Ильича так, как мы его теперь знаем.

А.В.Дружинин

Слайд 3

Цель урока: показать сложность и неоднозначность характера главного героя романа

И.А. Гончарова «Обломов» через его взаимоотно-шения с Ольгой Ильинской

Слайд 4

Вопросы:

1) Почему Ольга и Обломов расстались?

2) Явились ли перемены в душе Обломова необратимыми?

Слайд 5

Ольга Ильинская

«Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щёк и губ…»

«…губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремлённой на что- нибудь мысли …»

«…То же присутствие говорящей мысли светилось в зорком, всегда бодром, ничего не пропускающем взгляде тёмных, серо- голубых глаз.»

Слайд 6

Кадр из фильма «Несколько дней из жизни Обломова».Ольга- Елена Соловей, Обломов- Олег

Табаков, Штольц- Юрий Богатырёв.

Слайд 7

Что сблизило героев?

Обломов Ольга Ильинская

Им обоим скучно среди светских людей

«Свет, общество…», «…чего там искать? Интересов, ума, сердца?»

Ольга разглядела в Илье Ильиче доброту, нежность, отсутствие цинизма.

Штольц сумел передать ей своё тёплое отношение к другу, рассказать, как гибнет в нём всё доброе от недостатка участия, деятельности.

Слайд 8

Задание 1.

Найдите в ч.2, гл.4,5 строки, подтверждающие, что в отношениях с Ольгой Илья Ильич проявляет лучшие черты своего характера. Какие это черты?

Слайд 9

Любовь Обломова и Ольги- духовное общение, понятное только им двоим. Настоящее чувство

делает их души похожими.

«Да, я что-то добываю из неё,- думал он.- Из неё что- то переходит в меня.»

«Оба они, снаружи неподвижные, разрывались внутренним огнём, дрожали одинаковым трепетом.»

«Солнце так же иногда, выходя из-за облака, понемногу освещает один куст, другой, кровлю и вдруг обольёт светом целый пейзаж. Она уже знала мысль Обломова.»

Слайд 10

Изменения, произошедшие с Обломовым, полюбившим Ольгу

Обломов перестал спать, сбросил вместе с халатом свою апатию, лень, стал читать, ездить по гостям, начал верить в будущее.

«Он догнал жизнь,то есть усвоил опять всё, от чего отстал давно.»

Что значит любовь для Ольги?

«Ей нравилась роль путеводной звезды…»

«Жизнь-долг, обязанность, следовательно, любовь- тоже долг…»

Она «укажет ему цель, заставит полюбить всё то, что он разлюбил.»

«…ты должен стать выше меня. Я жду от тебя этого.»

Слайд 12

  • Обломов загорается рядом с Ольгой
  • Ольга ждёт от него постоянных действий
  • Она желает, чтобы добрый, доверчивый Обломов, сохранив свои лучшие качества, прибавил себе воли, энергии.
  • Без Ольги его тянет на диван
  • Обломов долго не может быть деятельным, потому что виновата его природная лень, апатия, обломовщина.
  • Обломов «догнал жизнь», но усвоил при этом только то, что вращалось в кругу ежедневных разговоров в доме Ольги».
  • Слайд 13

    Задание 2

    Проанализируйте эпизод, в котором

    Илья Ильич делает Ольге предложение руки и сердца. Оправдались ли ожидания Обломова во время этой встречи?

    Слайд 14

    Обломовщина берёт верх над любовью. Лень, стремление к покою побеждают чувство к Ольге. Преображение Ильи Ильича было временным.

    Слайд 15

    Домашнее задание

    1. Как Гончаров показывает постепенное сближение Обломова и вдовы пшеницыной? (ч.3, гл.2,3,4,6; ч. 4, гл.1). Сравните портрет героинь:Ольги и Пшеницыной.

    2. Письменно по выбору:

    Как относится Агафья Матвеевна к Обломову?

    В чём проявляется её любовь к нему?

    Критик Ахшарумов написал: « Пшеницына любила Обломова так сильно, как 40000 Ольг не в состоянии полюбить его.» Согласны ли вы с этим утверждением? Докажите свою точку зрения.

    Посмотреть все слайды


    Цель:
    Познакомить с фактами биографии и творческой деятельности А. де Сент-Экзюпери; с понятиями «философская сказка», «притча», «символ»;
    Развивать умение понимать философский смысл сказки; что бывает, когда открывают мир взрослым, когда взрослые умеют слышать дети; определять сказочные и реальные элементы сказки;
    Прививать любовь к книге.
    Методы: слово учителя, беседа.
    Тип урока: изучение художественного произведения.
    Оборудование: компьютер, медиапроектор, интерактивная доска, презентация Pover Point.
    Ход урока
    Орг. момент. Здравствуйте, дети! Садитесь.
    Сообщение целей и задач урока.
    Ученик 1.
    Он идет уверенной походкой По пылающей от солнца полосе, Из-под синей форменной пилотки Улыбаясь отражению в росе, Той, что в дальних странах незнакомых Остывает бриллиантами в траве, А муссоны стайкою бездомной Бродят в запредельной синеве. Может быть, и не было в помине Этой встречи в знойных выжженных песках - Просто в жарком мареве кабины Злой мираж пульсировал в висках: Точно инверсивный след обманчив, Свет звезды далёкой и живой Вдруг возник в ночи печальный мальчик С золотистым шарфом за спиной. Как под небом чёрно-просмоленным Вдруг порвал привычных истин сеть Этот мудрый и доверчивый ребёнок, Так упорно не желающий взрослеть. И хранит ответ на все вопросы Под брезентом спрятанный алмаз: Кем он был - пилот, писатель и философ С цепким взглядом ясных детских глаз?
    Ребята, мы с вами сегодня попытаемся ответить на этот вопрос. Мы познакомимся с творчеством французского писателя, философа Антуана де Сент-Экзюпери и его сказкой-притчей «Маленький принц». Именно о нем рассказывается в стихотворении Людмилы Пельгасовой. Мы попытаемся ответить на вопрос: «Чему же учит нас сказка «Маленький принц»?». Запишите в тетрадях число и тему урока (Слайд 1)
    Изучение новой темы
    Биография писателя
    Ученик 2.
    А.де Сент-Экзюпери родился в 1900г., в городе Лионе во Франции. Отец Антуана – граф де Сент-Экзюпери был страховым инспектором. У Антуана было три сестры: Мари-Мадлен, Симона, Габриель и брат Франсуа.
    В 1919-21 учился в Школе изящных искусств. В 1921-23 служил в армии; затем работал на заводе. В 1926 стал гражданским лётчиком. В 1933-34 лётчик-испытатель.
    В годы 2-й мировой войны (1939-1945) Сент-Экзюпери - военный лётчик, сражался на фронте.
    После оккупации Франции фашистскими войсками (1940) эмигрировал в США.
    С 1943 военный лётчик в Северной Африке.
    31 июля 1944 не вернулся из разведывательного полёта. (Слайд №2)
    Ученик 3.
    1926г. Опубликован первый рассказ «Лётчик» . 1929г. Выходит роман «Южный почтовый» .
    В 1931 опубликован роман «Ночной полёт». В 1939 книга «Планета людей» отмечена премией Французской академии
    В 1942г. написана повесть «Военный лётчик» и «Письмо к заложнику» (1943). Незаконченная книга «Цитадель» опубликована в 1948г. (Слайд №3)
    Но мировую известность получила философско-лирическая сказка Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1943г.) . Иллюстрировал книгу сам автор.
    Работа с текстом сказки
    Ну, а сейчас давайте поработаем непосредственно над текстом произведения. И это будет викторина, которая выявит самых внимательных читателей.
    Литературная викторина «Внимательный читатель»
    От чьего лица ведется повествование? (летчик)
    Где произошла встреча героя с Маленьким принцем? (пустыня Сахара)
    С кем отправился Маленький принц в свое путешествие? (с перелетными птицами)
    Сколько вулканов было на планете Маленького принца? (3)
    С какой планеты, по мнению рассказчика, прилетел маленький принц? (астероид Б-612)
    Что больше всего любил наблюдать Маленький принц? (закат солнца)
    На какой планете хотел бы остаться Маленький принц во время странствий? (планета с фонарщиком)
    У какой планеты неплохая репутация?
    Какой цветок рос на планете маленького принца? (роза)
    Кто жил в ящике у Маленького принца? (барашек)
    Как рассказчик оказался в пустыне?
    Кто скучен, по мнению лиса? (охотники и куры)
    Работа с иллюстрациями
    Как я уже говорила, иллюстрировал книгу сам автор. И на каком языке не была бы напечатана сказка, но рисунки в них будут самого писателя. Как вы думаете, почему? Важно, что это не иллюстрации, а органическая часть произведения в целом: сам автор и герои сказки всё время ссылаются на рисунки и даже спорят о них. Внимание на экран! Посмотрите на изображенные иллюстрации и найдите в сказке цитаты, соответствующие им.
    Жанровое своеобразие
    Большинство исследователей считает «Маленький принц» сказкой. Причем сказкой философской. Давайте вспомним определение термина «сказка».
    Что реального в «Маленьком принце»?
    А сказочного?
    Некоторые же считают, что это притча. Притча – небольшой рассказ, в иносказательном виде заключающий религиозное или моральное поучение.
    Как вы думаете, а кому адресовал автор свою притчу-сказку? Давайте обратимся к эпиграфу сказки.
    Почему мальчик увидел слона в удаве, барашка в ящике?
    А вы видите их?
    Проблемные вопросы
    Почему принц не перестал любить Розу, когда увидел много роз на Земле?
    Почему Маленький принц решает умереть?
    «Маленький принц» нас учит чему-то. Кому принадлежат эти слова и как они характеризуют героев?
    «Ты всегда в ответе за всех, кого приручил».
    «Себя судить куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр».
    «Среди людей тоже бывает одиноко».
    В сказке много мудрых мыслей. Зачитайте те, которые вам понравились больше всего.
    Подведение итогов.
    Домашнее задание. Список литературы на лето.


    Приложенные файлы