Конспект индивидуального логопедического занятия: Звук, этап автоматизации. Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема "Постановка звука Р" Конспект индивидуального занятия подготовительном этапе гласных звуков

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 7 лет с логопедическим заключением ФФНР по подготовке к постановке звука [С].

Тема: формирование артикуляторных навыков на подготовительном этапе по постановке звука [ С] .

Задачи:

    Формирование четкого акустического образа звука, развитие фонематического слуха.

    Закрепление умения выполнять комплекс артикуляторных упражнений, необходимых для дальнейшей постановки звука [ С] .

    Формирование правильного диафрагмального типа физиологического дыхания.

    Развитие умения образовывать имена существительные (названия детеныше й животных) с помощью суффиксов -онок, -енок.

    Обогащение словаря (развитие умения подбирать слова-антонимы).

    Формирование умения выполнять деление слов на слоги.

    Развитие обще й моторики.

Оборудование: картинки с изображением комара, тигра, муравьеда, коня, белки, оленя, тигра, кабана, бегемота; картинки с изображением трех зеленых яблок, четырех красных флажков , трех цветков, четырех ласточек.

1.Организационный момент.

Здравствуй! Сегодня у нас необычное занятие. К нам в гости пришел Комарик.

Логопед показывает ребенку картинку с изображением комарика.

Комарик любит петь и умеет играть на гармони. Он хочет поиграть вместе с тобой.

2.Дыхательное упражнение.

Давай встанем, кладем ручки на живот. Сделаем глубокий - глубокий вдох, что бы наши ручки разомкнулись. Выдох. Еще раз!

Логопед учит ребенка выполнять упражнение правильно: на вдох мышцы ребер и передней стенки живота двигаются вверх и в стороны, на выдохе живот втягивается.

Логопед делает упражнение, руки ребенка находятся на диафрагме. Логопед контролирует движение диафрагмы ребенка на вдохе и выдохе.

3. Игра «Хлопни, если услышишь».

Давай вместе послушаем песенку комарика. Хлопни, если услышишь песенку комарика .

Логопед закрывает рот листом бумаги, дает слуховой эталон звука. После того, как ребенок прослушал «песенку комарика», логопед простит ребенка выделить заданный звук хлопком в ладони:

В звуковом ряду [ п, с, м, с, д, к, с, н, с, н, т, л];

- в слогах [на, со, вы, во, са, па, да, са, су];

В словах [сок, дом, маска, самолет, руль, сом, рот, кусок, нос, ананас].

Выполняется стоя, ноги – на ширине плеч, руки на диафрагме.

По команде логопеда ребенок выполняет глубокий вдох, не поднимая плеч, затем выдох.

Ребенок выполняет упражнение самостоятельно по инструкции.

Ребенок выделяет заданный звук хлопком в ладони.

4.Артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

Наш комарик приглашает нас пойти в зоопарк. Посмотри на картинки и скажи, кого мы увидим в первом вольере?

Логопед показывает ребенку картинки тигра и муравьеда.

Тигр широко нам улыбается. Давай улыбнемся как тигр. Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, растянем губы до предела и удерживаем это положение. Зубы сомкнуты (Повторить 3 раза).

Давай посмотрим на муравьеда . Смотри, какая у него длинная узкая мордочка. Он приготовился пить водичку и сделал «трубочку». Давай повторим. Вытянем губы трубочкой: губы вытягивать слегка вперед, как бы образуя квадрат. Зубы сомкнуты. Удерживать «трубочку» 3-5 секунд.

Теперь давай попробуем чередовать движения губ в улыбке и «трубочкой».

Наш тигр любит качаться на качелях. Давай и мы попробуем. Положи широкий кончик языка на нижнюю губу, подними на верхнюю губу (повторить 4-5 раз).

Идем дальше и видим огромное дерево. А под деревом лежат орешки. Наши тигры помогут нам их собрать. Упрись в правую щечку твердым кончиком языка. Теперь в левую. Еще раз (Повторить 4-5 раз).

Теперь пойдем дорожке, что бы найти других зверей. Сделаем дорогу: положим широкий распластанный язык на нижнюю губу, и удерживаем его в таком положении под счет до 5.

Мы идем и видим речку. Давай сделаем мостик, что бы через речку перейти. Давай улыбнемся, покажем зубки, откроем рот, кончик языка опустим за нижние резцы, выгнем язычок вперед («построили мостик»).

5. Физкультурная пауза

Животные зоопарка хотят проверить насколько ты внимателен. Встань прямо, я буду читать тебе задание, а ты будь внимателен, смотри на картинки и выполняй.

«А ну, попробуй ка, дружок,

От меня не отставать

И заданья сложные

Быстро выполнять.

Сколько яблочек зеленых,

Столько сделай ты наклонов.

Сколько красненьких флажков,

Столько сделай ты прыжков.

Сколько на холме цветов,

Столько сделай ты хлопков.

Приседай ты столько раз,

Сколько ласточек у нас».

Логопед читает вопросы-двустишия и показывает ребенку соответствующую картинку.

Под счет логопеда ребенок растягивает губы до предела, и удерживает это положение.

Под счет логопеда ребенок вытягивает губы трубочкой: губы вытягивает слегка вперед, как бы образуя квадрат, удерживает это положение в течение 3-5 секунд.

Под счет логопеда ребенок растянем губы до предела, и удерживает это положение, вытягивает губы слегка вперед «трубочкой» попеременно.

Под счет логопеда ребенок кладет широкий кончик языка на нижнюю губу, поднимает на верхнюю губу. Повтор 4-5 раз.

Ребенок изнутри упирается твердым языком в правую щеку, затем в левую щеку.

Ребенок кладет широкий, ненапряженный язык на нижнюю губу.

Ребенок улыбается,

показывает зубы, открывает рот, опускает кончик языка за нижние резцы, выдвигает среднюю часть спинки языка вперед.

Выполняется стоя, ноги - на ширине плеч, руки на поясе.

Ребенок считает количество нарисованных предметов и выполняет указанное движение заданное количество раз.

6.Игра «Большой - маленький».

Наш комарик говорит, что в этом зоопарке есть настоящий детски сад для животных. Давай посмотрим, кто в этот детски й сад ходит. Посмотри на эти картинки и назови детеныша этого животного.

Логопед показывает ребенку картинки с изображением кенгуру, медведя, волка, тигра, белки.

7.Игра «Скажи наоборот»

Давай поиграем в игру «Наоборот». Мы будем подбирать слова противоположные по смыслу.

Логопед называет прилагательное, просит ребенка подобрать признак с противоположным значением:

Черный – …, толстый –…, холодный - …., короткий – …., твердый – ….., домашний - …., хищный – ….., сытый – …..

Ребенок образует слова: кенгуренок, медвежонок, волчонок, тигренок, бельчонок.

Ребенок подбирает прилагательные: белый , тонкий, горячий длинный, мягкий, дикий, травоядный, голодный.

8. Игра «Найди место».

Наш комарик просит у тебя помощи. Дело в том, что все животные перепутались. Их нужно разместить в три разных вольера. В первый вольер мы посадим животных, в названии которых один слог. В втором вольере должны оказаться животные, в названии которых два слога, а в третий попадут те животные, в названии которых три слога. Посмотри на эти картинки и распредели животных по вольерам.

Логопед показывает картинки с изображением коня, белки, оленя, тигра, кабана, бегемота, льва.

Ребенок делит слова на слоги, прохлопывая их по слогам.

9.Итог занятия. Оценка деятельности.

Тебе понравилось занятие? Каких животных мы встретили сегодня? Что тебе больше всего запомнилось?

Логопед дает оценку деятельности ребенка на занятии, сравнивает результаты с результатами прошлого занятия.

Ребенок рассказывает о своих впечатлениях.

Разделы: Логопедия

  1. Добиваться правильного звучания звука “С”.
  2. Тренировать подвижность артикуляционного аппарата.
  3. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  4. Закреплять умение расслабляться.
  5. Развивать нижнее диафрагмальное дыхание на основе трёхфазного дыхания.
  6. Развивать фонематический слух.
  7. Обогащать словарь ребёнка.
  8. Воспитывать правильную, чёткую дикцию; аккуратность и осанку.

Оборудование: игрушка би-ба-бо “Страусёнок”, картинки, профиль звука, кукла, музыкальная кассета, магнитофон.

Ход занятия

1. Организационный момент.

(Создание эмоционального настроя у ребёнка).

Посмотри, какой страусёнок к нам пришёл сегодня на занятие!
- Как тебя зовут?
- Фтипан.
- Что-то мы не поняли, как тебя зовут.
- Фтипан.
- А, я кажется, догадалась. Тебя зовут, Степан?
- Да, да (страусёнок машет головой). Фтипан, Фтипан!
- Саша, как ты думаешь, какой звук не умеет произносить наш друг Степан?
- Ну, конечно, звук “С”.
- Мы с тобой ему поможем научиться произносить звук “С”? (Да поможем).
- Но сначала мы ему покажем, как надо расслабляться.
- Садись в кресло. (Звучит спокойная музыка, проводится релаксация).

2. Релаксация.

“Все умеют танцевать.
Прыгать, бегать рисовать,
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать!
- Слушай, и делай как я. Вдох-выдох (два раза).
Посмотрите, мы олени,
Рвётся ветер нам на встречу
Ветер стих,
Расправим плечи
Руки снова на колени,
А теперь немного лени.
Руки не напряжены
И расслаблены…..
Знают страусята, девочки и мальчики
Отдыхают теперь ваши пальчики,
Дышится легко….ровно….глубоко”.

Вот и закончилась наша игра, мы немного отдохнули, успокоились, научились внимательно слушать, а главное мы вместе с нашим страусёнком почувствовали, как приятно, когда руки не напряжены и расслаблены.

Ну что ж, теперь пора учиться произносить звук “С”.

Давайте сделаем упражнения, которые так любит наш весёлый язычок.

3. Артикуляционная гимнастика.

(Выполняются упражнения для губ).

1. Упражнение “Улыбка”.

Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравиться лягушкам.
Улыбаются… Смеются….
А глаза у них, как блюдца.

(Выполняется упражнение “Улыбочка” – 5-7 раз, губы растянуты в улыбке, зубы обнажены).

<Рисунок 1>

2. Упражнение “Трубочка”.

Мои губы – трубочка –
Превратились в дудочку.
Громко я дудеть могу:
Ду-ду, ду-ду-ду,
Ду-ду, ду-ду-ду.

(Упражнение выполняется с сомкнутыми зубами, губы вытянуты вперёд 5-7 раз).

<Рисунок 2>

3. Упражнение “Улыбочка-трубочка”.

(Чередуются упражнения “1” и “2” 5 раз).

А теперь поиграем с нашим язычком. Смотри, Степан, как мы это будем делать и запоминай.

(Выполняются упражнения для языка).

1. Упражнение “Лопаточка”.

Язык лопаткой положи.
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счёт его держать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать.

<Рисунок 3>

Послушай и выполни это упражнение, как я тебе скажу: “Положи расслабленный язычок на нижнюю губку, следи, чтобы губка не подворачивалась, затем убери лопатку в рот, опусти её за нижние зубки, старайся, чтобы язык лежал спокойно, не шевелился и не дрожал” (5-7раз).

2. Упражнение “Накажи непослушный язычок”

На губу язык клади,
Пя-пя-пя произнеси
Мышцы расслабляются…
Лопатка получается….
Ты под счёт её держи…
До пяти…до десяти…

<Рисунок 4>

3. Упражнение “Горка”.

Вот так горка, что за чудо!
Выгнулся язык упруго:
Кончик в зубы упирается,
Бока кверху устремляются!

<Рисунок 5>

4. Упражнение “Чищу зубы”

Чищу зубы,
Чищу зубы.
И снаружи…
И внутри.
Не болели, не темнели,
Не желтели, чтоб они.

Выполняем упражнение так, улыбнись, приоткрой рот, “почисть” кончиком языка нижние зубки, делая движения из стороны в сторону, “почисть” старательно ещё раз нижние зубы с внутренней стороны.

<Рисунок 6>

4. Диафрагмальное дыхание:

А теперь представьте, что мы с вами пошли в лес, там так свежо, так приятно пахнет! Давайте подышим:

Если уж в лесу гулять
Надо воздухом дышать!
Подышите, как я.
Выдох – пффф
Пауза
Возврат дыхания – пффф
Пауза.
Возврат дыхания – с-с-с-с
Пауза.
Возврат дыхания – пффф
Пауза.
Возврат дыхания – с-с-с-с.

Посмотрите, какие кораблики у нас плавают в “море” (перед ребёнком ставится ёмкость с водой, в которой плавают кораблики). Давай на него подуем, чтобы он скорей к другому берегу приплыл.

Давайте немного отдохнём и рассмотрим вот эту картинку, на которой всё нарисовано про звук “С” (рассматриваем акустико-артикуляцыонный профиль и делаем анализ артикуляции звука “с”).

Акустико - артикуляционный профиль звука “С”

<Рисунок 7>

Посмотри и скажи, что делают губки при произношении звука “с”?
- Ребёнок – улыбаются.
- Что остаётся между зубками?
- Ребёнок – щель.
- Язычок, какой узкий или широкий?
- Ребёнок – широкий.
- Куда упирается кончик языка?
- Ребёнок – в верхние зубки.
- Язычок, что ещё делает?
- Ребёнок – выгибается горкой.
- Какая воздушная струя?
- Ребёнок (прикладывает, на расстоянии, к горлышку тыльной стороной ладошку и проверяет воздушную струю) - Холодная.
- Проверь ладошкой, какой это звук глухой или звонкий?
- Ребёнок – глухой.
- Какой бывает этот звук, твёрдый как орех или мягкий как вата.
- Ребёнок – бывает и твёрдым и мягким.

Давай ещё раз попробуем сделать губы, зубы, язычок, так как мы только что говорили (ребёнок выполняет).

Давай встанем и “накачаем насос” (ребёнок делает имитационные движения, как будто он “накачивает насос” наклоняясь вперёд и произнося звук с-с-с-с, взрослый следит за артикуляцией звука).

5. Моторика пальцев рук:

Давай теперь покажем страусёнку Степану, как работают наши ручки:

Ты не бойся, это гусь
Я сама его боюсь
Гусь стоит и всё гогочет
Ущипнуть тебя он хочет.

<Рисунок 8>

6. Фонематический слух:

Послушай внимательно и хлопни в ладоши, когда услышишь звук “С”.

(Ж, З, С , Ц, Ж, С , З, Ш, Ц, С , Ш…)

А теперь подними руку, когда услышишь слог со звуком “С”: ЖА, СА , ШО, ЖО, СУ , ЦА, ЗА, ШО…

Послушай и произнеси слоги, которые я тебе скажу:

СА-СО-СУ; СЫ-СА-СЭ; СУ-СЭ-СЫ.

Сегодня к нам в гости взглянуть на Страусёнка зашли Саша и Сима, подари им игрушки (картинки) вместе с нашим Страусёнком – Саше со звуком “С”, Симе – со звуком “СЬ”. Ребёнок раздаёт картинки или игрушки и проговаривает каждое предложение: “ Я подарю Саше картинку санки , а Симе гуся ”..

Молодец! Всё сделал правильно!

Вот и подошло время заканчивать наше занятие, посмотрите ещё раз на профиль звука “С” и расскажите по нему: об язычке, губках, зубках, “ветерке” (воздушной струе), как они себя ведут, когда ты произносишь звук “С” (ребёнок вспоминает полную артикуляцию звука “С”).

Ну что, Страусёнок, научился произносить правильно и красиво своё имя?
- Так как же тебя зовут? Произнесите вместе имя Страусёнка (Степан).
- Правильно! Молодцы!
- Я думаю, что теперь вы всегда будете правильно произносить все слова с этим красивым звуком “С”.

Конспект индивидуального логопедического занятия

Подготовительный этап к постановке звука [с]

Цели:

    Уточнение акустико-артикуляционных характеристик звука [с].

    Выработка определенных положений органов артикуляционного аппарата, для правильного произношения звука [с].

    Выработка длительной направленной воздушной струи.

    Развитие мелкой моторики.

    Развитие внимания, памяти.

Оборудование: зеркало; карандаш; ватный шарик; маленький шарик; развивающая игра «Подбери по смыслу».

Ход занятия:

    Организационный момент

Инструкция: Здравствуй! Какое у тебя настроение? Сегодня будем с тобой выполнять упражнения для твоего язычка, чтобы он был у тебя сильным и послушным. Но прежде, чем мы приступим к упражнениям для твоего язычка, мы разомнем твои пальчики, чтобы они тоже были послушными и ловкими.

Пальчиковая гимнастика:

А) «Пальчики здороваются» - соприкосновение по очереди подушечек пальцев правой и левой руки (большой с большим, указательный с указательным и т. д.), а затем «Крепкое рукопожатие» - надавливание подушечек пальчиков.

Б) «Солнечные лучи» - разжимание пальцев, не расцепляя «замка».

В) Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.

Г) Маленький шарик положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп.

2 . Уточнение акустику-артикуляционных характеристик звука [с], выработка артикуляционного уклада и длительной направленной воздушной струи.

Артикуляционная гимнастика:

А) «Улыбка»

Б) «Заборчик» - верхняя челюсть стоит на нижней, губы в улыбке.

В) «Научим язычок слушаться» - приоткрыть рот, широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу. Пошлепывая язык губами, произносить «пя, пя, пя» на одном выдохе.

Г) «Широкий язык» - улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать язык на губе, так, чтобы края касались уголков рта. Губу не подворачивать, не напрягать. Удерживать так язычок под счет до 5.

Д) «Почистим зубки» - Улыбнуться и поводить языком по внутренней стороне нижних зубов из стороны в сторону, потом вверх-вниз.

Е) «Язычок силач» - Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, язык упирается в зубы. Напрягать язык под счет до 5.

Ж) «Загнать мяч в ворота» - улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произносить длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.

З) «Сдуй снежинку» - улыбнуться, положить широкий передний края языка на нижнюю губу и, как бы длительно произносить звук [ф], сдуть ватный шарик – «снежинку» с ладони.

3. Развитие внимания, памяти.

Игра «Подбери по смыслу».

Инструкция: навози все предметы, нарисованные в игре. Подбери парную картинку по смыслу к каждому предмету на больших картах и объясни, почему они подходят друг другу.

4. Итог занятия

Мы с тобой сегодня занимались, ты выполнял все правильно, был внимательным, молодец!

Звук С

Подготовительный этап

Продолжать учить выполнять артикуляционные упражне­ния для звука [с] в полном объеме.

Формировать длительную направленную воздушную струю.

Упражнять в различении слов, близких по звучанию.

Учить определять наличие звука [с] в ряду звуков.

Закрепить названия овощей, фруктов и соответствующие
обобщающие понятия.

Развивать мимическую выразительность, память, внимание,
целостное восприятие, мелкую моторику.

ОБОРУДОВАНИЕ

Книга со сказкой «Теремок» с иллюстрациями; карточки с вкладышами для упражнения «Обед»: кастрюля (суп) - го­рох; салатник (салат) - морковь; тарелка (пюре) - карто­фель; чашка (компот) - груша; пироги - яблоко; предмет­ные картинки (кость, кастрюля, сосиска); разрезная картин­ка с изображением овощей.

1. Организационный момент.

Логопед. Садись перед зеркалом поудобнее, сегодня на занятии будем рассказывать сказку. (Вносит книгу со сказ­кой «Теремок».) Ты узнал эту сказку? Как она называется?

Ребенок отвечает.

Стоит в поле теремок (открывает 1-ю страницу книги), сто­ит он за забором (упражнение «Забор»). Бежит мимо мышка-норушка. Постучалась, а ей никто не отвечает. Тогда мышка попробовала дверь открыть (упражнение «Ворота»). Дверь


открылась. Мышка сначала испугалась, потом удивилась, а потом обрадовалась.

Ребенок вслед за логопедом выполняет соответствующие мимические движения.

Вошла в теремок и стала там жить.

Навела в теремке порядок (упражнения «Покусаем язы­чок, «Пошлепаем по язычку») и села отдохнуть (упражнение «Лопата»).

2. Прыгала мимо лягушка-квакушка. Увидела теремок, ос­тановилась на крылечке (упражнение «Лопата»), спрашива­ет: «Кто в теремочке живет?» (Ребенок помогает произно­сить фразу.) Мышка впустила лягушку, стали они вместе
жить. Растопили печку (ребенок дует на кончик широкого
языка),
стали обед готовить.

Давай посмотрим, что у них сегодня на обед. Суп из гороха, какой он?.. (Гороховый.) Пюре из картофеля, какое?.. (Картофельное.) Салат из моркови, какой?.. (Морковный.) Компот из груш, какой?.. (Грушевый.) Пироги из яблок, какие?.. (Яблочные.)

3. Скакал мимо заяц (открывается следующая страни­ца). Остановился и говорит: «Пустите меня в теремок». А у
него с собой полная корзинка фруктов.

Пальчиковая игра «Фрукты»

Вот у зайца

Димочки Фрукты в корзиночке:

Яблоки и груши.

Угощайтесь, кушайте!

Персики и сливы,

Спелые, красивые!

Посмотри-ка на ранет!

Вкуснее этих фруктов нет!

(Ребенок повторяет за логопедом движения пальчиками.) Корзинка тяжелая, нелегко зайцу было ее нести (ребенок

дует на кончик широкого языка). Пустили зайца в теремок и

стали жить все вместе.

4. Бежит мимо лисичка-сестричка (открывается следующая
страница).
Бежит, хвостиком следы заметает (упражнение
«Почистим нижние зубки»).
Мечтает она о вкусном обеде.


Покажи, о чем мечтает лисичка, тогда, когда услышишь правильное слово.

Кофть - тость - кошть - кость.

Чупчик - тупчик - суптик - супчик.

Шошишка - соситка - фосифка - сосиска.

Увидела лисичка теремок, постучалась (ребенок прогова­ривает нужную фразу) и попросилась в теремочке жить. Ста­ли они жить вместе.

5. Бежит мимо волчок - серый бочок, несет с собой какой-
то мешок. Не удержал, уронил мешок, все из него рассыпал.

Помоги волчку все собрать (ребенок собирает разрезную картинку «Овощи»).

Что же уронил волчок? Как это назвать одним словом? (На­зывает.)

Постучался волчок (проговаривает нужную фразу). Пусти­ли его в теремок.

6. Идет мимо большой... (открывается следующая стра­ница) медведь. Остановился около теремка (упражнение «Ло­пата») и громко постучался. (Проговаривает нужную фразу
громким, сердитым голосом.)
Спрятались все звери в терем­ке, боятся медведя (удерживает кончик языка за нижними
зубами).
Не пустили медведя в теремок. Тогда он полез на
теремок. Заскрипел теремок: с-с-с.

Как только услышишь, что теремок скрипит, крикни гром­ко зверям: «Убегайте!» Слушай внимательно: ф, с, ш, т, з, с...

Сломал медведь теремок (дует на кончик широкого язы­ка), но ты помог зверям, предупредил их. Никто не постра­дал!

Вот и сказке конец (книга закрывается), а кто слушал - молодец! А кто рассказывать ее помогал, тот - умница!

Постановка звука [с]

Закрепить правильное выполнение артикуляционных уп­ражнений.

Продолжать формирование длительной направленной воз­
душной струи.

Учить правильно произносить звук [с] с механической по­
мощью и по подражанию.

Продолжать учить выделять звук [с] из ряда звуков.


Продолжать учить образовывать относительные прилагатель­ные.

Упражнять в правильном употреблении форм винительно­го и родительного падежа единственного числа имен суще­ствительных.

Развивать внимание, пространственную ориентировку, мел­
кую моторику.

ОБОРУДОВАНИЕ

Игрушка-дразнилка «Малыш»; длинная тонкая палочка для постановки звука [с]; предметные картинки с изображе­нием предметов посуды (чайник, чашка, ложка, вилка, та­релка); пирожки (муляжи или плоскостные изображения); набор рыбок.

1. Организационный момент.

Логопед. Сегодня я хочу познакомить тебя с Малышом. Он еще маленький и совсем ничего не умеет. Вот он и хочет у тебя поучиться.

2. Малыш тебе улыбается, и ты ему улыбнись (упражне­ние «Улыбка»). У Малыша нет зубов, покажи ему, какой у
тебя заборчик из зубов (упражнение «Забор»). Давай научим
Малыша показывать язычком лопатку, но сначала похлопаем
по язычку: пя-пя-пя (упражнение «Накажем непослушный
язычок»).
А теперь положи на нижнюю губку плоский язы­чок. Вот и получилась лопатка! (Упражнение «Лопата», со­провождается работой с игрушкой-дразнилкой.)

Устал Малыш, решил отдохнуть. И язычок устал. Положи его на нижнюю губу и подуй на него, чтобы язычок отдохнул (упражнение «Ветерок»). От ветерка язычку стало холодно. Спрячь его за нижние зубки (упражнение «Язычок спит»). Молодец!

3. Малыш проголодался. Давай угостим его чаем. Нальем
воду в чайник: с-с-с. Научи Малыша свистеть так, как свис­тит водичка из-под крана (постановка звука [с] с механи­ческой помощью).

4. Чайник уже закипает. Он должен засвистеть: с-с-с. Как
только ты услышишь, что чайник закипел, скажи Малышу
«Кипит!». Слушай внимательно: т, с, в, з, с, ш, с, п, ф, с.


Давай покажем, как свистел чайник: с-с-с (постановка зву­ка [с] с механической помощью, затем по подражанию).

5. Малыш будет пить чай с пирожками. Посмотри, сколько
здесь пирожков. Этот пирожок с малиной, он малиновый. А этот
пирожок с яблоками, какой он?

Этот пирожок с вишней, какой он?.. (Вишневый.) Этот пирожок с клубникой, какой он?.. (Клубничный.) Этот пирожок с разными ягодами, какой он?.. (Ягодный.) Этот пирожок с разными фруктами, какой он?.. (Фрукто­вый.)

6. Наелся Малыш, пошел посуду мыть. Вода из-под крана
свистит: с-с-с (постановка звука с механической помощью,
затем по подражанию).

А какую посуду вымыл Малыш? Что он вымыл? (Показы­вает картинку «Чашка».) Теперь чего нет на столе? (Анало­гичная работа с остальными картинками.)

Убрал Малыш посуду в шкафчик, скрипнул дверцей: с-с-с (постановка звука по подражанию, при затруднении с меха­нической помощью).

7. Отправился Малыш на речку, и мы пойдем вместе с
ним. Посмотрел он в воду, а там плавают рыбки. Покажи ему
рыбок, которые плывут вправо. А теперь тех, что плывут вле­
во. Малыш хочет покормить рыбок, сыплет в воду крошки: с-
с-с (постановка звука по подражанию, при затруднении с
механической помощью).

8. Прежде чем уйти с речки, Малыш хочет поиграть с
рыбками.

Пальчиковая игра

В нашей речке там и тут Рыбки плавают, мой друг.

Ребенок повторяет за логопедом только движения.

9. Итог занятия.

Логопед. Сегодня на занятии ты не только познакомил­ся с Малышом, но еще раз поучился сам и поучил Малыша произносить звук [с]. У тебя уже хорошо получается, а на следующем занятии получиться еще лучше!

Конспект индивидуального занятия подготовительного этапа для звука [c]

Цель: подготовить артикуляционный и слуховой аппараты к постановке звука [c]

Задачи:

  1. Коррекционные: выработка нижнего положения кончика языка развитие артикуляционной моторики,
  2. Развивающие: формирование сильной и направленной воздушной струи,

Развитие фонематического анализа,

Развитие фонематического восприятия,

  1. Воспитательные: воспитание самоконтроля, самооценки.

Оборудование: предметные картинки, игра на дыхание «вини-пух и пчелки»

Ход занятия:

Винни идет в гости к своему другу-Пятачку, но дорога его лежит через густой лес. Чтобы пройти через этот лес необходимо выполнить задания, давай поможем Винни?

Лопаточка : язычок наш, как лопатка:

Горка : выше, горка, поднимись Колесо : покатилось колесо

Трубочка

  1. Я сейчас тебе буду петь разные песенки, а ты, если услышишь песенки водички «ссс…» хлопни в ладоши: ж, м, ш, в, а, с, у, р, ц, с,
  2. Артикуляционная гимнастика: давай с тобой разомнем наш язычок.

Лопаточка : язычок наш, как лопатка:

Закругленный, плоский, гладкий

Горка : выше, горка, поднимись Колесо : покатилось колесо

Мы помчимся с горки вниз! отвалилось, вот и все…

Трубочка : трубочка, гуди сильней колесо, вернись назад,

Созовем мы всех друзей! пожалей мой самокат!

  1. Посмотри, Винни нес пятачку бочонок с медом, но налетели пчелы и собираются съесть весь мед, давай их прогоним (сдуть пчелок, сначала просто, затем через трубочку)
  2. Посмотри, лесные жители приготовили для Винни еще одно задание. Нужно найти все картинки со звуком [с] и определить, в начале, середине или конце находится звук?
  3. Артикуляционная гимнастика: давай с тобой разомнем наш язычок.

Лопаточка