Краткое сообщение о многообразии рыб. Многообразие рыб: форма, размер, цвет. Внутреннее строение и размножение пресмыкающихся

Тема: Многообразие рыб, их значение в природе. Общая характеристика класса. Охрана рыб. Хозяйственное значение.

Цель: познакомится с многообразием рыб, особенностями их строения и приспособленностью к жизни в различных условиях, их значением и охраной.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран

Ход занятия

Ø Организационный момент. Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку.

Ø Мотивация и целеполагание

“Иным достался от природы

Инстинкт пророчески-слепой -

Они им чуют, слышат воды...”

Уважаемые друзья. Прочтите эти слова. Как вы считаете, кому они посвящены? Конечно же, удивительным и таинственным животным - рыбам. Сегодня мы с вами будем продолжать знакомиться с многообразием представителей класса рыб, с их значением в жизни человека, в природе, охраной рыбных богатств. Для этого постараемся решить следующие задачи нашего с вами общения.

Постановка задач урока с учащимися

Ø Опрос и актуализация знаний. Проверка знаний проводилась с применением 10-бального мониторинга.

Сегодня мы с вами будем продолжать знакомиться с многообразием представителей класса рыб, с их значением в природе и в жизни человека.

Рыбы - самые древние из позвоночных животных. Эволюционный возраст некоторых из них (акулы, скаты, рогозубы, африканские многопёры и др.) весьма солиден - сотни миллионов лет. Поэтому и неудивительно, что рыбы так широко распространились по всему обширному водному царству от самых малых водоёмов до великих океанов. Есть среди них и такие, которые отважились выйти на сушу. Разнообразие мест обитаний предоставляет рыбам широкий простор для специализации, выработке ряда приспособлений, порой весьма хитроумных и самых неожиданных.


Вопрос. Вспомните, как называется наука, изучающий рыб (ихтиология, ученый – специалист, который этим занимается – ихтиолог).

Вопрос. Давайте вспомним систематическое положение рыб.

Пожалуйста …. (вызвать одного ребенка) составь систематическое положение рыб

Правильно ли ……………. отвечает мы проверим, используя мультимедийный проектор

Царство животные

Подцарство многоклеточные

Тип Хородовые

Подтип Позвоночные

Надкласс Рыбы

Класс Хрящевые рыбы

Класс Костные рыбы

Ø Изучение нового материала и частичная актуализация знаний.

ü Многообразие рыб и их широкое распространение в водах мирового океана.

В надклассе рыб выделяют два класса Хрящевые и Костные рыбы (слайд)

Характеристика класса

Хрящевые рыбы (700 видов)

1. Хрящевой скелет в течении всей жизни;

2. Голова с удлинённым рылом;

3. Рот на нижней стороне тела;

4. 5 пар жаберных щелей;

5. Кожа покрыта особой чешуёй.

Выступление учащегося по теме «Отряды Акулы и Скаты»

Костные рыбы (20 тыс. видов) Одно из многочисленных и многообразных групп современных рыб. Для большинства характерен костный скелет.

Вопрос. Каковы причины многообразия костных рыб? Для ответа на вопрос ребятам предлагается познакомится с биологическими особенностями различных отрядов костных рыб.

Знакомство с отрядами проходит в ходе выступлений учащихся (опережающие задания)

Отряд Осетрообразные.

Веретеноообразная форма, вдоль тела 5 рядов крепких костных чешуй «жучок», расположение рта на нижней стороне головы, неравнолопастной плавник, жаберные крышки, сохранение хорды в течении всей жизни. Это ценные промысловые рыбы, дающие высококачественное мясо и чёрную икру.

Красная книга РБ – Стерлядь

Отряд Сельдеобразные

Стайные, планктоноядные живущие вдоль берегов, многочисленная липкая икра на грунт или водоросли . В основном промысловые.

Отряд Лососеобразные

Пресноводные и проходные рыбы откладывающие небольшое кольцо икры на песчаное или галечное дно пресных водоёмов. Отличительная черта жировой плавник без костных лучей. Дают высококачественное мясо и красную икру.

Отряд Карпообразные

Пресноводные костные рыбы у которых нет челюстных зубов, есть глоточные зубы для измельчения пищи. Большинство промысловые рыбы

Красная книга РБ – усач обыкновенный

Отряд Кистепёрые

Древняя почти целиком вымершая группа рыб. В настоящее время известен только один вид этого отряда – латимерия - обитающий в глубинах Индийского океана. Длинна м. У неё своеобразно устроены плавники – скелет плавника напоминает скелет конечностей наземных позвоночных находится внутри мясистой лопасти. Кистепёрые представляют особую ветвь от которой вероятно произошли древние земноводные.

ü Общая характеристика класса.

Учащиеся сравнивают изученные отряды рыб между собой. Находят черты сходства в их строении и дают общую характеристику класса рыбы.

1.Водные животные (позвоночные)

2.Обтекаемая форма тела

3.Конечности в виде плавников

4.Скелет хрящевой или костный

5. У костных рыб в наличии плавательный пузырь

6.Питание активное. Пищеварительный канал дифференцирован на отделы, есть пищеварительные железы

7.Дышат жабрами

8.Замкнутая кровеносная система. 1 круг кровообращения, сердце 2-х камерное.


9.Органы выделения – туловищные почки

10.ЦНС – нервная трубка (спинной и головной мозг)

11.Хорошо развиты: обоняние, органы боковой линии, внутреннее ухо, орган зрения приспособлен для близкого видения

12.Раздельнополые животные, оплодотворение наружное, развитие со стадией личинки.

ВЫВОД: Рыбы как водные позвоночные с непостоянной температурой, зависят от факторов неживой природы (температуры, содержания кислорода и углекислого газа в воде, освещённости и т. д.). Именно сложные взаимоотношения рыб с разнообразными факторами окружающей среды лежат в основе их разнообразия.

ü Хозяйственное значение и охрана.

Рыба и рыбопродукты играют значительную роль в жизни человека. Это один из основных источников белка, жира и витамина Д (необходимого для правильного формирования костей). Диет продукт, легко усваивается. Отходы рыбопереработки используются для изготовления рыбной муки (кормовая добавка для с/х животных) Ежегодно мировой улов рыбы 80млн. тон. Но в последние десятилетия уловы рыбы сокращаются по ряду причин

1.Браконьерство

2.Загрязнение водоёмов сточными водами.

3.Смывание с полей минеральных удобрений (цветение воды и замор рыб)

4.Изменение берегов водоёмов (выпрямление, бетонирование, строение плотин, шлюзов, уничтожение нерестилищ, непостоянный уровень воды, гибель икры)

1.Поддерживать частоту среды обитания.

2.Устанавливаются сроки и нормы отлова рыбы.

3.Строятся рыбопитомники (разведение, мальков выпускают в реки и восстанавливают численность рыб)

Ø Закрепление.

1.Учащимся предлагается составить отличительные признаки классов хрящевые и костные рыбы

2.Учащимся предлагается ответить на ряд вопросов

1.По каким признакам можно отличить хрящевых рыб от костных

2.Как используется добытая человеком рыба?

3.Какие причины вызывают снижение количества численности рыбы?

4.На участке был вырыт и залит водой котлован. Можно ли сразу вселять туда рыб? Ответ обоснуйте.

5.Что без труда для себя может сделать каждый, что бы сохранить жизнь обитающим в водоёмам рыбам и другим водным животным

Класс Рыбы - это наиболее многочисленная группа современных позвоночных животных, которая объединяет более 25 тысяч видов. Рыбы являются обитателями водной среды, они дышат жабрами и передвигаются с помощью плавников. Рыбы распространены в разных уголках планеты: от высокогорных водоёмов до океанических глубин, от полярных вод до экваториальных. Эти животные населяют солёные воды морей, встречаются в солоноватых лагунах и устьях крупных рек. Они обитают в пресных реках, ручьях, озёрах и болотах.

Внешнее строение рыбы

Основными элементами внешнего строения тела рыбы являются: голова, жаберная крышка, грудной плавник, брюшной плавник, туловище, спинные плавники, боковая линия, хвостовой плавник, хвост и анальный плавник, это можно увидеть на рисунке ниже.

Внутреннее строение рыб

Системы органов рыб

1. Череп (состоит из мозговой коробки, челюстей, жаберных дуг и жаберных крышек)

2. Скелет туловища (состоит из позвонков с отростками-дугами и ребер)

3. Скелет плавников (парные -грудные и брюшные, непарные - спинной, анальный, хвостовой)

1. Защита мозга, захват пищи, защита жабр

2. Защита внутренних органов

3. Движения, поддержание равновесия

Мускулатура

Широкие мышечные ленты, раз-деленные на сегменты

Движение

Нервная система

1. Головной мозг (отделы - передний, средний, продолговатый, мозжечок)

2. Спинной мозг (вдоль позвоночника)

1. Управление движениями, безусловные и условные рефлексы

2. Осуществление простейших рефлексов, проведение нервных импульсов

3. Восприятие и проведение сигналов

Органы чувств

3. Орган слуха

4. Осязательные и вкусовые клетки (на теле)

5. Боковая линия

2. Обоняние

4. Осязание, вкус

5. Ощущение направления и силы течения, глубины погружения

Пищеварительная система

1. Пищеварительные пути (рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник, анальное отверстие)

2. Пищеварительные железы (поджелудочная железа, печень)

1. Захват, измельчение, перемещение пищи

2. выделение соков, способствующих перевариванию пищи

Плавательный пузырь

Наполнен смесью газов

Регулирует глубину погружения

Дыхательная система

Жаберные лепестки и жабер-ные дуги

Осуществляют газо-обмен

Кровеносная система (замкнутая)

Сердце (двухкамерное)

Артерии

Капилляры

Снабжение всех кле-ток тела кислородом и питательными ве-ществами, отведение продуктов распада

Выделительная система

Почки (две), мочеточники, мочевой пузырь

Выделение продук-тов распада

Система размно-жения

У самок: два яичника и яйцеводы;

У самцов: семенники (два) и семяпроводы

На рисунке ниже показаны основные системы внутреннего строения рыбы

Классификация класса Рыбы

Живущих в настоящее время рыб делят на 2 основных класса: хрящевые рыбы и костные рыбы. Важные отличительные черты хрящевых рыб - наличие внутреннего хрящевого скелета, нескольких пар жаберных щелей, которые открываются наружу, и отсутствие плавательного пузыря. Почти все современные хрящевые рыбы обитают в морях. Среди них наиболее распространены акулы и скаты.

Подавляющее большинство современных рыб относится к классу костных рыб. Представители этого класса обладают окостеневшим внутренним скелетом. Пара наружных жаберных щелей у них прикрыта жаберными крышками. У многих костных рыб есть плавательный пузырь.

Основные отряды Рыб

Отряды рыб

Основные признаки отряда

Представители

Хрящевой скелет, отсутствует плава-тельный пузырь, нет жаберных крышек; хищники

Тигровая акула, китовая акула, катран

Манта, скат-хвостокол

Осетровые

Костно-хрящевый скелет, чешуя - пять рядов крупных кост-ных пластин, между которыми находятся мелкие пластинки

Осетр, белуга, стерлядь

Двоякодышащие

Имеют легкие и мо-гут дышать атмо-сферным воздухом; сохраняется хорда, нет тел позвонков

Австралийский рогозуб, африкан-ский чешуйчатник

Кистеперые

Скелет в основном состоит из хряща, есть хорда; плохо развит плавательный пузырь, плавники в виде мясистых вы-ростов тела

Латимерия (един-ственный предста-витель)

Карпообразные

В основном пресно-водные рыбы, на че-люстях зубов нет, но есть глоточные зубы для измельчения пищи

Сазан, карась, плотва, лещ

Сельдеобразные

Большинство - стай-ные морские рыбы

Сельдь, сардина, шпрот

Тресковые

Отличительный при-знак - наличие усика на подбородке; большинство - хо-лодноводные мор-ские рыбы

Пикша, салака, на-вага, налим, трес-ка

Экологические группы рыб

В зависимости от мест обитания выделяют экологические группы рыб: пресноводные, проходные, солоноватые и морские.

Экологические группы рыб

Основные признаки

Пресноводные рыбы

Эти рыбы постоянно обитают в пресной воде. Некоторые, например караси и лини, предпочитают стоячие водоёмы. Другие, такие как пескарь обыкновенный, хариус, голавль, приспособились к жизни в текущих водах рек.

Проходные рыбы

Сюда относят рыб, которые для размножения переходят из морской воды в пресную (например, лосось и осетровые) или из пресной воды идут размножаться в солёную (некоторые виды угрей)

Солоноватые рыбы

Населяют опреснённые участки морей, устья крупных рек: таковы многие сиги, вобла, бычок, речная камбала.

Морские рыбы

Живут в солёной воде морей и океанов. Толщу воды населяют такие рыбы, как анчоус, скумбрия, тунец. У дна живут скат, камбала.

_______________

Источник информации: Биология в таблицах и схемах./ Издание 2е, - СПб.: 2004.

Многообразие цветов и форм в рыбьем царстве

Каких только рыб не существует в природе! Есть вытянутые, как сигара, круглые, как шар, широкие и плоские, как блин, узкие и длинные, как ремень или кусок нитки. Одни рыбы мягкие, как слизняки, у других кожа твердая, как скорлупа грецкого ореха, третьи покрыты острыми шипами и колючками. Ошибочно думать, что рыбы только плавают. Нет, некоторые из них умеют ходить по дну, ползать по суше и даже летать по воздуху.

А расцветки! Ни один художник с самым богатым воображением не придумает таких сочетаний цветов, какими раскрасила рыб природа.

Еще большее изумление вызывают те органы и приспособления, которые помогают рыбам защищаться от врагов, добывать пищу, служат для сохранения потомства.

Такими, как они выглядят сейчас, рыбы стали далеко не сразу. Первые рыбы, появившиеся в морях и реках нашей Земли, были очень примитивны, и большинство из них просуществовало недолго. Только естественный отбор, продолжавшийся миллионы лет, создал современных рыб...

Форма тела рыб настолько разнообразна, что невозможно дать ей общую характеристику. Когда мы произносим слова «птица» и «зверь», то сразу же представляем себе в первом случае животное с крыльями, во втором - с четырьмя ногами. А про рыбу можно только сказать, что она живет в воде, форма же тела ее изумительно разнообразна.

Таков закон водной среды: хочешь жить в воде -научись плавать. Легче плавать, когда тело имеет продолговатую форму. У многих рыб именно такая форма. Быстро и ловко, преодолевая большие расстояния, носится стадами колючая акула, форма тела которой похожа на подводную лодку или торпеду. Другие торпедовидные рыбы - лососи, скумбрии - тоже великолепные пловцы. Хорошо, на большие расстояния, извивая тело, плавают рыбы с червевидной или змеевидной формой тела (миноги, угри).

Менее приспособлены к быстрому плаванию так называемые донные рыбы, с плоским (скаты) или сжатым с боков (камбалы) телом.

Кузовка, имеющая веретенообразную форму тела, при встрече с опасностью надувается до такой степени, что становится похожа на шар или пузырь. В таком виде она держится на поверхности, перевернувшись вверх брюхом; колючки ее тела растопыриваются, как у ежа, и служат надежной защитой от врагов. Да и устрашающий вид этого пугала с оскаленными острыми челюстями наводит страх на нападающих. Когда опасность минует, кузовка выбрасывает из живота воздух, опускается вниз, и тело ее вновь принимает веретенообразную форму.

Кузовок можно встретить в нашем дальневосточном Приморье. Длина этой рыбы до 25 сантиметров. Иногда кузовку называют иглобрюхом.

В тропических морях обитает гигантская луна-рыба весом более 1000 килограммов и длиной свыше 2 метров. Тело ее круглое, как луна в полнолуние, сжато с боков. Хвост почти незаметен, как бы обрублен, спинной и подхвостовой плавники высокие. Луна-рыба ведет пелагический образ жизни, то есть плавает в толще воды. Подробных сведений о жизни ее еще нет.

У берегов Австралии водится рыба, форма тела которой удивительно напоминает морские водоросли. Рыба эта получила ироническое название «морской тряпичник». Когда смотришь на морского конька - «тряпичника», создается впечатление, что весь он обвешан тряпкауии, лентами и нитками различной длины, окрашенными в цвета тех водорослей, среди которых кормится и прячется это чудо природы. Такая форма тела делает рыбу незаметной среди водорослей и спасает от многочисленных врагов. Длина морского тряпичника до 25 сантиметров. . .

Формы аквариумных рыб тоже изумительны. Вам, вероятно, трудно поверить, что родоначальником всех золотых рыб является обыкновенный карась, так не похожи они на своего прародителя! Взгляните на плавники. У одной из рыбок хвостовой Плавник похож на петушиный хвост, у другой - как травяная метелка, у черной рыбки напоминает тюльпан, а у верхней справа - хвост веером.

Золотая рыбка выведена из карася аквариумистами Китая и Японии. Среди одомашненных карасей могли появиться экземпляры с необычными плавниками или оригинальной окраской, как появляются иногда среди сизых голубей белые со своеобразной формой хвоста. От таких, особенных, карасей стали отводить потомство. Длительное время, в течение многих лет, отбирались и разводились те караси, которые нравились аквариумистам своей окраской, формой тела, плавников и хвоста. Так в конце концов и была выведена золотая рыбка. На это ушли десятилетия. Любопытно, что в Японии есть семьи, которые сохраняют столетнюю преемственность в выведении. аквариумных рыб. Вообще японцы - большие любители аквариумных рыб.

И,Правдин "Рассказ о жизни рыб" В.Сабунаев, "Занимательная ихтиология"

    Повторить общую характеристику и классификацию типа Хордовые.

    Изучить ароморфозы надкласса Рыбы. Записать в тетради.

    Изучить строение рыб. Выполнить конспект в тетради.

    Записать и выучить современную классификацию рыб.

    Рассмотреть влажные препараты разных видов рыб.

    Под микроскопом рассмотреть два основных типа чешуи костистых рыб.

    Изучить внешнее и внутреннее строение костной костистой рыбы на примере Окуня речного (вскрытие рыбы).

    В альбоме выполнить 6 рисунков, обозначенных в печатной методичке, которые хранятся в лаборантской кафедры биологии и экологии, V (красной галочкой). В электронной методичке все необходимые для рисования рисунки представлены в конце всего материала.

    В тетради нарисовать и заполнить таблицу 1.:

Таблица 1. Отличительные особенности организации рыб

классов Хрящевые рыбы и Костные рыбы

Класс Хрящевые рыбы

Класс Костные рыбы

Обычные представители

Особенности внешнего строения

Особенности внутреннего строения

Особенности размножения

Особенности экологии

    В тетради нарисовать и заполнить таблицу 2.:

Таблица 2. Многообразие хрящевых и костных рыб

    Знать ответы на контрольные вопросы темы:

Общая характеристика типа Хордовые. Классификация типа Хордовые.

Особенности организации Костных рыб.

Систематическое положение, образ жизни, строение тела, размножение, значение в природе и для человека Окуня речного.

Отличительные особенности организации рыб классов Хрящевые рыбы и Костные рыбы.

Общая характеристика рыб

В современной систематике хордовых животных Рыбы (Pisces) являются надклассом, включающим два класса:

Тип Хордовые (Chordata)

Подтип Позвоночные (Vertebrata)

Надкласс Рыбы (Pisces)

  1. Класс Хрящевые рыбы (Chondrichthyes). Около 600 видов.

    Класс Костные рыбы (Osteichthyes). Более 20 тысяч видов.

Надкласс рыбы имеет следующие о сновные ароморфозы (ароморфозы – это крупные эволюционные изменения, ведущие к общему усложнению строения и организации организма):

1. Замена хорды хрящевым, затем костным позвоночником.

2. Активный поиск и захват пищи (появление челюстей).

3. Образование черепа, защищающего мозг.

4. Возникновение парных конечностей - плавников.

5. Развитый головной мозг и органы чувств. Ведущий отдел головно­го мозга - средний мозг (т.н. ихтиопсидный тип мозга).

6. Во внутреннем ухе появляются три полукружных канала, лежащие во взаимно перпендикулярных плоскостях, что обеспечивает более совершенную координацию движений.

7. Один круг кровообращения. Сердце двухкамерное. В сердце веноз­ная кровь. У двоякодышащих рыб намечается образование второго, (легочного) круга кровообращения.

8. Обонятельные мешки парные. Каждый из них открывается наружу самостоятельным носовым ходом (ноздри парные).

9. Органы дыхания - жабры.

10. Пищеварительный тракт дифференцирован: обособляется желудок, кишечник подразделяется на тонкий и толстый отделы.

11. Дифференцировка пищеварительной железы на поджелудочную и печень.

12. Образование туловищных почек (т.н. мезонефрическая почка).

13. В коже возникают защитные, преимущественно костные образова­ния - чешуи.

Общая характеристика рыб