Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя. Повторение изученного материала

Урок биологии в 9 классе. «_____»__________________ 20_____ г.

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

Цель. Сформировать знания о дигибридном скрещивании как методе изучения наследственности.

Образовательные: познакомить учащихся с экспериментом Г. Менделя, в результате которого был открыт закон независимого наследования признаков; раскрыть сущность третьего закона Менделя и дать его формулировку.

Развивающие: продолжить формировать умения работать с генетической символикой; решать генетические задачи, развивать умения сравнивать, анализировать и делать выводы.

Воспитательные: бережное отношение к своему здоровью.

Ход урока.

1. Орг. момент.

2. Повторение изученного материала.

Вариант 1.

___ВВ _________ ___вв _________

гаметы:_____В_________ __в_ _________

F1 ______Вв _ _____ - курчавая шерсть

Вв х вв

F 1 ВВ курчавая

вв гладкая

Вариант 2.

Допишите схему, иллюстрирующую закономерности наследования признаков, установленных Грегори Менделем при моногибридном скрещивании.

Серый цвет

Коричневый цвет

__СС ____ ____сс_ _______

гаметы:_____С _ _____с _______

F1 _________Сс _ ______ - серый цвет

Доминантная гомозигота

серый

Рецессивная гомозигота

коричневый

Гетерозигота

серый

Сс х СС

F 1 СС серый

Сс серый

Изучение новой темы .

Дигибридное скрещивание - это скрещивание по двум парам признаков.

А - желтые семена

а - зеленые семена

В - гладкие семена

в - морщинистые семена

Р: ААВВ х аавв

Р: _________ х ________

фенотип: ________________ _____________________

гаметы: _________________ ______________________

Сколько типов гамет образует родительское растение с желтыми гладкими семенами? ___1_ _____ С зелеными морщинистыми семенами?_____1_ _______

Какова вероятность (в%) появления в результате первого скрещивания растений F1 с желтыми семенами?___100 _______ С зелеными семенами?________0 _________

Сколько разных генотипов образуется среди растений первого поколения? ______1 ___

Сколько разных фенотипов образуется среди растений первого поколения? ______1 __

Сколько типов гамет образует растение первого поколения с желтыми гладкими семенами?________4_ ___________

Какова вероятность (в%) появления в результате самоопыления растений F2 с желтыми гладкими семенами?__________ С желтыми морщинистыми? ______________ С зелеными гладкими? ___________ С зелеными морщинистыми?_________________

Третий закон Менделя - закон независимого расщепления признаков: При дигибридном скрещивании расщепление по каждому признаку идет независимо от другого признака в ряду поколений; в результате среди гибридов второго поколения появляются потомки с новыми комбинациями признаков в соотношении 9:3:3:1.

Анализирующее скрещивание проводят для определения генотипа организма, для этого данный организм скрещивают с рецессивной гомозиготой.

задача . У гороха нормальный рост наследуется как доминантный признак. нормальное растение гороха скрещено с карликовым. В потомстве произошло расщепление признаков: 123 растения нормальные, 112 - карликовых. Определите генотипы родителей и потомков.

Закрепление.

Решение задач.

У овса нормальный рост доминирует над гигантизмом, а раннеспелость над позднеспелостью. Признаки наследуются независимо. Какими признаками будут обладать гибриды, полученные от скрещивания гетерозиготного растения по обоим признакам и доминантного гомозиготного по обоим признакам родителей. Каков фенотип родительских особей? Сколько разных генотипов может быть среди гибридов первого поколения?

Р: курчавая шерсть х гладкая шерсть

____________ ____________

F1 __________________________ - курчавая шерсть

Доминантная гомозигота

Рецессивная гомозигота

Гетерозигота

Гибрид F1 скрестили с рецессивной гомозиготой. Определите генотипы и фенотипы гибридов F2 .

Вариант 2.

Допишите схему, иллюстрирующую закономерности наследования признаков, установленных Грегори Менделем при моногибридном скрещивании.

Серый цвет

Коричневый цвет

Р: серый цвет х коричневый цвет

____________ ____________

гаметы:______________ ____________

F1 __________________________ - серый цвет

Доминантная гомозигота

Рецессивная гомозигота

Гетерозигота

Гибрид F1 скрестили с доминантной гомозиготой. Определите генотипы и фенотипы гибридов F2

Рабочая карта урока.

Учени ___ 9 класса _________________________________________________________________

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

Дигибридное скрещивание__________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Объект исследования: горох (стр.71-72, рис. 29)

А - желтые семена

а - зеленые семена

В - гладкие семена

в - морщинистые семена

Р: ААВВ х аавв

фенотип: ________________ _____________________

гаметы: _________________ ______________________

F1 __________________________ _______________________

Скрестим гибриды первого поколения.

Р: _________ х ________

фенотип: ________________ _____________________

гаметы: _________________ ______________________

На основании полученных результатов скрещивания, ответьте на вопросы.

Сколько типов гамет образует родительское растение с желтыми гладкими семенами? _________ С зелеными морщинистыми семенами?_____________

Какова вероятность (в%) появления в результате первого скрещивания растений F1 с желтыми семенами?__________ С зелеными семенами?_________________

Сколько разных генотипов образуется среди растений первого поколения? __________

Сколько разных фенотипов образуется среди растений первого поколения? _________

Сколько типов гамет образует растение первого поколения с желтыми гладкими семенами?

Какова вероятность (в%) появления в результате самоопыления растений F2 с желтыми гладкими семенами?__________ С желтыми морщинистыми? ______________ С зелеными главными? ___________ С зелеными морщинистыми?_________________

Сколько разных генотипов может быть среди гибридов второго поколения?________

Сколько разных фенотипов может быть среди гибридов второго поколения?________

Третий закон Менделя - ______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анализирующее скрещивание - _______________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Задача . У гороха нормальный рост наследуется как доминантный признак. Нормальное растение гороха скрещено с карликовым. В потомстве произошло расщепление признаков: 123 растения нормальные, 112 - карликовых. Определите генотипы родителей и потомков.

А) Р: нормальное х карлик

гаметы:______________ ____________

Фенотип

Б) Р: нормальное х карлик

гаметы:______________ ____________

F1 __________________________ - генотип

Фенотип

Задача. У овса нормальный рост доминирует над гигантизмом, а раннеспелость над позднеспелостью. Признаки наследуются независимо. Какими признаками будут обладать гибриды, полученные от скрещивания гетерозиготного растения по обоим признакам и доминантного гомозиготного по обоим признакам и гомозиготного по обоим признакам родителей. Каков фенотип родительских особей? Сколько разных генотипов может быть среди гибридов первого поколения?

Фенотипы родителей ___________________________________________________

Сколько разных генотипов может быть среди гибридов первого поколения?_________

Горбункова Т.Ю.

ТЕМА: Дигибридное скрещивание.

Дидактическая цель урока: создать условия для:

Осознания и осмысления блока новой учебной информации,

Формирования биологической грамотности учащихся.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать знания о дигибридном скрещивании как методе изучения наследственности, используя дополнительный электронный ресурс (электронный учебник);

Воспитательные: продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения;

продолжить работу над повышением стремления к самоактуализации;

способствовать воспитанию культуры общения.

Развивающие: продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений:

систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи;

продолжить развитие учебно-познавательных умений: составлять и высказывать тезисы, пользоваться предметным языком;

продолжить развитие поисково-информационных умений: работа с электронными средствами информации;

продолжить развитие учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

Тип урока:

комбинированный: проверка знаний, изучение и закрепление нового материала.

Методы и технологии:

иллюстративно-словесный, частично-поисковый, проблемные ситуации, работа с компьютером.

Познавательные процессы:

внимание, память, воображение, мышление – инструменты для переработки учебной информации

Каналы общения: диалог, аудиовизуальный, компьютер – ученик – учитель.

Оборудование: таблицы «Законы Менделя», презентация к уроку.

1 этап: актуализация знаний. проверка знаний.

    Что изучает генетика?

    Дать определение доминантным и рецессивным признакам?

    Какое скрещивание называют моногибридным?

    Проблема! Как называется скрещивание, если используются организмы, отличающиеся по двум парам признаков? (Озвучивание темы урока)

    Основоположником генетики является… (Иоганн Грегор Мендель).

(сообщение приложение 1)

2). Р АА x аа

F 1 Аа черная, 100%

3). Закон единообразия гибридов 1 поколения

1). Доминирует черная окраска шерсти

2). Р Аа x Аа

F1 АА; Аа; Аа; аа

Генотип 1 2 1

75% черная 25% белая

3). Проявляется закон расщепления (II Закон Менделя)

1). Доминантным признаком у кроликов является мохнатая форма шерсти (А)

2). Генотипы (Р – «пирента») родителей аа АА

Генотипы F1 Аа – 100%

Генотипы F2 Аа Аа Аа аа

2 этап: Вызов.

Как проявляется наследование признаков, если скрещивание происходит по двум отличающимся признакам. (Изучение темы)

Учитель: в природе организмы отличаются друг от друга по многим признакам, за исключением растений развивающихся в результате самоопыления, а также однояйцевые близнецы человека и животных.

Скрещивание особей, отличающихся друг от друга по двум признакам, называется дигибридным.

Горох – самоопыляющееся растение, цветки гороха защищены от попадания чужой пыльцы. Г.Мендель проводил искусственное опыление.

Гибриды вполне плодовиты, поэтому можно следить за ходом наследования признаков в ряду нескольких поколений. Чтобы добиться максимальной чистоты опытов, Мендель избрал для анализа семь пар четко различающихся, контрастирующих признаков:

1. форма семян

2. окраска семян

3. окраска кожуры семян

4. форма бобов

5. окраска незрелого плода

6. распределение цветков

7. длина стебля

Исследуем скрещивание чистых линий гороха, различающихся по двум признакам: цвету семян (желтые или зелёные) и их форме (гладкие или морщинистые).

Одна пара генов Аа отвечает за цвет семян, при этом желтая окраска горошин (А) доминирует над зелёной (а), а их гладкая форма (В) – над морщинистой (в).

По закону единообразия гибридов первого поколения семена гороха в F 1 были желтыми и гладкими.

Для того, чтобы было легче понять как будет проходить комбинация признаков при скрещивании двух гибридов из первого поколения, американский исследователь Дженеральд Пеннет предложил заносить результаты опыта в таблицу, которую назвали решеткой Пеннета.

Опыты Г.Менделя

Для дигибридного скрещивания Мендель брал гомозиготные растения гороха, отличающиеся по окраске и форме семян. Грегор Мендель использовал растение гороха, которые отличались по двум парам признаков – горох с желтыми гладкими и с зелеными морщинистыми семенами.

Все гибриды первого поколения имели семена желтые и гладкие – о чем говорит этот факт? (В первом поколении при полном доминировании все поколение одинаково и проявляется доминантный признак )

Да такой результат скрещивания показывает, что желтый цвет горошин доминирует над зеленым, а гладкая форма семян над морщинистой.

Второе поколение было получено в результате самоопыления. И оно имело следующие фенотипы:

гладкие, желтые
морщинистые, желтые
гладкие, зеленые
морщинистые, зеленые

Вспомните, какая окраска и форма семян являются доминантными у растения гороха? (желтая окраска, гладкая форма доминирует ). Скрещивая растения с желтыми и гладкими семенами с растением с зелеными и морщинистыми семенами, Мендель получил единообразное гибридное поколение F 1 .

Назовите, каким будет фенотип и генотип поколения F 1 ? В результате скрещивания чистых линий гибриды F 1 все одинаковы и похожи на одного из родителей.

Какой закон соблюдается при дигибридном скрещивании чистых линий? Как определить количество гамет? Исходными формами для скрещивания были взяты, с одной стороны, горох с желтыми и гладкими семенами, с другой - горох с зелеными и морщинистыми.

Если для скрещивания взяты гомозиготные формы, то все потомство в первом поколении гибридов будет обладать желтыми гладкими семенами - проявится правило единообразия. Следовательно, в первой паре генов доминантной окажется желтая окраска, рецессивной - зеленая (А-а). Во второй паре генов (обозначим их В-Ь) гладкая форма семян доминирует над мор­щинистой. Во втором поколении гибридов (F2 ) было обнаружено расщепление. Мендель подсчитал, что желтых гладких семян оказалось 315, желтых морщинистых – 101, зеленых гладких – 108, зеленых морщинистых – 32. Проанализировав характер расщепления, Мендель сделал вывод, что при скрещивании особей, гетерозиготных по двум признакам, т. е. дигетерозиготных гибридов первого поколения, в F 2 проявляется расщепление в отношении 9: 3: 3: 1. Девять частей приходится на желтые гладкие семена, три части – на желтые морщинистые, три – на зеленые гладкие и одна часть – на зеленые морщинистые. Г. Мендель обратил внимание на то, что в F 2 появились не только признаки исходных форм, но и новые комбинации: желтые морщинистые и зеленые гладкие.

А - желтый цвет семени.

а - зеленый цвет семени.

В - гладкое семя,

b - морщинистое семя.

Р: ААВВ х аа bb

F1: Аа Вb желт, гладк.

На основании этого Мендель сформулировал свой третий закон (слайд 3) или закон независимого расщепления признаков (под запись):

При дигибридном скрещивании у гибридов каждая пара признаков наследуется независимо от других и дает расщепление 3:1, образуя при этом четыре фенотипические группы, характеризующиеся отношением 9: 3: 3: 1 (при этом образуется девять генотипических групп – 1: 2: 2: 1: 4: 1: 2: 2: 1

Мендель сделал вывод, что форма семян наследуется независимо от окраски. Объяснение этого заключается в том, что каждая пара аллельных генов распределяется у гибридов независимо друг от друга, т. е. аллели из различных пар могут комбинироваться в любых сочетаниях (слайд 4).

Таким образом, у гетерозиготной особи образуются четыре возможные комбинации генов в гаметах: AB, Ab, aB, ab. Всех гамет образуется поровну, по 25%. Естественно, что при скрещивании этих гетерозиготных особей любая из четырех типов гамет одной родительской особи может быть оплодотворена любой из четырех типов гамет, образованных другой родительской особью, т. е. возможно 16 комбинаций.

Используя решетку Пеннета (она названа по имени ученого, предложившего удобную форму записи), рассмотрим все возможные сочетания гамет при образовании генотипов гибридов второго поколения F2 (слайд 5).

При подсчете фенотипов, записанных на решетке Пеннета, оказывается, что у гибридов F2 произошло расщепление по фенотипу в отношении 9: 3: 3: 1. Если подсчитать полученные особи по каждому признаку (отдельно по окраске и отдельно по форме), то результат окажется 12 + 4, т. е. такой же, как при моногибридном скрещивании – в отношении 3: 1 (слайд 6, 7).

Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении 9: 3: 3: 1, то исходные (данные) особи были дигетерозиготными. (слайд 8)

Итогом проведенной Г. Менделем работы стал закон независимого комбинирования признаков (независимого наследования ) (под запись):

При дигибридном скрещивании расщепление по каждой паре признаков у гибридов второго поколения идет независимо от других пар признаков и равно 3: 1, как при моногибридном скрещивании. (слайд 9)

В XX в. генетики установили, что закон независимого комбинирования признаков справедлив только для тех случаев, когда гены, отвечающие за развитие непарных признаков (например, окраска и форма семян у гороха), находятся в разных негомологичных хромосомах

3этап. Осмысление новой учебной информации.

РЕШИМ ЗАДАЧИ:
1. У человека нормальный обмен углеводов доминирует над рецессивным геном, ответственным за развитие сахарного диабета. Дочь здоровых родителей больна. Определите, может ли в этой семье родиться здоровый ребенок и какова вероятность этого события?

2. У людей карий цвет глаз доминирует над голубым. Способность лучше владеть правой рукой доминирует над леворукостью, гены обоих признаков находятся в разных хромосомах. Кареглазый правша женится на голубоглазой левше. Какое потомство следует ожидать в этой паре?

Решим задачу:

Имеются чёрные длинношерстные кошки и сиамские короткошерстные. И те, и другие гомозиготны по длине шерсти и окраске. Известно, что короткошерстность и чёрный цвет-доминантные признаки. Определите генотип родителей, фенотип и генотип потомства.

Решение: пусть А-чёрный окрас, В-короткая шерсть, а-сиамский окрас, в- длинная шерсть.

Фенотипы родителей

Чёрные дл-ш Сиамские к-ш

Генотипы родителей

ААвв х ааВВ

Гаметы

Генотип потомства

АаВв

Фенотип потомства

чёрные короткошерстные

Постепенно все же стали понимать,
Доминантный значит, будет подавлять,
Рецессивный – значит, будет отступать.
И задачки стали лучше мы решать.
Т.к. все патологические признаки
Находятся состоянии рецессивном
И на уроках и в жизни должны вы быть
активны
Прошу не сомневайтесь
Вы в своем таланте
Пусть в вашей жизни-
Все будет в доминанте… (слайд 14)

7.Домашнее задание

1) У кроликов черная окраска меха доминирует над белой окраской. Рецессивным признаком является гладкий мех. Какое потомство будет получено при скрещивании черного мохнатого кролика, дигетерозиготного по обоим признакам, с черной гладкой крольчихой, гетерозиготной по первому признаку?

2) При скрещивании черного петуха без хохла с бурой хохлатой курицей все потомство оказалось черным и хохлатым. Определите генотипы родителей и потомства. Какие признаки являются доминантными? Какой процент бурых без хохла цыплят получится в результате скрещивания гибридов во втором поколении?

3) Отец с курчавыми волосами (доминантный признак) и без веснушек и мать с прямыми волосами и с веснушками доминантный признак) имеют троих детей. Все дети имеют веснушки и курчавые волосы. Каковы генотипы родителей и детей?

Приложение 1

Иоганн Грегор Мендель- основоположник науки генетики.

Иоганн Мендель родился 20 июля 1822 года в крестьянской семье Антона и Розины Мендель в маленьком сельском городке Хейнцендорф (Австрийская империя , позже Австро-Венгрия , теперь Гинчице (часть села Вражне) у Нового Йичина , Чехия ). Дата 22 июля, которая нередко приводится в литературе как дата его рождения, на самом деле является датой его крещения .

Помимо Иоганна в семье были две дочери (старшая и младшая сестры). Интерес к природе он начал проявлять рано, уже мальчишкой работая садовником. Проучившись два года в философских классах института Ольмюца (в настоящее время Оломоуц , Чехия), в 1843 он постригся в монахи Августинского монастыря Святого Фомы в Брюнне (ныне Брно , Чехия) и взял имя Грегор. С 1844 по 1848 год учился в Брюннском богословском институте. В 1847 году стал священником. Самостоятельно изучал множество наук, заменял отсутствующих преподавателей греческого языка и математики в одной из школ. Сдавая экзамен на звание преподавателя, получил, как ни странно, неудовлетворительные оценки по биологии и геологии . В 1849-1851 годах преподавал в Зноймской гимназии математику, латинский и греческий языки . В период 1851-53 годов, благодаря настоятелю, обучался естественной истории в Венском университете , в том числе под руководством Унгера - одного из первых цитологов мира.

Будучи в Вене, Мендель заинтересовался процессом гибридизации растений и, в частности, разными типами гибридных потомков и их статистическими соотношениями.

В 1854 году Мендель получил место преподавателя физики и естественной истории в Высшей реальной школе в Брюнне, не будучи дипломированным специалистом. Ещё две попытки сдать экзамен по биологии в 1856 году окончились провалом, и Мендель оставался по-прежнему монахом, а позже - аббатом Августинского монастыря.

Вдохновившись изучением изменений признаков растений, с 1856 по 1863 год стал проводить опыты на горохе в экспериментальном монастырском саду и сформулировал законы, объясняющие механизм наследования, известные нам как «Законы Менделя ».

8 марта 1865 года Мендель доложил результаты своих опытов брюннскому Обществу естествоиспытателей, которое в конце следующего года опубликовало конспект его доклада в очередном томе «Трудов Общества…» под названием «Опыты над растительными гибридами». Этот том попал в 120 библиотек университетов мира. Мендель заказал 40 отдельных оттисков своей работы, почти все из которых разослал крупным исследователям-ботаникам. Но работа не вызвала интереса у современников.

Мендель сделал открытие чрезвычайной важности, и сам сначала был, по-видимому, в этом убеждён. Но потом он предпринял ряд попыток подтвердить это открытие на других биологических видах, и с этой целью провёл серию опытов по скрещиванию разновидностей ястребинки - растения семейства Астровые , затем - по скрещиванию разновидностей пчёл . В обоих случаях его ждало трагическое разочарование: результаты, полученные им на горохе, на других видах не подтверждались. Причина была в том, что механизмы оплодотворения и ястребинки, и пчёл, имели особенности, о которых в то время науке ещё не было известно (размножение при помощи партеногенеза ), а методами скрещивания, которыми пользовался Мендель в своих опытах, эти особенности не учитывались. В конце концов великий учёный сам разуверился в том, что совершил открытие.

В 1868 году Мендель был избран настоятелем монастыря и больше биологическими исследованиями не занимался. Только в начале XX века, с развитием представлений о генах , была осознана вся важность сделанных им выводов (после того, как ряд других учёных, независимо друг от друга, заново открыли уже выведенные Менделем законы наследования).

Мендель умер 6 января 1884 года и не был признан своими современниками. На его могиле установлена плита с надписью «Мое время ещё придёт!».

На окраине Брно в августинском монастыре установлена мемориальная доска и памятник возле палисадника. В музее Менделя имеются его рукописи, документы и рисунки. Также есть различные инструменты, например, старинный микроскоп и другие инструменты, которые учёный использовал в работе.

Тема урока:

Дигибридное
скрещивание
Практическая работа № 1
«Решение простейших генетических задач»
1

“Воспроизведение жизни это и есть
наследственность, в ней проявляется
принцип сохранения жизни и
инвариантная сторона жизненных
явлений”. Академик Н.П.Дубинин
О ком это?
 Успех его работы
объясняется тем, что он
обладает двумя
существенными качествами,
необходимыми для учёного:
способностью задавать
природе нужный вопрос и
способностью правильно
истолковывать ответ
природы. В дополнение к
этому он был исключительно
трудолюбив и аккуратен».
Грегор
Мендель

Найдите допущенные ошибки, выпишите и объясните их.
1. Генетика –
Ошибки:
наука о
наследственно
сти и
изменчивости.
2. Рецессивный
ген –
подавляемый,
уступающий.
3. Доминантный
ген –
преобладающи
й,
подавляющий.
4. Расщепление
3:1 это второй
закон
Г.Менделя.
 Продолжаем мы, ребята, разговор вести
Про генетику ­ науку о наследственности.
Трудно было, очень трудно начинать,
Столько терминов пришлось
запоминать:
Генотипы, фенотипы, локусы, аллели,
Чтобы выучить все это, сил мы не
жалели.
Даже ночью снились нам темные аллеи,
А по ним идут, гуляют гены и аллели.
Потихоньку все же стали понимать,
Рецессивный значит, будет подавлять,
Доминантный ­ значит, будет
отступать.
И задачки стали лучше мы решать.
Если видим расщепление 1 к 3 (один к
трём),
Это первый Менделя закон.
Ну а если в F1 нет расщепления ­
Это правило единообразия первого
поколения.
­

Соотнеси понятия:
1. Наследственность
2. Изменчивость
3. Ген
4. Гомозигота
5. Генотип
6. Гетерозигота
7. Фенотип
8. Доминантный аллель
9. Аллели
10. Рецессивный аллель
Критерии оценивания:
0 ошибок – 5б
1­2 ошибки – 4 б
3­5 ошибок – 3 б
Более 5­ти ошибок – 2б.
А. Свойства организма передавать признаки
будущему поколению.
В. Совокупность всех генов вида или
популяции.
С. Аллель, проявляющийся, фенотипически
только в гомозиготном состоянии.
Д. Зигота, получившая оба одинаковых
гомологичных хромосом.
J. Участок молекулы ДНК.
1­А; 5­ В; 9 – I ;
2­Е; 6­ F; 10 –С.
3­J; 7­ G ;
4­D; 8­ H ;
аллеля.
признаки.
Е. Свойства организма приобретать новые
F. Зигота, получившая два разных аллеля.
G. Совокупность всех внешних и внутренних
признаков организма.
H. Подавляющий аллель.
I. Гены находящиеся в одном участке

Знаешь ли ты законы наследственности?
Вставь пропущенные слова, цифры.
1. При______________ скрещивании гибриды
моногибридном
первого поколения одинаковы
фенотипически и _____________________.
генотипически
2. Чистые гаметы или чистые линии, несут только
один
признак
_________ аллельный_____________из пары.
3. При моноибридном скрещивании у гибридов
второго поколения происходит расщепление
признаков в соотношении _________по фенотипу и по
генотипу___________.
1:2: 1
3: 1
4. В гетерозиготном первом поколении доминантный признак
доминирования
преобладает. Это I закон Г.Менделя – закон _______________.
Во втором поколении происходит расщепление признаков.
5. Потомков, полученных от скрещивания Г.Мендель назвал
_____________.
гибридами
Критерии
оценивания:
0 ошибок – 5б
1 ошибка – 4 б
2 ошибки – 3 б
3 ошибки – 2б.

Реши задачу(моногибридное скрещивание):
Критерии оценивания:
Правильное решение ­ 5 б
Ошибки в оформлении – 4б
Ошибки в решении – 3б

У крупнорогатого скота ген
комолости (безрогости)
доминирует над геном рогатости.
Какой фенотип и генотип будет
иметь потомство от скрещивания
рогатого быка с гомозиготными
комолыми коровами?

Решение:
P…… x ……
Дано:
А ­ безрогие
а ­ рогатые
­ АА♀
Р
­ аа♂
Р
F1……?
G x
F1 ……
Ответ:
В F1 по фенотипу:
по генотипу:

А уровень ­ Выберите один верный вариант ответа
1. Как называется способность живых организмов передавать свои признаки из поколения в поколение?
А. изменчивость Б. приспособленность В. наследственность Г. уникальность
2. При скрещивании двух серых кур получено 119 серых и 41 белый цыпленок. Какой закон иллюстрирует этот результат?
А. единообразия Б. расщепления В. независимого наследования признаков Г. сцепленного наследования
3. Сколько типов гамет образует особь с генотипом Аа: А.1 Б. 2 В. 3 Г. 4
4. Ген – это участок молекулы: А. ДНК Б. РНК В. белка Г. углевода
5. Совокупность внешних признаков организма – это: А. генотип Б. фенотип В. Геном Г. Ген
6. Элементарной единицей наследственности является: А. молекула ДНК Б. ген В. генотип Г. гомозигота
7. Гены, расположенные в одной хромосоме, могут оказаться в разных гаметах, в результате
А. митоза Б. кроссинговера В. эволюции Г. конъюгации
8. Скрещивание особей, различающихся по одному признаку, называется
А. моногибридным Б. дигибридным В. сцепленным Г. близкородственным
9. Какой метод использовал в своей работе Г. Медель?
А. исторический Б. гибридологический В. случайное скрещивание Г. компьютерное моделирование
10. Признак, который проявляется у гетерозигот, называется
А. аллельным Б. гомологичным В. доминантным Г. рецессивным
11. Аллельными являются
А. гены голубых и карих глаз В. ген голубых глаз и высокого роста
Б. ген голубых глаз и свертываемости крови Г. ген высокого роста и свертываемости крови
Критерии
оценивания:
А уровень:
0 ошибок – 5б
1­2 ошибка – 4 б
3­5 ошибки – 3 б
Более 5 ошибок –
2б.
В уровень:
0 ошибок – 5б
1 ошибка – 4 б
2 ошибки – 3 б
3 и более – 2б
С уровень:
Дано, решение, все
обозначения
генотипов,
фенотипов
родителей и
потомства
В уровень ­ Выберите несколько верных вариантов ответов или найдите соответствие.
1. Выберите три верных варианта ответа От брака родителей правшей родился ребенок левша. Какие выводы можно сделать?
А. мать гетерозиготна Г. мать гомозиготна
Б. отец гетерозиготен Д. праворукость – доминантный признак
В. мать гомозиготна Е. праворукость – рецессивный признак
2. Выберите три верных варианта ответа Г. Мендель сформулировал следующие закономерности наследования признаков:
А. биогенетический закон Г. закон единообразия
Б. закон сцепленного наследования Д. закон независимого наследования
В. закон расщепления Е. закон зародышевого сходства
С уровень – решите задачу на моногибридное скрещивание. Скрещивались коричневые норки с серыми. В первом поколении все потомки были
коричневыми. Во втором поколении родилось 45 коричневых и 15 серых норок. Какой признак доминирует и сколько во втором поколении
гомозиготных особей?

Тема урока:
«ДИГИБРИДНОЕ
СКРЕЩИВАНИЕ»
Практическая работа №1
Цель урока:
Изучить, какое скрещивание называется дигибридным и
выяснить сущность третьего закона Г.Менделя. А также
продолжить формирование навыков решения генетических
задач.
Гены отвечающие за признаки могут находится в одной паре
хромосом или в разных парах. Рассмотрим случай, когда
гены определяющие разные признаки находятся в разных
парах гомологичных хромосом.

Дигибридное скрещивание
Дигибридным
называют скрещивание
двух организмов,
отличающихся друг от
друга по двум парам
альтернативных
признаков.
Для дигибридного
скрещивания Мендель
брал гомозиготные
растения гороха,
отличающиеся по
окраске семян (желтые и
зеленые) и форме семян
(гладкие и
морщинистые).

А В
А В
Р ♀
G
Ж. Г.
А
В
а в
а в
х ♂
З. М.
ав
F1
АаBb
дигетерозигота
100% единообразное
поколение по фенотипу и
генотипу
АВав

Признаки
А­ желтый
а­ зеленый
В­ гладкий
в­ морщинистый
Гены отвечающие за
признаки: цвет и форму
расположены в разных
парах гомологичных
хромосом
х
ААВВ
аавв

Дигомозигота
по
доминантному
признаку
Дигомозигота
по
рецессивному
признаку
ААВВ
аавв
АВ
АВ
ав
ав
Дигомозигота дает
один тип гамет
Дигомозигота дает
один тип гамет
АаBb

А
В
ав
Дигетеро
зигота
АаВв
А
в
а
В
Дигетерозигота дает
4 типа гамет
ДигетерозиготаАаВвАВАваВав

AaBb (ж.г)
Гаметы: AB Ab aB ab

AB
♀ ♂
AB
Ab
Решетка Пеннета
aB
ab
Ab
aB
ab

Дигибридное скрещивание
Р ♀ АаВb
G АB Ab
х ♂ AаBb
Ж. Г.
Ж. Г.
АB
аB
аb
Ab
аB
аb
F2
9: 3: 3: 1
ж.г. ж.м. з.г. з.м.

3 закон Менделя «Закон
независимого наследования»
Каждая пара контрастных признаков
наследуются независимо друг от
друга в ряду поколений;
в результате среди гибридов второго
поколения появляются потомки с
новыми комбинациями признаков в
соотношении 9: 3: 3:1
т. е. происходит независимое
наследование признаков
(при этом образуется девять
генотипических групп –
1: 2: 2: 1: 4: 1: 2: 2: 1)
­9 частей из 16
будут иметь семена
желтые­гладкие
­3 части из 16
зеленые­ гладкие
­3 части из 16
желтые­
морщинистые
­1 часть из 16
зеленые­
морщинистые

У вас возникли проблемы с поиском определенного видеоролика? Тогда эта страничка поможет вам отыскать так необходимый вам ролик. Мы с легкостью обработаем ваши запросы и выдадим вам все результаты. Неважно чем вы интересуетесь и что вы ищете, мы запросто отыщем необходимый ролик, какой бы направленности он не был бы.


Если же у вас интересует современные новости, то мы готовы предложить вам самые актуальные на данный момент новостные сводки во всех направлениях. Результаты футбольных матчей, политические события или же мировые, глобальные проблемы. Вы всегда будете в курсе всех событий, если будете пользоваться нашим замечательным поиском. Информированность предоставляемых нами видеороликов и их качество зависит не от нас, а от тех, кто их залил в интернет просторы. Мы всего лишь снабжаем вас тем, что вы ищете и требуете. В любом случае, пользуясь нашим поиском, вы будете знать все новости в мире.


Впрочем, мировая экономика это тоже довольно интересная тема, которая волнует очень многих. От экономического состояния различных стран зависит довольно многое. Например, импорт и экспорт, каких либо продуктов питания или же техники. Тот же уровень жизни напрямую зависит от состояния страны, как и зарплаты и прочее. Чем же может быть полезна такая информация? Она поможет вам не только адаптироваться к последствиям, но и может предостеречь от поездки в ту или же иную страну. Если вы отъявленный путешественник, то обязательно воспользуйтесь нашим поиском.


Нынче очень сложно разобраться в политических интригах и для понимания ситуации нужно найти и сравнить очень много различной информации. А потому мы запросто найдем для вас различные выступления депутатов ГОСДУМЫ и их заявления за все прошедшие года. Вы сможете с легкостью разобраться в политике и в ситуации на политической арене. Политика различных стран станет вам ясна и вы запросто сможете подготовить себя к грядущим переменам или же адаптироваться уже в наших реалиях.


Впрочем вы можете найти тут не только различные новости всего мира. Вы также запросто сможете подыскать себе киноленту, которую будет приятно посмотреть вечером с бутылкой пива или же попкорна. В нашей поисковой базе существуют фильмы на любой вкус и цвет, вы без особых проблем сможете найти для себя интересную картину. Мы запросто найдем для вас даже самые старые и трудно находимые произведения, как и известную всем классику - например Звездные войны: Империя наносит ответный удар.


Если же вы просто хотите немного отдохнуть и находитесь в поиске смешных роликов, то мы можем утолить и тут вашу жажду. Мы найдем для вас миллион различных развлекательных видеороликов со всей планеты. Короткие приколы запросто поднимут вам настроение и еще целый день будут вас веселить. Пользуясь удобной системой поиска, вы сможете найти именно то, что рассмешит вас.


Как вы уже поняли, мы трудимся не покладая рук, что бы вы всегда получали именно то, что вам необходимо. Мы создали этот замечательный поиск специально для вас, что бы вам удалось найти необходимую информацию в виде видеоролика и посмотреть её на удобном плеере.