Фрейдизм и неофрейдизм. Основные идеи и представители. Фрейдизм, психоанализ Фрейдизм отношение к науке таблица

В течение продолжительного времени философы-психологи из Европы продвигали концепции, основанные на рационалистических представлениях. Человеческое сознание являлось главным объектом философских дискуссий, в которых активно обсуждалось видение и осознание человеком мира вокруг.

Фрейд же открыл новый взгляд на эволюцию личности. Он ввел такое понятие, как , а фрейдизм и неофрейдизм раскрывали основные идеи ученого, в которых он характеризовал субъективную реальность человека.

Таким образом, фрейдизм - психологическое учение З. Фрейда, раскрывающее концептуальные представления о природе человека. Это философское течение базируется на изучении подсознания человека, его бессознательных психических процессов и тайных намерений.

Определение

Фрейдизм — это обобщенное название многочисленных философских школ, представители которых намеревались исследовать теории Фрейда, дабы объяснить природу явлений и раскрыть тайны подсознания.

В психологии фрейдизм как философская доктрина отлична от самого метода — психоанализа, которому Фрейд придавал более универсальное значение. С момента своего возникновения фрейдизм как философия не являлся чем-то цельным; сам Фрейд двояко трактовал идеи о , так как в нём он узрел причину и созидательных, и губительных процессов, что способствовало разной трактовке идей Фрейда.

Фрейдизм начал активно распространяться после Первой мировой войны, вследствие общего кризиса в традиционной психологии буржуазного общества и культуры в целом. Именно в тот период ученый предложил новую теорию о строении психики человека как особой системы, в основание которой заложено противоречие между некоторыми уровнями психики, особенно между сознанием и бессознательным (подсознанием). Фрейдизм гласит о биологических основах сознания человека.

Пытаясь расширить границы использования психоанализа, ученый постарался интегрировать основы доктрины практически во все сферы культуры и общества: мифы, народный фольклор, искусство, религию, астрологию, хотя изначально это течение принадлежало психологии.

Принципы концепции Фрейда

Фрейд внес огромный вклад в исследование психоанализа, заявив, что человеческая психика включает в себя сознательное, подсознательное и бессознательное. Бессознательное, по мнению ученого, состоит из элементов человеческой психики, похожих на инстинкты животных:

  • Страсти.
  • Желания.
  • Ощущения.

Бессознательное контактирует с сознанием людей через:

  • Оговорки.
  • Устные и письменные ошибки.
  • Введение в транс.

Бессознательное (оно) - это основополагающий элемент в психике, работающий на базе имеющихся с рождения, генетических инстинктивных проявлений. Сознание человека, его ум или эго, находится между подсознанием и окружающим миром. Осознание действительности будто помогает подсознанию реализовать истинные мотивы и желания, воплотить их в жизнь.

Сознательное ясно переживается человеком. Осознание исходит снаружи и изнутри и олицетворяет наши эмоции и переживания. Пребывание в осознанном состоянии кратко по времени и предельно.

Подсознательное, гипер-эго — это тайная совесть личности. Она формируется в ходе социализации, во время формирования запретов и возникновения рамок, это плод воздействия окружающих людей. Бессознательное — результат определенной комбинации генов. Сознательное — следствие личного опыта.

Одной из основных идей фрейдизма является теория о наличии в бессознательном вечно присутствующих сексуальных инстинктов, жажды удовольствия. конфликтует с осознанностью индивида, внимание которого сосредоточено на объективной реальности, т.е. на общепринятых в социуме способах получения наслаждения.

Сознательное и подсознательное хотят воздействовать на бессознательное и управлять им, но при этом конфликт не разрешается, а лишь временно уходит на дно, и есть вероятность, что он может всплыть в самый неподходящий момент.

Поэтому человек должен осознанно контролировать свои желания, понимать, что они есть, и при возможности реализовывать или сублимировать их. , по Фрейду, - это особый тип отклонения сексуальных потребностей. Как считал ученый, вследствие сублимации возникли религии, искусство, различные социальные институты.

В 20 веке также возник социальный фрейдизм. Это течение охватывает культуру, социум и политику, соотнося эти сферы с сублимацией энергии либидо, которая выступает как следствие бессознательного, что является основой всего социального и культурного. Доктрины Фрейда об изучении психоанализа сподвигли других ученых сформировать концепцию неофрейдизма, исследовавшую разные формы отношений между людьми, поведение при стрессе и агрессию людей.

В начале 40-х годов неофрейдизм стал набирать популярность, стремясь трансформировать фрейдизм в теорию, сугубо связанную с социумом и культурой, не уделяя внимания концепции о бессознательном. Основоположники неофрейдизма отмечали, что классический фрейдизм не в силах разобраться со связью человека и социума.

Поэтому основной представитель неофрейдизма, не принимал биологизм и социальный пессимизм Фрейда, вследствие чего он намеревался преобразовать психоанализ в философско-социальное течение. Основные представители фрейдизма — это психиатр , который в свое время очень заинтересовался анализом снов в рамках фрейдизма, и Фромм, исследовавший психоанализ с его антропологической и гуманитарной сторон.

Учение фрейдизма сильно повлияло на психологию о социуме, этнографию, литературоведение, художественную критику. Фрейдизм оказал влияние на многие современные художественные направления.

Сегодня в рамках психоаналитической мысли фрейдизм включает полный спектр идей и доктрин Фрейда. В основе этого учения лежит идея о главной движущей энергии эволюции индивида, которая выражена извечно присущим человеку сексуальным и агрессивным влечением.

Так как противоположностью удовлетворения желаний являются запреты и ограничения, придуманные обществом, инстинктивные желания вытесняются или скрываются, формируя при этом подсознание человека, которое пытается контактировать с индивидом через внешние проявления. Автор: Дарья Сергеева

Ни одно психологическое учение не вызывало столь резких расхождений в оценках, как учение австрийского невропатолога, психиатра и психолога Зигмунда Фрейда (1856-1939), основоположника психоанализа. Фрейдизм претендовал на создание новой «картины человека», нового мировоззрения.

Многочисленные наблюдения психиатров и невропатологов показывали, что человек отнюдь не является тем интелл е ктуализ и -рованным существом, каким его изображала психология ХГХ в. В их наблюдениях психическая жизнь человека предстала как глубоко насыщенная аффектами и эмоциями, влечениями и страстями, противоположными друг другу стремлениями и желаниями, нередко искажающими восприятие и мышление человека. При этом оказывалось, что человек часто не осознает мотивы, побуждения своих поступков и убежденно отрицает у себя наличие некоторых знаний, воспоминаний, которые, однако, воспроизводятся им в состоянии гипноза. Эти наблюдения и стали источником построения психоаналитической фрей-дистской теории. Одна из причин ее широкого распространения заключалась в том, что в ней полнее, чем в других теориях, раскрывалась исключительная сложность психической жизни человека. В работах Фрейда в качестве серьезной психологической проблемы был поставлен вопрос о сексуальной жизни человека.

Обозначив ряд новых проблем и указав на явления, не подвергавшиеся психологическому исследованию, Фрейд, однако, представил эти явления в своей теории в мистифицированной и гипертрофированной форме.

З.Фрейд начинал свой научный путь в физиологическом институте, и взгляд на организм как на энергетическую величину глубоко укоренился в его сознании: организм представляет собой движущую силу поведения в виде особой энергии. Фрейд был практикующим врачом-невропатологом. Его пациенты страдали нервно-психическими расстройствами, но нельзя было понять причины их страданий из устройства нервной системы. В своей лечебной практике он постоянно сталкивался с фактами, которые не могли быть объяснены в анатомо-физиологических понятиях. И Фрейд был поставлен перед дилеммой: подойти к механизмам мотивации (побуждений, влечений, аффектов) с анатомо-физиологической схемой или обратиться к неопределенным психологическим факторам.

Было начало XX в. - наступила эпоха империализма, на философской сцене доминировали иррационализм, мистика. В той атмосфере складывалась система взглядов Фрейда. Представление о том, что поведением людей правят иррациональные психические силы, а не законы общественного развития, что индивид и среда находятся в состоянии извечной войны, - таковы основные идеалистические философские воззрения эпохи империализма. В этой обстановке Фрейд поднял «бунт» против традиционной психологии. Разрушая прежние объяснительные схемы, он выдвинул новые. В своей лечебной практике Фрейд стал широко применять метод свободных ассоциаций. Он считал, что каждая ассоциация возникает под действием каких-то причин. Фрейд рассматривал ассоциации как симптомы моти-вационных установок личности. С помощью ассоциаций он стремился проследить мысли своих пациентов, скрытые не только от врача, но и от них самих.

Первоначально он представил психическую жизнь построенной из трех уровней: бессознательного, предсознательного н сознательного. Источником инстинктивного заряда, придающего мотивационную силу человеческому поведению, является бессознательное. Оно насыщено сексуальной энергией. Эта сфера закрыта от сознания в силу запретов, налагаемых обществом. Во всех случаях им предлагалась одна и та же модель: вытесненное влечение, сталкиваясь с внутренней цензурой сознания, ищет различные обходные пути и разряжается в формах, внешне нейтральных, но имеющих второй символический план. Вытесненные импульсы все же ищут для себя выход и проявляются в состоянии сна (в виде сновидений) и в состоянии бодрствования (в виде различных обмолвок, описок, забываний определенных вещей; сюда же он относил шутки, различные каламбуры). Все это не что иное, как мгновенная разрядка напряжения, созданного ограничениями, которые накладывают социальные нормы.

Центром представлений Фрейда служила идея метаморфоз, претерпеваемых сексуальным инстинктом, появление которого

Современная психология за рубежом датировалось моментом, когда ребенок касается материнской груди. Согласно фрейдистской концепции об инфантильной сексуальности, ребенок проходит до 5-6-летнего возраста сквозь ряд фаз. Между 6 годами и юностью - период, когда половой инстинкт находится в скрытом состоянии. Особое место отводилось так называемому эдипову комплексу, под которым понималась определенная мотивационно-эффективная формула отношений ребенка к своим родителям. Греческий миф о царе Эдипе сводится, по мнению Фрейда, к извечному тяготеющему над каждым мужчиной сексуальному комплексу: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего одновременно ненависть и страх перед наказанием. Фрейдистская теория сексуального развития ребенка и эдипова комплекса построена на рассуждениях и аналогиях, а потому представляет не науку, а мифологию.

Психоанализ не ограничил своих претензий областью психического развития индивида. Он распространил их на всю историю человеческой культуры, ища в ее продуктах воплощение все тех же комплексов, тех же сексуальных сил. В этот период претерпевают изменение взгляды Фрейда на структуру личности. Он предлагает иную модель, оказавшую существенное влияние на психологические учения о личности, в которой утверждается, что личность строится из трех основных компонентов, обозначенных терминами, «ид» (Оно), «это» (Я) и «супер-эго» (сверх-Я). Ид - наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов (или либидо): будучи иррациональным и бессознательным, он подчиняется принципу удовольствия. Эго следует принципу реальности - учитывает особенности внешнего мира, его свойства и отношения. Наконец, супер-эго служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль критика и цензора. Если эго примет решение или совершит действие в утоду ид, но в противовес супер-эго, оно испытывает наказание в виде чувства вины, укоров совести. Поскольку требования к эго со стороны различных инстанций - ид и супер-эго - несовместимы, оно неизбежно пребывает в состоянии конфликта, создающего невыносимое напряжение. От этого напряжения эго спасается с помощью специальных «защитных механизмов» -- вытеснения, сублимации и т.д.

Вытеснение означает активное, но неосознаваемое личностью устранение их сознания, чувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в область бессознательного, они продолжают мотивировать поведение и переживаются в виде чувства беспокойства. Сублимация - один из механизмов, посредством которых запретная сексуальная энергия разряжается в форме других видов деятельности, приемлемых для общества, например в творчестве.

Все это были проблемы, отнюдь не сводившиеся к вопросу о соотношении сознания и бессознательного. Основной категорией в психоанализе была категория мотива. Психоанализ претендовал на то, чтобы рассказать людям о пружинах и энергетическом запасе их поведения больше, чем им известно из собственных представлений о самих себе. Но Фрейд противопоставил мотивацию сознанию. У него сознание само по себе бессильно. Вся энергия черпается, в конечном счете, из глубин бессознательного. У Фрейда психическая энергия подменила биологическую и выступила в роли главного двигателя общественного развития. И организм и общество оказывались не чем иным, как материалом, из которого либидо лепит свои формы.

Психоанализ, или фрейдизм, – общее обозначение различных школ, возникших на базе психологического учения З. Фрейда (1856–1939). Для фрейдизма характерно объяснение психических явлений через бессознательное. Его ядром является представление об извечном конфликте между сознательным и бессознательным в психике человека. По мнению З. Фрейда, действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от сознания. Он создал метод психоанализа, основой которого является анализ ассоциаций, сновидений, описок и оговорок и т. д. С точки зрения З. Фрейда, корни поведения человека находятся в его детстве. Основополагающая роль в процессе формирования человека отводится его сексуальным инстинктам и влечениям.

Свою первую модель личности Фрейд назвал «топографической». Он представил человеческую психику в виде айсберга, лишь малая часть площади которого находится на поверхности, основание же – надежно скрыто от посторонних глаз. Вершина этого айсберга – сознание, то есть то, что человек может субъективно воспринимать как реальность внешнего мира. Подсознание же – большая часть психики, содержащая примитивные желания и импульсы.

Фрейд считал, что некоторые события или желания оказываются для людей слишком пугающими, болезненными. И тогда помимо своей воли человек о них забывает. Мысли о них вытесняются из сознания и погружаются глубоко, ближе к основанию «айсберга». Так в общих чертах формулируется «Теория бессознательного» Фрейда.

Ученый предположил, что вытесненное оказывает большее влияние на жизнь человека, чем тот может себе представить. Возможно появление определенных физических симптомов, возникающих без причины. И тогда человеку можно помочь лишь одним способом – сделать бессознательное сознательным.

«Три кита человеческой психики»

Теория личности Фрейда со временем модернизировалась. В 1923 году им была предложена структурная модель психики, основанная на представлениях об «Ид», «Эго» и «Супер-Эго».

Так, «Ид» – полностью бессознательное. Оно образовано двумя противоположными влечениями, Эросом и Танатосом. Первый из этих инстинктов – инстинкт любви. Он помогает человеку выжить, поддерживая основные функции жизнедеятельности, такие как еда, дыхание, секс. Энергия, создаваемая Эросом, носит название либидо.

Танатос – инстинкт смерти. Психологическая теория Фрейда рассматривает его как совокупность деструктивных сил, присущих всем человеческим существам. Когда эта энергия направляется вовне, на других людей, она принимает форму агрессии и насилия. Зигмунд Фрейд полагал, что Эрос все же сильнее Танатоса, и только благодаря этому человек может выжить, а не уничтожить сам себя.

«Эго» развивается из «Ид» в период младенчества. Эту структуру психики можно отнести к сознательным, она олицетворяет собой личность человека. «Ид» же иногда сравнивают с капризным ребенком, имеющим множество противоречивых желаний. И этот ребенок привык требовать их исполнения. Цель «Эго» – удовлетворить все потребности «Ид» безопасным и социально приемлемым способом.

«Супер-Эго» развивается также в детстве. Возникает оно, когда ребенок начинает отождествлять себя с родителем своего пола. «Супер-Эго» иногда называют совестью, так как оно ответственно за соблюдение человеком моральных принципов Оно побуждает нас к социально одобряемому поведению. И, если этого не происходит, «Супер-Эго» заставляет нас чувствовать себя виноватыми.

Таким образом, теория личности Фрейда гласит, что психика человека управляется описанным выше триединством: «Ид», «Эго» и «Супер-Эго».

Защитные механизмы

Иногда «Эго» по каким-либо причинам не может удовлетворить извечный спор между «Ид» и «Супер-Эго». Возникает состояние глубокой тревожности, которое можно перебороть только лишь с помощью так называемых механизмов психологической защиты.

Теория психоанализа Фрейда гласит, что защищаться человек стремится от тех чувств и мыслей, которые становятся невыносимыми для его сознания. Все механизмы психологических защит можно разделить на патологические, невротические, незрелые и зрелые. Остановимся на них более подробно.

Патологические механизмы иногда проявляются в сновидениях и измененных состояниях сознания. Но присутствуют они и в реальной жизни, при этом окружающие воспринимают человека, который их проявляет, как сумасшедшего. Примерами таких защит могут служить бредовые проекции и искажения, когда кто-то воспринимает реальность не такой, как она есть. Кроме того, патологическим механизмом является и отрицание: когда человек не хочет признавать, что определенные события в его жизни все же произошли.

Незрелые психологические защиты характерны для подростков. Проявляются они в уходе от тяжелой объективной реальности в свой выдуманный мир. К примеру, человек может идеализировать другого, в глубине души осознавая, что на деле тот не так уж и хорош. Незрелым механизмом защиты является проекция. Это приписывание другому человеку своих чувств, мыслей, переживаний. Теория Фрейда, к слову, стала первым психологическим учением, в котором был раскрыт механизм проекции.

Невротические механизмы защит признаются психологами эффективными, однако лишь на короткий срок. В дальнейшем они как бы входят в привычку и приносят человеку одни неприятности. Примерами могут служить механизмы регрессии, смещения, интеллектуализации. Регрессия приводит человека на более ранний уровень развития, и он реагирует на какие-либо проблемы так, как вел себя в детстве. Смещение проявляется, когда агрессия перемещается с одного объекта на другой, более доступный. К примеру, женщина может сердиться на мужа, а накричать на ребенка. С помощью интеллектуализации человек старается заменить собственные нежелательные мысли или эмоции другими, теми, которые он считает более приемлемыми.

Зрелые психологические защиты называются так, потому что используются взрослыми, сформировавшимися личностями. Эти механизмы помогают человеку интегрировать противоречивые эмоции и мысли, оставаясь при этом добродетельным в глазах других людей. К зрелым психологическим защитам относятся юмор, альтруизм, идентификация, сублимация и некоторые другие.

Альтруизм – это бескорыстное служение другим, от которого и сам человек получает моральное удовлетворение. Юмор позволяет высказать свои истинные мысли, однако при этом завуалировать их, перевести в шутку. Идентификация – это подражание другому человеку, принятие его как истинного эталона. Понятие сублимации психоаналитическая теория Фрейда трактует следующим образом. Иногда не одобряемые обществом импульсы человек сознательно превращает во что-то такое, что человечество считает прекрасным. То есть некоторая энергия либидо, которая не может найти выход в том состоянии, в каком она существует, направляется самим человеком в иное русло. К примеру, мужчина, страстно желающий чужую жену, но не разрешающий себе никаких поползновений в ее сторону, может начать писать прекрасные стихи от этой любовной тоски.

Теория развития Фрейда

Фрейд явился разработчиком теории о стадиях психосексуального развития. Он утверждал, что психическое развитие личности связано с прохождением определенных этапов, на каждом из которых ребенок получает удовлетворение от нового для себя предмета или явления. Ученым были выделены 5 таких фаз: оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная.

С рождения либидо ребенка направлено на грудь матери, удовольствие он получает от сосания молока. Эту стадию психосексуального развития Фрейд назвал оральной. Затем ребенок начинает ходить, его приучают к горшку. Когда у него все начинает получаться, мать его хвалит, и малыш счастлив. Это анальная стадия развития. Когда ребенок начинает больше общаться с другими детьми обоих полов, сравнивать себя с ними - наступает фаллическая фаза развития. В это время малыш также старается как можно лучше изучить свое тело. Затем интерес к сексуальности немного угасает, наступает латентная фаза развития. И вместе с половым созреванием приходит генитальная его фаза.

Теория мотивации Фрейда

Понятие мотивации в психологии основывается именно на представлении Зигмунда Фрейда об этом феномене. Именно этот ученый одним из первых отверг христианское видение морали, доброты и милосердия как движущих сил человеческого поведения. Он назвал три основных мотива, значимых для любого представителя рода человеческого: чувственность, тревога и агрессия. Именно они «живут» внутри «Ид».

Согласно его представлениям, внутренняя реальность человека находится в состоянии постоянного конфликта между «Ид» и «Супер-Эго», а «Эго» выступает арбитром этой схватки. Именно поэтому мотивы поведения личности часто очень противоречивы. Иногда верх одерживает «Супер-Эго» - и человек совершает высокоморальные поступки, а время от времени «Эго» не в силах сдержать «Ид», и тогда на свободу вырываются потайные темные желания, которые раньше прятались глубоко в бессознательном.

Был не только основателем психоанализа. Его невероятные, революционные идеи о составляющих человеческой личности в частности и эволюционировании человечества в целом, дали мощный толчок к развитию такого философского направления как «Фрейдизм».

В принципе, Фрейдизм – это общинное обозначение для совершенно разных течений и школ, которые стремятся применять психологическое учение доктора Фрейда для объяснения различных явлений культуры, творческих процессов и всего общества в его целостности.

Если рассматривать Фрейдизм как философско-антропологическую и социальную доктрину, то, несомненно, ее следует отличать от психоанализа как метода постижения бессознательных психических процессов, то есть тех принципов, которым Фрейд придавал универсальное значение и которые привели его к обобщенной психологизации и общества, и личности.

С самого начала Фрейдизм не представлял собой что-то монолитное, единое. Он всегда был двойственным, вероятнее всего, из-за двойственного отношения самого Фрейда к бессознательному, ибо он видел в нем как источник всех творческих сил человека, так и некую разрушительную тенденцию.

Именно эта двойственность породила возможность диаметрально противоположных толкований принципов учения доктора Фрейда. Даже среди самых ближайших учеников Фрейда, еще в десятых годах двадцатого века возникал спор о том, что же именно следует полагать главенствующим движущим фактором человеческой психики. Вот, допустим, и у самого А. Адлера, и в индивидуальной психологии, основанной им, эту функцию исполняет комплекс неполноценности и, как следствие, желание самоутверждения.

Согласно школе «аналитической психологии» и авторитетному мнению ее основателя К. Юнга, первоосновой является коллективное бессознательное, а также его архетипы. У О. Ранка абсолютно вся деятельность человека оказалась подчинена стремлению преодолеть первичную «травму рождения».

В то время как у Фрейда, учителя всех этих достойнейших господ, основным фактором, движущей силой психики признается только энергия и мощь бессознательных психосексуальных влечений. Фрейдизм начал широко распространяться после окончания , что было обусловлено не только кризисом, который переживало общество и культура, а и кризисом целого ряда направлений в науке психологии, ранее считавшимися традиционными.

При этом разнообразные направления Фрейдизма ставили себе целью восполнить пустоты методологических и философских обоснований учения Фрейда, опираясь в этом на разные социологические и .

Биологизаторское течение Фрейдизма, к примеру, оказало огромное в своей значимости воздействие на эволюцию психосоматической медицины. Это направление очень созвучно позитивизму, и наибольшее распространение получило в США. К биологизаторскому Фрейдизму также примыкают опыты с кибернетикой и рефлексологией.

А вот, к примеру, социальный Фрейдизм (в своей традиционной форме) рассматривает и изучает культурные, политические и социальные явления как результат сублимирования психосексуальной энергии и трансформации первичных бессознательных процессов, которые играют роль основы по отношению к культурной и социальной среде. В конце тридцатых годов двадцатого века возникло такое направление как Неофрейдизм, который окончательно порывает с концепцией бессознательного и всеми биологическими факторами учения Фрейда и превратил Фрейдизм в исключительно культурологическую и социологическую доктрину.

Особенно влияние Фрейдизма проявилось в этнографии, социальной психологии, художественной и литературной критике. А также не последнюю роль Фрейдизм сыграл в формировании различных художественных течений. Например, сюрреализм расширил формы художественного искусства посредством привлечения бессознательного.

19. Фрейдизм и неофрейдизм

Одним из влиятельнейших идейных течений XX в. является психоаналитическая философия, или фрейдизм. Основателем психоанализа в его классической форме был австрийский психолог, невропатолог, психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Взгляды Фрейда изложены в его трудах: ≪Толкование сновидений≫ (1899), ≪Я и Оно≫ (1923), ≪Тотем и табу≫ (1913), ≪Будущность одной иллюзии≫ (1927), ≪Неудовлетворенность в культуре≫ (1930) и др. В названных работах ярко проявляется переход З.Фрейда от рационализма к иррационализму. Известно, что в течение продолжительного времени в европейской философской мысли доминировали рационалистические концепции. Феномен сознания был тем центром, вокруг которого возникали философские споры, связанные с осмыслением отношений человека и окружающего мира. Фрейд ввел новое измерение в философию. Он обратился к анализу психики вообще и сформировал на его основе представления о субъективной реальности человека. В работе ≪Я и Оно≫ ученый разворачивает структурную концепцию психики, выделяя в ней такие сферы:

а) бессознательное (≪Оно≫) - это определяющий глубинный план человеческой психики, функционирует на основе врожденных, естественных, генетически первичных явлений;

б) сознательное (≪Я≫) - это ум человека, или ≪эго≫. Оно выступает посредником между бессознательным и внешним миром. ≪Я≫ стремится сделать ≪Оно≫ приемлемым для мира и привести мир в соответствие с желаниями ≪Оно≫.

в) подсознательное (≪Сверх-Я≫) - это внутренняя, личная совесть. Она образуется под влиянием системы общественных запретов. Если ≪Оно≫ обусловлено генетически, ≪Я≫ - индивидуальным опытом, то ≪Сверх-Я≫ есть результат влияния других людей.

Важным составным элементом фрейдистского учения было представление о существовании в недрах ≪Оно≫ вечных бессознательных инстинктов сексуального наслаждения (либидо), вступающих в конфликт с сознанием, ориентированным на принцип реальности, т. е. на социально принятые формы поведения и способы удовлетворения желаний. Сознательное ≪Я≫ и подсознательное ≪Сверх-Я≫ стремятся подчинить себе сферу бессознательного ≪Оно≫. При этом происходит лишь мнимое разрешение конфликта, поскольку вытесненные в бессознательное сексуальные желания в любое время могут вырваться на поверхность и стать причиной новых конфликтов. Поиск их реального разрешения достигается путем сознательного овладения желаниями, либо непосредственным их удовлетворением, либо сублимацией (от лат. sublimare - высоко поднимать, возносить). Сублимация - это особый вид отклонения инстинктов (либидо)

от присущей им направленности и переключение их энергии на достижение социальных и культурных целей. Сублимацией объяснял Фрейд возникновение религии, искусства, общественных учреждений.

Наиболее известными последователями З.Фрейда были: основатель аналитической психологии швейцарский психолог, философ и культуролог Карл Густав Юнг (1875-1961), основатель индивидуальной психологии австрийский психолог Альфред Адлер (1870-1937), основатель сексуально-экономической теории австро- американский врач Вильгельм Райх (1879-1957), немецкий философ, психолог и социолог Эрих Фромм (1900-1980), идеолог ≪новых левых≫ Герберт Маркузе (1898-1979) и др. Эти философы уточнили и обновили исходные положения психоанализа, потому их концепция получила название неофрейдизма.

Основатели неофрейдизма указали на неспособность ортодоксального фрейдизма решить проблему взаимодействия субъекта и общества. Например, главного представителя неофрейдизма

Эриха Фромма не удовлетворял биологизм и социальный пессимизм Фрейда, поэтому он стремился превратить психоанализ в социальную философию. С этой целью он обратился к предшествующей философской мысли, а именно к взглядам Л. Фейербаха и в особенности К. Маркса, которые дали ему возможность критически переосмыслить фрейдистскую точку зрения на природу бессознательных влечений и роль социальных факторов в становлении личности. Тем не менее, считая, что социальная теория К. Маркса недостаточно учитывает роль психологического фактора, Фромм дополнил марксизм психоанализом.