Проверяемые и непроверяемые гласные в корне. Правописание проверяемых, непроверяемых и чередующихся гласных в корне слова Слово с непроверяемой гласной в корне

Задание 1 #11810

пост..мент

изл..гать

разг..реться

заб..раться

те..ретический

Постамент. Непроверяемая гласная. Запомнить.

Излагать. Корни с чередованием -лаг-/-лож-. Перед Г пишется А, перед Ж пишется О. Исключение - полог.

Разгореться. Корни с чередованием -гор-/-гар-. Без ударения пишется О, под ударением пишется А.

Забираться. Корни с чередованием -бир-/-бер-. Пишем И, если после корня есть суффикс -А-.

ТеОретический. Проверочное слово - теОрия.

Ответ: ПОСТАМЕНТ

Задание 2 #11811

Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

оп..здать

нач..нать

п..лисадник

ур..внение

обм..кнуть

ОпОздать. Проверочное слово - пОздно. Нельзя проверять глаголом несов. вида.

Начинать. Корни с чередованием а(я)/им, а(я)/ин.

Палисадник. Непроверяемая гласная. Запомнить.

Уравнение. Корни с чередованием -ровн-/-равн-. Корень -равн- содержится в словах со значением “одинаковый”. Корень -ровн- содержится в словах со значением “прямой, гладкий”.

Обмакнуть. Корни с чередованием -мок-/-мак-. Корень -мак- содержится в словах, имеющих значение “погружать в жидкость”. Корень -мок- содержится в словах со значением “пропускать жидкость”.

Ответ: ПАЛИСАДНИК

Задание 3 #11812

Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

альм..нах

подн..мать

по-фр..нцузски

Росток. Корни с чередованием -раст-/-ращ-/-рос-. Перед СТ и Щ пишется А, перед С пишется О. Исключения - Ростов, Ростислав, ростовщик, росток, выросток, отрасль.

Альманах. Непроверяемая гласная. Запомнить.

Скачок. Корни с чередованием -скак-/-скоч-. Перед К пишется А, перед Ч пишется О.

Поднимать. Корни с чередованием а(я)/им, а(я)/ин.

По-фрАнцузски. Проверочное слово - ФрАнция.

Ответ: АЛЬМАНАХ

Задание 4 #11813

Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

обж..гать

в..негрет

аргум..нтировать

расст..лая

Обжигать. Корни с чередованием -жег-/-жиг-. Пишем И, если после корня есть суффикс -А-.

Стирать. Корни с чередованием -тер-/-тир-. Пишем И, если после корня есть суффикс -А-.

Винегрет. Непроверяемая гласная. Запомнить.

АргумЕнтировать. Проверочное слово - аргумЕнт.

Расстилая. Корни с чередованием -стел-/-стил-. Пишем И, если после корня есть суффикс -А-.

Ответ: ВИНЕГРЕТ

Задание 5 #11814

Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

бл..стеть

оп..раться

просв..щение

д..рижировать

экз..менатор

Блестеть. Корни с чередованием -блест-/-блист-. Пишем И, если после корня есть суффикс -А-.

Опираться. Корни с чередованием -пер-/-пир-. Пишем И, если после корня есть суффикс -А-.

ПросвЕщение. Проверочное слово - свЕт.

Дирижировать. Непроверяемая гласная. Запомнить.

ЭкзАменатор. Проверочное слово - экзАмен.

Ответ: ДИРИЖИРОВАТЬ

Задание 6 #11815

Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

заб..левание

д..кларация

отн..мать

заж..гать

ЗабОлевание. Проверочное слово - бОль.

Декларация. Непроверяемая гласная. Запомнить.

ОтнИМать. Корни с чередованием а(я)/им, а(я)/ин.

Отрасль. Корни с чередованием -раст-/-ращ-/-рос-. Перед СТ и Щ пишется А, перед С пишется О. Исключения - Ростов, Ростислав, ростовщик, росток, выросток, отрасль.

Зажигать. Корни с чередованием -жег-/-жиг-. Пишем И, если после корня есть суффикс -А-.

Ответ: ДЕКЛАРАЦИЯ

Задание 7 #11816

Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

м..рить (одежду)

прив..легия

пол..гать

вым..кнуть

обн..жать

Мерить (одежду). Проверочное слово - мЕрка. Корень -мер- не является чередующимся в данном случае, т.к. отличается по значению (“наложить предварительно с целью выяснить соответствие нужной мере”). Корни с чередованием -мер-/-мир- будут иметь значения, связанные с понятиями “исчезнуть”, “прекратиться”, “прийти в состояние неподвижности”.

Привилегия. Непроверяемая гласная. Запомнить.

Полагать. Корни с чередованием -лаг-/-лож-. Перед Г пишется А, перед Ж пишется О. Исключение - полог.

Вымокнуть. Корни с чередованием -мок-/-мак-. Корень -мак- содержится в словах, имеющих значение “погружать в жидкость”. Корень -мок- содержится в словах со значением “пропускать жидкость”.

ОбнАжать. Проверочное слово - нАг.

Ответ: ПРИВИЛЕГИЯ

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку зачастую начинается с повторения основных правил, в том числе и по теме «Правописание безударных непроверяемых гласных в корне слова». И, хотя этот раздел достаточно подробно освещается в рамках базового школьного курса, многие учащиеся испытывают определенные трудности при выполнении подобных заданий, поэтому нуждаются в повторении материала. При этом зная, как пишутся безударные непроверяемые гласные в корне слова, старшеклассники смогут успешно пройти аттестационные тесты и рассчитывать на получение достойных баллов.

Основные моменты, которые необходимо выучить

Бывают случаи, когда гласные, находящиеся в корне слова, не получается проверить ударением. В данной ситуации оно статично. Это означает, что в подобных словах ударение не перемещается на безударную гласную в корне при изменении формы или в результате подбора однокоренного понятия. В качестве примера приведем следующие слова:

  • собака - собачка, собачища, собачий, (плыть) по-собачьему;
  • кровать - кроватка, кроватный, прикроватный;
  • компот - компотик, компотный;
  • упражнение - упражнять, упражняться.
  • Слова, содержащие непроверяемые безударные гласные в корне, необходимо запоминать. При столкновении с затруднениями при их написании специалисты рекомендуют руководствоваться орфографическим словарем.

Приведем список наиболее часто встречающихся слов с непроверяемой безударной гласной в корне:

  • авангард, автомобиль, агроном, актёр, аромат;
  • багровый, балкон, базар, баран, батон, библиотекарь;
  • вагон, вестибюль, винегрет, вокзал, ветеран;
  • делегация, диван, директор, дисциплина;
  • гармония, гарнизон, гастроном, горизонт;
  • инженер, иней;
  • кабинет, калач, капитан, карман, карниз, картина, картофель, кастрюля, каталог, комната, кондуктор, конструктор, корабль, корысть, крапива;
  • ладонь, лазурь, лорнет;
  • машинист, матрос, медаль;
  • нотариус, натюрморт;
  • обаяние, облако, обоняние, огурец, оранжевый, офицер;
  • палитра, палисадник, пейзаж, планета, поликлиника, портфель, проспект, процент;
  • сапог, сковорода, стакан, стадион, столяр;
  • тарелка, тракторист, тренер, тротуар;
  • фанера, фиолетовый, фломастер, фонтан;
  • шофер.

Образовательный портал «Школково» поможет качественно подготовиться к ЕГЭ по русскому языку!

Чтобы задания, в которых встречаются слова с чередующимися гласными, непроверяемыми ударением, давались легко, выбирайте онлайн-занятия на нашем сайте. Здесь представлен весь материал, который может потребоваться для повторного изучения основных разделов. Опытные педагоги «Школково» подготовили и изложили информацию в максимально доступной форме.

Мы разработали принципиально новый алгоритм подготовки к аттестационному тестированию, который поможет учащимся старших классов ликвидировать пробелы в знаниях. Вначале школьникам рекомендуется повторить теоретическую часть (какие правила необходимо знать при выполнении заданий и проч.). Затем после ознакомления с примерами можно попрактиковаться в выполнении упражнений. Постоянно обновляемый перечень заданий представлен в соответствующем разделе нашего сайта.

Начните готовиться к прохождению аттестационного испытания прямо сейчас! Вначале рекомендуем вам выбрать несложное задание по теме «Безударные гласные в корне слова, непроверяемые ударением» и сделать его. Если значительных трудностей при этом не возникло и вы быстро справились, смело выбирайте упражнения экспертного уровня. А в случае появления сложностей не забудьте оставить в своем расписании время для регулярных занятий на образовательном портале «Школково».

Подготовка осуществляется в онлайн-режиме. Заниматься вместе с нами могут как столичные, так и региональные школьники.

Проверяемые и непроверяемые гласные в корне:

Виды орфограмм в корне:

Проверяемые произношением гласные и согласные;

Непроверяемые произношением гласные и согласные;

Чередующиеся гласные;

Гласные после шипящих.

Безударные гласные в корне слова проверяются ударением.

Для проверки нужно изменить слово или подобрать родственное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение: примерять – мéрить, примирять – мир, запевать – петь, запивать – пить .

В безударном корне пишется Е, если в проверочном слове под ударением Ё: гнездится – гнёзда .

Безударные А-О в сочетаниях ра-ла нельзя проверять соответствующими сочетаниями оро-оло : об ла ко – об оло чка, б ра добрей – б оро да .

Нельзя проверять слова иноязычного происхождения, т.к. в них проверяемая и проверочная гласные могут относиться к морфемам различного происхождения: аккомпанемент – аккомпанировать (суффикс -емент французского происхождения, а суффикс -ирова - - немецкий), дезинфекция – дезинфицировать .

Непроверяемые гласные

Написание безударных гласных, которые не могут быть проверены ударением, определяется по орфографическому словарю: в а гон, в е стибюль, ди а п а зон, ин и ц и атива, к о либри, к о рова, ман и пуляция, н и г и лизм, о б о няние, п а литра, пр е зидиум, р е зюме, с о бака, фюз е ляж, эксп е римент, эст а када .

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1» п. Тюльган Оренбургской области

Технологическая карта урока

Фролова Елена Юрьевна

учитель начальных классов

Предмет: русский язык (УМК «Школа России»)

Класс: 2 класс

Тема урока : Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне

Тип урока : урок открытия нового знанияОборудование:

Учебник «Русский язык 2 класс» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

Мультимедийный проектор, учительский компьютер

Презентация

Цели урока

достижение планируемых результатов посредством

технологии проблемного диалога, технологии критического мышления

Задачи:

1.Формировать предметное умение: писать слова с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне

2.Формировать УУД:

Формулировать проблемный вопрос; выдвигать гипотезы и их обосновывать; формулировать познавательную цель (Познавательные УУД);

Составлять последовательность действий; оценивать результат деятельности (Регулятивные УУД)

Мотивация к учебной деятельности

Слайд 1

Вот звонок раздал сигнал,

Поработать час настал,

Так что время не теряем

И урок наш начинаем.

Ребята, сегодня предлагаю провести наш урок под таким девизом.

Умей работать, умей и помощников подбирать.

Какие помощники мы обычно используем на уроке русского языка?

В чем нам помогают правила?

В чем нам помогают слова?

Вот со словами мы сегодня и поработаем.

Слова, правила, вопросы…

Написать слова, предложения без ошибок

Проверить написание слов…

    Минутка чистописания .

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Запишите в тетради строчные буквы а, о, у, е, и, я

Что вы знаете об этих буквах? Давайте соберем ваши идеи в корзинку.

Найдите лишнюю букву.

Почему она лишняя?

- С какими орфограммами мы работали на последних уроках?

Буквы, каких звуков мы проверяли?

Где находится безударный главный?

Как мы его проверяем?

Чем проверяем безударный гласный звук в корне?

Что мы уже знаем?

Записывают в тетради: дату, классная работа

Гласные, смягчают или делают твердым согласный, образуют слог, бывают ударными и безударными.

Подчеркивают «лишнюю» букву у.

Нет сомнения в написании, а остальные требуют проверки. Самооценка

С безударными гласными в корне слова.

В корне слова

Подбираем проверочное слово, меняем форму слова.

Ударением.

Знаю, как проверить безударную гласную

III . Создание проблемной ситуации

Предложение на доске:

На даче в л_су были разные птицы: с_роки, стр_жи, в_робьи и с_ницы.

Прочитайте предложение.

О ком говорится в предложении?

Найдите слова с безударными гласным звуком в корне, которые можно проверить.

Подберите проверочные слова- помощники.

В предложении говорится о птицах, о сороках…

лесу, стрижи Работа в паре, устно.

лес стриж

Слайд 5

Слайд 6

Какое задание выполняли?

Ко всем ли словам смогли подобрать проверочные слова?

Какие слова вызвали затруднение?

Почему нельзя проверить безударную гласную в таких словах?

А о каких словах будем говорить сегодня?

Давайте определим тему урока.

Что хотим узнать сегодня на уроке?

Продолжите предложение.

Хочу узнать, как писать….

Знаем ли мы с вами написание слов: воробей, синица, сорока? Объясните.

А что делать, если мы затрудняемся написать слово?

Запишите предложение в тетрадь, подчеркните буквы безударных гласных звуков в корне. Проверьте написанное.

Мы подбирали проверочные слова, вставляли безударные гласные.

Нет, ко всем.

Вызвали затруднения слова: сороки, воробьи, синицы.

Нет родственных слов, в которых гласный звук под ударением.

О словах, где безударный гласный звук проверить нельзя.

Безударные непроверяемые гласные звуки в корне слова.

Как написать слова с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

Воробей-вора бей, синица- синяя головка, сорока-оро

Посмотреть в словаре и запомнить

Записывают предложение

Проверяют. Самооценка

III . Открытие нового знания

1. Работа по учебнику.

Стр.104 Вспомните! (читает ученик)

В каких словарях собраны слова с непроверяемым написанием?

В нашем учебнике на с.136 тоже есть небольшой орфографический словарь, где в алфавитном порядке содержатся все слова, которые нам нужно запомнить во 2 классе.

Вы скажете: « Как много слов, как же их все запомнишь?» Для этого нужно тренироваться, много читать, в случае затруднения обращаться к нашему помощнику - словарю. А можно еще играть со словами и тогда, они запомнятся очень быстро.

- В орфографических словарях.

Обращаются к словарю.

IV .Физкульминутка.

Игра со словами «Карусель»

1 группа учителя в руках мнемокарточки: одежда, лопата, пенал, пальто, медведь, лисица

2 группа ученики в руках карточки с буквами: е, о, и, а


и т.д.

1 группа встают во внутренний круг спиной друг к другу. 2 группа встают во внешний круг лицом к учащимся 1 группы. Начинают движение по часовой стрелке, показывая букву, которую нужно вставить в слово. Самооценка работы

V . Контроль усвоения новых знаний

Дифференцированная работа

Слайд 7

Со словарными словами можно не только играть их еще можно изучать. Сегодня мы с вами будем создавать словарную страничку для слов из нашего словарика. Прослушайте песенку-загадку. (включить видеозапись)

О чем поется в песенке? А что такое земляника? Известно ли вам написание слова ягода? Вставьте пропущенную букву.

Давайте произнесем слово, в каких слогах есть орфограммы? Кто из вас догадался, какое еще слово спряталось в слове земляника? Как вы думаете, почему эту ягоду так назвали?

Стр.104 упр.164

Посмотрите, какие буквы спрятаны в мнемотабличке на нашей словарной страничке?

Проверим написание по словарю, вставим пропущенные буквы в слове земляника на словарной страничке.

Продолжаем изучать слово. Посмотрите, у вас на страничке есть квадратные скобки. Какое задание нам предстоит выполнить?

Для учащихся со слабой подготовкой.

Задание: выписать из словаря три слова на тему: Растения, разделить слова на слоги.

Посчитайте количество слогов, звуков и букв в слове.

Проверка.

Давайте вернемся на страничку нашего учебника с 104.

Сможем ли мы объяснить происхождение названий таких ягод как черника, голубика, костяника.

Черника и голубика похожие по внешнему виду ягоды, но голубика имеет высокие кусты, более 1 метра, а черника стелется по земле.

Костяника – ягода, которая является близкой родственницей садовой малины.

Все ягоды имеют лечебные свойства, помогают лечить простудные заболевания, зрение, способствуют укреплению организма.

Давайте на свободной строке попробуем составить и записать предложение со словами, над которыми мы поработали.

О землянике. – Это ягода. Показывают карточки с выбором буквы в слове ягода.

В первом и во втором слоге

Ответы детей.

Проверяют по словарю, вставляют буквы

Выполняют звуковой разбор. [з’имл’ин’ика].

1 у доски. Самооценка деятельности

Земляника: 3 слога, 9 букв, 9 звуков

Самостоятельно. Самооценка

Черника- черная, голубика- голубая, костяника- много косточек.

Составляют предложение и записывают его.

VI . Домашнее задание

Дифференцированная работа

Слайд 8

1 уровень: Составить для слова из словаря словарную страничку. Загадка. Слово. Звуковой разбор. Сколько слогов, звуков, букв? Рисунок для оформления странички.

Предложение со словом.

2 уровень: упр.167 с.105

3 уровень: выписать из словаря 5 слов на тему «Школа», подчеркнуть непроверяемую гласную, разделить слова для переноса.

VII . Рефлексия.

Слайд 9

- Какую тему изучали на уроке?

Все ли слова можно проверить?

Какой помощник нам пригодится для правильного написания слова с непроверяемой гласной в корне?

Слова с непроверяемыми гласными в корне.

Лист самооценки ученика_________________

Критерии: Да + Нет -
На уроке я отвечал всегда устно полным ответом.
Я выполнил задания без ошибок в тетради.
Я помогал в паре выполнять задания, высказывал свое мнение.
Я оценю свою работу на уроке ________

Сегодня на уроке я узнал(а)…

Меня удивило….

Мне захотелось…

Самооценка учащихся на лесенке успеха.