Летняя школа для учителей физики "предметная компетентность учителя физики в современной школе". Научно-образовательная школа мгу «ланат Исследование сингулярности замерзших капель

29.08.2018 947

27-28 августа 2018 года исторический и философский факультеты МГУ провели в Московском университете ежегодную междисциплинарную летнюю школу для учителей истории и обществознания" Современность в историческом и обществоведческом образовании: проблемы и особенности преподавания ", в которой приняли участие более 250 слушателей со всех концов России.

Она была посвящена рассмотрению актуальных вопросов преподавания истории и обществознания на ступени среднего образования. Особое внимание в программе школы уделялось дискуссионным и сложным для восприятия темам: современная религиозная ситуация, современный политический дискурс, история России ХХ-XXI веков, а также подготовке к олимпиадам. На занятиях по истории был проведен разбор наиболее острых и актуальных сюжетов, связанных с ключевыми этапами развития нашей страны за последние сто лет - Революции 1917 года, Гражданской войны, Перестройки, формированию внутриполитического курса и особенностям внешней политики.







О задачах школы и формах взаимодействия МГУ с учительским сообществом участникам рассказали: проректор - начальник Управления учебно-методической деятельности и дополнительного образования МГУ к.и.н., доцент К.В.Миньр-Белоручев Е.В.Брызгалина , декан философского факультета МГУ, чл.-корр. РАН, профессор В.В.Миронов , заместитель декана по научной работе исторического факультета МГУ, к.и.н., доцент Д.А.Андреев .

В первый день перед учителями выступили сотрудники исторического факультета МГУ. Лекция д.и.н., доцента кафедры истории России XIX века – начала XX века Ф.А.Гайды была посвящена теме: "Столетие революции 1917 года в России. Взгляд из XXI века". Затем к.и.н., доцент кафедры новой и новейшей истории А.В.Лазарева , рассказала о современном взгляде на изучение Реформации и религиозных войн в Европе и том, как эти сюжеты можно изучать в школе. К.и.н. доцент кафедры новой и новейшей истории, научный руководитель образовательной программы "Современная история и современный политический процесс" Ю.Н.Рогулев предложил внимаю коллег свои размышления на тему "Америка Трампа и современный мировой порядок". Историческая программа завершилась лекцией к.и.н., доцента кафедры истории Церкви Г.М.Запальского "Собор Русской церкви 1917-1918 гг. как Собор новомучеников".

Второй день работы школы был посвящен обществоведческой проблематике. Цикл лекций философского факультета МГУ открыла к.ф.н., зав. кафедрой философии образования, доцент Е.В.Брызгалина , выступившая на тему: "Ориентируемся в трендах науки XXI века: обществоведческие смыслы". Учителя услышали лекции к.филос.н., доцента кафедры истории и теории мировой культуры И.Л.Крупника "Современные религиозные практики" и к.п.н., доцента кафедры философии политики и права К.Ю.Аласании "Современный политический дискурс".

В этот же день в рамках школы состоялся круглый стол "Олимпиады обществоведческого и исторического профиля: специфика содержания и подготовки" в работе которого приняли участие члены методических комиссий и жюри олимпиад по профилю "История" и "Обществознание":

  • к.и.н. доцент кафедры истории России XIX века – начала XX века исторического факультета МГУ Л.В.Жигальцова ,
  • к.и.н. старший научный сотрудник кафедры истории России XIX века – начала XX века исторического факультета МГУ Д.А.Цыганков ,
  • к.и.н. доцент кафедры источниковедения исторического факультета МГУ О.С.Петрова ,
  • к.и.н. доцент кафедры истории России XX-XXI вв. исторического факультета МГУ А.Ю.Шадрин ,
  • к.ф.н., заместитель декана философского факультета по учебной работе, доцент кафедры философии естественных факультетов С.А.Бушев ,
  • к.ф.н., доцент кафедры онтологии и теории познания философского факультета МГУ С.М.Гавриленко ,
  • д.п.н., заместитель заведующего кафедрой философии политики и права философского факультета МГУ, руководитель образовательной программы "Политология" О.Ю.Бойцова ,
  • к.п.н., доцент кафедры философии политики и права философского факультета МГУ К.Ю.Аласания,
  • к.ф.н., доцент кафедры философии и методологии науки философского факультета МГУ А.М.Желнова .





Мероприятия завершились торжественным вручением учителям сертификатов, удостоверяющих успешное окончание летней школы. Слушателей поздравили: проректор - начальник Управления учебно-методической деятельности и дополнительного образования МГУ к.и.н., доцент К.В.Миньр-Белоручев , руководитель Летней школы, зав.кафедрой философии образования философского факультета МГУ, к.ф.н., доцент Е.В.Брызгалина , декан исторического факультета МГУ д.иск, профессор И.И.Тучков .

Учителя тепло простились с философским и историческим факультетами, выразив надежду на дальнейшие встречи и долгосрочное плодотворное сотрудничество в рамках программы "МГУ - школе ".

«Летняя школа» - ежегодное мероприятие междисциплинарной социально-образовательной направленности, которое проводится с 2004 года в формате полевого образовательного лагеря для российских школьников, студентов и всех-всех-всех.

Традиция проведения подобных школ существует с конца 80-х годов, когда базе биологического факультета МГУ сформировалась Летняя экологическая школа (ЛЭШ). В 2003 году от неё отделилась Летняя школа «Исследователь».

Деятельность

Летняя школа включает в себя . Среди профилей: экология, IT, дизайн, философия, медицина, география, естественные науки для школьников, социальные науки для школьников, психология, документальное кино, научная, социальная, репортажная, тревел- и фото- журналистика.

В 2014 году за время проведения школы её посетило порядка ~1200 человек, было проведено около 1000 семинаров, лекций, мастер-классов, круглых столов, практических проектов и исследований.

Мероприятие проводится в течение 4-5 недель в июле-августе. Оно представляет собой палаточный лагерь и стационарные хорошо оснащённые помещения для учебной и проектной работы. Основная часть дня в Летней Школе посвящена лекциям, семинарам, полевой работе и работе над проектами Также проводятся круглые столы и экскурсии в научные институты, телемосты (например, с с ЦЕРНом). Кроме лекций мастерских существуют «золотые лекции» для всей школы без дифференциации на мастерские.

Помимо учебной программы существует и культурная: на Школе проводятся праздники, концерты, фотовыставки, кинопросмотры и открытые презентации работ мастерских.

Участники

Учёный совет включает в себя многих учёных, в том числе двух член-корреспондентов РАН, академика РАО, профессоров и преподавателей ведущих российских ВУЗов и научных учреждений (ОИЯИ, ФИАН, МГУ, НИУ ВШЭ,НГУ, РЭУ, МПГУ, МГППУ и др.).

Лекторы Летней Школы - известные исследователи, учёные, журналисты, дизайнеры, преподаватели ведущих университетов России.

Ниже приведены некоторые из них:

Владимир Сурдин -астроном и популяризатор науки, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Государственного астрономического института им. П. К. Штернберга МГУ, специалист позвёздной динамике.

Виталий Лейбин

- журналист, главный редактор журнала «Русский репортёр».

Юрий Козырев

- российский фотожурналист, шестикратный лауреат премии World Press Photo, лауреат премий Overseas Press Club Oliver Rebbot, ICP Infinity, премии Frontline Club, премии Visa d’or News, премий Trophee и Public Prize в рамках Prix Bayeux-Calvado. Три раза был членом жюри World Press Photo. На протяжении последних 25 лет Юрий Козырев освещал все основные военные конфликты в бывшем Советском Союзе, а также в Афганистане, Ираке, Ливии и т.п. Контрактный фотограф журнала Time.

Сергей Максимишин

- фотожурналист, многократный призёр конкурсов Пресс Фото России и World Press Photo. Cотрудничает с изданиями «Известия», «Российская газета», «Time», «Geo», «The Washington Post», «The Times», «The Wall Street Journal», «Newsweek».

Александр Барулин

- специалист в области теории лингвистики, семиотики и их разделов - теории глотогенеза, теории морфологии. Основатель и первый декан Факультета теоретической и прикладной лингвистики Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ - 1991-2000 г), соавтор государственного образовательного стандарта по специальности «Теоретическая и прикладная лингвистика».

Антон Кротов

- путешественник, писатель, основатель и президент Академии Вольных Путешествий.

Гасан Мирзоев

- общественный деятель, президент Гильдии российских адвокатов.

Михаил Гельфанд

- биоинформатик, доктор биологических наук, кандидат физико-математических наук (биофизика), профессор факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ, член Европейской Академии, заместитель директора Института проблем передачи информации РАН, заместитель главного редактора газеты «Троицкий вариант - наука».

На Школе не существует формального разделения на учеников и преподавателей. Участники школы могут выступать в разных ролях, выполняя разные задачи. При отборе участников не устанавливаются ограничения по возрасту или уровню образования. Набор проводится на основании анкеты и отборочного задания мастерской. Критерии набора различаются для каждого учебного направления.

Особенности проекта

Волонтёрство - школа проводится каждый год силами волонтёров, организаторы и преподаватели не получают зарплат и гонораров.

Охват - в работе Летней Школы участвуют представители практически всех регионов России и Ближнего зарубежья.

Междисциплинарный характер - Школа объединяет больше двух десятков направлений. Междисциплинарность достигается привлечением участников из разных мастерских к общим проектам, разносторонней лекционной программой, круглыми столами и др.

Академизм - Школа ориентирована на академическую науку. Преподаватели представляют такие университеты как: МГУ, ВШЭ, ОИЯИ, НГУ, МГППУ, СПбГУ, МФТИ, МИСиС, ММА, РУДН, РГГУ, ЮФУ, МИФИ,СФУ, МПГУ, МГПУ, ИМБП РАН, ФИАН, ИКИ РАН и др. Из прессы представлены «Русский репортер», «Наука и жизнь», «Троицкий вариант», «Наука в фокусе», «Наука и технологии в России», «Театральный журнал» и др.

Самоуправление - школа создается руками ее участников, иногда они собираются в группы. Старейшие группы - и оргкомитет Школы. В обе группы мы всегда ждем новых людей.

Награды

Летняя Школа - финалист II Всероссийской премии Министерства образования и науки РФ «За верность науке».

По итогам конкурса «Инновации глазами журналистов», который проводит Российская венчурная компания, первое место было присуждено «Русскому Репортёру» за проект НАНО24 . Почти двести молодых журналистов на протяжении суток передавали новости, связанные с жизнью современных технологий. Значительная часть участников проекта - студенты, прошедшие обучение в Летней школе, а также на проекте «Медиаполигон» и «Город-24».

Совместный проект мастерской научной журналистики и студенческого телевидения УрФУ студии «ТВиСТ». Молодые учёные и будущие деятели науки рассказывают, почему наука интересна, и что в ней уникального, стал победителем фестиваля «Искусство науки».

Учитель должен всегда учиться, иначе интерес учащихся к нему очень быстро иссякнет. Где и как можно учиться учителям? Разумеется, это различные курсы повышения квалификации при региональных институтах образования. Курсы эти в настоящее время бывают бюджетными и внебюджетными. Несмотря на то, что многие педагоги все-таки выбирают бюджетное повышение квалификации, платные варианты обучения тоже имеют место и пользуются спросом.

Из так называемых бюджетных, мо мнению тех, кто хотя бы раз посетил их, особой популярностью пользуются Летние школы для учителей при Московском Государственном университете. Это лучший вариант повышения квалификации.

Летние школы организуются Управлением учебно-методической деятельности и дополнительного образования МГУ. Начинаются они с середины июня и, чередуясь по разным направлениям, проводятся до конца августа.

Для учителей из российской глубинки Летние школы как глоток свежей родниковой воды.

  • Во-первых, это замечательная возможность побывать в Москве, не задумываясь о том, где остановиться. Для участников Летних школ предусмотрено место в общежитии в МГУ на время прохождения курсов, плата за проживание в нем совсем мизерная.
  • Во-вторых, питаются педагоги, приехавшие на Летние школы, в студенческих столовых МГУ либо Института русского языка и культуры, где цены вполне доступные даже померкам провинциалов.
  • В-третьих, занятия педагогов длятся до 15 - 15.30, в остальное время они могут посетить достопримечательности столицы - музеи, парки, галереи, старинные усадьбы, театры да и просто погулять по красивейшим местам Москвы.

В чем преимущество обучения на Летних школах?

  • Педагоги, приехавшие из провинции, рады услышать таких педагогов, как профессор И.Г.Милославский, так вдохновенно рассказывающий об обучении видам речевой деятельности, что учителям вновь удается почувствовать себя учениками.
  • Замечательным лектором, рассказывающим о современной русской литературе, о писателях - лауреатах литературных премий, является писатель А.Варламов. Он знакомит участников летних школ и со своими произведениями.
  • Настоящий мастер-класс дает педагогам учитель с большой буквы Волков С.В.. Необыкновенно интересно он рассказывает и пытается научить и слушателей заинтересовывать учащихся на уроках. Его приемы необычны, но чрезвычайно интересны. У него особый подход к тем учащимся, которые не хотят и не любят читать, это будет интересно каждому педагогу.
  • Елистратов В.С., профессор МГУ, знакомил слушателей с «моральным кодексом» современного русского языка.

Курс лекций по различным проблемам преподавания русского языка и литературы в русских и иностранных школах на протяжении 5 лет был полезен педагогам, которые съезжались на эти школы не только с разных концов России, но и из-за границы. Это педагоги, преподающие русский язык и литературу на Кипре, в Лондоне, в Китае, Тайланде, Кыргызстане, Казахстане, Белоруссии, Сербии, Германии и др.. Российским учителям было также интересно встретиться с этими педагогами и обсудить насущные проблемы преподавания языка в школах.

Глубокоуважаемые коллеги!

  • Участие в летних школах бесплатное. Всем участникам летних школ выдается сертификат об участии.
  • Чтобы иметь возможность записаться на летние школы, необходимо и заполнить обязательные поля анкеты слушателя. Обращаем Ваше внимание, что регистрация на сайте и заполнение анкеты слушателя при регистрации на сайте​ не является подачей заявки на конкретную летнюю школу!
  • Обращаем Ваше внимание на необходимость заполнения обязательных полей (отмеченных красной звездочкой) в Вашей анкете слушателя (меню "Слушатель" - "Моя анкета" - "Редактировать" ) перед подачей заявки на летнюю школу (кроме летней школы для учителей физики). Чтобы записаться на интересующую Вас летнюю школу, необходимо после заполнения анкеты слушателя затем вернуться на эту страницу.
  • Для записи на интересующую Вас летнюю школу необходимо нажать на кнопку «Записаться на школу» напротив соответствующей школы, после чего на открывшейся странице нажать кнопку «Подать заявку на школу для учителей».
  • Если кнопки " Записаться на школу" не отображаются, хотя Вы на сайте зарегистрированы, необходимо заново, после чего вернуться на эту страницу.
  • Если вместо кнопок "Записаться на школу" отображается надпись "Необходимо заполнить обязательные поля анкеты слушателя", у Вас не заполнены обязательные поля анкеты слушателя. Необходимо перейти по данной ссылке в Вашу анкету слушателя (меню "Слушатель" - "Моя анкета" - "Редактировать") и внести необходимую информацию. После этого Вы можете вернуться на эту страницу и подать заявку на интересующую Вас летнюю школу.
  • Обращаем Ваше внимание, что заполнение анкеты слушателя не является подачей заявки на конкретную летнюю школу!
  • Поданные заявки Вы можете посмотреть в меню "Слушатель" - "Мои мероприятия" (кроме заявок на летнюю школу учителей физики). Последняя информация о летней школе учителей физики публикуется на странице: http://distant.msu.ru/course/view.php?id=89
  • Иногородним участникам летних школ может быть предоставлено место в общежитии. Обращаем Ваше внимание, что заполнение регистрационной формы и подтверждение принятия заявки не означает автоматического предоставления места для проживания на время проведения школы в связи с ограниченным количеством мест в общежитии . Узнать о состоянии вопроса о предоставлении общежития можно в меню "Слушатель " - " Мои мероприятия".
  • Если при подаче заявки на летнюю школу в регистрационной форме нет вопроса о необходимости общежития, это значит, что дальнейшая регистрация на эту школу ведется без возможности предоставления места в общежитии .
  • Подробную информацию о каждой школе можно получить на странице соответствующей школы (для перехода на нее необходимо нажать на название интересующей Вас школы).
  • По всем вопросам Вы можете обращаться на факультеты МГУ, на базе которых организованы летние школы. Их контакты указаны на страницах школ.
  • Кроме того, Вы можете обращаться в отдел "МГУ - школе" Управления учебно–методической деятельности и дополнительного образования МГУ по почте

Сегодня в России и странах СНГ существует довольно много каникулярных образовательных школ для детей, имеющих, большей частью, олимпиадное направление. В этой статье я бы хотел рассказать вам о в некоторой степени уникальном для России проекте - научно-образовательной школе МГУ «ЛАНАТ» .

Наша школа проводится уже несколько лет большой командой из студентов, выпускников и преподавателей топовых Российских ВУЗов: Московского Государственного Университета, МГТУ им. Баумана, МФТИ. Наша основная задача - окунуть школьников со всей России в научно-исследовательский процесс, и помочь им выработать навыки проектной работы, публичных выступлений и самостоятельности, которые несомненно важны для любого современного специалиста (в чем, я думаю, многие хабровчане меня поддержат). Летняя школа является частью большой круглогодичной работы с детьми - каникулярные весенние и осенние школы, дистанционная работа с научным руководителем. Под катом я расскажу вам подробнее о том, чем занимаются наши ребята, и как мы организовываем наш учебный процесс.

Образовательная программа

Образовательная программа школы включает в себя несколько направлений:
  • Физико-математический поток (математика, физика, программирование)
  • Инжереный поток (электроника, схемотехника и все, что касается механической и «железной» составляющей устройств)
  • Химико-биологический поток (химия и биология)
  • Младший поток (занимательная математика и физика, английский язык)
Занятия в потоках разделяются на два вида: общие обычные и «спецкурсы». На общих занятиях мы преподаем вещи, жизненно необходимые для всех, кто находится на данном потоке (например, на уроках информатики в физмат потоке читался курс о обработке массивов данных в Excel и оформлении и представлении результатов научной работы, а на инженерном потоке на основных занятиях давались основы пайки и схемотехники).
На спецкурсах же (спецкурс, кстати, при желании можно выбрать из другого потока), ребята непосредственно занимались своим научным исследованием вместе с руководителем. Расскажу подробнее о организации, пожалуй, самых профильных для Хабра спецкурсах - программировании, электронике, инжениринге и физике. Примеры же выполненных ребятами работ можно будет увидеть чуть ниже.
Программирование

На программировании мы стараемся руководствоваться принципом «лучший способ начать программировать - это программировать». По этому практически с самого начала спецкурса ученик получает задачу (можно выбрать идею из готового спика или предложить свою), над которой он работает до конца школы (а некоторые и далеко после). Задачи подбираются самые разные - от совсем простых для начинающих с нуля (вроде реализации игры в морской бой или крестики-нолики), до сложных проектов, связанных с обработкой данных и разработкой сложных веб-систем. Общего языка, на котором работают ребята, нет - мы стараемся выбирать вместе с ними языки и технологии, которые наиболее соответствуют их задаче. Далее ученик обсуждает идею с научным руководителем и получает от него некий «стартовый набор» - список литературы, статьи, или другие проекты, с которыми необходимо ознакомиться, и начинает самостоятельную работу над проектом. Руководитель же «направляет» школьника и консультирует его по возникающим вопросам. Большое внимание мы стараемся уделать вопросам алгоритмизации, code style и выбору верных архитектурных решений в коде.

Электроника

На электронике мы занимаемся тем, что учим паять с нуля и считать простые схемы, а также, с этого года: управлять разного рода электродвигателями и моторчиками. Делается это для того, что бы:

  • Научить человека, который никогда не держал паяльник в руках паять;
  • Научить человека, который уже паял, паять лучше и качественнее;
  • Обучить элементам расчета схем. Это делается из-за того, что многие умеющие собирать вполне неплохие платы, совершенно не умеют придумывать и использовать по-новому старые схемы;
  • В подробном режиме объясняется тема управления моторами и электродвигателями.
В конце курса обучающиеся углубляются в изучение конкретной технической задачи, стараясь внести что-то новое в ее решение. Задачи же бывают самые разные: от простых индикаторов попадания в воду, до сложных устройств, считывающих всевозможные данные. Руководитель в данной деятельности выступает как учитель, в первой части курса, к которому можно подойти с любым вопросом и разобраться в любой из изучаемых тем, так и консультант в выполнении проекта во второй части курса.
Инжениринг

На спецкурсе по инженирингу мы стараемся обучить детей основам разработки печатных плат, конструирования, программирования микроконтроллеров. В процессе обучения мы стараемся отойти от готовых решений и конструкторов, таких как Arduino, Lego Mindstorms и другие. Разработку своего устройства дети ведут с нуля. Они проходят весь путь создания своего устройства или робота, от создания механической основы до изготовления печатной платы и программирования микроконтроллера (в нашем курсе мы используем преимущественно микроконтроллеры ATmega32). Вначале предлагается список проектов, после чего школьники могут выбрать задачу по душе, или же предложить свою идею. Работа над проектами начинается после небольшого курса по основам программирования микроконтроллеров AVR. Дело в том, что знаний в этой области школьники практически не имеют, а для начала работы необходим некоторый начальный уровень. Работа над каждым проектом ведётся индивидуально. Научный руководитель консультирует ученика, подсказывает как и где можно найти информацию, руководит процессом создания устройства.
Предлагаются проекты разных уровней сложности, от самых простых (работа с моторами и управление ими) до серьёзных исследований и разработок (обработка и потоки данных, общение со сложными периферийными устройствами и так далее).
Физика


На этом спецкурсе учащиеся с первых дней занятий самостоятельно выполняют проекты по физике. Тема проекта может быть выбрана учеником из предложенного списка или найдена самостоятельно. Чаще всего на данном спецкурсе ребята занимаются решением задач Всероссийского турнира юных физиков. Среди предлагаемых тем присутствуют довольно простые задачи, например, исследование движения сильного магнита внутри неферромагнитной металлической трубы, и принципов работы двигателей для авиамоделей, сделанных из скрученного резинового жгута. Решение этих задач давно известно, участникам летней школы предлагается самостоятельно исследовать данное явление, провести эксперименты, обработать их результаты и представить результат своей работы в виде стенда на закрытии школы.
Для исследования также предлагаются довольно нетривиальные и малоизученные явления, например, изменеие формы замерзующих при низкой температуре капель на конусообразную, и задачи, решение которых не единственно, например, создание устройства, преобразующее теплоту горящей свечи в электрическую энергию.
Несмотря на то, что дети тесно взаимодействуют с руководителем, большую часть работы они выполняют сами. Большое внимание уделяется планированию исследования и представлению результатов работы (подготовка стендов, стендовая защита, устный доклад).

Проекты и исследования, выполненные нашими учениками

Многие ребята, работающие с нами, достигают серьезных успехов - победы и призовые в конференциях и конкурсах научных работ школьников, представление проектов на нашем стенде в рамках Всероссийского фестиваля науки. Некоторым ребятам удалось получить возможность принять участие в самом крупном в мире смотре научных работ школьников Intel ISEF, проводящемся каждый год в США. Вот некоторые из этих работ:

Система управления курсором с помощью голоса для людей с ограниченными возможностями
Федтов Артем, Евгений Попов, г. Волгорад

Работа ребят началась с простой идеи - сделать несложную игрушку, в котрой необходимо собирать очки, управляя самолетом, при этом управление самолетом осуществлялось с помощью голоса - чем громче говоришь в микрофон, тем выше летит самолет. Эта идея в процессе работы претерпела существенные изменения - был разработан интерфейс голосового управления движением, максимально стабильного и простого для пользователей. На различные звуки при настройке устанавливаются различные действия, которые затем активируются с помощью произнесения этого звука. Ребята создали несколько моделей, реализующий этот интерфейс - систему управления курсором мыши, и модель инвалидной коляски, управляемой звуками голоса.

Настольный лазерный 3D сканер
Веловатый Даниил, Хивинцев Максим, г. Новосибирск

Данный проект представляет собой комплекс из работающего прототипа настольного 3D сканера и ПО для взаимодействия с ним. Конструкция сканера состоит из лазерного дальномера и вращающейся платформы, на которой помещается объект для сканирования. Разработка ребят выгодно отличается от прочих моделей такого класса благодаря высокой точности и скорости работы. Их система способна строить модели объектов небольшого размера за 2-10 минут (в зависимости от требуемой точности, максимально возможная сейчас - 0.3мм) и сохранять их в формат obj, пригодный для редактирования в сторонних редакторах.

Система добровольных распределенных вычислений в браузере
Моисеевский Алексей, г. Петрозаводск

Идея данной работы состоит в следующем - использовать принцип популярных систем добровольных вычислений вроде BOINC или Folding@home, но в качестве расчетного клиентского модуля использовать не специальный софт, а встраеваюмую на веб-сайты JavaScript библиотеку. Алексею удалось реализовать такую систему, использующую все современные веб-технологии вроде WebWorkers и Asm.js, и не требовательную к ресурсам клиентских компьютеров.
Экспресс-диагностика состояния микробных сообществ почвы при загрязнении нефтепродуктами
Вострокнутова Валерия, г. Чайковский


Всем известно, что большие выбросы нефти и продуктов ее переработки негативно влияют на состояние окружающей среды: почва, вода, атмосфера. В этой работе Валерия исследует почву разных образцов, имитируя загрязнения нефтью и соляркой. Результатом проекта является разработка методов, позволяющих определить уровень загрязненности почв, а так же выявление органических субстратов, с помощью которых можно решить вопрос об источнике загрязнения. Так, Валерия выяснила, что во всех почвах с содержанием нефтепродуктов активно усваивалась глюкоза.
Исследование сингулярности замерзших капель
Смирнов Алексей, г. Москва


При замерзании жидкостей можно наблюдать много, на первый взгляд странных, эффектов. Один из них рассматривается в данной работе - эффект формирования ледяных пиков, или сингулярностей, на каплях разных жидкостей при их замерзании. Исследовались небольшие капли (чтобы их поверхность можно было считать сферической), а также капли большого размера. Капли замораживались на алюминиевой пластине при температурах -15, -24, -78 и -196 градусов Цельсия. Далее, полученные результаты сравнивались с теоретически рассчитанной геометрической моделью конечной формы замерзшей капли, созданной в MATLAB, посредством такого сравнения было выяснено, что теоретическая модель точно предсказывает форму малых замерзших капель, но расходится с результатами для капель, радиусом превышающих 1 мм. Нельзя не отметить, что результаты данного исследования удивляют: оказалось, что описываемое свойство имеют лишь жидкости, расширяющиеся при замерзании.
Отрицательное сопротивление и его механический аналог
Новиков Олег, г. Иваново


Основные характеристики электрических элементов, такие как сопротивление, ёмкость и индуктивность, в основном, положительны. У автора проекта появилась идея создать элементы с отрицательными эффективными коэффициентами. Их создание позволит осуществить множество различных физических целей иным способом. Идея состоит в создании элемента, внутри которого будет расположен определённый потенциал, зависящий от внешнего сигнала. Если соединить через резистор этот потенциал со входами элемента, будет обеспечен вытекающий и втекающий в элемент ток, соответствующий элементу с указанными свойствами. Элементы имеют очень большой диапазон частот, таким образом, подходят для работы в низкочастотном и высокочастотном диапазоне. Так как элементы созданы с использованием операционного усилителя, были также расписаны ограничения их работы.

Подробнее

В этом году нам предстоят две летние школы, и одна весенняя. Подробнее о них можно узнать на