Социальный арт терапевтический проект начальная школа. Арт-терапия как инновационная технология арт-педагогики. Выступление на тему: «Арт терапия»

Забота о воспитании социально и личностно развитого и компетентного человека является одной из главных задач современности. Её успешная реализация предполагает широкое и грамотное использование разнообразных методик и технологий, начиная уже при организации дошкольного образования. Какие же методики можно применять в области дошкольного образования, чтобы оно могло стать условием благополучного соответствия потребностям и надеждам сегодняшнего дня? Моя педагогическая практика показала, что к категории эффективных методик социально-личностного развития допустимо отнести арт-терапию. Термин «Арт-терапия» (art – искусство, arttherapy – терапия искусством) означает «лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения человеком своего психического состояния». [Интернет - энциклопедия «Википедия», wikipedia.dn.ua]

Актуальность обращения к методике арт-терапии состоит в том, что издревле и по сию пору, осознанно или нет, музыка, пение, танец, рисование, скульптура, театр и т.д. применяются как средство обращения к своему внутреннему миру, к своей социально-личностной сфере. Здесь замечу, что хорошо развитая социально-личностная сфера служит одним из оснований получения ребёнком опыта выражения себя (своих ценностей, возможностей, мыслей, интересов…), опыта предъявления себя другим людям, а также рефлексии своих чувств, а в дальнейшем и условием комфортного и действенного взаимодействия с окружающими.

Цель проекта: создание условий для социально-личностного развития ребёнка средствами арт-терапии.

Задачи проекта - это содействие:

  • выработки ребёнком умения эффективно участвовать в совместной деятельности и влиять на неё, проявлять инициативу; осуществлять активные действия по решению различных ситуативных проблем.
  • складыванию навыка самоорганизации и рефлексии;
  • формирования устойчивой внутренней мотивации к развитию своих знаний, умений и навыков.

Развивая так в совокупности все стороны личностного "само", ребёнок может быть представлен как полноправный участник образовательного процесса. А сложившиеся благодаря этому субъект-субъектные отношения между воспитателем и воспитанником позволят обеспечить налаживание системы сотрудничества (действенных обратных связей) и значительно повысить эффективность работы.

Сроки и этапы реализации: осуществление проекта рассчитано на 1 учебный год и включает в себя 4 этапа:

  • Подготовительный: изучение тематической методической литературы; мониторинг в области социально-личностного развития дошкольников.
  • Планирование деятельности по арт-терапии в режиме дня, содержания предметно-развивающей среды.
  • Непосредственная реализация проекта: организация деятельности с детьми, совместных мероприятий с родителями и с социумом.
  • Завершающий: анализ результатов деятельности по применению арт-терапии на основании мониторинга образовательного процесса и опроса родителей.

Здесь следует отметить, что при реализации любого проекта как стратегии необходимо учитывать реалии, соблюдать ряд принципов:

1) наличие алгоритма, т.е. намеченных действий на конкретное время, с чётким обоснованием и тщательной проработкой;

2) вариативность – учёт индивидуальных особенностей детей.

3) сотрудничество с семьёй и социумом - объединению усилий педагогов, родительской общественности, общественных объединений;

4) энергоёмкость - рациональная организация собственного рабочего места и времени, оптимизацией собственных ресурсных трат;

5) демократичность - равенство прав каждого участника образовательного процесса для полной реализации его способностей.

Вот 5 принципов, соблюдая которые, с моей точки зрения, возможна успешная реализация проекта.

Ожидаемые результаты реализации проекта – это:

  • раскрытие интеллектуального и психологического потенциала ребёнка;
  • развитие творческих способностей дошкольников;
  • выработка коммуникативной компетенции;
  • налаживание тесной взаимосвязи с семьей и творческими организациями.

Ихина Елена Гарифуллаевна ,

воспитатель

СП МАОУ Яровской СОШ

Арт-терапия (лат.ars- искусство, греч.therapeia – лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.

Арт-терапия- это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь исцеления, когда негативные эмоции преобразуются в позитивные.

Многие педагоги сталкивались с ситуациями, когда дети ссорятся, обижаются, конфликтуют со сверстниками и взрослыми в детском саду, в семье, а затем и в школе.

Работа над этими проблемами способствовала поиску новых технологий в работе с детьми. Наиболее приемлемой, на мой взгляд, является арт-терапия.

Чтобы понять других людей, необходимо иметь хорошо развитые мышление (способность к интеллектуальнойдецентрации) и эмоционально-волевые процессы. Специально организованные арт-терапевтические занятия создают положительный эмоциональный настрой, способствуют совершенствованию интеллектуальной и эмоциональной сфер дошколь-ников, развивают нравственные мотивы поведения.

В проекте представлено несколько арттерапевтических форм работы с детьми (игротерапия, музыкотерапия, танцетерапия, цветотерапия, изотерапия).

Участники проекта: воспитатель, муз.руководитель, дети старшей группы, родители, педагоги.

Характер контактов: взаимодействие в рамках одной группы.

Организация и структура проекта: Занятия с детьми проводятся в течение недели. Занятия проводятся в группе с рабочей зоной и зоной отдыха. Пространство рабочей зоны оборудовано столами и стульями для каждого участника.

Проект «Неделя арт-терапии»

Цель проекта : Гармонизация эмоционально-волевой сферы ребенка через развитие способности самовыражения и самопознания, расширение возможностей социальной адаптации детей посредством методов арт-терапии.

Задачи проекта:

  1. Помочь ребенку узнать и научиться выражать собственные чувства, эмоции.
  2. Развитие творческих и коммуникативных способностей.
  3. Стимулирование творческого самовыражения, раскрытие своего «Я».
  4. Развитие уверенности в себе, повышение самооценки.
  5. Сплочение детского коллектива.
  6. Снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния.
  7. Установить партнёрские отношения с родителями, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах применения арт-терапии в повседневной жизни ребенка.

Ожидаемый результат:

  • Стабилизация эмоционального состояния детей, формирование положительных взаимоотношений детей, усвоение ими норм и правил поведения, развитие мышления, моторики и других функций.
  • Социальная адаптация, проявляющаяся в благоприятном климате в группе детей, уверенности в собственных силах и стремлении к самовыражению, позитивное отношение к себе.

Алгоритм предварительной работы:

  1. Составить план мероприятий.
  2. Подобрать необходимые музыкальные произведения, фонограммы совместно с музыкальным руководителем.
  3. Оформление группы (картинки-мотиваторы, уголок эмоций).
  4. Работа с детьми (знакомство с литературными произведениями, нравственные беседы, занятия с элементами психогимнастики, дидактические игры, разучивание стихов, танцевальных движений).
  5. Рассказать родителям о реализации проекта и пригласить их к участию в мероприятиях.

План мероприятий Недели арт-терапии.

Мероприятие

Участники

Тест «Волшебная тучка»(расшифровка всех предложенных цветов по тесту Люшера).

Ежедневные мероприятия

Определение эмоционального состояния детей

Дети,воспитатель

Слушание песен к любимым сказкам, мульфильмам. (музыкотерапия)

Создать положительную установку на режимные моменты

Утренняя зарядкас показом движений под музык.фонограмму (Зарядка для зверят; Солнышко лучистое) (танцетерапия)

Снятие напряжения, гармонизация эмоцио-нального состояния.

Дети,воспитатель, музык.руководитель

Игра «Связующая нить»

(игротерапия)

Помочь детям узнать и научиться выражать свои мысли, чувства, желания. Сплочение детского коллектива.

Дети,воспитатель

Релаксация

Успокоение, расслабление детей.

Игра «Кто позвал?» (игротерапия)

Понедельник

Развивать слуховое внимание, ориентировку в пространстве. Научить детей определять товарища по голосу.

Дети,воспитатель

Психогимнастические упражнения по отрывкам из сказок К.И.Чуковского «Мойдодыр», «Муха-цокотуха»

Настроить детей на активную совместную деятельность, на общую беседу, игру. Познакомить с элементами выразительных движений, мимикой, позой.

Дети,воспитатель

Беседа по прочитанным отрывкам.

Учить детей анализировать поступки героев, высказывать свою точку зрения, находить творческое решение.

Дети,воспитатель

Свободный танец под рус.народ.плясовую муз (танцетерапия)

Учить детей самостоятельно выбирать движения в танце.

Дети,воспитатель, муз.руковод.

Акция «Мудрая мысль на каждый день» (выбираем афоризм)

Формировать у родителей положительные установки с опорой на философские суждения.

Родители, воспитатель.

Дидактическая игра «Покрывала Феи» (цветотерапия)

Вторник

Развивать цветовосприятие и цвето-ощущение. Настроить детей на позитивный лад, развивать воображение и фантазию.

Дети, воспитатель

Кляксография «Волшебные краски» (изотерапия)

Создать благоприятные условия для развития произвольности. Выяснить, сочетания каких цветов при рассматривании вызывает ощущение радости, а какие грусти.
-Научить создавать цельность цветового впечатления путем разнообразия оттенков для выражения определенного настроения.
-Формировать эмоциональное восприятие к цвету, поиску ассоциативных связей между цветом и настроением.

Дети, воспитатель

Эмоционально-коммуникативная игра «Азбука настроений»

Познакомить детей с основными человеческими эмоциями и способами их выражения, обучить правилам поведения и основам этикета.

Дети, воспитатель

Психологическая акция «Дерево добрых пожеланий»

Формировать позитивное настроение.

Родители

Среда

Дети, воспитатель

Выставка детских рисунков, рассказов «Я и мои друзья из группы»

Формировать благоприятный микроклимат в детском коллективе

Дети, воспитатель, родители

Развивающее занятие «Дружба»

Танец «Поссорились-помирились» (танцетерапия)

Развить личностные качества.

Продолжать учить детей самостоятельно выбирать движения в танце. Способствовать раскрепощению и объединению детей.

Дети, воспитатель

Семейная гостиная «55 способов сказать ребенку «Я тебя люблю».

Скорректировать детско-родительские отношения

Воспитатель, родители

Упражнение «Здороваемся ладошками». (Ритуал приветствия)

Четверг

Создание психологической готовности к занятию, установление в группе атмосферы доверительности, доброжелательности.

Дети, воспитатель

Развивающее занятие «Сказочные персонажи»

Учить детей определять эмоции по условным графическим изображениям. Закреплять образ «доброго» и «злого» героя в движениях. Закреплять умения находить позитивные решения в конфликтных ситуациях.

Техника «Монотипия» (рисунок на стекле) «Стана чудес»(изотерапия)

Учить детей всматриваться в получившийся оттиск, попытаться увидеть какой-то образ, пейзаж, композицию.

Дети, воспитатель

Игра-танец «Лёд-огонь» под музык.фонограммуА.Хачатурян. Танец с саблями

Развивать слуховое внимание. Учить преодолевать двигательный автоматизм

Дети, воспитатель, муз.руковод.

Семейная гостиная «Играем вместе»

Познакомить родителей с элементами арт-терапии.

Дети, родители, воспитатель, муз.руковод.

Итоговая выставка детских работ

Пятница

Формировать положительную эмоциональную атмосферу

Дети, воспитатель

Акция « Добрый поступок»

Формировать у детей доброжелательное отношение к окружающим.

Дети,воспитататель, музык.руковод.

Круглый стол

Обобщить и распространить эффективные формы работы, которые использовались на Неделе арт-терапии

педагоги

Тренинг-игра «Педагоги и родители»

Обсудить стратегии воспитания и развития ребенка в семье и в детском саду

Родители, педагоги

После реализации проекта:

Проанализировать результаты Недели арт-терапии;

Оформить результаты в презентацию;

Представить презентацию педагогическому коллективу.

Список используемой литературы:

  1. Киселёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми: (руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми). С-П.: Речь., 2006.
  2. ЛюшерМ. Какого цвета ваша жизнь. Закон гармонии в нас. Практическое руководство. М., 2003.
  3. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М.,1997.
  4. Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики: практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов. М.: ГНОМ, 2011.
  5. Чистякова М.И. Психогимнастика.-М.: Просвещение, Владос, 1995.
  6. Справочник педагога-психолога 5, 2017.
  7. Интернет-ресурсы: infourok.ru;www.maam.ru .ped-kopilka.ru.

"Свидетельство о публикации в СМИ" Серия А № 0004411

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?


В классическом понимании арт-терапия подразумевает только такие традиционные виды творчества, как: рисование, живопись, графика, лепка и фотография. Но современная жизнь вносит свои коррективы, дополняя классические виды арт-терапии такими методиками как песочная и сказкотерапия, драмотерапия, библиотерапия, музыкотерапия, цветотерапия, игротерапия и т.д.


Арт-синтезтерапия Успешно применяется и совокупность различных методик. Подобный комплексный подход получил название арт-синтез терапии и объединил разнообразные методики в единое целое, ведь многие виды искусства легко сочетаются. Например, театр и драматургия, риторика и стихосложение, игротерапия и оригами.


Главная цель этой методики – убедить ребенка с ограниченными возможностями в том, что он не хуже других и способен создать свой продукт деятельности, что-то интересное художественно-прикладное. Это способствует укреплению уверенности в себе, позволяет в скрытой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение благодаря тому, что творчество является одной из трансформирующих сил для преодоления страха и тревоги.




Основными видами арт-терапии являются: Музыкотерапия психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства. Куклотерапия это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол. Сказкотерапия течение в психотерапии, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории (сказки). Фольклор художественное творчество широких народных масс, преимущественно устно-поэтическое творчество.




Положительный эффект арт-терапии Спектр решаемых проблем огромен. Различные техники арт-терапии используются для преодоления: психологических травм кризисных состояний (возрастных и экзистенциальных) потерь конфликтов лечения психосоматических и невротических расстройств. Однако, помимо решения перечисленных проблем, арт- терапия может использоваться для развития личности, помогает достичь гармонии, найти смысл жизни, раскрыть внутренние силы личности.




Презентация проекта «Арт-терапия, как метод оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества». Данная презентация разработана творческой группой художественно-эстетического развития МБДОУ № 29 города Майкопа Республики Адыгея Демченко О.Б. (муз.руководитель), Хавшабо Е.И. (воспитатель), Карастояновой И.О. (муз.руководитель), Чич Е.П. (воспитатель), Краснобаева Л.В. (муз.руководитель). В презентации описаны все методы и приемы которые в своей работе использует наша творческая группа.

Просмотр содержимого документа
«Презентация проекта «Арт-терапия, как метод оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества»»

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 29»

«Арт-терапия, как метод оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества»

Творческая группа:

Демченко О.Б.

Хавшабо Е.И.

Карастоянова И.О.

Краснобаева Л.В.

Майкоп 2016 год


«Творческое самовыражение личности ребёнка в арт – терапевтическом процессе является золотым ключиком, с помощью которого маленький человек открывает дверь в большую взрослую жизнь»

Савенков А. И.


Актуальность

Сегодня перед педагогами стоит важная задача – разработка мер по здоровьесбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Постоянно возрастающая по объему и усложняющаяся по содержанию научная информация приходит в противоречие с недостаточной гибкостью учебных планов, программ, падению интереса к занятиям, ухудшению их здоровья.

История оставила немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании с древнейших времен терапевтических возможностей различных видов искусств. Поэтому одним из эффективных методов лечения различных неврозов, а также методом коррекции поведенческих отклонений учащихся может стать арт-терапия (терапия средствами изобразительного искусства) и ее аналоги (музыкотерапия, ритмотерапия, фольклорная арт-терапия, драматерапия, сказкотерапия, изотерапия и т.п.).


Термин «Арт-терапия" (art – искусство, arttherapy – терапия искусством) означает «лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения человеком своего психического состояния».


Цель: формирование у дошкольников младшего возраста основ здоровьесбережения через использование элементов арт-терапии как специально организованных форм обучения воспитанников и реализацию инновационных здоровьесберегающих технологий.


Задачи:

Создать условия в группе для полноценной работы по сохранению и укреплению здоровья;

Повысить (понизить) самооценку, развить самоуважение, способствовать решению психологических проблем (страхи, тревожность, агрессивность и гиперактивность);

Способствовать заинтересованности родителей в здоровом образе жизни и привлечению их к участию в мероприятиях, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей.


Арт-педагогическая деятельность

целостная система воспитательно-

оздоровительных, коррекционных

и профилактических мер

которые осуществляются

в процессе взаимодействия

Изобразительной Художественно-речевой

Театрально-игровой Музыкальной


Музыкотерапия

Цветотерапия

Вокалотерапия

Тестотерапия

Сказкотерапия

Маскотерапия

Фольклоро-терапия

Куклотрапия


Музыкотерапия

Музыкотерапия – это совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение доступных детям переживаний и формирование у них такого мировоззрения, которое помогает им быть здоровыми и счастливыми.


Вокалотерапия

Вокалотерапия - этот метод основан на звуковых вибрациях, доступный каждому и не требующий специальной подготовки.


Сказкотерапия

Сказкотерапия – это один из психологических методов.

– это новое молодое течение в прикладной психологии, которое широко используют врачи, психологи и педагоги. Преимущество сказкотерапии в том, что этот метод родители могут использовать самостоятельно.


Маскотерапия

  • Маскотерапия – это метод, который позволяет отобразить свой внутренний мир в красках и посмотреть на него со стороны.

Куклотерапия

Куклотерапия используется в

работе с детьми и основана на

идентификации с образом

любимого героя (сказки,

мультфильма, игрушки).

Используется данная методика

при трудностях в развитии

коммуникативной сферы,

различных нарушениях

поведения и т.декоративно-прикладное искусство и т.д.;


Фольклоротерапия

  • Фольклоротерапия – особая форма терапии. Применяется как оздоровительный коррекционный, профилактический метод, направленный на укрепление психического здоровья детей.

  • Изотерапия - лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисование, лепка, тестотерапия и т.д.;


Тестотерапия

  • Тестотерапия – это метод воздействия на организм ребёнка через тренировку движений пальцев и кисти рук с помощью теста.

Цветотерапия

  • Цветотерапия- это метод нетрадиционной медицины, воздействие разнообразно окрашенным светом на человека с целью его излечения.

Участники проекта : дети средних групп, родители и педагоги (воспитатели, музыкальные руководители)

Продолжительность проекта:

кратковременный (2 недели)


Этапы организации

работы над проектом

I этап – теоретический (изучение литературы по данной теме, выявление проблемы, планирование работы).

II этап – методический (изучение приёмов и методов арт-терапии, создание подборки упражнений).

III этап – практический (внедрение методов и приёмов в практику).

IV этап – аналитический (анализ результатов, подведение итогов).


1. Введение

Набережночелнинская детская художественная школа №1 основана в 1973 году. На сегодняшний день Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей “Детская художественная школа №1” является одним из ведущих учреждений дополнительного образования города Набережные Челны по оказанию образовательных услуг населению в сфере дополнительного образования детей, вносящий определенный вклад в социальную и культурную жизнь города.

Основной целью деятельности Школы является создание оптимальных условий для развития творческих способностей личности учащихся через обеспечение качественного академического образования в различных видах художественно-эстетической деятельности.

За сорокалетнюю деятельность в школе сформировался уникальный творческий, педагогический коллектив. На базе школы работают как молодые специалисты – в основном выпускники школы, так и опытные художники и педагоги. Среди них Хазиев М. Ш. – Народный художник РТ, Член союза художников России и Татарстана, Заслуженный работник культуры Татарстана; Мухаметдинов Р.З. – Заслуженный деятель искусств РТ, Член Республиканского правления Союза художников РТ и член правления Набережночелнинской организации Союза художников России; Сиразиева С.Ф. член Союза художников России и Татарстана; Мутигуллин Ш.Ш. – член-корреспондент МАНПиО, член Международной общественной ассоциации “Союз дизайнеров”, член Союза дизайнеров России, член Союза художников РТ; Евграфов Игорь Петрович – член Международной общественной ассоциации “Союз дизайнеров”.

Многие выпускники Школы связали свою профессиональную деятельность с изобразительным искусством. Особое внимание в “Детской художественной школе №1” уделяется дальнейшему взаимодействию с выпускниками, участие в их дальнейшем жизненном и творческом пути. Результатом данного духовно-творческого взаимодействия является возвращение выпускников в родные стены школы уже в новом качестве, в качестве преподавателей. На сегодняшний день более 50% преподавательский состав составляют выпускники Школы.

Одним из важных направлений МАОУДОД “ДХШ №1” является создание необходимых условий для организации и проведения профилактических мероприятий, направленных на борьбу с вредными привычками, способными привести к стойкой утрате здоровья детей и подростков, профилактическая работа асоциального поведения учащихся и родителей.

Решающим импульсом для разработки проекта “АРТ-профилактика”, планирование профилактических мероприятий в рамках данного проекта является следующий документ – “Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года”, где четко сказано:

“25. Достижение названной цели осуществляется путем решения следующих основных задач:

… д) создание условий для вовлечения граждан в антинаркотическую деятельность, формирование, стимулирование развития и государственная поддержка деятельности волонтерского молодежного антинаркотического движения, общественных антинаркотических объединений и организаций, занимающихся профилактикой наркомании…” И еще: “Реализация мер, предусмотренных Стратегией, обеспечивается за счет консолидации усилий и ресурсов всего общества, органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и граждан”.

Реализация проекта “АРТ-профилактика” предусматривается на базе МАОУДОД “ДХШ №1” города Набережные Челны РТ.

2. Описание проблемы

Образовательным учреждениям принадлежит особая роль в формировании у детей и подростков понятия ценностного отношения к своему здоровью и здоровью своих близких, ценностного отношения к своей жизни, мотивации и способности противостоять негативным асоциальным действиям.

В настоящее время в нашей стране происходит неуклонное “омоложение” детей, имеющих вредные привычки. Ситуация осложняется тем, что до недавнего времени подверженность вредным привычкам касалась детей из неблагополучных семей, родители которых вели асоциальный образ жизни. В настоящее время пагубным пристрастиям подвержены дети из благополучных семей, семей с высоким достатком. Как правило, недостаток внимания к детям и низкие морально – этические нормы в семье сочетаются с финансовой свободой.

Современная жизнь добавляет все новые проблемы. Развитие общества, достижения человеческого ума приносят не только положительные результаты, но и новые проблемы. В результате появления компьютера, интернета, мобильного телефона появились “новые” вредные привычки – интернет-зависимость, кибернетическая зависимость (зависимость от компьютерных игр), телемания.

В настоящее время без организации профилактической работы невозможно добиться позитивных результатов в решении обозначенной проблемы. Сегодня профилактика вредных привычек становится одной из важнейших социальных задач общества, решение которых стоит особо остро.

Профилактика зависимостей от вредных привычек в настоящее время становится не просто актуальной, а обязательной, т.к. является более эффективным средством, чем лечение сформировавшихся болезней.

Проведение профилактических мероприятий должно стать неотъемлемой часть воспитательного процесса каждого образовательного учреждения. Такие мероприятии в целом способствуют сохранению жизни, здоровья и психического благополучия учащихся, формированию у них здорового образа жизни, принятию большей ответственности за свое поведение, созданию некоего барьера, препятствующему началу экспериментирования с пагубными пристрастиями. Ведь предотвратить беду намного проще, чем потом с нею бороться.

Само название проекта "Арт-профилактика" в своем понимании новое. Оно близко с "арт-терапией". Термин "арт-терапия" был введен Адрианом Хиллом (1938) при описании собственной работы с больными в санаториях. Было замечено, что изобразительная деятельность сопровождается терапевтическим эффектом и что искусство само по себе обладает целительным действием. Термин "арт-профилактика" был предложен Студенческим Волонтерским Движением "Молодые - молодым", которые проводят беседы, тренинги, раскрывая губительное влияние алкоголя, табака, наркотиков, дают интерактивные театрализованные представления также для профилактики негативных явлений.

В начале 2013-2014 учебного года МАОУДОД “Детская художественная школа №1” г. Набережные Челны переехала в крыло МБОУ “Средней общеобразовательной школы №23”. В ходе организации и проведения совместных мероприятий возникла идея привлечения “трудных” детей к увлекательным занятиям творчеством. И такая альтернатива есть, увлечь модным направлением в искусстве – песочной анимацией. У любого творчества есть антидепрессивное, профилактическое действие. Технике рисованию песком оно особенно свойственно: манипулируя сыпучими природными материалами, человек избавляется от отрицательных эмоций. Рисование песком предоставляет определенную возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть, привести в порядок свои мысли и чувства, тем самым не думать о приеме различных психогенных веществ.

Интересные творческие занятия вне общеобразовательной школы, увлечение одним из модных направлением в искусстве – песочной анимацией, где есть возможность и проявиться лично, и почувствовать себя частью команды - это то, что действительно нравится ребятам.

Использование разнообразных форм профилактических мероприятий с учащимися реабилитационного центра “Солнышко” г. Набережные Челны, положительные отзывы участников данных мероприятий, привело к пониманию необходимости создания структуры и разработки комплекса профилактических мероприятий и их реализацию с участием наибольшего количества учащихся и преподавателей не только города Набережные Челны, но и Республики Татарстан.

3. Цели и задачи проекта

Цель проекта: активизация взаимодействия образовательных учреждений города и республики по формированию личности, устойчивой к воздействиям наркогенных веществ (ПАВ) через приобщение учащихся к искусству и художественному творчеству в условиях учреждения дополнительного образования детей.

Задачи проекта.

Разработать систему по активизации взаимодействия образовательных учреждений города и республики по организации и проведению профилактической работы асоциального поведения учащихся и родителей.

Разработать программно-методическое сопровождение профилактических мероприятий по сохранению и укреплению психологического здоровья детей и подростков с привлечением социальных служб города.

Создать условия для творческого обмена опытом с целью повышения профессиональной компетентности педагогических работников по организации и проведению профилактических мероприятий с учащимися и родителями.

Создать условия для привлечения учащихся и их успешной самореализации через овладение техникой рисования песком и песочной анимации, снятия эмоционального напряжения, преодоления апатии, тревожности.

Создать материально-технические условия, необходимые для успешной реализации данного проекта (приобретение специализированного оборудования для песочной анимации, ТСО).

4. Ожидаемые результаты проекта

В ходе выполнения проекта предполагается получить следующие результаты:

  • Установление практических связей между образовательными учреждениями города и республики по организации и проведению профилактической работы асоциального поведения учащихся через приобщение воспитанников к искусству и художественному творчеству в условиях учреждения дополнительного образования детей.
  • Организация обмена опытом с целью повышения профессиональной компетентности педагогических работников по организации и проведению профилактических мероприятий с учащимися и родителями. Выпуск сборника статей из опыта работы.
  • Проведение цикла профилактических мероприятий по сохранению и укреплению психологического здоровья детей и подростков с привлечением социальных служб города.
  • Обучение учащихся технике рисования песком и песочной анимации, создание и пропаганда социальных плакатов и роликов “АРТ-профилактика”.
  • Приобретение нового оборудования, необходимого для успешной реализации данного проекта (приобретение специализированного оборудования для песочной анимации, ТСО).

Использование разнообразных форм организации профилактической работы в рамках проекта “АРТ-профилактика” имеет неоценимое значение для формирования у детей и подростков понятия ценностного отношения к своему здоровью и здоровью своих близких, ценностного отношения к своей жизни, мотивации и способности противостоять негативным асоциальным действиям.

Социальный эффект проекта

Решение задач обозначенных в “Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года”.

Приобщение подрастающего поколения к здоровому образу жизни, умению противостоять негативным асоциальным действиям.

Раскрытие многообразия видов профилактической деятельности, включая современное направление в искусстве – песочную анимацию.

Поддержка Волонтерского Движения “Молодые – молодым”.

Практическая значимость проекта

Организация и проведение данного проекта на Республиканском уровне.

Заключение партнёрских связей с учреждениями, занимающимися пропагандой ЗОЖ, профилактикой и искоренением вредных привычек у детей и подростков.

Создание условий для вовлечения “трудных” детей и подростков в творческую деятельность.

Повышение профессиональной компетентности педагогических работников в области профилактической работы по формированию ЗОЖ.

Организация выездных тематических выставок социальных плакатов “Арт-профилактика”, трансляция социальных роликов в торговых центрах города и республики.

5. Финансирование

В своем развитии Проект представляет социальное и практическое значение для обогащения содержания профилактической работы по сохранению жизни, здоровья и психического благополучия учащихся, формированию у них здорового образа жизни, принятию большей ответственности за свое поведение, созданию некоего барьера, препятствующему началу экспериментирования с пагубными пристрастиями.

Данный проект предоставит возможность активизировать взаимодействие образовательных учреждений города и республики по формированию здорового образа жизни подрастающего поколения, обобщить и выпустить сборник статей из опыта работы по профилактике вредных привычек, провести фестиваль “АРТ-профилактика”, выпустить лучшие творческие плакаты и листовки по итогам фестиваля, поэтому для реализации проекта “АРТ-профилактика” необходимы финансовые вливания.