Расовый состав. Коренное население Америки: численность, культура и вероисповедание Соотношение негров и белых в америке

США стали страной, где расы больше не делятся на черную и белую. Очень интересная подборка.

Маккензи Макферсон, 9 лет, с родителями – 36-летней Элисон и 40-летним Лоуренсом Макферсон, Хьюстон, Техас. Самоидентификация: мулатка, смешанного происхождения. Ответ в анкете переписи: белая/чернокожая.

Когда люди спрашивают 26-летнюю Селесту Седа о ее корнях, она предлагает любопытным собеседникам самим догадаться и только потом рассказывает о своем доминикано-корейском происхождении. При этом, уверена Селеста, такая информация очень немного говорит о ее индивидуальности, которую формирует множество разных факторов – детство на Лонг-Айленде, пуэрториканская приемная семья, сестра – афроамериканка, карьера начинающей актрисы. Необычная внешность притягивает внимание, однако это не только лестно, но и весьма утомительно. «Это дар и проклятие», – грустно улыбается Селеста.

Сандра Уильямс, 46 лет, Чикаго, Иллинойс. Самоидентификация: принадлежит к двум расам, «человек». Ответ в анкете переписи: чернокожая.

Келли Уильямс II, 17 лет, Даллас, Техас. Самоидентификация: афроамериканец, немец, принадлежит к разным расам. Ответ в анкете переписи: чернокожий.

Джули Вейсс, 33 года, Голливуд, Калифорния. Самоидентификация: филиппинка, китаянка, испанка, индианка, венгерка, немецкая еврейка. Ответ в анкете переписи: белая/азиатка/индианка/китаянка/филиппинка.

Ариэль Тул, 14 лет, Чикаго, Иллинойс. Самоидентификация: смешанного происхождения, принадлежит к нескольким расам. Ответ в анкете переписи: белая/чернокожая/вьетнамка.

Максимилиан Сугиура, 29 лет, Бруклин, Нью-Йорк. Самоидентификация: японец, еврей, украинец. Ответ в анкете переписи: белый/японец.

Майя Джои Смит, 9 лет, Кэри, Иллинойс. Самоидентификация: чернокожая и азиатка, кореянка и афроамериканка. Ответ в анкете переписи: чернокожая.

Мариям Найери, 33 года, Бруклин, Нью-Йорк. Самоидентификация: мексиканка и потомок уроженцев Саудовской Аравии. Ответ в анкете переписи: другая раса.

Юда Холман, 29 лет, Лос-Анджелес, Калифорния. Самоидентификация: наполовину таец, наполовину чернокожий. Ответ в анкете переписи: азиат.

Дейзи Фенкл, 3 года, Сан-Антонио, Техас. Определение, данное родителями: кореянка и латиноамериканка. Не участвовала в переписи 2010 г.

Имани Корнелиус, 13 лет, Шакопи, Миннесота. Самоидентификация: чернокожая и белая. Ответ в анкете переписи: чернокожая. Имани нуждается в трансплантации костного мозга, но из-за нехватки афроамериканских и принадлежащих к двум расам доноров была вынуждена ждать два года – донор должен быть схожего происхождения.

Кэмерон Бенджамин, 22 года, Лос-Анджелес, Калифорния. Самоидентификация: гаваец, китаец и европеоидной расы. Ответ в анкете переписи: белый/китаец/уроженец Гавайских островов.

Джошуа Асоак, 34 года, Анкоридж, Аляска. Самоидентификация: еврей и эскимос-инупиат,«еврескимос». Ответ в анкете переписи: коренной житель Аляски.

Адриан Адрид, 24 года, Халейва, Гавайи. Самоидентификация: белый. Ответ в анкете переписи: белый/филиппинец.

Селеста Седа, 26 лет, Бруклин, Нью-Йорк. Самоидентификация: доминиканка и кореянка. Ответ в анкете переписи: азиатка/другая раса.

Джордан Спенсер, 18 лет, Гранд-Прери, Техас. Самоидентификация: чернокожая, принадлежит к двум расам. Ответ в анкете переписи: чернокожая.

Тейден Баррелл, 5 лет, Сарасота, Флорида. Самоидентификация: черный и белый, принадлежит к двум расам. Ответ в анкете переписи: белый/чернокожий.

Йоэл Шак Батиста, 7 лет, Кастаик, Калифорния. Самоидентификация: чернокожий, мексиканец, «афроксиканец». Ответ в анкете переписи: чернокожий.

особая, резко отличающаяся от других человеческая порода, называемая также по цвету кожи красною (red race). Туземцы Америки носят еще другое название, индейцев, оставшееся за ними еще от того времени, когда первые путешественники полагали, что в открытой ими стране они имеют перед глазами крайний конец Индии (почему в отличие от Ост-Индии открытая ими часть Америки названа была Вест-Индией). В физическом отношении американская раса отличается своим темно-красным цветом кожи, гладкими черными волосами, широким, но не плоским лицом с резкими чертами и покатым лбом, который кажется коротким от растущих далеко вниз волос. Само собою разумеется, что у отдельных наций при большом протяжении Америки, касающейся своими различными частями всех поясов, эти отличительные признаки подвержены многим видоизменениям. Но все американские племена, за исключением только эскимосов (которые, впрочем, и не причисляются к американской расе), от берегов Арктического океана до Огненной Земли, представляют признаки одного и того же типа не только в телосложении, но также и в физиогномии, душевных качествах, языке и умственной деятельности. Лицо красного человека всюду, как на севере, так и на юге, имеет угрюмое, равнодушно-серьезное и вместе с тем печальное, удрученное выражение. Под влиянием возбуждения черты лица едва оживляются сколько-нибудь заметным образом; но они принимают совершенно тупое или мрачное выражение даже у наиболее благородных американских племен, отличающихся мужеством и любовью к свободе, когда за недостатком внешнего возбуждения наступает то состояние апатии и беспредметной задумчивости, в которое индеец впадает очень легко и которое, по-видимому, ему нравится. Чем грубее племена, чем больше они страдают под гнетом своих краснокожих или белых врагов, тем пугливее блуждает их взгляд, тем больше тупости заметно на их физиономиях. У племен, живущих в состоянии подчиненности, суровость и грубость, выражающиеся в чертах лица независимых индейцев, сменяются удрученным видом.

Но если относительно этих качеств известия почти всех путешественников и исследователей согласны между собою, то тем резче во все времена расходились их взгляды на умственные способности американских автохтонов. Немного спустя после открытия А. потребовалось даже издать папскую буллу (1537), чтобы разрешить сомнение касательно того, можно ли вообще считать индейцев принадлежащими к человеческому роду. Более точные наблюдения новейших исследователей доказали, что в умственном отношении индеец действительно стоит ниже белого. Способность понимания у красной расы ограниченнее и действие ее медленнее, воображение тупее, чувствительность к внешним впечатлениям менее развита; индеец живет только настоящим, а о будущем никогда не заботится. Так как понятие будущего недоступно его воображению, то он всегда равнодушно смотрит на приближение смерти и, будучи взят в плен, без ропота идет навстречу неизбежной участи. Этим же объясняются его леность и беззаботность. Точно так же его невоздержность в дни изобилия, спокойствие, с которым он переносит лишения, его равнодушие к улучшению своего положения, к правам собственности и установленному гражданскому порядку - коренятся в ограниченности его кругозора. Свою нечувствительность он старается еще более развить, упражняясь в искусственном самообладании. Но зато, если раз овладеет им мысль о нанесенной ему обиде, он преследует своего врага неутомимо. Жажда мщения является причиной жестоких казней у североамериканских племен, она же порождает кровную месть, бесконечные войны, ужасную привычку к людоедству (у ботокудов, пурисов и друг.). Радость индейца, которую можно возбудить в нем только самыми сильными средствами, выражается в диких порывах и лишена приятности. Теплого и глубокого чувства у индейцев не замечали даже самые ревностные их защитники.

У индейца нет ни проницательного ума, ни живости воображения. Такое именно заключение можно вывести из их сказаний и мифов, религиозных понятий, образов их поэзии и ораторского искусства. Только североамериканские индейцы стоят в этом отношении несколько выше других племен. Даже религиозные идеи древних мексиканцев и перуанцев по своему значению далеко не соответствовали уровню их общей культуры. В постройках и художественных произведениях этих культурных народов также замечается недостаток творческого вдохновения и фантазии, разнообразия и подвижности форм. Американец нелегко усваивает себе отвлеченные понятия, а отсюда происходит его равнодушие к высшим религиозным учениям и грубость его космогонических идей. Хотя туземцы высших сословий в XVI столетии занимались европейскими науками и даже писали сочинения, но об их трудах по части математики ничего не известно. Отношения между числами лишь с большим трудом даются пониманию индейца. Невысокая степень способности мышления обнаруживается также в туземных языках, которые от североамериканских озер до южной оконечности Патагонии принадлежат большею частью к одному и тому же типу. Они принадлежат к классу так назыв. синтетических языков, в которых деятельность разума по установлению логической связи между отдельными словами только в слабой степени отражается на грамматических формах; отдельные понятия разбиты на множество поставленных рядом конкретных односложных слов - корней, которые в той или другой необработанной группировке и выражают высшее представление, но при этом часто являются неясности и двусмысленности: все это указывает на медленно работающий ум. Пример белых, равно как старания миссионеров привить этим племенам более высокую цивилизацию, не оказали на них заметного влияния. Отдельные случаи добровольного стремления к высшей культуре, напр. у чирокезов, носят отпечаток неполноты и односторонности.

При нынешнем состоянии этнографии и лингвистики Америки еще невозможно вполне точно установить группировку народов и языков на родственные семьи, особенно ввиду множества племен, сдвинутых с своих первоначальных мест, раздробленных, угасающих или вполне угасших. Весьма многое в этом отношении сделали до сих пор Галдатин, Бушманн, Гале, Турнер, Гайден, Радлоф, Ф. Мюллер, Пиментель, Гатшет, Адан, Анри и др. для северной половины этой части света. На основании лингвистических исследований, объединенных и дополненных Ф. Мюллером в его новейших работах, в Америке различают следующие семейства народов и языков: кинай-атапаскские народы; многочисленные народы распространенного семейства алгонкин-ленапе (см. Алгонкин); семейство ирокезов , почти совсем окруженное народами семейства алгонкин-ленапе и граничащее на юг с областью чироки , или чирокезов , и с областью племен кэтааба вукан. Самостоятельную группу, иногда соединяемую с двумя предыдущими под общим названием аппалачей , или флоридских народов, образуют народы чокта-мускоги , к которым, кроме мускоги , или криков , принадлежат также чикаса , чокта , семинолы и друг. племена Флориды. Вероятно, в племенном родстве с ними находились также древние алибамы и кузады. Напротив того, учи и начезы были племена совершенно самостоятельные. Все эти южные индейские племена в новейшее время были переселены на запад от Миссисипи. Обширное пространство между Миссисипи и Скалистыми горами, на запад и на юг от народов алгонкин до Арканзаса, населяют до сих пор народы семейства сиу , или дакота . К ним принадлежат, во-первых, семь союзных между собою, но независимых одно от другого племен сиу , или дакота (называемых также надовессиями), и живущие отдельно от них виннебаго и ассинибойны (каменные индейцы); далее, вторая группа, которую составляют три племени минетари (почти совсем вымершие), манданы , минетари , или gros-ventres , и кро , или абсарокасы , и третья группа, южные сиу , состоящие из восьми племен (иоваи , пункасы , омаги , оттон , миссури , канзасы , озаги и кваппасы ). В соседстве с ними на юго-западе живут народы пауни на Platte-River и Канзасе, к которым принадлежат пауни , риккарасы , или ариккара , витшита , вако (гуеко) и кичи .

Далее к югу, в низменных равнинах между Скалистыми горами, Миссисипи и Мексиканским заливом, жили еще в начале XIX стол. многие отдельные, по языку стоящие совершенно особняком народы, от которых в настоящее время сохранились лишь небольшие остатки. Сюда принадлежат киоваи (с чрезвычайно своеобразным языком) в области истоков Platte-River, каддо на Ред-Ривере, которые в начале XVIII в. были господствующим народом в Техасе и к которым принадлежали также техасы , далее товиахи , товокании , каранкагуасы , равно как по нижнему течению Миссисипи нахитохи , арканзасы , таензасы , хетимахи , аттакапасы , адаизы и т. д. Индейцы племени пуэбло в Новой Мексике говорят четырьмя совершенно различными языками (квересы , хемесы , цунии , мокви ). Индейское население североамериканского прибрежья Тихого океана распадается на бесчисленное множество племен, лишь отчасти родственных между собою. Важнейшие между ними на севере колоши , или тлинкиты (по большей части на Аляске), к югу от них насы , или чиммезаи , гаида с каигани на островах Королевы Шарлотты и на архипелаге Принца Валлийского, гаилтса , или гаилцук , на берегу Британской Колумбии, народы нутка на острове Ванкувера. Большую часть Британской Колумбии и всю Вашингтонскую территорию населяет группа родственных между собою народов, между которыми самые известные тсигаили , или чикаили , селиш , или флатгиды , шешвапы , или атны , скитсуиш , или Coeur d"Alène, пискусы , насквалли , коулиты и килламуки (на юге Колумбии). В Орегоне сагаптины (nez percés) и валаваласы пелузами , якимасами и кликататами ), далее уейилатпу кайюзе и молеле , чинуки с их разветвлениями, калапуйя , джакон и латуами (тламат , или кламат ) представляют собою самостоятельные группы народов и языков. Такие же разновидности встречаются в Калифорнии, в северных частях которой живут, между прочим, племена юрок , карок , вишоск , винтун , майду , мутсун и др., которые все говорят разными языками. В Верхней Калифорнии живут три совершенно различные группы народов, кохими , или леймонесы , перику и лоретские индейцы, или гвайкуры (вайкуры).

Юго-восточные области Соед. Штатов и весь северо-запад Мексики населяют народы великого сонорского племени. Первую группу их составляют тарагумара , тепегуана , кора , кагита , тубар , гиакви , эйдеве и опата в Соноре и смежных с нею округах; вторую группу образуют пима , папагосы , собайпурисы ; третью - кечи , нетела , кагуильо , чемегуеви , киз ; четвертую команчи , юты (ута ), пиеде , падука , к которым присоединяются еще шошоны , уайнешт и боннаки. В области Нижнего Колорадо юма , кокомарикопа , кокопа , могаве и др. составляют особое семейство народов и языков. Чрезвычайное разнообразие существует и в остальной части Мексики. По свидетельству Ороско-и-Берра, в 1864 г. на всем пространстве этой страны население говорило 51 языком и 69 наречиями, не считая 62 исчезнувших языков. Первое место и теперь еще занимают потомки культурного народа ацтеков (см. это сл.), язык которых, называемый по преимуществу мексиканским и принадлежащий к языкам сонорского племени, до сих пор может почитаться настоящим народным языком этой страны. После него наиболее распространены родственные между собою языки племен отоми и мазагуа. Из остальных более или менее культурных народов, которых испанцы нашли при завоевании Мексики, многие вымерли, а от других сохранились лишь остатки. В Оахаке цапотеки составляли некогда цветущее государство, столицей которого был Теоцапотлан, или Цахила. В соседстве с ним находилось царство Микстекапан с главным городом Тлаксиако; от его жителей, микстеков , сохранились еще значительные остатки. Независимое от ацтеков царство Мехоакан было населено тарасками, потомки которых и до сих пор живут в провинции Мехоакан. Еще до настоящего времени уцелели языки матлацинков , тотонаков и мног. другие, к которым на крайнем юго-востоке, до Гватемалы включительно, присоединяются еще языки чиапанеков , тсендалов , цокве , тцотциль и проч. Нынешние обитатели Юкатана происходят от обладавшего некогда высокой культурой народа майя , которым родственны гуастеки , живущие к северо-востоку от Мексики между Тоцопаном и Тамаулипасом. В Центральной Амернке самым распространенным - является язык племени квиче.

Индейцы Южной Америки, относительно которых нет подробных лингвистических сведений, разделяются новейшими этнографами на следующие группы: кундинамарканцы , главным представителем которых может считаться народ муисков , или москов , во время завоевания Америки составлявший оседлую, занимавшуюся земледелием и цивилизованную нацию. Индейские племена к западу от Колумбии попайян , чоко , нейва сохранили собственные языки, другие же племена приняли испанский язык. По исследованиям Чуди, перуанцы принадлежат к трем совершенно различным нациям, из которых квичуа во время завоевания Америки были могущественной, высокоцивилизованной нацией и основали царство инков. Язык квичуа (кечуа), или инка (la lengua cortesana), благодаря трудам миссионеров сделался письменным - и остался до сих пор народным языком на плоскогорье и береговой полосе во всем Перу и в некоторой части Боливии, Эквадора и в северо-западных провинциях Аргентинской республики. Не менее цивилизованы были аймары в смежных между собою пограничных провинциях Перу и Боливии; их язык составляет диалект языка квичуа. Совершенно самостоятельное положение занимают антизаны , под именем которых соединяются около 60-ти народов; обитаемая ими область находится в жарких и сырых местностях восточного склона Анд в Боливии и Перу; совершенно различные языки этих племен еще вовсе неисследованы. Следующую группу образуют арауканцы , или молутши. От них отличаются народы пампасов, обитающие в обширных степях и пустынях восточной части Южной Америки, от южной оконечности материка до устья реки Ла-Платы. К ним принадлежат около десяти наций, которые все говорят совершенно различными языками. Из них известны пуэльчи , абипоны и родственные последним гвайкуры. Народы группы чикито , названные по имени главного из них, чикитосов , состоящих из 36 племен с различными наречиями, занимались земледелием и были рано обращены в христианство. От них отличаются по языку родственные майпурам и аровакам народы моксос , также названные по имени главной нации. Северную часть Южной Америки населяют караибы , которые с материка распространились на Вест-Индские острова. В Гвиане живут ароваки , которые до распространения караибов были первобытным населением этих стран, а по берегам залива Маракаибо - находящиеся в близком родстве с ароваками гоахиры . От них различаются многочисленные народы, живущие в области реки Ориноко и занимающие неопределенное этнографическое положение; из них наиболее известны отомаки , саливы и вапизиана. Народы гуарани , разделенные на многие племена, распространены от Ла-Платы по всей Бразилии до Гвианы и говорят наречиями только одного языка, который во всей Бразилии употребляется как общепонятный язык, lingoa geral. Племена, живущие на юге, преимущественно перед другими носят название гуарани , живущие же в Бразилии называются тупи . Родственную этим племенам группу образуют, по-видимому, омагуи с своими разветвлениями, живущие на Мараньоне и его притоках, выше устья реки Путумайо. Самостоятельное положение занимают бразильские народы, под именем которых разумеют многочисленные разноплеменные народы, живущие внутри области Гварани-Тупи; между ними известнейшие ботокуды , короадосы , мундрукусы , мурасы , майорунасы , коретусы , мирангасы , камакансы , пурисы и киририсы . Восточную часть южной оконечности занимают патагонцы , имеющие свой собственный язык, а на Огненной Земле живут пешере , о языке которых не имеется достоверных сведений.

Хотя все эти народы по своему физическому телосложению представляют общий тип и хотя большая часть их языков носит общий характер, но при всем том многочисленность и различие отдельных наречий при сравнительно небольшом числе первобытных обитателей Америки есть явление замечательное. Общее число последних со включением тех метисов, которые стоят к ним ближе, чем к белым, полагают в 9 1/2 милл., а число языков, на которых они говорят, доходит до 500-600 и между ними целая треть совершенно различных. Только немногие из языков, как, напр., ацтекский, кри, квичуа, муиска, или чипча, квиче, гуарани, несколько более распространены даже между разноплеменными народами. Многие другие языки, напр. те, которыми говорят бразильские и оринокские народы, находятся в употреблении лишь у небольших племен, состоящих из немногих семейств. Это обстоятельство немало затрудняет миссионеров в их стараниях цивилизовать означенные племена. Число индейцев, пребывающих еще в язычестве, можно считать около 2 1/2 милл. чел. По отношению к степени цивилизации индейцы могут быть разделены на три разряда. К первому принадлежит туземное население тех стран, в которых при завоевании Америки уже существовали государства; ко второму относятся нации, в положении которых произошли под влиянием белых некоторые перемены; третий разряд составляют так называемые дикие племена, сохранившие тот же образ жизни, который они вели при завоевании этой части света. Первый разряд самый многочисленный и обнимает собою более половины красного населения Америки; в некоторых странах он по своей численности имеет перевес над белым населением, и есть даже такие области, как Пуэбла и Оахака, где туземцы составляют 9/10 всего населения. Еще за несколько столетий до завоевания они занимались земледелием и остались на своей земле. Перемена господства и введение христианства не произвели существенного переворота в их нравах, языке, законах и образе жизни. Самое соприкосновение с европейцами не имело для них таких пагубных последствий, как для охотничьих народов Северной Америки. Когда испанское завоевание было закончено, туземное население размножалось в такой же пропорции, как и белые. Во время провозглашения независимости испано-американских республик численность туземного населения простиралась до 6 милл., но с тех пор оно значительно уменьшилось вследствие кровопролитных междоусобных войн. В Северной Америке, где белые утвердились не в качестве завоевателей, а как колонисты, туземное население, живущее исключительно охотой, все более и более убывает, особенно с тех пор, как земли, лежащие на берегах Тихого океана, и отчасти даже внутренние территории испытали на себе влияние европейской культуры. Напротив того, в Южной Америке даже дикие бродячие племена индейцев, по крайней мере в тех местностях, где европейцы отсутствуют, скорее размножились, чем уменьшились. Это объясняется отчасти тем обстоятельством, что южно-американские индейцы живут не одною только охотой, отчасти деятельностью некоторых христианских орденов, в особенности иезуитов, которые с успехом занимались цивилизацией многих племен и сделали их оседлыми. Впрочем, после изгнания иезуитов многие племена опять впали в состояние варварства.

Литература . Число сочинений, выходящих не только в Америке, но и в Европе относительно физических свойств, истории и древностей, нравов и обычаев, государственных и народных учреждений индейцев, постоянно возрастает. Не считая исследований об американских древностях и этнографо-лингвистических работ Галлатина, Скулькрэфта и Бушмана, можно указать на следующие главные сочинения и прежде всего по отделу антропологии: Мортона, "Crania Americana" (Филад., 1839, с 78 гравюрами на меди); о североамериканских индейцах Мак-Кеней и Галля, "History of the Indian tribes" (3 т., Вашингт., 1838-44, с 120 портретами); Кетлина, "Letters and notes on the manners and conditions of the North-American Indians" (немецкий перевод Берггауза, 2 т., Лейпц., 1846-48); его же, "North-American Indian portfolio" (Лонд., 1844, с 25 гравюрами на меди); Дрэка, "Biography and history of the North-American Indians" (8 изд., Бостон, 1848); Мура, "History of Indian wars of the United States" (Нью-Йорк, 1849); Вайтца, "Die Indianer Nordamerikas" (Лейпц., 1865); Фостера, "Prehistoric races of the United States" (Чикаго, 1873); Банкрофта, "The native races of the Pacific States of North-America" (5 т., Сан-Франциско и Лейпц., 1875); Поуерса, "Contributions to North-American ethnology" (т. 1 и 3, Вашингт., 1878); Пинара, "Bibliothèque de linguistique et d"ethnographie américaines" (Пар., 1875); о языках Мексики: Пиментеля, "Cuadro descriptivo y comparativo de las lenguas indigenes de Mexico" (2 т., Мексико, 1863-65; 2 изд., 3 т., Мексике, 1874-75), и Ороцко-и-Берра, "Geografia de las lenguas y carta ethnografica de Mexico" (Мексико, 1864); о туземцах Средней и Южной Америки: описания путешествий А. фон Гумбольдта, Стефенса, Сквира, Чуди, Спикса и Марциуса, Шомбурга, д"Орбиньи, принца Максимилиана Нейвидского и др., равно как роскошное издание Риверо и Чуди "Antiguëdades Peruanas" (Вена, 1851). По отношению к языкам особенно изданную Урикечеа, Аданом и Анри "Bibliothèque linguistique américaine" и вновь изданные Плацманом грамматико-лексические сочинения Анхиеты, Монтойи, Бертонио и Молины. Ср. еще Вайтца, "Antropologie der Naturvölker" (т. 3 и 4, Лейпц., 1862-64); Ф. Миллера, "Allgemeine Ethnographie" (2 изд., Вена, 1879); его же, "Grundriss der Sprachwissenschaft" (Вена, 1876, 1 т., 1 отд.: "Amerik. Sprachen"); И. Г. Мюллера, "Geschichte der amerik. Urreligionen" (Базель, 1855).

  • - то же самое, что и монголоидная, но с обязательным включением американоидной расы. Объединяется на основе некоторых морфологических признаков - уплощенность лица, эпикантус, а также общности происхождения...
  • - коренные жители обеих Америк, индейцы...

    Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь

  • - Относительный эквивалент централида по типологии Агассиса...

    Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь

  • - Относительный эквивалент сильвида по типологии Агассиса...

    Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь

  • - Относительный эквивалент пацифида по типологии Агассиса...

    Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь

  • - Все южно-американские индианидные типы по типологии Агассиса...

    Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь

  • - Колониальная американская драматургия была почти полностью подражательной, в качестве образцов она использовала античную драму и т.н. образцовую английскую пьесу...

    Энциклопедия Кольера

  • - то же, что монголоидная раса....
  • - входит в большую монголоидную расу. Сочетает наряду с монголоидными признаками нек-рые европеоидные черты. Распространена в Сев. и Юж. Америке. Нек-рые антропологи считают её самостоят. расой...

    Естествознание. Энциклопедический словарь

  • - так называется обыкновенно определяемая по вынутому жребию смерть посредством самоубийства...
  • - особая, резко отличающаяся от других человеческая порода, называемая также по цвету кожи красною...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - американоидная раса, раса, включающая коренное население Америки и сочетающая монголоидные черты с признаками, не свойственными монголоидам...

    Большая Советская энциклопедия

  • - см. Монголоидная...

    Большой энциклопедический словарь

  • - входит в большую монголоидную расу. Сочетает наряду с монголоидными признаками некоторые европеоидные черты. Распространена в Сев. и Юж. Америке... автора Тхакур Бхактивинода

    7.1. Раса Что такое раса? Раса – это блаженство. Природа расы неизменна, или, другими словами, вечна. Нам могут возразить, что раса не может быть вечной. Поскольку она возникает благодаря развитию бхавы, из этого можно заключить, что когда-то расы не существовало. Кроме того,

    Раса

    Из книги Шри Чайтанья Шикшамрита автора Тхакур Бхактивинода

    Раса Определенный вид взаимоотношений между преданным и Кришной; блаженство, которое преданный испытывает, служа

    1.6. Человеческая раса и раса роботов

    Из книги Проект «Человек» автора Менегетти Антонио

    1.6. Человеческая раса и раса роботов Существуют различные противоречивые гипотезы относительно возникновения нашей планеты и происхождения современной цивилизации на Земле. Человеческая раса возникла в результате эволюции высокоразвитого животного, которое от

    37. Шрингара-раса (мадхурья-раса)

    автора Тхакур Бхактивинода

    37. Шрингара-раса (мадхурья-раса) На следующий день Виджая-кумар снова отправился к своему духовному учителю и, увидев его, почтительно поклонился. Горя нетерпением снова услышать его наставления, подобные божественному нектару, он произнес следующие слова: «О учитель, ты

    Раса

    Из книги Джайва-дхарма (том 2) автора Тхакур Бхактивинода

    Раса Определенный вид отношений между преданным и Кришной; блаженство, которое испытывает преданный, служа

    192. РАСА

    Из книги Книга еврейских афоризмов автора Джин Нодар

    192. РАСА Еврейская раса - одна из начальных рас, которая сохранила самобытность, невзирая на постоянную смену окружения.Герц - Национальность в истории и политикеЗнаете ли вы, кому мы приходимся потомками? Быть может, именно тем, про кого сказано: «Враги бесчестят жен на

    2. Раса

    Из книги Исследование истории. Том I [Возникновение, рост и распад цивилизаций] автора Тойнби Арнольд Джозеф

    Раса

    Из книги Гитлер автора Штайнер Марлис

    Раса Хорошо известно, что ключевым элементом гитлеровской доктрины является понятие расы. Подобно концепции жизненного пространства, оно базируется на «научных знаниях», распространенных в то время. Как всегда, из всего прочитанного и услышанного в ходе всевозможных

    Горизонтальная раса и вертикальная раса

    Из книги От царской Скифии к Святой Руси автора Ларионов В.

    Горизонтальная раса и вертикальная раса Величайшая мировоззренческая формула XX столетия - взгляд на универсум через призму расы. Раса в этом случае видится как горизонтальное деление человечества. Материализм XIX да и XX столетий смешивал понятие расы с чистой анатомией,

    Раса

    Из книги Обитель богов [Колыбель Ригведы и Авесты] автора Бажанов Евгений Александрович

    Раса У древних россо-ариев было две особо почитаемые реки – Самара и Раса (Волга). Это самые священные реки древнего мира. Культ обожествления родников, источников и рек родился среди россов, развился среди россов и отчасти перешел к индийцам и иранцам вместе с ведами. Но

    Американская раса

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (АМ) автора БСЭ

    Раса господ - раса рабов

    Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

    Раса господ - раса рабов Из доктрины немецкого философа Фридриха Ницше (1844-1900), который утверждал, что человеческое общество состоит из людей разного качества - из меньшинства, представленного сильными личностями - «господами» и большинства, состоящего из людей

Являются социально-политической концепцией, отнесение себя респондентом к той или иной расе должно «в целом отражать социальное определение расы, принятое в стране». Перепись населения США проводит Бюро переписи Соединённых Штатов и Административно-бюджетного управления при Президенте США.

При определении расы принимаются во внимание культурные и социальные характеристики, но главным мерилом является происхождение. Нужно различать этническую принадлежность и расу, некоторых может поставить в тупик вопрос об испано-латиноамериканском происхождении, перепись населения США акцентирует внимание не только на расе, но и на языке и делении например латиноамериканцев на испаноязычных и не испаноязычных.

Перепись 1790

Первая перепись населения в США происходила в 1790 году, были поставлены вопросы:

Количество свободных белых мужчин в возрасте до 16 лет

Количество свободных белых мужчин в возрасте от 16 лет и старше

Количество свободных белых женщин

Количество других свободных людей

Перепись 1820

В переписи 1820 был освещен вопрос возраста рабов, введено понятие цветной и вопрос о числе ненатурализованных иностранцах.

Перепись 1830

В этому году стал новинкой вопрос о количестве ненатурализованных белых иностранцах.

Перепись 1850

В переписи 1850 появились две отдельные анкеты для свободных американцев и рабов. Для свободных людей были отметки: белый, черный, мулат, рабов классифицировали по полу и возрасту.

Перепись 1870

В переписи 1870 был расширен вопрос о расе, включены китайцы, которые делились на американских индейцев и восточных азиатов.

Перепись 1890

В этом году китайцы были разделены на китайцев и японцев. Цвет кожи разделен на "White," "Black," " Mulatto ," " Quadroon ," " Octoroon ," "Chinese," "Japanese," и " Indian ."

Перепись 1900

В переписи 1900 отказались от цвета кожи мулат, но добавлен вопрос о родном языке .

Перепись 1920

В этом году в графе негр попали все смешанные расы черно-индейского происхождения и с бело-черной кровью. Появились мексиканцы .

Перепись 1940

С 1940 года мексиканцы начали считаться белыми, с этого времени мексиканские иммигранты соответственно получили право на гражданство США. Результаты переписи использовались для интернирования японского населения в США.

Перепись 1950

Убрали слово цвет в вопросе про расу, убрали индуистов и корейцев.

Перепись 1960

Перепись 1970

Перепись 1980

Добавились расовые вопросы, расшифровывающие принадлежность к вьетнамцам, индийцам, выходцам из Гуама , Самоа , добавлены алеуты. Вопрос цвет опять был удален, вместо него добавились вопросы расшифровывающие откуда прибыл человек, является ли данное лицо натурализованный гражданин США, говорит ли этот человек на другом языке, кроме


Коренное (доевропейское) население Америки относится к двум типам монголоидной расы - артическому и американскому.
Американская раса второго уровня (американские эскимосы) в свою очередь представлена двумя вариантами - аляскинским и гренландским, различия между которыми отмечаются по росту и головному указателю. Аляскинские эскимосы более высокорослы (до 166 см), чем гренландские, у них менее выражена долихокефалия. В целом для обеих групп характерна относительно темная пигментация кожи, волос и глаз, прямые жесткие волосы на голове, редкий волосяной покров на теле и широкое лицо с выдающимися скулами, т.е. черты монголоидной расы.
Особенности американской расы - желтовато-бурый цвет кожи, прямые и жесткие волосы, слабый третичный волосяной покров, заметное выступание скул, высокие орбиты, повышенный процент лопатообразных резцов. Однако представители этой расы обладают и чертами, отличающими их от классических монголоидов: почти полным отсутствием или низкими значениями (до 10 %) эпикантуса у взрослых (у детей этот признак наблюдается чаще). По высокому переносью и резко очерченному профилю носа американская раса близка к европеоидной. По таким признакам, как значительная ширина носа и рта, наличие прогнатизма, крупные коренные зубы, наблюдается сходство с экваториальной расой.
Многообразие антропологических типов среди индейских племен в рамках одной американоидной расы свидетельствует об изоляции и интенсивных процессах расообразования. Это подтверждается также своеобразием групп крови американских индейцев, имеющих в 100 % случав группу 0. В условиях изоляции происходит выщепление рецессивных генов, а группа крови О является рецессивной. В ходе расообразования на территории Америки действие генетических закономерностей, характерных для изоляции, подтверждается изосерологическими исследованиями мумий, в результате которых был выделен антиген не только групп крови 0, но и В и А. Ко времени открытия европейцами Америки на этом материке обитали племена индейцев, на-

холившихся на разных стадиях общественного развития, но родственных между собой. Основная часть населения сосредоточена в горных областях Южной Мексики и Андах, где сложились земледельческие цивилизации (государство ацтеков, инков и др.). На большей же части территории как Северной, так и Южной Америки жили малочисленные племена с первобытнообщинным строем, занимавшиеся собирательством, охотой, рыболовством и примитивным земледелием. Предположительная численность коренного населения Америки ко времени ее открытия достигала 80-90 млн человек.
В отношении происхождения коренного населения Америки высказывалось много гипотез. Предположение об автохтонно- сти было опровергнуто археологией и палеонтологией. На континенте не найдено остатков высших человекообразных обезьян и предковых форм человека. Сухопутная связь между Северной и Южной Америкой появилась сравнительно недавно в результате процессов горообразования, поэтому флора и фауна этих массивов имеет существенные различия. В настоящее время общепринята азиатская теория происхождения американских индейцев, согласно которой заселение происходило из северо-восточной Азии несколькими миграционными волнами через Берингов мост, соединявший Азию и Африку. Еще в 1970-х гг. считали, что человек на территории Америки появился в самом конце верхнего палеолита, т.е. 10 тыс. лет до н.э. JI. Лики предполагал, что первые переселенцы из Азии появились на территории Америки не менее 50 тыс. лет назад, а возможно и раньше. Археологические находки 70-80-х гг. XX в. свидетельствуют, что заселение Америки происходило около 50 тыс. лет назад. Плейстоценовый период в США, Канаде и Мексике характеризовался четырьмя похолоданиями. Каждый климатический перелом приводил к заметным изменениям в культуре палеолитического населения. На территории Северной Америки выделяют пять культур различной хронологической давности. Культура до наконечников зафиксирована в США, Канаде и Мексике. На стоянках были найдены остатки фауны и флоры вместе с орудиями труда (часто чопперы азиатского типа, отбойники и т.п.). Куль
тура получила название по отсутствию наконечников копий и дротиков. Датировка стоянок этой культуры показала глубокую их древность. Возраст стоянки Американ Фолз (штат Айдахо) достигает 43 тыс. лет, стоянки Луисвилл (штат Техас) - более 38 тыс. лет. Достоверную реконструкцию физического типа поселенцев провести невозможно из-за фрагментарности палеоантропологических данных. Но уверенность в том, что это были монголоиды, дают памятники изобразительного искусства и, в частности, скульптурные изображения голов с монголоидными чертами. По предположениям специалистов, эти изображения изготовили палеолитические охотники культуры до наконечников.
Для культуры сандия характерно применение наконечников и скребковых орудий. Наконечники изготовлялись из кости и кремня. Наконечники типа сандия встречаются от Калифорнии и Оризоны на западе до Алабамы на востоке, от Техаса на юге до центральных райнов Канады на севере. Носителями этой культуры Аляска не была заселена. Пещера Сандия (штат Нью-Мексико), а также стоянки Люси в Одэлл-Лэйк наиболее богаты орудиями и другими находками. Датируется культура сандия 30-20-м тыс. до н.э.
Хронологически на смену культуре сандия пришла культура кловис. Основной район распространения этой культуры - плато прерий и юг штата Оризона, поселения такого типа обнаружены и на Аляске. Наконечники обрабатывались более тщательно: существовала строгая последовательность в обработке заготовки. Вместе с наконечниками найдено много ножей из халцедона и кварцита, скребков из кремня, правильной формы пластин. Самые древние стоянки культуры кловис насчитывают 17 тыс. лет.
Заключительным этапом в развитии культур верхнего палеолита Северной Америки считают культуру фолсом. Ареал распространения этой культуры в США очень широк: Техас, Колорадо, Оклахома и другие штаты, обнаружена она и в Канаде. Ведущие орудия в этой культуре - наконечники с желобками, изготовленные из тонких и изящных пластин. Возраст этих орудий 10-12 тыс. лет.
Расселение людей по территории Американского континента происходило постепенно. Так, высокогорные районы были засе
лены 20 тыс. лет до н.э. (пещера Аякуго в Перу). В 8-7-м тыс. до н.э., возможно и раньше, первобытный человек проник на самую южную оконечность материка - в Патагонию. К тому времени в различных районах Америки выделились своеобразные археологические культуры.
Палеоантропологический материал с территории Америки фрагментарный и позволяет судить о трансформации типов лишь относительно. Коренные жители континента произошли от небольших по численности групп поселенцев, что подтверждается комплексными данными, в том числе и распределением антигенов крови. Своеобразные географические условия Нового Света (от северных умеренных зон до тропиков) по мере расселения групп способствовали их изоляции от родственных племен. Учитывая низкий уровень культуры первых переселенцев, можно утверждать, что географические условия стимулировали процессы расообразования, вызывали изменчивость селективно ценных морфологических признаков и формирование новых антропологических типов. Расовый тип американских индейцев близок к древним протоморфным (исходным) вариантам монголоидной расы. Этот первичный тип отличается от современных «классических» монголоидов менее уплощенным лицом, выступающим носом, меньшим процентом эпикантуса.
Немногочисленные локальные серии черепов не позволяют рассмотреть изменчивость населения на всем материке в целом. Но отмечена преемственность антропологического типа в Центральной и Южной Америке. Многие из ископаемых людей обладали большей низколицестью, чем современные индейцы, по некоторым признакам (низкие орбиты, прогнатизм, высокий череп) они приближались к черепам из грота Чжоу-Коу-Тянь в Китае.
В 1983 г. К.Х. Родригес обобщил собранную им коллекцию 111 черепов с территории Колумбии и сопоставил их с уже известными, хранящимися в музеях различных городов Северной и Южной Америки. Все материалы были разделены на пять хронологических периодов: палеоиндейский - до конца 6-го тыс. до н.э.; архаический - 5-4-е тыс. до н.э.; доклассический - 3-є тыс. до н.э. - рубеж н.э.; классический - 1-е тыс. до н.э.; пост- классический - первая половина 2-го тыс. н.э. Исследователь
отметил, что неоднородность антропологического состава насе- ления Америки прослеживается с самых древнейших времен.
С 6-го тыс. до н.э. на обширной территории от южных штатов до Чили был распространен палеоамериканский (определение И. Деникена) антропологический тип, характеризующийся узкой и средневысокой формой черепа, большим продольным диаметром и долихокранией, низколицестью и мезогнатностью. Родригес считает этот тип исходным для всех комбинаций центрально-южноамериканских групп. Он подтверждает также полученные ранее выводы о неоднородном составе американских индейцев по признакам, характеризующим горизонтальную профилировку лица и степень выступания носа. Североамериканские группы обнаруживают более профилированное лицо и более выступающий нос. По этим признакам можно отличить американоидов от азиатских монголоидов.
Для населения Америки характерны аналогичные процессы эпохальных изменений, что и для Европы, - грацилизация и бра- хикефализация, которые прослеживаются до рубежа 2-1-е тыс. до н.э. Дальнейшая изменчивость во времени менее отчетлива из-за распространенного ритуала искусственной деформации головы.
Особенности североамериканского антропологического типа возникли под воздействием климатических условий в северных районах США. Центральноюжноамериканские типы сформировались гораздо позже на территории Центральной Америки и затем проникли на Южноамериканский материк. Исследователи еще в XIX в. обращали внимание на высокий процент (по их данным, до 96 %) такого «восточного» признака, как лопато- образность центральных резцов у аборигенного американского населения. По одонтологическим данным индейцы Перу оказались более близкими к населению Монголии и Сибири. Особенно выражен у индейцев комплекс признаков, дифференцирующих «восточный тип». Лопатообразная форма центральных резцов встречается у них в 73 % случаев, дистальный гребень тригонида составляет от 11,6 до 14,2 %, коленчатая складка ме- таконида - от 46,1 до 58,4 %. Распространен (31 % случаев) шестибугорковый второй нижний моляр (Зубов, 1978).
В первые два столетия колонизации значительная часть индейцев была истреблена. В XV-XIX вв. для освоения земельных

богатств Америки плантаторы стали использовать рабов-афри- канцев, завезенных преимущественно с Гвинейского побережья и из Анголы и принадлежавших к различным антропологическим типам и племенным группам (банту, йоруба и др.). За время торговли рабами в Америку были переселены миллионы африканцев, которые затем стали преобладающим населением во многих ее странах. Больше всего негров проживает в США (около 30 млн) и Бразилии (до 40 млн). С момента открытия Нового Света здесь на протяжении столетий смешивались группы населения, относящиеся к трем большим расам.
По своему происхождению современное население относится к следующим группам:
доевропейское население - эскимосы и индейцы (их численность составляет 20 млн человек);
потомки европейских иммигрантов (около 200 человек, переселившихся в Америку в разное время в основном из Англии, Испании и Португалии);
потомки невольников, завезенных в Северную и Южную Америку из Африки (численность негров и мулатов достигает более 100 млн человек); образовавшиеся в результате смешения европейцев с индейцами - метисы (свыше 80 млн человек), европейцев с неграми - мулаты, индейцев с неграми (так называемые самбо); позднейшие переселенцы из стран Восточной Азии - китайцы, японцы и представители других национальностей.
В результате смешанных браков в отдельных странах образуется «усредненный» тип с особенностями трех больших рас - европеоидной, монголоидной и экваториальной.

Расы в США являются социально-политической концепцией, при этом отнесение себя респондентом к той или иной расе должно "в целом отражать социальное определение расы, принятое в стране". Административно-бюджетное управление определяет расу как понятие, предназначенное для переписи, а не как научное или антропологическое, и принимающее во внимание "социальные и культурные характеристики, а также происхождение" с использованием "надлежащих научных методов", но не "биологическое или генетическое по существу".

Раса и этническая принадлежность считаются различными понятиями, при этом отдельный вопрос задаётся об испано-латиноамериканском происхождении. Таким образом, наряду с расой, все участники переписи классифицируются по принадлежности или непринадлежности к испаноязычным (латиноамериканцам). В 1997 году Административно-бюджетное управление выпустило памятку с определениями рас и этносов.

Так как целью определения расового состава населения является преодоление наследия расизма в истории США, отнесение того или иного человека к той или иной расе может иногда привести к курьёзным последствиям. Например, любой иммигрант из России автоматически считается белым, несмотря на его или её реальную расовую принадлежность.

Во время переписи 2000 г. вопросы о расе задавались иначе, чем ранее. Наиболее важным было то, что респондентам дали возможности выбрать одну или более расовых категорий. Данные показывают, что почти 7 млн американцев указали, что относятся к 2 и более расам. По причине данных изменений данные переписи 2000 г. не могут быть напрямую сравнены с данными переписи 1990 г. или более ранних переписей, и нужно проявлять известную осторожность в выводах об изменении национально-расового состава США за прошедшее время

Следующие определения относились только к переписи 2000 г.

"Белый. Лицо, происходящее от любого из коренных народов Европы, Ближнего Востока или Северной Африки. Включает людей, которые обозначают свою расу как "белая" или сообщают, что они по национальности ирландцы, немцы, итальянцы, ливанцы, выходцы с Ближнего Востока, арабы, поляки и т.п. "

"Чернокожий, или афроамериканец. Лицо, происходящее от любой из чёрных расовых групп Африки. Включает людей, обозначающих свою расу как чёрную, афроамериканскую или негритянскую, и относится к таким письменным обозначениям, как афроамериканец, кениец, нигериец или гаитянин. "

"Индеец или коренной житель Аляски. Лицо, происходящее от любого из аборигенных народов Северной и Южной Америки (включая Центральную Америку) и сохраняющее связи со своим племенем или общиной. "

"Азиат. Лицо, происходящее от любой из аборигенных групп Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии или Индийского субконтинента, включая, например, Камбоджу, Китай, Индию, Японию, Корею, Малайзию, Пакистан, Филиппины, Таиланд и Вьетнам. Включает "азиатских индусов", "китайцев", "филиппинцев", "корейцев", "японцев", "вьетнамцев", и "прочих азиатов"".

"Гаваец или житель Океании. Лицо, происходящее от любого из коренных народов Гавайских островов, о. Гуам, Самоа, или других островов Океании. Включает людей, указывающих своё происхождение как "коренной гаваец", "гуамец", "чаморро", "самоанец" или иной "житель Океании"".

"Прочие расы. Включает все прочие ответы, не включённые в вышеуказанные разделы. В эту категорию включаются респонденты, указывающие такие ответы, как "много рас", "смешанное происхождение", "потомок межрасового брака", "бело-индеец" или испаноязычный/латиноамериканец (например, мексиканец, пуэрториканец, кубинец) в разделе "другие расы"".

"Две или более расы. Люди могут указать две или более расы, либо отметив квадраты напротив двух или более ответов на вопросы о расе, либо вписав нужную информацию".

Этническая принадлежность

Федеральное правительство США установило, что "при сборе и представлении данных федеральные агентства обязаны использовать как минимум два этнических обозначенния: "испаноязычный или латиноамериканец" или "не испаноязычный или латиноамериканец"". Бюро переписи определяет понятие "испаноязычный или латиноамериканец" как "лицо кубинской, мексиканской, пуэрториканской, южно - или центральноамериканской или иной испаноязычной культуры или происхождения независимо от расы".

Согласно переписи США 2000 г.12,5 % населения США причислили себя к "испаноязычным или латиноамериканцам".

Перепись 2010 г. предусматривает изменения с целью определить более чётко испаноязычную общность как этническую, а не расовую. Возможно, в опросник будет добавлено предложение: "Для целей данного опроса испаноязычное происхождение не считается расой". Кроме того, категория "Испаноязычный или латиноамериканец" будет переименована в категорию "испаноязычный, латиноамериканец или испанского происхождения".

В результате того, что очень большой процент испаноязычных респондентов относил себя к группе "Другие расы" (нестандартная категория), при переписи 2010 г. предполагается изъять данную категорию.