Индивидуальное логопедическое занятие для детей дошкольного возраста "автоматизация звука "ц" в словах и предложениях". Автоматизация звука в словах и предложениях с прямым слогом Автоматизация ц в словах и предложениях

Звук Ц в русском языке твердый, не имеющий пары, поэтому написание и произношение в случае звука Ц имеет определенные особенности. Например, пишется ЦИ, а произносится твердо ЦЫ, ЦЕ произносится как ЦЭ. Поскольку звук Ц является аффрикативным, т.е. состоит из двух звуков - Т и С, сочетания ТЦА и ДЦА читаются как долгий ЦЦА. Также в возвратных глаголах в начальной форме (учиТЬСЯ) читаем ЦЦА - «учиЦЦА».

Автоматизацию звука Ц в словах лучше начинать с обратных слогов, в конце слов - боеЦ, певеЦ…

Если ребенок имеет несколько нарушенных звуков - постарайтесь выбирать слова со звуком Ц, не имеющих в своем составе оппозиционных звуков. Например, если ребенок учится произносить звук С или путает произношение Ть и Ц, Ч и Ц - избегайте слов типа «птица», «спица», «чечевица». Возьмите их, когда автоматизируете звуки по отдельности, на этапе дифференциации.

Звук Ц в начале слова

Ца

Цап, цапать, цапаться, цапля, цап-царап, царапать, царапина, царевич, царевна, царь, царица, царский, царствие, царство, цаца,

Цо

Цокать, цокот, цоколь,

Цу

Цуг, цукат, цунами, цуцик, цукини,

Цы

Цигарка, цигейка, цикада, цикл, цикламен, циклон, циклоп, цикорий, цилиндр, цинга, цинизм, цинк, циновка, цирк, циркуль, цыгане, цыплёнок, цыганочка, цыкать, цыпки, цыплёнок, цыпочка, цып-цып, цирюльник, цистерна, цитата, цитология, цитрус, циферблат, цифра,

Це

Целиком, целый, целина, ценник, целитель, целый, цедить, цель, целится, цельный, цена, ценз, цензура, ценить, ценность, целлофан, целлулоид, целлюлоза, целовать, целоваться, целостный, центровой, цепь, цепкий, цеплять, цепной, цепочка, церковный, цент, центр, цесарка, цех, цеце, цедилка, цедить, цедра, цензура, цейтнот, целебный, целевой, цемент,

Звук Ц в середине слова (интервокальная позиция)

Ца

Птица, водица, пуговица, курица, улица, больница, луковица, яйца, лица, синица, лестница, столица, страница, сестрица, половица, черепица, чечевица, крупица, пуговица, водица, темница, девица, единица, рукавица, гололедица, швейцар, двадцать

Граница, горница, зарница, здравница, зеница, конница, кузница, кожица, корица, лечебница, лужица, луковица, мельница, медуница, околица, палица, пицца, путаница, пшеница, пятница, разница, розница, таблица, теплица, умница, яичница, ящерица,

Волчица, верблюдица, куница, медведица, тигрица, львица, крокодилица, ослица, буйволица, лисица,

Сахарница, чайница, чернильница, карандашница, салфетница, вафельница, соусница, супница, молочница, перечница, калошница, визитница, хлебница, конфетница, сухарница, мыльница, пепельница, песочница, салатница, горчичница, пудреница, игольница, утятница,

Ученица, школьница, озорница, баловница, лыжница, писательница, читательница, художница, певица, танцовщица, пленница, наследница, уборщица, учительница, воспитательница, отличница, коровница, телятница, гусятница, птичница,

Цо

Яйцо, лицо, кольцо, крыльцо, письмецо, деревцо, танцор, ружьецо, пунцовый, перцовый, танцор,

Цу

Отцу, бойцу, кузнецу, на плацу, молодцу, храбрецу, к концу, француз, уборщицу, птицу, по лицу, ученицу, по дворцу,

Цы

Бойцы, братцы, беглецы, жнецы, жрецы, птицы, колодцы, кузнецы холодцы, храбрецы, молодцы, куницы, спецы, спицы, отцы, акация, агитация, вибрация, Греция, грация, интонация, инфекция, квитанция, коллекция, лекция, милиция, полиция, нация, рация, трапеция, революция, резолюция, цивилизация, порция, операция, авиация, Франция,

Це

Зацепка, оценка, офицер, рецепт, в сахарнице, в мыльнице, супнице, песочнице, перечнице, горчичнице, конфетнице, салатнице, яйце, соуснице, сухарнице, пудренице, вафельнице, пепельнице, селёдочнице, игольнице, чернильнице, утятнице, теплице, больнице, кузнице, светлице, темнице, петлице, гробнице, платьице, креслице, глицерин, поцелуй, шницель

Звук Ц в стечении согласных

Цвести, цвет, цветы, цвет, цветочек, цветочница, цветастый, цветень, цветик, цветник, цветной, цветовод, цветок, цветущий, клёцки, боцман, овца, кольца, мерцать, щупальца, мыльце, оконце, зеркальце, деревце, полотенце, рыльце, карцер, борцы, глупцы, гонцы, дельцы, жильцы, жеребцы, птенцы, концы, леденцы, мальцы, огурцы, образцы, танцы, зайцы, певцы, пловцы, продавцы, рубцы, удальцы, танцы, дворцы,

В конце слова:

Матрац, заяц, месяц, конец, боец, отец, певец, птенец, танец, китаец, индеец, швейцарец, американец, дворец, леденец, колодец, молоде ц, мо лодец, огурец, зверинец, наглец, кузнец, блиц, венец, мудрец, плац, холодец, ранец, беглец, палец, певец, бац, борец, паяц, тунец, наконец, варенец, хитрец, гонец, удалец, песец, пловец, жилец, ранец, храбрец, жеребец, образец, продавец, рубец, дворец, иностранец, шприц, принц, глянец,

Чистоговорки на букву Ц

Цы-цы-цы - есть хотят птенцы.
Цу-цу-цу - дали нам по огурцу.
Цы-цы-цы - мы помыли огурцы.

Цо-цо-цо, цо-цо-цо курица снесла яйцо.
Цу-цу-цу, цу-цу-цу киска тянется к яйцу.
Ца-ца-ца, ца-ца-ца брысь, котенок, от яйца!
Цу-цу-цу, цу-цу-цу не пускать его к яйцу!
Цо-цо-цо, цо-цо-цо сами мы съедим яйцо.
Цы-цы-цы, цы-цы-цы отогнали? Молодцы!
Це-це-це, це-це-це вот вам сказка о яйце.

Ца-ца-ца - слушай сказку до конца.
Цу-цу-цу - дело близится к концу.
Цы-цы- цы - обрубаем все концы.
Це-це-це - что узнаем мы в конце?
Ец-ец-ец - зиме конец.
Ец-ец - летит скворец.
Ца-ца-ца - мы видели скворца.
Цы-цы-цы - на дворе поют скворцы.

Не велика птица синица, да умница.
Цыпленок пьет из блюдца воду.

Автоматизация звука Ц в словах

  1. Бегают две курицы прямо на улице.
    2. В цветнике цветут цветы.
    3. В теплице у цветовода цвели гиацинты,
    купальницы, цикломены, ценарарии и циннии.
    4. В цветнике у цветовода цветут гиацинты и циннии.
    5. Летит скворец: зиме конец.
    6. Ученица-озорница получила единицу.
    7. Цыпленок цапли цепко цепляется за пень.
    8. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
    9. В цирке не циркуляры и циркули, в цирке тигрицы, львицы и медведицы.
    10. Лекции доцента - о локации.
    11. Огурцы-молодцы зеленобелогубы.
    12. На оконце у бойца-македонца копьецо.
    13. Отец деда - дед отца, дед отца - отец деда.
    14. Отцов засов - не от сов (з, с, ц).
    15. Шильце, мыльце, кривое веретёнце, шёлковое полотенце - на полотенце под дверцей.
    16. Ты, молодец, скажи молодцу: пусть молодец молодцу скажет, пусть молодец теленка привяжет.

Препеляк И.В., учитель–логопед, МКОУ Грибановская СОШ №3.

Цель занятия: “Автоматизация звука Ц в словах, в предложениях”.

Коррекционно-образовательные:

формировать умение употреблять звук Ц в словах, во фразах и в предложениях;

активизировать словарный запас;

упражнять в согласовании числительных с существительными до 5;

составлять предложения с опорой на картинку.

Коррекционно-развивающие:

совершенствование навыков звукового анализа слов, определение место звука;

развитие артикуляционной, общей, мелкой и мимической моторики;

закрепление точного сочетания речи и движения, интонационной стороны речи.

Коррекционно-воспитательные:

воспитание нравственных качеств: доброты, заботы к братьям нашим меньшим, отзывчивости.

Оборудование: иллюстрации по сказке "Курочка Ряба", песня про звук Ц, карандаши цветные, ручка, курица, цыплята, яйцо, слоговая таблица, киндер сюрприз, крупы, мешочки с крупами, флеш – игра “ Кто звучит”.

Ход занятия

I. Оргмомент.

Артем, давай поприветствуем всех кто сегодня пришел к нам в гости послушать, как ты красиво научился произносить звуки. И подарим им улыбку и пожелаем хорошего настроение на целый день.

Посмотри и отгадай, какая это сказка (Ребенку предлагается посмотреть на картинку "Курочка Ряба").

1. Психогимнастика "Грустно - весело".

Логопед - Артем, как ты считаешь, какое стало настроение, когда бабушка увидела, что мышка разбила яйцо.

Логопед: Да, действительно бабушке стало грустно. (Показываю скорлупу)

Логопед: покажи какое стало лицо у бабушке.

Логопед:- А какое настроение было у бабушки, когда курочка снесла "золотое яйцо"? Да правильно - веселое. (Показываю "золотое яйцо"- покрашенное в желтый цвет).

2. Артикуляционная гимнастика для звука [ц].

Логопед: Ну, чтобы язычок произносил красиво звуки, мы должны сделать зарядку для язычка. (Ребенок, глядя на картинки, выполняет артикуляционную гимнастику)

1) "Улыбка - трубочка";

2) "Лопаточка";

3) "Почистим зубки";

4) "Сердитая кошка";

5) "Молоток - водичка";

6) "Тихо кукла спит".

3. Логопед: Послушай, подумай и назови о ком идет речь.

Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нём,

И он разбился и оттуда,

Живое выбежало чудо.

Такое тёплое,

Такое пушистое и золотое. (Показываю цыплят в коробке 5 штук).

II. Основная часть.

1. Логопед: Артем, как ты думаешь, наши цыплятки правильно произносят звук Ц?

Покажи им как правильно произносится звук [ц]. (Найди на картинке и произнеси только звук Ц).

Логопед: Молодец!

2.Автоматизация звука Ц в прямых и обратных слогах.

Логопед-А сейчас ты прочти эти слоги и узнаешь как цыплята общаются между собой. (читает слоги на листе).

Ца-ца-ца, ац- ац- ац

Цо-цо-цо, оц – оц - оц

Цу-цу-цу, уц – уц - уц

Цы-цы-цы, ыц – ыц - ыц

3. Автоматизация в чистоговорке.

Логопед: Повтори за мной:

Ца-ца-ца - нет продавца у яйца.

Цо-цо-цо – вот яйцо.

Цы-цы-цы - сильные они борцы.

Це-це-це - муха на яйце.

Цу-цу-цу - зову курицу.

Логопед: Ты умница!

Логопед: Артем, посмотри на экран. Как можно сказать кто здесь? Правильно. птицы. Каждая птица произносит звуки, и мы это услышим и угадает кто какие звуки издает (флеш - игра). С кем здесь курица?

Артем: Курица с цыплятами

Логопед: Правильно.

Логопед: Посмотри, как смирно сидят наши цыплята, они готовы слушать сказку.

4. Отражённое проговаривание.

5. Физминутка "Цыплята".

Логопед: Наши цыплятки проголодались, и мы их должны накормить и напоить.

Логопед: как ты думаешь, что они любят клевать? Ребенок (пшено).

Но прежде чем покормить мы сейчас из всех предложенных круп выберем, что? Правильно - пшено (предлагаю: гречку, фасоль, манку, горох. Правильно, оно такое же кругленькое, маленькое и желтенькое, как они сами), а теперь предлагаю на ощупь определить -где пшено.(Мешочки с крупами).

Логопед: Видишь, как они забавно клюют пшено, а теперь нальем им водицу в блюдце.

Логопед: Артем, ты учил стишок, расскажи, пожалуйста.

6. Автоматизация в словах.

А теперь покажи цыплятам, как ты красиво говоришь звук [ц] в словах и определяешь где находится звук ц в начале слова, в середине слова или в конце слова, а теперь раскрась картинки. (лист со схемой, песня про букву Ц)

7. Логопед: Посмотри на картинку, давай вмести постараемся составить небольшой рассказ о наших героях. (Ребенок составляет по схеме предложения).

1.Курица снесла яйцо.

2. Из яйца вылупился цыпленок Цып.

3.Цып любит гулять под акациями.

4.Под акациями цветут цветы.

5. На цветах – сидят гусеницы.

6. Гусеницы смотрят на Цыпленка.

8. Работа над словарём.

Логопед: У каждого детеныша есть своя мама. Вот у цыпленка мама – курица.

Давай вместе с тобой посмотрим на картинку и назовем всех мам.

Найдем маму лисенка – это лисица, мама медвежонка - медведица, мама осленка – ослица, мама тигренка- тигрица, мама верблюжонка – верблюдица, мама орленка – орлица, мама ягненка – овца, мама куненка – куница)

Логопед: Умница всех правильно назвал.

Какой звук сегодня мы учились красиво произносить?

Ты сегодня отлично справился со всеми заданиями, и Курочка Ряба тебе тоже снесла непростое Яйцо, а с сюрпризом.

Раскрась дома картинку со звуком [ц] и букву Ц.

Автоматизация звука [Ц]

Автоматизация изолированного звука [Ц]

Артикуляционный уклад звука “Ц”

Кончик языка , как при произнесении звука с, упирается в передние нижние зубы. Язык приподнимаем и выгибаем «горка». Передняя часть спинки языка должна сомкнуться с нёбом (у альвеол). Язык широко распластан, боковые края напряжены. В момент выдоха переднюю часть спинки мгновенно размыкаем с нёбом. Кончик языка слегка отдёргиваем от нижних зубов, этим самым усиливаем толчок воздушной струи.

Губы растягиваем в улыбке.

Зубы при произнесении звука смыкаем или сближаем. При произнесении гласного звука в прямых слогах зубы размыкаются.

Воздух выдыхаем толчком в момент размыкания языка с нёбом. На тыльной стороне ладони, поднесённой ко рту, ощущается холодный поток воздуха.

Игра «Хлопни в ладоши» Объясните ребенку, что он должен хлопнуть в ладоши, если услышит какой-то определенный звук. После этого, начинайте четко произносить сначала звуки, затем слоги и слова. А ребенок должен хлопнуть в ладоши, как только услышит нужный звук.

Звуки: Ц, А, М, Ш, Ц, О, И, З, К, М, Ж,Ц, Р, Д, В, И, Г, С, Л, Ц и т.д.
Слоги:
ЦО, ОН, ЦА, МА, ЛО, АЦ, НА, ОС, ЦА и т.д.
Слова:
цапля, огурец, сумка, поднос, цирк, снег, овца и т.д.


Обведи лучики и произнеси «Ц-Ц-Ц»

Артикуляционная гимнастика Упражнения:

    _________________________________________________________________

    _________________________________________________________________

    _________________________________________________________________

    _________________________________________________________________

    _________________________________________________________________

Автоматизация звука [ц] в обратных слогах

АЦ – АЦ – АЦ – АЦ – АЦ

ОЦ – ОЦ – ОЦ – ОЦ – ОЦ

УЦ – УЦ – УЦ – УЦ – УЦ

ЫЦ – ЫЦ – ЫЦ – ЫЦ – ЫЦ

ИЦ – ИЦ – ИЦ – ИЦ – ИЦ

ЕЦ – ЕЦ – ЕЦ – ЕЦ – ЕЦ

ЮЦ – ЮЦ – ЮЦ – ЮЦ – ЮЦ

ЯЦ – ЯЦ – ЯЦ – ЯЦ – ЯЦ


Нарисуй нотки песенки скворца, одновременно проговаривая слоги(АЦ-ОЦ-УЦ-ЫЦ-ИЦ-ЕЦ-ЁЦ-ЮЦ-ЯЦ)

Артикуляционная гимнастика Упражнения:

    _________________________________________________________________

    _________________________________________________________________

    _________________________________________________________________

    _________________________________________________________________

    _________________________________________________________________

    _________________________________________________________________

Автоматизация звука [ц] в словах, где этот звук в конце

АЦ: бац;

ЕЦ: боец, конец, отец, певец, танец, птенец, индеец, мизинец, кузнец, китаец, немец, купец, гонец;

ЯЦ: паяц, заяц.

Автоматизация звука [ц] в словах, где этот звук в середине

ЦА: овца, птица, певица, пуговица, единица, куница, умница, охотница, модница, водица, девица, темница, медведица, пятница, конница.

ЦО: яйцо, пунцовый.

ЦЫ: танцы, отцы, певцы, концы, птенцы, пуговицы, немцы, зубцы, куцый.

ЦИ: акация, авиация.

ЦЕ: зацепка, зацепить, оценка.

Пришиваем пуговицы и проговариваем: «Одна пуговица, две пугови цы...». Сколько пуговиц ты пришил?

Артикуляционная гимнастика Упражнения:

    _________________________________________________________________

    _________________________________________________________________

    _________________________________________________________________

    _________________________________________________________________

    _________________________________________________________________

    _________________________________________________________________

Автоматизация звука [ц] в прямых слогах

ЦА – ЦА – ЦА – ЦА – ЦА

ЦО – ЦО – ЦО – ЦО – ЦО

ЦУ – ЦУ – ЦУ – ЦУ – ЦУ

ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ

ЦЕ – ЦЕ – ЦЕ – ЦЕ – ЦЕ

Автоматизация звука [ц] в интервокальных слогах

АЦА – АЦО – АЦУ – АЦИ – АЦЕ

УЦА – УЦО – УЦУ – УЦИ – УЦЕ

ЫЦА – ЫЦО – ЫЦУ – ЫЦИ – ЫЦЕ

ЕЦА – ЕЦО – ЕЦУ – ЕЦИ – ЕЦЕ

ОЦА – ОЦО – ОЦУ – ОЦИ – ОЦЕ

ИЦА – ИЦО – ИЦУ – ИЦИ – ИЦЕ

Автоматизация звука [ц] в прямых слогах со стечением согласных

ЦВА – ЦВО – ЦВУ – ЦВЫ – ЦВИ

ЦВЕ – ЦВЁ – ЦВЮ – ЦВИ – ЦВЯ

Помоги лошадке доскакать по извилистой дорожке к котику. Медленно проведи по ней сначала пальчиком, а потом карандашом. Прого варивай звук [Ц] в словах «цок-цок».

Артикуляционная гимнастика Упражнения:

    _________________________________________________________________

    _________________________________________________________________

    _________________________________________________________________

    _________________________________________________________________

    _________________________________________________________________

    _________________________________________________________________

Автоматизация звука [ц] в словах, где этот звук в начале

ЦО: цокать, цокот;

ЦУ: цукат;

ЦЫ: цыган, цыганка, цыпки, цып-цып;

ЦИ: циновка, цинк;

ЦЕ: цепь, цемент, цех, цена, цедить, цепкий.

Автоматизация звука [ц] в словах, где этот звук со стечением согласных

Цветок, цвет, цветной, цветник, цветовод

Автоматизация звука [ц] в словосочетаниях

Цветные пуговицы, цветные нитки, меткая охотница, цыганская кибитка, мохнатая овца, тонкая циновка, пунцовый цветок, букет цветов, утиное яйцо, дикая медведица, немецкий язык, тонкая акация.

Автоматизация звука [ц] в предложениях из 3 слов

Мой отец – кузнец. Овцы пьют водицу. Отец покупает пуговицы.

Птица пьёт водицу.

Автоматизация звука [ц] в предложениях из 4 слов

Идёт девица по водицу. У дома цветёт акация. У дома цветут цветы.

У меня – цветная пуговица. На окне – комнатные цветы.

Автоматизация звука [ц] в предложениях из 5 слов

У птицы в гнезде – птенцы. Мохнатая овца идёт к цветам.

У моего дома цветут цветы. Я сегодня иду в цирк.

Автоматизация звука [ц] в предложениях из 6 слов

У Тани на окне цветут цветы. Дима и Таня танцуют детский танец. У Кати в цветнике цветут цветы. Зоя в пятницу идёт на танцы.

Автоматизация звука [ц] в предложениях из 7 слов

У коня копыта цокают: цок, цок, цок.

У купца – цветные нитки и цветные пуговицы.


Отгадай загадку.

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Автоматизация звука [ц] в чистоговорках

ЦО – ЦО – ЦО, ЦО – ЦО – ЦО вам водица и яйцо

ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ, ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ вам цветные бубенцы

ЦА – ЦА – ЦА, ЦА – ЦА – ЦА вам мохнатая овца

ЦА – ЦА – ЦА, ЦА – ЦА – ЦА тут мохнатая овца

ЦО – ЦО – ЦО, ЦО – ЦО – ЦО ей от зайца письмецо

ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ, ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ на акации птенцы

ЦА – ЦА – ЦА, ЦА – ЦА – ЦА тут овца и там овца

ЦО – ЦО – ЦО, ЦО – ЦО – ЦО курица снесла яйцо

ЦУ – ЦУ – ЦУ, ЦУ – ЦУ – ЦУ киска тянется к яйцу

ЦА – ЦА – ЦА, ЦА – ЦА – ЦА брысь, котёнок, от яйца!

ЦУ – ЦУ – ЦУ, ЦУ – ЦУ – ЦУ не пускать его к яйцу!

ЦО – ЦО – ЦО, ЦО – ЦО – ЦО сами мы съедим яйцо

ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ, ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ отогнали? Молодцы!

ЦЕ – ЦЕ – ЦЕ, ЦЕ – ЦЕ – ЦЕ вот вам сказка о яйце

Автоматизация звука [ц] в стихах

***

Целый месяц кузнецы

Цепь ковали в кузнице.

***

Цыплёнок, находясь в яйце,

Знакомится со звуком Ц.

И только, выйдя из яйца,

На «цып-цып» отзывается.

Дорисуй половинки предметов и назови, что у тебя получилось?

Подпись родителей

Жайворонок О. Б., учитель-логопед

МАДОУ ЦРР – д/с №50 г. Тюмени

Характеристика звука [ц]

Согласный, ротовой, смычно-щелевой, переднеязычный, глухой, твёрдый.

Описание правильной артикуляции

Губы в улыбке, зубы видны.

Зубы сближены, но не сомкнуты.

Широкий кончик языка опущен за нижние резцы.

Передняя часть спинки языка сначала образует смычку с верхними зубами, которая незаметно переходит в щель между ними.

Посередине языка идёт сильная короткая воздушная струя, которая ощущается как толчок воздуха тыльной стороной руки, поднесённой ко рту.

Воздушная струя идёт через рот.

Звук [ц] в слогах, словах и фразах

Задание. Чётко произносить обратные слоги:

ац-оц-уц-ыц

яц-ёц-иц-ец

ац-яц-оц-ёц

уц-иц-ыц-ец

Задание. Чётко произносить слова.

Бац, клёцки, блиц, боец, борец, варенец, венец, гонец, конец, певец, отец, рубец, глупец, дворец, удалец, хитрец, холодец, боцман, лоцман, огурец, пловец, беглец, кузнец, леденец, молодец, мудрец, наконец, продавец, заяц, горец, палец, перец, танец, ранец, тунец, тунеядец, братец, колодец, мизинец, индеец, китаец, птенец, зверинец, купец, храбрец, пехотинец.

Задание. Чётко произносить прямые слоги:

ца - цо - цы - це

цо - цы - це - ца

цы - це - ца - цо

це - ца - цо - цы

Задание. Игра «Добавь слог»:

-ца

ов-

яй-

пти-

води-

пугови-

коль-

медведи-

больни-

лукови-

мельни-

кури-

пыль-

ули-

куни-

лиси-

волчи-

-цо

яй-

ли-

крыль-

письме-

дерев-

коль-

-цы

ов-

кон-

пти-

пев-

пугови-

бор-

медведи-

лукови-

мельни-.

тан-

зай-

ули-

птен-

бой-

огур-

продав-

паль-


Задание.
Чётко произносить слова.

С ударением на слоге:

ца

овца, цапля, пыльца, царь, мерцать;

цо

лицо, яйцо, кольцо, цокать, цоколь, деревцо, танцор, крыльцо;

цы

цып-цып, цыган, отцы, бойцы, концы, пловцы, певцы, борцы, огурцы, дворцы, гонцы, молодцы, кузнецы, продавцы, птенцы, цирк, цифра, медицина, вакцина, гиацинт, цыпки;

це

цех, цель, цепь, цедра, центр, цепкий, оценка, целый, акцент, офицер, концерт, доцент, пинцет, рецепт, цены.

Без ударения на слоге:

Ца

яйца, улица, мельница, водица, певица, теплица, граница, больница, рукавица, курица, кольца, пятница, умница, конница, кузница, луковица, пуговица, царапина, околица, птица, куница, медведица, львица, царапинка, царевна, гололедица, половица, девица, единица, мыльница, модница, охотница, хлебница, конфетница, пшеница, чайница, корица, цокотуха;

цу

цукат, цунами;

це

цемент, цена, цепной, полотенце, оконце, мыльце, донце, пяльцы, блюдце, платьице, корытце, тельце, дельце, мыльце, целитель;

цы

овцы, зайцы, улицы, больницы, пальцы, луковицы, пуговицы, мельницы, ножницы, рукавицы, птицы, цыганка, цыплёнок, акация, авиация, милиция, лекция, порция, цитата, циновка, цинга, циклон, цитата, куцый, цикламен.

Задание. Чётко произносить чистоговорки.

Ец-ец-ец - Вова - молодец.

Ец-ец-ец - сидит в гнезде птенец.

Иц-иц-иц - для уколов нужен шприц.

Иц-иц-иц - много в городе больниц.

Ца-ца-ца - цапля, улица, пыльца.

Ца-ца-ца - магазин без продавца.

Ца-ца-ца - это комната отца.

Ца-ца-ца - мы встретили бойца.

Цо-цо-цо - мы выходим на крыльцо.

Цо-цо-цо - знакомое лицо.

Цо-цо-цо - снесла курица яйцо.

Цу-цу-цу - мы едем по кольцу.

Цу-цу-цу - дали комнату певцу.

Цу-цу-цу - напиши письмо отцу.

Цу-цу-цу - дали нам по огурцу.

Цу-цу-цу - киска тянется к яйцу.

Цы-цы-цы - зайцы, мельницы, птенцы.

Цы-цы-цы - мы помыли огурцы.

Цы-цы-цы - мы хорошие певцы.

Цы-цы-цы - помойте огурцы.

Цы-цы-цы - летят на юг скворцы.

Це-це-це - отдыхаем на крыльце.

Це-це-це - много зёрен в огурце.

Задание. Чётко произносить словосочетания:


Задание.
Чётко произносить предложения.

Ваня поит овец.

У Кати леденец.

В кустах заяц.

Вова - хороший пловец.

Колодец глубокий.

Мой дядя - кузнец.

Продавец подал перец.

Я порезал мизинец.

Зиме конец, летит скворец.

У Нины огурец.

У Тани отец - пехотинец.

На цепи Цибик.

В конце деревни кузница.

Бойцы охраняют границы.

У Вовы на пальце царапина.

В колодце холодная водица.

В мешке огурцы и луковицы.

Ходят по улице мокрые курицы.

К колодцу пришли овцы.

По улице едет конница.

В цирке мы видели медведицу.

Курица снесла яйцо.

Цепь ковал кузнец.

Я потерял пуговицу.

Продавец принёс огурцы.

Утёнок не боится окунуться в водицу.

Не поётся птице, когда она в темнице.

Цветёт акация.

В цветнике цветут цветы.

На улице больница.

Цыплята клюют яйцо.

На блюдце леденцы.

У мамы на пальце кольцо.

Певец поёт на концерте.

В пятницу в детском саду будут танцы.

У курицы появились маленькие цыплята.

Цыплята выводятся из яиц.

Маленькие цыплята клюют яйцо и пьют воду из блюдца.

Весной с юга прилетели две цапли.

На болоте цапли вывели птенцов.

Целый день цапли носят птенцам еду.

Продавец упаковал огурцы и перец.

Мы высадили луковицы в теплицу.

Под акацией - колодец.

За околицей - мельница.

У курицы - цыплята.

Конец - делу венец.

Наконец вырыли колодец.

Во дворец прибыл гонец.

Закалённый боец - в бою молодец.

Задание. Выучить наизусть. Повторять три раза подряд, убыстряя темп.

Скороговорки.

Молодец птенец, не боится овец.

Цыплёнок цапли цепко цепляется за цепь.

Невелика птица синица, да умница.

У околицы окольцевали птицу.

Молодец против овец, против молодца - сам овца.

В цветнике цветут цветы.

Задание. Чётко произносить строки стихотворений. Выучить (на выбор).

Заяц

Этот заяц барабанит,

Этот заяц траву косит,

Этот заяц воду носит,

Этот заяц петь умеет.

Серый заяц - такой умелец!

Считалка

Мы делили огурец.

Мне - конец, тебе - конец,

А тебе, Николка,

Меж концами щёлка.

А. Крестинская

Много песен у певицы.

Есть о цапле, о кунице,

Есть о зайце, о кольце,

Об удалом молодце.

У цапли птенцы

Такие удальцы!

На одной ноге не лень

Стоять им с цаплей целый день.

Цапля к пятнице готовится.

В этот день со всех концов

Слетятся птицы на околицу

Полюбоваться на птенцов.

В яйце цыплёнку не сидится.

Как ему освободиться

От оков своей темницы?

Он пытается нагнуться,

Потянуться, оглянуться.

Клювом делает оконце.

Нет темницы!

Вот и солнце!

У наседки, наконец,

Вылез из яйца птенец.

Глядит наседка на птенца,

Глядит, не налюбуется.

Будет Петенька певец,

Как петух - его отец.

Жила-была умница,

Умница, разумница.

Про умницу-разумницу

Знала вся улица –

Петух да курица.

Цапля

На одной ноге в болоте

Цапля замерла в дремоте...

Цапля целый день не ела.

Цапля клюнула лягушку,

Цапля цапнула квакушку.

Проглотила целиком –

Ей ведь это нипочём.

Есть в зоопарке звери и птицы.

Львицы, лисицы, зайцы, куницы,

Цапли, цыплята, синицы, скворцы,

А у скворцов есть птенцы.

Цыплятки

Цып-цып-цып, цыплятки!

Есть водица в кадке.

Кто меня боится,

Тем не дам водицы.

Вот бегут цыплятки,

Не боятся Натки.

Возле кадки блюдце,

Все они напьются.

С. Маршак

Еноты в магазине

В магазин пришли с работы

Покупатели еноты

Покупать у продавца

Два солёных огурца.

Говорит продавец:

Две копейки огурец.

Дайте нам по огурцу.

Заплатите продавцу.

Очень точно. Молодцы!

Забирайте огурцы.

Э. Мошковская

Цапля объясняет

Цапля, стоя на крыльце,

Объясняет букву «Ц».

Подойди, цыплёнок Цып!

Повторяй-ка, цып-цып-цып!

Если выучишь урок,

Подарю тебе цветок.

Г. Сатир

Гололедица

Не идётся и не едется,

Потому что гололедица.

Но зато

Отлично падается!

Почему ж никто

Не радуется?

В. Берестов

Снежинка

Вьётся, метелится,

Падает, стелется,

Ветром развеется,

Закаруселится.

Солнцем растопится -

Капелькой скопится,

Паром поднимется,

Тучкой прикинется.

И опять летит к земле пушинка -

Белая и чистая снежинка.

Д. Кушнаренко

Из колодца принесла...

Из колодца принесла

Курица водицы.

И цыплята всей семьёй

Побежали мыться.

Только Цып стоит в сторонке,

Не желает мыться.

Потому что, как огня,

Он воды боится.

Метелица

Над кузницей, мельницей

Вьётся метелица,

По лесу танцует

И по полю стелется.

А зайцы метелицы

Не боятся,

Под снегом танцуют

И веселятся.

И. Лопухина

Задание. Чётко произносить тексты. Пересказывать (на выбор).

Цыплята

Мама купила двенадцать цыплят. Все цыплята были мягкие. Глаза у цыплят как пуговицы. Мама давала цыплятам то яйца, то водицу.

Колодец

Отец вырыл колодец. Там он поит овец. Маленький братец заглянул в колодец. Отец прогнал брата: «Иди к маме! Колодец глубокий».

Не надо беспокоиться

Любит Митя кататься на мотоцикле. Доедет до конца улицы и назад, а пёс Удалец остаётся дома на цепи. Он тянется к калитке, беспокоится за Митю. Когда Митя нагуляется, он подойдёт к Удальцу, обнимет его: «Не надо беспокоиться, я дома».

Кузница

В конце деревни кузница. В кузнице работают кузнецы. У кузнецов много дел. Целые дни кузнецы трудятся в кузнице. Их работа ценится.

Цыбик

У нас есть собака. Её зовут Цыбик. Цыбик - цепная собака. Она кусается. Весь день Цыбик сидит на цепи. Цыбик никого не пускает в сад. Цыбика все боятся.

Курица

У курицы цыплята. Курица водит целый день цыплят по улице. Таня зовёт: «Цып-цып-цып». Курица и цыплята бегут к крыльцу.

Цапля

По болоту важно ходит цапля. У цапли длинные ноги и куцый хвост. Цапля цокает длинным клювом, смотрится в водицу, как в зеркальце. Хочется цапле поймать ящерицу.

Цыплёнок Цып

У мамы-курицы был цыплёнок. Его звали Цып. Мама- курица не разрешала Цыпу купаться. Но Цып был непослушным. Однажды Цып пошёл на реку купаться. Вода в реке была холодной. Вскоре Цып заболел. Мама-курица пригласила доктора Цаплю. Цапля дала Цыпу лекарство. Через несколько дней Цып выздоровел. Цып обещал маме-курице, что никогда не будет купаться в холодной воде.

Любопытный цыплёнок Цып

У мамы-курицы было тринадцать цыплят. Самого маленького цыплёнка звали Цып. Цып был очень любопытным цыплёнком. Однажды, собирая цветы, Цып увидел колодец, решил заглянуть в него и чуть-чуть не упал туда. Мама-курица отвела Цыпа домой и больше никуда одного не пускала.

Играли в больницу

Что вы делали сегодня в детском саду?

Играли в больницу.

Кого же вы лечили в своей больнице?

Разных зверей и птиц: цаплю, медведицу, зайца.

А как вы их лечили?

Цапле давали капли. Зайцу залили йодом царапину и перевязали лапу. А медведицу полечить не успели: нас позвали обедать.

Цыплята

У курицы появились маленькие цыплята. Цыплята вывелись из яиц. Курица зовёт цыплят: «Ко-ко-ко!». Маленькие цыплята клюют яйцо и пьют воду из блюдца.

Цапля

Весной с юга прилетели две цапли. На болоте эти цапли вывели птенцов. Целый день цапли носят своим птенцам еду.

Целый месяц

Аня очень любит слова «я» и «целый». Целыми днями они у неё на языке.

Я целый день помогаю маме.

Я набрала целую корзину ягод.

Я выпила целый стакан молока.

Я целую неделю поливала цветы.

Я целый месяц буду вам рассказывать об этом.

Я думаю, что целый месяц хвастаться тебе надоест, - смеётся папа.

Птица помогла

У тёти Тани на пальце было золотое кольцо. Проходила раз тётя Таня по мостику через болотце и уронила в воду кольцо. Очень расстроилась она. И вдруг видит: идёт по болотцу большая цапля. Подошла цапля поближе, сунула длинный клюв в воду и достала кольцо.

Тамара Николаева
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Ц] в словах»

Тема:

Этап:

Автоматизация

Цель:

Закрепление правильного произношения звука [Ц] в словах.

Задачи:

1. Образовательная:

Автоматизировать звук «Ц» в словах.

Продолжать учить согласовывать числительные с существительными.

2. Коррекционно - развивающая:

Формировать умение определять позицию звука [ц] в словах.

Развивать фонематические процессы, мелкую и артикуляционную моторику, внимание.

Формировать правильное речевое дыхание.

Продолжать формирование слоговой структуры слова.

3. Воспитательная:

Воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль над собственной речью.

Оборудование:

зеркало, артикуляционная гимнастика в картинках, су-джок массажер, предметные картинки (палец, птица, овца, лицо, мельница, кольцо, цапля, цепь, цыпленок, заяц, карточка с изображением поезда и предметных картинок (скворец, птица, царевна, царь, медведица, ящерица, заяц, схемы для определения звука в слове, картинка с изображением цыплят для раскрашивания.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Логопед. Здравствуй, давай поздороваемся ладошками и улыбнемся друг другу.

Беседа.

Логопед. Садись перед зеркалом поудобнее, сегодня на занятии мы отправимся в сказку.

В сказку мы с тобой пойдем

Звук [ц] там найдем,

Нам поможет старичок,

Старичок Звуковичок.

Логопед показывает игрушку старичка Звуковичка.

II. Артикуляционная гимнастика.

Логопед. Старичок Звуковичок очень веселый и общительный, у него много друзей. Он дружит с Веселым Язычком, пальчиками и Воздушной Струйкой.

Логопед. А с кем ты дружишь в группе? (ответы ребенка)

Логопед. Старичок предлагает и нам подружиться с Веселым Язычком.

Упражнение «Улыбка» - зубы сомкнуты не видны, губы в улыбке.

Упражнение «Заборчик» - улыбнуться, показать зубки.

Упражнение «Наказать непослушный язычок» - широкий язык положить на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить «пя-пя-пя».

Упражнение «Качели» - высунуть узкий язык, тянуть его попеременно, то к носу, то к подбородку.

Упражнение «Горка» - открыть рот, спрятать кончик языка за нижние зубы, а спинку языка поднять вверх. Показать крутую горку.

Упражнение «Фокус» - рот приоткрыт, язык выдвинуть вперед чашечкой и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа.

Логопед. Молодец! Язычок у тебя стал послушным и подвижным.

Посмотри, в нашей сказке беспорядок, на полу разбросаны картинки.

Давай разомнем пальчики, чтобы помочь убраться старичку Звуковичку.

III. Пальчиковая игра с использованием су-джок массажера

(совершенствование навыков пространственной ориентации, развитие памяти, внимания, мелкой моторики).

Логопед. Надень колечко на большой палец правой руки, затем левой руки.

Надень колечко на указательный палец левой руки, правой руки и тд.

Логопед. Закрой глаза, (логопед надевает колечко на любой его палец) Теперь скажи, на какую руку и какой палец надето колечко?

Логопед читает стихотворение. Ребенок надевает колечко на все пальчики по очереди сначала на правой руке, затем на левой.

Забрели к нам в детский сад

Десять маленьких цыплят.

Завела их с улицы

Пестренькая курица.

Миленькая курица,

Ты ошиблась улицей,

Это – детский сад,

Но не для цыплят.

Логопед. Молодец, теперь твои пальчики стали очень ловкими.

IV. Автоматизация звука [ц] в словах.

Беседа с опорой на картинки (четкое произношение слов со звуком [ц]).

Игра «Скажи правильно» (согласование числительных с существительными).

На полу разбросаны картинки, в названии которых есть звук [ц].

Логопед. Давай поможем старичку Звуковичку прибраться.

(Ребенок поднимает картинки с пола)

Логопед. Что изображено на картинке? (Ответ ребенка. Следить за правильностью произношения)

Посмотри, на обратной стороне изображены цифры, посчитай это слово столько раз, какую цифру увидишь. Например: один палец, два пальца, три пальца.

(Ответ ребенка).

Палец (3, птица (5, овца (1, лицо (2, мельница (5, кольцо (4, цапля (2, цепь (6, цыпленок (5, заяц (3).

Логопед. Молодец, помог навести порядок старичку Звуковичку.

V. Игра «Скажи правильное слово»

(развитие фонематического слуха, внимания, различие слов близких по звучанию).

Логопед. Посмотри, пока мы наводили порядок, старичок Звуковичок задумался о чем-то. Послушай внимательно и скажи, о чем мечтает старичок тогда, когда услышишь правильное слово.

Дворет – дворес – дворец,

светы – цветы – тветы – шветы.

(Ответы ребенка).

На доску вывешиваются картинки с изображением дворца, цветка.

Логопед. Правильно, старичок мечтает о дворце и цветочной поляне.

Давай немного отдохнем на цветочной поляне.

VI. Физ. минутка «Васильки»

(координация речи с движением, развитие общей моторики).

Синие звезды упали с небес.

Смотрит на них зачарованно лес,

Ветер тихонько над ними кружит,

Смотрит на синие звезды во ржи,

Нежно качает волну васильков,

Синих, как звезды, волшебных цветков.

Логопед. Скоро у Звуковичка день рождения и к нему едут гости на поезде.

Давай поможем пассажирам отправиться в путь.

VII. Игра «Веселый поезд».

Деление слов на слоги, определение количества слогов в слове (формирование слоговой структуры слова).

Логопед. Назови каждого пассажира, выделяя звук [Ц]. Прохлопай в ладоши количество слогов в каждом слове, и ты узнаешь, кто в каком вагоне поедет (на карточке изображение поезда с вагонами и картинок (скворец, птенец, птица, царевна, царь, медведица, ящерица, заяц).

Молодец, все пассажиры расселись по местам и спешат в гости к старичку Звуковичку.

Как ты знаешь, на день рождения принято дарить подарки. Чтобы узнать что мы подарим на день рождения, ты должен выполнить следующее задание.

VIII. Игра «Найди слово».

Определение позиции звука [Ц] в слове (развитие фонематического слуха, внимания).

Логопед. Назови картинки, выделяя звук [Ц]. Назови слова, в которых звук [Ц] находится в начале, в середине, в конце слова. Соедини каждую картинку с соответствующей схемой (на карточке изображены схемы и картинки (цепь, огурец, колодец, кольцо, яйцо, цыпленок, певец, цапля, дворец, книга). Определи лишнюю картинку, и ты узнаешь, что мы подарим старичку на день рождения. Почему она лишняя? (ответы ребенка)

Молодец, мы подарим старичку Звуковичку книгу.

Логопед. Вот наша сказка и подошла к концу. Старичок Звуковичок говорит тебе спасибо за помощь и за подарок.

IX. Итог занятия.

Дом. задание.

Логопед. А у меня есть подарок для тебя (картинки – раскраски, дома обведи по точкам и раскрась красиво.

На этом наше занятие окончено, ты сегодня молодец! Мне понравилось как четко ты произносил звук [Ц] в словах и правильно выполнял все задания.

Ты сегодня молодец, мне понравилось как ты внимательно слушал, отвечал на вопросы.

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ч] в словах (звук в середине слова)» Тема:Звук [ч].Цель:автоматизировать звук [ч] в словах (звук в середине слова).Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в.

Цель:автоматизировать звук [л] в слогах со стечением согласных и в словах с ними. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [р] в словах и словосочетаниях» Цель:автоматизировать звук [р] в словах и словосочетаниях. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в употреблении слов и.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в словах» (на материале мужских и женских имён) Тема:Звук [ш].Цель:автоматизировать звук [ш] в словах. Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении.

Цель: автоматизация звука [ш] в словах с открытым слогом (у воспитанника с ЗПР подготовительной группы). Задачи: - закрепить артикуляцию.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] в словах, словосочетаниях и предложениях» Цели: 1) Коррекционно-образовательные: - закрепление правильного произношения звука [Ш]; - обучение определять наличие и место звука [Ш].

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Л В СЛОГАХ, СЛОВАХ» Цель: автоматизация звука Л в слогах,.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях» Цели: 1. Уточнить правильное произнесение звука Л в слогах, словах, предложениях. 2. Упражнять в определении наличия и звука Л в словах.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях» Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук.

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия