Реформаторская деятельность Сперанского М.: замыслы и результаты. Реформаторская деятельность М.М. Сперанского Верно ли высказывание

Вернуть авторитет, утраченный после Тильзита, Александр I решил с помощью нового витка реформаторской деятельности. С охлаждением царя к членам Негласного комитета возникла потребность в новых лицах, которые, однако, должны были продолжить прежнее направление реформ. Император быстро нашел человека, который отвечал этим требованиям. Им стал М. М. Сперанский.

Происходил из семьи бедного сельского священника. После окончания Санкт-Петербургской Духовной академии он некоторое время работал учителем, а затем секретарем у князя А. Б. Куракина - любимца Павла I.

Когда князь был назначен генерал-прокурором Сената, Сперанский стал работать чиновником в Сенате при Куракине. В короткий срок он зарекомендовал себя поистине незаменимым и очень способным человеком. В начале правления Александра I он оказался в числе главных действующих лиц правительства, хотя и не занимал первоначально крупных государственных постов.

Члены Негласного комитета привлекали Сперанского к обобщению материалов своих обсуждений, а затем стали поручать ему составление проектов по заданным ими темам. В 1803-1807 гг. Сперанский имел уже пост директора одного из департаментов Министерства иностранных дел. Он был наиболее близок к В. П. Кочубею - всесильному министру внутренних дел. В период болезни министра Сперанскому было поручено вместо него лично докладывать императору о положении дел. Эти доклады показали Александру, что Сперанский - тот человек, который ему нужен. Кроме того, в отличие от ближайшего окружения царя, Сперанский не выступал против Тильзитского мира, симпатизируя в душе законам, установленным во Франции Наполеоном.

Началось восхождение Сперанского к вершинам государственной власти. С 1807 г. он статс-секретарь императора, а с 1808 г. - заместитель министра юстиции, который одновременно являлся и генерал-прокурором Сената.

Проект политической реформы: замыслы и результаты

Первый проект политических преобразований Сперанский предложил царю еще в 1803 г. в «Записке об устройстве судебных и правительственных учреждений в России». Он ставил вопрос о необходимости осторожного введения в стране конституционной монархии и предотвращении таким образом для России «французского революционного кошмара». Однако лишь после Тильзитского мира царь поручил ему составить проект всеобъемлющей реформы государственного управления. Такой проект был готов к октябрю 1809 г. Им стало «Введение к уложению государственных законов», в котором содержались следующие положения:

    Управление государством должно осуществляться на основе разделения властей: законодательная власть принадлежит новому выборному учреждению - Государственной думе; исполнительную власть осуществляют министерства; судебная власть принадлежит Сенату;

    Еще один новый орган - Государственный совет - должен был стать совещательным органом при императоре и рассматривать все проекты законов до их поступления в Думу;

    Устанавливались три основных сословия российского общества: 1) дворянство, 2) «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне), 3) «народ рабочий» (крепостные крестьяне, домашние слуги, рабочие);

    Политические права должны были принадлежать представителям «свободных» (первых двух) сословий; однако третье сословие получало общие гражданские права (главным среди них было положение о том, что «никто не может быть наказан без судебного приговора») и могло по мере накопления собственности и капитала перейти во второе сословие; первое сословие сохраняло и особые права (покупать имения с крепостными и т. п.);

    Избирательное право получали лишь лица, обладавшие движимым и недвижимым имуществом (т. е. представители первых двух сословий);

    Выборы в Государственную думу предполагались четырехступенчатыми (вначале проходили выборы в волостные думы, затем депутаты этих органов избирали членов окружных дум, те, в свою очередь, - депутатов губернских дум. И лишь губернские думы выбирали депутатов Государственной думы);

    Руководить работой Думы должен был назначаемый царем канцлер.

Осуществление проекта Сперанского должно было стать важным шагом на пути реформ. Этот план со временем получил бы развитие в других преобразованиях. Конечную цель реформатор видел в ограничении самодержавной власти царя и ликвидации крепостного права.

Александр I в целом одобрил проект Сперанского. Однако его следовало претворять в жизнь постепенно, не вызывая потрясений в обществе. С учетом этого царь решил вначале дать ход наиболее «безобидной» части реформы.

1 января 1810 г. был обнародован манифест о создании Государственного совета. Его главной задачей было наведение порядка в подготовке и принятии законов. Все их проекты теперь должны были рассматриваться только через Государственный совет. Совет оценивал не только содержание законов, но и саму необходимость их принятия. В его задачи входило также «разъяснение» смысла законов, принятие мер к их исполнению. Кроме того, члены Совета должны были рассматривать отчеты министерств и вносить предложения по распределению государственных доходов и расходов.

Государственный совет был призван стать не законодательным, а законосовещательным органом при императоре, орудием его законодательной власти.

В 1811 г. Сперанский подготовил проект «Уложения Правительствующего сената», которое должно было стать следующим шагом на пути политической реформы. Исходя из идеи разделения властей, он предлагал разделить Сенат на Правительствующий (ведающий вопросами местного управления) и Судебный (являющийся высшей судебной инстанцией и контролирующий все судебные учреждения). Этот проект, однако, не был осуществлен.

Проведенные в 1810 - 1811 гг. преобразования, а также стремление предоставить крепостным гражданские права вызвали такую бурю негодования среди высших чиновников и большинства дворян, что Александр был вынужден прекратить осуществление реформ: слишком свежа была в памяти судьба отца.

Задание № 1. Перечислите основные вехи политической биографии М.М. Сперанского в 1801—1812 гг. Чем вы можете объяснить успех его политической карьеры?

1801 — статс-секретарь при госсекретаре, 1802 — статс-секретарь при министре внутренних дел Кочубее, 1807 — статс-секретарь Александра I, 1808 — товарищ министра юстиции и главный советник Александра I в государственных делах, 1810 — государственный секретарь (председатель учрежденного Госсовета), 1812 — ссылка

Выдающиеся способности, умноженные на умение разбираться в человеческих характерах и нравиться людям. Все это способствовало расположению к нему влиятельных особ (Куракин, Кочубей)

Задание № 2. Подготовьте доклад на тему «Реформы М. М. Сперанского» Составьте развернутый план доклада

План доклада: 1) Причины возвышения Сперанского, 2) Причины необходимости реформ по мнению Сперанского, 3) Основные положения проекта реформы, 4) Характер реформ, 5) Фактические результаты реформы, 6) Причины неудачи реформ, 7) Значение реформаторской деятельности Сперанского

Задание № 3. Укажите главную, с вашей точки зрения, черту проекта политических реформ Сперанского. В чем состояло ее особое значение для России?

Не затрагивая основ самодержавно-феодального строя, осторожно провести умеренные реформы, которые смягчили бы острые социальные противоречия в обществе. Значение реформ состояло в том, что многие идеи Сперанского послужили основой будущих реформаторских преобразований

Задание № 4. Заполните таблицу «Политические реформы М. М. Сперанского»

Основные положения Положительные стороны Отрицательные стороны

Осуществить разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную

Создать систему представительских учреждений

Определить порядок, функции и ответственность органов исполнительной власти

Выборность судебной власти на местах

Разделение на три сословия всего населения России и наделение его определенными для каждого сословия правами

Монарх сохранял верховную власть

Децентрализация власти

Стремление поставить исполнительную власть под контроль выборных органов

Предоставление гражданских прав всему населению

Привлечение к управлению страной более широких слоев населения за счет системы выборов

Недовольство крестьянского и дворянского сословий

Неудобство нового порядка выборов

Несогласованность

Политические права получали только два первых сословия на основе имущественного ценза и личной свободы

Ограничивались возможности Государственной думы в законо-дательной сфере и в области кон-троля за исполнительной властью

Фактическое сохранение само-державия в его правах и возмож-ностях

Не рассматривался вопрос отме-ны крепостного права

Основная масса населения оста-валась бесправной

Задание № 5. Какими функциями, согласно проекту М. М. Сперанского, должны были обладать:

Сенат — состоит из двух частей — Правительствующий (ведающий вопросами местного управления) и Судебный (являющийся высшей судебной инстанцией и контролирующий все судебные учреждения). Члены Сената пожизненно должны были избираться Думой и утверждаться императором

Государственная Дума — выборный высший законодательный орган страны. Без согласия Думы монарх не имел права издавать законы, но мог всегда рас-пустить Думу

Государственный совет — совещательный орган при императоре, как связующее звено между монархом и законодательными, исполнительными, судебными органами империи. Члены совета назначались императором и несли ответственность только перед ним

Министерства — орган исполнительной власти со строго определенными функциями и порядком. Министры назначались императором и должны были нести ответственность перед Государственной Думой

Задание № 6. Выберите правильный ответ

По замыслу М. М. Сперанского Россия должна была стать:

а) самодержавной монархие

б) конституционной монархией

в) парламентской монархией

г) республикой

Задание № 7. На основе материала учебника составьте схему высших органов государственной власти России и их взаимодействия по проекту Сперанского

Задание № 8. Заполните таблицу «Причины и последствия отставки М. М. Сперанского»

Причины Последствия

Реформы затрагивали интересы высших слоев населения

Либеральный характер реформ

Недовольство консервативно настроенных слоев дворянства и чиновничества

Личность самого Сперанского («попович»)

Симпатии Сперанского к государственному устройству Франции в условиях обострения отношений двух стран

Интриги двора

Нерешительность Александра I

Не была доведена до конца административная реформа, что сказалось на качестве и эффективности аппарата управления

Не были проведены политические реформы, что оставило нерешенными все противоречия общества

Не были проведены экономические реформы (бюджет, налоги)

Откат России к консерватизму и отказ от курса реформаторства

Задание № 9. Заполните таблицу «Функции министерств»

Название министерства Функции
Военное министерство Вопросы руководства, организации, устройства, снабжения, вооружения всех сухопутных вооруженных сил
Морское министерство Вопросы руководства, организации, устройства, снабжения, вооружения, строительства военно-морских сил
Министерство иностранных дел Все международные отношения государства и связанные с этим «места и лица», дворцовый церемониал
Министерство юстиции Управление судебными учреждениями и вопросы судопроизводства
Министерство внутренних дел Промышленность, сельское хозяйство, городское и земское хозяйство, медицина, гражданское строительство, перепись населения и статистика
Министерство финансов Доходное имущество, горное дело, все налоги, повинности и сборы, государственный бюджет, государственные кредиты и займы, кредитные учреждения (банки)
Министерство народного просвещения Управление учебными заведениями, Академией наук, научными учреждениями, музеями и ведало цензурой
Министерство коммерции Внешняя и внутренняя торговля, таможня, коммуникации

▫ На мнение - имеет. На высказывать гадости - выходит, тоже. Увы. И то: разве ж высказанное этим деятелем (уж не знаю, с каких таких дум и по какой при чине... жара? настолько увлёкся учением? иное?) оскорбительно? Это же не с айфоном зайти куда, поснимать! И не станцевать под песенку. Глупую, правда, песенку. Вот зайти с айфоном и под песенку когда - вот то настоящее оскорбление! На школьном сайте проглядывается называние заслужившего - заслуженными эпитетами... ========================= А ещё есть понятия `честь` и `совесть`. Наряду с понятиями `Да класть я хотел!`, к сожалению. ... Коллеги этого `докладчика` прокомментировали. Привожу мой уже комментарий - к их комментарию: - епископ Стефан призвал `спокойнее относиться` к высказываниям главы Белгородской епархии и не рассматривать их `в контексте того, что владыка Иоанн кого-то там осуждает или привносит что-то такое в религиозное осмысление событий, что является каким-то новшеством`. ================= Итишкин же ты кот, а! ПРИВНОСИТ! И не `что-то такое`, а... А сдуреть что он привносит. И именно в религиозное - да! - осмысление событий. Но вы, дескать, того... Спокойней относитесь. Не рассматривайте. Ибо сказал этот сказун хоть и так, да вот ни разу не так! (Почему? А потому! Но как же так... А вот так!). ... Расслабтесь, типа. Поедайте свой попкорн. Спокойней, граждане, что за треволнения. ========================== Ладно хоть не сказал `А ну цыть тут у меня, рты, вишь, пораскрывали!`... Вот вообще - совесть есть?! Стыд - есть?!
▫ Пушкин так Радищева чихвостил, особенно касательно слога и содержания, что после его выпадов Радищева страшно даже открывать. Вот и не стала министр читать ересь всякую, ну а потом немного ошиблась. Но в целом же попала правильно. Не ревизора же она назвала. :):) Но, почему она не сказала, что школы сами выбирают программы для изучения, так как теперь важны универсальные знания, целостное понимание, бла-бла...Ведь это мог быть `заказ` конкурентов...., а время эфира ограничено, она могла бы до бесконечности `уходить от темы`. В этом она ступила.. Вот когда какую-то министершу про снилс спрашивали, она такого лазаря напела, договорились до того, что это вовсе не православие против, вовсе не Патриарх 2013 году выступал с трибуны, а какие-то ортодоксы и секты против снилса, а православие За....и ничего не изменилось....
▫ Каждый имеет право на свое мнение! Мой родной дядя в 18 лет погиб под Тверью, был крещен. И два брата бабушки погибли в 20 - 24 года, оба крещеные... Статистики нет и не может быть - сколько было крещеных, а сколько нет... Но и обзываться не делает чести здесь присутствующим. Низкий уровень воспитания, к сожалению, проглядывается и на школьном сайте...Эх, педагоги!

Задание 1

Используя материал учебника и дополнительные источники, перечислите основные вехи политической биографии М. М. Сперанского в 1801-1812 гг. Чем вы можете объяснить успех его политической карьеры?

Секретарь у князя А. Б. Куракина. Чиновник в Сенате при Куракине. Привлекался к обсуждению материалов Негласного комитета, составлял проекты по заданной им теме. Директор одного их департаментов Министерства иностранных дел. Стас секретарь императора. Заместитель министра юстиции.

Задание 2

Подготовьте сообщение на тему «Реформы М. М. Сперанского». Составьте и запишите его развёрнутый план.

1. первый план реформ «Записки об устройстве судебных и правительственных учреждений в России».

2. второй проект реформ «Введение к уложению государственных законов».

3. Основные положения проекта

4. «Проект уложения Правительствующего сената».

5. Значение предложенных реформ для России.

Первый проект политических преобразований Сперанский предложил царю еще в 1803 г. в «Записке об устройстве судебных и правительственных учреждений в России». Он ставил вопрос о необходимости осторожного введения в стране конституционной монархии и предотвращение таким образом для России «французского революционного кошмара».

Только после Тильзитского мира царь поручил ему составить проект всеобъемлющей реформы государственного управления. В 1809 г. Сперанский подготовил в 1809 году один из важнейших документов в своей политической карьере – «Введение к уложению государственных законов».

Историки отмечают следующие ключевые положения этого документа, как системы, которая довольно четко характеризует реформы Сперанского:

1. В основе политической власти государства. Разделение ветвей на законодательную, исполнительную и судебную. Эту идею Сперанский почерпнул из идей Французского Просвещения, в частности Монтескье. Законодательную власть должна была осуществлять Государственная Дума, исполнительную – уже созданные Министерства, а судебную – Сенат.

2. Создание совещательного органа при императоре, Государственного Совета. Этот орган должен был готовить проекты законов, которые затем подавались бы в Думу, где после голосования могли стать законами.

3. Социальные преобразования. Реформа предполагала осуществить раздел общества России на три класса: первый – дворянство, второй («среднее сословие») – купцы, мещане и государственные крестьяне, третий – «народ рабочий».

4. Реализация идеи «природного права». Гражданские права (право на жизнь, арест только по решению суда и т.д) для всех трех сословий, а политические права должны были принадлежать только «свободному люду», то есть первым двум сословиям.

5. Разрешалась социальная мобильность. При накоплении капитала крепостные могли выкупить себя, а значит стать вторым сословием, следовательно – получить политические права.

6. Государственная Дума – выборный орган. Выборы должны были проходить в 4 этапа, тем самым создавались региональные органы власти. В первую очередь два сословия выбирали волостную думу, члены которой выбирали уездную думу, депутаты которой, в свою очередь своими голосами формировали губернскую думу. Депутаты губернского уровня выбирали Государственную Думу.

7. Руководство Думой переходило к назначаемому императором Канцлеру.

Несмотря на незавершенность реализации первого этапа реформ Сперанский в 1811 году опубликовал «Уложения Правительствующего Сената». В этом документе предлагалось:

1. Предложил разделить Сенат на Правительствующий (вопросы местного управления) и Судебный (главный орган судебной ветви власти Российской империи).

2. Создать вертикаль судебной власти. Должны создаваться губернские, окружные и волостные суды.

3. Высказал идею предоставления крепостным гражданских прав.

Этот проект, как и первый документ 1809 года, так и остался всего лишь проектом. На момент 1812 года была реализована только одна идея Сперанского – создание Государственного Совета.

Несмотря на то, что реформы Сперанского так и не были реализованы в жизнь, их продолжили обсуждать в российском обществе даже после смерти реформатора. В 1864 году, при проведении судебной реформы, учли идеи Сперанского относительно вертикали судебной системы. В 1906 году заработала первая в истории России Государственная Дума. Поэтому, несмотря на незавершенность, проект Сперанского оказал огромное влияние на политическую жизнь российского общества.

Задание 3

Укажите главную идею проекта политической реформы Сперанского. В чём, на ваш взгляд, состояло её особое значение для России?

Ограничение самодержавия и отмена крепостного права. Предоставление крепостным гражданских прав. Это позволило бы избежать участи Французской революции в России, обеспечить ее экономическое и политическое развитие.

Задание 4

Прочитайте документ и письменно ответьте на вопросы.

Из письма Ф. Лагарпа императору Александру I (октябрь 1801 г.)

Пусть те, кого вы поставили во главе разных отраслей управления, привыкают к мысли, что они всего лишь ваши делегаты, что у вас есть право быть в курсе всех дел, быть обо всём осведомлённым и что вы хотите сделать это правилом. Сохраняйте власть нераздельной... Во имя вашего народа, Государь, сохраняйте неприкосновенной власть, возложенную на вас... Не позволяйте отвращению, которое внушает вам самодержавие, сойти с этого пути. Имейте мужество удержать в своих руках власть всю целиком, безраздельно, поскольку установления вашей страны предоставляют вам для этого законные основания.

Почему Лагарп, ориентируя Александра I на проведение реформ, призывает его не отказываться от самодержавия? Прав ли он, на ваш взгляд? Почему?

Лагарп прав. Предлагаемые реформы были новы для России. Они должны были происходить постепенно. Однако при существующих порядках и ослаблении власти императора в тот момент мог произойти развал империи. Сначала необходимо было сформировать в умах чиновников, что все это делается для страны, а не для личной выгоды каждого.

Задание 5

Напишите, какими функциями, согласно проекту М. М. Сперанского, должны были обладать:

Сенат – судебная власть.

Государственная дума – законодательная власть.

Государственный совет – совещательный орган при императоре, рассматривает все проекты до их поступления в думу.

Министерства – исполнительная власть.

Задание 6

Используя материал учебника, составьте схему высших органов государственной власти России и их взаимодействия по проекту М.М. Сперанского.

Задание 7

Выберите правильный ответ.

По замыслу М. М. Сперанского Россия должна была стать:

а) самодержавной монархией

б) конституционной монархией

в) парламентской монархией

г) республикой

Почему М. М. Сперанский выбрал именно такой вариант? Чем он руководствовался?

Сперанский выбрал такой вариант по причине повторения событий Французской революции в России.

Задание 8

Используя материал учебника, заполните таблицу.

Задание 9

Заполните таблицу, используя материал учебника.

Задание 10

Объясните значение понятий:

Идеолог – выразитель и защитник идеологии – совокупности взглядов, идей, в которых отражается отношение людей к существующей действительности.

Консерватизм – течение, сторонники которого отстаивают идеи сохранения традиций, преемственности в политической и культурной жизни.

Инстанция – ступень в строении подопечных друг другу органов.

Эсманская Алла Георгиевна, учитель истории ЦО №1828 «Сабурово».

Урок на тему «Реформаторская деятельность М.М. Сперанского»

Цели урока:

    показать основные направления деятельности М.М.Сперанского, их прогрессивный и в тоже время половинчатый характер;

    выяснить причины неприятия реформ М.М.Сперанского дворянством и причины его ссылки;

    совершенствование умения работать с историческим документом и делать самостоятельные выводы;

    осознание прогрессивности конституционных идей М.М.Сперанского.

План урока.

    Начало деятельности М.М. Сперанского.

    Проект политических реформ: замыслы и результаты.

    Отставка М.М. Сперанского.

Ход урока.

(слайд 1) Тема урока: «Реформаторская деятельность М.М. Сперанского».

(слайд 2) План урока

(слайд 3)Первый этап реформ Александра I окончился в 1803 г., когда стало ясно, что нужно искать новые пути и формы их осуществления. Императору понадобились и новые люди, не так тесно связанные с верхушкой аристократии и безраздельно преданные лишь ему лично.

(слайд 4) Выбор царя остановился на А.А. Аракчееве , сыне небогатого и незнатного помещика, в прошлом любимце Павла I , известном своей преданностью «без лести», что значилось на его гербе.

Для разработки планов новых реформ нужен был иной человек и выбор пал на М.М. Сперанского .

(слайд 5) В 1834 г. А.С. Пушкин записал в своем дневнике:

«В прошлое воскресенье обедал у Сперанского. Я говорил ему о прекрасном начале царствования Александра: Вы и Аракчеев, вы стоите в дверях противоположных этого царствования, как гений Зла и Блага».

Взгляд Пушкина отражал общее мнение того времени.

(слайд 6) М.М. Сперанский родился в семье священника. С семи лет обучался во Владимирской семинарии, а с 1790 г. — в главной семинарии при Александро-Невском монастыре в Петербурге. По окончании – преподаватель семинарии, затем секретарь князя А.Б. Куракина.В 1797 г. – в канцелярии генерал-прокурора Сената, титулярный советник (9-й ранг). В 1801 г. – действительный статский советник (4-й ранг). С 1803 г. – директор департамента МВД. С 1807 г. – фактически личный секретарь императора.

(слайд 7) Сложно найти в историческом сознании последующих поколений личность, которой давались бы столь противоречивые оценки: «попович», «семинарист», «служака», «предатель», «отец русской бюрократии», «реформатор» и т. п.

(слайд 8, 9) Работа с документами.

«Вольтер в православно-богословской оболочке»

«Со времен Ордина-Нащокина у русского престола не становился другой такой сильный ум; после Сперанского, не знаю, появится ли третий».

В.О. Ключевский

«…видел в нем разумного, строго мыслящего, огромного ума человека, энергией и упорством достигшего власти и употребляющего ее только для блага России».

Л.Н. Толстой

«Какого человека вы имеете при себе! Я отдал бы за него любое королевство!»

Наполеон

«Обладая очень счастливыми дарованиями, привлекательною наружностью и при том в высшей степени искусством, лестью, уступчивостью соглашаться со всеми мнениями лиц высших..»

Из «Записок» барона Г.А. Розенкампфа

«Странная личность, которая иногда возвышает нас, а подчас даёт нам чувствовать нашу зависимость… Сперанский имеет громадную власть; он удивительно умен и хитер, но так же самолюбив, как и невежествен.. Он боится быть понятым и потому надевает на себя тысячу масок: иногда он гражданин и хороший подданный, иногда ярый фрондер…»

Барон Густав Армфельд

Задание к документам. Какие качества Сперанского выделяют авторы высказываний?

(слайд 10) Первый проект политических преобразований Сперанский предложил царю еще в 1803 г. в «Записке об устройстве судебных и правительственных учреждений в России» . Однако только после Тильзитского мира царь поручил ему составить проект всеобъемлющей реформы государственного управления

(слайд 11) « В конце 1808 г. Ваше величество начали занимать меня постояннее предметами высшего управления, теснее знакомить с образом Ваших мыслей… Изо всех сих упражнений, из стократных, может быть, разговоров и рассуждений Вашего величества надлежало, наконец, составить одно целое. Отсюда произошел план всеобщего государственного образования».

Из письма М.М. Сперанского Александру I

Вопрос. На какие мысли вас наводит выдержка из письма М.М. Сперанского Александру I ?

(слайд 12) Таким образом, план реформ, составленный М.М. Сперанским был изложением мыслей и идей самого императора?

«…самостоятельно, без санкции царя и его одобрения, Сперанский никогда не решился бы на предложение мер, чрезвычайно радикальных в условиях тогдашней России». С.В. Мироненко «Самодержавие и реформы: Политическая борьба в России в начале 19 в.»

Что же это были за меры?

(слайд 13) Управление государством должно осуществляться на основе разделения властей: законодательная власть принадлежит новому выборному учреждению- Государственной думе; исполнительную власть осуществляют министерства; судебная власть принадлежит Сенату.

Вопросы. Какой принцип был положен в основу предложенного М.М. Сперанским проекта структуры государственных органов?

Кем впервые был предложен этот принцип?

В какой стране этот принцип был впервые реализован на практике?

(слайд 14) Еще один новый орган- Государственный совет- должен был стать совещательным органом при императоре и рассматривать все проекты законов до их поступления в думу.

(слайд 15) Устанавливались три основных сословия российского общества: 1) дворянство, 2) «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне), 3) «народ рабочий» (крепостные крестьяне, домашние слуги, рабочие). Они наделялись гражданскими правами.

Вопрос. Какие права называются гражданскими?

Неприкосновенность личности, презумпция невиновности,
равенство перед законом, судебная защита,
право на жилище, владение и распоряжение
имуществом, заключение сделок.

(слайд 16) Политические права должны были принадлежать представителям «свободных» первых двух сословий.

Вопрос. Какие права называются политическими?

Избирательное право получали лишь лица, обладающие движимым и недвижимым имуществом.

(слайд 17) Выборы в Государственную думу предполагались четырехступенчатыми(вначале проходили выборы в волосные думы, затем депутаты этих органов избирали членов окружных дум, те, в свою очередь,- депутатов губернских дум. И лишь губернские думы выбирали депутатов Государственной думы) . Руководить работой думы должен был назначаемый царем канцлер.

(слайд 18) Осуществление проекта Сперанского должно было стать важным шагом на пути реформ. Конечную цель реформатор видел в ограничении самодержавия и ликвидации крепостного права. Александр в целом одобрил проект. Однако его следовало претворять в жизнь постепенно, не вызывая потрясений в обществе.

(слайд 19) 1 января 1810 г. Был обнародован манифест о создании Государственного совета.

В порядке государственных установлении Совет представляет орган в коем все действия частей законодательной, судной и исполнительной в главных их отношениях соединяются и

через него восходят к державной власти и от нее изливаются. Посему все законы, уставы и учреждения в первых их начертаниях

предлагаются и рассматриваются в Государственном Совете и потом

действием державной власти поступают к предназначенному им

совершению в порядке законодательном, судебном и исполнительном”. М.М. Сперанский

Вопрос. Каковы задачи Государственного совета?

А) оценивал содержание законов и саму необходимость
реформирования;
б) разъяснял смысл законов;
в) принимал меры к их исполнению.

(слайд 20) По подсчетам П.Н. Даневского, из 242 дел, по которым в 1810-1825 гг. в Государственном совете произошли разногласия, Александр I в 159 случаях утвердил мнение большинства, в 83 случаях мнение меньшинства (причем в четырех случаях согласился с мнение одного члена Совета.

Вопрос. О чем, на ваш взгляд, свидетельствуют цифры, приведенные в документе?

(слайд 21) Проведенные в 1810-1811 гг. преобразования, а также стремление предоставить крепостным гражданские права вызвали такую бурю негодования среди высших чиновников и большинства дворян, что Александр был вынужден прекратить осуществление реформ6 слишком свежа была в памяти судьба отца.

(слайд 22) Ненастной мартовской ночью 1812 г. из Петербурга в юго-восточном направлении выехала почтовая кибитка. В ней находились два пассажира: тайный советник Михаил Михайлович Сперанский и частный пристав Шипулинский. Только в придворных кругах знали, что единомышленник императора Александра I в реформаторской деятельности и его ближайший советник по вопросам возможного переустройства России, секретарь Государственного совета высочайшим повелением отправляется в ссылку.

(слайд 23) Вопрос. В чем же причины отставки М.М. Сперанского?

М.М. Сперанский по поручению императора разрабатывал и проекты экономических реформ. Они предусматривали ограничение расходов государства и некоторое увеличение налогов, которое затрагивало дворянство.

(слайд 24) Работа с документом.

Великий день отечества и нас всех – 17 марта 1812 г. Бог ознаменовал милость Свою на нас.. И враги наши пали. Открыто преступление в России необычайное – измена и предательство… Должно просто полагать, что Сперанский намерен был продать отечество и государя врагу нашему. Уверяют, что в тоже время он хотел возжечь бунт…, дав вольности крестьянам… Записки В.И. Бакуниной.

Вопрос. 1. Как вы думаете, почему для столичного дворянства опала М.М. Сперанского стала «великим днем»?

2. В чем дворянство обвиняло М.М. Сперанского? Насколько, на ваш взгляд, эти обвинения были справедливы?

(слайд 25) Работа с документом.

«Сперанский испугал Александра, показав ему в конкретно воплощенном виде его смутную и бесформенную мечту. И сочиненные Сперанским параграфы встали перед умственным взором Александра как живой укор его мечтательной пассивности, как предъявленный к уплате точно подведенный счет. … Но между ними никогда не могло установиться настоящей… душевной близости, как никогда не могут сравниться мечтатель и реализатор».

Кизеветтер А.А. Исторические хроники

Вопрос. 1. В чем историк видит причины охлаждения императора к М.М. Сперанскому?

2. Чем М.М. Сперанский «испугал Александра I ?

Александр прекрасно понимал, что резкая критика Сперанского по существу, направлена в его собственный адрес. Царь более не мог сдерживать волну критики и принял решение об отставки Сперанского.

(слайд26) Против реформ выступили консерваторы во главе с Н.М. Карамзиным и великой княгиней Екатериной Павловной.

Императорское окружение презрительно относилось к выскочке, сыну поповича.

Дворяне выступали против финансовой реформы и наделения крепостных крестьян гражданскими правами.

Обвинения Сперанского в шпионаже и тайных связях с Францией и Наполеоном.

(слайд 27) Работа с документом.

«В историю России Сперанский вошел в качестве неудачника. И в самом деле, ни один из его реформаторских замыслов не был осуществлен в сколько-нибудь полной мере- большей части созданных им проектов государственных преобразований суждено было остаться на бумаге, их даже не пытались реализовать на практике. Но можно ли сказать, что он жил бесплодно? Что напрасно бросил свою душу и талант в политику?»

Томсинов В.А.

Вопрос. Ответьте на вопрос, заданный историком.

Почему вы так считаете?

(слайд 28) Вопрос. 1. Считаете ли вы, что реформы Сперанского
могли бы принципиально изменить Россию, направить ее по более благоприятному историческому пути?

2. Почему нереализованные проекты реформ заслужили столь высокую оценку?

3. Отвечали ли предложенные реформы потребностям и состоянию тогдашней России?

В конце урока учитель подчеркивает, что Сперанский опередил свое время, многие идеи реформатора были реализованы только в начале XX века.

Литература:

    ДаниловА.А., Косулина Л.Г. История России 19 век.

    Е.В. Анисимов, А.Б. Каменский Россия в 18- первой половине 19 в.

    Е.В. Колганова, Н.В. Сумакова Поурочные разработки по истории России 19 век.

    История России 19 век. Хрестоматия. 8 класс.