Презентация на тему мужественность. Классный с презентацией в старших классах «Урок мужества. И самое главное…

Что такое «мужество»? Толковый словарь русского языка Ушакова МУЖЕСТВО, спокойная храбрость, присутствие духа в беде, опасности. Душевная стойкость и смелость. Смелость в бою является не единственной формой мужества. Есть также мужество переносить бедность, мужество переносить насмешки, мужество переносить враждебность толпы. И главное - есть смелость спокойно и сдержанно думать перед лицом опасности, сдерживая порыв панического страха или ярости. В. Василенко. Краткий религиозно-философский словарь, 1996 г. в античной философии не только воинская смелость и готовность бороться несмотря на отсутствие очевидного перевеса сил над врагом, но и одна из основных добродетелей -самообладание, владение разумом низшими движениями души; у Фомы Аквинского - сила духа, готовность идти на преодоление того, что препятствует достижению высшего блага Словарь по этике/Под редакцией И.Кона, 1981 г. МУЖЕСТВО – моральное качество, характеризующее поведение и моральный облик человека, которому присущи смелость, стойкость, выдержка, самообладание, чувство собственного достоинства. Выражается в способность человека действовать решительно и наиболее целесообразно в опасной и сложной обстановке, в умении мобилизовать все свои силы на достижение стоящей перед ним цели и в готовности пойти в случае необходимости на самопожертвование.


















  • ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ ФЕВРАЛЯ
  • 2 ФЕВРАЛЯ – День разгрома фашистских войск в Сталинградской битве. В этот день после длительных боев был освобожден от немецко-фашистских захватчиков город-герой Волгоград (Сталинград).
  • 8 ФЕВРАЛЯ – День юного героя-антифашиста. Посвящен памяти юных мальчиков и девочек всех стран, тех, кто боролся и умирал за свободу и счастье людей.
  • 15 ФЕВРАЛЯ – День памяти воинов-интернационалистов. Это и праздник, и день памяти и скорби обо всех солдатах, погибших в Афганистане.
  • 23 ФЕВРАЛЯ – День защитника Отечества. Государственный праздник всех защитников нашей республики, которые несут службу, чтобы мы жили спокойно.
  • АФГАНИСТАН БОЛИТ
  • В МОЕЙ ДУШЕ
  • Никто не забыт – ничто не забыто.
  • Но чтобы не забыть – надо помнить.
  • А чтобы помнить – надо знать.
  • Без тебя, сынок, осталась,
  • Волос поседел.
  • Улетел мой белый аист,
  • Взял и улетел…
  • Вырвалась душа, как птица –
  • Нелегко поймать.
  • Без тебя, родной, не спится.
  • Не сердись на мать…
  • Не берёт, сынок, усталость,
  • Сумрак поредел.
  • Улетел мой белый аист,
  • Взял и улетел…
  • С 17 по 20 февраля в ДОШ №140 проходила выставка рисунков, посвященная ВЫВОДУ Советских войск из Афганистана
  • Вы думаете павшие молчат!
  • Конечно, да – вы скажете.
  • Не верно!
  • Они кричат.
  • Пока ещё стучат
  • Сердца живых
  • И осязают нервы.
  • Они кричат не где-нибудь,
  • А в нас
  • За нас кричат…
  • И будят нас, живых,
  • Невидимыми чуткими руками.
  • Они хотят, чтоб памятником их
  • Была земля
  • С пятью материками.
  • 1979-1989
  • Они исполнили солдатский долг суровый
  • И до конца остались Родине верны
  • А мы в историю заглядываем снова
  • Чтоб день сегодняшний измерить днём войны.
  • 19 февраля в ДОШ №140 состоялся вечер памяти воинов-интернационалистов, подготовленный силами учащихся 9 класса.
  • Вечная слава и вечная память в этих свечах, которые ребята нашей школы зажгли у уголка памяти воинам-интернацио-налистам.
  • Вся школа почтила память солдат-афганцев минутой молчания.
  • В очередную, 26 годовщину вывода советских войск из Афганистана, мы отдаем дань мужеству и памяти воинам-интернационалистам, воинам-афганцам. Наш долг перед этими героическими людьми состоит в том, чтобы помнить об их подвиге и передавать память о них новым поколениям.
  • Хор 5-6 классов ДОШ №140 исполняет песню, посвященную солдату, который не вернулся с войны.
  • Всё можно сокрушить, смести, предать забвенью,
  • Заасфальтировать и заковать в бетон.
  • Взорвать собор как лишнее строенье,
  • На месте кладбища построить стадион.
  • Всё можно растерять, что собрано веками,
  • Всё можно замолчать, расправами грозя…
  • И только человеческую память
  • Забетонировать и истребить нельзя!
  • В финале вечера памяти школьники спели песню о мире.
  • Ведь все дети Донбасса сейчас хотят только одного –
  • МИРА!!!
1941-1945
  • 1941-1945
  • 1979-1989
  • 2014-…
  • Нашу эпоху часто называют жестоким. Таким оно стало и для нашей истории. Войны так или иначе, задели каждое поколение: кто-то сражался с оружием в руках, кто-то провожал близких на войну, кто-то оплакивал погибших.
  • Сражения кончаются, а история вечна. Ушла в историю и Великая Отечественная война, афганская война. Но родная земля снова стонет от взрывов. И теперь ее защищают те, кто совсем недавно жили по соседству или сидели с нами за одной партой.
  • Над землей бушуют травы,
  • Облака плывут, как павы.
  • А одно – вон то, что справа –
  • Это я, это я, это я,
  • И мне не надо славы...
  • Ничего уже не надо
  • Мне и тем, плывущим рядом.
  • Нам бы жить, и вся награда;
  • Нам бы жить, нам бы жить,
  • нам бы жить...
  • А мы плывем куда-то.
  • Эта боль не утихает.
  • Где же ты, вода живая?
  • Ах, зачем война бывает?
  • Ах, зачем,
  • Зачем нас убивают?..
  • Юношество, погибшее на войне, - как изъятая из года весна.
  • В начале февраля на боевом посту погиб выпускник нашей школы
  • Вайниленко Филипп Олегович (06.02.1997-14.02.2015).
  • Ему совсем недавно исполнилось 18…
  • Светлая память всем тем, Кто не вернулся с войны, Кто стал частичкой тишины, Кто лег в горах и не проснулся От необъявленной войны.
  • 23 февраля Донбасс празднует День защитника Отечества. В этот торжественный день мы чествуем всех, кто причастен к этому высокому званию: от покрытых сединой и увенчанных наградами фронтовиков до молодежи, которая только недавно надела военную форму. И этого не нарушит ничто. Мы являемся свидетелями радикальных изменений, которые происходят и у нас в Донецке. Но для нас память о Победе священна.
  • Поздравляем вас с Днем защитника Отечества, желаем крепкого здоровья, счастья, творческого вдохновения и успехов в нелегком труде защитника Родины.

Урок мужества

Му́жество - одна из добродетелей, отражающая нравственную силу при преодолении страха. Мужество зачастую выступает как способность переносить страдания, включая физическую боль.


  • Мужественный человек не обязательно должен быть сильным физически и лишённым страха.
  • Мужественный человек – тот, кто может преодолеть себя.
  • Каждый из нас способен проявить силу характера в повседневной жизни. Начать сразу с великих деяний не получится – к этому нужно готовиться.
  • Не забывайте о том, что у каждого человека разный характер. Для многих даже поход к стоматологу может стать маленькой победой над своими страхами 

  • При словах «защитник Отечества» у многих возникают ассоциации с солдатом, сжимающим в руках автомат, зорко вглядывающимся в даль…
  • Однако, каждый прославленный воин когда-то был ребёнком. И, конечно, он стал героем не просто так. Так что же нужно делать, чтобы стать героем?

Александр Васильевич Суворов

  • Назван Александром в честь Александра Невского. Детство провёл в отцовском имении в деревне. Суворов рос слабым, часто болел. Отец готовил его на гражданскую службу, однако с детских лет Суворов проявил тягу к военному делу и пользуясь богатейшей отцовской библиотекой, изучал артиллерию, фортификацию, военную историю. Решив стать военным, Суворов стал закаляться и заниматься физическими упражнениями. Большое влияние на судьбу Суворова оказал генерал Абрам Ганнибал - друг семьи Суворовых и прадед Александра Пушкина. Заметив, что во время игры в солдатики Александр неплохо разбирается в тактических сложностях манёвра, Ганнибал повлиял на его отца, чтобы тот избрал для сына военную карьеру.
  • Так, благодаря своему железному характеру, Александр Васильевич достиг славы и уважения, которые не померкли до наших дней.


Тимур и его команда

То, что силу характера нужно проявлять с самого детства, очень наглядно показал Аркадий Гайдар в своей повести «Тимур и его команда». Мальчик Тимур и его друзья долгое время были кумирами для советской молодежи.

Несмотря на то, что многие люди считали их хулиганами, не зная об их деятельности, они продолжали тайно помогать матерям, жёнам, детям ушедших на фронт мужчин.

После выхода книги всё чаще стали появляться группы «тимуровцев», которые делали самые разные добрые дела абсолютно бескорыстно. Это движение предшествовало современным волонтёрским организациям.



Не стоит забывать о том, что мужество присуще не только мужчинам, но и женщинам. В истории и литературе есть немало тому подтверждений.

Женщины сражались в войнах наравне с мужчинами, лечили раненых, работали в тылу и умирали от голода, отдавая на фронт последнее…

Сейчас мало кого удивишь женщиной-полицейским или женщиной-военным.



Как стать сильным человеком

Преодолевайте себя. Начинайте с малого и тогда вы сможете достичь результатов, которыми будете гордиться.

Займитесь спортом. Хотя бы делайте зарядку по утрам. Мужество не заключается в одной лишь физической силе, но она никогда не помешает.

Контролируйте своё поведение и эмоции. Это не всегда получается, так что нужно иметь в себе силы отвечать за свои поступки. Нежелание признавать свои ошибки и просить прощения не поднимет вас ни в чьих глазах. Даже в ваших собственных.


  • Помогайте другим. Неважно, спасёте вы кого-нибудь от злой собаки или соберёте раскатившиеся яблоки из порвавшегося пакета.
  • Занимайтесь саморазвитием. Найдите интересное хобби, читайте хорошие книги.

И самое главное…

  • Всегда улыбайтесь  Добрая улыбка поднимет настроение окружающим и вам самим.

Отгремела война, Свой кровавый собрав урожай. Сколько лет пронеслось, Сколько новых забот пережито! Время мчится вперёд, Время к новым спешит рубежам, Но никто не забыт, И навеки ничто не забыто! Отгремела война, Свой кровавый собрав урожай. Сколько лет пронеслось, Сколько новых забот пережито! Время мчится вперёд, Время к новым спешит рубежам, Но никто не забыт, И навеки ничто не забыто!


Начало войны. Начало войны.Начало войны.Начало войны. Битва за Москву. Битва за Москву.Битва за Москву.Битва за Москву. Блокада Ленинграда. Блокада Ленинграда.Блокада Ленинграда.Блокада Ленинграда. Коренной перелом в ходе войны (Сталинградская и Курская битвы). Коренной перелом в ходе войны (Сталинградская и Курская битвы).Коренной перелом в ходе войны (Сталинградская и Курская битвы).Коренной перелом в ходе войны (Сталинградская и Курская битвы). Победа. Победа.Победа.








30 августа началась битва за Москву. Немцам удалось подойти к городу на 20 – 25 км. Только героизм простых воинов спас положение. 28 героев-панфиловцев остановили 50 немецких танков, пожертвовав собой. В. Памфилов. Подвиг гвардейцев- панфиловцев. Битва за Москву






Я. Николаев. Ленинград. Зима гг. Очередь за хлебом. В сентябре 1941 г. началась блокада Ленинграда, длившаяся 900 дней. Жители города получали в день по г. хлеба, но продолжали бороться и работать, выпуская продукцию, необходимую фронту. По льду Ладоги была проложена «Дорога жизни». В сентябре 1941 г. началась блокада Ленинграда, длившаяся 900 дней. Жители города получали в день по г. хлеба, но продолжали бороться и работать, выпуская продукцию, необходимую фронту. По льду Ладоги была проложена «Дорога жизни». Блокада Ленинграда


Несмотря на сложности, город старался жить нормальной жизнью. Блокада унесла жизни сотен тысяч ленинградцев, но город выстоял и 18 января 1944 года Красная Армия окончательно сняла блокаду. В. Серов, И. Серебряный, А. Кузнецов. Прорыв блокады Ленинграда 18 января 1943 года. Блокада Ленинграда
















Нет в истории человечества войны более жестокой и страшной, чем Великая Отечественная годов! Нет в истории и подвига более яркого и бессмертного, чем несгибаемое мужество солдата Победы. Поклонимся светлой памяти павших в боях солдат Отчизны!












Ответьте на вопросы: Что такое патриотизм? Что такое патриотизм? Считаете ли вы себя патриотом? Считаете ли вы себя патриотом? Как вы думаете, в какое время ярче всего выражается у человека патриотические чувства? Как вы думаете, в какое время ярче всего выражается у человека патриотические чувства? Как вы понимаете, что такое война? Как вы понимаете, что такое война? Почему Великая Отечественная война получила такое название? Почему Великая Отечественная война получила такое название? Кто такие фашисты? Кто такие фашисты? Благодаря чему наша армия одержала победу? Благодаря чему наша армия одержала победу? Расскажите о подвигах советских людей в годы Великой Отечественной войны Расскажите о подвигах советских людей в годы Великой Отечественной войны Итог урока


1. Выбери правильный ответ: Полководец, под командованием которого были одержаны решающие победы в Великой Отечественной войне: а) А. Суворов; б) Г. Жуков; в) М. Кутузов. 1. Выбери правильный ответ: Полководец, под командованием которого были одержаны решающие победы в Великой Отечественной войне: а) А. Суворов; б) Г. Жуков; в) М. Кутузов. 2. Когда состоялся Парад Победы на Красной площади? а) 9 мая 1945 г.; б) 24 июня 1945 г.; в) 2 сентября 1945 г. 2. Когда состоялся Парад Победы на Красной площади? а) 9 мая 1945 г.; б) 24 июня 1945 г.; в) 2 сентября 1945 г. 3. На месте какого русского города по приказу Гитлера должно было возникнуть море? а) Ленинграда; б) Москвы; в) Смоленска. 3. На месте какого русского города по приказу Гитлера должно было возникнуть море? а) Ленинграда; б) Москвы; в) Смоленска. 4. Так в нашей истории называют войны, в которых решалась судьба родины, Отечества: а) отечественная; б) гражданская; в) мировая. 4. Так в нашей истории называют войны, в которых решалась судьба родины, Отечества: а) отечественная; б) гражданская; в) мировая. Итоговый тест


Где Красная Армия нанесла первое поражение фашистам? а) на Курской Дуге; б) при прорыве блокады Ленинграда; в) в Битве за Москву. 6. Подчеркни лишнее: а) Битва за Москву; б) Сталинградская битва; в) Куликовская битва. 7. Восстанови последовательность событий, расставив цифры от 1 до 4: Окончание Второй Мировой войны ____ Окончание Второй Мировой войны ____ Сталинградская битва. ____ Сталинградская битва. ____ Взятие Берлина. ____ Взятие Берлина. ____ Прорыв блокады Ленинграда. ____ Прорыв блокады Ленинграда. ____ Итоговый тест


8.Установите соответствие (проведите стрелки):* 8.Установите соответствие (проведите стрелки):* Курская дуга Битва за Москву Блокада Ленинграда Начало Великой Отечественной войны Защитники Брестской крепости Самое крупное танковое сражение Подвиг гвардейцев- панфиловцев Дорога жизни 8888 Итоговый тест




1. Выбери правильный ответ: Полководец, под командованием которого были одержаны решающие победы в Великой Отечественной войне: а) А. Суворов; б) Г. Жуков; в) М. Кутузов. 1. Выбери правильный ответ: Полководец, под командованием которого были одержаны решающие победы в Великой Отечественной войне: а) А. Суворов; б) Г. Жуков; в) М. Кутузов. 2. Когда состоялся Парад Победы на Красной площади? а) 9 мая 1945 г.; б) 24 июня 1945 г.; в) 2 сентября 1945 г. 2. Когда состоялся Парад Победы на Красной площади? а) 9 мая 1945 г.; б) 24 июня 1945 г.; в) 2 сентября 1945 г. 3. На месте какого русского города по приказу Гитлера должно было возникнуть море? * а) Ленинграда; б) Москвы; в) Смоленска. 3. На месте какого русского города по приказу Гитлера должно было возникнуть море? * а) Ленинграда; б) Москвы; в) Смоленска. 4. Так в нашей истории называют войны, в которых решалась судьба родины, Отечества: а) отечественная; б) гражданская; в) мировая. 4. Так в нашей истории называют войны, в которых решалась судьба родины, Отечества: а) отечественная; б) гражданская; в) мировая Итоговый тест


5. Где Красная Армия нанесла первое поражение фашистам? а) на Курской Дуге; б) при прорыве блокады Ленинграда; в) в Битве за Москву. 6. Подчеркни лишнее: а) Битва за Москву; б) Сталинградская битва; в) Куликовская битва. 7. Восстанови последовательность событий, расставив цифры от 1 до 4: Окончание Второй Мировой войны ____ Окончание Второй Мировой войны ____ Сталинградская битва. ____ Сталинградская битва. ____ Взятие Берлина. ____ Взятие Берлина. ____ Прорыв блокады Ленинграда. ____ Прорыв блокады Ленинграда. ____ 567 Итоговый тест


5. Где Красная Армия нанесла первое поражение фашистам? а) на Курской Дуге; б) при прорыве блокады Ленинграда; в) в Битве за Москву. 6. Подчеркни лишнее: а) Битва за Москву; б) Сталинградская битва; в) Куликовская битва. 7. Восстанови последовательность событий, расставив цифры от 1 до 4: Окончание Второй Мировой войны __4__ Окончание Второй Мировой войны __4__ Сталинградская битва. __1__ Сталинградская битва. __1__ Взятие Берлина. __3__ Взятие Берлина. __3__ Прорыв блокады Ленинграда. __2__ Прорыв блокады Ленинграда. __2__ 567 Итоговый тест


8.Установите соответствие (проведите стрелки):* 8.Установите соответствие (проведите стрелки):* Курская дуга Битва за Москву Блокада Ленинграда Начало Великой Отечественной войны Защитники Брестской крепости Самое крупное танковое сражение Подвиг гвардейцев- панфиловцев Дорога жизни 8 Итоговый тест

Урок мужества, посвящённый подвигу юных патриотов России в годы Великой Отечественной войны.

Цели:

    Воспитание патриотизма, гордости за свою Родину и её героев.

    Воспитание уважения и глубокой признательности прошлым поколениям, отстоявшим ценой своей жизни независимость нашей Родины.

Оборудование: В качестве сопровождения используется компьютерная презентация.

ХОД УРОКА

Учитель: Дорогие ребята, наш первый классный час в этом учебном году мы посвящаем самому главному событию нашей страны, 65 годовщине победы нашей страны над фашистской Германией. Мы часто встречаем в книгах, слышим с кино- и телеэкранов такие слова как “Отечество”, “Родина”, “Родина-мать”. И каждый раз испытываем подсознательный трепет и уважение к этим словам. А какое значение имеют эти слова? Почему мы так называем то место, где родились? Давайте обратимся за поиском ответа к словам русского писателя, исследователя русского языка Константина Ушинского:

Наше Отечество, наша Родина, Родина-мать. Отечеством мы зовём нашу страну потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. Родиной мы зовём потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным для нас языком и всё в ней для нас родное. Матерью мы зовём её потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, и, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов.

Много есть на свете, и кроме нашей страны, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина.”

К.Ушинский

Учитель: Каждый человек любящий свою Родину старается сделать её ещё прекраснее, сильнее, богаче, а если придёт опасность, то и защитить её своей грудью, ценой собственной жизни.

Ветер времени открывает самую страшную страницу истории нашей страны – Великая Отечественная война.

64 года назад отгремели последние залпы войны. Фашистская Германия, развязавшая войну против народов Европы, рухнула. Кто же такие фашисты и откуда появились фашистские организации?

Ученик:

Первые фашистские организации появились в нескольких странах Европы – Италии, Германии, Венгрии. Фашизм представлял опасность рабочему классу, всем завоеваниям.

В Германии фашистскую власть возглавил Гитлер. Он говорил: “Надо любыми средствами добиться того, чтобы мир был завоёван немцами, и мы должны, прежде всего, истребить русских, чехов, болгар, другие славянские народы”. Вот какая угроза возникла в сороковых годах 20-го столетия над нашим и другими славянскими народами, над их богатой культурой.

Учитель: Нашему народу выпало тяжкое испытание, он принял его! Сегодня мы вспомним Дни воинской славы России из календаря Великой Отечественной войны. Свидетели и творцы этой славы еще живы и хорошо помнят, как нелегко далась нам самая великая наша победа. Разговаривайте с ними о днях их молодости почаще, ведь ветераны не вечны, они уйдут, а с ними уйдет живая память о Великой Отечественной войне. Примеры их неподдельного мужества должны навсегда оставаться в наших сердцах, ибо благодаря нему живёт и наша Россия.

Под вечер в гестапо её привели.
Прикладами били сначала.
Стояла она чернее земли,
Как каменная, молчала.
Когда ей руки стали ломать
На исходе бессонной ночи,
Плюнула партизанская мать
Немцу в бесстыжие очи.
Сказала (были острые, как нож,
Глухие её слова);
Труд твой напрасный.
Меня убьёшь –
Россия будет жива.
Россия тысячу лет жила,
Множила племя своё.
Сила твоя, убийца, мала,
Чтобы убить её!

Много героев было у нашей Отчизны в годы Великой Отечественной войны, но сегодня я хочу поговорить с вами о ваших сверстниках времён тех страшных лет. Когда началась война, в боевой строй встали не только взрослые мужчины и женщины. На защиту России поднялись тысячи мальчиков и девочек, твоих ровесников. Они порой делали то, что не под силу было сильным мужчинам.

Что руководило ими в ту грозную пору? Тяга к приключениям? Ответственность за судьбу своей страны? Ненависть к оккупантам? Наверное, все вместе. Они совершили истинный подвиг. И мы не можем не вспомнить имена юных патриотов.

(Тексты к фотографиям читают ученики)

Валентин Котик

В свои 12 лет Валя, тогда пятиклассник Шепетовской школы, стал разведчиком в партизанском отряде. Он бесстрашно пробирался в расположение вражеских войск, добывал для партизан ценные сведения о постах охраны железнодорожных станций, военных складах, дислокации вражеских подразделений. Не скрывал своей радости, когда взрослые брали его с собой на боевую операцию. На счету Вали Котика шесть взорванных эшелонов врага, множество успешных засад. Он погиб в 14 лет в неравном бою с фашистами. К тому времени Валя Котик уже носил на груди ордена Ленина и Отечественной войны I степени , медаль “Партизану Отечественной войны” II степени. Такие награды сделали бы честь даже командиру партизанского соединения. А тут пацан, подросток.

Валентину Котику посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Василий Коробко

Необычно сложилась партизанская судьба шестиклассника из села Погорельцы Васи Коробко. Боевое крещение он принял летом 1941 года, прикрывая огнем отход наших частей. Сознательно остался на оккупированной территории. Однажды на свой страх и риск подпилил сваи моста. Первый же фашистский бронетранспортер, который заехал на этот мост, рухнул с него и вышел из строя. Потом Вася стал партизаном. В отряде его благословили на работу в гитлеровском штабе. Там никто и подумать не мог, что молчаливый истопник и уборщик прекрасно запоминает все значки на вражеских картах и ловит знакомые со школы немецкие слова. Все, что Вася узнавал, становилось известным партизанам. Как-то каратели потребовали от Коробко, чтобы он привел их к лесу, откуда партизаны делали вылазки. А Василий вывел гитлеровцев к полицейской засаде. В темноте каратели приняли полицаев за партизан и открыли по ним огонь, уничтожив немало предателей Родины.

Впоследствии Василий Коробко стал отличным подрывником, принял участие в уничтожении девяти эшелонов с живой силой и техникой врага. Он погиб, выполняя очередное задание партизан. Подвиги Василия Коробко отмечены орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени, медалью “Партизану Отечественной войны” I степени.

Витя Хоменко

Как и Василий Коробко, семиклассник Витя Хоменко делал вид, что прислуживает оккупантам, работая в офицерской столовой. Мыл посуду, топил плиту, протирал столы. И запоминал все, о чем говорят офицеры вермахта, расслабленные баварским пивом. Добытые Виктором сведения высоко ценились в подпольной организации “Николаевский центр”. Гитлеровцы приметили смышленого расторопного мальчика и сделали его посыльным при штабе. Естественно, партизанам становилось известным все, что содержалось в документах, которые попадали в руки Хоменко.

Вася погиб в декабре 1942 года, замученный врагами, которым стало известно о связях мальчика с партизанами. Несмотря на самые страшные пытки, Вася не выдал врагам расположение партизанской базы, свои связи и пароли. Витя Хоменко посмертно удостоен ордена

Галя Комлева

В Лужском районе Ленинградской области чтут память отважной юной партизанки Гали Комлевой. Она, как и многие ее сверстники в военные годы, была разведчицей, снабжала партизан важными сведениями. Фашисты выследили Комлеву, схватили, бросили в камеру. Два месяца непрерывных допросов, побоев, издевательств. От Гали требовали назвать имена партизанских связных. Но пытки не сломили девочку, она не проронила ни слова. Галя Комлева была безжалостно расстреляна. Она посмертно награждена орденом Отечественной войны I степени.

Юта Бондаровская

Война застала Юту на каникулах у бабушки. Еще вчера она беззаботно играла с подружками, а сегодня обстоятельства потребовали от нее взяться за оружие. Юта была связной, а потом разведчицей в партизанском отряде, который действовал на Псковщине. Переодевшись мальчишкой-нищим, хрупкая девочка бродила по вражеским тылам, запоминая расположение боевой техники, постов охраны, штабов, узлов связи. Взрослым никогда не удалось бы так ловко обманывать бдительность врага. В 1944 году в бою у эстонского хутора Юта Бондаровская пала смертью храбрых вместе со своими старшими товарищами. Юта посмертно награждена орденами Отечественной войны I степени и медалью “Партизану Отечественной войны” I степени.

Саша Ковалев

Он был выпускником Соловецкой школы юнг. Свой первый орден - орден Красной Звезды Саша Ковалев получил за то, что моторы его торпедного катера №209 Северного флота ни разу не подвели во время 20 боевых выходов в море. Второй награды, посмертной, - ордена Отечественной войны I степени - юный моряк был удостоен за подвиг, которым вправе гордиться взрослый человек. Это было в мае 1944 года. Атакуя фашистский транспортный корабль, катер Ковалева получил от осколка снаряда пробоину коллектора. Из разорванного кожуха била кипящая вода, мотор мог заглохнуть в любую минуту. Тогда Ковалев закрыл пробоину своим телом. На помощь ему подоспели другие моряки, катер сохранил ход. Но Саша погиб. Ему было 15 лет.

Нина Куковерова

Свою войну с гитлеровцами она начала с распространения листовок в оккупированном врагами поселке. В ее листовках были правдивые сводки с фронтов, которые вселяли в людей веру в победу. Партизаны доверили Нине разведывательную работу. Она отлично справлялась со всеми заданиями. Гитлеровцы решили покончить с партизанами. В одну из деревень вошел карательный отряд. Но его точная численность и вооружение не были известны партизанам. Нина вызвалась разведать силы врага. Она запомнила все: где и сколько часовых, где хранятся боеприпасы, сколько у карателей пулеметов. Эти сведения помогли партизанам разгромить врага.

Во время выполнения очередного задания Нину выдал предатель. Ее пытали. Не добившись от Нины ничего, фашисты расстреляли девочку. Нина Куковерова посмертно награждена орденом Отечественной войны I степени.

Лара Михеенко

Их судьбы похожи, как капли воды. Прерванная войной учеба, клятва мстить оккупантам до последнего вздоха, партизанские будни, разведывательные рейды по вражеским тылам, засады, взрывы эшелонов… Разве что смерть была разной. Кому-то выпадала прилюдная казнь, кому-то выстрел в затылок в глухом подвале.

Лара Михеенко стала партизанкой-разведчицей. Выведывала расположение вражеских батарей, считала машины, двигавшиеся по большаку в сторону фронта, запоминала, какие поезда, с каким грузом приходят на станцию Пустошка. Лару выдал предатель. Гестаповцы не делали скидок на возраст - после бесплодного допроса девочку расстреляли. Это случилось 4 ноября 1943 года. Лару Михеенко посмертно наградили орденом Отечественной войны I степени .

Саша Бородулин

Уже зимой 1941-го он носил на гимнастерке орден Красного Знамени . Было за что. Саша вместе с партизанами дрался с гитлеровцами в открытом бою, участвовал в засадах, не раз ходил в разведку.

Партизанам не повезло: каратели выследили отряд, взяли в кольцо. Трое суток партизаны уходили от преследования, прорывали окружение. Но каратели вновь и вновь преграждали им путь. Тогда командир отряда вызвал пятерых добровольцев, которые должны были огнем прикрыть отход основных партизанских сил. На призыв командира Саша Бородулин шагнул из строя первым. Отважной пятерке удалось на какое-то время задержать карателей. Но партизаны были обречены. Последним погиб Саша, шагнув навстречу врагам с гранатой в руках.

Витя Коробков

Двенадцатилетний Витя был рядом со своим отцом, армейским разведчиком Михаилом Ивановичем Коробковым, действовавшим в Феодосии. Витя, чем мог, помогал отцу, выполнял его боевые поручения. Бывало, и сам проявлял инициативу: расклеивал листовки, добывал сведения о расположении вражеских частей. Его арестовали вместе с отцом 18 февраля 1944 года. До прихода наших войск оставалось совсем чуть-чуть. Коробковых бросили в старокрымскую тюрьму, две недели выбивали из разведчиков показания. Но все усилия гестаповцев оказались напрасными…

Сколько же их было?

Мы рассказали лишь о немногих из тех, кто, не дожив до своего совершеннолетия, отдал жизнь в борьбе с врагом. Тысячи, десятки тысяч мальчишек и девчонок пожертвовали собой ради победы.

Таня Савичева. Она жила в блокадном Ленинграде. Умирая от голода, Таня отдавала последние крошки хлеба другим людям, из последних сил носила песок и воду на городские чердаки, чтобы было чем тушить зажигательные бомбы. Таня вела дневник, в котором рассказывала о том, как умирала от голода, холода, болезней ее семья. Последняя страничка дневника осталась недописанной: умерла сама Таня.

Мария Щербак. Ушла на фронт в 15 лет под именем своего погибшего на фронте брата Владимира. Стала пулеметчицей 148-й стрелковой дивизии. Мария закончила войну старшим лейтенантом, кавалером четырех орденов.

Аркадий Каманин. Он был воспитанником авиаполка, в 14 лет впервые сел в боевой самолет. Летал стрелком-радистом. Освобождал Варшаву, Будапешт, Вену. Заслужил три ордена. Спустя три года после войны Аркадий, когда ему было всего 18 лет, умер от ранений.

Сколько же их было? Сколько юных патриотов сражалось с врагом наравне с взрослыми? Этого точно не знает никто. Многие командиры, чтобы не наживать неприятностей, не заносили фамилии юных бойцов в ротные и батальонные списки. Но от этого героический след, оставленный ими в нашей военной истории, не стал бледнее.

У наших побед нет срока давности, на них воспитывались и будут воспитываться новые поколения русских бойцов, которым откроется возможность вписать свои страницы в военную историю Отчизны.

Ученик:

Люди! Покуда сердца стучатся,
Помните.
Какой ценой завоёвано счастье,
Пожалуйся, помните!

Объявляется минута молчания.

Песню свою, отправляя в полёт,
Помните!
О тех, кто уже никогда не споёт,
Помните!

Р. Рождественский