Возникновение и политика польши 10 13 в. Основатель польского государства. Образование польского государства. Польские земли в древности

В начале польской истории, именно до принятия христианства, мы встречаем ряд мифов, которые мы не можем оставить без внимания. В этих мифах отражается, с одной стороны, борьба внешняя, с другой – внутренняя. Внешняя борьба – это борьба поляков с немцами, которые теснят западных славян, стараются подчинить их себе, уничтожить их народность, онемечить их. Поляки выставляют сопротивление опасным соседям, мифическая польская княжна Ванда отказывает в руке немцу. Но вместе с внешнею борьбою мифы указывают борьбу внутреннюю: в них выставляются два князя – Попел I и Попел II – как лица, враждебные народу, враждебные началам его быта; народ земледельческий живет под формами родового быта; как у всех славян, так и у поляков члены рода не делятся, но составляют одно; единство рода поддерживается тем, что власть переходит к старшему в целом роде, дядя имеет преимущество перед племянником. Попел I идет против господствующего в народе взгляда, хочет ввести чужой немецкий обычай; он подчиняет сыну своему, Попелу II, его дядей, своих младших братьев.

Попел II идет по следам отцовским: он не имеет народной добродетели, не отличается гостеприимством, прогоняет от себя двоих странников, которые находят гостеприимство у сельчанина Пяста и пророчат его сыну Земовиту престол. Попел хочет отделаться от своих дядей злодейством: созывает их к себе и отравляет; это он делает по совету жены своей, Немуи. Но злодейство наказывается страшным образом: из трупов дядей рождается огромное количество мышей, которые пожирают Попела со всем семейством, и народ выбирает в короли Пяста. Этот миф ясно указывает на противодействие народной массы, сельского населения новизнам, которые вводились по чужеземному немецкому образцу князьями, вождями завоевательных дружин, ибо отец, Попел I, выставляется завоевателем. Миф этот имеет в наших глазах значение и потому, что явления, им указанные, повторяются впоследствии, во времена исторические.

Достоверная польская история начинается с принятия христианства князем Мечиславом. Мечислав женился на христианке, чешской княжне Домбровке, которая и уговорила мужа креститься. Пример князя действовал, христианство распространялось повсюду в Польше, но поверхностно, не пустило глубоких корней, особенно в низших слоях народонаселения. Подле этого явления видим другое: Мечислав – вассал немецкого императора, и немцы не иначе называют его, как графом только. С восшествием на престол сына Мечиславова, Болеслава I Храброго, Польша начинает сильно подниматься: Болеслав, выгнав братьев, стремится подчинить себе Богемию и Русь; ни то, ни другое не удается, но Болеслав выходит из борьбы с богатыми завоеваниями, приобретает от чехов Моравию и Силезию, покоряет также Померанию. Немцы не могут смотреть равнодушно, что сын их вассала стремится стать могущественным и опасным для них государем, основать подле них Славянскую империю, и потому усильно действуют против Болеслава, мешают его. замыслам в Богемии; император Генрих II непосредственно ведет войну с королем польским, но неудачно.

Царствование Болеслава, его блестящая и обширная военная деятельность, завоевания имели могущественное влияние на внутренний быт Польши: из многочисленных сподвижников, из обширной дружины воинственного короля образовалось сильное высшее сословие, которое владеет землею, занимает правительственные должности, сидит в городах, построенных королем, управляет областями. Государство земледельческое, промышленность и торговля развиты чрезвычайно слабо; нет богатого промышленного сословия, которое бы уравновешивало значение сословия военного или землевладельческого. При Болеславе власть королевская была сильна и сдерживала вельмож благодаря личным достоинствам короля; но если пойдут короли, не похожие на Храброго, то что сдержит их?

Так и случилось. Преемником Болеслава Храброго был Мечислав II, вовсе не похожий на отца. С понижением королевского значения поднимается значение вельмож, а тут еще новые благоприятные для них обстоятельства. Мечислав скоро умирает, оставив малолетнего сына Казимира под опекою матери, немки Риксы. Рикса окружает себя немцами и презирает поляков; польские вельможи сильны и не хотят сносить это презрение, не хотят и делиться с немцами в управлении родною страною. Рикса была выгнана с сыном в Германию. Вельможи овладели верховною властию, но, перессорившись, не могли удержать ее в своих руках; произошла анархия и страшная смута: простонародье поднялось против шляхты, язычество прикрытое, но не исчезнувшее, поднялось против христианства или, лучше сказать, против духовенства, тяжелого для народа своими поборами; поселянин стремился избавиться от двоих притеснителей, хотевших жить на счет его труда, от пана и ксендза; внешние враги воспользовались смутою в Польше и поднялись против нее, начали ее обрывать. Тогда единственным средством спасения было признано восстановление королевской власти.

Казимир был призван из-за границы на престол отцовский и дедовский. При Казимире Реставраторе (Восстановителе) смута утихла, чехи были сдержаны в своих враждебных замыслах, христианство укреплено. Преемник Казимира, Болеслав II Смелый, был похож на Болеслава Храброго и воинскими подвигами успел поднять значение Польши между соседями, но не мог поднять внутри значения королевской власти: обстоятельства были не те, какие при Болеславе I, аристократия была сильна, и Болеслав II имел еще неосторожность столкнуться с другим могущественным сословием, духовенством, которое примкнуло к вельможам и еще более усилило последних. Краковский епископ Станислав публично порицал поведение короля, Смелый не удержался в гневе и убил епископа. Следствием было изгнание Болеслава, место которого заступил брат его, Владислав-Герман.

Изгнание Смелого было самым благоприятным обстоятельством для усиления власти вельмож, потому что Владислав-Герман был государь неспособный; по смерти его идут усобицы между сыновьями его: законным, Болеславом III Кривоустым, и незаконным, Збигневом; наконец Збигнев был убит, но Болеслав Кривоустый разделил Польшу между четырьмя сыновьями в 1139 году, вследствие чего в Польше между князьями начинаются такие же родовые отношения и усобицы, какие были на Руси со смерти Ярослава I (1054). Но разница в том, что на Руси эти отношения и усобицы начались очень рано, когда еще вельможи не успели усилиться в качестве областных начальников, и князья, сильно размножившись, заняли все значительные города и волости и тем самым положили препятствие усилению вельможества, его самостоятельности; тогда как в Польше со времен Болеслава Храброго мы видим благоприятные обстоятельства для усиления значения вельмож, причем продолжается единовластие, и вельможи управляют областями. А теперь уже в 1139 году, когда власть вельмож чрезвычайно усилилась, прекращается единовластие, начинаются усобицы между князьями, и этими усобицами сильные вельможи пользуются для большего еще усиления своей власти.

Значение вельмож обнаружилось немедленно. Старший сын Кривоустого, Владислав II, под влиянием жены своей, немки Агнессы, хочет восстановить единовластие, прогнать братьев, усилить свою власть; но вельможи и прелаты не желают этого усиления, принимают сторону младших братьев и выгоняют самого Владислава II; потом изгоняют энергического и потому опасного для них Мечислава III. Таким образом, после Болеслава Храброго мы видим в Польше изгнание четырех государей. Сенат ограничивает совершенно власть государя, который не может ни издать нового закона, ни начать войны, ни дать грамоту на что-нибудь, ни окончательно решить судебного дела. А между тем внешние враги пользуются печальным положением Польши, усобицами ее князей, спорами их с вельможами и прелатами, Польша имела опасных соседей в пруссах, диком литовском племени; доведенные до отчаяния опустошительными набегами пруссов, польские Мазовецкие князья призывают на помощь немцев, именно рыцарей немецкого, или тевтонского, ордена, уступивши им место для поселения. Немецкие рыцари действительно прекращают прусские набеги, мало того, покоряют Пруссию, часть жителей истребляют, часть заставляют бежать в леса, обитаемые единоплеменною литвою, остальных насильно крестят и немечат. Но, утвердившись в Пруссии, немецкий орден в свою очередь становится опасным врагом Польши.

Опасность от немцев для Польши не ограничилась одним немецким орденом. Польские князья в своих усобицах и спорах с вельможами и прелатами, имея надобность в деньгах, занимают их у немцев, отдают им в заклад земли, которые потом остаются у заимодавцев, потому что должники не в состоянии их выкупить; так, много польских земель перешло к маркграфам Бранденбургским. Аббаты польских монастырей, родом немцы, населяют монастырские земли своими немцами; при неразвитости между поляками промышленности и торговли немецкие промышленники и купцы наполняют польские города и вводят туда свое немецкое управление (Магдебургское право); польские князья окружают себя немцами, не иначе говорят, как по-немецки, вельможи подражают им, чтоб отличиться от толпы; употребление немецкого языка повсеместно в Силезии и в больших городах: Кракове, Познани.

После долгих внутренних смут и борьбы со внешними врагами одному из князей польских, Владиславу Локетку (Короткому), удалось соединить большую часть польских областей в одно королевство. Чтобы уравновесить власть сената, Локетек в 1331 году созвал первый сейм в Хенцинах, но он мог вельможеству противопоставить только массу вооруженного сословия, шляхту, которая дала сейму характер веча, казацкого круга, начала стремиться к военной казацкой демократии, не дала королю никакой поддержки. Городское сословие, вобравшее в себя много иноземных элементов, оказалось слабым, неспособным уравновешивать власть вельможества и шляхты и давать опору власти королевской; поселяне рабствовали своим землевладельцам, и, таким образом, дальнейшая судьба Польши находилась в руках шляхты.

Владислав Локетек оставил престол сыну своему Казимиру, прозванному Великим; но издание уложения или статута (Вислицкого) и основание Краковского университета не могут оправдать этого названия. Казимир старался облегчить участь сельского народонаселения, за что заслужил от шляхты прозвание мужицкого короля, но он не мог сделать в этом отношении ничего важного, и вообще в деятельности Казимира нельзя найти столько светлых сторон, чтоб они могли перевесить невыгодное впечатление, какое он производит своею безнравственностью и неразборчивостью в средствах при удовлетворении своим страстям. При Казимире Польша уступает пред своими соседями на севере и западе, отказывается от Данцигской Померании в пользу немцев, от Силезии – в пользу чехов; но зато Казимир пользуется смутою в Галицком королевстве и овладевает этою русскою землею (1340). Бездетный Казимир передает престол племяннику своему от сестры, Людовику, королю венгерскому; могущественная шляхта соглашается на эту передачу, потому что Людовик обещал не налагать податей без согласия народа.

Так как Людовик во все свое царствование мало обращал внимания на Польшу, то это, разумеется, повело еще к большему усилению шляхты. Последняя делала, что хотела, и по смерти Людовика, который отдал польский престол одной из дочерей своих, Ядвиге; Ядвига долго не приезжала в свое королевство, и без нее происходила смута, сильная борьба могущественных родов Наленча и Гржималы. Наконец молодая королева приехала; надобно было ее выдать замуж, и поляки хотели устроить этот брак как можно выгоднее для себя. Их внимание давно уже было обращено на Восток, на сильную страну, союз с которою один мог дать им средство успешно бороться с немцами. Они предложили руку своей королевы и свое королевство великому князю литовскому Ягайлу, но не с тем, чтобы отдать Польшу в приданое за Ядвигою, но чтобы взять Литву в приданое за Ягайлом. Обольщенный честию быть польским королем, полуварвар и человек очень недалекий, Ягайло согласился на все требования польских вельмож и духовенства, сам принял католицизм, обещал обратить в христианство по римскому обряду языческую Литву, обещал распространять католицизм и среди своих христианских подданных восточного исповедания, русских и литовцев, обещал присоединить все свои владения к Польше.

Роковой брак был заключен, но немедленно же оказались явления, какие обыкновенно происходят при насильственном соединении двух различных народностей или когда одна народность отдается в приданое. Языческая часть Литвы волею-неволею была покрещена и присоединена к Западной Церкви; но христиане восточного исповедания, русские и литовцы, не хотели принимать латинства, Великое княжество Литовское не хотело подчиняться короне польской. Вследствие этого при видимом соединении шла сильная борьба. Подробности этой борьбы не принадлежат сюда, касательно собственно польской истории в царствование Ягайла замечательна война с немецким орденом.

В конце IX века неизвестный историк, названный позднее Баварским географом, сообщал о племенных славянских группах, живших на берегах Варты и Одера, и занимавших обширные равнинные земли Центральной Европы. Первоначально разрозненные в западных источниках наименовались лехитами, позднее же их стали называть полянами, по названию одного из сильнейших племен; именно из полян вышел основатель польского государства Мешко І.

Предки

Отдельными разрозненными племенами лехитов правили князья, имен которых история не сохранила. Современным историкам известно всего лишь одно сообщение, которое касается родословной правителей племени полян. Это объясняется тем, что поляне, проведя ряд удачных военных операций и подчинив себе соседние племена, предпочли вытеснить из памяти побежденных имена их правителей, и сохранить в истории свои предания. В XII веке хронист Галл Аноним записал устные легенды о правителях полян, так они и попали в средневековые хроники. Согласно Анониму, в городе Гнезно правил князь Попель, который был изгнан. Его место занял Семовит, который не занимал высокого общественного положения, а был сыном простого пахаря Пяста. Семовит и положил начало династии Пястовичей, которые правили в укреплении Гнезно. Именно этот князь и его наследники, Лестко и Семомысл стали предками Мешко І.

Предпосылки

Скорее всего, Мешко І образовывал свою державу не на пустом месте. Можно быть уверенным в том, что история польского государства началась задолго до рождения этого князя, и прежняя княжеская династия уже предприняла серьезные шаги к централизации власти. Предки Мешко І присоединили к владениям полян земли соседних племен: кувян, мазовшан, лендзян. На захваченных землях строились оборонные сооружения - гроды. В некоторых землях гроды располагались на расстоянии 20-25 км друг от друга, то есть на протяжении дневного перехода боевого отряда. Сильное войско и стали решающими факторами в расширении и укреплении власти полян. Но обширные территории, заболоченные места и непроходимые дебри лесов позволили покоренным племенам сохранять значительную самостоятельность. Захватчики не меняли образ жизни захваченных племен, а накладывали на сообщества крестьян подати, которые собирали слуги князя. Таким образом, основатель польского государства был многим обязан своим предшественникам, которые за два предыдущих века создали систему управления.

Начало правления

Мешко был сыном Семомысла, имя матери его осталось неизвестным. Начало правления датируется 960 г, когда будущий основатель польского государства стал править в княжестве Велика Польша с центром в Гнезно. Уже через десять лет он почти вдвое увеличил площадь подконтрольных ему земель, присоединив территории Мазовии, Куявии и Гданського Поморья. 982 год стал датой завоевания Силезии, а в 990 г поляне присоединили вислянские земли. Завоевания поляков начали принимать угрожающий характер. В западноевропейских и арабских источниках появились сведения о могучем с крепкой властью и хорошо обученным войском. Поэтому принято считать, что польское государство было образовано в X веке, когда польские владения были значительно расширены и укреплены, а князь и его дружина приняли христианство.

Принятие христианства

Без принятия Мешко І христианства в 966 году было бы невозможным образование польского государства. Экспансивная внешняя политика князя привела к обострению отношений с соседними государствами. Император Оттон І отбил попытки полян завоевать земли любушан, и Мешко І согласился выплачивать дань этому правителю. Одновременно князь развивает и польско-чешские отношения. Чтобы закрепить отношения с Чешским королевством, Мешко женится на дочери чешского короля, принцессе Дубравке. Два могущественных соседа - Священная и Чехия, привели князя к решению принять христианство. Крещение по латинскому обряду князь Мешко принял в 966 г. Принятие христианства дало толчок к тому, что первое польское государство стало признаваться современниками на европейском уровне.

Уклад польского государства

На начальном этапе становления польско-литовское государство занимало площадь приблизительно 250 тыс. кв. км. Точнее сказать невозможно, так как границы новообразованной страны постоянно изменялись. Большая часть населения занималась сельским хозяйством. Наиболее многочисленный слой населения составляли кметы, свободные крестьяне. Кметы жили большими семейными и После объединения племен различия между общинами сохранились, что и дало начало административному разделению польских земель, а позже принятия христианства этот же принцип лег в разделение территории на епархии.

Административное деление

Наименьшей ступенью административного деления был гродский округ. Он находился под управлением представителей князя, которые обладали всей полнотой административной, военной и судебной власти. Сохранились упоминания о четырех таких центрах в городах Гнезно, Познань, Гече и Влоцлавек. Именно здесь происходили щитоносцев и латников, которые и составляли костяк польской армии. При необходимости собирались отряды и из всех свободных крестьян. По своему вооружению и военной подготовке такие отряды уступали воинам княжеской дружины, однако успешно использовались в разведке и в партизанских вылазках. По оценкам историков, в начале ХІ века общая численность войска Мешко І составляла свыше 20 тыс. человек.

Экономика древней Польши

Содержание большой и боеспособной армии требовало постоянного притока денежных средств. Для обеспечения обороноспособности страны и удержания захваченных земель, князь Мешко І создал налаженный фискальный аппарат, который занимался сбором и распределением податей. Налог выплачивался всем сельским населением страны, в виде продуктов животноводства и земледелия. Еще одним финансовым рычагом стало распределение «регалий» - различных прав на ведение особо доходных отраслей хозяйственной деятельности. Регалиями являлись: чеканка монет, добыча благородных металлов, устройство рынков и постоялых дворов, некоторые виды охоты. Основными статьями экспорта были меха, янтарь и рабы. Но к концу XI века развитие сельского хозяйства стало требовать постоянного притока рабочей силы, а растущее влияние церкви запрещало торговлю людьми. Поэтому работорговля после ХІ перестала быть элементом экспорта, а в дальнейшем и вовсе прекратилась.

Конец правления Мешко І

Как и в других европейских государствах, права на княжеский престол передавались по наследству. Однако право первородства еще не закрепилось на польских землях, потому были частыми междоусобицы между возможными претендентами на престол. Основатель польского государства имел двух братьев, один из которых погиб в бою, а второй, Чтибор, занимал высокопоставленный пост. Умирая, Мешко I оставил часть государства в руках первородного сына Болеслава. Этот сын вошел в историю, как Болеслав Храбрый. В наследство от отца он получил развитую, богатую, обширную страну с большим международным влиянием. И после долгой череды побед и поражений, Болеслав Храбрый стал первым королем польского государства.

Комментарий: Работу лучше выполнять по шагам, последовательно выполняя задания к контурным картам. Для того, чтобы увеличить карту, просто нажмите на неё.

ЗАДАНИЯ (1 часть)

1. Обведите границу Руси в 1236 г.

Граница Руси в 1236 г. — зелёный цвет

2. Подпишите названия княжеств и их центров, выделенных на карте цветом.

Новгородская земля — г. Новгород

Владимиро-Суздальское княжество — г. Владимир

Муромское княжество — г. Муром

Рязанское княжество — г. Рязань

Смоленское княжество — г. Смоленск

Черниговское княжество — г. Чернигов

Новгород — Северское княжество — г. Новгород — Северский

Переяславльское княжество — г. Переяславль

Киевское княжество — г. Киев

Волынское княжество — г. Холм (обозначить на карте самостоятельно)

Галицкое княжество — г. Галич

3. Стрелками обозначьте поход русских князей и половцев против монголов. Обозначьте место и дату сражения, о котором сказано в летописи: «Русские князья… сражались с татарами, и были побеждены ими, и немногие только избегли смерти; кому выпал жребий остаться в живых, те убежали, а прочие перебиты были. Тут убит был старый добрый князь Мстислав, и другой Мстислав, и ещё семь князей погибло, а бояр и простых воинов многое множество».

Поход русских князей и половцев против монголов — оранжевая стрелка

Место и дата сражения, о котором сказано в летописи — 1223 г, битва на реке Калке (оранжевый крестик недалеко от побережья Азовского моря)

4. Покажите походы хана Батыя в 1236-1238 и 1239- 1242 гг. Подчеркните красным цветом названия городов, сожжённых монголами в ходе походов хана Батыя.

Походы хана Батыя в 1236-1238 гг. — синие стрелки

Походы хана Батыя в 1239- 1242 гг. — фиолетовые стрелки

Города, сожжённые монголами в ходе походов хана Батыя:

  • На Руси: Галич, Кострома, Юрьевец, Городец, Гороховец, Суздаль, Владимир, Юрьев, Переяславль, Дмитров, Торжок, Тверь, Волок-Ламский, Москва, Коломна, Переяславль-Рязанский, Пронск, Козельск, Муром, Рязань, Новгород-Северский, Путивль, Глухов, Чернигов, Переяславль, Киев, Колодяжен, Каменец, Галич, Владимир-Волынский, Берестье.
  • В Волжской Булгарии: Биляр, Джукетау, Булгар, Сувар.

5. Отметьте на карте места и даты сражений, о которых повествуют летописи:

1. «И взяли город… в декабре месяце в 21 день. И весь город сожгли… И храмы Божии разорили, и в святых алтарях много крови пролили. И не осталось во граде ни одного живого… ни стонущего, ни плачущего»

Летопись повествует о взятии ханом Батыем Рязани в декабре 1237 г. — место обозначено цифрой 1.

2. «Князь же Юрий с братом своим Святославом и племянниками своими… и воинами своими пошёл на поганых. Сошлись оба войска, и была страшная сеча, и побежали наши перед иноплеменниками, и тут был убит князь Юрий»

Летопись повествует о сражении на реке Сити 4 марта 1238 г. — место обозначено цифрой 2.

3. «Татары называют его город злой, потому что бились около него семь недель, и убили у татар под ним трёх сыновей темниковых».

Летопись повествует об осаде и взятии города Козельска, происходившей с марта по май 1238 г. — место обозначено цифрой 3.

ЗАДАНИЯ (2 часть)

1. Закрасьте территорию Ливонского ордена в 1236 г. и подпишите его название.

Территория Ливонского ордена закрашена жёлтым цветом.

2. Зелёными стрелками покажите направление похода шведов на Новгородскую землю и укажите год, когда он состоялся.

Поход шведов на Новгородскую землю состоялся в 1240 году (зелёные стрелки)

3. Чёрными стрелками обозначьте походы немецких рыцарей на Новгородскую землю.

Походы немецких рыцарей на Новгородскую землю обозначены черными стрелками.

4. Красными стрелками отметьте направление движения войска князя Александра Ярославича и новгородского ополчения против шведов и немецких рыцарей.

Направления движения войска князя Александра Ярославича и новгородского ополчения против шведов и немецких рыцарей обозначены красными стрелками.

5. Определите и подпишите в легенде, какие сражения показаны на карте.

Невская битва — 15 июля 1240 года на реке Неве состоялось знаменитое сражение между новгородским войском под командованием князя Александра Ярославовича и шведскими завоевателями. Победителями в этой битве стали русские войны. Битва стала известна под именем «Невская битва», а князь Александр Ярославович получил почетное прозвище «Невский».

Ледовое побоище — 5 апреля 1242 года на льду Чудского озеро произошло сражение между русским войском под предводительством Александра Невского и рыцарями Ливонского ордена. Александр Невский одержал в ней сокрушительную победу, войска Ливонского ордена были разгромлены. Битва с тех пор стала именоваться «Ледовое побоище».

На западе – с Германией. На севере Польша имеет выход в Балтийское море.

Численность населения – около 38, 6 миллионов человек. Наиболее густо заселена южная часть страны, меньше всего жителей – в северо-западной и северо-восточной частях. Кроме поляков, которые составляют этническое большинство, в Польше проживают кашубы, немцы (1,3%), украинцы (0,6%), белорусы (0,5%), словаки, чехи, литовцы, цыгане, евреи.

Государственным языком является польский.

В настоящее время Польша является республикой. Государство возглавляет президент.

Столица - Варшава.

Краткий очерк истории

Вероятно, славяне были первыми народами, которые расселились на территории, занимаемой сейчас поляками. Об этом свидетельствуют данные археологических культур, найденных в этих землях. Археологические данные свидетельствуют и о том, что славяне до VIII века практически не имели социально-культурных контактов с другими народами. Этим объясняется то, что первые достоверные сведения о западных славянах, в частности о предках поляков, относятся к VIII веку. В это время на их территорию начинают проникать варяги, для защиты от которых славяне создают небольшие государственные объединения. Западнославянские племена, образовавшие впоследствии польскую народность (поляне, висляне, любушане, слензане (силезцы), ополяне, дзядошане, лендзицы, мазовшане и другие ), занимали территорию от Нижней Эльбы и Одера на западе до среднего течения Нарвы, Западного Буга, Вепша и Сана (правые притоки Вислы) на востоке. На юге территории польских племен простирались до истоков Одера, Дунайца, Вислока и Вислы, а на севере – до Балтийского моря. В целом эта территория соответствует и современным границам Польши. Одному из наиболее активных племен – полянам, селившимся по течению рек Варты и нижнего Одера и создавшим своё государство, – обязаны поляки своим этническим наименованием.

Впервые имя полян появляется в конце Х – начале XI века в одном из латинских житий, где польский князь Болеслав Храбрый (992 – 1025) именуется dux Palanorum, то есть «вождь полян». Древние хроники сообщают, что около 840 года легендарным королем Пястом было образовано первое польское государство, однако это единственное свидетельство не подтверждается больше никакими документами. Первым исторически достоверным правителем Польши был отец Болеслава Храброго - Мешко I из династии Пястов (960–992) , который в 966 году заключил династический брак с чешской принцессой Дубравкой и принял христианство. Принимает христианство по римско-католическому образцу и польская знать, а затем, на протяжении какого-то времени, и весь польский народ. С начала XI века, как и многие средневековые правители, Мешко I, а затем и Болеслав Храбрый ведут политику экспансии, стараясь расширить пределы государства во всех направлениях. Польша пытается распространить свою власть и в Богемии, и в Германии, но главным направлением приращения территорий становится северо-восток и восток. К Великой Польше в 988 присоединяются Силезия и Поморье, в 990 – Моравия, в первой четверти XI века власть Польши устанавливается на территории от Одры и Нысы до Днепра и от Балтийского моря до Карпат. В 1025 году Болеслав принял титул короля, но после его смерти усилившаяся феодальная знать выступила против центральной власти, что привело к отделению от Польши Мазовии и Поморья.

С 30-х годов XII века начинается ослабление польского государства, которое вступает в период феодальной раздробленности, а во второй половине XII века Польша распалась, ряд западных и северо-западных областей отошли под власть немецкого государства.

В середине XIII века восточные территории Польши опустошают татаро-монголы, северные территории страдают от набегов литовцев и пруссов. Чтобы защитить страну, князь Мазовии Конрад в 1226 году пригласил в страну тевтонских рыцарей, которые очень быстро заняли привилегированное положение в государстве, завоевали территорию Восточной Пруссии. В городской среде получил значительное распространение немецкий язык, а на западе (у средней Одры) и юго-западе (в Силезии) происходит процесс полного онемечивания польского населения. В начале XIV века новое государство, созданное немецкими колонистами, отрезало Польше выход к Балтийскому морю.

Воссоединение большей части Польши под властью одного короля происходит в начале XIV века. В 1320 году на престол был коронован Владислав Локотек из Куявии , и с этого времени начинается национальное возрождение, которое достигает наибольших успехов во время правления его сына, Казимира III Великого (1333-1370). Одним из наиболее значительных шагов в развитии польской культуры было создание в 1364 году Краковского университета – одного из старейших университетов в Европе. Это активизировало польскую научную мысль, способствовало развитию точных, естественных и гуманитарных наук.

После смерти Людовика I Великого (Людовика Венгерского, 1370-1382) королевой становится его младшая дочь Ядвига , которая вышла замуж за великого князя Литовского Ягелло (Йогайла, или Ягайло) . Ягелло принял христианство под именем Владислава (Владислав II, 1386-1434) и обратил в него литовский народ, основав династию Ягеллонов, одну из могущественнейших в Европе. Территории Польши и Литвы объединяются в сильный государственный союз, и после поражения крестоносцев тевтонского ордена в битве при Грюнвальде (1410) (1) этот союз очень быстро набирает силу. Во второй половине XV века Польше возвращены Поморье и Гданьск.

Грюнвальдская битва. Гравюра XVI века
Золотым веком польской культуры и государственности становится XVI век. Польша, продолжая политику экспансии и постепенно продвигаясь на северо-восток и восток, становится одним из крупнейших государств в Европе. Польша захватывает балтийское Поморье, Ливонию, Вармию, обширные области и , Литвы.

Королевская власть в Польше никогда не была сильной. Уже в XI веке здесь сформировался мощный пласт местной знати, которая выбирала короля, - традиция, просуществовавшая вплоть до XVIII века. Правитель во многом зависел от своего окружения и, по сути, мог стать марионеткой в его руках. В 1505 году король Александр принимает конституцию, согласно которой парламент, состоящий из двух палат: сейма и сената (2), получает с монархом равные права в решении вопросов, касающихся дворянства. В 1569 году принимается Люблинская уния, по которой Литва и Польша объединяются в единое государство – Речь Посполиту (3). В Речи Посполитой действует один парламент (сейм) и одни законы, аристократией избирается один король. Власть мелкопоместного дворянства укрепляется, а власть королевская, напротив, еще более ослабевает. Генрих Валуа (1573-1574, позже ставший Генрихом III Французским), избранный королем Речи Посполитой после смерти Сигизмунда II , в своих решениях должен был полностью подчиняться сейму. Без рекомендации парламента он не мог жениться, объявлять войну, увеличивать налоги, избирать наследника престола; кроме того, он обязан был исполнять все артикулы парламента. Во время его правления Речь Посполита из государства с ограниченной монархией стала аристократической парламентской республикой.

Если при Сигизмунде II, Генрихе Валуа и Стефане Батории в Речи Посполитой господствовала религиозная терпимость, а Польша на каком-то этапе становится одним из центров Реформации, то при Сигизмунде III Вазе (1587-1632), ревностном стороннике католицизма, положение меняется. В 1596 году для распространения католицизма среди православного населения по Брестской унии была учреждена униатская церковь, которая, признавая главенство папы римского, продолжала использовать православную обрядность.

Величие Речи Посполитой сменяется ослаблением государства, которое ослабили войны с и Турцией, восстание против Польши украинских казаков, военные действия шведов, которые во второй половине XVII века оккупировали большую часть Польши, включая Варшаву. В результате неудачных войн с Польша по Андрусовскому перемирию (1667) потеряла Киев и все районы восточнее Днепра. На развал оказывает влияние и положение в сейме. С 1652 года в нем действует положение (liberum veto), по которому любой депутат мог блокировать не нравящееся ему решение, требовать роспуска сейма и выдвигать любые требования, которые должны были рассматриваться уже новым составом правительства. Такой политикой пользуются и соседние державы, которые неоднократно срывают проведение неугодных для них решений сейма. В XVII – XVIII веках Польша заключает ряд мирных договоров с , преследуя цели выхода к балтийскому побережью, выступает на стороне русских в Северной войне против Швеции. В 1764 году российская императрица Екатерина II добивается избрания королем Польши своего фаворита Станислава Августа Понятовского (1764-1795), который оказался последним королем Польши. Контроль над Польшей стал очевиден.

В 1772 году Пруссия, и Австрия осуществили первый раздел Польши , который был ратифицирован сеймом в 1773 году. Польша уступила Австрии часть Поморья и Куявии (исключая Гданьск и Торунь); Пруссии – Галицию, Западное Подолье и часть Малой Польши; отошли восточная Белоруссия и все земли к северу от Западной Двины и к востоку от Днепра. В Польше установлена новая конституция, которая сохранила выборную монархию, и создан Государственный совет из 36 выборных членов сейма. Раздел страны пробудил общественное движение за реформы и национальное возрождение. В 1791 году Четырехлетний сейм, возглавляемый Станиславом Малаховским, Игнацы Потоцким и Гуго Коллонтаем, принял новую конституцию, согласно которой в Польше устанавливалась наследственная монархия, отменялся принцип liberum veto, города получали административную и судебную автономию, были приняты меры, подготавливающие отмену крепостного права и организацию регулярной армии. Против этой конституции выступили магнаты, которые образовали Тарговицкую конфедерацию, по призыву которой в Польшу вошли войска и Пруссии.

В начале 1793 года Пруссия и осуществили второй раздел Польши , по которому к Пруссии отошли Гданьск, Торунь, Великая Польша и Мазовия, а к России – большая часть Литвы и , почти вся Волынь и Подолье. Реформы Четырехлетнего сейма были отменены, а оставшаяся часть Польши превратилась в марионеточное государство. В 1794 году Тадеуш Костюшко возглавил народное восстание, которое закончилось поражением. Третий раздел Польши , в котором участвовала Австрия, был произведен в октябре 1795 года. Польша как самостоятельное государство исчезла с карты Европы.

Надежда на возрождение государства появилась у поляков после создания Наполеоном I на территории, захваченных Пруссией во время второго и третьего раздела Польши Великого княжества Варшавского (1807 – 1815). Княжество находилось в политической зависимости от Франции. После поражения Наполеона Венский конгресс (1815) утвердил разделы Польши. При этом Краков был объявлен вольным городом-республикой под покровительством трех разделивших Польшу держав (1815–1848); западная часть Великого княжества Варшавского была передана Пруссии и стала называться Великим княжеством Познанским (1815–1846); другая его часть была объявлена монархией (так называемое Царство Польское) и присоединена к . Восстания 1830, 1846, 1848, 1863 годов были неудачными. Император Николай I отменил польскую конституцию, а поляки - участники восстаний подверглись репрессиям.

К восстановлению Польши как самостоятельного государства с выходом к Балтийскому морю привела Первая мировая война. Австро-Венгрия распалась, а в и Германии произошли внутренние политические изменения, не позволявшие теперь контролировать Польшу. 26 января 1919 состоялись выборы в сейм, новый состав которого утвердил Юзефа Пилсудского главой государства. К марту 1923 года в результате ожесточенных споров с Чехией, а также военных действий, направленных против Литвы и , окончательно были установлены новые границы Польши. Во вновь созданном государстве была принята конституция, утверждавшая республиканский строй, учрежден двухпалатный парламент (сейм и сенат), провозглашено равенство граждан перед законом. Тем не менее такое государственное образование оказалось неустойчивым. 12 мая 1926 года Юзеф Пилсудский осуществил военный переворот и установил в стране «санационный» реакционный режим, который позволял ему полностью контролировать страну. Этот режим держался в Польше до начала Второй мировой войны.

Еще до её начала судьба Польши была предрешена: на её территорию претендовали Германия и СССР, которые 23 августа 1939 года заключили пакт о ненападении, предусматривающий раздел между ними Польши; еще раньше в Москве проходили франко-англо-советские переговоры, в ходе которых Советский Союз потребовал себе право на оккупацию восточной части страны. 1 сентября 1939 года с запада на Польшу напала Германия, а 17 сентября с востока – СССР. Очень скоро страна была полностью оккупирована. Польское правительство с остатками вооруженных сил бежали в Румынию. Правительство в изгнании возглавил генерал Владислав Сикорский.

Во время Второй мировой войны на территории Польши было расположено, пожалуй, наибольшее количество концентрационных лагерей, в которых находились не только военнопленные, но и польские евреи. На оккупированной территории сильное военное сопротивление германским войскам оказывала Армия Крайова.

На Ялтинской конференции (4-11 февраля 1945 года) Черчилль (Великобритания) и Рузвельт (США) дали официальное согласие на включение восточной части Польши в состав СССР. В августе 1945 года на Потсдамской конференции было принято решение о передаче Польше южной части Восточной Пруссии и территории Германии восточнее рек Одер и Нейсе.

Поскольку фактически территория Польши находилась под контролем СССР, в стране очень быстро была установлена власть коммунистической партии. В 1947 году сейм избирает президентом Польши коммуниста Болеслава Берута. Начинается процесс сталинизации государства, который связывается с репрессиями, направленными против неугодных политических и религиозных деятелей. В соответствии с новой польской конституцией, принятой 22 июля 1952 года, был упразднен пост президента. Государство стал возглавлять премьер-министр. Первоначально этот пост занимал всё тот же Б. Берут, а с 1954 года – Юзеф Циранкевич.

События, последовавшие в СССР после разоблачения на ХХ съезде КПСС Н.С.Хрущевым культа личности И.В.Сталина, оказали воздействие и на политическую и экономическую жизнь Польши. Политическим лидером становится Владислав Гомулка, который добивается определенной независимости от СССР. Однако вскоре его реформы были отменены.

К середине 1970-х годов начинается экономический кризис, который сопровождается массовыми народными волнениями. Рабочие создают забастовочные комитеты, которые выдвигают не только экономические, но и политические требования, выходят из старых государственных профсоюзов и вступают в созданную забастовщиками независимую федерацию профсоюзов «Солидарность», которую возглавил Лех Валенса . Забастовки и волнения рабочих продолжаются вплоть до 1981 года, когда в ответ на требование «Со-лидарности» провести референдум по вопросам о руководящей роли коммунистической партии и отношений между Польшей и Советским Союзом глава государства Войцех Ярузельский вводит в стране военное положение (13 декабря 1981 года). Лидеры «Солидарности» арестованы, а начавшиеся забастовки подавлены. Экономический спад продолжается до 1983 года, а затем промышленное и сельскохозяйственное производство в стране начинает восстанавливаться.

Новый подъем политической активности народа приходится на конец 80-х – начало 90-х годов ХХ века. Объединение профсоюзов «Солидарность» легализуется. В декабре 1989 года в Польше восстанавливается институт президентской власти. В результате выборов президентом Польши становится Лех Валенса.

Конец ХХ – начало XXI веков для Польши, как и для остальных славянских государств, становится очень непростым периодом как в политическом, так и в экономическом отношении. Процесс декоммунизации сопровождается сменой политических приоритетов, освобождением от влияния России, укреплением экономических связей со странами Восточной и Западной Европы, ориентацией на политику США и стран НАТО.

Краткий очерк культуры

На территории Польши археологи находят керамические сосуды с «ленточным» и «шнуровым» орнаментом, относящиеся к эпохе неолита; укрепленные поселения (Бискупин, около 550-400 годов до нашей эры); глиняные и бронзовые сосуды, принадлежащие лужицкой культуре, остатки славянских поселений с деревянно-земляными укреплениями (Гданьск, Гнезно, Вроцлав и др.). Однако о начале становления собственно польской культуры можно говорить со времени возникновения польского государства, которое приходится, видимо, на вторую половину IX – начало X века. Активизация внешних контактов приводит к осознанию правителями необходимости смены язычества на одну из влиятельных в то время религий. Христианизация страны не смогла полностью уничтожить прежних верований поляков, но все-таки оказала значительно большее влияние на их культуру, чем на культуру восточных славян.

В Польше распространяется римско-латинская культурная традиция, но через чешские земли сюда проникают и культы святых Кирилла и Мефодия, а также их преемника Горазда. Первым национальным культом становится культ святого Войцеха – чешского священника, сторонника сосуществования у славян латинской и церковнославянской литургий, около 997 года убитого пруссами-язычниками.

Вместе с принятием христианства (966 год) в Польше начинается строительство каменных культовых сооружений (наиболее раннее из них – капелла-ротонда Девы Марии на Вавеле в Кракове – вторая половина X века), в которых очень четко прослеживается господствовавший в то время в Западной Европе романский стиль. Построенные в X – XIII веках костёлы отличаются суровой величественностью. Они представляют собой традиционную для римской традиции трёхнефную базилику с монументальными башнями и перспективными порталами, покрытыми резным орнаментом (костел св. Анджея в Кракове, костел в Туме, костел Марии Магдалины во Вроцлаве). Капители междунефных столбов интерьера в сооружениях романского стиля украшаются богатой резьбой. Строители обычно используют плетёнку, растительные узоры, изображения святых, фантастических животных и птиц. В Польше сохранились немногочисленные романские крипты (4) (крипта св. Леонарда в соборе на Вавеле в Кракове, около 1100 года), которые не укоренились в древней польской архитектуре. В отличие от восточно-славянской архитектуры в украшении польских христианских соборов X – XIII веков изредка можно увидеть скульптуры, которым присуща мягкая обобщенность форм (портал костёла Девы Марии во Вроцлаве с рельефными изображениями Богоматери и донаторов, вторая половина XII века). Шедевром романской скульптуры являются бронзовые двери костёла Девы Марии в Гнезно. Отлитые из бронзы в 1175 году, они украшены многочисленными барельефами – сценами из жизни святого Войцеха.

В XIV – XV веках на смену романскому стилю приходит устремленная в небо готика. В постройках этого времени своеобразно преломляются архитектурные формы, встречающиеся в Германии, Чехии, Нидерландах. На юге Польши под влиянием чешского искусства сооружаются трёхнефные базиликальные храмы из камня и кирпича (собор на Вавеле и костёл Девы Марии в Кракове, соборы во Вроцлаве и Познани); на севере под влиянием нидерландской школы возводятся зальные кирпичные костёлы (костёл Девы Марии в Гданьске), отличающиеся строгой сдержанностью облика; на востоке Польши прослеживается влияние древнерусского искусства (росписи капеллы замка в Люблине, 1418 год). Монументальные башни западных фасадов обычно расчленены на ярусы и завершены шатрами. Однако многочисленные перестройки сооружений привели к тому, что архитектура некоторых соборов объединяет разные стили. Так северную башню костела Девы Марии в Кракове венчает высокий готический шпиль, вырастающий из позолоченной короны, южную – низкий ренессансный шлем. Готическая архитектура Польши не ограничивается культовыми сооружениями. Войны с Тевтонским орденом стимулировали крепостное строительство, а благодаря развитию городов процветала и светская архитектура (городские укрепления в Кракове и Варшаве, Ягеллонский университет в Кракове, ратуша в Торуни).

Новое развитие получает и народный промысел. Монахи-францисканцы принесли из Италии обычай сооружать в канун Рождества из бумаги, картона и дерева шопки – макеты Вифлеемского хлева, где родился Христос. На фоне скалы помещают ясли с фигуркой новорожденного, рядом располагают фигуры Божьей Матери, св. Иосифа, пастухов и трех царей, пришедших поклониться Иисусу. Традиционный сюжет каждый мастер старался воплотить по-своему, позднее в него стали включаться и другие персонажи, получили также распространение и шопки со светским сюжетом. Новый вид искусства стал в Польше очень популярным и дожил до наших дней.


Время правления Сигизмунда I (1506-1548 годы) и Сигизмунда II (1548-1572 годы) называют «Золотым веком Польши». Страна в это время достигает наибольшего могущества, а Краков становится одним из самых крупных европейских центров гуманитарных наук, архитектуры и искусства Возрождения. Сильное итальянское влияние, преломляясь, получает в Польше новую жизнь, развивается здесь по-новому. Главным центром формирования новой ренессансной культуры становятся королевский двор и дома местной знати; новые гуманистические идеи частично проникают и в культуру средней шляхты, мелкая шляхта и крестьянство остается носителем старых культурных традиций. В искусстве всё более четко прослеживаются идеи гуманизма с сильным реалистическим началом. Латынь последовательно, но достаточно медленно заменяется польским языком, в результате чего начинает развиваться польский литературный язык. Делается множество научных открытий. В частности, в 1543 году Николай Коперник издает трактат «Об обращении небесных сфер», в котором были заложены основы гелиоцентрической теории, оказавшей существенное влияние на развитие некоторых естественных и гуманитарных наук. Ян Длугош пишет «Историю Польши». В двенадцати книгах на латинском языке автор на основе древних преданий, а также материалов государственных и церковных архивов, польских, чешских и венгерских хроник, русских и литовских летописей рассказывает об истории поляков до 1480 года. Особенностью этого научного трактата является тщательнейший анализ письменных источников и утверждение в польском обществе чувства гордости своим историческим прошлым. Историческая наука развивается и в трудах Мацея из Мехова («О двух Сарматиях», 1517), Мартина Кромера («О происхождении и деяниях поляков», 1555), Мацея Стрыйковского («Хроники», 1582), С. Иловского («О возможностях исторической науки», 1557). Эти работы заставляют современников по-новому взглянуть на историю славянства и на историческую науку вообще.

В XV-XVI веке в Польше значительное развитие получает и философия. Проблемы логики разрабатывают польские гуманисты Гжегож из Санока, Я. Гурский, А. Бурский .

В начале XVII века в архитектуру входит стиль барокко (костёл св. Петра и Павла и Кракове, 1605 – 1619; костёл иезуитов в Познани, костёл бернардинцев в Кракове – XVIII век). Традиционно для этого стиля сооружения богато украшены лепкой, деревянной скульптурой изящной формы, пышно украшаются резьбой алтари. С конца XVII – начала XVIII века в дворцово-парковой архитектуре сказывается воздействие французского зодчества с сочетанием барочных и классицистических черт (Лазенки в Варшаве). В XIX веке в городах и сёлах жилые и хозяйственные постройки возводятся в стиле классицизма, парадность и размах хорошо видны в оформлении варшавских площадей. В начале ХХ века в моду входит стиль «модерн». Он проявляется не только в архитектуре, но и в живописи, скульптуре.

После образования буржуазного польского государства (1918) развитие искусства протекало противоречивым путём. Стремление к освоению новейших достижений европейской культуры, попытки создания современного национального стиля и поиски новых форм реализма сосуществовали с формальным экспериментаторством.

Поляки внесли большой вклад в развитие мирового искусства, естественных и гуманитарных наук. Многие из них получили всемирную известность: в музыке это Фредерик Шопен, Игнацы Падеревский, Кароль Шимановский, Ванда Ландовска, Артур Рубинштейн и современные композиторы Кшиштоф Пендерецкий и Витольд Лютославский; в литературе – Адам Мицкевич, Юлиуш Словацкий, Джозеф Конрад (Юзеф Теодор Конрад Коженёвский), Болеслав Прус, Станислав Выспянський, Ян Каспрович, Станислав Лем и лауреаты Нобелевской премии Веслава Шимборска, Чеслав Милош, Владислав Реймонт, Генрик Сенкевич; в науке – астроном Николай Коперник, логик Ян Лукасевич, Альфред Кожыбский (основатель общей семантики), экономисты Оскар Ланге и Михаил Калецкий, а также лауреат Нобелевской премии Мария Склодовская-Кюри. Польскими политическими деятелями, которые оказали влияние на ход европейской истории, были Болеслав I, Казимир Великий, Владислав Ягеллон, Ян Собеский, Адам Чарторыйский, Юзеф Пилсудский и Лех Валенса.

Примечания:
1. Грюнвальдская битва - 15 июля 1410, окружение и разгром войск немецкого Тевтонского ордена польско-литовско-русским войском под командованием польского короля Владислава II Ягелло (Ягайло) около селений Грюнвальде и Танненберг. Грюнвальдская битва положила предел продвижению Тевтонского ордена на Восток.
2. В сейме было представлено мелкопоместное дворянство, в сенате – высшее духовенство и аристократия.
3. Польское Rzecz Pospolita – «калька» латинского выражения Res Publica, что буквально означает «общее дело». Со временем два слова слились в одно – Rzeczpospolita со значением «республика». Это обозначение сохраняется и в современном названии государства – Rzeczpospolita Polska.
4. Крипта – (от греч. kryptē - крытый подземный ход, тайник). В средневековой западноевропейской архитектуре - часовня под храмом (обычно под алтарной частью), использовавшаяся как место для почётных погребений.

Литература

Dobrowolski Т. Nowoczesne malarstwo polskie, t. 1-3, Wr. - Kr., 1957-64.
Walicki M. Malarstwo polskie. Gotyk. Renesans. Wczesny manieryzm, Warsz., 1961.
Захватович Я. Польская архитектура, пер. с польск., Варшава, 1967.
Илинич Ю.В. Польша. Экономико-географическая характеристика. М., 1966
История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения (Под. ред. Браги-ной Л.М.). М., 1999.
История южных и западных славян, тт. 1–2. М., 1998
Кравчик Р. Распад и возрождение польской экономики. М., 1991
Краткая история Польши. С древнейших времен до наших дней. М., 1993
Мельников Г.П. Культура Польши X – начла XVII в. / История культур славянских народов. В 3-х тт. Т.1: Древность и Средневековье. М., 2003. С.362 – 402.
Нефедова Т.Г., Трейвиш А.И. Районы России и других европейских стран в переходный период. М., 1994
Очерки истории культуры славян. М., 1996
Политический ландшафт стран Восточной Европы середины 90-х годов. М., 1997
Польская Народная Республика. М., 1984
Польша. Вопросы и ответы. Справочник. М., 1991
Республика Польша – опыт «шоковой терапии». М., 1990
Социально-экономическая география зарубежного мира. М., 1998