Музыкальная терапия. Музыкальная реабилитация детей-инвалидов в рамках социального проекта " Музыка детских сердец." Рабочая программа по музыкотерапии для детей инвалидов

Райкова Лариса Сергеевна
Должность: заместитель директора по учебной работе
Учебное заведение: МБУДО "Центральная детская школа искусств"
Населённый пункт: г. Благовещенск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Музыкальная терапия для детей с ограниченными возможностями здоровья
Дата публикации: 23.01.2017
Раздел: дополнительное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТРАЛЬНАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ ДЛЯ

ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

зам. директора по УР

Л.С. Райкова

г. Благовещенск, 2016г.

2 В последние годы заметно вырос интерес специалистов к механизму воздействия музыки на ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыкотерапии как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития. В последнее время всё чаще в учреждения дополнительного образования обращаются родители с детьми - инвалидами, имеющими различные отклонения в развитии (аутизм, умственная отсталость, ДЦП, органические поражения ЦНС, синдром Дауна и др.). Как правило, такие дети никогда не посещали подобного рода образовательные учреждения. Задача преподавателей, занимающихся с такими учащимися состоит не столько в том, чтобы научить детей музыке, сколько в реабилитации детей-инвалидов посредством музыкотерапии. Музыкотерапия в данном случае рассматривается как совокупность методик, построенных на применении разных видов музыкальной деятельности. Сущность музыкотерапии мы видим в способности вызывать у «особого» ребёнка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребёнка, обусловливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом. Музыка, несомненно, может быть средством успокоения и лечения, средством борьбы с переутомлением, задает определенный ритм перед началом работы, настраивает на глубокий отдых во время перерыва. Музыка может укреплять иммунитет, улучшать обмен веществ, и, доказано научно, приводит к снижению заболеваемости. Многочисленные исследования и эксперименты подтверждают: некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом. Так, духовная религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Является полезным восприятие музыкальных произведений композиторов-классиков.
3 О сильнейшем воздействии музыки на организм человека знали еще в древние времена и использовали ее в различных целях. В колыбелях человеческой цивилизации - Китае и Индии, Египте и древней Греции врачи и жрецы, философы и музыканты использовали музыку для врачевания. Ещё философ Платон полагал, что существуют музыкальные произведения и инструменты, посредством которых индивид может возвыситься до уровня общественных требований и осознать «как свой собственный мир внутреннее единство полисной общины». Задача музыкального воспитания по Платону - гармонизация индивида с общественной жизнью. Затем идеи Платона получили наибольшее развитие в трудах Аристотеля, разработавшего учение о внутреннем мире человека и способах воздействия на него при помощи искусства. В его теории была представлена концепция очищения души (слушателя, зрителя) в процессе восприятия произведений искусства. Демокрит рекомендовал слушать флейту при смертельных инфекциях, знаменитый Гиппократ специально прописывал больным курсы музыкотерапии. Таким образом, вышеизложенное позволяет нам сделать следующие выводы: проблема поиска эффективных путей воздействия музыки на воспитание и развитие детей постоянно находилась в поле зрения исследователей, музыкантов, психологов и педагогов; большинство исследователей-педагогов, музыкантов и психологов отмечают значительную роль музыки в развитии умственных способностей детей. Цель занятий с использованием музыкотерапии - создание положительного эмоционального фона реабилитации, то есть снятие фактора тревожности, возникающего у данного контингента детей вследствие резкого изменения социального и личностного статуса; стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений); развитие речевой функции.
4 Для детей с ограниченными возможностями здоровья наиболее важными являются тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа, ритма и времени, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, развитие общей и артикуляционной моторики. Лечебное воздействие музыки на нервно- психическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии. Полезность музыкотерапии в работе с детьми с ОВЗ заключается в том, что она: - помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса; - помогает ускорить процесс терапии, так как внутренние переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре; - музыка усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим осознание; - формирует чувство внутреннего контроля и порядка. Чем раньше начинается лечение, тем больше шансов на успех. Поэтому детей с ОВЗ можно лечить и развивать с помощью музыкотерапии как можно раньше. В раннем возрасте у детей круг представлений о внешнем мире очень узкий, слабо развита речь, а также слуховые и зрительные восприятия, слабая нервная система, плохая координация движений, неустойчивое внимание. Но у них есть одно свойство – подражательность, - которое проявляется как в музыкально-ритмических движениях, так и в подпевании и пении. Таким образом, несомненна актуальность и значимость музыкальной терапии для детей с ограниченными возможностями, которая не только развивает музыкальные способности, формирует эстетический вкус, но и является жизненно важным компонентом воздействия музыки на организм
5 ребенка. Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции состояния ребенка в желательном направлении развития. Многочисленные методики музыкальной терапии предусматривают как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего факторов воздействия, так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия. Поэтому мы верим, что внутренняя сила способна победить любые недуги. И пусть эти дети не станут профессиональными музыкантами, зато они получат ряд положительных эмоций, научаться дарить радость себе, близким и окружающим, поймут, что они нужны людям, обществу. А главное – поверят в себя!
6
Использованная литература.
1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. Учеб. Заведений/Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М.: Изд. центр «Академия», 2012. 2. Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2012. 3. Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. М.,1963. 4. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений/Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др.; Под ред. Г.М. Цыпина. - М.: Изд. центр «Академия», 2011. 5. Казакова С.В. Проблема воспитания умственно – активной личности в истории музыкальной педагогики // Искусство и образование, 2005, №1. 6. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. − М.: Наука, 2012.

Я слышал, что стихами Авиценна

Писал рецепты для больных людей.

Я слышал, что излечивал мгновенно

Больных своею музыкой Орфей.

Р. Гамзатов

Для настоящей музыки нет ничего невозможного! Необходимо лишь желать ее слушать и уметь слышать. Лечебное применение музыки имеет тысячелетнюю историю. Музыка состоит из отдельных звуков. И многие музыкальные звуки, например колокольный звон, или созвучия, или последовательности звуков обладают чудесным оздоровительным воздействием. Согласно проведенным исследованиям каждый музыкальный инструмент действует на человеческий организм по-своему: звуки фортепиано и скрипки прекрасно успокаивают нервную систему, флейта обладает ярко выраженным расслабляющим действием, а при звуках кларнета меняется кровообращение. Целебной силой обладают и музыкальные произведения В.А. Моцарта, Л. Бетховена, И.С. Баха, А. Вивальди, П.И. Чайковского, активизирующие энергетические процессы организма и направляющие их на его физическое оздоровление при различных заболеваниях. Тональность, темп, ритм, динамика музыкального произведения - ключевые средства, помогающие регулировать, развивать эмоциональную сферу личности.

Детство - наиболее благоприятный период для развития музыкальных способностей. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаст фундамент музыкальной культуры человека как части его общей духовной культуры в будущем. Дети с нарушениями в развитии являются особой категорией, в работе с которыми искусство, музыка оказывают лечебное воздействие, являются способом профилактики и коррекции отклонений в развитии. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыкотерапии как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка.

Музыкотерапия - один из видов арт-терапии (терапии искусством), основанный на эмоциональном восприятии музыки и направленный на профилактику, психологическую коррекцию личностных отклонений ребенка с проблемами в развитии.

Сущность музыкотерапии заключается в способности вызывать у «особого» ребёнка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребёнка, обусловливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом.

Работая с детьми с ограниченными возможностями, нужно иметь определенные навыки:

Умение создавать атмосферу психологического комфорта, что позволит достичь положительной динамики реабилитационного периода для ребенка.

Умение установить контакт с ребенком. Это возможно с помощью мимики, взгляда, улыбки, жеста, ласковой выразительной речи, а главное - положительного эмоционального настроя.

Чтобы достичь глубокого влияния музыки на организм, ребенок должен сам активно действовать (петь, играть на музыкальном инструменте, воплощать музыку в движениях).

В музыкотерапии не делается акцент на целенаправленное обучение и, следовательно, овладение навыками и умениями музыкальной деятельности. Цель и содержание коррекционных, реабилитационных занятий формулируются исходя из физических, психических, умственных возможностей детей. Поэтому на групповых занятиях музыкотерапией не ставится цель - развитие собственно музыкальных способностей, основные элементы занятий направлены на решение не музыкальных задач, а значимых для развития ребенка проблем, связанных со здоровьем.

Музыкотерапия необходима как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира. Музыкотерапия может быть включена в индивидуальную программу развития детей с ограниченными физическими и умственными возможностями в сочетании с другими видами коррекционной работы.

Для достижения оптимальных результатов групповых занятий музыкотерапии, целесообразно строить их, равномерно распределяя психофизическую нагрузку, и проводить по следующей схеме:

  1. Приветствие.
  2. Ритмическая разминка.
  3. Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук, упражнения для развития речевых и мимических движений.
  4. Пение.
  5. Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах.
  6. Танцы, хороводы.
  7. Игры.
  8. Прощание.

Использование методик М. Монтессори и К. Орфа оказывают эффективное коррекционно-развивающее воздействие. Суть педагогики М. Монтессори заключается в девизе: «Помоги мне сделать самому», где значение имеет индивидуализация учебно-воспитательной деятельности. А система К. Орфа - система музыкального воспитания полностью построена на развитии творческих способностей, навыков ребенка «Учимся, делая и творя» и включает в себя следующие элементы:

Речевые упражнения;

Поэтическое музицирование;

Музыкально-двигательные упражнения;

Игры с инструментами К. Орфа;

Элементарный музыкальный театр.

Музыкальный материал подбирается согласно возрастному составу детей, а также в зависимости от тяжести дефекта. Также в работе с детьми используется широкий спектр музыкальных инструментов и видов музыки, воздействующих на различные функции организма. Например, при слабой мелкой моторике пальцев используются клавишные инструменты (фортепиано, аккордеон); для координации движений - металлофон, треугольник, маракасы; для снятия стресса, при эмоциональных проблемах или, напротив, активизации эмоциональной сферы личности ребенка - прослушивание музыки для релаксации, а также записей шумов природы (звуков моря, леса, грозы и др.).

За время занятий дети постепенно начинают самостоятельно выполнять несложные движения под музыку. У них появляется песенный репертуар, который можно расширять в дальнейшем. Они способны не только пассивно слушать музыку, но и исполнять, создавать ее - петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Самой главной для них является потребность в общении друг с другом и с окружающими их взрослыми.

Исследования психологов доказывают целесообразность наиболее раннего включения детей с проблемами в музыкальную деятельность, в процессе которой совершенствуются их двигательные, сенсорные и речевые функции, формируются навыки общения.

Мажорная музыка вызывает светлое, радостное настроение у детей, воздействуя на малоподвижного ребенка, лишенного мышечной активности, приводит мышцы в тонус, заставляя его двигаться. Минорная же музыка, наоборот, является прекрасным успокоительным средством для гиперактивных, неспокойных, раздражительных детей, помогает им успокоиться, расслабиться.

Таким образом, групповая музыкотерапия в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья необходима как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира. Музыкотерапия применяется также и индивидуально и является средством, способным помочь детям с ограниченными возможностями увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое «Я», войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нём.

Рабочая программа

по музыкальному

коррекционно-развивающему направлению

для детей

с Ограниченными Возможностями Здоровья

(старший дошкольный или младший школьный возраст).

Выполнила:

Батырева Светлана Юрьевна

Музыкальный руководитель

Высшей квалификационной категории

Город Батайск, Ростовская область

МБ ДОУ «Детский сад №13»

2015 г.

Пояснительная записка.

Музыка как мощный фактор воздействия на эмоциональную сферу человека издавна использовалась для лечения различных заболеваний, и в частности для терапии и профилактики нервно-психических расстройств. В последние десятилетия выделилось целое направление в психотерапии – музыкотерапия.

Музыкотерапия – это средство, которое помогает установить равновесие в деятельности нервной системы (умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей), подкорректировать неправильные и лишние движения.

Музыкотерапия используется при работе с детьми разного возраста с целью коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении. В настоящее время музыкотерапия является самостоятельным коррекционным направлением, имеющим в основе два аспекта воздействия:

Психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма);

Психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии).

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного или младшего школьного возраста (в зависимости от маршрута коррекции).

Цель программы:

Гармонизация личности ребенка с ОВЗ, восстановление и коррекция его психоэмоционального состояния и психофизиологических процессов средствами музыкального и театрального искусства.

Задачи:

    Развитие умения передавать свое настроение через музыку, движение, цвет;

    Приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;

    Развитие двигательной сферы (мелкой моторики, речевых и мимических движений, макромоторики);

    Формирование оптимистического жизнеутверждающего мироощущения через творческие виды деятельности.

Основной принцип построения программы - тематический. Каждая тема изучается на протяжении одного-двух месяцев. Всего 10-13 тем, которые повторяются на новом материале.

Практика показала, что только в условиях системы музыкальных занятий различных типов дети достигают наиболее эффективных результатов. Проводятся, большей частью, традиционные фронтальные музыкальные занятия с использованием различных методов (наглядный, словесный, практический).

Обязательно используется создание проблемных ситуаций, которые способствуют развитию у детей умения самостоятельно находить решение. Проблемные ситуации побуждают детей к элементарным суждениям, развивают творческое воображение. На занятиях используется индивидуально-дифференцированный подход, задания разной степени сложности. Дополнительно занятия с подгруппой и индивидуальные занятия.

Типы занятий:

Доминантное. В структуре такого типа преобладает какой-либо из видов музыкальной деятельности. Это может быть: слушание, пение, музыкально-ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах.

Тематическое занятие . Отличительной чертой структуры тематического занятия является то, что в них музыкальный материал по всем видам музыкальной деятельности объединён единой темой. Такой тип даёт возможность сконцентрировать внимание детей на одной теме в процессе всего занятия. Тематика занятий может быть различной.

Комплексные занятия. Это занятия, на которых общая задача реализуется средствами нескольких видов художественной деятельности.

Следует заметить, что от правильно применяемой структуры занятия зависит степень активности и познавательной деятельности детей, развитие их общих и специальных способностей.

Все эти занятия объединяет то, что они личностно-ориенторованны. Суть личностно-ориентированного занятия состоит не только в гуманном отношении к детям, эмоционально положительном настрое на работу, сколько в постоянном обращении к их опыту.

Сегодня не существует универсальной структуры занятий, способной решать все учебно-воспитательные задачи в равной степени. Применение разнообразных типов музыкальных занятий позволит сделать процесс музыкального воспитания и обучения более эффективным.

Программа рассчитана на 2 занятия в неделю по 25-30 минут в зависимости от возраста детей.

Структура групповых музыкально-коррекционных занятий.

Программа рассчитана на 2 занятия в неделю по 25-30 минут в подгруппах по 3-5 человек.

Схема проведения занятий:

    Приветствие;

    «Свободное движение»

    Ритмическая разминка;

    Упражнения для развития мелкой моторики, развития речевых и мимических движений;

    Пение;

    Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах;

    Танцы, хороводы;

    Коммуникативные, ритмические игры и игры по правилам;

    Прощание.

Эффективность программы отслеживается по входной и выходящей диагностике музыкальных способностей детей К.В.Тарасовой. Показатели развития – эмоциональная отзывчивость, звуковысотный слух, чувство ритма, репродуктивный компонент музыкального мышления (способность восприятия и анализа музыки), продуктивный, творческий компонент музыкального мышления (инструментальная импровизация).

Разработана на основе программ:

    «Гармония» К.В.Тарасовой, Т.В.Нестеренко;

    Учебно–методическое пособие по театрализованной деятельности «Кукляндия» М.И.Родиной, А.И.Бурениной. ISBN 5-903207-02-2 (978-5-903207-02-2)

    Музыкальная коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья. Е.Н.Котышева. ISBN 978-5-9268-0875-6

    Программы по музыкотерапии «Музыкальная шкатулка». Для старших дошкольников с задержкой психического развития «Школа 2100» ;

    «Программа воспитания и обучения детей с тяжелыми нарушениями речи» под редакцией Л.В.Лопатиной – ЦДК проф.Л.Б.Баряевой, Санкт-Петербург; ISBN 978-5-904123-03-1

    Игровая методика развития музыкальных способностей детей «Музыка. Дети. Здоровье.» О.В.Кацер, С.А.Коротаева.

Тематический план для работы с детьми с ОВЗ.

Месяц

Тема

Кол-во занятий

Сентябрь – октябрь

«Осенние контрасты», «Осень в гости просим», «Сенокос», «Мир игрушек», «Жители леса», «Песни осени», «Прогулка в лес», «Путешествие», «Весело - грустно», «Шествие солдатиков», «Полька», «Хоровод» .

Ноябрь - декабрь

«Шутка в музыке», «Скоро Новый Год», Мир танца., Веселый цирк., Эта музыка – волшебница.

Волшебная книга танцев, .Новогодний утренник.

Январь – февраль

«Весёлая зима», «Милосердие», «Какими мы бываем», Празднуем Рождество. Колядки.

Прогулка в зимний лес. Музыка зимы. Раннее утро.

Музыкальные пейзажи. Поможем вернуть музыку.

Путешествие по временам года.

Март – апрель

«Кто с нами рядом живёт», «Приди, весна!»

Мамин портрет, Сюрприз для мамы. Подарокдля мамы., Грустим и радуемся вместе., Дедушка дуб.

Мы весну рисуем.

Весна пришла – праздник светлый принесла.

Праздник «День Земли»

Волшебный колокольчик.

Калейдоскоп чувств.

Май

«Сказка в музыке»

На сказочном балу. (М.Д,)

ИТОГО:

Календарно-тематическое планирование

в группах детей с ОВЗ

п/п

Разделы и темы

Кол-во часов

Дата

проведения

I

«Осенние контрасты»

Радуга осени.

Какого цвета одежда у осени?

Осень бывает разной. (Пение)

II

Мир игрушек.

Магазин игрушек.

Игрушечный магазин. (М.Д.)

Забытые игрушки (Пение)

III

Шутка в музыке

Осенний утренник

Композиторы шутят. (Слушание)

В стране веселых человечков.(М.Д.)

Нам шутить не лень.(Пение)

IV

Скоро Новый Год!

Как нам песня помогла. Слушание)

Путешествие в сказочную страну. (Пение)

Чудеса под Новый Год (М.Д)

Репетиция утренника.

Новогодний утренник.

V

Веселая зима.

Праздник Рождества.

Волшебные дела зимы (М.Д)

Скоро масленицы бойкой зазвенит широкий пир. (Слушание)

Широкая Масленица (Пение)

VI

Милосердие.

Сирота (Слушание)

Как мы спасали зайчат.(М.Д.)

VII

Какими мы бываем.

Два брата (Слушание)

Портреты (Слушание)

Утренник «День защитника Отечества»

Какими мы бываем? (М.Д.)

Фея Музыки (Пение)

VIII

Кто с нами рядом живет?

Кто с нами рядом живет? (Слушание)

Наши маленькие друзья.(М.Д,)

Встречи в весеннем лесу.(Пение)

IX

Приди весна!

Любимый месяц май (Слушание)

Прогулка в весенний лес.(М.Д,)

Как мы весну искали. (Пение)

X

Сказка в музыке.

Путешествие в сказочную страну. (Слушание)

На сказочном балу. (М.Д,)

Сказка по лесу идет. (Пение)

XI

Музыка лета.

Ситникова О,Г., учитель трудового обучения ГБОУ РХ «Черногорская специальная (коррекционная) школа – интернат .

Музыкотерапия как одно из средств оздоровления детей с ОВЗ.

Музыка обладает магической силой и

может усмирить дикаря, смягчить

камень или согнуть кряжистый дуб.

У. Конгрив, британский драматург, XVII век

Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых страдающих от соматических и психосоматических заболеваний. Это лекарство, которое слушают.

Врачуют не только естественные, но и искусственно созданные, упорядоченные звуки. Специально подобранные мелодии снимают гнев и досаду, улучшают настроение. В конце прошлого века, было доказано, что мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на его организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют артериальное давление, стимулируют пищеварение, повышают аппетит. Раздражающая музыка дает, наоборот, прямопротивоположный эффект и вредна как для слуха, так и для нервной системы.

Медиками установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение. Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, тонизирует центральную нервную систему. Самый большой эффект от музыки - это профилактика и лечение нервно-психических заболеваний.

О том, что музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется - ученые заметили давно.Ее действие на некоторых людей бывает даже острее, чем слово.

Музыка может умиротворять, расслаблять и активизировать, облегчать печаль и вселять веселье; может усыплять и вызывать приток энергии, а то и будоражить, создавать напряжение.

В настоящее время существуют различные национальные школы, занимающиеся исследованиями в области музыкотерапии. Многочисленные методики предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного ведущего фактора воздействия, так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных методов для усиления их воздействия.

Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используют во многих странах в лечебных и оздоровительных целях. В Германии, Японии музыкотерапия широко используется для нормализации физического и психического состояния человека на производстве, в школе, вузе, а также успешно применяется при лечении ДЦП. В России, в результате исследований было установлено, что при направленном воздействии на органы человека музыкой, пением последние приходят в состояние максимальной вибрации. В итоге укрепляется иммунная система, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает.

Различные жанры музыки оказывают различное воздействие на людей. Какая-то музыка несет энергию, а какая-то снимает психическое напряжение, помогает расслабиться.

Специальные исследования показали действие музыки на организм человека:

    Снимает неврозы и раздражительность - «Лунная соната» Бетховена, «Итальянский концерт» Баха, музыка Генделя.

    Успокаивает, уменьшает чувство тревоги, нерешительности – вальсы Штрауса, «Колыбельная» Брамса.

    Способствует росту умственных способностей – музыка Моцарта.

    Нормализует работу мозга – прослушивание сюиты «Пер Гюнта»

    Стимулирует интеллектуальную деятельность – музыка Бетховена, Штрауса.

    Поднимает жизненный тонус, наполняет жизненной силой, творческой энергией, вдохновляет – Шестая симфония, часть 3 - Чайковского, Прелюдия 1 – Шопена. Из эстрадной музыки можно отметить музыку Демиса Руссоса, Хулио Иглессиаса, песню Александры Пахмутовой – «Беловежская пуща», оркестр Поля Мориа.

В последние годы заметно вырос интерес специалистов к механизму воздействия музыки на ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыкотерапии как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития. Существует множество различных подходов, направленных на реабилитацию детей - инвалидов посредством музыкотерапии, которая рассматривается, как синтез нескольких областей научного знания: искусства, медицины и психологии; как совокупность методик, построенных на применении разных видов музыкальной деятельности.

Сущность музыкотерапии заключается в способности вызывать у «особого» ребёнка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребёнка, обусловливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом.

Положительные эмоции при музыкальном прослушивании, “художественное наслаждение”, по мнению Л.С. Выготского, не есть чистая рецепция, но требует высочайшей деятельности психики. Мучительные и неприятные аффекты при этом подвергаются некоторой разрядке, уничтожению, превращению в противоположное.

Исследования психологов доказывают целесообразность наиболее раннего включения детей с проблемами в музыкальную деятельность, в процессе которой совершенствуются их двигательные, сенсорные и речевые функции, формируются навыки общения. Практика работы подтверждает: чем раньше начинаются занятия музыкотерапии, тем эффективнее их психокоррекционное воздействие на ребенка.

Выделяют четыре основных направления коррекционного действия музыкотерапии:

1. Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии.

2. Развитие навыков межличностного общения, коммуникативных функций и способностей.

3. Регулирующее влияние на психовегетативные процессы.

4. Повышение эстетических потребностей.

Музыкотерапия может быть представлена в двух формах: активной, когда дети активно выражают себя в музыке, и пассивной, когда они только прослушивают музыку.

Активная музыкотерапия представляет собой коррекционно-направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизация с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов.

Групповая пассивная музыкотерапия проводится в форме регулярного группового прослушивания произведений инструментальной классической музыки. Цель прослушивания - изменить настроение детей, отвлечь их от переживаний, уменьшить тревогу. Коррекционное воздействие музыкотерапии является симптоматическим, т.е. снижающим в определенной степени психические проявления, но не устраняющим источник их возникновения. Поэтому этот метод является дополнительным по отношению к другим методам коррекционного воздействии.

При проведении уроков швейного дела я всегда стараюсь использовать музыкальные записи. В кабинете есть фонограммы леса, шума моря, записи классической и инструментальной музыки. Так как групповая пассивная музыкотерапия может проводиться только тогда, когда нет речевого общения, то девочки слушают музыку когда выполняют практическую или самостоятельную работу. Для прослушивания использую только те произведения, которые нравятся девочкам и им знакомы (т.к. музыкальные пьесы не должны отвлекать новизной). Музыка звучит не громко, но в тоже время и не тихо - она строго дозирована.

Во время занятий с использованием музыкотерапии в классе можно моделировать эмоции: и у агрессивных, неуравновешенных детей формируется чувство внутреннего покоя, радости - создается положительный эмоциональный фон; развиваются мыслительные способности и фантазия детей, развивается коррекция сенсорных процессов и сенсорных способностей, повышается мотивация учебы, возрастает удовлетворенность учением, а значит создается ситуация успеха.

Таким образом, групповая музыкотерапия в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья необходима как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, как способ оздоровления, а также как один из возможных способов познания мира.

Литература

    Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании /Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М., 2001.

    Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: « Феникс» , 2002.- 448 с.

беседника, лучше понимают свое место в системе детских взаимоотношений. Психологический климат в экспериментальном классе изменился в положительную сторону, стал благоприятным для развития позитивных межличностных отношений. В контрольном классе значительных изменений не произошло, т. е. состояние психологического климата осталось прежним, отражающим неблагоприятный эмоциональный настрой детской группы.

Таким образом, для формирования благополучного психологического климата в

группах слабослышащих школьников необходима целенаправленная, специально организованная педагогическая работа, включающая целый ряд направлений - таких как совершенствование представлений о качествах личности, способствующих и препятствующих установлению хороших межличностных отношений, в процессе внеклассного чтения, использования всех видов деятельности - общения, игровой, учебной, проектной - в зависимости от этапа психического развития детей с нарушениями слуха.

А. Г. Попок

МУЗЫКОТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Цель данной статьи - показать значимость музыкальной терапии для детей с ограниченными возможностями, которая не только развивает музыкальные способности, формирует эстетический вкус, но и является жизненно важным компонентом воздействия музыки на организм ребенка. Автор показывает опыт применения музыкотерапии в коррекционном Детском доме № 10 Кировского района Санкт-Петербурга.

Ключевые слова: музыкотерапия, ограниченные возможности, хоровое пение, народный танец, игра на свирели, реабилитация, коррекция, катарсис.

MUSICAL THERAPY FOR CHILDREN WITH DISABILITIES

The article discusses the relevance of musical therapy for children with disabilities. Musical therapy not only develops musical abilities and develops aesthetic tastes, but it is also a vital component of the influence of music on the child’s body. The application of music therapy at correctional boarding school № 10 by means of musical art is described.

Keywords: music therapy, disabilities, choral singing, folk dance, pipe playing, rehabilitation, correction, catharsis.

В современном обществе музыка является одним из видов художественной деятельности. Еще древнегреческие философы отмечали роль музыкального искусства в эстетическом воспитании индивида и его положительное терапевтическое влияние на личность. Платон утверждал, что, с од-

ной стороны, посланный миру «музыкальный союзник» приводит в порядок гармонию индивида, с другой - убирает дисгармонию его ума. Далее ученики Пифагора разработали методику музыкальной психотерапии, предполагавшую ежедневную программу песен и музыкальных пьес

для лиры, поднимавших бодрость духа, настроение людей, что снимало у них усталость, успокаивало перед сном.

Роль музыки в жизни людей с течением времени все возрастала. Ученые, композиторы, педагоги, музыканты разрабатывали проблемы детского музыкального образования и воспитания. Особое внимание обращалось на роль психологического фактора в процессе детского музицирования. Важнейшим аспектом в этом ключе явилась разработка музыкальных учебных программ, способствующих развитию детского музыкального интеллекта.

Эти проблемы в настоящее время с особой остротой стоят перед школой, детскими садами, и особенно при работе с детьми, имеющими ограниченные возможности. В этих условиях терапевтическое влияние музыки на внутренний мир детей очевидно. Ведущую роль в приобщении к музыке детей с ограниченными возможностями играет педагог-музыкант, знающий методические пути музыкального воздействия на детскую психику, развивающуюся в необычных психолого-педагогических и музыкальных условиях.

Во второй половине XX века интерес к воздействию музыки на организм человека возрос. Многие современные ученые-психофизиологи в своих исследованиях обосновали влияние музыки на индивида: «Музыка снижает активность доминанты, сформировавшейся во время конфликта или стресса, разряжает накопившиеся отрицательные эмоции. В. Б. Полякова доказывает, что музыка может повысить работоспособность у людей, занимающихся умственным трудом, способствует снижению утомляемости, улучшает реакцию, обостряет чувство времени, память и сосредоточенность. Также музыка используется как средство развития детей с физическими проблемами: с умственной отсталостью, с нарушением слуха, зрения, с задержкой психического развития.

М. Е. Бурно считает, что «музыка помогает дефензивным (неполноценным) пациентам выйти из тягостных расстройств настроения, существенно смягчить у них патологическое переживание своей неполноценности, различные психопатические и неврозоподобные проявления: навязчивые, астено-ипохондрические, деперсонализа-ционные и т. д.» .

Музыкотерапевты Е. П. Дединская и К. А. Щербинин пишут: «Музыка является информационным каналом, недоступным для контроля сознания, проникающим в психику гораздо лучше, чем слово. Даже когда человек находится в коме, единственным связующим звеном между человеком и окружающим миром, способным вывести его из этого состояния, является музыка» .

Известный педагог, музыкотерапевт

В. И. Петрушин считает: «Рост стрессогенных факторов в обществе, вызывающих психологическую нестабильность и дезорганизацию, ведет к невротизации как детей, так и взрослых, поэтому музыка традиционно считается одним из мощнейших средств эмоциональной регуляции психической деятельности человека» .

Многие исследователи отмечают лечебное влияние музыкального ритма на все системы и функции детского организма, в том числе на развитие мышления, внимания, моторики. Психофизиологическое направление музыкальной деятельности связано с положительным влиянием музыки на различные системы детского организма.

Таким образом, возможности музыки как средства воздействия на личность подробно исследованы и обоснованы различными философами, музыкотерапевтами, медиками и психологами. Музыка может стать незаменимым средством педагогического регулирования эмоционального состояния учащихся, средством коррекции и реабилитации школьников с проблемами в развитии, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подростков с деви-

антным поведением - воспитанников специальных школ.

В связи с этим можно сформулировать основные задачи:

1) изучить научно-исследовательскую литературу по музыкотерапии;

2) выявить виды музыкальной деятельности, используемые в музыкотерапии;

3) доказать важность музыкотерапии как здоровьесберегающего процесса для детей с ограниченными возможностями;

4) выявить различные виды деятельности музыкотерапии (хоровое пение, игра на свирели, танец) и их основные функции.

Существует много примеров терапевтического воздействия музыки на детей в детском доме. Например, хоровое пение - это вид деятельности, помогающий обогатить знания об окружающем мире, привить любовь к искусству, научить слушать и понимать музыку, поддерживать внутреннюю гармонию и открыть в себе глубокую духовную природу. Возможности хорового пения для моделирования реализуются в овладении навыками самоконтроля и в реакциях на проблемные ситуации.

Детей, занимающихся пением, нужно учить правильному дыханию. Это важно, прежде всего, потому, что искусство пения - это искусство дыхания. К такому выводу уже давно пришли профессиональные певцы различных стран. Кроме того, правильное вокальное дыхание стимулирует работу сердца, снимает усталость и переутомление.

Начальное обучение пению в детском возрасте следует начинать с фальцета, пение тихое и в то же время звонкое, как звучание колокольчика, пение птички. К этому дети часто не готовы, они волнуются, порой доходят до стрессового напряжения. Педагогу нужно искать различные приемы воздействия на таких детей с целью достижения интонационно чистого пения и т. д.

В этой связи известный педагог В. А. Шереметьев полагает: «Правильное пение фальцетом на относительно высоких зву-

ках требует от вокального аппарата больших энергетических затрат, чем пение в разговорной манере и низкой тесситуре. Педагог должен сознательно повышать накал, интенсивность, темп занятий, чтобы включать детей в работу» .

Те дети, которые поют в хоре, либо занимаются индивидуальной вокально-хоровой работой, пытаются проникать в интонационные особенности песни и особенности своего собственного «Я». Осознание собственного «Я» несет в себе социальнопсихологические, нравственно-эстетические основы воспитания детей с ограниченными возможностями.

Результаты работы над развитием голоса, тембра, музыкальной памяти, а также над интонациями при исполнении песен, видны не сразу, а спустя годы после длительной работы. Дети поют хоровые песни осознанно, намного быстрее запоминают текст и легче вникают в сюжет произведения.

Известно, что все люди рождаются с разными возможностями и способностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у людей и детей с ограниченными возможностям нет. Именно здесь на помощь приходит музыкотерапия, способствующая развитию музыкальных способностей.

В процессе систематической работы, при использовании различных видов музыкальной деятельности (хоровое пение, танцы, игра на свирели) происходит всестороннее развитие ребенка, обогащается его внутренний мир новыми музыкальными впечатлениями, осуществляется овладение различными музыкальными навыками.

Музыкотерапия - наиболее древняя и естественная форма коррекции эмоциональных состояний, которыми многие люди пользуются, чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Это особый вид музыкальной деятельности, направленной на профи-

лактику, оздоровление и коррекцию различных психоэмоциональных, поведенческих отклонений, на реабилитацию личности средствами музыкального искусства. Музыка используется как вспомогательное средство, основное воздействие которого нацелено на регуляцию психосоматических и психоэмоциональных процессов, коррекцию личностного развития. Музыка выполняет седативную (релаксационную), стимулирующую и катарсическую функции.

Седативная (релаксационная) функция связана с тем, что в результате специально организованной музыкальной деятельности снимается мышечное и эмоциональное напряжение, человек успокаивается, восстанавливает физические и эмоциональные силы. Примером такой деятельности в детском доме служит игра на свирели, которая вызывает положительные эмоции. Благодаря игре на свирели ребенок может представить определенную картину либо образ, стимулируя свои умственные способности, развивая музыкальную память. В процессе игры ребенок массирует кончики пальцев, а поскольку там находятся нервные окончания, в мозг поступают импульсы, в конечном итоге улучшается работа всех центров.

Стимулирующая функция, наоборот, направлена на мобилизацию и активизацию всех физических и эмоциональных возможностей человека: приводит в тонус мышцы, жизненно важные системы организма, наполняет позитивными, яркими эмоциями и дарит хорошее настроение. При этом используется мажорная, ритмичная танцевальная музыка. Таким примером в детском доме служат народные и эстрадные танцы. Любое музыкальное произведение - это предмет для работы с детьми, страдающими аутическими расстройствами, так как восприятие музыки активизирует эмоциональное воздействие, является регулятором эмоционального состояния, помогает становлению личности, дает

предпосылки для социализации и помогает самореализации каждого ребенка. Благодаря постоянной системе музыкальных занятий происходит улучшение концентрации внимания, формирования социального взаимодействия, что способствует коррекции психического развития ребенка.

Катарсическая функция музыки противостоит седативной и стимулирующей. Суть ее - не в восполнении недостающих эмоций, а в избавлении человека от угнетающих его чувств. «Катарсис - от греческого - очищение - первоначально: эмоциональное потрясение, состояние внутреннего очищения, вызванное у зрителя античной трагедии в результате особого переживания за судьбу героя, как правило, завершавшуюся его смертью» .

Л. С. Выготский подробно исследовал и описал катарсический метод. По его мнению, «переработка чувств в искусстве заключается в превращении их в свою противоположность, то есть в положительную эмоцию, которую несет в себе искусство. Искусство не может возникнуть там, где есть только простое и яркое чувство. Даже чувство, выраженное техникой, никогда не создаст ни лирического стихотворения, ни музыкальной симфонии; для того и другого необходим еще и творческий акт преодоления этого чувства, его разрешения, победы над ним, и только когда этот акт является налицо, только тогда осуществляется искусство» .

Как показывает опыт, чем раньше начинается работа с детьми с ограниченными возможностями, тем скорее они достигают результатов. У таких детей круг представлений о внешнем мире узок, им свойственны плохая координация движений, неустойчивое внимание. Дети не умеют согласовывать движения с музыкой, подчинять свои действия различным внешним сигналам - зрительным, слуховым. Осуществление музыкального воспитания с такими воспитанниками крайне сложно.

Дети практически не испытывают интереса к окружающему миру, часто погружены в себя, некоторые из них не идут на контакты с людьми. Музыкальная работа в этом случае имеет свою специфику. В связи с их эмоциональной неустойчивостью необходимо менять виды музыкальной деятельности. Очевидно, что восприятие музыки у детей с ограниченными особенностями формируется очень медленно, средний показатель запоминания музыкальных произведений на 40% ниже, чем у нормально развивающихся детей. Скорость реагирования на музыку замедленна, видна эмоциональная незрелость, объем изучаемого материала находится также на низком уровне.

Выявлен широкий спектр разных расстройств - в области эмоций и поведения, нарушений психологического развития и социальной адаптации. Эти дети с дисгармоничным развитием имеют отклонения в личностном развитии. Однако есть у них одно свойство, помогающее им, - подражательность, которая проявляется как в музыкально-ритмических движениях, так и в подпевании и в пении. Дело в том, что нервная система человека и его мускулатура способны чувствовать ритм. Музыкальный ритмический рисунок выступает как раздражитель, стимулируя физиологические процессы в организме. Музыка может гармонизировать и ритмы отдельных органов человека, производя своеобразную настройку их частот. Звучание каждого инструмента оказывает индивидуальное влияние на организм. Работая с детьми с ограниченными возможностями, нужно иметь определенные навыки. Это, во-первых, умение создавать атмосферу психологического комфорта, что позволит достичь положительной динамики реабилитационного периода для ребенка. Во-вторых, - это умение устанавливать контакт с ребенком. Такое возможно с помощью мимики, взгляда, улыбки, жеста, ласковой выразительной речи, а главное - с положитель-

ным эмоциональным настроем. В третьих, необходимо самому педагогу постоянно самосовершенствоваться, изучая различную литературу в области коррекционной педагогики, психологии, музыкотерапии и т. д.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что музыкотерапия - это важный компонент развития каждого ребенка, а особенно детей с ограниченными возможностями, так как она приносит все только положительное как в жизнь детей, так и во внутренний мир каждого. Музыко-терапия является стимулом положительных эмоций, несет в себе функции успокоения и гармонии. И, несмотря на моральные трудности в работе с такими детьми, результаты есть, и очень заметные. Те дети, которые систематически занимались музыкальной деятельностью, более адаптированы в жизни, когда уходят из детского дома. Уровень страха перед выступлением в течение каждого мероприятия становится нормальным, страх перед будущим исвоим дальнейшим существованием у них снижается. Дети, которые занимались музыкальной деятельностью, не так агрессивны перед выпуском по сравнению с теми, кто не имел желания заниматься. Это огромный результат, благодаря которому хочется работать, творить, развивать каждого ребенка, которому необходима поддержка в жизни.

Таким образом, искусство развивает и воспитывает, позволяет разобраться в жизни и понять самого себя, оно формирует самооценку. Для того, чтобы организовать и активизировать детей с ограниченными возможностями, собрать их внимание, установить с ними контакт, присутствие живой музыки на занятиях и праздниках становится необходимым элементом и служит для них мощным стимулом в процессе реабилитации. Музыкальная терапия не только развивает музыкальные способности, но и намечает пути развития эстетического вкуса, хотя бы на начальном уровне. Про-

исходит развитие музыкальности с исполь- сти: психологии, педагогики, вокально-

зованием различных смежных предметов хоровой деятельности, танцев и игры на

по разным видам музыкальной деятельно- элементарных инструментах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бурно М. Е. Практическое руководство по терапии творческим самовыражении. М., 2002. С. 25.

2. Выготский Л. С. Психология искусства. Минск, 1998. С. 105.

3. Музыкотерапия в музыкальном образовании: Материалы Первой Всероссийской научнопрактической конференции / Под ред. А. С. Клюева. СПб., 2008. С. 4, 108.

4. НазайкинскийЕ. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1974.

5. Шереметьев В. А. Хоровое пение в детском саду. Челябинск, 2001. С.9.

1. BurnoM. E. Prakticheskoe rnkovodstvo po terapii tvorcheskim samovyrazhenii. M., 2002. S. 25.

2. VygotskijL. S. Psihologija iskusstva. Minsk, 1998. S. 105.

3. Muzykoterapija v muzykal"nom obrazovanii: Materialy Pervoj Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj kon-ferentsii / Pod red. A. S. Kljueva SPb., 2008. S. 4, 108.

4. Nazajkinskij E. O psihologii muzykal"nogo vosprijatija. M.: Muzyka, 1974.

5. Sheremet"ev V. A. Horovoe penie v detskom sadu. Cheljabinsk, 2001. S. 9.

М. П. Стародубцев

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РОССИЙСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ В XVIII ВЕКЕ

Уже в XVII в. при Петре I было положено начало системе государственного образования. В этот период первый импульс получило советское образование, которое было взято под жёсткий государственный контроль. Открылись первые гарнизонные школы, ориентированные на дворянских детей. Наметился переход от общего начального образования к профессиональному, были заложены традиции по завершению образования в Европе. Выпускники школ нового типа отличались образом мысли, образом жизни, моральными устоями. Новый советский подход был реализован в привилегированных дворянских учебных заведениях.

Ключевые слова: учебное заведение, новые цели, новые люди, Академия наук, аристо-кратизация, светский идеал, мужские заведения, женское воспитание, духовные ценности.

THERY AND PRACTICE OF RUSSIAN TRAINING AND EDUCATION IN THE XVIII CENTURY

By the XVII century under Peter I the beginning of the public education system was made. A secular education which was brought under the strict government control started to develop. The first garrison schools were open to the children of nobility who served in the army as soldiers and educational institutions for training of professional personnel appeared. There was a transition from the universal primary education to the vocational training and the traditions to be educated