Презентация мхк культура ее формы. Художественная культура-презентация по мхк. Пространственные виды искусств

Слайд 1

Домашнее задание:
№ 20, Словарная работа Задания 4, 6 «Эхо эпохи»

Слайд 2

Тема урока: Художественная культура
С.И.Андрианова, учитель МБОУ гимназии имени Ф.К.Салманова Сургут, 2015

Слайд 3

Готовимся к ЕГЭ по обществознанию
Понятие Исторические примеры
Культура В Новое время художественная культура приобретает стилевое многообразие и становится достоянием значительной части общества, начинает приобретать черты массовой культуры. Культура всё теснее связана с другими сферами жизни общества - экономикой и политикой

Слайд 4

Практической работы
Тема «Художественная культура XVII - начала XIX в.». Задания для практической работы и указания на используемые источники помещены в учебнике на с. 269

Слайд 5

Домашнее задание:
№ 21, Словарная работа Проектная групповая работа, направленная на создание виртуального музея западного искусства конца XVI - XIX в.

Слайд 6

Общие рекомендации для работы групп:
Первый этап - поисковый. На этом этапе необходимо изучить выбранную тему и подобрать не менее 7-10 объектов, отражающих тематику зала. Объектами могут быть такие информационные единицы, как текст (фрагменты художественных произведений), изображения (архитектурные сооружения, картины), звук (музыкальные про- изведения). Основные критерии отбора - тематическая принадлежность, значимость для раскрытия особенностей художественного стиля или направления, качество (что особенно важно для визуальных и звуковых источников), а также сбалансированность коллекции по типам используемых объектов. Второй этап - оформление каталога зала виртуального музея. В состав каталога должны войти карточки всех информационных объектов.

Слайд 7

Образец карточки:
Название объекта …
Автор …
Тип объекта Картина, собор, роман, опера и т. п
Время Время создания оригинальной версии объекта (точное или в примерном временном диапа- зоне)
Место Место создания оригинальной версии объекта
Место хранения оригинальной версии Название музея, архива и т. п. (если возможно установить)
Описание Краткая характеристика объекта - не более 5-6 строк
Источник Адрес сайта, с которого позаимствован объект, библиографическое описание книги, откуда он отсканирован, и т

Актуальность данной темы обусловлена направленностью современной школы на культурологическое образование, которое формирует личность школьника, учит его бережному отношению ко всему созданному человеком, развивает способность не только осваивать информацию, но видеть динамику развития человеческого сознания от мифосознания к религии и научному осмыслению окружающего мира, на личностно – ориентированное образование и концепцию развивающего обучения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Актуальность темы Обусловлена направленностью современной школы на культурологическое образование, которое формирует личность школьника, учит его бережному отношению ко всему созданному человеком, развивает способность не только осваивать информацию, но видеть динамику развития человеческого сознания от мифосознания к религии и научному осмыслению окружающего мира, на личностно – ориентированное образование и концепцию развивающего обучения.

В этом плане важная роль отводится Гармоничному развитию эмоциональной и интеллектуальной сфер личности школьников на базе усвоения ими основ мировой художественной культуры. Современная концепция преподавания предмета МХК строится на подходе, предполагающем креативное развитие личности и формирование ключевых компетентностей, позволяющих пользоваться ранее полученными знаниями и сформированными навыками для выполнения образовательного стандарта в области “ Искусство ”

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕНАЯ КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ЦЕЛЬ РАБОТЫ: ДАТЬ АНАЛИЗ КУРСА мхк В КОНТЕСТЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО знаНИЯ.

ЗАДАЧИ для достижения поставленной цели Культурологи-ческое образование к одно из приоритетных направлений в модернизации современной школы Определить основу образовательно-го курса - Рассмотреть теоретико – методологическую основу изучения МХК в системе образования Определить составляющие культурологиче-ского знания в рамках МХК Определить пути становления МХК как учебный предмет в образователь-ной системе и его значение Рассмотреть образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры Рассмотреть принцип интеграции как способ формирования культурной парадигмы, общую структуру интегрированного гуманитарного цикла Рассмотреть культурологическое образование как фактор социокультурной компетентности

Знания мировой культуры – неотъемлемая часть интеллектуального потенциала человека. Приобщение школьников к шедеврам мировой художественной культуры – это единый и непрерывный процесс, который позволяет установить преемственные связи всех предметов гуманитарно – художественного направления.

Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что её материалы могут быть использованы как начинающими педагогами, так и опытным для выбора программы при обучении учащихся Мировой художественной культуре.

СТЕПЕНЬ ИЗУЧЕННОСТИ ПРОБЛЕМЫ: ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ ЯВИЛИСЬ: ТРУДЫ ФИЛОСОФОВ, ПЕДАГОГОВ, ПСИХОЛОГОВ, РАСКРЫВАЮЩИЕ ЗНАЧИМОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОТИ И ОБЩЕСТВА: - А. Арнольдов. Человек и мир культуры - М. Бахтин. Эстетика словесного творчества. - Л. Выготский. Психология творчества. - М. Каган. Перспективы развития гуманитарных наук в XXI веке. - Д. Кабалевский. Прекрасное пробуждает доброе. Исследования известных педагогов, работающих в системе базовой подготовки педагога художественного профиля, обращали внимание на полипрофессиональные функции их деятельности: - Л.Г.Арчажникова. Профессия – учитель музыки. - Л.А.Неменская. О новых федеральных стандартах Важную роль в создании нового образа и места культуры сыграли теоретические работы по проблемам духовной жизни общества и общественного сознания: -З.С.Маркарян. Теория культуры и современная наука. - Н.З.Чавчавадзе. Основные подходы к определению культуры.

Глава I . “ Интеграцион-ные основы формирования культурных дисциплин ” Образование как способ прохождения человека в мир науки и культуры Культурологическое образование как фактор формирования социокультурной компетентности Общая структура интегрированного гуманитарного цикла Интеграция научных подходов в содержании курса МХК Личностно – орентированная направленность МХК

Глава II . “ МХК в культурологи-ческом образовании ” Пути становления МХК как учебный предмет в системе образования Культурологическое образование как одно из приоритетных направлений в модернизации современной школы Значение курса Мировой художественной культуры в системе образования Культурология как основа образовательного курса Культурологические принципы, методы, подходы построения программы курса МХК Программное обеспечение курса, планирование уроков, метод художественно – педагогической драматургии на уроках МХК в контексте культурологического знания

Результаты анализа, проведенного в первой главе дипломной работы “ Интеграционные основы формирования культурных дисциплин пришли к заключению, что В процессе образования человек осваивает культурные ценности (историческое наследие искусства) Поскольку достижения познавательного характера представляют собой совокупность материального и духовного достояния человечества, постольку освоение исходных научных положений также является обретением культурных ценностей. В итоге было сформулировано дидактическое понятие культуры - обучение и воспитание молодого поколения средствами культуры. Образование является тем социальным институтом, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества: смысл его не только в трансляции социального опыта во времени, но и воспроизводстве устоявшихся форм общественной жизни в пространстве культуры.

В самой науке наметились сложные интеграционные процессы, что привело к возникновению пограничных научных дисциплин. В связи с “ культурологической революцией”, которая поставила вопрос о культуросообразности, возникла необходимость построения культурной школы.

Особый интерес представляет появление таких документов “ Стратегия модернизации содержания общего образования” “ Концепция модерниза-ции российского образования на период до 2010 года” В этом ключе актуализируется такое новое направление в российском образовании, как образование культурологическое.

Согласно мнению: А. Я. Флиера оно определяется как: 1) направление высшего образования по специальности “ культурология ”; 2) общеобразовательный курс культурологии, включенный в качестве обязательного в цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин учебных планов всех вузов по всем специальностям по действующему стандарту высшего профессионального образования Многие исследователи, такие как И. Е. Видт. “ Образование как феномен культуры: Эволюция образовательных моделей в историко – культурном процессе ” указывают на то что - границы культурологического образования широки настолько, что культурология становится системообразующим началом школьного и высшего образования.

Культурологическое образование школьников – важнейшая составляющая процесса общего образования, т.к. культурологические знания открывают перед учащимися возможность освоения важнейших духовных ценностей, выработанных человечеством в ходе исторического развития. Такое образование является фактором социокультурной компетентности образование представляет комплексную систему культурологических знаний, навыки и опыт анализа культурных явлений, понимание культуры как системы, наличие собственного ценностного отношения к явлениям культуры данного сообщества.

Результаты анализа, проведенного в второй главе дипломной работы “ МХК в культурологическом образовании ” пришли к выводу, что Курс раскрывает историю не одного или нескольких видов искусства разных стран и народов, взаимосвязь между явлениями искусства, проблемами, теориями, видами искусства и шире – связи между целыми сферами гуманитарного знания. полипредметная основа, дающая возможность выхода к интеграции предметов, смысл которой состоит в объединении этих знаний в единое целое в основе общего подхода. Рассмотрена интеграция научных подходов в содержании курса “ Мировая художественная культура”, наиболее распространены в учебной литературе методологические подходы к истории культуры, когда первоначально дается исторический очерк развития культуры, а затем следует анализ важнейших культурных текстов, иллюстрирующих характер эпохи, зависимости духовной культуры от социально – экономического уклада в жизни общества.

Учебный предмет “ Мировая художественная культура ” раскрывает школьникам единство и многообразие художественной картины мира, постоянно создаваемой человечеством, показывает ее связь со всей жизнью людей: с религией и историей, философией и бытом и т.д.; силой воздействия комплекса искусств и организованной творческой практикой развивает художественные способности, понимание родства искусств, обогащает духовный мир растущего человека, помогает его личностному становлению в особо ответственный период взросления.

Тенденция интеграции научного знания о культуре выразилась в формирование и развитие культурологии, как комплекс гуманитарных наук, который охватывает всю совокупность знаний о культуре. Эта наука изучает общество и человека, взятых конкретно в определенной историко – культурной эпохе, их отношениях по поводу культуры, ее возникновения, развития и изменения в будующем. Она выявляет закономерности развития культуры. Определяет место и роль человека в культурных процессах. Взаимодействует с другими науками изучающими культуру, исследует типологии культур, развитие различных культур, выделений связей между элементами культуры.

Основные задачи культурологии: глубокое, полное и целостное объяснение культуры, ее сущности и содержания, признаков и функций; изучение генезиса культуры, а также отдельных явлений и процессов в культуре; определение места и роли человека в культурных процессах; разработка категориального аппарата, методов и средств изучения культура; взаимодействие с другими науками, изучающими культуру; исследование развития различных культур, выделение связей между элементами культуры; исследование типологии культур и лежащих в их основе норм, ценностей и символов; исследование проблем социокультурной динамики.

По специфическим целям исследования, предметным областям и уровням познания и обобщения выделяются определенные элементы культурологии как системы знаний. В рамках фундаментальной (теоретической) культурологии среди элементов нужно отметить следующие: Философия культуры (культурофилософия) выступает как общая теория культуры Историческая культурология, изучающая конкретные исторические типы культур, их события и достижения Культурная антропология, изучающая конкретные ценности, традиции, формы связи, результаты культурной деятельности в их динамике, механизмы трансляции культурных навыков от человека к человеку. Социальная антропология, которая исследует становление человека как социального существа, а также основные структуры и институты, способствующие процессу социализации человека. и т.д.

Культурология учит распознавать мысль эпох и поколений, запечатленную в артефактах, символических и знаковых системах, социально-экономическом устройстве каждой культурно-исторической эпохи, созданных совокупным человеческим опытом, любым проявлением творческой активности человека.

Взаимосвязь культурологии и образовательного курса “ Мировая художественная культура ” В культурологии используются все методы социогуманитарного познания. В доказательство того, что курс Мировой художественной культуры – интегративный в рамках культурологических дисциплин, рассмотрим некоторые из методов, которыми пользуются на уроках:

Диалектический метод предполагающий рассмотрение культуры как развивающегося, внутренне противоречивого, многостороннего явления, требующего конкретного изучения; Системный метод Культурантропо-логический метод Искусствоведчес - кий метод Исторический метод позволяет рассматривать культуру как систему, элементы которой находятся в единстве и формируют своим взаимодействие целостность, в свете которой имеет смысл каждый элемент культура рассматривается как совокупность конкретных ценностей, форм, социальных связей, опредмеченных форм культурной деятельности, механизма передачи культурных навыков от человека к человеку сравнение художественных форм эволюция и традиционность в развитие художественной культуре

Культурологиче-ский метод изучение культурных текстов Диахронический метод Эмпирический метод Позволяющий исследовать культурные процессы и явления в хронологической последовательности и на протяжении определенного времени описание, класификация, наблюдения, интервью

Аксиологический подход Последовательное рассмотрение религиозных, интеллектуальных и художественных ценностей Форсологический подход Теория менталитета Изучение сильных очагов функционирования культуры во времени и пространстве Представляет “ образ мира ” , показывает единство эпохи на рассмотрении мировоззрения и мировосприятия

Процесс культурологи- ческого образования – это постоянное вхождение к культуре с целью максимального развития личности. Проблема личности всегда находилась в центре внимания исследований культуры, так как культура и личность неразрывно связаны друг с другом. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности. С другой стороны, личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре. Таким образом, личность – это движущая сила и создатель культуры, а также главная цель ее становления. Влияние культурологического знания на личность происходит в процессах инкультурации(обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре) и социализацией (процесс усвоения индивидом социальных ролей и норм). При этом человек формируется как личность, социально и культурно адекватная обществу

Творцом и субъектом всех достижений и процессов культуры является человек. В курсе МХК изучается история культуры - история жизни людей, их надежд и тревог, радостей и огорчений, верований и убеждений. Без «человеческого фактора» история культуры безжизненна. Она рискует превратиться в схему, неизбежно связанную с упрощением и даже фальсификацией, в которой исчезает душа и дух культуры. Именно поэтому столь большое значение в курсе МХК придается антропологии в ее философском, социальном, историческом, психологическом аспектах.

Рассмотрение человека во всем многообразии его переживаний, чувств, интеллектуального и эмоционального напряжения является важным методологическим ориентиром и принципом исторической культурологии. В основе каждого культурного явления, каждого произведения искусства лежат воззрения человека на мир, уникальные, неповторимые в каждой культуре. Комплекс мировоззренческих понятий составляет как называемую модель мира или картину мира. Только понимая структуру этой модели, а также сходства и различия в разных моделях, можно глубоко осмыслить содержание и особенности различных традиций и произведений искусства. Изучение картины мира является предметом исследования культурологии.

Личностно – ориентирован-ная направлен-ность преобразовательная и оценочная функция искусства способствует развитию эмоционально – ценностной сферы ученика; познавательная функция искусства влияет на его интеллектуальную сферу; коммуникативная оказывает воздействие на социально – культурное развитие. Культуросозида-тельная функция (культуро- образующая), обеспечивающая сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Осуществление культуросозидательной функции предполагает ориентацию образования на воспитание Человека Культуры, Необходимым условием этого является интеграция образования в культуру и, наоборот, культуры - в образование. Культуру нельзя сохранить иначе, как через человека. Для этого образование должно заложить в него механизм культурной идентификации. Культурология – наука о культуре, а самой важной функцией культуры является гуманистическая, или воспитательная, духовно – нравственная.

Благодаря культурологическим знаниям изучения мировой художест - венной культуры главным объектом исследования состоит в анализе общих культурных закономерностей развития образа человека в контексте его социальной и культурной истории. В основе интеграционного курса МХК лежат культурологические знания, которые открывают перед учащимися возможность освоения важнейших духовных ценностей, выработанных человечеством в ходе исторического развития. Все тайны и загадки культуры раскрываются человеком. Человек – это душа и сердце культурологического знания.

Современный урок МХК

задачи - Создать организационно-педагогические условия для комфортного освоения учащимися мировой художественной культуры, накопление опыта исследовательской деятельности при работе с памятниками культурного наследия; - Раскрыть личностно-значимый для каждого школьника характер великих произведений мирового историко-культурного наследия; показать их современное звучание и непреходящую ценность для всех времен; - Показать возможности искусства как уникального способа познания и освоения окружающего мира, дать опыт его использования в образовательной деятельности; Современный урок МХК

Задачи - Познакомить учащихся со спецификой художественного языка, содействовать формированию навыков его освоения; - Подготовить школьников к осознанию значимости и необходимости формирования собственной точки зрения на факты, явления, проблемы, помочь обрести способность высказывать собственные версии, гипотезы, предположения и обоснованно, доказательно отстаивать их; - Помочь формированию навыков использования всего пространства мировой культуры как ресурса решения жизненных проблем; Современный урок МХК

Специфика искусство в курсе МХК рассматривается как: - Уникальный педагогический инструмент целостного и гармоничного развития личности (при этом искусство не утрачивает своей специфической природы, не превращается в «дидактическое пособие»); - Пространство, в котором школьник получает возможность культурной самоидентификации, обретает полноценный опыт существования в культуре, максимально полно реализует свой природный потенциал, вырабатывает разнообразные модели жизненного поведения Современный урок МХК

целевая установка урока Формулировка цели урока должна основываться на ясном понимании того, какие «шаги» (задачи) необходимо предпринять учителю, чтобы достигнуть главного. Основная цель всего курса является «рамкой», главной смысловой установкой для целей, которые педагог формулирует для каждого занятия с учетом выбранной программы и возраста школьников. Современный урок МХК

Процесс освоения содержания курса предполагает, что в центре изучения культуры каждого хронологического периода – человек, его представления о мире и своем месте в мироздании, творческая деятельность. Главный критерий отбора произведений – целесообразность включения произведений разных видов искусства в образовательный процесс. Современный урок МХК

Отбор произведений осуществляется в соответствии с содержанием программы курса мхк, целям и задачам конкретного урока с учетом их адекватности возрасту и общему культурному уровню учащихся. - Произведения, предлагаемые ученикам для изучения, должны отличаться неоднозначностью, наличием проблем, обсуждение которой «провоцирует» дискуссию. - Количество произведений, рассматриваемых на уроке, зависит от содержания конкретного урока и степени подготовки класса. Современный урок МХК

Принципы изучения произведений искусства 1.Принцип относительной суверенности Искусство рассматривается как суверенная область духовной жизни человека. Различные виды искусства рассматриваются и воспринимаются как относительно суверенные, каждый из видов обладает собственным художественным языком, специфическими приемами создания художественного образа. Относительность заключается в том, что построение художественного образа в разных искусствах в ту или иную эпоху строится по сходным моделям. 2.Принцип единства познавательного и эмоционально-ценностного Освоение пластов культуры через их «проживание» и сопереживание(выражение эмоций, впечатлений, настроений самих учеников по поводу произведения) Современный урок МХК

Принципы изучения произведений искусства 3. Личностный принцип Восприятие произведений искусства зависит от личности человека(его возраста, жизненного опыта, взглядов на мир и пр.) и может претерпевать существенные изменения в процессе общения с культурными ценностями. Учитель не навязывает готовых оценок, категоричных утверждений, однозначных трактовок, «правильных» ответов, равно как и не подводит мнения учеников к «общему знаменателю» 4.Принцип наглядности Формирование собственного мнения и отношения к произведению возможно только при общении с ним, в процессе вдумчивого рассматривания, прочтения, прослушивания, размышления Современный урок МХК

Алгоритм анализа художественных произведений Курс МХК предполагает регулярный анализ различных художественных произведений. Такой анализ должен быть направлен на развитие личности ученика, его умения воспринимать и понимать искусство, а не на проверку его памяти. Во всех случаях начинаем анализ с непосредственного «общения» ученика с произведением, с формулировки впечатления учащегося; лишь после этого можно переходить к рассмотрению произведения в контексте истории искусства. Современный урок МХК

Обязательные структурные элементы анализа художественного произведения 1.Что вижу/слышу/читаю в произведении 2.Какое впечатление на меня производит то, что я вижу/слышу/ читаю в произведении 3. Есть ли у произведения автор(ы). Какое место занимает это произведение в его/их творчестве. 4.Можно ли это произведение отнести к какому-либо стилю, направлению, течению. Какие особенности этого стиля, направления, течения можно увидеть в этом произведении. 5.Когда было создано это произведение. Какие черты эпохи создания отразились в произведении. Что рассказывает произведение о времени своего создания. 6.Какое место занимает произведение в истории мировой культуры. Как оно повлияло на дальнейшее развитие искусства. Какова сегодняшняя жизнь этого произведения. Современный урок МХК

Формы уроков Уроки МХК в рамках традиционной классно-урочной системы рекомендуется проводить в виде: - дискуссий, способствующих формированию собственного мнения школьников; - семинаров, позволяющих расширить и углубить знания, формирующих умение доказывать, убеждать, отстаивать свое мнение; - Уроков с элементами театрализации, позволяющих учиться видеть, чувствовать, понимать искусство через призму собственного опыта; - Проектной деятельности. Современный урок МХК

Домашнее задание Характер домашних определяется спецификой предмета МХК, цель которого не сведена к освоению наук. Домашние задания направлены на то, чтобы ученик мог самореализовать себя в пространстве культуры. Домашние задания могут: - иметь повторительный характер и быть нацеленными на закрепление полученных на уроке знаний и представлений; - иметь опережающий характер и являться подготовкой для последующих уроков - предполагать самостоятельный поиск и анализ информации, что позволит ученикам расширить представления об изучаемой культуре/эпохе, подробнее познакомиться с творчеством знаменитых мастеров, историей создания и бытования мировых шедевров; - быть нацелены на освоение учащимися разнообразных способов взаимодействия с объектами культуры, позволяющих проанализировать и оценить эти произведения, составить о них собственное мнение; - иметь творческий характер и предполагать переосмысление историко-культурного опыта, осваиваемого в курсе МХК, использование его в собственной деятельности, формирование определенного опыта создания различных текстов, комментариев, эссе. Современный урок МХК

Уровни сложности домашней работы Первый уровень- воспроизведение информации, содержащейся в учебных пособиях и хрестоматиях; Второй уровень- самостоятельный отбор и обработка информации из различных источников; Третий уровень- использование собственного опыта освоения объектов культурного наследия; Четвертый уровень- выявление проблемных ситуаций и способов их решения на основе опыта, накопленного мировой культурой; Пятый уровень- создание собственных текстов культуры; Устные ответы учащихся должны носить развернутый характер, содержать не только информационную составляющую но и оценочные суждения. Высказываемые соображения ученики должны аргументировать, обращаться непосредственно к тому произведению, о котором идет рассказ. Учащиеся должны активно использовать подлинные тексты культуры- цитаты из литературных произведений, исторических документов, воспоминаний и пр. Современный урок МХК

Методы и приемы контроля Осуществление текущего и итогового контроля на уроках МХК тесно связано со спецификой предмета, творческим характером его освоения, что предполагает дополнение традиционных форм и способов контроля специфическими. * собеседование(индивидуальное и групповое). Дает возможность неформальной индивидуальной работы с учениками, способствует выявлению степени их личностного развития; * заполнение «Дневника читателя, зрителя, слушателя». Эта форма «контроля» специально разработана для курса МХК, но на практике используется сравнительно редко, поскольку предполагает достаточно кропотливую индивидуальную работу; * тесты позволяют диагностировать уровень усвоения знаний и степень их осознанности. Кроме этого, тесты способствуют накоплению новой информации, формируют интеллектуальные умения и систематизируют знания. Учитывая специфику предмета, не рекомендуется давать тесты на репродуктивное воспроизведение информации, Следует ограничить тесты, направленные на перечисление дат жизни, имен творцов искусства, названия произведений; Современный урок МХК

Методы и приемы контроля * семинар дает возможность, опираясь на имеющиеся у учащихся знания, расширить и углубить их, формирует умение доказывать, убеждать, отстаивать свое мнение. В ходе семинарского занятия происходит обобщение имеющихся знаний и их закрепление; * зачет - одна из форм обобщающего итогового повторения. Цель- систематизировать пройденный материал, создать у учащихся целостное представление о каком- либо блоке изучаемого материала. Эта форма дает возможность не только проверить уровень усвоения нового материала, но и способствует самопроверке знаний, приучает к самостоятельной работе, повышает ответственность учащихся за процесс обучения. Формы зачетов могут быть разные, но для МХК советуют использовать с элементами игры; *реферат - наиболее сложная форма письменной работы, сочетающая в себе план и конспект. Эта форма свидетельствует о знании литературы по конкретной теме, собственном мнении ученика об излагаемой проблеме, о навыках анализа и обобщения изученного материала, умении правильно оформить работу. Реферат- первый научный опыт учащихся. Он может быть посвящен узкой теме или оформляться как зачетная работа по всему курсу МХК; Современный урок МХК

Методы и приемы контроля * портфолио творческих работ ученика. Деятельность по созданию портфолио можно разделить на три этапа. На первом главной целью становится освоение различных приемов действия, позволяющих проанализировать и оценить произведения искусства с разных сторон, с различных точек зрения. На втором- учащиеся пытаются самостоятельно найти способ решения проблемы. К третьему этапу они уже готовы самостоятельно формулировать проблемы и искать их решение; * олимпиада позволяет учителю не только проверить качество знаний, но и повысит интерес к предмету, выявить способных учащихся, обладающих стремлением к творчеству. * итоговый экзамен. Учитывая различные программы, по которым ведется преподавание, организация экзамена и разработка его содержания требуют согласования общих подходов. Современный урок МХК

Результаты В результате адекватной реализации программы курса создаются эффективные условия для достижения следующих результатов: - Формируется общекультурная компетентность ученика; - Формируется коммуникативная компетентность ученика; - Формируется информационная компетентность ученика; - Формируется социальная компетентность ученика. Современный урок МХК

Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения МХК на базовом уровне ученик должен: знать/понимать - основные виды и жанры искусства; - изученные направления и стили МХК; - шедевры МХК; - особенности языка различных видов искусства; уметь - узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением; - устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства; - пользоваться различными источниками информации о МХК; - выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения); Современный урок МХК

Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения МХК на базовом уровне ученик должен: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - выбора путей своего культурного развития; - организации личного и коллективного досуга; - выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; - самостоятельного художественного творчества Современный урок МХК


Слайд 51

Опера - это музыкально-драматическое представление, в котором действующие лица не разговаривают, а поют. Все чувства и переживания, все диалоги персонажей положены на музыку. Несмотря на то, что в большинстве своем оперы - очень зрелищные представления с яркими декорациями и красочными костюмами певцов, с массовыми сценами (например, в опере Мусоргского «Борис Годунов» в одной из сцен царь выезжает на лошади), все равно главным остается музыка. Поэтому существует выражение «слушать оперу», а не «смотреть оперу». Опера появилась в Италии в начале 17 века. Сцена из оперы «Борис Годунов» Оперы обычно пишутся на сюжеты сказок, трагедий, драм, комедий. Краткое содержание оперы называется либретто. В зависимости от содержания оперы бывают историческими (например, «Борис Годунов»), героико-эпическими («Иван Сусанин» Глинки), сказочными («Снегурочка» Римского-Корсакова), комическими («Свадьба Фигаро» Моцарта) и др. По законам драматического театра опера делится на действия или акты, действия - на картины, а картины в свою очередь - на сцены. Все высказывания персонажей имеют специфические оперные названия. Наиболее протяженные из них называются арии, каватины, монологи; высказывания покороче - ариозо, ариетты. Полупение-полуречь называется речитативом; диалог двух героев - дуэтом. В оперу, как правило, также включаются оркестровые номера - антракты и увертюры, задающие особое настроение. Сцена из оперы А. Г. Рубинштейна «Демон» Партия каждого персонажа в опере пишется для какого-то определенного голоса - высокого, среднего или низкого. Все профессиональные певцы (а в операх поют именно они) различаются по высотности своего голосового диапазона. Так самый высокий женский голос называется сопрано. Для такого голоса написаны партии Снегурочки в опере Римского-Корсакова, Татьяны в опере Чайковского «Евгений Онегин», Розины в опере «Свадьба Фигаро». Среди известных сопрано: гречанка Мария Каллас, испанка Монтсеррат Кабалье, русская певица Антонина Нежданова. Средний женский голос называется меццо-сопрано. Этим голосом поют Кармен в опере Бизе, Любаша в опере Римского-Корсакова «Царская невеста». Известные меццо-сопрано: итальянка Джульетта Симионато, русские певицы Ирина Архипова, Елена Образцова. Контральто - это самый низкий женский голос. Он довольно редкий и отличается грудным звучанием и особой выразительностью. Для этого голоса часто пишут партии персонажей-юношей, исполняемые певицами, например, Ваня в опере «Иван Сусанин», Лель в опере «Снегурочка». Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка» Самый высокий мужской голос - это тенор. Для тенора написаны партии Ленского в опере «Евгений Онегин», Хозе в опере Бизе «Кармен», Герцога в опере Верди «Риголетто». Великий итальянский певец Энрико Карузо пел тенором. Выдающиеся русские тенора 20 века - Собинов, Лемешев, Козловский. Среди современных знаменитых теноров: испанцы Пласидо Доминго и Хосе Каррерас, итальянец Лучано Паваротти. Кармен Мадам Баттерфляй Баритоном называют средний мужской голос. Он звучит значительно и важно, но сохраняет при этом подвижность и звонкость тенора. Баритоном поют Фигаро в опере Россини «Севильский цирюльник», Дон Жуан в опере Моцарта, Риголетто в опере Верди. Выдающиеся баритоны: итальянец Тито Гобби, немец Дитрих Фишер-Дискау, эстонец Георг Отс, русский певец Дмитрий Хворостовский. Наконец, самый низкий мужской голос - бас. Этот величавый голос производит на слушателя особое завораживающее действие. Для баса написаны партии Ивана Сусанина в опере Глинки, князя Игоря в опере Бородина, Бориса Годунова в опере Мусоргского. Известные певцы-басы: Федор Шаляпин, Евгений Нестеренко. Эскизы декораций к опере «Руслан и Людмила» (палаты)

Опера - это музыкально-драматическое представление, в котором действующие лица не разговаривают, а поют. Все чувства и переживания, все диалоги персонажей положены на музыку.

Несмотря на то, что в большинстве своем оперы - очень зрелищные представления с яркими декорациями и красочными костюмами певцов, все равно главным остается музыка. Поэтому существует выражение «слушать оперу», а не «смотреть оперу».» Оперы обычно пишутся на сюжеты сказок, трагедий, драм, комедий. Краткое содержание оперы называется либретто.

Культура

Художественная культура

Искусство

Учитель ИЗО и МХК


Что связано со словом искусство?

Античные скульптуры

Пейзажи К. Моне

Картины Леонардо да Винчи

Древние наскальные изображения

Творческие эксперименты В.Кандинского


На первый взгляд, кажется, легко отличить, что можно отнести к искусству, а что нет. Но на самом деле это не просто. Сразу же появляется много вопросов.

  • Является ли искусством детский рисунок, хохломская ложка или выставленная в качестве постмодернистского музейного экспоната стеклянная колба?
  • «Искусство» и «художественная культура» – одно и то же?
  • И что значит «художественный» ?

Культура.

Начнём с самого широкого понятия этого ряда – понятия «культура».

Слово культура происходит от латинского слова «culturare», что означает «обрабатывать», «возделывать». В древнем Риме это понятие имело отношение в основном к сельскому хозяйству.

В широкий оборот это слово вошло


«Культура или цивилизация, понимаемая в широком этнографическом смысле – это сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусства, мораль, законы, обычаи и любые иные привычки, приобретаемые человеком как членом общества».

Э. Тайлор


На сегодняшний день слово культура обросло многими смыслами и значениями, наука накопила огромное количество определений культуры. Большинство из них сводятся к следующему:

культура–это все то, что появилось в результате творческой деятельности человека, все, что создано человеком;

это то, что существует в самом человеке и отделяет его от животного мира;

это способ существования человека, его непрерывная творческая деятельность.


Духовная культура

Духовная культура - это совокупность продуктов духовной деятельности человека.

Понятие духовной культуры:

содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.),

показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.).


Материальная культура

Под материальной культурой традиционно понимается совокупность вещей, устройств, сооружений, т.е. искусственно сотворенный человеком предметный мир. Иногда его называют «второй природой».


Художественная культура.

Одним из важнейших структурных элементов культуры является художественная культура.

В обыденной жизни мы соприкасаемся со многими ее проявлениями: музыка, театр, кино, живопись, фольклор, самодеятельное искусство, творчество профессиональных мастеров .


Художественная культура – это, прежде всего, процесс художественной деятельности и ее результат, ее продукт.


Понятие «художественная культура» помимо непосредственной художественной деятельности включает в себя также и образное мышление человека – его способность воспринимать и понимать художественные образы, созданные людьми.


Искусство.

Искусство – это род творческой деятельности человека, целью и результатом которой является создание особых произведений. Их называют художественными произведениями или произведениями искусства .

Ценность их определяется тем художественным образом, который они в себе заключают. Произведение искусства – это материальное воплощение художественного образа.


Задача искусства -отражение красоты окружающего мира, понимание его красоты.

Понимание красоты в разные эпохи и у разных народов было очень различно, например, готика нам кажется прекрасным, возвышенным стилем, а эпоха Возрождения считала её варварской.





Искусство помогает нам понять еще одну очень важную истину. Кроме красоты есть еще более важное и ценное свойство мира – проявления прекрасного.

Красота – это лишь внешняя форма.

Прекрасное – это гармония красоты внутренней и внешней.

Огромное количество произведений искусства посвящены тайне прекрасного, стремлению к нему людей, драматическому несоответствию внутреннего и внешнего.


Виды искусства

Графика

Живопись

Скульптура

Архитектура

Прикладное и декоративное искусство

Литература

Театр

Цирк

Художественная фотография

Кино, телевидение.


Визуальные виды искусств

Те искусства, которые мы воспринимаем органами зрения, называются визуальными видами искусства.

К ним относятся живопись, скульптура, архитектура, дизайн .


Аудиторные виды искусств

Виды искусства, которые воспринимаются слухом, относятся к аудиторным видам искусства: музыка.

Литературу, театр относят и к аудиторным, и визуальным видам.


Пространственные виды искусств.

К пространственным относятся те виды, которые существуют в трёх измерениях:

  • архитектура,
  • скульптура,
  • графика,
  • живопись.

Их называют также изобразительным искусством.


Временные виды искусств.

К временным относят виды искусства, исполнение которых имеет начало и конец: например, музыка.


Пространственно-временные виды искусств

Кино, театр, балет относят к

пространственно-временным видам.


Синтетические виды искусств.

Это органическое слияние разных видов искусств, образующих качественно новое и единое эстетическое целое. Сюда относится прежде всего театр (драматический и оперный) ,балет,цирк, эстрадное искусство , фотографиия, дизайн.



Жанры искусства

В каждом из искусств это деление происходит на основе собственных принципов.

Так, например, в живописи жанры отличаются друг от друга предметом и темой изображения:

  • портрет (конкретный человек),
  • пейзаж (окружающая среда),
  • натюрморт (предметный мир и мир мертвой природы), историческая живопись (значительные события),
  • бытовая живопись (обыденная жизнь)…

Жанры искусства

В кино жанровым критерием является характер событий:

драма, мелодрама, комедия, детектив, триллер, вестерн,

научная фантастика, мистика и ужасы.

Каждый жанр развивается по своим собственным законам, пользуется особыми выразительными средствами. Иногда (особенно в современном искусстве) жанры смешиваются и создаются очень оригинальные художественные произведения.


Стиль в искусстве.

Слово стиль произошло от латинского слова «стилос». В древнем Риме так называлась заострённая палочка, которая служила для письма на покрытых тонким слоем воска табличках. У каждого пишущего вырабатывается свой почерк. И почерк тоже стали называть стилем. Затем стилем стали называть склад речи, слог, манеру.


Поэтому слово стиль стали употреблять и для обозначения общих черт, свойственных художественным произведениям целой эпохи.


В европейском искусстве стили последовательно сменяли друг друга : романский, готический, ренессансный, барокко, классицизм, романтизм, реализм, модерн, модернизм (авангард) и постмодернизм.

Некоторые стили охватывали все виды искусства, их называют большими, например барокко, ренессансный стиль . Другие возникали только на базе нескольких или даже одного вида искусств.

К ним относятся, например, маньеризм.


Вопросы для повторения

  • Что такое культура?
  • Что такое художественная культура?
  • Что относится к духовной культуре?
  • Что относится к материальной культуре?
  • Перечислите жанры ИЗО.
  • Что такое стиль?

«Мировая художественная культура» – презентация, которая может оказаться полезной начинающим преподавателям мировой художественной культуры. В моей школе этот предмет изучался с седьмого класса по одиннадцатый. На первом уроке важно дать представление ребятам о том, что ожидает их на уроках мировой художественной культуры . Вот здесь и будет кстати моя презентация.

Мировая художественная культура

«Если бы я мог снова пережить свою жизнь, то я бы поставил себе правилом читать поэзию, любоваться живописью и слушать музыку по крайней мере раз в неделю.

Вероятно, часть мозга, теперь атрофированная, сохранила бы свою деятельность благодаря упражнению. Потеря этих вкусов есть потеря счастья, она может быть вредна уму, ещё вернее, нравственному характеру, ослабляя эмоциональную сторону нашей природы»

Чарльз Дарвин

Грустно осознавать, что мы живём в обществе потребителей. Среди миллионов жителей городов, сёл и деревень нашей страны (да и всей планеты) не так много найдётся людей, неравнодушных к высокому искусству. Приведённая мной в начале записи цитата говорит об огромном влиянии искусства на умственное и душевное развитие человека. Я глубоко убеждена, что сверхзадача учителя мировой художественной культуры воспитывать в наших учениках интерес и любовь к живописи, скульптуре, музыке, архитектуре, формировать умение разбираться в искусстве, приобщать их к сокровищам мировой художественной культуры.

Работа с презентацией максимально проста. Но, тем не менее, позволю дать несколько советов.

С титульного слайда по навигационной кнопке возможен переход на информационный слайд для знакомства с и ссылками на изображения . Вернувшись на первый слайд, вы начинаете знакомство с понятием «мировая художественная культура» .

5 слайд «Виды искусства» не содержит текста. Каждая иллюстрация на нём является гиперссылкой на соответствующий слайд.

После просмотра презентации ребята будут иметь представление о художественной культуре и основных видах искусства.

Если позволит время несколько следующих уроков хорошо бы посвятить более близкому знакомству с каждым из видов искусства. Соответствующие презентации есть на моём сайте: