Повышение продуктивности плесневых грибов вырабатывающих. Повышение продуктивности плесневых грибов вырабатывающих антибиотики достигнуто методом. Некоторые особенности размножения и «жизни» плесневых грибов

В этой статье я решил продолжить публиковать ответы на , которые мне присылали учащиеся и репетиторы по биологии и на которые я отвечал в комментариях.

Вопросов накопилось не мало и комментарии нужно долго «перелистывать», а в статье они размещаются более компактно.

Как наиболее полно использовать для подготовки к сдаче ЕГЭ тесты, составленные по старому, я описывал . Поэтому самой хорошей базой для подготовки является Открытый банк заданий ФИПИ, включающий тесты КИМов за все прошлые годы и в нашей стране.

1 . Лишайники не относят ни к одному из царств живой природы потому что они:
1) совмещают признаки растений и животных
2) совмещают признаки бактерий и животных
3) симбиотические организмы состоящие из гриба и водоросли
4) занимают промежуточное положение между царствами растений и грибов.

Трудно сказать, какой ответ имели в виду авторы-составители этого теста, так как лишайники — это «симбиотические организмы состоящие из гриба и водоросли», которые «занимают промежуточное положение между царствами растений и грибов». На мой взгляд подходят оба эти ответа как совершенно равнозначные.

2 . Чем обусловлено многообразие белков:
1) особенностью их первичной структуры
2) наличием в их составе аминокислот
3) наличием пептидных связей
4) способностью образовывать водородные связи.

Правильный ответ 2) наличием в их составе аминокислот.

3 . Постоянство числа хромосом в клетках одного организма обеспечивается в процессе:
1) гаметогенеза
2) оплодотворения
3) митоза
4) мейоза.

Правильный ответ, это ответ 3 - митоза. Мейоз и гаметогенез с последующим оплодотворением приводят к постоянству числа хромосом в организмах из поколения в поколение при половом размножении.

4 . Какой фактор приведёт к разобщённости особей одного вида:
1) борьба за существование
2) дрейф генов
3) изоляция
4) мутация

Правильный ответ 3 — изоляция.

5. Половое размножение, в отличие от бесполого:
1) способствует появлению мутаций
2) повышению адаптаций к новым условиям жизни
3) закреплению признаков одного из родителей
4) быстрому росту численности особей.

Мутагенные факторы (химические вещества, радиационное излучение), вызывающие мутации в генетическом материале клеток организмов, «не разбирают» того, как появились эти организмы половым или бесполым путем. При половом размножении в отличие от бесполого возникают шансы увеличения комбинативной изменчивости (так же как и мутационная являющейся наследственной), которая когда-нибудь возможно и приведет к повышению адаптаций организмов к новым условиям. Значит правильный ответ 2 .

6 . В селекции животных для выведения чистой линии проводят индивидуальный отбор с учётом:
1) генотипа особи
2) плодовитости особи
3) условий содержания
4) модификационной изменчивости.

Если используется термин «чистая линия», то совершенно неважно какой объект избран для селекции. Термином чистая линия характеризуется только генотип организма, поэтому правильный ответ 1.

7 . Болевые рецепторы сформировались из:
1) эктодермы
2) мезодермы
3) мезоглеи
4) энтодермы

Хотя болевые рецепторы расположены в дерме, но они - часть нервной системы, а нервная система формируется из эктодермы. Значит равильный ответ 1.

В результате каких мутаций появляются ДНК с изменённой последовательностью групп генов:
1) генных
2) геномных
3) хромосомных
4) аутосомных

Если мутация произошла не в одном гене, а в приличном участке хромосомы (в группе генов), то название такой мутации — хромосомная. Ответ 3.

8 . Повышение продуктивности плесневых грибов, вырабатывающих антибиотики, достигается путём:
1) полиплоидии
2) внутривидовой гибридизации
3) массового отбора
4) искусственного мутагенеза

Правильный ответ 4 — путем искусственного мутагенеза.

9 . Роль особи в эволюции вида:
1) изменении её фенотипа
2) передаче генов потомкам
3) формировании у неё комбинативной изменчивости
4) появлении новых модификаций

Хотя комбинативная изменчивость, как и мутационная, относится к форме наследственной изменчивости, но по сути то она не обеспечивает появления новых признаков. Но даже, если бы в ответе 3) речь шла о мутационной изменчивости следовало бы выбрать все равно ответ 2). Поскольку речь идет об эволюции вида в целом, то пусть хоть какие бы полезные мутации не происходили в генотипе отдельной особи, пока она не размножится (то есть, пока она не передаст своих признаков потомкам) эти мутации никак не скажутся на эволюции вида.

10 . Какова роль клеточной инженерии в селекции растений:
1) изменяет сроки размножения растений.
2) изменяет филогенез ценных сортов
3) ускоряет сроки выведения сортов
4) усиливает скорость роста организмов

Основная роль (прямая роль) клеточной инженерии в селекции растений - это конечно же ускорение сроков выведения новых сортов.То есть правильный ответ 3). Все остальные ответы в одинаковой степени подходят не только для результатов применения клеточной инженерии в селекции, но и для любых традиционных методов селекции.

11 . Верны ли суждения?
1. Обитание в сообществах разных видов с одинаковыми потребностями приводит к формированию у них приспособлений к взаимополезному сожительству.
2. Отношения белки и лося, обитающих в одном лесу — пример взаимополезного сожительства.

1 — неверно, так как это приводит к конкуренции;
2 — неверно, это пример нейтральных отношений.

12 . К методам селекции животных, используемым при одомашнивании, относят:
1) гибридизацию
2) индивидуальный отбор
3) естественный отбор
4) межпородное скрещивание

Здесь некая казуистика у составителей этого задания. Если под одомашниванием животных человеком иметь в виду процесс идущий с доисторических времен, то конечно правильный ответ только 2. Человек оставлял на племя таких животных, признаки которых удовлетворяли его. Гибридизация же с последующим отбором - это уже современный этап селекции, развитие которого стало возможным с появлением науки генетики. Я уже перестал «сердиться» на них. Все равно авторы вопросов великое дело делают - создали тысячи тестовых заданий. В таком огромном «море» тестов без изъянов не обойтись. Главное, чтобы на экзаменах все абитуриенты оказывались в равных условиях. Поэтому меня больше возмущает другое. Ведь как-то по неправильным тестам ежегодно получают примерно 150 человек по 100 баллов. Делаю вывод, как минимум 150 раз совершается продажа «правильных» ответов перед экзаменами.

13 . Образование в биосфере отложений кальция связано с жизнедеятельностью:
1) членистоногих
2) хемосинтезирующих бактерий
3) коралловых полипов
4) синезелёных.

Ответы составлены совершенно некорректно. В отложении кальция в самые древние эпохи Земли могли быть задействованы только бактерии (и сине-зеленые в том числе). Но мы знаем (и это основное в школьных учебниках), что отложения известняков (а это и есть основные залежи кальция), достигающие сотен метров, - результат деятельности эукариотных многоклеточных форм жизни - водных организмов, формирующих свои скелеты из извести. Это в основном коралловые полипы и моллюски. Думаю, что у составителей этого задания правильный ответ 3.

14 . Образование почвы в биосфере связано с:
1) выходом животных на сушу
2) освоением суши автотрофными организмами
3) накоплением ила в гидросфере
4) образованием озонового экрана

Ответ 2) — освоением суши автотрофными организмами.

15 . Верхушки главных корней рассады капусты прищипывают с целью:
1) усиления роста боковых корней
2) увеличения длины корневых волосков
3) увеличения числа придаточных корней
4) повышения устойчивости растений к неблагоприятным условиям.

Ответ - 1. Ответ 3 - не подходит так как для увеличения числа придаточных корней используют окучивание (засыпание землей нижней части стебля).

16 . Организмы в процессе жизнедеятельности постоянно изменяют среду своего обитания, что способствует 1) круговороту веществ 2) саморазвитию экосистем
3) размножению организмов
4) росту и развитию организмов

О круговороте веществ, связанном с деятельностью живых систем, есть смысл говорить только в пределах всей биосферы. Отвечая на вопрос об «организмах в процессе их жизнедеятельности» вряд ли стоит мыслить так глобально, а достаточно «опуститься» до уровня какого-либо сообщества организмов, обитатели которого «постоянно изменяют среду своего обитания», способствуя «2) саморазвитию экосистем» и постепенной смене одних сообществ другими.

17. В основе какой функции белка лежит способность их молекул изменять свою структуру:
1) энергетической
2) информационной
3) сократительной
4) запасающей

Следует обратить внимание на «способность молекул изменять свою структуру». Ответ 1) в принципе тоже подходит, но не только белки, а любые органические вещества, поступившие «в топку» энергетического обмена, расщепляются (что невозможно без изменения структуры). Если же полагать, что в вопросе речь идет об изменениях в специфических структурах только белка, то ответ 3) — сократительная функция миозина, например, и основывается на его конформационных изменениях.

18. Клевер красный. занимающий определённый ареал, представляет собой уровень организации живой природы:
1) Организменный
2) Биоценотический
3) Биосферный
4) Популяционно-видовой

19. Действие раздражителей вызывает возникновение нервного импульса в телах чувствительных нейронов или в рецепторах чувствительных нейронов?

Действие раздражителей вызывает возникновение нервного импульса («производство» электрического тока) в рецепторах чувствительных нейронов и лишь затем нервный сигнал передается по аксону чувствительного нейрона к его телу.

20 . Роль полового отбора в природе. Улучшает генофонд популяции или способствует развитию видовых признаков?

Собственно видовые признаки поддерживаются половым размножением в ходе естественного отбора. Отталкиваясь же от термина «половой отбор», при котором самцы соревнуются за самку исходя из качества своего фенотипа (а значит и лучшего по сравнению с другими самцами своего генотипа), можно сделать вывод о происходящем при этом улучшении генофонда популяции.

21 . Вакцина содержит:
1) яды, выделяемые возбудителями
2) ослабленных возбудителей
3) готовые антитела
4) убитых возбудителей

Конечно термин «вакцина» - это и препарат, получаемый из самих ослабленных бактерий и вирусов, и препарат, получаемый из продуктов их жизнедеятельности (анатоксин). Например, для профилактики заболеваний столбняком, дифтерией, дизентерией, стафилококковой инфекцией применяют анатоксины. Поэтому в данном тесте вместо одного правильного ответа даны три ответа совершенно равнозначно правильные (все правильные кроме третьего ответа).

22. В благоприятных условиях бактерии размножаются: 1) амитозом 2) половым путём 3) почкованием 4) спорами.

Сложность в выборе правильного ответа (амитоз) на этот вопрос заключается в том, что чаще всего термином «амитоз» называют прямое деление интерфазного ядра обычной диплоидной клетки эукариот путем перетяжки без образования веретена деления, спирализации хромосом. И значительно реже этот термин используют и для характеристики деления бактериальной клетки, у которой ядра вовсе нет. Настоящего полового размножения у бактерий нет вообще (есть возможность перекомбинации части генетического материала между двумя клетками при коньюгации). Почкованием размножаются дрожжи, а это грибы - эукариоты. Споры бактерии образуют, но это не часть цикла, служащего для размножения (как у грибов или растений), а лишь способ перенесения неблагоприятных условий среды.

23 . В результате митоза образуются: 1) зигота у сфагнума 2) сперматозоиды у мухи 3) почки у дуба 4) яйцеклетки у подсолнечника.

Бесспорно, что тест никуда не годный. Если надо выбрать один ответ, то у автора этого теста явно ответом будет: почки дуба. Это соматические диплоидные клетки, для которых основным способом деления является митоз (для старых клеток - амитоз). К сожалению такое часто встречается в тестовых заданиях, когда их авторы-составители как-будто бы напрочь забывают, что у растений мейотическому делению подвергаются споры, а сами гаплоидные половые клетки (гаметы) формируются митозами уже из гаплоидных спор, поэтому и ответ 4) тоже следует считать верным.

24 . Почему важно, чтобы в процессе митоза произошло равномерное распределение хромосом между дочерними клетками: 1) в них сосредоточена наследственная информация о признаках организма 2) хромосомы в клетках тела парные 3) в состав хромосом входят нуклеиновые кислоты и белки 4) хромосомы в процессе митоза спирализуются.

В чем могла быть сложность в выборе ответа на этот вопрос? Дело в том, что все ответы сами по себе верные, но отвечает на поставленный вопрос только ответ 1).

25 . Соотнесите клетки и процесс с ними связанный. Выберите один или несколько ответов. Зигота: a. Образуются в результате мейоза b. Диплоидные клетки c. Образуются в результате митоза d. Гаплоидные клетки e. Подвергается дроблению f. Результат оплодотворения. Гаметы: a. Результат оплодотворения b. Подвергается дроблению c . Образуются в результате мейоза d. Гаплоидные клетки e. Образуются в результате митоза f. Диплоидные клетки

Зигота: b, e, f. Гамета: c,d (для клеток растений подходит и ответ e ., так как у них гаметы образуются из гаплоидных спор путем митозов), но наверняка авторы вопросов это вовсе «забыли».

26. При митозе клетки животных ядерная оболочка:

1) распадается на отдельные мембранные пузырьки
2) растворяется, а затем собирается из отдельных молекул
3) исчезает (расщепляется ферментами), а затем синтезируется заново
4) сливается с наружной мембраной, а затем отделяется от нее

Сложность в выборе ответа на этот вопрос в том, что написано об этом лишь в каком-то одном из 5-7 хороших школьных учебников по Общей биологии. Конечно, такие уж слишком «глубококопательные» вопросы в тестовые задания не должны бы включаться вовсе (но с каждым годом таких «пакостей» будет все больше и больше). Кстати, этот тест некорректный ещё и потому, что ответы 2) «растворяется» и 3) «исчезает (расщепляется ферментами)» это одно и тоже. Мембрана состоит из органических веществ и «раствориться» она может не иначе как под действием ферментов!

27. Диплоидный набор хромосом в клетках шпината равен 12. В результате индуцированного мутагенеза получены 4 мутантные формы. Установите соответствие между кариотипом этих форм и разновидностью геномной мутации, в результате которой они образовались:
Кариотип
А) 10
Б) 11
В) 13
Г) 48

Геномная мутация
1) трисомия
2) моносомия
3) нуллисомия
4) полиплоидия

В школьном курсе биологии я не знаю ни одного базового учебника, где под геномной мутацией разбиралось бы что-либо подробнее, чем то, что геномная мутация бывает анеуплоидной и полиплоидной. . А — нуллисомия (3)- нехватка одной пары хромосом. Б — моносомия (2) - нехватка одной хромосомы. В — трисомия (1) - одна лишняя хромосома (у людей это болезнь Дауна, трисомия по 21 паре хромосом) Г — полиплоидия (4) — увеличение числа хромосом кратное диллоидному.

28. Все клетки человека получаются из одной путём:
1) размножения
2) репликации
3) митоза
4) мейоза

Что имели в виду авторы вопроса, написав «все клетки человека»? Если они имели в виду только клетки тела человека (соматические клетки), тогда правильным ответом будет ответ 3) митоз . Но половые клетки образуются мейозом — ответ 4) . Любые клетки человека и соматические, и половые образуются путем размножения — ответ 1).

29 . Генотип организма АаХВХВ. Какие типы гамет и в каком соотношении образует этот организм при не расхождении аутосом в первом мейотическом делении? Указать в них количество хромосом.

Так как аутосомы, содержащие аллели А и а не разойдутся в анафазе мейоза I, то после мейоза I будут две клетки c хромосомами, состоящими из двух сестринских хроматид: первая клетка AAaaХBХB и вторая клетка ХВХВ. После мейоза II первая их этих клеток даст 2 гаметы с хромосомами AaХB и АаХВ, а вторая даст 2 гаметы с хромосомами ХВ и ХВ.

30. Какой циф­рой на ри­сун­ке обо­зна­че­на часть дре­вес­но­го стеб­ля, в ко­то­рой об­ра­зу­ют­ся го­дич­ные коль­ца? (Указать нужно на камбий или древесину)

Камбий - это тонкий слой живых, постоянно делящихся меристематических клеток. ЗА СЧЕТ него и происходит прирост древесины, которую мы идентифицируем на срезе ствола по годичным кольцам. Значит каждое новое годичное кольцо - это результат работы клеток камбия, а совокупность всех имеющихся годичных колец образуют древесину. Поэтому остается только гадать какой ответ был задуман у авторов данного вопроса? Радует лишь то, что вопрос составлен настолько некорректно, что наверное любой абитуриент, подавший на апелляцию, добьется решения вопроса в свою пользу.

*************************************************************************

Уважаемые посетители блога, у кого возникнут вопросы к репетитору биологии по Скайпу, пишите в комментариях.

У меня на блоге вы можете приобрести ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов и .

1) споры 2) семена 3) цисты 4) почки
2.Организм, гомологичные хромосомы которого содержат гены тёмного и светлого цвета волос, является
1) гомозиготным
2) гетерозиготным
3) гаплоидным
4) полиплоидным

3.К железам внутренней секреции относят
1) слюнные железы и железы желудка
2) гипофиз и щитовидную железу
3) потовые железы и железы кишечника
4) слёзные железы и печень
4.Какое из нижеприведённых значений кровяного давления у человека можно считать признаком гипертонии?
1) 170/100 мм рт. ст.
2) 120/70 мм рт. ст.
3) 110/60 мм рт. ст.
4) 90/50 мм рт. ст.
5.Примером географического видообразования может служить формирование видов
1) вьюрков, обитающих на Галапагосских островах
2) синиц, питающихся разными кормами на общей территории
3) воробьев, обитающих в разных районах города
4) окуней, обитающих на разной глубине водоёма

6.Естественный отбор, в отличие от искусственного,
1) проводится человеком исходя из своих потребностей
2) ведёт к созданию новых сортов
3) происходит на протяжении миллионов лет
4) ведёт к созданию новых пород
7.Появление тёмноокрашенных бабочек в популяции светлоокрашенных особей берёзовой пяденицы в результате наследственной изменчивости называют
1) индустриальным меланизмом
2) подражательным сходством
3) мимикрией
4) предупредительной окраской

Пример идиоадаптации - это
1) возникновение полового процесса у растений
2) образование плодов у покрытосеменных растений
3) появление пятипалых конечностей у позвоночных
4) формирование разнообразной формы тела у рыб
9.Какое приспособление способствует охлаждению растений при повышении температуры воздуха?
1) уменьшение скорости обмена веществ
2) увеличение интенсивности фотосинтеза
3) усиление испарения воды
4) уменьшение интенсивности дыхания
10.Грибы в экосистеме леса относят к редуцентам, так как они
1) потребляют готовые органические вещества
2) синтезируют органические вещества из минеральных
3) разлагают органические вещества до минеральных
4) осуществляют круговорот веществ
11.Одним из положений учения В.И. Вернадского о биосфере служит следующее утверждение:
1) живым организмам присущи рост и развитие
2) все живые организмы образуют виды
3) живые организмы связаны со средой обитания
4) живое вещество - совокупность живых организмов на Земле
12.В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 15% от общего числа. Доля нуклеотидов с тимином в этой молекуле составит
1) 15% 2) 35% 3) 45% 4) 85%
13.Обеспечение организма человека молекулами АТФ происходит в процессе
1) кислородного этапа энергетического обмена
2) подготовительного этапа энергетического обмена
3) синтеза иРНК на ДНК
4) синтеза белков на иРНК

В процессе эмбрионального развития позвоночного животного первичная полость у зародыша образуется
1) при формировании тканей
2) в начале дробления
3) на стадии нейрулы
4) на стадии бластулы
15.У жены с большими глазами и прямым носом и мужа с маленькими глазами и римским носом родились дети, некоторые из которых имели маленькие глаза и прямой нос. Определите генотипы родителей, если большие глаза (А) и римский нос (В) - доминантные признаки.
1) ?ААВЬх^ааВВ
2) ?Aabbx^aaBb
3) ?Aabbx^aaBB
4) ?AaBbx^aaBb
16.Повышение продуктивности плесневых грибов, вырабатывающих антибиотики, достигается путём
1) полиплоидизации
2) внутривидовой гибридизации
3) массового отбора
4) искусственного мутагенеза
17.Чем покрытосеменные растения отличаются от голосеменных?
1) семена расположены внутри плода
2) оплодотворение происходит в семязачатках
3) семена образуются в результате оплодотворения
4) зародыш будущего растения находится внутри семени
18.В печени избыток глюкозы преобразуется в
1) гликоген 2) ферменты 3) адреналин 4) гормоны
19.Железы внутренней секреции выделяют гормоны в
1) лимфу 2) полости тела 3) кровь 4) клетки органов

Б. Возникновение класса Насекомые, сопровождавшееся повышением
общего уровня их организации, - пример ароморфоза.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

1) споры 2) семена 3) цисты 4) почки
2.Организм, гомологичные хромосомы которого содержат гены тёмного и светлого цвета волос, является
1) гомозиготным
2) гетерозиготным
3) гаплоидным
4) полиплоидным

3.К железам внутренней секреции относят
1) слюнные железы и железы желудка
2) гипофиз и щитовидную железу
3) потовые железы и железы кишечника
4) слёзные железы и печень
4.Какое из нижеприведённых значений кровяного давления у человека можно считать признаком гипертонии?
1) 170/100 мм рт. ст.
2) 120/70 мм рт. ст.
3) 110/60 мм рт. ст.
4) 90/50 мм рт. ст.
5.Примером географического видообразования может служить формирование видов
1) вьюрков, обитающих на Галапагосских островах
2) синиц, питающихся разными кормами на общей территории
3) воробьев, обитающих в разных районах города
4) окуней, обитающих на разной глубине водоёма

6.Естественный отбор, в отличие от искусственного,
1) проводится человеком исходя из своих потребностей
2) ведёт к созданию новых сортов
3) происходит на протяжении миллионов лет
4) ведёт к созданию новых пород
7.Появление тёмноокрашенных бабочек в популяции светлоокрашенных особей берёзовой пяденицы в результате наследственной изменчивости называют
1) индустриальным меланизмом
2) подражательным сходством
3) мимикрией
4) предупредительной окраской

Пример идиоадаптации - это
1) возникновение полового процесса у растений
2) образование плодов у покрытосеменных растений
3) появление пятипалых конечностей у позвоночных
4) формирование разнообразной формы тела у рыб
9.Какое приспособление способствует охлаждению растений при повышении температуры воздуха?
1) уменьшение скорости обмена веществ
2) увеличение интенсивности фотосинтеза
3) усиление испарения воды
4) уменьшение интенсивности дыхания
10.Грибы в экосистеме леса относят к редуцентам, так как они
1) потребляют готовые органические вещества
2) синтезируют органические вещества из минеральных
3) разлагают органические вещества до минеральных
4) осуществляют круговорот веществ
11.Одним из положений учения В.И. Вернадского о биосфере служит следующее утверждение:
1) живым организмам присущи рост и развитие
2) все живые организмы образуют виды
3) живые организмы связаны со средой обитания
4) живое вещество - совокупность живых организмов на Земле
12.В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 15% от общего числа. Доля нуклеотидов с тимином в этой молекуле составит
1) 15% 2) 35% 3) 45% 4) 85%
13.Обеспечение организма человека молекулами АТФ происходит в процессе
1) кислородного этапа энергетического обмена
2) подготовительного этапа энергетического обмена
3) синтеза иРНК на ДНК
4) синтеза белков на иРНК

В процессе эмбрионального развития позвоночного животного первичная полость у зародыша образуется
1) при формировании тканей
2) в начале дробления
3) на стадии нейрулы
4) на стадии бластулы
15.У жены с большими глазами и прямым носом и мужа с маленькими глазами и римским носом родились дети, некоторые из которых имели маленькие глаза и прямой нос. Определите генотипы родителей, если большие глаза (А) и римский нос (В) - доминантные признаки.
1) ?ААВЬх^ааВВ
2) ?Aabbx^aaBb
3) ?Aabbx^aaBB
4) ?AaBbx^aaBb
16.Повышение продуктивности плесневых грибов, вырабатывающих антибиотики, достигается путём
1) полиплоидизации
2) внутривидовой гибридизации
3) массового отбора
4) искусственного мутагенеза
17.Чем покрытосеменные растения отличаются от голосеменных?
1) семена расположены внутри плода
2) оплодотворение происходит в семязачатках
3) семена образуются в результате оплодотворения
4) зародыш будущего растения находится внутри семени
18.В печени избыток глюкозы преобразуется в
1) гликоген 2) ферменты 3) адреналин 4) гормоны
19.Железы внутренней секреции выделяют гормоны в
1) лимфу 2) полости тела 3) кровь 4) клетки органов

Б. Возникновение класса Насекомые, сопровождавшееся повышением
общего уровня их организации, - пример ароморфоза.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

1.Какое из названных «приобретений» животных можно считать ароморфозом?

а. утрата шерстяного покрова слонами б. удлинение конечности лошади
в. появление яиц пресмыкающихся и их развитие на суше

3. Какое из направлений эволюции приводит к серьёзным перестройкам организма и возникновению новых таксонов?
а. превращение листьев кактуса в колючки б. возникновение теплокровности
в. утрата органов пищеварения у плоских червей

4. Разные виды дарвиновских вьюрков возникли путём:
а. ароморфоза б. дегенерации в. идиоадаптации

5. Водоросли относят к низшим, а мхи к высшим растениям, потому что:
а. мхи размножаются спорами, а водоросли нет б. у мхов есть хлорофилл, а у водорослей нет
в. у мхов есть органы, повысившие их организацию по сравнению с водорослями
г. разделение на низшие и высшие растения условно, потому что и мхи, и водоросли находятся на одном уровне развития

6. Что из перечисленного относится к ароморфозу, идиоадаптации, дегенерации?
а. ячеистые лёгкие у рептилий б. первичная кора головного мозга у рептилий
в. голый хвост у бобра г. отсутствие конечностей у змеи
д. отсутствие корней у повилики
е. возникновение перегородки в желудочке сердца у рептилий
ж. молочные железы у млекопитающих з. образование ласт у моржа
и. отсутствие кровеносной системы у цепней
к. отсутствие потовых желёз у собак

7. В результате появления хлорофилла организмы перешли:
а. к автотрофному питанию б. к гетеротрофному питанию
в. к смешанному виду питания 8. Разнообразие приспособлений объясняется:
а. только влиянием условий среды на организм
б. взаимодействием генотипа и условий среды в. только особенностями генотипа

8. Биологический прогресс той или иной группы организмов достигается путями:
А. ароморфоз б. идиоадаптация в. общая дегенерация
Г. а+б д. а+б+в

9. Вид, который находится в состоянии биологического прогресса, характеризуется:
А.повышением уровня организации б. снижением уровня организации
В.расширением ареала, увеличением численности, распадением вида на подвиды
Г. снижением численности и сокращением ареала

10. В состоянии биологического прогресса находится вид:
А. зубр б. гинкго в. чёрный журавль г. домовый воробей

11. Какие из перечисленных ниже видов организмов находятся в состоянии биологического регресса?
А.элодея канадская б.колорадский жук в.уссурийский тигр г. крыса серая

13. Путь эволюции, при котором возникает сходство между организмами различных систематических групп, обитающих в сходных условиях, называется:
А.градация б. дивергенция в.конвергенция г. параллелизм

14. Из приведённых ниже пар органов не являются гомологичными:
А. органы равновесия мух (жужжальца), обеспечивающие их устойчивый полёт – крылья насекомых
Б. жабры головастиков – жабры моллюсков В. жаберные дуги рыб – слуховые косточки

15. Из перечисленных пар организмов примером конвергенции могут служить:
А.белый и бурый медведь б. сумчатый и полярный волк
В. обыкновенная лисица и песец г. крот и землеройка

1. Эволюцией называется: а) индивидуальное развитие организмов; б) изменение особей;

в) историческое необратимое развитие органического мира;

г) изменение в жизни растений и животных.

2. Главной движущей силой эволюции является:

а) изменчивость;

б) наследственность;

в) борьба за существование;

г) естественный отбор.

3. Основными результатами эволюции по Ч. Дарвину является:

а) совершенствование приспособленности организмов к условиям обитания;

б) многообразие видов;

в) одновременное существование форм, различающихся уровнем организации;

4. Значение популяционных волн в эволюции заключается в том, что они:

а) способствуют увеличению численности популяций;

б) снижение численности популяции;

в) способствуют повышению генетического разнообразия в популяциях;

г) снижают генетическое разнообразие в популяциях.

5. Движущий отбор направлен на:

а) расширение границ наследственной изменчивости и сдвиг среднего значения признака или свойств;

б) поддержание в популяциях среднего, ранее сложившегося значения признаков;

в) сужение нормы реакции.

6. При применении химических мер борьбы с вредными насекомыми приходится время от времени менять яды потому, что:

а) увеличивается количество насекомых;

б) возникают расы насекомых, невосприимчивых к яду;

в) насекомые вырабатывают вещества, которые нейтрализуют яды.

7. Экологическое видообразование имеет место в перечисленных ниже примерах:

а) образование видов синиц при наступлении ледника на Евразию;

б) образование нового вида мака при расширении ареала исходного вида в районы Крайнего Севера;

в) образование нового вида речного окуня при расширении его ареала в глубокие слои воды той же реки;

г) образование нового вида лютика при расширении его ареала из лесной зоны в степную.

8. Биологический прогресс той или иной группой организмов достигается путями:

а) ароморфоз;

б) идиоадаптация;

в) общая дегенерация;

9. Ароморфозом является из перечисленных ниже эволюционных событий:

а) возникновение целома;

б) подавление большого количества семейств отряда хищных млекопитающих;

10. Внешнее сходство путем конвергенции приобрели виды:

а) щука, лосось;

б) медведь бурый, медведь белый;

в) дельфин, акула;

г) заяц-русак, заяц-беляк.

11. Среди перечисленных ниже органов можно отнести к рудиментарным:

а) глаза у крота и слепыша;

б) аппендикс у человека;

в) волосяной покров тела человека;

г) хвост у некоторых людей;

д) трехпалость у современных лошадей;

з) а+б+в+г;

и) а+б+в+г+д.

12. Атавизмы – это:

а) возникающие естественные новообразования;

б) появление у организмов свойств и признаков, характерных для далеких предков;

в) недоразвитие признака или свойств у взрослых организмов.

13. Доказательствами происхождения человека от животных являются:

а) сходство в строении человека и животных;

б) сходство зародышей человека и животных;

в) наличие рудиментарных органов;

г) атавизмы;

д) клеточное строение;

е) сходный химический состав;

з) а+б+в+г;

и) а+б+в+г+д+е.

14. Социальные факторы эволюции человека:

а) борьба за существование;

б) естественный отбор;

в) использование орудий труда;

г) жилище;

д) пользование огнем;

е) забота о престарелых членах семьи;

ж) развитие речи;

з) использование одежды;

и) а+б+в+г+д+е+ж+з;

плесень выделяет какое-то вещество, губящее бактерии. Это вещество получило свое название по имени грибковой плесени - пенициллин. Случай? Да, конечно. Но Флеминг не сделал бы своего открытия, не будь он наблюдателен, не обладай большой интуицией, не будь педантичен и тщателен в работе. Он не сделал бы открытия, если бы долгие годы не искал именно такое, особое вещество, которое могло убивать болезнетворные бактерии, не принося организму человека никакого вреда.

В 1940 году химики выделили чистый кристаллический пенициллин. Врачи, узнав о чудодейственных свойствах первого антибиотика, требовали его все больше и больше. Пенициллин излечивал от самых различных болезней. Но плесень Флеминга давала очень мало препарата. Промышленное производство антибиотика из этой культуры было невозможно.

И ученые поставили перед собой цель - усилить продуктивность плесневого гриба, вырабатывающего пенициллин. Еще в 1925 году советские ученые Надсон и Филиппов обнаружили, что если низшие растения - грибки - облучать рентгеновскими лучами, то они изменяют некоторые свои свойства. И эти новые свойства передаются последующим поколениям. То есть в данном случае происходили изменения наследственного аппарата низших растений: под бомбардировкой лучами гены меняли свою структуру.

Такое же воздействие на споры грибов оказывают ультрафиолетовые лучи и некоторые химические вещества. Многие годы ушли на то, чтобы искусственным воздействием на наследственный аппарат плесневых грибов получить наиболее урожайные их штаммы. Сейчас, например, существуют грибы, которые дают в 1600 раз больше пенициллина, чем плесень Флеминга.

Получением новых антибиотиков и выведением новых «урожайных» микроорганизмов и занимается институт, где работает Татьяна Сабурова.

С пласта земли, вывороченного лопатой, начинается жизнь многих антибиотиков, которые мы видим уже в таблетках и порошках, в красивых упаковках. В земле, не различимая для глаз, кипит жизнь микроорганизмов. От почвенных грибков - акти-номицетов - были получены новые эффективные антибиотики - рубомицин и кар-миномицин. Но штаммы актиномицетов вырабатывали препарат в очень малом количестве. Перед сотрудниками группы селекции стояла уже привычная задача - вывести «высокоурожайные» культуры. Она решалась так же, как в свое время выводили продуктивные штаммы пенициллино-вой плесени. Долгий путь проходят новые препараты от пласта земли до аптечной

полки. На этом пути - рабочее место микробиолога-селекционера Сабуровой.

В пробирке - культура лучистого гриба актиномицета. Длинной металлической «пикой» надо взять кусочек и посадить на твердую или жидкую питательную среду, где будет расти микроорганизм. В специальной комнате института, где поддерживается постоянная повышенная температура, установлены особые шкафы-качалки с отверстиями. В эти отверстия вставляют пробирки. Качалки постоянно потрясывают пробирки - содержимое перемешивается, и культура быстрее растет. Проходит пять-шесть дней - и культура начинает выделять антибиотик. Сабурова берет пробирки и проверяет, насколько он активен.

В других пробирках разводят в воде споры актиномицетов. Эти растворы и подвергают облучению или действию химических реактивов. После этого споры высаживают на питательную среду, ждут, когда вырастет культура, то есть гриб, и затем проверяют активность вырабатываемого ею антибиотика. И все повторяется снова...

Так и работает селекционер, подбирая самую лучшую дозу облучения, или комбинацию химикатов, или сочетание того и другого. Ученым приходится просматривать и испытывать сотни и тысячи штаммов грибков. Прежде чем Сабурова получила продуктивные штаммы, она вырастила, просмотрела и испытала около... двадцати тысяч культур гриба. Трудно, очень трудно. И удача приходит редко.

Но она пришла. Татьяна Сабурова вывела необычайно продуктивные штаммы грибков, из которых на заводах медицинских препаратов получают антибиотики - рубомицин и карминомицин. Многие болезни будут побеждены новыми препаратами. За эту работу Сабурова и получила комсомольскую премию, которой отмечаются самые выдающиеся достижения молодых ученых и специалистов в нашей стране.

Ее работой руководили известные советские микробиологи - директор института Академии медицинских наук СССР академик Георгий Францевич Гаузе и руководитель группы селекции, где работает Сабурова, кандидат биологических наук Оль-да Анастасьевна Лапчинская.

А поиск ученых продолжается. Они работают ради того, чтобы каждый человек был здоровым. И молодые исследователи привносят в это благородное дело свой энтузиазм, свои мысли, свои силы. Наверное, любая наука имеет смысл только тогда, когда она приносит пользу людям. А та наука, которой увлечена Сабурова, в конечном счете располагается в ряду самых гуманных, самых человечных наук.

Плесень и грибок, что по сути одно и то же – организмы, которые в числе первых появились на планете Земля. Они неприхотливые, если речь идет об условиях для жизни, а еще – очень разнообразные! В настоящее время описано около сотни тысяч видов грибов (а по оценкам, на Земле их существует больше миллиона). Примерно 2/3 из них – это дрожжевые и плесневые грибы.

Несмотря на многообразие видов, плесневые грибы имеют свои характерные особенности.

О них пойдет речь в следующем разделе.

Микромицеты или плесневые грибы составляют группу низших грибов. Увидеть, как выглядит плесень - сложно, поскольку она, в отличие от привычных нашему глазу маслят и лисичек, не имеет крупного плодового тела.

Из чего состоит плесень? Вегетативное тело плесневого гриба - тонкий, разветвленный мицелий (грибница), состоящий из единой клетки, которая имеет большое количество ядер. Из грибницы растет целое «поле» тонких ветвящихся ниточек - гифов. Они располагаются на поверхности или внутри объекта, который облюбовал плесневый гриб.

В большинстве случаев мицелий плесневых грибов имеет внушительные размеры и занимает огромную площадь.

Любая разновидность плесени имеет свое место в природной среде и успешно в ней же размножается. Для этого им даже не нужна особая, «романтическая», атмосфера. Все, в чем они нуждаются для роста и развития – это высокая температура и большая влажность. То, что у этих организмов отсутствует необходимость искать пищу, выгодно отличает их на фоне «сородичей», и позволяет выбрасывать споры плесени практически в любых условиях.

Интересные факты о плесени

К плесневым грибам относятся и редкие, экзотические виды. За некоторыми из них неустанно охотятся грибники (например, их интересует гипомицес млечниковый – крупный гриб плесени, который селится на плодовых телах других грибов, после чего последние перестают расти). Остальные разновидности не представляют для грибников особой ценности (аспергилл черный, ботритис серый и другие).

Что касается размеров, грибы и тут проявляют разнообразие. Они могут быть крупнее арбуза, вырастая в диаметре до 1 метра, а могут быть настолько маленькими, что их можно будет увидеть, лишь воспользовавшись специальными приборами (например, микроскопом). Речь, конечно, не идет о массовом скоплении таких маленьких грибков – их колонии видно и невооруженным глазом.

Грибы – это особенные «растения», не имеющие хлорофилла. Из-за его отсутствия грибы, в отличие от высших цветковых растений (мха, водорослей и папоротников) не могут усваивать углекислый газ из воздуха и создавать необходимые для себя питательные вещества. Короче говоря, грибы – это гетеротрофы, они (как животные и люди, между прочим) питаются готовыми органическими веществами.

Видов плесневых грибов существует огромное количество. Каждый вид часто делится еще на различные подвиды. Поэтому отнести определенную разновидность в какую-то одну группу только лишь по цвету – сложно. Даже один и тот же, казалось бы, пеницилл может быть разных цветов в зависимости от того, к какому подвиду одной большой группы он принадлежит.

Тем не менее, давайте попробуем разобраться в «сортах» плесневых грибов, а заодно узнать про некоторые из них побольше.

Черная

Данный цвет зависит не только от разновидности плесени, но и от стадии развития, на которой она в данный момент находится. Немаловажную роль играет и поверхность материала, «захваченная» плесневыми грибами.

В черный зачастую «окрашены» следующие виды:


Итак, черную плесень, которую все так боятся, мы более-менее разобрали. Теперь быстро пробежимся по другим расцветкам.

Серая

Сапрофитные грибы плесени, питающиеся отмершими органическими частицами, наносят вред не только ягодам и фруктам, которые захватили, но и организму человека. Серая плесень похожа на простой налет. Она оседает на поверхностях из любого материала, продуктах питания и т.д.

Комнатные растения тоже могут пострадать от серой плесени, поскольку она заражает и цветочные семена.

Белая

Белая плесень пугает людей не так сильно, как черная, но это не значит, что она несет пользу, а не разрушение. Часто встречается на земле, деревьях и растениях, сырах и хлебобулочных изделиях. В жилище мукор, или белая головчатая плесень, появляется обычно в цветочных горшках, крайне редко – на стенах.

Зачастую люди путают высолы (выцветы) на стенах с обычной белой плесенью. Отличить высол от плесени – легко. Первый крошится в руках, поскольку имеет кристаллическую структуру, а вторая разминается. Перед такой проверкой, разумеется, нужно надеть перчатки, голыми руками плесневые грибы брать не стоит.

От белой плесени в горшке спасет лимонная кислота – ей необходимо регулярно поливать землю.

Розовая


Плесень, похожая на пушистое розовое облако, не так часто поражает строительные материалы, как некоторые другие виды плесневых грибов. Гораздо чаще она появляется на растительных остатках и продуктах гниения (испорченные фрукты, овощи или даже крупы, которые хранились в неподходящих условиях).

Розовая плесень не представляет особой опасности, но продукты, которые ею покрылись, все же лучше выкинуть.


Голубая

Грибы голубого цвета, известные как «благородная плесень» – редкие гости в частных домах и квартирах, гораздо чаще они селятся на деревьях. Для человека голубая плесень особой опасности не представляет. Более того, иногда она даже приносит пользу. Например, ее используют для изготовления тех самых изысканных сортов сыра.

Зеленая

Каждый наверняка хотя бы раз в жизни видел луковицу (но поражает она и чеснок тоже), покрытую неприятным зелено-голубым налетом. Это представители рода Penicillium (чаще всего ими оказываются P. expansum Thom., P. glaucum Link).

Однако бывает и полезная зеленая плесень, например, из рода Trichoderma (в частности - Trichoderma viride). На ее основе делается Триходермин – вещество, защищающее растения от других грибков и различных заболеваний.

О высолах, как и было обещано.

Высолы (выцветы)


Это белый (иногда, очень редко, цветной) соляной или щелочной налет, который появляется на стенах. В его основе находятся нерастворимые сульфаты, карбонаты и силикаты. Образуется из-за перемещения жидкости вместе с солями внутри материалов. Вода испаряется, а соли кристаллизуются, в результате чего на стене и появляется белый налет, который часто путают с обычной плесенью белого цвета.

Чаще всего высолы появляются на фасадах из кирпича и бетона. Кристаллизация происходит и внутри материала, из-за чего он трескается и разрушается.

Еще немного о грибах…


Плесневые грибы живут не только вокруг нас, но и на нас! Грибки, считающиеся дерматофитными, предпочитают колонизировать верхний роговой слой человеческой кожи.

Кстати, про голову!

В волосах обитает еще один житель — грибок Malassezia . Представители этого рода живут в устьях волосяных фолликулов, питаясь тем, что остается после распада жирных кислот. При определенных условиях они могут переходить из обычной формы в патогенную (болезнетворную), вызывая соответствующие воспалительные процессы.

Некоторые особенности размножения и «жизни» плесневых грибов

Грибы могут существовать как в почве, так и на воде. (Возможно Вам будет интересно — . ) Их встречают повсеместно: в полях и лесах, горных долинах и песчаной местности!

Многочисленные споры, с помощью которых размножаются грибы, есть в огромных количествах в воздухе. Порой воздушный поток поднимает их на десяток километров в высоту или уносит на сотню вдаль. Рекордная высота, на которой обнаружили грибные споры, составляет 33 километра.

Иногда кажется, что плесневые грибы берутся из ниоткуда. Так, если стерильную чашу с подходящей средой подержать на открытом пространстве, то вскоре на ее поверхность вместе с пылью и бактериями опустятся и споры грибков. Через некоторое время крошечные споры превратятся в бархатные подушки плесени, которые будут иметь различный окрас и достигать нескольких сантиметров в диаметре.

Удивительно, но концентрация спор, парящих в воздухе, в закрытом помещении гораздо выше, чем на открытой местности.

Грибные споры, находящиеся в почве, вместе с пылью разносит ветер. Так многие из них попадают в благоприятную среду: в продукты, на поверхность какого-нибудь водоема, листья растений, или почву, в которой они находятся, в органы дыхания и на кожный покров человека и животного. Некоторые споры, попадая внутрь человеческого организма (особенно в больших количествах), вызывают разного рода заболевания.

Если говорить конкретно про способы размножения, существует половой, вегетативный и бесполый способ. Грибы могут размножаться всеми тремя способами, в зависимости от класса, к которому относятся.

Половой способ (присущий исключительно высшим грибам) включает в себя соединение половых клеток и образование таким образом зиготы. При вегетативном способе отделяются части мицелия, которые могут существовать самостоятельно (такое почкование происходит и у дрожжей).

Более подробно данные способы размножения рассматривать не будем, ведь нас интересуют именно плесневые грибы. К слову, они размножаются последним, бесполым способом или, иными словами, с помощью спор.

Как именно образуются споры? Есть два способа:

  1. Споры ждут своего часа внутри единой клетки – спорангия, в котором одновременно могут находиться до 10 тысяч спор! Когда спорангий созреет, он вскрывается, и споры уносятся воздушными или водными потоками (пример: мукор).
  2. Споры образуются клеточками на концах нитей – гиф, формируя цепочки. Последние в цепочках споры отрываются и после нахождения благоприятной среды прорастают (пример: пеницилл, аспергилл).


Кроме того, что плесневые грибы без труда распространяются самостоятельно, их еще и выращивают искусственно. Точнее не выращивают, а изменяют уже существующие формы… Как и зачем? Чтобы извлечь больше пользы, конечно! Да, плесень не только приносит вред и разрушает все вокруг, она может лечить и даже спасать жизни.

Так, повышение продуктивности плесневых грибов, вырабатывающих антибиотики, достигается путем искусственного мутагенеза. Иными словами, в структуру ДНК вносят изменения искусственным образом, чтобы обеспечить максимальную производительность.

Какую еще пользу извлекают из плесневых грибов? Об этом следующий раздел.

Как и для чего применяются грибы плесени?

Некоторые «сорта» плесневых грибов активно используются в медицине и пищевой промышленности.

С помощью дрожжей – микроскопических грибов, которые не имеют развитого мицелия и растут как отдельные или сцепленные вздутые клетки - делают алкогольные напитки (пиво, вино), выпекают хлебобулочные изделия, производят колбасную продукцию, готовят квашеную капусту и солят огурцы.

В виноделии грибам плесени уделяется особое внимание. Виноград, покрывшийся достаточным количеством плесени, собирают в определенное время и пускают в дело – производство элитных десертных вин. Ботритис серый (лат. Botrýtis cinérea) – несовершенная стадия гриба плесени, который постоянно живет в почве и на растительных остатках, провоцируя появление серой гнили на растениях – повышает концентрацию сахара в ягодах винограда, делая вкус напитка более насыщенным.

В Европе любят сыр с благородной плесенью (бри, камамбер, французский рокфор, английский стилтон, итальянская горгонзола, датский голубой сыр - данаблю). Впервые «голубой» сыр появился пару тысяч лет назад. Раньше, чтобы его приготовить, свежий хлеб оставляли в пещере на несколько недель. После этого хлеб, уже изрядно заплесневевший, высушивали, тщательно измельчали и добавляли получившуюся пудру в сыр. Сейчас так, конечно же, никто не делает, и съедобные виды грибка выращиваются в лабораториях.
Говоря о сельском хозяйстве, плесневые грибы скорее выступают в роли вредителей, нежели чего-то, что приносит пользу. Однако во всем бывают исключения. Например, некоторые разновидности Фузариума (несмотря на то, что из-за других его разновидностей гниют растения и болеют животные) обитая в почве, на корнях растений (пример – пшеница) положительно сказываются на развитии растения, усиливая его рост.

В странах Востока некоторые виды плесени уже давно применяются в производстве соевых продуктов питания и различных соусов.

Наводящая ужас черная плесень используется в качестве главного компонента для производства лимонной кислоты.

Плесневый гриб – удивительная «вещь», он может как спасти человеку жизнь, так и отнять ее.


Разумеется, необходимо также отдать должное первому антибиотику – пенициллину. Как его создали? Это произошло в сентябре 1928 года, причем совершенно случайно. У шотландского биолога Александра Флеминга был ассистент. Однажды, уходя вечером из лаборатории, он забыл закрыть окно на ночь. А с утра было замечено, что образцы стафилококков, которые находились в открытом контейнере, покрылись неизвестными спорами. «Испорченный» материал чуть было не выбросили, но в последний момент все же решили изучить его под микроскопом. Как оказалось, споры, приземлившиеся прямо на бактерии, убили их, предотвратив таким образом дальнейшее размножение.

Позднее исследования доказали, что грибы плесени обезвреживают не всех микробов, а лишь некоторых, в основном – болезнетворных. Флеминг выделил из плесневых грибов активное вещество, которое разрушило клетки бактерий, и назвал его пенициллином (в честь чудодейственных плесневых грибов). Работу опубликовали в 1929 году. Однако ученый не ожидал, что получить пенициллин в чистом виде будет настолько трудно. Его начинание продолжили Говард Флори и Эрнст Борис Чейн, они разработали несколько способов очистки пенициллина.

Массовое производство пенициллина началось во время Второй мировой войны.

В 1945 году Флеминг, Флори и Чейн получили Нобелевскую премию в области медицины и физиологии.

Свойства пенициллина оценили по достоинству, и стали применять при лечении различных бактериальных инфекций.