Забота о воспитании социально и личностно развитого и компетентного человека является одной из главных задач современности. Её успешная реализация предполагает широкое и грамотное использование разнообразных методик и технологий, начиная уже при организации дошкольного образования. Какие же методики можно применять в области дошкольного образования, чтобы оно могло стать условием благополучного соответствия потребностям и надеждам сегодняшнего дня? Моя педагогическая практика показала, что к категории эффективных методик социально-личностного развития допустимо отнести арт-терапию. Термин «Арт-терапия» (art – искусство, arttherapy – терапия искусством) означает «лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения человеком своего психического состояния». [Интернет - энциклопедия «Википедия», wikipedia.dn.ua]
Актуальность обращения к методике арт-терапии состоит в том, что издревле и по сию пору, осознанно или нет, музыка, пение, танец, рисование, скульптура, театр и т.д. применяются как средство обращения к своему внутреннему миру, к своей социально-личностной сфере. Здесь замечу, что хорошо развитая социально-личностная сфера служит одним из оснований получения ребёнком опыта выражения себя (своих ценностей, возможностей, мыслей, интересов…), опыта предъявления себя другим людям, а также рефлексии своих чувств, а в дальнейшем и условием комфортного и действенного взаимодействия с окружающими.
Цель проекта: создание условий для социально-личностного развития ребёнка средствами арт-терапии.
Задачи проекта - это содействие:
- выработки ребёнком умения эффективно участвовать в совместной деятельности и влиять на неё, проявлять инициативу; осуществлять активные действия по решению различных ситуативных проблем.
- складыванию навыка самоорганизации и рефлексии;
- формирования устойчивой внутренней мотивации к развитию своих знаний, умений и навыков.
Развивая так в совокупности все стороны личностного "само", ребёнок может быть представлен как полноправный участник образовательного процесса. А сложившиеся благодаря этому субъект-субъектные отношения между воспитателем и воспитанником позволят обеспечить налаживание системы сотрудничества (действенных обратных связей) и значительно повысить эффективность работы.
Сроки и этапы реализации: осуществление проекта рассчитано на 1 учебный год и включает в себя 4 этапа:
- Подготовительный: изучение тематической методической литературы; мониторинг в области социально-личностного развития дошкольников.
- Планирование деятельности по арт-терапии в режиме дня, содержания предметно-развивающей среды.
- Непосредственная реализация проекта: организация деятельности с детьми, совместных мероприятий с родителями и с социумом.
- Завершающий: анализ результатов деятельности по применению арт-терапии на основании мониторинга образовательного процесса и опроса родителей.
Здесь следует отметить, что при реализации любого проекта как стратегии необходимо учитывать реалии, соблюдать ряд принципов:
1) наличие алгоритма, т.е. намеченных действий на конкретное время, с чётким обоснованием и тщательной проработкой;
2) вариативность – учёт индивидуальных особенностей детей.
3) сотрудничество с семьёй и социумом - объединению усилий педагогов, родительской общественности, общественных объединений;
4) энергоёмкость - рациональная организация собственного рабочего места и времени, оптимизацией собственных ресурсных трат;
5) демократичность - равенство прав каждого участника образовательного процесса для полной реализации его способностей.
Вот 5 принципов, соблюдая которые, с моей точки зрения, возможна успешная реализация проекта.
Ожидаемые результаты реализации проекта – это:
- раскрытие интеллектуального и психологического потенциала ребёнка;
- развитие творческих способностей дошкольников;
- выработка коммуникативной компетенции;
- налаживание тесной взаимосвязи с семьей и творческими организациями.
Ихина Елена Гарифуллаевна ,
воспитатель
СП МАОУ Яровской СОШ
Арт-терапия (лат.ars- искусство, греч.therapeia – лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.
Арт-терапия- это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь исцеления, когда негативные эмоции преобразуются в позитивные.
Многие педагоги сталкивались с ситуациями, когда дети ссорятся, обижаются, конфликтуют со сверстниками и взрослыми в детском саду, в семье, а затем и в школе.
Работа над этими проблемами способствовала поиску новых технологий в работе с детьми. Наиболее приемлемой, на мой взгляд, является арт-терапия.
Чтобы понять других людей, необходимо иметь хорошо развитые мышление (способность к интеллектуальнойдецентрации) и эмоционально-волевые процессы. Специально организованные арт-терапевтические занятия создают положительный эмоциональный настрой, способствуют совершенствованию интеллектуальной и эмоциональной сфер дошколь-ников, развивают нравственные мотивы поведения.
В проекте представлено несколько арттерапевтических форм работы с детьми (игротерапия, музыкотерапия, танцетерапия, цветотерапия, изотерапия).
Участники проекта: воспитатель, муз.руководитель, дети старшей группы, родители, педагоги.
Характер контактов: взаимодействие в рамках одной группы.
Организация и структура проекта: Занятия с детьми проводятся в течение недели. Занятия проводятся в группе с рабочей зоной и зоной отдыха. Пространство рабочей зоны оборудовано столами и стульями для каждого участника.
Проект «Неделя арт-терапии»
Цель проекта : Гармонизация эмоционально-волевой сферы ребенка через развитие способности самовыражения и самопознания, расширение возможностей социальной адаптации детей посредством методов арт-терапии.
Задачи проекта:
- Помочь ребенку узнать и научиться выражать собственные чувства, эмоции.
- Развитие творческих и коммуникативных способностей.
- Стимулирование творческого самовыражения, раскрытие своего «Я».
- Развитие уверенности в себе, повышение самооценки.
- Сплочение детского коллектива.
- Снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния.
- Установить партнёрские отношения с родителями, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах применения арт-терапии в повседневной жизни ребенка.
Ожидаемый результат:
- Стабилизация эмоционального состояния детей, формирование положительных взаимоотношений детей, усвоение ими норм и правил поведения, развитие мышления, моторики и других функций.
- Социальная адаптация, проявляющаяся в благоприятном климате в группе детей, уверенности в собственных силах и стремлении к самовыражению, позитивное отношение к себе.
Алгоритм предварительной работы:
- Составить план мероприятий.
- Подобрать необходимые музыкальные произведения, фонограммы совместно с музыкальным руководителем.
- Оформление группы (картинки-мотиваторы, уголок эмоций).
- Работа с детьми (знакомство с литературными произведениями, нравственные беседы, занятия с элементами психогимнастики, дидактические игры, разучивание стихов, танцевальных движений).
- Рассказать родителям о реализации проекта и пригласить их к участию в мероприятиях.
План мероприятий Недели арт-терапии.
Мероприятие |
Участники |
|
Тест «Волшебная тучка»(расшифровка всех предложенных цветов по тесту Люшера). |
Ежедневные мероприятия Определение эмоционального состояния детей |
Дети,воспитатель |
Слушание песен к любимым сказкам, мульфильмам. (музыкотерапия) |
Создать положительную установку на режимные моменты |
|
Утренняя зарядкас показом движений под музык.фонограмму (Зарядка для зверят; Солнышко лучистое) (танцетерапия) |
Снятие напряжения, гармонизация эмоцио-нального состояния. |
Дети,воспитатель, музык.руководитель |
Игра «Связующая нить» (игротерапия) |
Помочь детям узнать и научиться выражать свои мысли, чувства, желания. Сплочение детского коллектива. |
Дети,воспитатель |
Релаксация |
Успокоение, расслабление детей. |
|
Игра «Кто позвал?» (игротерапия) |
Понедельник Развивать слуховое внимание, ориентировку в пространстве. Научить детей определять товарища по голосу. |
Дети,воспитатель |
Психогимнастические упражнения по отрывкам из сказок К.И.Чуковского «Мойдодыр», «Муха-цокотуха» |
Настроить детей на активную совместную деятельность, на общую беседу, игру. Познакомить с элементами выразительных движений, мимикой, позой. |
Дети,воспитатель |
Беседа по прочитанным отрывкам. |
Учить детей анализировать поступки героев, высказывать свою точку зрения, находить творческое решение. |
Дети,воспитатель |
Свободный танец под рус.народ.плясовую муз (танцетерапия) |
Учить детей самостоятельно выбирать движения в танце. |
Дети,воспитатель, муз.руковод. |
Акция «Мудрая мысль на каждый день» (выбираем афоризм) |
Формировать у родителей положительные установки с опорой на философские суждения. |
Родители, воспитатель. |
Дидактическая игра «Покрывала Феи» (цветотерапия) |
Вторник Развивать цветовосприятие и цвето-ощущение. Настроить детей на позитивный лад, развивать воображение и фантазию. |
Дети, воспитатель |
Кляксография «Волшебные краски» (изотерапия) |
Создать благоприятные условия для развития произвольности. Выяснить, сочетания каких цветов при рассматривании вызывает ощущение радости, а какие грусти. |
Дети, воспитатель |
Эмоционально-коммуникативная игра «Азбука настроений» |
Познакомить детей с основными человеческими эмоциями и способами их выражения, обучить правилам поведения и основам этикета. |
Дети, воспитатель |
Психологическая акция «Дерево добрых пожеланий» |
Формировать позитивное настроение. |
Родители |
Среда |
Дети, воспитатель |
|
Выставка детских рисунков, рассказов «Я и мои друзья из группы» |
Формировать благоприятный микроклимат в детском коллективе |
Дети, воспитатель, родители |
Развивающее занятие «Дружба» Танец «Поссорились-помирились» (танцетерапия) |
Развить личностные качества. Продолжать учить детей самостоятельно выбирать движения в танце. Способствовать раскрепощению и объединению детей. |
Дети, воспитатель |
Семейная гостиная «55 способов сказать ребенку «Я тебя люблю». |
Скорректировать детско-родительские отношения |
Воспитатель, родители |
Упражнение «Здороваемся ладошками». (Ритуал приветствия) |
Четверг Создание психологической готовности к занятию, установление в группе атмосферы доверительности, доброжелательности. |
Дети, воспитатель |
Развивающее занятие «Сказочные персонажи» |
Учить детей определять эмоции по условным графическим изображениям. Закреплять образ «доброго» и «злого» героя в движениях. Закреплять умения находить позитивные решения в конфликтных ситуациях. |
|
Техника «Монотипия» (рисунок на стекле) «Стана чудес»(изотерапия) |
Учить детей всматриваться в получившийся оттиск, попытаться увидеть какой-то образ, пейзаж, композицию. |
Дети, воспитатель |
Игра-танец «Лёд-огонь» под музык.фонограммуА.Хачатурян. Танец с саблями |
Развивать слуховое внимание. Учить преодолевать двигательный автоматизм |
Дети, воспитатель, муз.руковод. |
Семейная гостиная «Играем вместе» |
Познакомить родителей с элементами арт-терапии. |
Дети, родители, воспитатель, муз.руковод. |
Итоговая выставка детских работ |
Пятница Формировать положительную эмоциональную атмосферу |
Дети, воспитатель |
Акция « Добрый поступок» |
Формировать у детей доброжелательное отношение к окружающим. |
Дети,воспитататель, музык.руковод. |
Круглый стол |
Обобщить и распространить эффективные формы работы, которые использовались на Неделе арт-терапии |
педагоги |
Тренинг-игра «Педагоги и родители» |
Обсудить стратегии воспитания и развития ребенка в семье и в детском саду |
Родители, педагоги |
После реализации проекта:
Проанализировать результаты Недели арт-терапии;
Оформить результаты в презентацию;
Представить презентацию педагогическому коллективу.
Список используемой литературы:
- Киселёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми: (руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми). С-П.: Речь., 2006.
- ЛюшерМ. Какого цвета ваша жизнь. Закон гармонии в нас. Практическое руководство. М., 2003.
- Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М.,1997.
- Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики: практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов. М.: ГНОМ, 2011.
- Чистякова М.И. Психогимнастика.-М.: Просвещение, Владос, 1995.
- Справочник педагога-психолога 5, 2017.
- Интернет-ресурсы: infourok.ru;www.maam.ru .ped-kopilka.ru.
"Свидетельство о публикации в СМИ" Серия А № 0004411
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
В классическом понимании арт-терапия подразумевает только такие традиционные виды творчества, как: рисование, живопись, графика, лепка и фотография. Но современная жизнь вносит свои коррективы, дополняя классические виды арт-терапии такими методиками как песочная и сказкотерапия, драмотерапия, библиотерапия, музыкотерапия, цветотерапия, игротерапия и т.д.
Арт-синтезтерапия Успешно применяется и совокупность различных методик. Подобный комплексный подход получил название арт-синтез терапии и объединил разнообразные методики в единое целое, ведь многие виды искусства легко сочетаются. Например, театр и драматургия, риторика и стихосложение, игротерапия и оригами.
Главная цель этой методики – убедить ребенка с ограниченными возможностями в том, что он не хуже других и способен создать свой продукт деятельности, что-то интересное художественно-прикладное. Это способствует укреплению уверенности в себе, позволяет в скрытой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение благодаря тому, что творчество является одной из трансформирующих сил для преодоления страха и тревоги.
Основными видами арт-терапии являются: Музыкотерапия психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства. Куклотерапия это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол. Сказкотерапия течение в психотерапии, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории (сказки). Фольклор художественное творчество широких народных масс, преимущественно устно-поэтическое творчество.
Положительный эффект арт-терапии Спектр решаемых проблем огромен. Различные техники арт-терапии используются для преодоления: психологических травм кризисных состояний (возрастных и экзистенциальных) потерь конфликтов лечения психосоматических и невротических расстройств. Однако, помимо решения перечисленных проблем, арт- терапия может использоваться для развития личности, помогает достичь гармонии, найти смысл жизни, раскрыть внутренние силы личности.
Презентация проекта «Арт-терапия, как метод оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества». Данная презентация разработана творческой группой художественно-эстетического развития МБДОУ № 29 города Майкопа Республики Адыгея Демченко О.Б. (муз.руководитель), Хавшабо Е.И. (воспитатель), Карастояновой И.О. (муз.руководитель), Чич Е.П. (воспитатель), Краснобаева Л.В. (муз.руководитель). В презентации описаны все методы и приемы которые в своей работе использует наша творческая группа.
Просмотр содержимого документа
«Презентация проекта «Арт-терапия, как метод оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества»»
МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 29»
«Арт-терапия, как метод оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества»
Творческая группа:
Демченко О.Б.
Хавшабо Е.И.
Карастоянова И.О.
Краснобаева Л.В.
Майкоп 2016 год
«Творческое самовыражение личности ребёнка в арт – терапевтическом процессе является золотым ключиком, с помощью которого маленький человек открывает дверь в большую взрослую жизнь»
Савенков А. И.
Актуальность
Сегодня перед педагогами стоит важная задача – разработка мер по здоровьесбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Постоянно возрастающая по объему и усложняющаяся по содержанию научная информация приходит в противоречие с недостаточной гибкостью учебных планов, программ, падению интереса к занятиям, ухудшению их здоровья.
История оставила немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании с древнейших времен терапевтических возможностей различных видов искусств. Поэтому одним из эффективных методов лечения различных неврозов, а также методом коррекции поведенческих отклонений учащихся может стать арт-терапия (терапия средствами изобразительного искусства) и ее аналоги (музыкотерапия, ритмотерапия, фольклорная арт-терапия, драматерапия, сказкотерапия, изотерапия и т.п.).
Термин «Арт-терапия" (art – искусство, arttherapy – терапия искусством) означает «лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения человеком своего психического состояния».
Цель: формирование у дошкольников младшего возраста основ здоровьесбережения через использование элементов арт-терапии как специально организованных форм обучения воспитанников и реализацию инновационных здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
Создать условия в группе для полноценной работы по сохранению и укреплению здоровья;
Повысить (понизить) самооценку, развить самоуважение, способствовать решению психологических проблем (страхи, тревожность, агрессивность и гиперактивность);
Способствовать заинтересованности родителей в здоровом образе жизни и привлечению их к участию в мероприятиях, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей.
Арт-педагогическая деятельность
целостная система воспитательно-
оздоровительных, коррекционных
и профилактических мер
которые осуществляются
в процессе взаимодействия
Изобразительной Художественно-речевой
Театрально-игровой Музыкальной
Музыкотерапия
Цветотерапия
Вокалотерапия
Тестотерапия
Сказкотерапия
Маскотерапия
Фольклоро-терапия
Куклотрапия
Музыкотерапия
Музыкотерапия – это совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение доступных детям переживаний и формирование у них такого мировоззрения, которое помогает им быть здоровыми и счастливыми.
Вокалотерапия
Вокалотерапия - этот метод основан на звуковых вибрациях, доступный каждому и не требующий специальной подготовки.
Сказкотерапия
Сказкотерапия – это один из психологических методов.
– это новое молодое течение в прикладной психологии, которое широко используют врачи, психологи и педагоги. Преимущество сказкотерапии в том, что этот метод родители могут использовать самостоятельно.
Маскотерапия
- Маскотерапия – это метод, который позволяет отобразить свой внутренний мир в красках и посмотреть на него со стороны.
Куклотерапия
Куклотерапия используется в
работе с детьми и основана на
идентификации с образом
любимого героя (сказки,
мультфильма, игрушки).
Используется данная методика
при трудностях в развитии
коммуникативной сферы,
различных нарушениях
поведения и т.декоративно-прикладное искусство и т.д.;
Фольклоротерапия
- Фольклоротерапия – особая форма терапии. Применяется как оздоровительный коррекционный, профилактический метод, направленный на укрепление психического здоровья детей.
- Изотерапия - лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисование, лепка, тестотерапия и т.д.;
Тестотерапия
- Тестотерапия – это метод воздействия на организм ребёнка через тренировку движений пальцев и кисти рук с помощью теста.
Цветотерапия
- Цветотерапия- это метод нетрадиционной медицины, воздействие разнообразно окрашенным светом на человека с целью его излечения.
Участники проекта : дети средних групп, родители и педагоги (воспитатели, музыкальные руководители)
Продолжительность проекта:
кратковременный (2 недели)
Этапы организации
работы над проектом
I этап – теоретический (изучение литературы по данной теме, выявление проблемы, планирование работы).
II этап – методический (изучение приёмов и методов арт-терапии, создание подборки упражнений).
III этап – практический (внедрение методов и приёмов в практику).
IV этап – аналитический (анализ результатов, подведение итогов).
1. Введение
Набережночелнинская детская художественная школа №1 основана в 1973 году. На сегодняшний день Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей “Детская художественная школа №1” является одним из ведущих учреждений дополнительного образования города Набережные Челны по оказанию образовательных услуг населению в сфере дополнительного образования детей, вносящий определенный вклад в социальную и культурную жизнь города.
Основной целью деятельности Школы является создание оптимальных условий для развития творческих способностей личности учащихся через обеспечение качественного академического образования в различных видах художественно-эстетической деятельности.
За сорокалетнюю деятельность в школе сформировался уникальный творческий, педагогический коллектив. На базе школы работают как молодые специалисты – в основном выпускники школы, так и опытные художники и педагоги. Среди них Хазиев М. Ш. – Народный художник РТ, Член союза художников России и Татарстана, Заслуженный работник культуры Татарстана; Мухаметдинов Р.З. – Заслуженный деятель искусств РТ, Член Республиканского правления Союза художников РТ и член правления Набережночелнинской организации Союза художников России; Сиразиева С.Ф. член Союза художников России и Татарстана; Мутигуллин Ш.Ш. – член-корреспондент МАНПиО, член Международной общественной ассоциации “Союз дизайнеров”, член Союза дизайнеров России, член Союза художников РТ; Евграфов Игорь Петрович – член Международной общественной ассоциации “Союз дизайнеров”.
Многие выпускники Школы связали свою профессиональную деятельность с изобразительным искусством. Особое внимание в “Детской художественной школе №1” уделяется дальнейшему взаимодействию с выпускниками, участие в их дальнейшем жизненном и творческом пути. Результатом данного духовно-творческого взаимодействия является возвращение выпускников в родные стены школы уже в новом качестве, в качестве преподавателей. На сегодняшний день более 50% преподавательский состав составляют выпускники Школы.
Одним из важных направлений МАОУДОД “ДХШ №1” является создание необходимых условий для организации и проведения профилактических мероприятий, направленных на борьбу с вредными привычками, способными привести к стойкой утрате здоровья детей и подростков, профилактическая работа асоциального поведения учащихся и родителей.
Решающим импульсом для разработки проекта “АРТ-профилактика”, планирование профилактических мероприятий в рамках данного проекта является следующий документ – “Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года”, где четко сказано:
“25. Достижение названной цели осуществляется путем решения следующих основных задач:
… д) создание условий для вовлечения граждан в антинаркотическую деятельность, формирование, стимулирование развития и государственная поддержка деятельности волонтерского молодежного антинаркотического движения, общественных антинаркотических объединений и организаций, занимающихся профилактикой наркомании…” И еще: “Реализация мер, предусмотренных Стратегией, обеспечивается за счет консолидации усилий и ресурсов всего общества, органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и граждан”.
Реализация проекта “АРТ-профилактика” предусматривается на базе МАОУДОД “ДХШ №1” города Набережные Челны РТ.
2. Описание проблемы
Образовательным учреждениям принадлежит особая роль в формировании у детей и подростков понятия ценностного отношения к своему здоровью и здоровью своих близких, ценностного отношения к своей жизни, мотивации и способности противостоять негативным асоциальным действиям.
В настоящее время в нашей стране происходит неуклонное “омоложение” детей, имеющих вредные привычки. Ситуация осложняется тем, что до недавнего времени подверженность вредным привычкам касалась детей из неблагополучных семей, родители которых вели асоциальный образ жизни. В настоящее время пагубным пристрастиям подвержены дети из благополучных семей, семей с высоким достатком. Как правило, недостаток внимания к детям и низкие морально – этические нормы в семье сочетаются с финансовой свободой.
Современная жизнь добавляет все новые проблемы. Развитие общества, достижения человеческого ума приносят не только положительные результаты, но и новые проблемы. В результате появления компьютера, интернета, мобильного телефона появились “новые” вредные привычки – интернет-зависимость, кибернетическая зависимость (зависимость от компьютерных игр), телемания.
В настоящее время без организации профилактической работы невозможно добиться позитивных результатов в решении обозначенной проблемы. Сегодня профилактика вредных привычек становится одной из важнейших социальных задач общества, решение которых стоит особо остро.
Профилактика зависимостей от вредных привычек в настоящее время становится не просто актуальной, а обязательной, т.к. является более эффективным средством, чем лечение сформировавшихся болезней.
Проведение профилактических мероприятий должно стать неотъемлемой часть воспитательного процесса каждого образовательного учреждения. Такие мероприятии в целом способствуют сохранению жизни, здоровья и психического благополучия учащихся, формированию у них здорового образа жизни, принятию большей ответственности за свое поведение, созданию некоего барьера, препятствующему началу экспериментирования с пагубными пристрастиями. Ведь предотвратить беду намного проще, чем потом с нею бороться.
Само название проекта "Арт-профилактика" в своем понимании новое. Оно близко с "арт-терапией". Термин "арт-терапия" был введен Адрианом Хиллом (1938) при описании собственной работы с больными в санаториях. Было замечено, что изобразительная деятельность сопровождается терапевтическим эффектом и что искусство само по себе обладает целительным действием. Термин "арт-профилактика" был предложен Студенческим Волонтерским Движением "Молодые - молодым", которые проводят беседы, тренинги, раскрывая губительное влияние алкоголя, табака, наркотиков, дают интерактивные театрализованные представления также для профилактики негативных явлений.
В начале 2013-2014 учебного года МАОУДОД “Детская художественная школа №1” г. Набережные Челны переехала в крыло МБОУ “Средней общеобразовательной школы №23”. В ходе организации и проведения совместных мероприятий возникла идея привлечения “трудных” детей к увлекательным занятиям творчеством. И такая альтернатива есть, увлечь модным направлением в искусстве – песочной анимацией. У любого творчества есть антидепрессивное, профилактическое действие. Технике рисованию песком оно особенно свойственно: манипулируя сыпучими природными материалами, человек избавляется от отрицательных эмоций. Рисование песком предоставляет определенную возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть, привести в порядок свои мысли и чувства, тем самым не думать о приеме различных психогенных веществ.
Интересные творческие занятия вне общеобразовательной школы, увлечение одним из модных направлением в искусстве – песочной анимацией, где есть возможность и проявиться лично, и почувствовать себя частью команды - это то, что действительно нравится ребятам.
Использование разнообразных форм профилактических мероприятий с учащимися реабилитационного центра “Солнышко” г. Набережные Челны, положительные отзывы участников данных мероприятий, привело к пониманию необходимости создания структуры и разработки комплекса профилактических мероприятий и их реализацию с участием наибольшего количества учащихся и преподавателей не только города Набережные Челны, но и Республики Татарстан.
3. Цели и задачи проекта
Цель проекта: активизация взаимодействия образовательных учреждений города и республики по формированию личности, устойчивой к воздействиям наркогенных веществ (ПАВ) через приобщение учащихся к искусству и художественному творчеству в условиях учреждения дополнительного образования детей.
Задачи проекта.
Разработать систему по активизации взаимодействия образовательных учреждений города и республики по организации и проведению профилактической работы асоциального поведения учащихся и родителей.
Разработать программно-методическое сопровождение профилактических мероприятий по сохранению и укреплению психологического здоровья детей и подростков с привлечением социальных служб города.
Создать условия для творческого обмена опытом с целью повышения профессиональной компетентности педагогических работников по организации и проведению профилактических мероприятий с учащимися и родителями.
Создать условия для привлечения учащихся и их успешной самореализации через овладение техникой рисования песком и песочной анимации, снятия эмоционального напряжения, преодоления апатии, тревожности.
Создать материально-технические условия, необходимые для успешной реализации данного проекта (приобретение специализированного оборудования для песочной анимации, ТСО).
4. Ожидаемые результаты проекта
В ходе выполнения проекта предполагается получить следующие результаты:
- Установление практических связей между образовательными учреждениями города и республики по организации и проведению профилактической работы асоциального поведения учащихся через приобщение воспитанников к искусству и художественному творчеству в условиях учреждения дополнительного образования детей.
- Организация обмена опытом с целью повышения профессиональной компетентности педагогических работников по организации и проведению профилактических мероприятий с учащимися и родителями. Выпуск сборника статей из опыта работы.
- Проведение цикла профилактических мероприятий по сохранению и укреплению психологического здоровья детей и подростков с привлечением социальных служб города.
- Обучение учащихся технике рисования песком и песочной анимации, создание и пропаганда социальных плакатов и роликов “АРТ-профилактика”.
- Приобретение нового оборудования, необходимого для успешной реализации данного проекта (приобретение специализированного оборудования для песочной анимации, ТСО).
Использование разнообразных форм организации профилактической работы в рамках проекта “АРТ-профилактика” имеет неоценимое значение для формирования у детей и подростков понятия ценностного отношения к своему здоровью и здоровью своих близких, ценностного отношения к своей жизни, мотивации и способности противостоять негативным асоциальным действиям.
Социальный эффект проекта
Решение задач обозначенных в “Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года”.
Приобщение подрастающего поколения к здоровому образу жизни, умению противостоять негативным асоциальным действиям.
Раскрытие многообразия видов профилактической деятельности, включая современное направление в искусстве – песочную анимацию.
Поддержка Волонтерского Движения “Молодые – молодым”.
Практическая значимость проекта
Организация и проведение данного проекта на Республиканском уровне.
Заключение партнёрских связей с учреждениями, занимающимися пропагандой ЗОЖ, профилактикой и искоренением вредных привычек у детей и подростков.
Создание условий для вовлечения “трудных” детей и подростков в творческую деятельность.
Повышение профессиональной компетентности педагогических работников в области профилактической работы по формированию ЗОЖ.
Организация выездных тематических выставок социальных плакатов “Арт-профилактика”, трансляция социальных роликов в торговых центрах города и республики.
5. Финансирование
В своем развитии Проект представляет социальное и практическое значение для обогащения содержания профилактической работы по сохранению жизни, здоровья и психического благополучия учащихся, формированию у них здорового образа жизни, принятию большей ответственности за свое поведение, созданию некоего барьера, препятствующему началу экспериментирования с пагубными пристрастиями.
Данный проект предоставит возможность активизировать взаимодействие образовательных учреждений города и республики по формированию здорового образа жизни подрастающего поколения, обобщить и выпустить сборник статей из опыта работы по профилактике вредных привычек, провести фестиваль “АРТ-профилактика”, выпустить лучшие творческие плакаты и листовки по итогам фестиваля, поэтому для реализации проекта “АРТ-профилактика” необходимы финансовые вливания.