Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников. Сообщение для педагогов. Презентация мнемотехника презентация по развитию речи на тему Использование мнемотаблиц в детском саду презентация

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА Подготовил: Воспитатель МБДОУ «ДСОВ №75» А.В. Дубровина Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №75» Братск, 2017

В связи с введением в дошкольные образовательные учреждения ФГОС ДО в образовательные учреждения, педагогам дошкольных учреждений, необходимо соответствовать современным тенденциям развития образовательных процессов. Сюда относится и речевое направление развитие детей. Основными задачами работы по развитию речи детей на сегодняшний день являются: -формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа, -развитие словаря детей, -воспитание звуковой культуры речи, -формирование ее грамматического строя, -развитие связной речи.

“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету. К.Д.Ушинский

Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация образовательного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: называет эту методику сенсорно-графическими схемами, предметно- схематическими моделями, блоками-квадратами, коллажем, схемой составления рассказа.

Работа строится от простого к сложному: с простейших мнемоквадратов, потом переходим к мнемодорожкам и позже к мнемотаблицам.

Работа по использованию мнемотаблицам состоит из трех этапов: 1 этап - рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап - осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. 3 этап - осле перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи; перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении. В своей педагогической деятельности мнемотаблицы я использую: для обогащения словарного запаса; при обучении составлению рассказов; при пересказах художественной литературы; при отгадывании и загадывании загадок; при заучивании стихов.

Правила использования мнемотехники: обязательно должны вестись конспекты образовательной работы; работу начинают с простых мнемоквадратов, потом вводят мнемоцепочки; когда ребенок понял суть заданий, можно переходить к мнемотаблицам; все рисунки должны быть цветными, четкими и понятными; число квадратов в таблице не должно быть больше девяти. (это максимально допустимый объем визуальной информации для дошкольника); на одном занятии применяется не более двух мнемотаблиц; повторное рассмотрение или работа с ними может выполняться только по желанию ребенка. Нужно заметить, что мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры.

Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем-моделей удаётся достичь следующих результатов: у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, развиваются коммуникативные умения детей.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотехники для обучения заучивания стихотворений детей с ОНР.

В статье рассматриваются затруднения, которые испытывают дети с ОНР в усвоении заданий по развитию речи, заучивании стихотворений. А эффективным коррекционным средством служат приёмы мнемо...

Мастер-класс "Моделирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи приёмами мнемотехники"

В данном материале вы можете познакомиться со структурой проведения мастер-класса, деятельностью мастера (в данном случае учителя-логопеда) и необходимым оборудованием. А так же выдержками из мастер-к...

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МДОУ №5 «Сказка» Воспитатель: Храмцова Ю. Г. Моделирование (мнемотехника) как средство развития связной речи у дошкольников

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится более актуальным. Цель обучения – развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, т.к. они тесно связаны с полноценным развитием речи. Основа обучения – развитие творческого познания. У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти, что и составляет суть мнемотехники.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей, их используют для: *обогащения словарного запаса, *при обучении составлению рассказов, *при пересказах художественной литературы, *при отгадывании и загадывании загадок, *при заучивании стихов. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Работа строится от простого к сложному: с простейших мнемоквадратов, потом переходим к мнемодорожкам и позже к мнемотаблицам.

При ознакомлении с художественной литературой или при обучении составлению рассказов широко используют мнемотехнику. Работа состоит из нескольких этапов: Этап №1 - Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. Этап №2 - Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. Этап №3 - Осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы),т.е происходит отработка метода запоминания Этап №4 - Делается графическая зарисовка мнемотаблицы. Этап №5 - Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.

«Весна» Наступила весна. У весны три месяца: март, апрель, май. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка. Прямо из-под снега расцветают подснежники – первые вестники весны. Просыпаются насекомые. Из тёплых мест возвращаются перелётные птицы.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Этапы работы над стихотворением: Выразительное чтение стихотворения. Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу. Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль. Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу. Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу. Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.

«Подарки Осени» «Зима»

«Весна» «Лето»

Использование системы мнемотехники позволяет ускорить процесс по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, облегчает запоминание и воспроизведение рифмованных текстов. Занятия проходят намного интереснее и результативность коррекционной работы возрастает. У Егора огород, Там морковка и горох. Справа огород Федоры, Там растут помидоры Рано утром взяв корзину В огород пошла Алина В огороде у забора, Сорвала два помидора, А в теплице у крыльца Два зелёных огурца. А ещё хозяйка ловко С грядки сорвала морковку.


«Скороговорки для развития речи» - Речевое развитие детей. Скороговорка. Речевая гимнастика. Основные результаты. Малые формы. Использование скороговорок в развитии речи. Контакт. Результаты обследования речевого развития детей. Предложения по использованию методики. Скороговорки. Борьба с дефектами речи. Итоги логопедических занятий.

«Игры по развитию речи» - Голоса животных. Дудочки и свистульки. Повтори за мной. Чем заняться. Речевое развитие. Учите малыша считалкам. Скороговорки. Проводи мишку. Кто дольше. Яблоко. Длинные слова. Артикуляционный аппарат. Скачок в развитии речи. Игры на развитие речи. Кукла спит. Загадалки. Кто есть кто. Угадай животное.

«Развитие речи в ДОУ» - Итоги внедрения. Структура единого образовательного пространства для детей с нарушениями речи. Показатели сформированности культуры речи педагогов. Реализация педагогического проекта «Логокомплекс для семьи». Игровые модули для организации сюжетно-ролевых игр. Наборы предметных и сюжетных картинок для рассматривания детьми.

«Развитие речи у ребёнка» - Поэтому каждую игру-упражнение мы сопроводили подробным комментарием. "Отгадай загадку« Игра подойдет для детей от 3 до 7 лет. Недостаточный словарный запас. Как ты думаешь, почему длинная коса считалась красивее короткой? Как? Где? Откуда? Задавайте РАЗНЫЕ вопросы с использованием всего многообразия вопросительных слов: Что?

«Развитие детской речи» - Основные термины: Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста с недоразвитием речи (с 3-х до 5-и лет) Составитель: С.А. Миронова. Программы логопедической работы по преодолению речевых нарушений у детей, применяемые в МДОУ детском саду компенсирующего вида «Родничок». Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи Составители: Т.Б. Филичева, Т.В.Туманова, Г.В. Чиркина.

«Развитие речи дошкольников» - Развитие речевой активности. Месяц. Занятие по развитию речи. Выявление уровня развития речи. Характерные проблемы развития речи дошкольников. Задачи проекта. Примерная тематика дидактических игр. Выявление уровня развития игровых навыков воспитанников. Ожидаемый результат проекта. Игра как средство развитие речи.

Всего в теме 27 презентаций

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников Подготовила воспитатель 1 квалификационной категории Гусева Наталья Анатольевна МБДОУ Дс № 15 г. Камышин

Что такое мнемотехника Мнемотехника – это техника развития памяти. Слово происходит от греческого « mnemonikon » - искусство запоминания. Мнемотехника представляет собой совокупность правил и приёмов, облегчающих запоминание сохранение и воспроизведение информации.

С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи: Развивать связную речь. Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи. Обучать детей правильному звукопроизношению. Развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.

Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат мнемодорожка мнемотаблица

Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.

Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения.

Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.)

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются с целью: Изображения последовательности умывания, одевания, сервировки стола и т. д Заучивания стихов, потешек; При отгадывании и загадывании загадок; При пересказе текстов; При составлении описательных рассказов

Мнемотаблицы, отображающие последовательность действий.

Отгадывание загадок

Проговаривание чистоговорок СА-СА-СА – меня ужалила оса, СО-СО-СО – стал мой нос как колесо, СЫ-СЫ-СЫ – не боюсь я злой осы, СУ-СУ-СУ – я осу в руке несу!

Проговаривание скороговорок, заучивание потешек.

Заучивание стихотворений В руки фрукты мы берем И в корзинку их кладем: Слива, персик, апельсин, Груша, киви, мандарин.

Пересказ художественных текстов

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Коллаж (Большева Т. В.) Предметно – схематическая модель (Ткаченко Т. А.) Сенсорно – графическая схема (Воробьёва В. К.) Схема составления рассказа (Ефименкова Л. Н.) Блок – квадрат (Глухов В. П.) (

Коллаж – это объединение на одном листе (фланелеграфе) картинок, букв, цифр, фигур, которые должны быть связаны одной темой и целью.

Предметно-схематические модели Ткаченко Т.А. схема описания игрушки

Схемы составления рассказов

Сенсорно - графические схемы Воробьёвой В. К.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников

Работа с мнемотехникой, как и все остальное, строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с мнемоквадратов, затем мнемодорожек и переходить постепенно к мнемотаблицам. Причем, в младше...

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранени...

В статье описана предыстория появления мнемотехники,а так же современные её приёмы,для облегчения запоминания материала и развития связной речи у дошкольников....

Консультация для логопедов "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников с ОНР"

Мнемоника, или мнемотехника - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников...