Ладыгин а. Александр николаевич лодыгин. Улицы горящих фонарей

Лодыгин Александр Николаевич (1847-1923) – известный российский изобретатель, который создал лампу накаливания, получившую массовое распространение благодаря своей экономичности. Томас Эдисон поставил первый опыт со своей лампой в 1879 году, что случилось на 6 лет позже, чем это сделал Лодыгин. Но благодаря агрессивному продвижению своего детища именно американец стал в массовом сознании считаться изобретателем лампы накаливания.

Ранние годы

Александр Лодыгин родился 6 (18) октября 1847 года в селе Стеньшино Тамбовской губернии. Он имел дворянское происхождение, а его род относился к категории очень знатных, который, как и царствующая тогда семья Романовых вел происхождение от самого Андрея Кобылы. Несмотря на наличие титула семья жила довольно скромно и не могла похвастаться большим состоянием.

Многие предки будущего изобретателя посвятили себя военной службе, добившись на этом поприще немало успехов. Но юного Сашу такая перспектива совсем не прельщала, хотя уйти от семейной традиции он не смог. В 1859 году Лодыгин поступил в местные подготовительные классы Воронежского кадетского корпуса, а после их окончания был направлен в Воронеж с очень положительной характеристикой. После выпуска из учебного заведения в 1865 году Александр был зачислен юнкером в пехотный Белевский полк, а затем три года проходил обучение в Московском юнкерском пехотном училище.

В 1870 году Лодыгин подает рапорт об отставке и переезжает в столицу. Здесь он с головой окунулся в создание летательной машины с электродвигателем и одновременно начал активно работать над лампами накаливания.

Создание электролета

В 1870 году на стол военного министра Российской империи Дмитрия Алексеевича Милютина лег документ, автором которого был отставной юнкер Александр Лодыгин. В нем сообщалось об изобретении специальной воздухоплавательной машины (электролета), способной передвигаться на разных высотах и в произвольных направлениях. Она была предназначена для транспортировки грузов и людей, но могла выполнять и военные операции. Однако чиновник никак не поддержал эту идею и даже не удосужился лично пообщаться с изобретателем.

Не подозревал тогда военный министр, что электролет предвосхитил появление знакомого нам вертолета. Изобретатель видел его как продолговатый цилиндр, спереди конусообразный, а позади шаровидный. В задней части аппарата был расположен винт, который обеспечивал горизонтальное движение. Еще один винт находился сверху – он управлял скоростью машины при перемещении в вертикальном и горизонтальном направлении.

Столкнувшись с равнодушным отношением у себя на родине, Лодыгин по приглашению французской стороны отправляется в Париж для продолжения разработки летательного аппарата. Однако и здесь его ждала неудача – начавшаяся война с Пруссией и скорое поражение Франции перечеркнула все планы, что вынудило ученого возвратиться в Россию. Электролету не суждено было приобрести материальную форму, зато он поспособствовал рождению самого известного изобретения Лодыгина – электрической лампочке, которая должна была стать одним из его элементов.
Лампа накаливания

Возможность получения искусственного освещения с помощью электричества волновала научные умы задолго до рождения Лодыгина. Существовало много идей, предлагавших решения в самых разных направлениях. Одни пытались спровоцировать электричеством свечение разреженных газов, другие искали удачу в накаливании тел электрическим током, а третьи использовали пламя электрической дуги. Большинство опытных образцов так и не покинули стены лабораторий, пока к работе не подключился русский изобретатель.

После возвращения из Франции Лодыгин оказался в затруднительном материальном положении и вынужден был согласиться трудоустроиться техником в Общество нефтяного газа «Сириус». Но всё свободное от работы время молодой человек посвящал разработке электрической лампы. Он сразу понял недостаток теоретической подготовки и записался на лекции в Петербургский университет, где познакомился с новейшими достижениями в области электротехники.

Упорная работа над изобретением дала результат – к концу 1872 года в распоряжении Лодыгина было несколько ламп накаливания. Помогали материализовать замыслы изобретателя братья Дидрихсон, среди которых выделялся Василий Федорович, лично изготовивший большинство образцов. На первых порах для накаливания использовалась железная проволока, позднее в опытах участвовали коксовые стержни.

Железо быстро показало свою неэффективность, а работа с угольными стержнями дала положительный результат. Оказалось, что они не только дают более лучший свет, но и позволяют найти подход к решению проблемы «дробления света» - интеграции большого количества источников освещения в цепь одного генератора. Последовательная работа угольных стерженьков оказалась весьма удобна, но в уличных условиях на открытом воздухе тело накала достаточно быстро перегорало.

Это навело Лодыгина на мысль выполнить лампы в виде стеклянного шарообразного сосуда, в котором были размещены два медных стержня диаметром 6 мм. К ним был прикреплен маленький стерженек диаметром 2 мм, выполненный из ретортного угля. Электричество подавалось по проводам через оправу, которая находилась над отверстием устройства.

Несмотря на то, что первые лампы Лодыгина светили всего около 40 минут, он получил привилегии на свое изобретение во многих европейских странах. Последующие усовершенствования позволили повысить долговечность – Василий Дидрихсон предложил удалять из ламп воздух. Кроме того, стали применять обугливаемые вещества растительного происхождения. В результате срок службы ламп удалось увеличить до 700-1000 часов.
Практическое применение ламп накаливания

Первое уличное освещение с помощью электрических ламп Лодыгина появилось в Петербурге на Песках в 1873 году. Два керосиновых фонаря были заменены на электрические, источавшие яркий белый свет, на который пришли посмотреть множество людей. Некоторые из них принесли газеты, чтобы сравнить расстояние, накоторое распространяется свет от керосиновых и электрических фонарей.

В 1874 году освещение появилось в доках Адмиралтейства, что открывало перспективы использования технологии во флоте. Спустя несколько лет подобным способом был освещен магазин Флорана на Морской улице. Устройства показали себя превосходно – за два месяца перегорело всего два уголька.

После этого успеха вокруг изобретателя стали крутиться коммерсанты, желавшие получить на изобретении как можно больше прибыли. Александр Николаевич стал участником одного из таких предприятий, которое эксплуатировало его творения. Ряд модернизированных устройств даже носили имя сторонних людей – Конна, Козлова, владевших контрольным пакетом акций созданного ими товарищества электрического освещения. Последняя версия под наименованием «лампа Конна» имела до 5 отдельных стержней, которые последовательно включались после перегорания предыдущих.

Патенты на технологию

В 1872 году изобретатель направляет заявку на свое изобретение и ждет ответа от чиновников на протяжении двух лет. Только в 1874 году он получил привилегию №1619.

После прекращения дел в товариществе изобретатель вновь оказался на грани нищеты, что вынудило его отправить патентную заявку на угольную лампу накаливания в США, но найти необходимую сумму у него не получилось. Лодыгин все-таки получит патент в 1890 году, но для лампы с металлической нитью. Здесь в законодательном порядке за ним будет закреплено право считаться изобретателем ламп с нитью накаливания из тугоплавких материалов.

Молибденовые и вольфрамовые лампы Лодыгина демонстрировались на Всемирной выставке в Париже, состоявшейся в 1900 году. За год до этого Петербургский электротехнический институт наделил изобретателя званием почетного инженера-электрика. В 1906 году патент на лампу с вольфрамовой нитью купила известная компания «GeneralElectricCompany», в которую позднее влилось предприятие Эдисона. В 1909 году ученому был выдан патент на индукционную печь.

За свое изобретение Александр Николаевич получил от Академии наук Ломоносовскую премию 1000 рублей. Заслуги Лодыгина на этом поприще очевидны – он создал более совершенный образец лампы накаливания и первым сумел превратить ее из физического устройства в прибор практического массового применения, вынес свое детище из лаборатории и сделал его достоянием улицы. Александр Николаевич убедительно продемонстрировал преимущества вольфрамовой проволоки как материала для тела накала, став основоположником производства более экономичных ламп накаливания. Он оказал определяющее влияние на работы Томаса Эдисона и Джозефа Суона, способствовавшие массовому распространению этих устройств.

Россия – зарубежье

Усиление радикального крыла общественного движения во второй половине 70-х годов XIX века и последовавшие за этим террористические акты, в одном из которых убили императора Александра II сказались на судьбе Лодыгина. В это время он активно сблизился с народниками и даже некоторое время пребывал в их колонии в Туапсе. Начавшийся вслед за гибелью царя разгром «Народной воли» коснулся многих друзей и знакомых изобретателя. Отчасти тень подозрений пала и на него самого, поэтому он принимает решение уехать за границу.

После нескольких лет пребывания в Европе изобретатель в 1888 году переехал в США, где занимался вопросами внедрения электричества в металлургию. Ему стали платить хорошее жалование и материальное положение семьи заметно улучшилось. После завершения русско-японской войны в 1905 году он возвращается на родину с целью применить накопленный опыт на практике. Но российская действительность превзошла все ожидания – закоренелый консерватизм и равнодушие чиновников сковывал любую инициативу.

Передовые методы, применяемые в американской промышленности, здесь оказались никому не интересны. Поэтому изобретатель со всемирно известным именем получил всего лишь должность руководителя подстанции петербургского трамвайного депо. Помимо этого, он проявлял большой интерес к электрификации кустарных промыслов и занимался практическим воплощением теории электромагнитной индукции Фарадея и Максвелла.

В 1914 году под руководством Александра Николаевича должны были начаться работы по электрификации Олонецкой и Нижегородской губерний, но начавшаяся Первая мировая спутала все карты. Не добившись серьезных успехов на родном поприще, Лодыгин возвращается в 1916 году в США. Последние годы жизни он посвятил разработке электрических печей. Под его началом были построены установки для производства кремния и фосфора, а также плавки руд. Кроме того, русский изобретатель сконструировал специальные печи для нагрева бандажей, закалки и отжига металлов. В этот период он много болел, что его часто отвлекало от дел.

Изобретательская деятельность Лодыгина не ограничивалась лампой накаливания. Он создал электрический обогреватель, занимался усовершенствованием электропечи для плавки руд, разработал идею закалочных печей, а также респираторов, основанных на электролитическом методе генерации кислорода. Александр Николаевич стал одним из создателей электротехнического отдела Русского технического общества и стоял у истоков периодического издания «Электричество».

В 1871 году изобретатель подготовил проект водолазного скафандра, позволяющего с помощью кислородно-водородной смеси находиться под водой автономно. При этом кислород вырабатывался прямо из воды путем процесса электролиза.

Интересные факты

Томас Эдисон поставил первый опыт со своей лампой в 1879 году, что случилось на 6 лет позже, чем это сделал Лодыгин. Но благодаря агрессивному продвижению своего детища именно американец стал в массовом сознании считаться изобретателем лампы накаливания.

После прихода к власти Ленин предлагал Лодыгину вернуться в Россию для разработки плана ГОЭЛРО, но тяжелая болезнь ученого воспрепятствовала этому.

С 1970 года один из кратеров на обратной стороне Луны носит имя Александра Лодыгина.

Лодыгин был одним из немногих отечественных изобретателей, удостоившихся ордена
Станислава III степени. Почетная награда была ему присуждена за участие в Венской электротехнической выставке.

Лодыгин Александр Николаевич родился в 1847 г. в селе Стеньшино Тамбовской губернии. В 1859 году Александр стал кадетом, сначала учился в Тамбовском кадетском корпусе, затем в Воронежском. Еще в годы учебы Александр проявил интерес к физике и даже исполнял обязанности лаборанта физического кабинета. В 1865 г. Лодыгин выпущен юнкером в 71-й Белевский полк, с 1866 по 1868 г. снова учеба в Московском юнкерском пехотном училище, Белевский полк и уход в отставку, поскольку Лодыгин разочаровался в военной службе. Лодыгин поступает на Тульский оружейный завод простым рабочим и, скопив небольшую сумму денег, отправляется в Петербург.

Здесь он ищет средства для создания задуманной им летательной машины (электролета) и параллельно начинает первые опыты с лампами накаливания. Также ведется работа над проектом водолазного аппарата. Естественно, что военное министерство на предложения молодого прожектера не откликнулось. Тогда Лодыгин отправил свои предложения в Париж, обещая создать летательный аппарат, который можно будет использовать в войне с Пруссией. Произошло невероятное, его пригласили во Францию, где он даже успел приступить к подготовке строительства электролета на заводах Крезо. Но Франция в войне потерпела поражение, финансирование создания электролета прекратилась. Лодыгину пришлось вернуться в Петербург.

В Петербурге Лодыгин устроился работать техником в Общество нефтяного газа «Сириус» и продолжил эксперименты с электричеством, а параллельно начал посещать лекции в Петербургском университете и Технологическом институте, чтобы восполнить пробелы в образовании. Именно тогда он и заинтересовался созданием ламп накаливания, которые бы могли использоваться не только для экспериментов, но и для практического освещения.

В 1872 году Лодыгин приступил к публичной демонстрации своих ламп и подал заявку на «Способ и аппараты дешёвого электрического освещения» в Департамент торговли и мануфактур. Документ, подтверждающий привилегию, был им получен, но только через два года. Демонстрация в 1873 году уличного освещения при помощи электрических ламп Лодыгина вызвала большой интерес, но они были еще несовершенны и требовали серьезной доработки. На следующий год изобретатель продемонстрировал возможности своих ламп для освещения боевых кораблей, что вызвало большой интерес в военно-морском ведомстве. В этот же год Академией наук Лодыгину была присуждена престижная Ломоносовская премия.

В 1873 году Лодыгин получает патенты в Австрии, Германии, Италии, Португалии, Венгрии, Испании и даже в таких отдаленных странах, как Австралия, Индия. В Германии на его имя выписаны патенты в целом ряде отдельных княжеств, получены привилегии на имя компании, основанной Лодыгиным и во Франции.

Почти два года Лодыгин работал в мастерских П.П. Яблочкова, где, кроме основных обязанностей по производству электрических свечей, смог продолжить разработку и своих ламп. В 1884 году изобретатель вынужден был уехать за границу, так как оказался под надзором полиции из-за связи с революционерами-народниками. Лодыгин работает во Франции и США, создает новые лампы накаливания, изобретает электропечи, электромобили, строит заводы и метрополитен. Особо надо отметить полученные им в этот период патенты на лампы с нитями из тугоплавких металлов, проданные в 1906 г. "Дженерал электрик компани".

Семья Лодыгиных в 1907 г. возвращается в Россию. Александр Николаевич привозит целую серию изобретений в чертежах и набросках. Способы приготовления сплавов, электропечи, двигатель, электроаппараты для сварки и разрезывания... Лодыгин преподает в Электротехническом институте, работает в строительном управлении Петербургской железной дороги. В 1914 г. он командирован Управлением земледелия и землеустройства в Олонецкую и Нижегородскую губернии для выработки предложений об электрификации. Первая мировая война меняет все планы, Лодыгин начинает заниматься летательным аппаратом вертикального взлета. После Февральской революции 1917 г. изобретатель не сработался с новой властью. Материальные трудности заставляют семью Лодыгиных уехать в США. Приглашение вернуться в РСФСР для участия в разработке плана ГОЭЛРО Александр Николаевич из-за болезни вынужден отклонить. В марте 1923 г. Лодыгин умер в Бруклине.

Статья подготовлена проф. А.Б. Кувалдиным

Александр Николаевич Лодыгин (18 октября 1847 г., село Стеньшино Липецкого уезда Тамбовской губернии -16 марта 1923 г., Бруклин, Нью-Йорк, США) - выдающийся российский электротехник, который прославился изобретением первых в мире электрических ламп накаливания, при этом менее известны его заслуги в развитии установок и технологий промышленного электронагрева.

Александр Николаевич Лодыгин родился в имении отца в Тамбовской губернии и происходил из старинного дворянского рода (рис. 1). По семейной традиции он получил военное образование. В 1859 году Лодыгин поступил в кадетский корпус, а затем учился в Московском юнкерском училище. По окончании училища в 1867 году он был произведён в подпоручики, после чего началась его служба в качестве армейского офицера.

Однако военная карьера не привлекала А. Н. Лодыгина, так как он увлекся физикой и техникой. Прослужив обязательный срок, осенью 1868 года он вышел в отставку и уехал в Тулу, где работал на Тульском оружейном заводе сначала молотобойцем, а потом слесарем. В начале 1870 года Лодыгин переезжает в Петербург.

В Петербурге А. Н. Лодыгин работает слесарем в газовом обществе «Сириус» и активно занимается изобретательской деятельностью - разрабатывает конструкции летательного аппарата («электролета»), автономного водолазного аппарата, системы электроотопления и электрической лампы накаливания. Все эти изобретения связаны с применением электричества и все они значительно опередили свое время.

В сентябре 1870 года А. Н. Лодыгин обратился к военно-му министру Д.А. Милютину с просьбою обратить внимание на изобретённый им «электролёт - воздухоплавательную машину, которая может двигаться свободно на различных высотах и в различных направлениях и, служа средством перевозки груза и людей, может удовлетворить в то же время специально военным требованиям...». Электролет Лодыгина был снабжен двумя винтами для создания тяги в горизонтальном и вертикальном направлениях (рис.2).. Министр не проявил интереса к это-му изобретению и А. Н. Лодыгин предложил его Комитету национальной обороны в Париже (в это время шла франко-прусская война). Предложение было принято и Лоды гин приступил к подготовительным работам на заводах Крезо. Однако Франция потерпела поражение и в нача-ле 1871 года Лодыгин вернулся в в Петербург.

Здесь на правах вольнослушателя он посещает лекции по физике, химии, математике и сопротивлению материалов. знаменитых профессоров Петербургского университета и Технологического института Д. И. Менделеева (1835 - 1907), И. А. Вышнеградского (1831-1895), В. Л. Кирпичева (1845-1913) и других.

Лодыгин разработал конструкцию автономного водолазного аппарата, в котором вода посредством элек-тролиза разлагалась на водород и кислород, смесью которых должен был дышать водолаз, и подал докладную записку в Морское министерство (1871 г.). Аппа-рат был по конструкции очень сложным. В него входили: устройства для разложения воды на кислород и водород и для смешения этих газов; устройство для выделения негодных для дыхания веществ, гальвани-ческие батареи, винт и привод к нему для движения водолаза и др. По тому времени реализация проекта была невозможной.

В 1872 г А. Н. Лодыгин подал заявку на «Способ и аппараты дешевого электрического отопления» (рис.3). Из описания изобретения: «...способ состоит в накаливании дурных проводников в пространстве, изолированном от доступа воздуха, что устраняет причи-ну их сгорания и делает их постоянными. ..прово-дник в герметически закрытом пространстве.. нагревает стенки своего вместилища, и оно, в свою очередь, передает теплоту окружающему воздуху, который с помощью вентилятора распространяется по комнате.». Выдающийся электротехник, академик Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук Б. С. Якоби (1801 - 1874) дал положительный отзыв на предложенную Лодыгиным систему отопления и отметил, что подобное приложение электричества ещё «никем нигде не описано».

Это изобретение Лодыгина для конца XIX века оказалось невостребованным по вполне понятным причинам (недостаток и высокая стоимость электроэнергии, большая стоимость и сложность оборудования, отсутствие потребителей, для которых устройства электрообогрева имели бы существенные преимущества по сравнению с топливными печами). Промышленные электротермические установки стали относительно широко развиваться только с начала XX века.

Это были электропечи для плавки металлов и других материалов. Кстати, и в этой области А.Н.Лодыгин также сделал многое.

В рукописи Лодыгина «Теория дешевого электрического освещения и отопления» (1872 г.) есть упоминание об опытах на артиллерийском полигоне на Волковом поле в 1870 году с мощными лампами, телом накала в которых были железная и платиновая проволоки. Свет усиливало и направляло на мишени отражательное зеркало. Опытами руководил генерал В. Ф. Петрушевский (1829 - 1891). Но Лодыгин убедился, что применение в качестве нити накала железной проволоки не эффективно и стал использовать для этой цели угольные стерженьки. Этот метод позволил получить положительные результаты и Лодыгин занялся усовершенство-ванием таких ламп, в частности для увеличения срока службы он предложил поместить накаливаемый элемент в стеклянный баллон, откачать из него воздух или использовать заполнение защитным газом, не вступающим в химическую реакцию с накаливаемым элементом (рис.4).

В 1872 году А. Н. Лодыгин подал заявку в Департамент торговли и мануфактур на изобретение «Способ и аппараты дешёвого электрического освещения» и через два года получил патент на своё изобретение (привилегия от 22 июля 1874 г.). В описании изобретения - электрической лампы накаливания - указано, что в ней используется «дурной проводник, светящий вследствие накаливания его током, помещенный в газ, с которым он не реагирует, нисколько не сгорает...» (рис.4).

К концу 1872 г. А. Н. Лодыгин располагал несколькими экземплярами ламп накаливания, которые можно было публично демонстрировать. Ему удалось найти прекрасного механика - В. Ф. Дидрихсона, который изгото-вил все конструкции ламп накаливания, разрабатывавшиеся Лодыгиным. В лаборатории Лодыгина, расположенной в доме на углу Одесской улицы и Конногвардейского (ныне Суворовского) проспекта, в 1872-1873 годах проходили первые в мире демонстрации электрического освещения, и, по воспоминаниям очевидца, «народу сюда приходило больше, чем на оперу в Мариинку». (рис.5).

Интересно, что в опытах яркий свет загорался в стеклянных колбочках всевозможного вида: шарах, цилиндрах, призмах и даже в шаре в хрустальной вазе с водой. Изобретатель получил заказ на серию подводных фонарей для освещения водолазных работ. Лодыгин расска-зывал о возможностях будущего применения его изобретения: для железных дорог и пароходов (лампы сигнальные), для рудников и шахт (взрывобезопасные), для помещений (настенные и потолочные)

В Технологическом институте и других учреждениях А. П. Лодыгин прочёл много лекций об освещении лам-пами накаливания. Эти лекции привлекали также боль-шое число слушателей. Осенью 1873 г. Лодыгин устано-вил лампы накаливания на Одесской ул. в Петербурге. В статье в журнале «Электричество» за 1923 год это событие описано так:

«На двух уличных фонарях керосиновые лампы были за-менены лампами накаливания, изливавшими яркий бе-лый свет. Масса народа любовалась этим освещением, этим огнём с неба. Многие принесли с собой газеты и сравнивали расстояния, на которых можно было читать при керосиновом освещении и при электрическом».

Позже Б. С. Якоби дал также положительный ответ и на заявку об электрическом освещении, порекомендовав академику, физику Г. И. Вильду (1833 - 1902) исследовать и научно объяснить изобретение А.Н. Лодыгина. По предложению Вильда общее собрание академиков приняло решение о присуждении Лодыгину почетной Ломоносовской премии за 1874 год и отметило, что это открытие - «путь к такому общему применению электрического света, которое, по всей вероятности, приведет к совершенному перевороту в системе освещения».

В 1874 г было создано акционерное общество «Русское товарищество электрического освещения Лодыгин и К°».

Общество занялось производством ламп и их продажей, а также получением патентов (привилегий) во многих странах мира, в том числе: Австро-Венгрии, Испании, Италии, Франции, Великобритании и даже в Индии и Австралии.

Однако в то время лампа была еще далеко не совершенна и нуждалась в дальнейших доработках. А. Н. Лодыгин, попав в состав такого наспех организованного предприятия, потерял самостоятельность, поэтому все последующие конструктивные варианты лампы накаливания даже не носили имени Лодыгина, а назывались именами владельцев акций «Товарищества» (лампы Козлова и Кона). В скором времени компания обанкротилась и работа Ло-дыгина по усовершенствованию ламп накаливания на некоторое время была остановлена. Лодыгин оказался в очень тяжёлом финансовом положении.

В середине 1875 г. А. Н. Лодыгин начал работать в качестве слесаря-инструментальщика в Петербургском арсенале, в 1876-1878 гг. он работал на металлургическом заводе принца Ольденбургского в Петербурге. Здесь ему пришлось столкнуться с совершенно новыми вопросами, относившимися к металлургии; под их влиянием и в результате знакомства с электротехникой, приоб-ретённого за время работ над электрическим освещением, у него появился интерес к вопросам электроме-таллургии.

В 1878-1879 гг. в Петербурге находился П. Н. Яблочков, и Лодыгин начал работать у него в мастерских, организованных для производства электрических свечей.

Работая там до 1884 г., он вновь сделал попытку произ-водства ламп накаливания, но это были лишь небольшие опытные работы.

В 1880 году был создан VI (электротехнический) отдел Русского технического общества (РТО) и начался выпуск журнала «Электричество». А. Н. Лодыгин совместно с Яблочковым и другими известными электротехниками активно участвовал в этой работе и был избран действительным членом РТО. Через несколько месяцев после организации VI отдела РТО в Петербурге прошла Первая в России и мире электротехническая выставка, на которой были представлены почти все новинки мировой электротехники.

В 1884 г. А. П. Лодыгин окончательно решил уехать за границу и 23 года он жил во Франции и США. Он продолжил работу по усовершенствованию ламп накаливания. Несколько лет он проработал в Париже, где организовал производство ламп накаливания и прислал в Петербург партию ламп для 3-й электротехнической выставки. В 1886 году помещения, в которых проходило годичное собрание Французского физического общества, были освещены 145 лампочками Лодыгина. Интересно, что они были разные по силе света - от 10 до 50 свечей, а одна лампа даже 400 свечей.

В 1888 г Лодыгин приехал в Америку и в том же году по-дал в патентное бюро Нью-Йорка сразу три заявки на усовершенствованные долговечные угольные лампы. Первая - из электрически спеченного шелкового волокна и внешней оболочки из осажденного углерода, вторая - из растительных волокон с пропиткой фтористым бромом, третья - с добавкой кремния и бора.

На Международной выставке 1889 года в Париже лампы А. П. Лодыгина получают почетный диплом и золотую медаль.

Но в итоге Лодыгин приходит к мысли о применении тела накала лампы в виде нити из тугоплавких металлов, в частности нити из вольфрама, закрученные в форме спирали. В Америке в 1893-1894 гг. ему были выданы патенты №№ 575002 и 575668 на калильное тело для ламп накаливания из платиновых нитей, покрытых родием, иридием, рутением, осмием, хромом, вольфрамом и молибденом. Эти патенты А.Н.Лодыгина сыграли важную роль в развитии ламп накаливания. В 1906 г они были приобретены концерном «Дженерал Электрик», а через некоторое время электроламповая промышленность всего мира полностью перешла на производство вольфрамовых ламп накаливания, которые применяются до сих пор.

В США Лодыгин пользовался поддержкой Джорджа Ве-стингауза (1846 - 1914), с которым у него установились хорошие личные отношения. В своей статье «Техническое образование и идеалы американских инженеров» Лодыгин с большим уважением отзывается о Вестингаузе, подчеркивая, что он не только успешный организатор, управляющий и финансист, но, прежде всего, инженер. На предприятиях Вестингауза Лодыгин работал несколько лет (с 1888 по 1894 год).

Более сложными были отношения с Т. А. Эдисоном. То-мас Альва Эдисон (1847 - 1931) получил свой первый патент на лампу с угольной нитью в США в 1879 году, т.е. через 7 лет после Лодыгина. Будучи талантливым изобретателем и предпринимателем, Эдисон производил на своих заводах лампы в огромных количествах и способствовал широкому распространению их. Наряду с Эдисоном и Вестингаузом дальнейшим усовершенствованием ламп накаливания занимались в разных странах английские изобретатели Джозеф Уилсон Сван (1828 -1914) и Хайрем Стивенс Максим (1840—1916), немец Вернер фон Сименс (1816 - 1892) и другие.

Интересно отметить, что на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 году, организованной в память о 400-летии открытия Америки Христофором Колумбом, использо-валось свыше 100 тысяч ламп фирмы «Westinghouse Electric», в которой работал тогда Лодыгин.

В 1894 г. А. Н. Лодыгин поехал из Америки в Париж, где организовал ламповую фирму «Лодыгин и де Лиль». Несколько лет он опять живет во Франции.

В 1895 году произошло важное событие в жизни Лодыгина - он женился на журналистке Алме Шмидт, дочери немецкого инженера. У них родилось две дочери, в 1901 - Маргарита, а в 1902 - Вера.

В 1898 году он работает главным химиком и инженером-электриком парижской ветви американской фирмы электромобилей «Колумбия», создает электромобили собственной конструкции и аккумуляторы к ним.

На Всемирной выставке в Париже (1900 г.) в обзоре истории зарождения электросвета А. Н. Лодыгину было отведено почетное первое место, при этом демонстри-ровались четыре вида изобретенных им ламп. В русском отделе выставки среди 12 портретов выдающихся изо-бретателей России был помещен и портрет Лодыгина.

В 1900 г. Лодыгин снова возвращается в Америку, где он участвует в работах по постройке метрополитена в Нью-Йорке, работает на крупном аккумуляторном заводе в Буффало и на кабельных заводах.

Его интересы всё более и более сосредоточиваются на применении электричества в металлургии и на различных вопросах промышленной электротермии. За период 1900 - 1906 гг. при его участии в США было построе-но и пущено в ход несколько заводов для производства феррохрома, ферровольфрама, ферросилиция и др.

Важное направление изобретательской деятельности Лодыгина в Америке - разработка электрических печей сопротивления и индукционных для плавки металлов и стекла, закалки и отжига стальных изделий. Лодыгин стал за эти годы крупным специалистом в электротермии. В 1906 году он приобретает в Питтсбурге завод по производству различных сплавов на основе железа (ферровольфрама, ферросилиция и др.).

К этому времени Лодыгин прочно обосновался в США. Однако в возрасте 60 лет он принимает решение вернуться в Россию.

Семья Лодыгиных в 1907 переехала в Россию и поселилась в Петербурге. Лодыгин привёз с собой много новых изобретений: способы приготовления сплавов, электропечи, двигатель, электроаппараты для сварки и резания металлов. Первое время он занялся оформлением заявок на свои изобретения.

Электротехнический институт имени императора Александра III первым предложил Лодыгину работу - вести курс «Проектирование электрохимических заводов». Однако эта работа продолжалась недолго - всего один семестр. Затем Лодыгин работал в строительном управлении Петербургской железной дороги.

В 1908 г. в журнале «Электричество» А. Н. Лодыгин опубликовал статью, в которой были впервые описаны принцип работы и конструкция тигельной индукционной печи без магнитопровода. В 1909 году Лодыгин подал заявку и в 1911 г. получил патент на индукционную печь (рис.6).

Сорокалетний юбилей электролампы электротехническая общественность отметила в 1910 году, хотя Лодыгин получил патент в 1874-м году, а заявку подал в 1872-м, но электротехники Русского технического общества считали днем рождения лампы первые опыты в конце 1870 года на артиллерийском полигоне по инициативе генерала В. Ф. Петрушевского.

В 1914 году Лодыгин был командирован Управлением земледелия и землеустройства в Олонецкую и Нижегородскую губернии для выработки предложений об электрификации.

В начале Первой мировой войны (1914) Лодыгин вернулся к авиационным проектам - в частности, направил в военное министерство заявку на «цикложир» - электрический летательный аппарат вертикального взлета со специфическими винтами в виде огромных колес со множеством лопастей. Но для того времени проект оказался нереализуемым.

А. Н. Лодыгин был разносторонним человеком и довольно активно занимался общественно-политической деятельностью. Он увлекался идеями народников и в 1875-1878 годах участвовал в создании и жизни одной из первых в России народнической колонии-коммуне на Кавказе под Туапсе. В 1910-1912 гг. Лодыгин под влиянием националистов пишет статью и брошюру «Националисты и другие партии». Политическим деятелем Лодыгин не стал. Более интересны и конструктивны его мысли о роли инженера и изобретателя в жизни общества, опубликованные в статьях «Техническое образование и идеалы американских инженеров» («Электричество», 1909, № 2) и «Лаборатория для изобретателей» («Новое время». 1910. № 12485).

Начавшаяся мировая война ухудшила ситуацию в России. После Февральской революции 1917 г. материальные трудности заставили семью Лодыгиных уехать в США.

После возвращения из России А. Н. Лодыгин в Америке занимался исключительно конструированием электри-ческих печей. Он построил крупнейшие электропечные установки для плавки металлов, руд, фосфора и кремния. Им были созданы печи для закалки и отжига металлов, для нагрева бандажей и других процессов. Большое число усовершенствований и технических нововведений было им запатентовано в Америке и в других странах.

Приглашение вернуться в РСФСР для участия в разработке плана ГОЭЛРО А. Н. Лодыгин из-за болезни был вынужден отклонить.

В марте 1923 г. он умер в Бруклине (Нью-Йорк).

Имя Александра Николаевича Лодыгина связано главным образом с созданием электрической лампы накаливания. Принцип электрической лампы накаливания был известен до Лодыгина, но А. Н. Лодыгин первым превратил её из лабораторного физического прибора в практическое средство освещения и показал широкие возможности её применения.

А. Н. Лодыгин внес большой вклад в развитие элек-тронагрева.

Еще в 1914 году А. Н. Лодыгин составил список своих изобретений из 37 позиций, в том числе 11 позиций - изобретения в области создания электрических печей, из которых можно отметить: печь сопротивления для плавки различных металлов, индукционную печь для плавки и выплавки металлов, индукционную печь для плавки непроводников (для плавления стекла и подбных материалов), печь для нагрева бандажей для насадки их на колеса, печь для закалки и отжига.

Заслуги Александра Николаевича Лодыгина еще при жизни получили признание.

Он получил Ломоносовскую премию Российской Академии наук за изобретение лампы, был избран членом Российского технического и Русского физико-химического обществ, а Петербургский электротехнический институт присвоил ему звание почётного инженера-электрика. А.Н.Лодыгин был членом Американского химического и Американского электрического обществ, Института американских инженеров-электриков, Французского и Международного обществ инженеров-электриков и активно участвовал в Международных электротехнических выставках. За участие в Венской электротехнической выставке (1884 г.) А.Н.Лодыгин был награжден орденом Станислава Ш-ей степени, что было редкой наградой для российских изобретателей.

Александр Николаевич Лодыгин вошел в историю науки как изобретатель лампы накаливания, но он же явился одним из первых ученых и изобретателей в области электротермии и электротехнологии.

Память о А. Н. Лодыгине сохраняется и поныне.

В Петербурге (Одесская ул., 1) в здании, где находилась мастерская А. Н. Лодыгина, создан Музей фонарей (рис.7). На здании установлены две мемориальные доски.

В 1952 году в Петербурге один из переулков переиме-новали в переулок Лодыгина - в честь русского изобретателя-электротехника.

В Тамбове в доме, в котором жил А.Н. Лодыгин, был открыт музей (1988 г.). На фасаде здания мемориальная доска: «В этом доме с 1859 по 1865 г. жил выдающийся русский ученый - изобретатель лампочки накаливания Александр Николаевич Лодыгин».

Имя знаменитого изобретателя носит государственное предприятие «Научно-исследовательский институт источников света имени А.Н. Лодыгина» (г. Саранск).

– русский изобретатель и электротехник. Им была создана электрическая лампа накаливания с вольфрамовой нитью. Именно он первым доказал состоятельность применения тугоплавкого металлического проводника в качестве светящегося элемента для электрических лампочек.

Александр Николаевич родился 6 октября 1847 года в селе Стеньшино Тамбовской области в очень старой и знатной дворянской семье. В 12 лет он поступает в Тамбовский кадетский корпус, а затем в Московское юнкерское училище. В 1867 году он оканчивает училище, получив образование военного инженера. После этого начинается его непродолжительная военная карьера. Отслужив обязательный строк (3 года), Лодыгин бросает армию и с головой окунается в инженерные разработки, к которым он имел несомненную склонность.

В 1870 году он разрабатывает летательный аппарат тяжелее воздуха, параллельно начиная эксперименты над улучшением, созданных в то время ламп накаливания. Что касается летательного аппарата, то хотя он и получился достаточно функциональным – не нашел одобрения у российского правительства, а затем и у французского. С 1871 по 1874 года Лодыгин является вольным слушателем в технологическом институте Петербурга и одновременно демонстрирует лампы накаливания. Для своих разработок он первоначально использует металлические нити накала, но они быстро перегорают и Лодыгин обращает свое внимание на угольные стержни. В 1872 году Александр Николаевич подает заявку на патентование своей лампы накаливания с угольным стержнем, и только через два года получает его. Петербургская Академия наук даже вручает ему Ломоносовскую премию.

До 1884 года Лодыгин плодотворно работает не только над усовершенствованием ламп накаливания, но и над разработкой водолазного снаряжения. Он сотрудничает с различными российскими заводами, участвует в электротехнических выставках. За свои инженерные разработки получает орден Станислава III степени – редкую награду для российских изобретателей. В 1884 году массовые аресты революционно настроенных членов различных организаций вынуждают Лодыгина покинуть Россию и переехать сначала во Францию, а затем и в Америку. В Париже он организует производство ламп накаливания по собственным расчетам. В 1993 году он снова возвращается к экспериментам с металлическими нитями накаливания, но уже из тугоплавких металлов – вольфрама, хрома и титана. Через год он организует собственную ламповую фирму «Лодыгин и де Лиль».

В США он создает новые лампы на основе тугоплавких металлов, строит завод по электрохимическому получению вольфрама, хрома и титана. Он разрабатывает электрические печи для плавки и закалки металлов, получения фосфора и кремния.

Нельзя сказать, что именно Александр Николаевич был единоличным отцом открытия электрической лампочки . Ее создание – это целая цепь событий и изобретений различных ученых и изобретателей. Но именно Лодыгин первым предложил и собственно начал применять вольфрамовые нити накала, которые используются по сей день. Кроме этого именно он предложил использовать не прямую, а закрученную в спираль нить. Именно ему принадлежит идея откачивания из колбы воздух и заполнения ее инертным газом. Именно его изобретения стали толчком для создания современных ламп накаливания.


В 20-х годах прошлого века в избах русских крестьян засветились электрические лампы накаливания. В советской печати их прозвали «лампочками Ильича». В этом было некоторое лукавство. Лампочки в СССР поначалу использовались в основном немецкие — компании Siemens. Международный патент принадлежал американской компании Томаса Эдисона. Но истинным изобретателем лампы накаливания является Александр Николаевич Лодыгин — русский инженер великого таланта и драматичной судьбы. Его имя, малоизвестное даже на Родине, заслуживает особой записи на исторических скрижалях Отечества.

В меру яркий и теплый свет лампочки с раскаленной вольфрамовой пружинкой многие из нас во младенчестве видят даже раньше, чем свет солнца. Разумеется, так было не всегда. У электролампы много отцов, начиная с академика Василия Петрова, зажегшего в 1802-м электродугу в своей лаборатории в Петербурге. Приручить свечение различных материалов, через которые пропускают электрический ток, с тех пор пытались многие. В ряду «укротителей» электросвета — полузабытые теперь русские изобретатели А.И. Шпаковский и В.Н. Чиколев, немец Гёбель, англичанин Суон. Яркой звездой на научном небосклоне взошло имя нашего соотечественника Павла Яблочкова, создавшего первую серийную «электрическую свечу» на угольных стержнях, в мгновение ока покорившую европейские столицы и прозванную в тамошней прессе «русским Солнцем». Увы, ослепительно сверкнув в середине 1870-х, свечи Яблочкова так же быстро и погасли. У них был существенный изъян: сгоревшие угольки нужно было вскоре заменять новыми. Кроме того, они давали столь «жаркий» свет, что в небольшой комнате было невозможно дышать. Так можно было освещать лишь улицы и просторные помещения.

Человеком, который впервые догадался выкачать из стеклянной ламповой колбы воздух, а потом и заменить уголь на тугоплавкий вольфрам, стал тамбовский дворянин, бывший офицер, народник и инженер с душой мечтателя Александр Николаевич Лодыгин.

Обошел русского творца, оказавшись для всего западного мира «отцом электросвета», американский изобретатель и предприниматель Томас Алва Эдисон, по иронии судьбы родившийся в один год (1847) с Лодыгиным и Яблочковым.

Справедливости ради надо сказать, что Эдисон придумал современную форму лампы, винтовой цоколь с патроном, вилку, розетку, предохранители. И вообще многое сделал для массового применения электроосвещения. Но птица-идея и первые «птенцы» родились в голове и петербургской лаборатории Александра Лодыгина. Парадокс: электролампа стала побочным результатом воплощения его главной юношеской мечты — о создании электролета, «летательной машины тяжелее воздуха на электрической тяге, способной поднимать до 2 тыс. пудов груза», и в частности бомб для военных целей. «Летак», как он его называл, был снабжен двумя воздушными винтами, один из которых тянул аппарат в горизонтальной плоскости, другой поднимал вверх. Прообраз вертолета, придуманный за полвека до изобретения другого русского гения Игоря Сикорского, задолго до первых полетов братьев Райт.

О, это был человек фееричной и весьма поучительной для нас — русских потомков — судьбы! Обедневшие дворяне Тамбовской губернии Лодыгины вели свой род от московского боярина времен Ивана Калиты Андрея Кобылы — общего предка с царственным домом Романовых. Еще десятилетним мальчишкой в наследственной деревне Стеньшино Саша Лодыгин соорудил крылья, прикрепил их за спиной и, как Икар, прыгнул с крыши бани. Дело обошлось синяками. По родовой традиции, он пошел в военные, учась в Тамбовском и Воронежском кадетских корпусах, отслужил юнкером в 71-м Белевском полку и окончил Московское юнкерское пехотное училище. Но его уже непреодолимо тянули физика и техника. К недоумению сослуживцев и ужасу родителей, Лодыгин вышел в отставку и устроился на Тульский оружейный завод простым молотобойцем, благо от природы отличался изрядной физической силой. Для этого ему пришлось даже скрыть свое дворянское происхождение. Так он начал осваивать технику «снизу», заодно зарабатывая средства на постройку своего «летака». Потом Петербург — работа слесарем на металлургическом заводе принца Ольденбургского, а по вечерам — лекции в Университете и Технологическом институте, уроки слесарного мастерства в группе молодых «народников», среди которых его первая любовь — княжна Друцкая-Сокольницкая.

Электролет продуман до мелочей: отопление, навигация, масса других приборов, которые стали как бы наброском инженерного творчества на всю жизнь. Среди них была совсем второстепенная, казалось бы, деталь — электрическая лампочка для освещения кабины пилота.

Но пока это для него мелочь, он записывается на прием в военное ведомство и показывает генералам чертежи электролета. Изобретателя снисходительно выслушали и положили проект в секретный архив. Знакомые советуют расстроенному Александру предложить свой «летак» Франции, сражающейся с Пруссией. И вот, собрав 98 рублей на дорогу, Лодыгин отправляется в Париж. В армяке, смазных сапогах и кумачовой рубахе навыпуск. При этом под мышкой у русского молодца — рулон чертежей и расчетов. На остановке в Женеве возбужденная странным видом приезжего толпа сочла его прусским шпионом и уже потащила вешать на газовом фонаре. Спасло только вмешательство полиции.

Удивительно, но никому не известный русский получает не только аудиенцию у сверхзанятого военного министра Франции Гамбетты, но и разрешение строить свой аппарат на заводах Крезо. С 50 000 франков в придачу. Однако вскоре пруссаки входят в Париж, и русскому уникуму приходится, несолоно хлебавши, возвращаться на родину.

Продолжая работать и учиться, Лодыгин в Петербурге уже целенаправленно занялся электросветом. К концу 1872-го изобретатель после сотен опытов, при помощи механиков братьев Дидрихсон нашел способ создавать разреженный воздух в колбе, где угольные стерженьки могли гореть часами.

В 1872 году Лодыгин подал заявку на изобретение лампы накаливания, а в 1874 году — получил патент на своё изобретение (привилегия № 1619 от 11 июля 1874) и Ломоносовскую премию от Петербургской академии наук. Лодыгин запатентовал своё изобретение во многих странах: Австро-Венгрии, Испании, Португалии, Италии, Бельгии, Франции, Великобритании, Швеции, Саксонии и даже в Индии и Австралии. Он основал вместе с Василием Дидрихсоном компанию «Русское товарищество электрического освещения Лодыгин и К°».Параллельно Лодыгину удалось решить и старую проблему «дробления света», т.е. включения большого числа источников света в цепь одного генератора электрического тока.
Но талант изобретателя и предпринимателя — разные вещи. И последним, в отличие от своего заокеанского коллеги, Лодыгин явно не обладал. Дельцы, сбежавшиеся на лодыгинский свет в его «акционерку», вместо энергичного усовершенствования и продвижения изобретения (на что надеялся изобретатель) пустились в безудержные биржевые спекуляции в расчете на будущую сверхприбыль. Закономерным финалом стало банкротство общества.

В осенний вечер 1873-го зеваки стекались на Одесскую улицу, на углу которой располагалась лаборатория Лодыгина. Впервые в мире на двух уличных фонарях керосиновые лампы были заменены лампами накаливания, изливавшими яркий белый свет. Пришедшие убеждались, что читать газеты так гораздо сподручнее. Акция произвела в столице фурор. Владельцы модных магазинов выстроились в очередь за новыми лампами. Электроосвещение с успехом использовали при ремонте кессонов в Адмиралтейских доках. Патриарх электротехники, знаменитый Борис Якоби, дал на него положительный отзыв. В итоге Александр Лодыгин с двухлетней задержкой получает Привилегию Российской империи (патент) на «Способ и аппараты дешевого электрического освещения», а еще раньше — патенты в десятках стран мира. В Академии наук ему вручают престижную Ломоносовскую премию.
В 1875 —1878 годы он провёл в туапсинской колонии-общине народников. На три года известный изобретатель исчезает из столицы, и никто, кроме близких друзей, не знает, где он. А тот вместе с группой единомышленников-«народников» на крымском берегу создает колонию-общину. На выкупленном участке побережья возле Туапсе выросли аккуратные хибары, которые Александр Николаевич не преминул осветить своими лампами. Вместе с товарищами он разбивает сады, ходит на фелюгах за рыбой в море. Он по-настоящему счастлив. Однако местные власти, напуганные вольным поселением петербургских гостей, находят способ колонию запретить.
С 1878 года Лодыгин снова в Петербурге , работал на разных заводах, занимался усовершенствованием водолазного аппарата, трудился над другими изобретениями.
В это время, после прокатившейся волны революционного террора, в обеих столицах идут аресты «народников», среди которых все чаще попадаются близкие знакомые Лодыгина… Ему настоятельно советуют от греха на время уехать за границу. «Временный» отъезд растянулся на 23 года
В 1884 году организовал в Париже производство ламп накаливания - ламповую фирму «Лодыгин и де Лиль» и прислал в Санкт-Петербург партию ламп для 3-й электротехнической выставки.

В 1884 году Лодыгина награждают орденом Станислава 3-й степени за лампы, завоевавшие Гран-при на выставке в Вене. И в это же время правительство начинает переговоры с иностранными фирмами о долгосрочном проекте газового освещения российских городов. Как это знакомо, не правда ли? Лодыгин обескуражен и оскорблен.

Заграничная одиссея Александра Лодыгина — страница, достойная отдельного рассказа. Упомянем лишь кратко, что изобретатель несколько раз сменял жительство в Париже и в разных городах США, работал в компании главного конкурента Эдисона — Джорджа Вестингауза — с легендарным сербом Николой Теслой. В Париже Лодыгин построил первый в мире электромобиль, в США руководил строительством первых американских метрополитенов, заводов для производства феррохрома и ферровольфрама. Вообще, США и мир обязаны ему рождением новой отрасли — промышленной электротермической обработки. Попутно он изобрел множество практических «мелочей», например электропечь, аппарат для сварки и резки металлов. В Париже Александр Николаевич обвенчался с немецкой журналисткой Алмой Шмидт, родившей ему впоследствии двух дочерей.

Лодыгин не переставал совершенствовать свою лампу, не желая уступать пальму первенства Эдисону. Бомбардируя Патентное бюро США своими новыми заявками, он счел работу с лампой завершенной лишь после того, как запатентовал вольфрамовую нить накаливания и создал серию электропечей для тугоплавких металлов.

Однако в сфере патентного крючкотворства и бизнес-интриг русскому инженеру соревноваться с Эдисоном было не под силу. Американец терпеливо выждал, пока истекут сроки действия лодыгинских патентов, и в 1890 году получил собственный патент на лампу накаливания с электродом из бамбука, тут же открыв ее промышленное производство.

В истории «о лампе накаливания» есть место и детективу, и размышлению о русском менталитете. Ведь Эдисон начал заниматься лампочкой после того, как мичман А.Н. Хотинский, посланный в США принимать крейсеры, строящиеся по заказу Российской империи, побывал в лаборатории Эдисона, передав последнему лампу накаливания Лодыгина. (В 1877 году морской офицер А. Н. Хотинский принимал в Америке крейсеры, строящиеся по заказу Российской империи. При посещении им лаборатории Т. Эдисона он передал последнему лампу накаливания Лодыгина и "свечу Яблочкова" со схемой дробления света. . По непроверенным данным, вроде как за 10000 вечнозелённых.
Лампы Лодыгина и свеча Яблочкова в порядки испытаний устанавливались на один из крейсеров. Лампу Лодыгина Эдисон и запатентовал, но использовал в качестве нити накаливания уголь от обожжённого бамбука.

Яблочков выступил в печати против американцев, заявив, что Томас Эдисон украл у русских не только их мысли и идеи, но и их изобретения. Профессор В. Н. Чиколев писал тогда, что способ Эдисона не нов и обновления его ничтожны.Фишка в том, что лампу накаливания с вольфрамовой нитью запатентовал, таки Лодыгин, но продал патент в 1906 году General Electric фактически принадлежавшей Эдисону. В принципе Эдисон такого же пошиба деляга, как и Джобс с Гейтсом - талантливые администраторы и бизнесмены, ни хрена своего не изобретшие . )
Затратив сотни тысяч долларов, американский гений долго не мог добиться лодыгинского успеха, а потом так же долго не мог обойти его международные патенты, поддерживать которые годами русский изобретатель не мог. Ну, не умел он накапливать и приумножать свои заработки! Томас Алвович же был последователен, как каток. Последним препятствием к мировой монополии на электросвет стал лодыгинский патент на лампу с вольфрамовой нитью накаливания. Помог Эдисону в этом… сам Лодыгин. Истосковавшийся по Родине и не имея средств на возвращение, русский инженер в 1906-м через подставных лиц Эдисона за гроши продал патент своей лампы General Electric, уже находившейся к тому времени под контролем американского «короля изобретателей». Тот сделал все, чтобы электрическое освещение стало считаться во всем мире «эдисоновским», а имя Лодыгина кануло в закоулки спецсправочников, как некий занятный артефакт. Эти усилия с тех пор аккуратно поддерживаются американским правительством и всем «цивилизованным человечеством».

В России Александра Николаевича Лодыгина ждало умеренное признание его заслуг, лекции в Электротехническом институте, пост в Стройуправлении Санкт-Петербургской железной дороги, командировки по планам электрификации отдельных губерний. Сразу после начала Мировой войны он подал в военное министерство заявку на «цикложир» — электрический летательный аппарат вертикального взлета, но получил отказ.

Уже в апреле 1917-го Лодыгин предложил Временному правительству достроить свой уже практически готовый электролет и был готов сам полететь на нем на фронт. Но от него вновь отмахнулись, как от назойливой мухи. Тяжело заболевшая жена уехала с дочерьми к родителям в США. И тогда пожилой изобретатель топором порубил корпус своего «летака», сжег чертежи и с тяжелым сердцем 16 августа 1917-го уехал вслед за семьей в США.

Запоздавшее приглашение от Глеба Кржижановского вернуться на родину для участия в разработке ГОЭЛРО Александр Николаевич отклонил по простой причине: он уже не вставал с постели. В марте 1923 года, когда электрификация в СССР шла полным ходом, Александра Лодыгина избрали почетным членом Общества русских электротехников. Но он об этом не узнал — приветственное письмо пришло в Нью-Йорк лишь к концу марта, а 16 марта адресат скончался в своей бруклинской квартире. Как и все вокруг, она была ярко освещена «лампочками Эдисона».