Явление тяготения. Гравитационная сила. Простые механизмы. Периодическое движение. Гравитация Простые механизмы периодическое движение гравитация огэ

Про​стые механизмы. Пе​ри​о​ди​че​ское движение. Гравитация Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных символов. 1 Нитяной маятник совершает гармонические колебания. При увеличении массы груза маятника в 4 раза период колебаний 1 1) увеличился в 2 раза 2) увеличился в 4 раза 3) уменьшился в 2 раза 4) не изменился 2 Рычаг находится в равновесии под действием двух сил. Сила F1 = 12 H. Длина рычага 50 см, плечо силы F1 равно 30 см. Чему равна сила F2? 2 1) 0,2 H 2) 7,2 H 3) 18 H 4) 24 H 3 Тело свободно падает из состояния покоя у поверхности некоторой планеты. На рисунке изображены расстояния, проходимые телом за последовательные равные промежутки времени. Чему равно расстояние S 2, если ускорение свободного падения на планете равно 6 3 м/с2 ? Сопротивлением атмосферы можно пренебречь. 1) 3 м 2) 6 м 3) 9 м 4) 12 м 4 Камень, брошенный с поверхности земли вертикально вверх, достигает максимальной высоты и возвращается назад. Какой из графиков соответствует зависимости модуля скорости от времени в процессе движения камня вверх? 4 1) ID_2871 1/4 neznaika.pro 2) 3) 4) 5 Камень, брошенный с поверхности земли вертикально вверх, достигает максимальной высоты и возвращается назад. Какой из графиков соответствует зависимости модуля скорости от времени в процессе движения камня вниз? 5 1) 2) 3) 4) 6 Для тела, свободно падающего из состояния покоя у поверхности некоторой планеты, измерялись расстояния, проходимые телом за последовательные равные промежутки времени (см. рис.). Чему равно ускорение свободного падения на планете, если S 2 = 30 м? Сопротивление атмосферы пренебрежимо мало. 6 1) 5 м/с2 2) 10 м/с2 ID_2871 2/4 neznaika.pro 3) 20 м/с2 4) 40 м/с2 7 Звуковая волна переходит из воды в воздух. Как меняются при этом частота и скорость звука? 7 1) частота не изменяется, скорость увеличивается 2) частота не изменяется, скорость уменьшается 3) частота увеличивается, скорость не изменяется 4) частота уменьшается, скорость не изменяется 8 Сравните громкость звука и высоту тона двух звуковых волн, испускаемых камертонами, если для первой волны амплитуда А1 = 1 мм, частота ν1 = 600 Гц, для второй волны амплитуда А2 = 2 мм, частота ν2 = 300 Гц. 8 1) громкость первого звука больше, чем второго, а высота тона меньше 2) и громкость, и высота тона первого звука больше, чем второго 3) громкость, и высота тона первого звука меньше, чем второго 4) громкость первого звука меньше, чем второго, а высота тона больше 9 9 Если использовать неподвижный блок, то 1) можно получить выигрыш только в силе 2) можно получить выигрыш только в работе 3) можно получить выигрыш и в силе, и в работе 4) нельзя получить выигрыш ни в силе, ни в работе 10 Тело движется равномерно по окружности против часовой стрелки. Какой вектор соответствует направлению вектора скорости в точке А? 10 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4 ID_2871 3/4 neznaika.pro Ответы 1 4 2 3 3 3 4 1 5 2 6 3 7 2 8 4 9 4 Неподвижный блок как равноплечий рычаг не даёт выигрыш в силе. Выигрыш же в работе не дает ни один из простых механизмов. 10 4 Обо всех неточностях пишите на почту (с указанием темы и формулировки задания): [email protected]

Попытки объяснить движения планет осуществлялись разными учёными. Однако именно Роберту Гуку (см. Рис. 2) удалось сопоставить движение планет с действующими силами. Он догадался, что Солнце притягивает к себе все планеты, что движение планет обеспечивается именно Солнцем.

Рис. 2. Роберт Гук (1635-1703) ()

Следующий шаг в изучении движения планет был сделан Ньютоном (см. Рис. 3), который рассматривал направление действия силы по направлению ускорения (если посмотреть по направлению ускорения планет, то мы увидим Солнце). Ньютон впервые рассчитал направление и траекторию движения планет. В результате того, что измерения были неточными, он не стал публиковать свои результаты. Это привело к тому, что между двумя учеными, Робертом Гуком и Ньютоном, продолжался очень долгое время спор о приоритете открытия движения планет вокруг Солнца и, самое главное, - о всемирном тяготении. Ведь именно Гук первый опубликовал работу в 1674 году, в которой утверждал, что взаимодействуют между собой не только планеты и Солнце, но и планеты друг с другом. Как гласит история, Ньютон догадался о таком взаимодействии ещё в 1666 году, но по указанным выше причинам свои выводы не публиковал.

Рис. 3. Исаак Ньютон (1642-1727) ()

Силы взаимодействия между планетами и между планетами и Солнцем стали называться гравитационными, что в переводе с латинского означает «тяжесть».

Взаимодействие, свойственное всем телам Вселенной и проявляющееся в их взаимном притяжении друг к другу, называют гравитационными , а само явление - явление всемирного тяготения, или гравитацией .

Можно сказать, что Исаак Ньютон в своей работе, которую он опубликовал в 1698 году, совершенно четко показал, что между планетами существует взаимодействие. Это взаимодействие осуществляется особым полем, которое стали называть гравитационным. У этого поля есть некоторые особенности. Самая главная и самая интересная особенность - поле является всепроникающим. Дело в том, что от электрического поля и от магнитного можно защититься, есть возможность поставить барьер действию этого поля. А от гравитационного поля защититься невозможно. То есть каждый раз, когда мы ставим на пути гравитационного поля какой-либо барьер, мы ощущаем действие этого поля и за этим барьером.

Гравитационное взаимодействие зависит от массы тела. Причем чем масса больше, тем и гравитационное взаимодействие будет более интенсивным.

Также Ньютон вывел два соотношения. Все тела, которые находятся вблизи поверхности Земли, притягиваются к ней с ускорением свободного падения. Сравнив это ускорение с ускорением Луны относительно Земли, Ньютон заметил, что ускорение свободного падения в 3600 раз больше. В то же самое время расстояние от центра Земли до Луны и радиус Земли, отличаются в 60 раз (см. Рис. 4). То есть ускорение обратно пропорционально квадрату расстояния. Это соотношение и привело к открытию закона всемирного тяготения, который будет рассмотрен на следующем уроке.

Рис. 4. Отношение расстояния от центра Земли до Луны к радиусу Земли

Необходимо отметить тот факт, что при выведении закона всемирного тяготения Ньютон использовал данные открытий многих других учёных.

Список литературы

  1. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. Физика 10. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Касьянов В.А. Физика 10. - М.: Дрофа, 2000.
  3. А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. Физика 9. - М. Дрофа 2009.

Домашнее задание

  1. Вопросы (1-3) в конце параграфа 15 (стр. 61) - А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. Физика 9 (см. список рекомендованной литературы) ()
  2. Какое взаимодействие называется гравитационным?
  3. Какими свойствами обладает гравитационное поле?
  1. Интернет-портал Origins.org.ua ( ).
  2. Интернет-портал Ru-an.info ().
  3. Интернет-портал Rnbo.khb.ru ().