Презентация на тему "педагогическое проектирование". Основы педагогического проектирования. Педагогическое проектирование – это деятельность педагога, направленная на решение педагогической проблемы путем. Презентация на тему педагогическое проектирование

  • Педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.
  • Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем организаторская, гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимися) или коммуникативная.
педагогическая технология
  • Педагогическая технология - это последовательное и непрерывное движение взаимосвязанных между собой компонентов, этапов, состояний педагогического процесса и действий его участников. Советский педагог А.С. Макаренко воспитательный процесс рассматривал как особым образом организованное "педагогическое производство". Он был противником стихийности процесса воспитания и выдвигал идею разработки "педагогической техники".
  • Разрабатывая "советскую воспитательную технику", А.С. Макаренко на практике усовершенствовал "технику дисциплины", "технику разговора педагога с воспитанником", "технику самоуправления", "технику наказания". Продуманность действий, их последовательность были направлены на проектирование в человеке всего лучшего, формирование сильной, богатой натуры.
  • В 1989 г. появляется первый самостоятельный труд по педагогическому проектированию известного педагога В.П. Беспалько, положивший начало этой важной отрасли педагогики.
  • Педагогическое проектирование состоит в том, чтобы создавать предположительные варианты предстоящей деятельности и прогнозировать ее результаты.
Объектами педагогического проектирования
  • педагогические системы
  • педагогический процесс
  • педагогические ситуации
Педагогический процесс
  • Педагогический процесс представляет собой объединение в единое целое тех компонентов (факторов), которые способствуют развитию учащихся и педагогов в их непосредственном взаимодействии.
Педагогическая ситуация
  • Педагогическая ситуация - составная часть педпроцесса, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве.
  • Ситуации всегда конкретны, они создаются или возникают в процессе проведения урока, экзамена, экскурсии и, как правило, разрешаются тут же. Проектирование педситуаций входит в проектирование самого процесса.
  • Структура педситуаций внешне проста. В нее входят два субъекта деятельности (педагог и учащийся) и способы их взаимодействия. Но эта простота обманчива. Взаимодействие участников педситуаций строится как реализация их сложного внутреннего мира, их воспитанности и обученности.
Этапы педагогического проектирования
  • I этап - моделирование
  • II этап - проектирование
  • III этап - конструирование
Педагогическое моделирование
  • Педагогическое моделирование (создание модели) - это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.
Педагогическое проектирование
  • Педагогическое проектирование (создание проекта) - дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования .
Педагогическое конструирование
  • Педагогическое конструирование (создание конструкта) - это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений.
Принципы педагогического проектирования
  • Правила принципа
  • Педагогического проектирования
  • Подчиняйте про-
  • ектируемые под-
  • системы, процес-
  • сы,ситуации рель-
  • ным потребностям,
  • интересам и воз-
  • можностям своих
  • воспитанников
  • Не навязывайте
  • учащимся выполне-
  • ние своих проектов,
  • конструктов, умейте
  • отступить, заменить
  • их другими
  • Жестко и детально
  • не проектируйте,
  • оставляйте возмож-
  • ность для импро-
  • визации и себя
Дидактическое творчество
  • Дидактическое творчество - это деятельность в сфере обучения по изобретению различных способов отбора и структурирования учебного материала, методов его передачи и усвоения учащимися.
  • Дидактическое творчество - самое распространенное и доступное для педагога и учащегося. Вариаций здесь великое множество: комбинирование действий учащихся, использование взаимопереходов, дополнений, изобретенных новых приемов. Использование фоновой музыки, оценки знаний родителями, самооценки, цветомузыки, игровых автоматов, справочных устройств в учебных целях - это и есть дидактическое творчество. Опыт показывает, что оно безгранично.
Технологическое творчество
  • Технологическое творчество - это деятельность в области педагогической технологии и проектирования, когда осуществляются поиск и создание новых подсистем, педпроцессов и учебных педситуаций, способствующих повышению результативности воспитания учащихся .
  • Это самый сложный вид педагогического творчества. Он охватывает деятельность педагога и учащихся целиком. К такому виду творчества относится создание интегративного урока, бригадной формы производственного обучения учащихся, лицеев, колледжей, информационных технологий обучения и т.д.
Организаторское творчество
  • Организаторское творчество - это творчество в сфере управления и организаторской деятельности по созданию новых способов планирования, контроля, расстановки сил, мобилизации ресурсов, связи со средой, взаимодействию учащихся и педагогов и т.д.
  • Организаторское творчество обеспечивает научную организацию труда (НОТ), рациональное использование всех факторов, способствующих достижению цели более экономным путем. Как видим, педагогу есть где проявить творчество.
Общий алгоритм педагогического проектирования
  • Подготовительная работа
  • Разработка проекта
  • Проверка качества проекта
Подготовительная работа
  • 1. Анализ объекта проекта
  • 2. Выбор формы проектирования
  • 3. Теоретическое обеспечение
  • 4. Методическое обеспечение
  • 5. Пространственно-временное обеспечение
  • 6. Материально-техническое обеспечение
  • 7. Правовое обеспечение
Разработка проекта
  • 8. Выбор системообразующего фактора
  • 9. Установление связей и зависимости
  • компонентов
  • 10. Написание документа
Проверка качества проекта
  • 11. Мысленное экспериментирование применения проекта
  • 12. Экспертная оценка проекта
  • 13. Корректировка проекта
  • 14. Принятие решения об использовании проекта
Формы педагогического проектирования
  • Это документы, которых описывается с разной степенью точности создание и действие педагогических систем, процессов или ситуаций.
  • Каждому объекту и ступени проектирования присущи свои формы (таблица), их число и даже они сами могут меняться.
Система форм педагогического проектирования
  • Этапы(ступени)
  • Педагогического
  • проектирования
  • Объекты
  • педагогического
  • проектирования
  • Педагогические
  • системы
  • Педагогические
  • процессы
  • Педагогические
  • ситуации
  • Педагогическое
  • моделирование
  • Законы, уставы,
  • концепции, поло-
  • жения, ЕТКС и др.
  • Творческие взгляды, установки. Учебные программы, и др.
  • Мысленно-чувствен-
  • ные формы: мечта,
  • стремление, пред-
  • ставления
  • Педагогическое
  • проектирование
  • Квалификационные
  • характеристики,
  • учебные планы,
  • учебные программы
  • Расписания, графики
  • контроля, требования
  • к урокам, поурочно-
  • тематический план
  • Конспекты уроков,
  • планы уроков, методи-
  • ческие рекомендации,
  • учебные пособия
  • Педагогическое
  • конструирование
  • Правила внутреннего распорядка, планы учебно-воспитатель
  • ной работы
  • (кружков, клубов)
  • Конспекты уроков,
  • планы уроков, сценарии, учебники, учебные пособия, модели наглядных пособий и др.
Уровень педагогического проектирования
  • Уровень педагогического проектирования зависит от уровня технологической компетентности и определяется на основе следующих основных критериев:
  • 1) целесообразности (по направленности);
  • 2) творчества (по содержанию деятельности);
  • 3) технологичности (по уровню педтехники);
  • 4) оптимальности (по выбору эффективных средств);
  • 5) продуктивности (по результату);
  • Чем выше технологичность педагога, тем выше уровень его педагогического проектирования.

С. В. Аранова,

старший научный сотрудник НИИ общего образования ВСЕРЬЕЗ О ПРОЕКТИРОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ

В числе наиболее интересных коммуникативных технологий, используемых в образовании, всё более прочные позиции занимает компьютерная презентация: она считается более мобильной, современной, нежели статичный наглядный материал. Уже нет нужды доказывать полезность подобного визуального представления информации, всем очевидна доступность и относительная лёгкость ее исполнения как для педагога, так и для учащегося. Накапливается постепенно «банк» примеров презентаций, сделанных по определённым учебным темам, представляющих образовательные учреждения или обобщающих педагогический опыт. В чём интерес презентации для процесса обучения? Если исходить из первоначального значения (от лат. рraesentatio - представление, предъявление), то она сулит ожидание, предвкушение чего-то яркого, праздничного, эмоционального. Однако из разряда любопытных новшеств, которым многое прощается в силу их необычности, а также некоторой неопытности авторов и несовершенства техники, презентация переходит в ряд привычных элементов образовательного процесса. Она претендует на статус педагогической технологии, а следовательно, требует соответствующего методического обеспечения, особенно в плане подготовки. Педагог, разрабатывающий презентацию, должен задуматься и о развивающем, и о воспитательном эффекте.

Презентация призвана представлять информацию в художественно-лаконичном и логически-концентрированном виде, чтобы помочь в решении известной педагогической проблемы оптимизации - «минимум времени - максимум информации». Залогом значительного интеллектуального приращения и высоких образовательных результатов педагогиче-

ской презентации является её проектирование по определённым законам, в соответствии с педагогическими задачами, обеспечивающими целостность идеи. В любом случае презентация обещает эмоциональный эффект, разгружает преподавателя от некоторых рутинных моментов, процедур. Но в полной мере презентация приносит эффективные педагогические «дивиденды» в том случае, когда она эстетично, целесообразно, грамотно спроектирована. В данной статье приведены некоторые рекомендации по проектированию педагогических презентаций.

В образовательной сфере пока отсутствуют чёткие требования к презентации, преследующие именно педагогические цели. Следует отметить, что схожие по форме бизнес-презентация и педагогическая презентация - по сути - совершенно разные. Если в бизнесе провозглашается в основном меркантильный интерес, а во главу угла ставятся внешние эффекты, то проектирование педагогической презентации должно быть обусловлено внутренним постижением, пониманием сути сообщения. Презентация учебного материала должна давать, прежде всего, интеллектуальное приращение, а различные эффекты используются для эмоционального и логического усиления. Как визуализировать системные отношения, как создавать образы из терминов и понятий, как передавать информацию с учётом логических критериев ясности, точности, последовательности и доказательности? Для успешного создания коммуникативной среды средствами презентации актуальным становится формирование у учеников и педагогов интеллектуально-графической культуры (далее - ИГК), суть которой заключается в выработке универсальных методов графической визуализации учебной информации. При этом ИГК

раскрывает такой потенциал возможностей представления обучающей информации, который рационально-логично и эмоционально-художественно (в изобразительном плане) вовлекает нас в коммуникативную среду познания.

Наиболее доступным способом проектирования можно считать создание несложных слайд-презентаций в программе PowerPoint и проведение их с участием педагога, о чём и пойдёт речь. Даже самая простая программа предлагает множество эффектов - анимационных, цветовых, композиционных. Однако знания составителя презентации о богатстве таких возможностей чреваты серьёзными заблуждениями в том, что компьютерная программа обеспечит всё сама, стоит лишь расставить слайды в нужном порядке и нажать соответствующие клавиши. В образовательной сфере, к сожалению, презентацию чаще и воспринимают в качестве красочного иллюстративно-эмоционального дополнения к сообщению, а не как самостоятельную образовательную единицу, обладающую огромным дидактическим и эстетическим потенциалом и требующую теоретического и методического обоснования. Если принять, что презентация не просто иллюстрация к выступлению, а самостоятельный проект, то хочется найти ответы на следующие вопросы: что может быть отнесено к недостаткам, какие нужно поставить цели и какие требования следует учесть, а также как определяется педагогический результат? Почему от некоторых презентаций, построенных на учебном материале, остаётся впечатление, что сделано красиво, но бесполезно?

Состав педагогической презентации

Исходя из вышесказанного, сформируем общий состав элементов, используемых в педагогической презентации, и кратко охарактеризуем их основные качества. Итак, в состав педагогической презентации могут быть включены следующие смысловые элементы.

А. Текстово-графические элементы и фрагменты (заголовки, термины, понятия, определения, пояснения и т. д.)

К текстовым фрагментам здесь нужно отнестись как к графическому произведению. На слайде появляется не просто часть текста, а именно тот его элемент, который обогащает зрительное восприятие информации посредством цвета, стиля, шрифта, размера букв. Поэтому необходима структуризация текста внутри фрагментов - списком, ранжированием, оптимизацией для удаления лишнего, что могло бы отвлечь зрителя и увести от основной темы. Лучше составлять новые краткие, ёмкие предложения - фразы-заголовки, исключающие смысловую двойственность. Кроме того, текст, помещённый на слайд, не должен дублировать речь докладчика.

Для усиления понимания можно производить графическую разбивку тестовых элементов с выделением ключевых терминов.

Б. Художественно-графические элементы (иллюстрации, репродукции, фотографии, коллажи и т. п.)

Иллюстрации поддерживают общую тему презентации, появляясь параллельно с текстовыми элементами на одном слайде или попеременно на чередующихся слайдах, порой - полностью заменяя собой текст. Если используется серия рисунков на одном слайде, рациональнее расположить их в принятом порядке - слева-направо, сверху-вниз.

Иллюстрации-символы самодостаточны, они могут выступать без текстового сопровождения, но не рекомендуется злоупотреблять их множественным использованием: порой их понимание затруднено.

Фотографии и другие реалистичные элементы при всей своей супернаглядности могут затенить наиболее существенные черты изучаемого материала, тогда как самостоятельно созданной иллюстрацией, напротив, можно подчеркнуть необходимое.

В. Логико-графические формы (чертежи, схемы, эскизы, диаграммы, технические рисунки, географические или исторические карты и т. д.)

Использовать в презентации схемы, чертежи, диаграммы следует с учётом уровня контингента: такие элементы нужно уметь читать и воспринимать. Аудитория должна быть подготовлена к восприятию подобной графики.

Для улучшения понимания эти элементы выполняются лаконично, сомасштабно размерам слайда, снабжаются чёткими контурами, понятными символами и знаками.

Карты применяют с известной степенью условности, чтобы можно было легко разглядеть то, что необходимо для понимания.

Г. Символико-графические элементы (формулы, модели, пиктограммы, символы, значки, эмблемы, экслибрисы и т. д.)

В силу предметной специфики (принадлежности к конкретной дисциплине или научной области), а также большой смысловой нагрузки и информационной концентрации такие элементы рекомендуется применять с определённой логикой, не более 3-5 единиц на стандартную презентацию.

Д. Связующе-графические элементы (обводка, стрелки, линии, объединяющие элементы, переходы)

Следует помнить, что стрелка всегда акцентирует наше внимание в направлении острия, но не менее информативными могут быть средняя и хвостовая части - «оперение». Чтобы не отвлекать внимание, форма и траектория стрелки должны быть достаточно характерными, но простыми в восприятии.

Для обводки - объединения различных по смыслу элементов - необходимо использовать узнаваемые геометрические фигуры, различные по форме, а также по характеру линий.

Е. Контекст-графические аксессуары (вспомогательные указатели, смысловые акценты, юмористические детали и т. п.)

Сюда могут включаться популярные ныне «смайлики», согласованные значки,

Следует предостеречь авторов от излишней карикатуризации деталей, способствующих постижению учебного смысла и применяемых больше для эмоциональной разрядки зрителей. Для того чтобы избежать развлекательного направления, рекомендуется включать не более 2-3 таких единиц на презентацию, делать их без лишней детализации, сплошными по цвету и форме, минимально анимированными.

Алгоритм проектирования педагогической презентации

Процедуру проектирования презентаций в различных предметных областях можно назвать пошаговым насыщением, поскольку каждый шаг учитывает новый фактор и является ответом на соответствующий вопрос. Для того чтобы процесс проектирования презентации протекал логично, предлагается ответить на следующие вопросы.

Шаг 1. Какова педагогическая цель создания презентации?

Проектирование начинается с постановки педагогической цели. Цель может быть поставлена в форме раскрытия новой темы, диагностики, анонса, продолжения изучения темы и т. д. В этом шаге должна быть сформулирована тема презентации и определено её содержание.

Шаг 2. Кому адресована презентация?

Определяется пользователь: школьники, учителя, администрация, методисты, научная аудитория и т. д. Учитываются отношения автор/реципиент (возрастные особенности, уровни интеллектуальной, художественной подготовки и др.).

Шаг 3. Какова информативная функция презентации?

Определяется, на что будет в первую очередь нацелена презентация: на восприятие, переработку, запоминание или воспроизведение информации? Для чего используется визуализованная информация -

для научной работы; для самообразования; для обучения; для деловой активности и т. д.

Шаг 4. Что является главным информационным объектом?

Устанавливается главный информационный оригинал, что связано с выбором и ограничениями: учебного текста, музейного экспоната, географической карты, литературного источника и т. п.

Шаг 5. Имеются ли особые условия и требования к составу презентации или внешнему виду слайдов?

К таким условиям относятся: разнородность информационных источников, применение иностранных языков, обязательное использование конкретных мультимедийных технологий и т. п.

Последовательно проходя определённые шаги, автор создаёт смысловой «каркас», производит отбор, анализ и систематизацию информации. Далее презентация проектируется в виде принятия следующих решений: выбор способа ранжирования информации (распределение и обработка отдельных элементов сообразно смыслу и педагогической цели проектирования); формирование состава элементов; выбор формы представления - композиционной схемы; определение способа кодирования информации; выбор графического стиля с учётом вкусов автора и зрителя, традиций и т. п.

Композиционные схемы педагогических презентаций

Когда определён состав, необходимо задуматься о композиционном развитии презентации. Для этого рекомендуется сделать сценарий или раскадровку, в которых будет наглядно расписан порядок следования слайдов и время демонстрации, показано наполнение слайдов, намечены ключевые, ударные слайды.

Вводно-ознакомительная презентация может выполняться по линейной схеме, в которой слайды следуют один за другим. Презентация подобного рода применяется, когда есть необходимость последовательно обрисовать какое-либо явление

или объект, описать состав, привести основные параметры или характеристики. Возможны варианты: на первом кадре представлена полная картина явления (объекта), на последующих - явление (объект) рассматривается в разных аспектах. Постепенно воссоздаётся полная картина раскрытия темы. Другой вариант: презентация начинает развиваться с описания всех сторон явления, а завершается кадром, представляющим полную картину. Например, во вводно-ознакомитель-ной презентации по теме «Интеллектуально-графическая культура» последняя раскрывается как явление с различных точек зрения: искусствоведения, философии, педагогики, культурологии, логики и др.

Структурно-содержательная презентация, главная цель которой - более полно раскрыть суть какого-либо явления или содержание события, а также представить структуру объекта или внутренние отношения, может быть построена по центричной схеме. Центральный, он же начальный, слайд содержит информацию о структуре, содержании явления. На других слайдах раскрыты связи между структурными единицами, объяснены отношения внутри структуры. Поэтому предлагается композиция, предусматривающая повторяющийся возврат к центральному «ключевому» слайду, который наглядно демонстрирует все связи, подлежащие раскрытию. Поясняющих слайдов может быть столько, сколько потребуется для оптимального объяснения сути явления или строения объекта. Например, в структурно-содержательной презентации, по-свящённой интеллектуально-графической культуре, можно раскрывать интегратив-ную суть этого явления, показывая отдельно художественную и логическую составляющие и связи между ними.

Объяснительно-раскрывающая презентация ставит целью раскрытие не столько сути самого явления или структуры объекта, сколько объяснение взаимоотношений его с другими явлениями или объектами. Здесь ключевую роль выпол-

няет слайд, содержащий информацию о явлении или объекте и делающий акцент на внешних, а не внутренних связях. Согласно этой концепции, через каждые 5-6 слайдов требуется возврат к ключевому, содержащему структуру всех внешних связей. На 5-6 слайдах показывается в деталях связь представляемого явления либо объекта с отдельным явлением или объектом, либо рассматривается другое явление. Например, в объяснительно-рас-крывающей презентации темы «Интел-лектуально-графическая культура» может быть показан метапредметный характер этой развивающейся области знаний, обслуживающей все школьные дисциплины и, вместе с тем, какой-либо определённой из них целиком. На ключевом слайде будет представлена визуально-информационная модель, демонстрирующая все связи.

Проблемно-предсказательная презентация может считаться самой сложной и технически трудоёмкой, так как она обладает особенностями и свойствами всех вышеперечисленных презентаций. В ней может быть проиллюстрировано какое-либо явление с его внешними и внутренними связями, раскрыта проблема, сделан вывод и спрогнозирован «посыл в будущее». К примеру, презентация такого рода, посвящённая интеллектуально-графической культуре, наглядно представит необходимость связей, ее составляющих:

художественной и логической, а также возможности внешних взаимодействий и отношений этой области знаний с искусствоведением, педагогикой, философией, логикой, культурологией. Кроме того, можно видеть цель подобной презентации в том, чтобы доказать полезность формирования и развития у учащихся ИГК для всей образовательной системы.

Итак, образовательный успех проектирования педагогической презентации обеспечивается многими факторами. Безусловно, необходимы знания и умения пользоваться самой компьютерной программой. Творческая задача - обогатить обыденное понимание презентации и выполнить проект не только с учётом про-граммно-методических требований, но и с соблюдением научно-эстетических законов. Именно такой подход позволит нам понять, чем отличается проектирование педагогической презентации от подготовки любой другой. В НИИ общего образования РГПУ им. А. И. Герцена в рамках научного направления «Развитие и интеграция предметных методик обучения» разрабатывается проблема интеллектуально-графической культуры, неотъемлемой частью которой является проектирование педагогических презентаций \Аранова С. В. Эстетика педагогической презентации. Интеллектуально-графическая культура: Учеб.-метод, пособие. СПб., 2008].

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Представление о педагогическом проектировании

Виды педагогического проектирования Социально-педагогическое проектирование Психолого-педагогическое проектирование Образовательное проектирование Изменение социальных условий педагогическими средствами Преобразование целей обучения и воспитания Формирование государственно-общественных требований к образованию Решение социальных проблем педагогическими средствами Создание и модификация способов обучения и воспитания Проектирование качества образования Создание форм организации педагогической деятельности Создание институтов образования Преобразование системы педагогического общения Создание образовательных стандартов

Соотношение уровней и продуктов педагогического проектирования Концептуальный → Концепция, модель, проект результата Содержательный → Положение (о научном или образовательном учреждении), программы (образовательные, исследовательские, развития), Государственные стандарты Технологический → Должностные инструкции, организационные схемы управления, учебные планы, технологии, методики Процессуальный → Алгоритмы действий, дидактические средства, программные продукты, графики учебного процесса, методические рекомендации, разработки учебных тем, сценарии проведения праздников

Принципы проектной деятельности 1) Принцип прогностичности 2) Принцип пошаговости 3) Принцип нормирования 4) Принцип обратной связи 5) Принцип продуктивности 6) Принцип культурной аналогии 7) Принцип саморазвития

Объекты педагогического проектирования 1) образовательные системы разного масштаба и их отдельные компоненты; 2) педагогические процессы всех видов и их отдельные компоненты; 3) содержание образования на всех уровнях его формирования; 4) образовательное и информационно-коммуникативное пространство; 5) социально-педагогическая среда; 6) система педагогических отношений; 7) все виды педагогической деятельности; 8) личностные и межличностные структуры; 9) профессиональная позиция; 10) педагогические (образовательные) ситуации; 11) качество педагогических объектов (процессов).

Этапы проектирования - Будьте любезны, в каком направлении мне идти? - спросила Алиса. - В известном тебе, - ответил Кот. - Оно мне не известно. Значит, в неизвестном. Во всяком случае известно, что в известное время ты окажешься там или тут... Л. Кэрролл

Этапы проектирования Предпроектный этап (предварительный, или стартовый). Этап реализации проекта. Рефлексивный этап. Послепроектный этап.

Классификация проектов · по объектам: природные, технические (научно-технические) социальные; · по субъектам: групповые, коллективные, сетевые; · по целевому назначению: производственные, учебные, научно-исследовательские; · по территории охвата: международные, федеральные, региональные, локальные; · по сферам, в которых осуществляются: социально-педагогические, телекоммуникационные; · по предметной области: исторические, экологические; · по срокам исполнения: долговременные, среднесрочные, краткосрочные; · по степени новизны: рационализаторские, изобретательские, эвристические, новаторские.

Учебный проект Для преподавателя Для учащихся 1. Введение учащихся в проектную деятельность. 2. Определение и утверждение тематики проектов. 3. Составление графика работы над проектом. 4. Подбор и анализ литературных источников. 5. Анализ и контроль процесса выполнения проекта (консультации). 6. Контроль за оформлением проекта. 7. Организация и проведение предзащиты проекта. 8. Контроль за доработкой проекта. 9. Защита проекта. 10. Подведение итогов проекта. 1. Получение информации о проекте. 2. Выбор темы проекта. 3. Составление индивидуального графика работы. 4. Обсуждение хода выполнения проекта. 5. Оформление проекта. 6. Предзащита в группе. 7. Доработка проекта. 8. Защита проекта.

Досуговые проекты 1) Актуальность 2) Целостность 3) Прогностичностъ 4) Реалистичность 5) Оригинальность

Проекты в системе профессиональной подготовки · предварительных изысканий в данной области деятельности, науки или практики; · составления задания на проектирование; · создания эскизного (ориентировочного, на уровне общего представления) проекта; · создания проектно-сметной и технической документации; · организации и обеспечения самого процесса проектирования.

Социально-педагогический проект Под социально-педагогическим проектированием понимается возможность преобразовывать социальные процессы, явления, условия с помощью педагогических средств. Каждый социально-педагогический проект имеет свою общественную миссию (назначение). Он рождается на основе социального прогнозирования и предвидения, ориентированного на изменение окружающей социальной среды (социальных условий) и требующего самоопределения участников проекта относительно качества этой среды.

Используемая литература Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / Под ред. И.А. Колесниковой. - М: Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с. Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 192 с. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения: справочник / Под ред. И.А. Стеценко. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 253 с. Ямбург, Е.А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога? / Е.А. Ямбург. – М.: Просвещение, 2014. – 175 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ.05 «Проектирование педагогической деятельности» для специальности 050146 Преподавание в начальных классах

Рабочая программа профессионального модуля разработана в соответствии с требованиями ФГОС СПО по данной специальности и с учетом примерной программы профессионального модуля, рекомендованной Экспертны...

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы ПМ 01 "Участие в проектировании зданий и сооружений" тема 2.1 "Основы проектирования строительных конструкций"

В данном материале рассматриваются следующие вопросы: 1. Понятие педагогического проектирования;2. Этапы проектирования;3. Принципы проектной деятельности...

Методические рекомендации к курсовому проектированию по дисциплине ОП.15 Системы автоматизированного проектирования информационного вычислительных сетей специальность 090903 Информационная безопасность автоматизированных систем

Презентация по ПМ 01. Проектирование объектов садово-паркового и ландшафтного строительства Тема: Принципы проектирования декоративных групп из деревьев и кустарников

Презентация по ПМ 01. Проектирование объектов садово-паркового и ландшафтного строительства Тема: Принципы проектирования декоративных групп из деревьев и кустарников...

ПРАКТИКУМ (методическое учебно-практическое издание) по проведению учебно-практического занятия по междисциплинарному курсу МДК 01 Проектирование зданий и сооружений Тема 2.1 Основы проектирования строительных конструкций т.4 Основы расчета строит

ПРАКТИКУМ адресован будущим техникам строителям. В издании приведена методика расчета стальных колонн. Приведены необходимые извлечения из нормативной документации, требуемые к расчету таблицы. Привед...













Этапы проектирования: Этапы проектирования: 3. Ядро проекта (модель, понятийный аппарат, ресурсы: аналитические, интеллектуальные, информационно-коммуникативные, рекламные, кадровые, научно-методические, материально- технические, финансово-экономические и др.); 4. Сопутствующие средства (участники; помощники, сроки, этапность, управление, критерии оценки);


Ожидаемые результаты: способы представления результатов (конкретный продукт, приобретенные качества, выставка, видеофильм и т.п.), р 5. Процесс реализации: выбор методов (теоретический анализ источников, изучение и обобщение педагогического опыта, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, сравнительно-исторический метод, метод теоретического моделирование, «мозговой штурм», «синектика», педагогический эксперимент и др.), средств, содержаний, план реализации проекта); 6. Ожидаемые результаты: способы представления результатов (конкретный продукт, приобретенные качества, выставка, видеофильм и т.п.), рефлексия, критерии оценки проекта; Этапы проектирования:




1. Исследовательская работа предусматривает гипотезу и ее доказательство в работе. Проектная работа может только выдвинуть гипотезу, но доказательство будет уже в иной отчетной работе. 2. Экспериментальная или пилотная работа предусматривает описание эксперимента и научный отчет по его осуществлению: 3. Реферат – это выражение собственной оценки, позиции по отношению к какому-либо исследованному источнику (работе) Отличие проекта от исследовательской, пилотной, экспериментальной, реферативной и др. форм педагогических работ:


Приоритетное направление - педагогика фасилитации (сотрудничества, эффективности человека при взаимодействии): Приоритетное направление - педагогика фасилитации (сотрудничества, эффективности человека при взаимодействии): 1. ·Основной акцент делается на организацию активных видов деятельности; 2. Преподаватель не просто передает учебную информацию, а выступает в роли педагога-менеджера и режиссера обучения, готового предложить минимально необходимый комплект средств обучения; 3. Приоритетное внимание уделяется организации самостоятельности обучающихся; 4. Обучаемый выступает в качестве субъекта деятельности 5. Ассертивное поведение - принятие на себя ответственности за собственное поведение, демонстрирует самоуважение и уважение к другим


Структура проекта Вводная часть или пояснительная записка 1. Вводная часть или пояснительная записка (актуальность, краткое описание проблемы, необходимость вводимого новшества, анализ существующих в наличие средств и ресурсов для осуществления проекта, история вопроса, нормативно-правовая база, и др.); Основная часть: основные понятия, 2. Основная часть: основные понятия, цели, задачи, направления деятельности, описание инновационной модели (через функции, содержание и др. составляющие), механизмы осуществления проекта, ресурсное обеспечение создания и реализации проекта, план реализации, сроки и этапность; Итоговая часть: 3. Итоговая часть: предполагаемые результаты, формы и методы отслеживания результатов, используемая литература, прилагаемые документы и положения для иллюстрации каких-либо проектных материалов, (отзывы)


Примерные темы проектов: 1. Охрана и укрепление здоровья обучающихся и педагогов в …. 2. Психолого-педагогическое диагностирование личностных качеств обучающихся (класса, группы и т.п.).. 3. Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося Компьютеризация педагогического мониторинга Развитие самостоятельности обучающихся через Развитие универсальных способностей обучающихся в рамках....


Примерные темы проектов: 7. Формирование комфортной образовательной (воспитательной) среды в классе, детском объединении (на уроке, занятии) Развитие творческих способностей обучающихся в процессе преподавания предмета, курса Дистанционное обучение Интегративные уроки (занятия): механизмы, особенности, проблемы Работа с одаренными детьми на уроке (в рамках предмета, курса)... поддержка детей с особыми образовательными потребностями


Примерные темы проектов: 12. Внедрение технологии (развивающего обучения, компетентностного образования, проектных и исследовательских умений, здоровьесберегающей образовательной среды, «кластери», метода кейсов, профильного обучения, поликультурного образования и др.) в образовательный процесс ….предмета.... возраста обучающихся для … 13. Создание системы: - предшкольного (дошкольного) образования; - гражданско-патриотического воспитания; - экологического образования и др. 14. Использование накопительной системы оценки (достижений) обучающихся (портфолио)


1 слайд

Проектная работа педагога или педагогический проект (далее ПП) Автор-составитель Ермолаева Т.И.

2 слайд

Педагогическое проектирование - это высший уровень профессиональной деятельности в педагогике, проявляющийся в творчестве учителя (педагога)

3 слайд

4 слайд

Проект - это предварительный (предположительный) текст какого-либо документа, план, замысел (Толковый словарь обществоведческих терминов)

5 слайд

Проект - это деятельность по созданию (выработке, планированию, конструированию) какой-либо системы, объекта или модели

6 слайд

Какие направления деятельности (образовательные технологии) на уровне развития образования региона, государства Вы могли бы выделить? (5 наиболее важных составляющих обозначьте для себя, представьте)

7 слайд

Этапы проектирования: 1. Анализ объекта и его ресурсов, выделение проблемы (чем мы недовольны, что нам мешает, что хотелось бы улучшить); 2. Замысел проекта (область, предмет преобразования, тема, цель, задачи, смысл проекта);

9 слайд

5. Процесс реализации: выбор методов (теоретический анализ источников, изучение и обобщение педагогического опыта, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, сравнительно-исторический метод, метод теоретического моделирование, «мозговой штурм», «синектика», педагогический эксперимент и др.), средств, содержаний, план реализации проекта); 6. Ожидаемые результаты: способы представления результатов (конкретный продукт, приобретенные качества, выставка, видеофильм и т.п.), рефлексия, критерии оценки проекта; Этапы проектирования:

10 слайд

7. Сроки промежуточного анализа и корректировки проекта на всех этапах создания проекта; 8. Предполагаемые перспективы развития и распространения Этапы проектирования:

11 слайд

1. Исследовательская работа предусматривает гипотезу и ее доказательство в работе. Проектная работа может только выдвинуть гипотезу, но доказательство будет уже в иной отчетной работе. 2. Экспериментальная или пилотная работа предусматривает описание эксперимента и научный отчет по его осуществлению: 3. Реферат – это выражение собственной оценки, позиции по отношению к какому-либо исследованному источнику (работе) Отличие проекта от исследовательской, пилотной, экспериментальной, реферативной и др. форм педагогических работ:

12 слайд

Приоритетное направление - педагогика фасилитации (сотрудничества, эффективности человека при взаимодействии): 1. ·Основной акцент делается на организацию активных видов деятельности; 2. Преподаватель не просто передает учебную информацию, а выступает в роли педагога-менеджера и режиссера обучения, готового предложить минимально необходимый комплект средств обучения; 3. Приоритетное внимание уделяется организации самостоятельности обучающихся; 4. Обучаемый выступает в качестве субъекта деятельности 5. Ассертивное поведение - принятие на себя ответственности за собственное поведение, демонстрирует самоуважение и уважение к другим

13 слайд

Структура проекта 1. Вводная часть или пояснительная записка (актуальность, краткое описание проблемы, необходимость вводимого новшества, анализ существующих в наличие средств и ресурсов для осуществления проекта, история вопроса, нормативно-правовая база, и др.); 2. Основная часть: основные понятия, цели, задачи, направления деятельности, описание инновационной модели (через функции, содержание и др. составляющие), механизмы осуществления проекта, ресурсное обеспечение создания и реализации проекта, план реализации, сроки и этапность; 3. Итоговая часть: предполагаемые результаты, формы и методы отслеживания результатов, используемая литература, прилагаемые документы и положения для иллюстрации каких-либо проектных материалов, (отзывы)

14 слайд

Примерные темы проектов: 1. Охрана и укрепление здоровья обучающихся и педагогов в …. 2. Психолого-педагогическое диагностирование личностных качеств обучающихся (класса, группы и т.п.).. 3. Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося... 4. Компьютеризация педагогического мониторинга... 5. Развитие самостоятельности обучающихся через... 6. Развитие универсальных способностей обучающихся в рамках....

16 слайд

Примерные темы проектов: 12. Внедрение технологии (развивающего обучения, компетентностного образования, проектных и исследовательских умений, здоровьесберегающей образовательной среды, «кластери», метода кейсов, профильного обучения, поликультурного образования и др.) в образовательный процесс ….предмета.... возраста обучающихся для … 13. Создание системы: - предшкольного (дошкольного) образования; - гражданско-патриотического воспитания; - экологического образования и др. 14. Использование накопительной системы оценки (достижений) обучающихся (портфолио)

17 слайд

Оформление работы 1. Титульный лист: (верхняя часть листа: название учреждения, (организации), где работает обучающийся и название учреждения на базе которого разрабатывается проект) 2. Середина листа: Итоговая проектная работа