План конспект имя существительное. Урок русского языка имя существительное план-конспект урока по русскому языку на тему. Всему название дано

Тема: «Имя существительное как часть речи»
Цели урока:
Учебно-познавательные: закрепить и обобщить сведений об имени существительном, изученных за курс начальной школы.
Интеллектуально-развивающие : развивать мышление, умение сравнивать, классифицировать, развитие самооценки.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать навыки сотрудничества

Формы учебной деятельности: учебное сотрудничество, индивидуальная и совместная учебная работа, учебно – исследовательская деятельность, контрольно – оценочная и рефлексивная деятельность.

Тип урока: комбинированный
Технология: элементы технологии развивающего, проблемного, опережающего, игрового, здоровьесберегающего обучения, ИКТ.

Методы и приемы, способствующие успешному формированию УУД:
Прием рефлексивной деятельности
Метод конкретизации целей обучения
Метод открытого обсуждения новых знаний
Метод решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, соразмерных опыту школьников
Результаты: теоретик и практик – вот те роли, которые позволили ученику перейти от уровня «я - ученик» к уровню «я – исследователь».

Ход урока

1. Орг. момент
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада видеть ваши жизнерадостные лица и добрые глаза. Надеюсь, что урок принесет нам радость общения друг с другом.

2. Постановка проблемы и задач урока
На предыдущих уроках мы начали повторять части речи, и сегодняшнее занятие я хочу начать с загадки, ответ на которую позволит вам определить тему урока: «Давно живу я в мире этом, даю названия предметам».
- О какой части речи эта загадка? Почему вы так считаете?
- Правильно, это имя существительное.

Прочитайте эпиграф урока:
Имя существительное – хлеб языка.
Л.В.Успенский
-Докажите это высказывание.

Объясните постановку тире.

(О справедливости этого утверждения говорят цифры: в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных).

Запишите в тетради сегодняшнее число, классная работа и тему урока (Имя существительное как часть речи).

С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Сегодня на уроке вы расширите свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением имени существительного, выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль.
-А чтобы вам не было скучно, я хочу предложить вам небольшое путешествие. А помогать вам в этом путешествии будут герои из мультфильма « Маша и Медведь». Но прежде чем отправиться в путешествие, мы должны заранее наметить путь следования, т.е. мы должны определить маршрут. У вас на парте у каждого есть маршрутный лист, в нём указан путь нашего путешествия.
Каждый будет выставлять себе баллы в эти листы. Отправляемся в путь!
Маршрутный лист
№ остановка Количество баллов
1 «Опознавательная»
2 «Теоретическая »
3 «Морфологическая»
4 «Синтаксическая»
ИТОГ:

3. Работа по теме урока
1 остановка «Опознавательная»
-Попробуем свои силы в первом испытании.
- Прочитайте текст, найдите имена существительные, выпишите их, в скобках записывая вопросы, на которые они отвечают.
Стоял июльский жаркий день. Косыми жаркими лучами солнце жгло сухую землю. Густая пыль поднималась по дороге и наполняла воздух. Облака собирались в большую лиловую тучу. Прогремел дальний гром.

Что такое имя существительное? Что оно обозначает? (Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет)

Каждый из вас хорошо знает, что имя существительное, отвечает на вопросы что? или кто? и обозначает предмет. Разве слова - доброта, милосердие, сострадание - это предметы? Дело в том, что в лингвистике термин «предмет» употребляется в широком значении. Это и название предметов, вещей, лю¬дей, явлений, событий и даже качеств. В связи с этим имена существительные можно разделить на большие группы.

Чтобы выяснить, какие названия предметам даёт имя существительное, мы выполним второе задание.

2 остановка «Теоретическая»
На столах у вас лежат карточки.
1. Прочитайте слова:
2. Обсудите в паре и выпишите на листочек только те слова, которые обозначают указанные названия. Работайте дружно, обсуждайте шепотом.

Ребенок, Байкал, ножницы, белизна, мука, девочка, бег, щука, юноша, стол, пожар, окно, крупа, синева, Россия, стрельба, микроб, сливки, беседа, свежесть, прыжок, кошка, Белгород, спектакль

1 группа названия лиц (ребенок, девочка, юноша
2 группа названия вещей (стол, окно, ножницы)
3группа названия веществ (крупа, мука, сливки),
4 группа названия живых существ и организмов (кошка, щука; микроб),
5. группа географические названия (Россия, Байкал, Белгород),
6 группа названия фактов, событий, явлений (пожар, спектакль, беседа
7 группа названия признаков (свежесть, белизна, синева)
8 группа название действий (бег, прыжок, стрельба)

Физкультминутка
-Ребята! Вы любите играть? Я очень люблю играть. Только играть надо с пользой. Давайте я и вас научу. Ребята, когда услышите имена существительные 1 склонения -поднимите руки вверх, когда прозвучит имя существительное 2 склонения – присядьте, а третьего –руки перед собой.
Зима, утро, урок, море, ночь,

3 остановка "Морфологическая"
Распределите существительные по родам и сделайте выводы.

Вода, корабль, ночь, меч, блюдечко, окно, рожь

Распределите имена существительные на одушевленные и неодушевленные. Сделайте вывод.
Береза, лиса, старушка, медведь, заяц, старик, морковь, скворец, окно, дом, молоко,сказка, девочка, облако.

Распределите имена существительные на собственные и нарицательные.
Береза, лиса, старушка, медведь, заяц, старик, морковь, скворец, окно, дом, молоко,сказка, девочка, облако.

Распределите имена существительные по склонениям.
Машина, картина, мама, дядя, олень, мороз, печь, ночь, кров, солнце, небо, земля, тень, день, дружба, вода, пень, облако, ручей.

4 остановка «Синтаксическая»
-Определите, какую роль играет слово дерево в приведенных предложениях.
Дерево поднялось выше дома.
На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко- зеленой кроной.
Сосна – это хвойное дерево.
Из- за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.

Вывод: Расскажите о синтаксической роли существительного

Мы приближаемся к концу маршрута и должны для себя определить, что мы узнали о существительном. Свои знания сравните с правилом в учебнике
Чтение правила в учебнике стр. 191

Расскажите об имени существительном по опорному конспекту

Опорный конспект
1. Существительное – отвечает на вопросы …
Обозначает …
2.Морфологические признаки: собственное и … , одушевленные и …. , род (….), склонение.
Изменяется по числам, падежам
3. В предложении является...................................

Конечная остановка «Проверочная»
тест “Имя существительное”
1. Найдите неверное утверждение.
А. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.
Б. Имена существительные изменяются по родам.
В. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.
2. Укажите имя существительное
А. смелость Б. смело В. смелый
3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении
“Берёзы украшают леса”:
а) подлежащим; б) дополнением; в) обстоятельством.
4. Определить род существительных: честность, правда, книги.
5. Как называются существительные, называющие неживой предмет?
Самопроверка
Ответы
1. Б
2. А
3. Б
4. женский
5. неодушевленные

«5» - 5 правильных ответов;
«4» - 4 правильных ответа;
«3» - 3 правильных ответа

4.Выставление оценок.
5.Рефлексия (Продолжите фразу).
- У меня получилось…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Теперь я знаю…

6. Домашнее задание:

Благодарю вас за урок!

Тема: Морфология. Имя существительное. Значение имен существителных.

    Образовательная: Расширить представление о морфологии, уточнить понятие «существительное»

    Развивающая: Совершенствовать навыки выделения в тексте имен существительных; их морфологические признаки; тренировать память, внимание, развивать самостоятельность мышление;

    Воспитательная: прививать любовь к русскому языку

Основные понятия: существителное,синквеин, блицопрос.стратегия,невежда,невежа.

Тип урока: получение новых знаний

Форма проведения урока: урок- беседа

Наглядность: Слайды

Ход урока :

I Организационный момент; (2мин)

Эпиграф урока: «Имя существительное - хлеб языка» Л.В.Успенский

II Актуализация: (10мин) « Давно живу я в мире этом, Даю названия предметам»

Морфология- раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи (10 частей речи: 6- самостоятельная 3- служебные, междометие)

3) Изучение и освоение нового материала (60мин)

Существует много стран на свете,каждая из которых называется по-своему. А мы сегодня совершим путешествие в языковую страну, название которой- Морфология.Что вы знаете об этой стране? Что такое морфология? На какие группы делятся части речи? Какие вы знаете самостоятельные части речи? А служебные? Приведите примеры междометий. Первый город,который мы посетим называется…А как он называется, вы узнаете, разгадав загадку: «Давно живу я в мире этом- даю названья всем предметам». (…………………) .Итак,мы попали в город с интересным названием- Имя существительное. Эпиграфом нашего урока является высказывания Льва Васильевича Успенского «Имя существительное-хлеб языка»

Блицопрос:

    Имя существительное - это …

    Признаки имён существительных …

    Род имён существительных …

    Изучается в разделе …

    Существительное « лебедь» какого рода?

    Главные члены предложения …

    Способы образования имён существительных …

    Сколько склонений у имён существительных?

    Имена существительные бывают собственные и …

    Число имён существительных …

    Письменная работа (открываем тетради, записываем дату, тему)

    Работа со слайдами: Задание 1,2

Задание 1

Образуйте от глаголов имена существительные: бежать- (бег),играть - (игра), плавать- (плавание), читать- (чтение), писать- (письмо),кричать-(крик,стучать-(стук

Что обозначают эти существительные? (Процесс как предмет, так как образованы от глагола)

Задание 2

Образуйте имена существительные от прилагательных белый - (белизна), храбрый- (храбрость), добрый- (доброта),высокий-(высота,красивый-(кросата,темный-(темнота,смелый-(смелость,

Что обозначают эти существительные? (Признак как предмет,

так как образованы от имени прилагательного)

Преподаватель А вот какое определение имени существительному дает герой комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» Митрофанушка(инсценировка отрывка из комедии

Госпожа Простакова: За молитвы родителей наших доровал нам господь Митрофанушку. Не угодно ль, мой батюшка, взять на себя труд и посмотреть, как он у нас выучен?

Стародум: О, сударыня! До моих ушей уже дошло, что он теперь только и отучиться изволил. Любопытен бы я был послушать, чему немец его выучил.

Госпожа Простакова: Всем наукам, батюшка.

Правдин (Митрофану): Чему бы, например?

Митрофан: (подаёт ему книгу): Вот, грамматике.

Правдин: Вижу. Это грамматика. Что же вы в ней знаете?

Митрофан: Много. Существительна да прилагательна...

Правдин: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное

Митрофан: Дверь, котора дверь?

Правдин: Котора дверь! Вот эта.

Митрофан: Эта? Прилагательна

Правдин: Почему же?

Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешена: так та существительна.

Стародум: Так поэтому у тебя слово дурак- прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку

Митрофан: И ведомо

Преподаватель Согласны ли вы,ребята,с Митрофанушкой»

3.Письменная работа

    Подберите однокоренные к одушевлённым именам существительным - неодушевлённые: машинист (машина), компьютерщик(компьютер), баскетболист (баскетбол), программист (программа), банкир (банк).

Образуйте от неодушевлённых имён существительных - одушевлённые: игра(игрок), лыжи (лыжник),футбол (футболист), спорт (спортсмен)

Какую морфему вы использовали при образовании новых слов? (Суффикс)

4.Устная работа

Какое слово в каждом ряду лишнеее и почему?

    Страна, Казахстан, Родина, государство. (Казахстан - имя собственное)

    Молодёжь, человек, девушка, парень (Молодёжь- собирательное существительное)

    Проза, лирика, драма, пьеса (Понятие пьеса! Не относится к роду литературы)

Марс, Земля, Луна, Венера. (Марс- мужского рода)

Загадки- шутки

Для ответов подберите только существительные

    Этот город- название птицы.

2.Название какого города состоит из одного мужского и ста женских имён? (Сева- сто-поль)

Учитель: Ребята,однажды на уроке я услышала ответ от ученика: «Все существительные изменяются по родам, числам и падежам». Правильно ли это? (Нет, Имена существительные по родам не изменяются. Они относятся к одному и родов: мужскому, женскому, и среднему). Действительно, в русском языке каждое существительное относится к одному из трех родов.

Разминка «Кто быстрее»? Слайд №5.

Добавьте одну букву к казахским словам в начале, в середине или в конце слова и получите имя существительное на русском языке. Определите род и склонение существительных.

Аз-таз, аза-ваза, бор-борт, маса-масса,аза-азарт,ара-жара,жас-ужас,тон-трон.

А что вы знаете о существительных общего рода? (это существительное, которые могут

Обозначать лиц мужского и женского пола).

Переведите слова на русский язык и превратите их в имена существительные общего рода.

Отыру-сидеть-сиделка; кір-грязный - грязнуля.

Подберите примеры существительных общего рода.

Ученики: Подлиза, рёва, растрёпа, плакса, соня, хвастунишка, ябеда.

Почему и нам хочется иногда, проверяя род, сказать: плакса - она моя, соня - она моя.

Потому что в них оканчание-а (я) как у существительных женского рода первого склонения. Но плаксой бывает и девочка и мальчик. Поэтому это существительное общего рода.

Я согласна с вами. А в чем отличие между невежей и невеждой ?

Невежа – м. и ж. р. Грубый, невоспитанный человек. Невежда – м. и. ж. р. Малообразованный, малосведущий человек. Пример: Полный невежда в музыке.

Творческая работа. Слайд №6 .

Вставьте в стихотворение пропущенные разносклоняемые существительные.

В стародавнее древнее…(время)

В шалашах без окон и дверей

Жило- было лохматое…(племя)

Первобытных людей _ дикарей

Они не знали, для чего корове…(вымя)

Как написать свою фамилию и …(имя).

Зачем на лошадь надевать седло и. . . (стремя)

Стратегия «Синквейн» (ключевые слова: мама) Слайд 7.

Самостоятельная работа учащихся.

1.Придумайте название (существительное).

2.Опсание (два прилагательных).

3.Действие (три глагола, деепричастный оборот или причастный оборот или причастный оборот).

4. Чувство (фраза оценочная из четырёх слов).

5. Подтверждение сущностей (синоним или ассоциация с первой строчко

4. Закрепление урока (15мин)

Кто из вас знает телепередачу «Что? Где? Когда? О чём эта передача? (ответ учеников) Несколько десятков лет подряд эта игра является одной из любимых передач. В связи с этим чтобы закрепить наш урок мы с вами тоже проведем игру «Что? Где? Когда?» В нашей игре участвует две команды знатоков

Капитаны представляют свои команды.

Преподаватель: Против вас, знатоки играют ваши любимые друзья – герои сказок. Они приготовили вам интересные задания. Вы должны работать быстро. Первой отвечает команда, в которой все участники, закончив обсуждение, возьмутся за руки и поднимут зелёный светофор. Остальные игроки проверяют правильность ответа. Так что за ответом следим очень внимательно! За правильный ответ команда получает жетон. Итак, приготовились, мы начинаем!

Преподаватель: Против знатоков играет умница Мальвина. Вот наше устное задание: из букв составьте слова – существительные и определите их род.

1 команда: Слово, девочка, мальчик.

2 команда: Адрес, сосна, окно.

Даются жетоны, звучит гонг.

Преподаватель: Против вас играет Буратино. Запишите предложения, вставьте пропущенные буквы, назовите проверочное слово и определите падеж существительных:

1 команда: в небе вспыхнул первый луч со…нца.

2 команда: Дождь и сне… - это осадки.

Проверяется задание, даются жетоны, звучит гонг, затем проводится физминутка.

Преподаватель: Против вас играет Артемон. Посмотрите внимательно на картину « Зимний пейзаж», выпишите по семь существительных и, используя данные существительные, составьте два предложения и запишите их в тетради. Сделайте разбор по членам предложения.

(Команды выполняют задания). И так, проверяем. Чья команда готова? (Представитель каждой команды читает свои предложения). Читаем предложения и называем второстепенные члены предложения. (Вручаются жетоны, звучит гонг).

Преподаватель: В этом раунде играет команда, первая сказавшая в рифму имя сказочного героя, который будет сейчас играть с вами.

Он – дружок зверям и детям,

Он живое существо,

Но таких на белом свете

Больше нет ни одного,

Потому что он не птица,

Не котенок, не щенок,

Не волчонок, не сурок.

Но заснята для кино

И известна вам давно

Эта милая мордашка

Он зовётся … (Чебурашка).

Преподаватель: Итак, против вас играет Чебурашка. В блиц турнир играет … команда. Кто из вашей команды будет отвечать? На каждый опрос сразу дается ответ. За правильный ответ – жетон.

1. Чем кончается день и ночь? (ь)

2.Какое слово состоит из 7 одинаковых букв

3.В каком слове 40 гласных (сорока)

4.В семье две мамы, две дочки. Отгадайте, сколько их в семье (Трое: бабушка, мама, дочка)

5.Прочитайте слово: в и цифра три на (Витрина)

Выдаются жетоны, звучит гонг.

: против знатоков играет Буратино. Просклоняйте существительные по падежам. Работаете на листочках.

1 команда: лес, роща.

2 команда: дом, печка

Командам выдаётся по 1 жетону

Против знатоков играет Карбас – Барабас. На всех словах он поставил кляксу. Вы подумайте и скажите, какую букву спрятал Карбас – Барабас, и докажите это. Тогда вам даём еще один жетон

Улы..ка, оши…ка, чес..ный, бесе…ка, ша…ка, сказка, доро…ка.

Ведущая (дополнительный раунд): Вопросы задает лисичка. Вам предлагается поработать устно. Определите род, число отгадки существительного.

Кто в зоопарке выше всех?

Узнать его нам просто,

Узнать его легко:

Высокого он роста

И видит он далеко. (Жираф)

Ведущая: Наша игра подошла к концу. Давайте обобщим, с чем мы познакомились на уроке. За ответ - дополнительный жетон.

1. Что такое имя существительное?

2.На какой вопрос отвечает имя существительное?

3.Как изменяется имя существительные?

4.Каким членом предложения является имя существительное в именительном падеже?

5.Какой падеж не может жить без предлогов?

Ведущая: Подведем итоги игры. Самое большое количество жетонов у команды …, капитан который… . Команде, занявшей первое место, все мы говорим: « Молодцы!» Команде, занявшей второе место, все мы желаем: «Так держать! Не унывать!».

5 . Задание на дом: _законспектировать,просклонять несколько существительных (2мин)

«Русский язык» 10 класс. У.А. Жанпеисова А.А.Майбалаева Стр:58-64

Тема урока: Имя существительное.

Лексическая тема: Уставшие парты.

Цели урока:

- обучающие: систематизировать все сведения о существительном как о самостоятельной части речи, совершенствовать умение находить имена существительные, определять их морфологические признаки, синтаксическую роль;

Развивающие: развитие речи обучающихся, творческой мыслительной деятельности; фантазии и воображения, интереса к предмету;

Воспитательные: воспитание языковой культуры, уважительного отношения к русскому языку и литературному творчеству.

Оборудование: плакат, игра «Кто я?».

Ход урока.

I. Организационный момент .

Здравствуйте, очень рада видеть вас всех веселыми и здоровыми.

II . Знакомство с новым материалом.

Имя существительное - это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые

1) имеют обобщенное значение предметности и отвечают на вопросы кто? или что?;

2) бывают собственными или нарицательными, одушевленными или неодушевленными, имеют постоянный признак рода и непостоянные (для большинства существительных) признаки числа и падежа;

3) в предложении чаще всего выступают как подлежащие или дополнения, но могут быть любыми другими членами предложения.

III. Закрепление.

В каждую группу слов впишите еще по два слова.

Люди : кто? мама, бабушка, спортсмен, папа, футболист.

Птицы: кто? беркут, ворона, соловей, аист, воробьи.

Звери: кто? барс, конь, волк, лиса, заяц.

Рыбы : кто? щука, сом, килька, акула.

Растения : что? яблоня, сосна, береза, дуб, тополя.

Явления природы : что? снег, дождь, буря.

Вещи: что? шуба, пальто, плащ.

Инструменты: что? пила, молоток, гвоздь.

Учебные принадлежности : что? тетрадь, карандаш, книга.

Транспорт : что? автобус, троллейбус, поезд.

Выпишите сначала существительные, которые относятся к теме "Спорт", а затем- к теме "Цирк".

Спорт

Цирк

Спортсмен, тренер, волейбол, футбол, стадион, дрессировщик.

Клоун, цирк, фокус, фокусник

IV. Игра.

- Если слово отвечает на вопрос кто? - поднимите руки вверх, а если на вопрос что? - руки вперед. Если встретили другие части речи, то надо присесть.

Люстра, мальчик, бегать, гроза, кролик, окно, зелёный, ученик, часы, умный, отец, радость.

Игра «Кто я?». Соедините слова.

В школе я ученик

В магазине я покупатель

В транспорте я пассажир

Дома я сын, дочка

- Слова, какой части речи использовали?

V. Итог урока. Оценивание:

Что нового вы узнали на уроке ?

Что понравилось на уроке?

Что было самым интересным?

Что такое существительное?

VI. Домашнее задание:

Выучить правило;-Упр.204 стр.88. Выпишите один столбик одушевленные существительные, в другой- неодушевленное существительные.

Цель: обобщить полученные ранее знания учащихся о грамматических признаках имени существительного; формировать умения выделять в речи и правильно употреблять

имена существительные;

Способствовать развитию мышления, речи, памяти, продолжить развивать умение анализировать, группировать слова по признакам;

воспитание мотивации к учению.

Тип урока: урока : комбинированный

Но вначале мы должны узнать имя нашего героя. Ведь так?

В. Л. О. С. О - буквы по классу спрятаны.

СЛОВО.

3. Повторение и обобщение изученного материала.

Вот вы и назвали имя героя, в гости к которому мы и оправляемся.

Всему название дано-

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным – полно,

А безымянных нету,

И всё, что может видеть глаз,

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас,

Означено словами.

Поговорим о словах – существительных.

Какие значения предметности вы можете назвать?

( Дополнить по одному слову – устно).

Люди: старик, девушка,…

Животные: мышь, попугай, …

Растения: береза, овощи,…

Предметы быта: посуда, сапоги,

Явления природы: метель, дождь, …

Географические названия: пустыня, наводнение, …

Вам надо было записать слова из словаря, вставить пропущенные буквы. Найти лишнее слово и доказать, почему оно лишнее?

Какое слово вы нашли. Докажите, что оно лишнее.

. Бонемент, Б. ндероль, кв. танция, кл. ент, т. леграф, п. чтамт, .п. рация,.бр. зование,

.бр. зовывать, ф. йе, кв. л.фикация, .теч. ство, .ску..тво.

Вы должны были записать данные слова в три столбика:

Ж. р. м. р. ср. р.

Бандероль, клиент, образование,

Квитанция, абонемент, фойе,

Операция, телеграф, искусство,

Квалификация, почтамт, отечество.

(Самопроверка) .

Какие слова можно объединить одним словом?

(Почта - почтамт, бандероль, клиент, квитанция, операция, телеграф).

Составьте со словом Бандероль Предложение, запишите его, подчеркните главные члены предложения. Над лексическим значением этих слов мы будем с вами работать на следующем уроке.

О каком грамматическом признаки имени существительного вы должны были помнить, записывая слова в три столбика.

Какие ещё грамматические признаки имени существительного вы знаете?

Одушевлённое. Неодушевлённое Собственное/нарицательное. Род: м. р., ж. р., ср. р. Число: ед., мн. Падеж: И. п. Р. п., Д. п., В. п., Т. п., П. п.

Сегодня мы ещё раз повторим и обобщим знания о грамматических признаках имени существительного.

ИГРА: « Третий лишний» (Карточки).Два варианта заданий.

В каждом ряду слов узнай лишнее существительное по одному из грамматических признаков (Карточки) :

1. Столяр, станок, повар; Одуш/неодуш

подружка, кружка, книжка.

2.Стеклов, стекло, стекольщик; Собств./нар .

Шира, село, Целинное;

3. Лев, львёнок, львица; род

Стекло, стекольщик, стеклодув.

4. Ножницы, игла, пяльцы; число

молоток, шипцы, рубанок.

5. Под окном, над окном, у окна; падеж

О маме, к маме, по маме.

2 вариант. (Убери выделенные слова).

1. Столяр, Станок , повар; Одуш/неодуш

Подружка, кружка, книжка.

2.Стеклов, Стекло , стекольщик; Собств./нар .

Шира, Село , Целинное;

3. Лев, львёнок, львица; род

Стекло , стекольщик, стеклодув.

4. Ножницы, Игла , пяльцы; число

молоток, Шипцы, рубанок.

Доказать, какое слово лишнее .

Какое из всех слов можно отнести к данной схеме? Докажи.

Приставка+ корень+ суффикс+ окончание

Подружка – разобрать как часть речи.

Подружка – сущ., одуш.. нариц., ж. р., ед. ч., 1 скл.

Придумайте предложение с данным словом, чтобы оно было главным членом предложения.

Моя подружка Настя хорошо поёт .

Второстепенным членом предложения:

Мы с подружкой Настей ходим на занятия кружка « Маленькая хозяюшка».

Какой частью речи является слово подружка? Докажи, используя схему.

Учебник, стр. 78.

О каком грамматическом признаке существительного мы ещё не говорили?

(о склонении).

Пользуясь таблицей, которая есть у вас, определи, чем похожи и чем различаются слова: ночь, ночка, ночник.

Разбери эти слова по составу слова. А какое время суток изображено на нашей картине? Назови грамматические признаки этого существительного (день).

Когда, я работа над составлением плана урока, то ваш учитель географии, увидев замок на берегу озера, сказала « Какой красивый ЛАНДШАФТ», но я не знаю, что

Означает данное слово, т. е. его лексическое значение.

Поэтому на Домашнее задание вам : узнать у учителя географии как толкуется значение этого слова, правильно записать это слово, подчеркнуть , записать лексическое значение, разобрать Слово ландшафт как часть речи .

А я найду значение в словаре Ожегова. Посмотрим, как толкуется значение одно и тоже слова в разных источниках.

А сейчас продолжим говорить о именах существительных.

Работа по учебнику стр. 76, упр. № 106 – выписать имена собственные.

Как пишутся имена собственные?

О каких словах – существительных мы не говорили?

(несклоняемых).

Знакомство со словами и их значением.

Учебник, стр. 72. Запомнить написание данных слов.

Итак, наше путешествие подошло к концу.

Так кто живёт в замке? Какие слова там живут?

Посмотри на замок, на природу, что его окружает. Назови слова – имена существительные, называя их грамматические признаки. Что интересного вы услышали, называя слова(нет одушевлённых предметов). А кто, по – вашему, мог жить в замке?

(Король. Принцесса. Животные).

Что нового узнали на уроке?

(слово может иметь грамматические признаки и лексическое значение).

4.Оценки. Рефлексия.

Как вы понимаете пословицу:

« Доброе слово построит, а злое разрушит».

У каждого на парте лежат имена существительные, выбери те существительные, которые могут прибавить радости, любви, тепла. Окружим ими наш замок

А какой частью речи будут являться эти слова? Какие грамматические признаки указывают на это?

Карточки со словами:

Тепло, радость, свет, война, мир, агрессия, солнце, веселье, мир, труд, лень, чернота, доброта, Честность, справедливость, праздник.

Запомните, пожалуйста, что:

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай – не спеши,

Оно бывает так сурово,

То рождено теплом души.

Им можно радости прибавить,

И радость людям отравить.

Им можно лёд зимой расплавить,

И камень в крошку раздробить.

Оно одарит, иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как им не ранить

Того, кто слушает тебя.

>>Русский язык 5 класс >> Русский язык: Имя существительное

Тема урока: Имя существительное

Цели урока:

> систематизировать и углубить знания учащихся об имени существительном;
> умение находить существительные в тексте, определять их морфологические признаки (род, число, падеж, склонение);
> умение различать лексико-грамматические разряды имен существительных (одушевленные - неодушевленные, собственные - нарицательные);
> развить познавательные интересы учащихся.

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя:

Ребята, сегодня у нас обобщающий урок по теме “Имя существительное”. Как вы думаете, какие задачи мы должны поставить перед собой и решить на сегодняшнем уроке? (Дети формируют задачи урока, если необходимо – учитель поможет).
Так что же вы знаете об имени существительном?

II. Фронтальный опрос учащихся:

1. Какие слова называются именами существительными?
2. Какие существительные являются именами собственными? Какие нарицательными?
3. Назовите морфологические признаки существительных.
4. Как изменяются имена существительные?
5. К каким существительным ставится вопрос кто? К каким – что?
6. Какие существительные имеют только форму единственного числа?
Какие существительные имеют только форму множественного числа?
7. Что мы называем склонением?
8. Сколько падежей в русском языке? Перечислите их названия и вопросы каждого из падежей.
9. Как называются члены предложения, отвечающие на вопросы косвенных падежей?

III. Разгадывание ребусов.

Слово «ребус» произошло от латинского слова вещь, то есть в буквальном переводе ребус означает вещами, предметами, с помощью вещей.
(Учащимся показываются ребусы, которые они должны разгадать).

Определить склонение, род этих существительных, их лексико-грамматические разряды.

И.п. кольчуга кокошник акварель
Р.п. кольчуги кокошника акварели
Д.п. кольчуге кокошнику акварели
В.п. кольчугу кокошник акварель
Т.п. кольчугой кокошником акварелью
П.п. о кольчуге о кокошнике об акварели

IV. Работа по учебнику.

Упражнение 449. Прочитайте и отгадайте загадку. Выберите одно предложение и выполните письменный морфологический разбор двух-трех существительных.

Снег мешками валит с неба;
С дом стоят сугробы снега!
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силён –
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно,
Ну, так что за месяц это?

Бураны – сущ., предмет,
I. н.ф. (что?) буран
II. пост.пр. – неодуш., нариц., м.р., 2 скл.,
непост.пр. – мн.ч., И.п.
III. (что?) бураны

Метели – сущ., предмет,
I. н.ф. (что?) метель
II. пост.пр. – неодуш., нариц., ж.р., 3 скл.,
непост.пр. – мн.ч., И.п.
III. (что?) метели

На деревню - сущ., предмет,
I. н.ф. (что?) деревня
II. пост.пр. – неодуш., нариц., ж.р., 1 скл.,
непост.пр. – ед.ч., В.п.
III. (куда?) на деревню
- .- . - . - . - . –

V. Криптограмма.

Слово криптограмма греческого происхождения и обозначает тайное письмо. В каждой криптограмме текст загадочно зашифрован. Чтобы расшифровать такой текст, надо разгадать ключевые слова.

Ключевые слова
3,2,4,5 Река
10,7,6,7,9,5 Голова
8,2,11,9,2,3,10 Четверг
1,5,9,7,13 Завод
4,12,13,5 Куда?
Расставьте буквы ключевых слов по цифрам в клеточки рисунка.

1 2 3 4 5 6 7
З Е Р К А Л О

8 2 6 7 9 2 4 5
Ч Е Л О В Е К А

2 10 7
Е Г О

11 3 12 13
Т Р У Д

Грамматическое задание:

Выпишите из пословицы слово зеркало, выполните морфологический разбор.

VI. Составьте пятистишье (по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»)

1.Существительное
2.
3.
4.
5.

VII. Обобщение пройденного. Подведение итогов.

VIII. Домашнее задание: стр.181 упр.450, 451.

КГУ «Борасинская средняя школа-сад» село Бескарагай Бескарагайского района Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан, учитель русского языка и литературы Калижанова Назымгуль Амангельдиновна