Задание 1 #11810
пост..мент
изл..гать
разг..реться
заб..раться
те..ретический
Постамент. Непроверяемая гласная. Запомнить.
Излагать. Корни с чередованием -лаг-/-лож-. Перед Г пишется А, перед Ж пишется О. Исключение - полог.
Разгореться. Корни с чередованием -гор-/-гар-. Без ударения пишется О, под ударением пишется А.
Забираться. Корни с чередованием -бир-/-бер-. Пишем И, если после корня есть суффикс -А-.
ТеОретический. Проверочное слово - теОрия.
Ответ: ПОСТАМЕНТ
Задание 2 #11811
Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
оп..здать
нач..нать
п..лисадник
ур..внение
обм..кнуть
ОпОздать. Проверочное слово - пОздно. Нельзя проверять глаголом несов. вида.
Начинать. Корни с чередованием а(я)/им, а(я)/ин.
Палисадник. Непроверяемая гласная. Запомнить.
Уравнение. Корни с чередованием -ровн-/-равн-. Корень -равн- содержится в словах со значением “одинаковый”. Корень -ровн- содержится в словах со значением “прямой, гладкий”.
Обмакнуть. Корни с чередованием -мок-/-мак-. Корень -мак- содержится в словах, имеющих значение “погружать в жидкость”. Корень -мок- содержится в словах со значением “пропускать жидкость”.
Ответ: ПАЛИСАДНИК
Задание 3 #11812
Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
альм..нах
подн..мать
по-фр..нцузски
Росток. Корни с чередованием -раст-/-ращ-/-рос-. Перед СТ и Щ пишется А, перед С пишется О. Исключения - Ростов, Ростислав, ростовщик, росток, выросток, отрасль.
Альманах. Непроверяемая гласная. Запомнить.
Скачок. Корни с чередованием -скак-/-скоч-. Перед К пишется А, перед Ч пишется О.
Поднимать. Корни с чередованием а(я)/им, а(я)/ин.
По-фрАнцузски. Проверочное слово - ФрАнция.
Ответ: АЛЬМАНАХ
Задание 4 #11813
Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
обж..гать
в..негрет
аргум..нтировать
расст..лая
Обжигать. Корни с чередованием -жег-/-жиг-. Пишем И, если после корня есть суффикс -А-.
Стирать. Корни с чередованием -тер-/-тир-. Пишем И, если после корня есть суффикс -А-.
Винегрет. Непроверяемая гласная. Запомнить.
АргумЕнтировать. Проверочное слово - аргумЕнт.
Расстилая. Корни с чередованием -стел-/-стил-. Пишем И, если после корня есть суффикс -А-.
Ответ: ВИНЕГРЕТ
Задание 5 #11814
Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
бл..стеть
оп..раться
просв..щение
д..рижировать
экз..менатор
Блестеть. Корни с чередованием -блест-/-блист-. Пишем И, если после корня есть суффикс -А-.
Опираться. Корни с чередованием -пер-/-пир-. Пишем И, если после корня есть суффикс -А-.
ПросвЕщение. Проверочное слово - свЕт.
Дирижировать. Непроверяемая гласная. Запомнить.
ЭкзАменатор. Проверочное слово - экзАмен.
Ответ: ДИРИЖИРОВАТЬ
Задание 6 #11815
Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
заб..левание
д..кларация
отн..мать
заж..гать
ЗабОлевание. Проверочное слово - бОль.
Декларация. Непроверяемая гласная. Запомнить.
ОтнИМать. Корни с чередованием а(я)/им, а(я)/ин.
Отрасль. Корни с чередованием -раст-/-ращ-/-рос-. Перед СТ и Щ пишется А, перед С пишется О. Исключения - Ростов, Ростислав, ростовщик, росток, выросток, отрасль.
Зажигать. Корни с чередованием -жег-/-жиг-. Пишем И, если после корня есть суффикс -А-.
Ответ: ДЕКЛАРАЦИЯ
Задание 7 #11816
Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
м..рить (одежду)
прив..легия
пол..гать
вым..кнуть
обн..жать
Мерить (одежду). Проверочное слово - мЕрка. Корень -мер- не является чередующимся в данном случае, т.к. отличается по значению (“наложить предварительно с целью выяснить соответствие нужной мере”). Корни с чередованием -мер-/-мир- будут иметь значения, связанные с понятиями “исчезнуть”, “прекратиться”, “прийти в состояние неподвижности”.
Привилегия. Непроверяемая гласная. Запомнить.
Полагать. Корни с чередованием -лаг-/-лож-. Перед Г пишется А, перед Ж пишется О. Исключение - полог.
Вымокнуть. Корни с чередованием -мок-/-мак-. Корень -мак- содержится в словах, имеющих значение “погружать в жидкость”. Корень -мок- содержится в словах со значением “пропускать жидкость”.
ОбнАжать. Проверочное слово - нАг.
Ответ: ПРИВИЛЕГИЯ
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку зачастую начинается с повторения основных правил, в том числе и по теме «Правописание безударных непроверяемых гласных в корне слова». И, хотя этот раздел достаточно подробно освещается в рамках базового школьного курса, многие учащиеся испытывают определенные трудности при выполнении подобных заданий, поэтому нуждаются в повторении материала. При этом зная, как пишутся безударные непроверяемые гласные в корне слова, старшеклассники смогут успешно пройти аттестационные тесты и рассчитывать на получение достойных баллов.
Основные моменты, которые необходимо выучить
Бывают случаи, когда гласные, находящиеся в корне слова, не получается проверить ударением. В данной ситуации оно статично. Это означает, что в подобных словах ударение не перемещается на безударную гласную в корне при изменении формы или в результате подбора однокоренного понятия. В качестве примера приведем следующие слова:
- собака - собачка, собачища, собачий, (плыть) по-собачьему;
- кровать - кроватка, кроватный, прикроватный;
- компот - компотик, компотный;
- упражнение - упражнять, упражняться.
- Слова, содержащие непроверяемые безударные гласные в корне, необходимо запоминать. При столкновении с затруднениями при их написании специалисты рекомендуют руководствоваться орфографическим словарем.
Приведем список наиболее часто встречающихся слов с непроверяемой безударной гласной в корне:
- авангард, автомобиль, агроном, актёр, аромат;
- багровый, балкон, базар, баран, батон, библиотекарь;
- вагон, вестибюль, винегрет, вокзал, ветеран;
- делегация, диван, директор, дисциплина;
- гармония, гарнизон, гастроном, горизонт;
- инженер, иней;
- кабинет, калач, капитан, карман, карниз, картина, картофель, кастрюля, каталог, комната, кондуктор, конструктор, корабль, корысть, крапива;
- ладонь, лазурь, лорнет;
- машинист, матрос, медаль;
- нотариус, натюрморт;
- обаяние, облако, обоняние, огурец, оранжевый, офицер;
- палитра, палисадник, пейзаж, планета, поликлиника, портфель, проспект, процент;
- сапог, сковорода, стакан, стадион, столяр;
- тарелка, тракторист, тренер, тротуар;
- фанера, фиолетовый, фломастер, фонтан;
- шофер.
Образовательный портал «Школково» поможет качественно подготовиться к ЕГЭ по русскому языку!
Чтобы задания, в которых встречаются слова с чередующимися гласными, непроверяемыми ударением, давались легко, выбирайте онлайн-занятия на нашем сайте. Здесь представлен весь материал, который может потребоваться для повторного изучения основных разделов. Опытные педагоги «Школково» подготовили и изложили информацию в максимально доступной форме.
Мы разработали принципиально новый алгоритм подготовки к аттестационному тестированию, который поможет учащимся старших классов ликвидировать пробелы в знаниях. Вначале школьникам рекомендуется повторить теоретическую часть (какие правила необходимо знать при выполнении заданий и проч.). Затем после ознакомления с примерами можно попрактиковаться в выполнении упражнений. Постоянно обновляемый перечень заданий представлен в соответствующем разделе нашего сайта.
Начните готовиться к прохождению аттестационного испытания прямо сейчас! Вначале рекомендуем вам выбрать несложное задание по теме «Безударные гласные в корне слова, непроверяемые ударением» и сделать его. Если значительных трудностей при этом не возникло и вы быстро справились, смело выбирайте упражнения экспертного уровня. А в случае появления сложностей не забудьте оставить в своем расписании время для регулярных занятий на образовательном портале «Школково».
Подготовка осуществляется в онлайн-режиме. Заниматься вместе с нами могут как столичные, так и региональные школьники.
Проверяемые и непроверяемые гласные в корне:
Виды орфограмм в корне:
Проверяемые произношением гласные и согласные;
Непроверяемые произношением гласные и согласные;
Чередующиеся гласные;
Гласные после шипящих.
Безударные гласные в корне слова проверяются ударением.
Для проверки нужно изменить слово или подобрать родственное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение: примерять – мéрить, примирять – мир, запевать – петь, запивать – пить .
В безударном корне пишется Е, если в проверочном слове под ударением Ё: гнездится – гнёзда .
Безударные А-О в сочетаниях ра-ла нельзя проверять соответствующими сочетаниями оро-оло : об ла ко – об оло чка, б ра добрей – б оро да .
Нельзя проверять слова иноязычного происхождения, т.к. в них проверяемая и проверочная гласные могут относиться к морфемам различного происхождения: аккомпанемент – аккомпанировать (суффикс -емент французского происхождения, а суффикс -ирова - - немецкий), дезинфекция – дезинфицировать .
Непроверяемые гласные
Написание безударных гласных, которые не могут быть проверены ударением, определяется по орфографическому словарю: в а гон, в е стибюль, ди а п а зон, ин и ц и атива, к о либри, к о рова, ман и пуляция, н и г и лизм, о б о няние, п а литра, пр е зидиум, р е зюме, с о бака, фюз е ляж, эксп е римент, эст а када .
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1» п. Тюльган Оренбургской области
Технологическая карта урока
Фролова Елена Юрьевна
учитель начальных классов
Предмет: русский язык (УМК «Школа России»)
Класс: 2 класс
Тема урока : Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне
Тип урока : урок открытия нового знанияОборудование:
Учебник «Русский язык 2 класс» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
Мультимедийный проектор, учительский компьютер
Презентация
Цели урока
достижение планируемых результатов посредством
технологии проблемного диалога, технологии критического мышления
Задачи:
1.Формировать предметное умение: писать слова с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне
2.Формировать УУД:
Формулировать проблемный вопрос; выдвигать гипотезы и их обосновывать; формулировать познавательную цель (Познавательные УУД);
Составлять последовательность действий; оценивать результат деятельности (Регулятивные УУД)
Мотивация к учебной деятельностиСлайд 1
Вот звонок раздал сигнал,
Поработать час настал,
Так что время не теряем
И урок наш начинаем.
Ребята, сегодня предлагаю провести наш урок под таким девизом.
Умей работать, умей и помощников подбирать.
Какие помощники мы обычно используем на уроке русского языка?
В чем нам помогают правила?
В чем нам помогают слова?
Вот со словами мы сегодня и поработаем.
Слова, правила, вопросы…
Написать слова, предложения без ошибок
Проверить написание слов…
Минутка чистописания .
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Запишите в тетради строчные буквы а, о, у, е, и, я
Что вы знаете об этих буквах? Давайте соберем ваши идеи в корзинку.
Найдите лишнюю букву.
Почему она лишняя?
- С какими орфограммами мы работали на последних уроках?
Буквы, каких звуков мы проверяли?
Где находится безударный главный?
Как мы его проверяем?
Чем проверяем безударный гласный звук в корне?
Что мы уже знаем?
Записывают в тетради: дату, классная работа
Гласные, смягчают или делают твердым согласный, образуют слог, бывают ударными и безударными.
Подчеркивают «лишнюю» букву у.
Нет сомнения в написании, а остальные требуют проверки. Самооценка
С безударными гласными в корне слова.
В корне слова
Подбираем проверочное слово, меняем форму слова.
Ударением.
Знаю, как проверить безударную гласную
III . Создание проблемной ситуации
Предложение на доске:
На даче в л_су были разные птицы: с_роки, стр_жи, в_робьи и с_ницы.
Прочитайте предложение.
О ком говорится в предложении?
Найдите слова с безударными гласным звуком в корне, которые можно проверить.
Подберите проверочные слова- помощники.
В предложении говорится о птицах, о сороках…
лесу, стрижи Работа в паре, устно.
лес стриж
Слайд 5
Слайд 6
Какое задание выполняли?
Ко всем ли словам смогли подобрать проверочные слова?
Какие слова вызвали затруднение?
Почему нельзя проверить безударную гласную в таких словах?
А о каких словах будем говорить сегодня?
Давайте определим тему урока.
Что хотим узнать сегодня на уроке?
Продолжите предложение.
Хочу узнать, как писать….
Знаем ли мы с вами написание слов: воробей, синица, сорока? Объясните.
А что делать, если мы затрудняемся написать слово?
Запишите предложение в тетрадь, подчеркните буквы безударных гласных звуков в корне. Проверьте написанное.
Мы подбирали проверочные слова, вставляли безударные гласные.
Нет, ко всем.
Вызвали затруднения слова: сороки, воробьи, синицы.
Нет родственных слов, в которых гласный звук под ударением.
О словах, где безударный гласный звук проверить нельзя.
Безударные непроверяемые гласные звуки в корне слова.
Как написать слова с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.
Воробей-вора бей, синица- синяя головка, сорока-оро
Посмотреть в словаре и запомнить
Записывают предложение
Проверяют. Самооценка
III . Открытие нового знания
1. Работа по учебнику.
Стр.104 Вспомните! (читает ученик)
В каких словарях собраны слова с непроверяемым написанием?
В нашем учебнике на с.136 тоже есть небольшой орфографический словарь, где в алфавитном порядке содержатся все слова, которые нам нужно запомнить во 2 классе.
Вы скажете: « Как много слов, как же их все запомнишь?» Для этого нужно тренироваться, много читать, в случае затруднения обращаться к нашему помощнику - словарю. А можно еще играть со словами и тогда, они запомнятся очень быстро.
- В орфографических словарях.
Обращаются к словарю.
IV .Физкульминутка.
Игра со словами «Карусель»
1 группа учителя в руках мнемокарточки: одежда, лопата, пенал, пальто, медведь, лисица
2 группа ученики в руках карточки с буквами: е, о, и, а
и т.д.
1 группа встают во внутренний круг спиной друг к другу. 2 группа встают во внешний круг лицом к учащимся 1 группы. Начинают движение по часовой стрелке, показывая букву, которую нужно вставить в слово. Самооценка работы
V . Контроль усвоения новых знаний
Дифференцированная работа
Слайд 7
Со словарными словами можно не только играть их еще можно изучать. Сегодня мы с вами будем создавать словарную страничку для слов из нашего словарика. Прослушайте песенку-загадку. (включить видеозапись)
О чем поется в песенке? А что такое земляника? Известно ли вам написание слова ягода? Вставьте пропущенную букву.
Давайте произнесем слово, в каких слогах есть орфограммы? Кто из вас догадался, какое еще слово спряталось в слове земляника? Как вы думаете, почему эту ягоду так назвали?
Стр.104 упр.164
Посмотрите, какие буквы спрятаны в мнемотабличке на нашей словарной страничке?
Проверим написание по словарю, вставим пропущенные буквы в слове земляника на словарной страничке.
Продолжаем изучать слово. Посмотрите, у вас на страничке есть квадратные скобки. Какое задание нам предстоит выполнить?
Для учащихся со слабой подготовкой.
Задание: выписать из словаря три слова на тему: Растения, разделить слова на слоги.
Посчитайте количество слогов, звуков и букв в слове.
Проверка.
Давайте вернемся на страничку нашего учебника с 104.
Сможем ли мы объяснить происхождение названий таких ягод как черника, голубика, костяника.
Черника и голубика похожие по внешнему виду ягоды, но голубика имеет высокие кусты, более 1 метра, а черника стелется по земле.
Костяника – ягода, которая является близкой родственницей садовой малины.
Все ягоды имеют лечебные свойства, помогают лечить простудные заболевания, зрение, способствуют укреплению организма.
Давайте на свободной строке попробуем составить и записать предложение со словами, над которыми мы поработали.
О землянике. – Это ягода. Показывают карточки с выбором буквы в слове ягода.
В первом и во втором слоге
Ответы детей.
Проверяют по словарю, вставляют буквы
Выполняют звуковой разбор. [з’имл’ин’ика].
1 у доски. Самооценка деятельности
Земляника: 3 слога, 9 букв, 9 звуков
Самостоятельно. Самооценка
Черника- черная, голубика- голубая, костяника- много косточек.
Составляют предложение и записывают его.
VI . Домашнее задание
Дифференцированная работа
Слайд 8
1 уровень: Составить для слова из словаря словарную страничку. Загадка. Слово. Звуковой разбор. Сколько слогов, звуков, букв? Рисунок для оформления странички.
Предложение со словом.
2 уровень: упр.167 с.105
3 уровень: выписать из словаря 5 слов на тему «Школа», подчеркнуть непроверяемую гласную, разделить слова для переноса.
VII . Рефлексия.
Слайд 9
- Какую тему изучали на уроке?
Все ли слова можно проверить?
Какой помощник нам пригодится для правильного написания слова с непроверяемой гласной в корне?
Слова с непроверяемыми гласными в корне.
Лист самооценки ученика_________________
Критерии: Да + Нет -
На уроке я отвечал всегда устно полным ответом.
Я выполнил задания без ошибок в тетради.
Я помогал в паре выполнять задания, высказывал свое мнение.
Я оценю свою работу на уроке ________
Сегодня на уроке я узнал(а)…
Меня удивило….
Мне захотелось…
Самооценка учащихся на лесенке успеха.