Теория и практика сервиса с учетом национальных, региональных, этнических, демографических и природно-климатических факторов. §12. Изменение условий развития народов Евразии Наступление «варваров» в Евразии

>>История: Наступление «варваров» в Евразии

Наступление «варваров» в Евразии

В II-IV вв. были временем перемен в облике мира. Крупнейшие гocудapcтвa древности вступили в период упадка. Началось время Великою переселения народов. Не только кочевники, но и земледельцы покидали обжитые места и устремлялись на новые территории. Формировался тип общественных отношений, который принято называть феодальным.


Народы Европы

В I-II вв. общая численность населения мира составляла около 250 млн, человек, которые распределялись по земному шару нepaвномерно. Основная масса населения была сосредоточена в Евразии в районах с теплым, влажным климатом - в поясе государств, протянувшихся от берегов Средиземноморья до равнин Китая. В пределах Римской империи проживало около 5O млн, человек (в самой Италии - 7-8 млн.), примерно столько же - в Китае, не менее 40 млн. человек жило в Индии. Несколько миллионов человек насчитывалось в Америке, Центральной и Южной Африке, тропиках Юго- Восточной Азии.

Севернее гpаниц Римской империи, которые проходили по Рейну и Дунаю, жили кельтские и германские племена (кимвры, тевтоны, аламаны, франки, вандалы и др,), восточнее - славянские и финно- угoрские. Между Дунаем и Днепром находились земли союзов готских племенных объединений (они включали как германские, так и фракийские, сарматские, славянские племена).

Численность населения Центральной и Восточной Европы была невелика (не более 5 млн. человек). Их земли с преобладанием лесов и болот не представляли для римлян большой ценности, а coпротивление они оказывали упорное. В 9 г. три отборных легигна Октавиана Aвгycтa были разгромлены германцами в Тевтобургском лесу. Все это заставило Римскую империю ограничиться укреплением северной границы, размещением вдоль нее гарнизонов. Они должны были отбивать набеги племен, которые считались варварскими (слово « барбарос» по-гpечески означало « тот, кто гoворит невнятно» ), германиы, не знаюшие латыни, представлялись римлянам дикарями.

Племена Центральной и Восточной Европы, будучи земледельгами, не строили больших городов. В l - V вв, у них преобладали нeбольшие поселки, заселенные, как правило, родственниками. Было развито ремесло, оружие и инструменты выковывались из железа. Хозяйство носило преимущественно натуральный характер, хотя постепенно развивались и товарно- денежные отношения.

Рабовладение у германских племен не получило широкогo распространения. Захваченных в межплеменных столкновениях пленников убивали, продавали римлянам или же оставляли в поселениях, гдe им выделялся участок земли, часть продукции которогo они отдавали ее владельцу. Поскольку поля были разгорожены, археологи предполагают, что земля принадлежала отдельным семьям, хотя леса и луга, вероятно, находились в общем пользовании селян.

Своеобразной была организагия жизни германских племен. При существовании союзов племен, насчитывающих сотни тысяч человек, живущих на большой территории, учесть мнение всех членов племени было невозможно. В этих условиях земли союза племен дeлились на oкpyгa, в которых проводились собрания наиболее авторитетных и богатых представителей поселений (родоплеменной знати). Они решали вопросы войны и мира, ссор между разными племенами, входящими в союз, избирали латана - знатока обычаев, игpа вшего роль судьи.

Наряду с родоплеменной знатью особую роль игpали военные вожди - конунги (князья). Они возглавляли боевые дружины, которые состояли из наиболее крепких и ловких молодых людей. Эти дружины не только охраняли территорию союза племен, но и совepшали набеги на соседей, иногда нанимались на службу к римлянам.

Конунги далеко не всегда считались с мнением родовой знати, нередко вели собственные войны, которые были основным источником их обогащения. Kонунг с дружиной строили бурги (крепости), где хранились награбленные богатства (казна). Там селились ремесленники, изготовляющие оружие, возникали торговые центры. Первоначально конунги избирались представителями poдoплеменной знати или дружиной, но со временем их власть стала наследственной.

Таким образом, хотя государство у древних германцев и у других (в частности, славянских) племенных объединений в начале l тысячелетия н.э. еще не сложилось, многие предпосылки ею формирования уже присутствовали. Возвышение конунгов, концентрация в их руках власти и богатства, высокая степень имущественного нepaвeнства в общинах знаменовали разложение родоплеменного строя.

Кочевые племена Азии н Китай

На обширных просторах Евразии, от Дуная до Хуанхэ, протянулся пояс степных земель, на юге огpаниченный пустынями Средней Азии, горными вершинами Тибета и гималаев, на севере - лесами и болотами Восточно-Европейской равнины и Сибири. Пригодной для обработки земли было мало. Основной ценностью живущих здесь кочевых племен был скот, особенно лошади, которые давали мясо, молоко, шкуры, а также служили средством передвижения.

Степные просторы обеспечивали возможность прокормить большое количество скота лишь при кочевом образе жизни. Летом на юге степей трава выюрала, что заставляло кочевников двигаться на ceвер. Зимой же, когда на севере землю покрывал cнeг и сковывал лед, они возвращались на южные пастбища.

Каждое кочевое племя контролировало огpомную территорию, которую считало своей. Между различными племенами шла постоянная борьба за лучшие пастбища. Слабейшие из них вьпеснялись на худшие земли. уничтожались или порабощались.

Непросто складывались отношения кочевников с земледельческими народами. Лавины конных воинов нередко обрушивались на соседние оседлые племена, облагали их данью, гpабили их поселения, уводили людей в рабство. При этом у кочевников сражались почти все взрослые мужчины, что позволяло им, несмотря на относительно небольшую численность племен, выставлять крупные силы. Военные экспедиции, предпринимавшиеся империями дpeвности против кочевников, чаще вceгo оказывались бессмысленными.Легко скрываясь от тяжелой, малоподвижной пехоты в обширных степях, кочевники наносили противнику внезапные удары.

Кочевой образ жизни не означал, что у скотоводческих племен совсем не было постоянных поселений. На контролируемой ими территории существовали отдельные очаги земледелия (например, гyнны принуждали пленных, обращенных в рабство, выращивать просо), центры торговли и ремесла. Значительного развития достигало в среде кочевников имущественное расслоение. Основным показателем богатства выступали скот и рабы.

Одним из самых сильных кочевых народов в начале новой эры были гунны. Первое крупное объединение - союз 24 племен - возникло у гyннов еще в Ill веке до н.э. Под их властью находились тepритории от Забайкалья до реки Хуанхэ.

Гунны были серьезной угрозой для Китая, в каждом набеге они уводили десятки тысяч пленных. Оседлое население ceвeра Китая платило гyннам дань. Однако в I веке империя Хань создала сильные конные армии, способные бороться с кочевниками. Одновременно использовались методы дипломатии, подкупа племенных вождей, их разобщения. Они оказались довольно эффективными, гунны к середине I века потерпели серьезные поражения, их племенной союз раскололся. Heкоторые из гyннских племен признали себя данниками Китая, часть откочевала на запад, в степи Казахстана, а затем к берегaм Каспийского и Азовского морей, оттеснив жившие здесь племена, в частности готов и аланов.

Начало Великого переселения народов

Во ll веке начались глобальные изменения климата, произошло похолодание, достигшее максимума к V веку. Во время так называемогo малого ледникового периода на юге началось наступление пустынь, на севере местность заболачивалась, менялся характер растительности. Эти перемены оказали большое влияние на жизнь народов Евразии.

Обострилась борьба за землю между кочевыми племенами. Гунны начали двигаться на запад и юг, возобновив нападения на Китай . Империи Хань оказалось намнoгo сложнее противостоять их натиску.

Изменения климата стали причиной падения урожайности, coкращения посевных площадей в Китае, голод, распространение бродяжничества, случаи людоедства сопровождались эпидемиями, в том числе и чумы. Множилось число восстаний и голодных бунтов. Население винило в своих бедствиях императора и чиновников. В 184 г. Китай охватило с трудом подавленное к 208 г. восстание «желтых повязок». Основным eгo лозунгом было требование новой, счастливой жизни. Ее символом считался желтый цвет.

С середины II до середины III века из-за гoлода, эпидемий и восстаниЙ численность податного населения Китая сократилась с 50 млн. до 7,5 млн. человек. Мелкое крестьянство полностью разорилось, сохранились лишь «сильные домa», которые перешли к нaтуральному хозяйству. Власти вынуждены были собирать налоги нaтурой (зерном и продуктами ремесла). Были отменены деньги, утратившие значение средства обмена.

Приобретшие большое влияние в ходе борьбы с восстанием вoeначальники перестали считаться с императорским двором. Начавшаяся борьба за власть привела к распаду империи Хань, на руинах которой в III веке возникли три независимых государства. При этом изменение климата повысило хозяйственное значение юга Китая, где сохранились возможности высокопродуктивного земледелия.

Под ударами кочевых племен и из-за ухудшения условий земледелия к III веку пришли в упадок государства Средней Азии (Kyшанская империя и Хорезм). Распалось Парфянское царство, на eгo землях возникло государство династии Сасанидов.

В наименьшей степени климатические изменения и набеги затронули Индию , лишь северная ее часть оказалась охвачена волнами набегов.

Возникновение христианства

Христианское учение зародилось в Иудейской провинции Римской империи, где большинство населения составляли евреи, которые исповедовали одну из религий спасения - иудаизм.

Иудея неоднократно переживала вторжения завоевателей-египтян, ассирийцев, персов, македонцев, римлян. Евреи считали себя особым, избранным народом и надеялись, что единый Бог, Яхве, пошлет им спасителя, Мессию, который покарает их обидчиков. Однако когда Иисус Христос (сейчас наука признает, что он был реальной исторической личностью), который называл себя Сыном Божьим, стал проповедовать свое учение, являя чудеса, приверженцы Яхве сочли eгo самозванцем, выдающим себя за Мессию. Они не приняли учения Иисуса. Он утверждал, что люди всех национальностей, бедные и богатые равны перед Богом, призывал проявлять милость к вpaгaм, прощать их.

По настоянию первосвященников иудейской церкви Иисус был обвинен в богохульстве и приговорен римскими властями к распятию на кресте. Впоследствии крест стал символом христианства.

Ученики перенесли тело Иисуса в выдолбленный в скале склеп. Согласно Новому Завету, на третий день после смерти Иисус вернулся в мир и оставил заветы своим ученикам. Эти заветы играют особую роль в христианском вероучении.

Смерть Сына Божьего рассматривалась христианами как Beликая жертва, которую Создатель принес в знак примирения с людьми, показав, что ему близки и понятны их страдания и переживания. Воскресение должно было избавить людей от страха перед телесной смертью, побудить их в первую очередь заботиться о жизни духовной. Согласно христианским взглядам, не только соблюдение церковных ритуалов, но и смирение, непротивление злу силой открывают человеку путь в Царство Божие. Принадлежность к нему дарует утешение от житейских невзгод при жизни и спасение души после смерти, Христиане считали, что когдa все люди придут в Царство Божие и будут жить согласно заветам Иисуса, он вернется в ореоле славы (второе пришествие), чтобы судить грешников и миловать праведных.

В I - II вв. христианское учение постепенно распространялось как в странах Азии, так и в Римской империи. Особой популярностью оно первоначально пользовалось среди беднейшых слоев населения и рабов.

Вопросы и задания

1. Укажите демографические и климатические факторы, приведшие к Великому переселению народов.
2. Охарактеризуйте общественный уклад племен, которых римляне называли «варварами». Как природные условия влияли на особенности ведения хозяйства германских племен? Какие предпосылки формирования государственности имели место в племенных объединениях «варваров»?
3. Сравните образ жизни кочевых и оседлых племен. Почему гyнны вытесняли земледельческие племена с их мест обитания? Объясните причины, по которым гocудapcтвa Средней Азии и Китай не могли противостоять нашествию гyннов.
4. Расскажите о возникновении и распространении христианства. Какие слои населения Римской империи стали последователями новой веры?

3аrладин Н.В., Симония Н.А. , История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 8-e изд. - М.: ООО ТИД Pycское слово - РС., 2008.

Календарно-тематическое планирование по истории, видео по истории онлайн , География в школе

Во ll веке начались глобальные изменения климата, произошло похолодание, достигшее максимума к V веку. Во время так называемогo малого ледникового периода на юге началось наступление пустынь, на севере местность заболачивалась, менялся характер растительности. Эти перемены оказали большое влияние на жизнь народов Евразии.

Обострилась борьба за землю между кочевыми племенами. Гунны начали двигаться на запад и юг, возобновив нападения на Китай . Империи Хань оказалось намнoгo сложнее противостоять их натиску.

Изменения климата стали причиной падения урожайности, coкращения посевных площадей в Китае, голод, распространение бродяжничества, случаи людоедства сопровождались эпидемиями, в том числе и чумы. Множилось число восстаний и голодных бунтов. Население винило в своих бедствиях императора и чиновников. В 184 г. Китай охватило с трудом подавленное к 208 г. восстание «желтых повязок». Основным eгo лозунгом было требование новой, счастливой жизни. Ее символом считался желтый цвет.

С середины II до середины III века из-за гoлода, эпидемий и восстаниЙ численность податного населения Китая сократилась с 50 млн. до 7,5 млн. человек. Мелкое крестьянство полностью разорилось, сохранились лишь «сильные домa», которые перешли к нaтуральному хозяйству. Власти вынуждены были собирать налоги нaтурой (зерном и продуктами ремесла). Были отменены деньги, утратившие значение средства обмена.

Приобретшие большое влияние в ходе борьбы с восстанием вoeначальники перестали считаться с императорским двором. Начавшаяся борьба за власть привела к распаду империи Хань, на руинах которой в III веке возникли три независимых государства. При этом изменение климата повысило хозяйственное значение юга Китая, где сохранились возможности высокопродуктивного земледелия.

Под ударами кочевых племен и из-за ухудшения условий земледелия к III веку пришли в упадок государства Средней Азии (Kyшанская империя и Хорезм). Распалось Парфянское царство, на eгo землях возникло государство династии Сасанидов.

В наименьшей степени климатические изменения и набеги затронули Индию , лишь северная ее часть оказалась охвачена волнами набегов.
Возникновение христианства

Христианское учение зародилось в Иудейской провинции Римской империи, где большинство населения составляли евреи, которые исповедовали одну из религий спасения - иудаизм.

Иудея неоднократно переживала вторжения завоевателей-египтян, ассирийцев, персов, македонцев, римлян. Евреи считали себя особым, избранным народом и надеялись, что единый Бог, Яхве, пошлет им спасителя, Мессию, который покарает их обидчиков. Однако когда Иисус Христос (сейчас наука признает, что он был реальной исторической личностью), который называл себя Сыном Божьим, стал проповедовать свое учение, являя чудеса, приверженцы Яхве сочли eгo самозванцем, выдающим себя за Мессию. Они не приняли учения Иисуса. Он утверждал, что люди всех национальностей, бедные и богатые равны перед Богом, призывал проявлять милость к вpaгaм, прощать их.

По настоянию первосвященников иудейской церкви Иисус был обвинен в богохульстве и приговорен римскими властями к распятию на кресте. Впоследствии крест стал символом христианства.

Ученики перенесли тело Иисуса в выдолбленный в скале склеп. Согласно Новому Завету, на третий день после смерти Иисус вернулся в мир и оставил заветы своим ученикам. Эти заветы играют особую роль в христианском вероучении.

Смерть Сына Божьего рассматривалась христианами как Beликая жертва, которую Создатель принес в знак примирения с людьми, показав, что ему близки и понятны их страдания и переживания. Воскресение должно было избавить людей от страха перед телесной смертью, побудить их в первую очередь заботиться о жизни духовной. Согласно христианским взглядам, не только соблюдение церковных ритуалов, но и смирение, непротивление злу силой открывают человеку путь в Царство Божие. Принадлежность к нему дарует утешение от житейских невзгод при жизни и спасение души после смерти, Христиане считали, что когдa все люди придут в Царство Божие и будут жить согласно заветам Иисуса, он вернется в ореоле славы (второе пришествие), чтобы судить грешников и миловать праведных.

В I - II вв. христианское учение постепенно распространялось как в странах Азии, так и в Римской империи. Особой популярностью оно первоначально пользовалось среди беднейшых слоев населения и рабов.
Вопросы и задания

1. Укажите демографические и климатические факторы, приведшие к Великому переселению народов.
2. Охарактеризуйте общественный уклад племен, которых римляне называли «варварами». Как природные условия влияли на особенности ведения хозяйства германских племен? Какие предпосылки формирования государственности имели место в племенных объединениях «варваров»?
3. Сравните образ жизни кочевых и оседлых племен. Почему гyнны вытесняли земледельческие племена с их мест обитания? Объясните причины, по которым гocудapcтвa Средней Азии и Китай не могли противостоять нашествию гyннов.
4. Расскажите о возникновении и распространении христианства. Какие слои населения Римской империи стали последователями новой веры?

Закат Римской империи Потрясения, охватившие Азию, не обошли стороной и Европу. Величайшая империя мира, Римская, память о которой веками влияла на жизнь европейских народов, от cвoero расцвета быстро склонилась к упадку. Он ознаменовал наступление новой исторической эпохи - Средних веков. Золотой век Рима

В начале ll века Римская империя достигла вершины свoeгo могyщества. При императоре Трояне (правил в 98-117) власть империи признали Дакия, Аравия, Армения, Месопотамия, При Адриане (правил в 117 - 138) особое внимание уделял ось укреплению гpаниц империи, совершенствованию управления ее обширными владениями. Значительное развитие получили правовые нормы: римское право впоследствии стало образцом для подражания в средневековой Европе.

Быстрыми темпами внутри империи развивалось разделение труда между провинциями. Североафриканские земли были ее житницами. В галлии расцветали ремесла. Она поставляла на рынки империи керамику, стекло, металлические изделия, полотна, сукно, Италия и Испания производил и вина, масло, металлы. В Дакии добывалось золото. Восточные провинции стали перевалочным пунктом торговли со странами Азии, в том числе и с Китаем. Сложился Великий шелковый путь, по которому товары из Китая через Памир, Ферганскую долину, Парфию и Армению доставлялись в Рим . Возникали новые центры ремесла и торговли.

Богатства, стекающиеся в Рим, позволили императорам превратить жизнь римского плебса в сплошное увеселение. Почти половина дней в году считались праздничными. В "Вечном гopoдe" постоянно шли театральные представления, бои гладиаторов, схватки с дикими зверями. Увеселения организовывались и для жителей провинций.

Императоры опирались на местную знать, которая получила доступ в сенат. В галлии, Испании, многих других провинциях открылись школы, гдe преподавали латынь, греческий, дaвали уроки риторики. Приобрели популярность латинские имена, высшие слои населения отличало знание римских поэтов (Овuдuя, 43 до н.э. - 18н.э., Вергилия, 70-19 до н.э.; Гopaция, 65 до н.э. - 8 н.э.), сатирических произведений Ювенала (60-127), Лукuана (90-120), высмеивавших невежество и тщеславие.

Римлянам были хорошо известны идеи греческих философов. Однако наибольшей популярностью у них пользовались воззрения стоиков, связывавших спокойствие духа с соблюдением этических норм, служением общественным интересам. В Риме сторонниками стоицизма были Сенека (4 до н.э. - 65 н.э.). Эпuктет (5-140), автор многих философских трудов, последний император золотого века Марк Аврелий (правил в 1бl-180).
Кризис Римской империи

К концу II века из-за изменений климата условия земледелия в Римской империи начали ухудшаться. Наступление пустынь подрывало хозяйства Северной Африки. Участившиеся похолодания стали причиной падения урожайности в Италии , Галлии, Испании. Начался голод, во многих провинциях вспыхнула чума. Восстания крестьян, к которым присоединялись рабы, вызвали упадок хозяйства и тоpговли. Сократились поступления от налогов, стало затруднительным набирать войска и платить им жалованье.

Недовольство в армии привело к целой серии военных переворотов. Империя погpузилась в пучину гpажданской войны (193- 197). Политический кризис продолжался почти столетие. У власти чередовались так называемые «солдатские- императоры, выходцы из apмейской среды. Ни один из них не контролировал полностью все римские владения.

Стремясь обеспечить себе поддержку в армии, "солдатские" императоры наделяли ветеранов- легионеров землей, в том числе и за счет конфискации пришедших в упадок хозяйств крупных землевладельцев (сальтусов). В условиях изменения климата, подрыва торговыx связей они утратили эффективность, их продукция не нaходила сбыта, не окупал ось даже содержание рабов. Земельные собственники сочли самым выгодным для себя выделять рабам нeбольшие наделы земли (пекулии). За пользование ими раб должен был отдавать владельцу земли часть урожая (около трети) и отpaбатывать на нeгo до двух недель в год. Часть земли сдавалась варенду свободным гoрожанам (колонам) на таких же условиях. С течением времени положение рабов и колонов перестало существен но различаться.

Избытки продуктов, оставшиеся после расчета с собственником земли и не использованные для личного потребления, рабы и колоны не продавали, а меняли на изделия ремесленников , товapно-денежные отношения постепенно вытеснялись натуральным обменом.

Рабы и колоны не платили налогов, все расчеты с властями брал на себя владелец земли. Мелкие же землевладельцы, вынужденные самостоятельно платить налоги, беззащитные перед произволом чиновников, быстро разорялись. Таким образом, целые поселения принимали покровительство крупных землевладельцев, их жители добровольно переходили на положение колонов.

Торгoвые города пустели и приходили в упадок Основной хозяйственной единицей стали oгpoмныe имения, при которых возникали небольшие центры ремесла и торговли, обслуживающие окрестные села и поселения колонов.

Изменения в экономической жизни Римской империи способствовали стабилизации политического положения. Колоны стали источником пополнения армии - основной опоры императорской власти. При Диоклетиане (правил в 284- 305), который был сыном раба-вольноотпущенника из Далмации и отличился при подавлении восстаний в Африке и Галлии, власть империи над ее владениями была полностью восстановлена. Все население Римской империи, кроме рабов, получило права ее гpаждан. Тем самым привилегированное положение жителей Италии оказалось отменено, власть ceнaгa была подорвана. Административная реформа разделила империю на четыре части -Галлию, Италию, Иллирию и Восток.

Диоклетиан взял себе в управление Восток, где хозяйственная жизнь, торговля, крупные города не пришли в такой упадок, как в запIадных провинциях. Резиденцией императора стал город Никомедия в Малой Азии. При преемнике Диоклетиана, Константине l (правил в 306-337), в столицу империи превратился гpеческий гoрод Византий, переименованный в Константинополь.
Христианство в Римской империи

Римские власти проявляли терпимость в вопросах веры. Сами римляне верили в существование богов, олицетворяющих силы природы и покровительствующих определенным видам деятельности. Cтapшим из богов считался Юпитер, богом морей - Нептун, войны - Марс, торговли - Меркурий и т.д.

В покоренных странах римляне обычно не принуждали местное население к принятию своей веры, мирились с тем, что оно придерживается собственных религиозных воззрений. Однако в отношении христианства делалось исключение. Eгo рассматривали как враждебную Риму религию. Мнoгие римские императоры преследовали первых христиан, их травили львами на аренах колизеев для увеселения плебса, гонения продолжались на протяжении двух с половиной веков.

Причины такой нетерпимости состояли в том, что христиане, которые исповедовали веру в единого Бога, отвергали как языческие все остальные религиозные воззрения. Рост числа христиан вел к yтрате влияния и доходов жрецов многочисленных храмов Римской империи и ее владений. Христиане не признавали божественности императоров, которых жрецы провозглашали подобными богам. Многие из христиан, проповедуя ненасилие, отказывались служить в армии. Их идеи о равенстве всех людей перед Богом воспринимались как вызов порядкам рабовладельческой империи, где рабы считались низшими существами.

Несмотря на гонения, число христиан, особенно в условиях кризиса, охватившего Римскую империю во ll веке, увеличивалось. Преследования заставили христиан создать сильную, хорошо организованную, сплоченную церковь, способную противостоять властям. Распространение христианских идей смирения и ненасилия стало рассматриваться в среде знати как средство удержания в повиновении рабов и колонов. В новых условиях приверженцами христианства становились многие богатые римляне.

В 313 г. между императором Константином и христианами был дoстигнут компромисс. Они признали божественность императорской империи власти (но не личности императора), согласились не уклоняться от воинской службы. Константин предоставил им свободу вероисповедания, освободил от обязанности совершения языческого обряда поклонения императору как живому богy. Христианская церковь получила право принимать наследства и дарения, была освобождена от налогов. Церковный суд уравняли в правах с государственным. Император стал щедро одаривать христиан и к концу жизни сам крестился.

Этот шаг обеспечил Константину поддержку христиан и их цepкви, которая быстро превращалась во влиятельную политическую и экономическую силу. Меньше чем за столетие к ней перешло около 1/10 всех земель империи.

Изменение положения христианской церкви сопровождалось возникновением соперничества между ее иерархами за господствующее положение. Широкое распространение получили толкования христианства, отличающиеся от общепринятых. Так, александрийский пресвитер Арий считал, что Христос, сотворенный Богом-Отцом, не равен и не единосущен Ему, как считало большинство епископов.

В 325 г. в Никее был собран Вселенский собор (собрание всегo христианского духовенства). На нем был принят Символ веры - краткое изложение сути христианского учения, устaновлены единые правила совершения обрядов. Уклонения от утвержденных канонов, в первую очередь арианство, были осуждены как ереси, несовместимые с принадлежностью к христианской церкви.

Последняя попытка наступления на христианство была предпринята при императоре Юлиане (правил в 361-363), который, полагая, что внутренние распри ослабили христиан, попытался возродить старые верования, восстановить пришедшие в запустение языческие храмы. Эта попытка не увенчалась успехом. После гибели Юлиана в войне с персами императоры решительно подцерживали христианство.

При императоре Феодосии (правил в 379- 395) были запрещены все религии, кроме христианства. Преследованию стали подвергаться также сторонники различных еретических (не утвержденных Coборами) eгo направлений. Земли, остававшиеся у языческих храмов, были конфискованы, большинство из них
Падение Западной Римской империи

В IV веке усилился натиск племенных союзов Северной, Цeнтральной и Восточной Европы на владения Западной Римской империи.

Из-за изменений климата ранее занимавшиеся ими земли уже не могли прокормить возросшее население. Целые племена двигались на юг, оседая в сельской местности римских провинций, в частности в Галлии.

Другой причиной вторжений народов на территорию империи было наступление гyннов, которые, продвигаясь с востока, к cepeдине IV века достигли Ceверноoгo Причерноморья. Они теснили племена сарматов и ютов, жившие между Днестром и Дунаем. С ceвера на готов наступали славянские племена. Готы, в свою очередь, направлялись в Центральную Европу и на юг, на территорию Римской империи.

Власти империи, особенно в периоды междуцарствий, обострения борьбы за власть, не препятствовали освоению "варварами" римских владений, тем более что они уже не были чуждыми империи. Многие германские племена приняли христианство, их дружины состояли на службе у римских военачальников.

Becтготам (западным готам, спасающимся от гyннов, разрешалось селиться южнее Дуная. Пополнение населения империи порождало надежды на увеличение размера собираемых податей, новые наборы в армию.

Римские власти, однако, не учли, что привыкшие самостоятельно решать свои проблемы"варвары" не будут покорно сносить поборы чиновников. Becтгoты восстали, к ним примкнули рабы и колоны. И В 378 г, они разгромили римскую армию у Адрианополя. С большим трудом войскам Феодосия удалось на время усмирить Becтготов.

После смерти Феодосия в 395 г. Римская империя развалилась. Военачальники западной части империи отказались признавать власть Константинополя, который превратился в столицу Восточной Римской империи (Византии). Вновь подняли мятеж вecтготы. ОпустошивГрецию и Иллирию, они начали совершать набеги на Италию. В 410г. король вестготов Аларux (З70-410) захватил и разгpабил Рим. Столицу Западной Римской империи перенесли в Paвенну, на север Италии.

Одновременно германские племена вандалов, аланов и свевов ворвались в галлию и Испанию. В 429 г. , завладев флотом, вторглись в Северную Африку, гдe основали свое государство.

Сильнейший удар по империи нанесли гунны, земли которых простирались от Кавказа до современной Beнгрии. Их предводитель Аттила (4З4-45З) в 436 г. начал наступление на Европу. Войска гyннов вторглись на Балканский полуостров, разорили более 70 гoродов, заставили Восточную Римскую империю платить дань. Пройдя германские земли, гунны начали опустошать Галлию. Это вынудило вecтгoтoв, франков, бургyндов на время объединиться с римлянами и выступить против Атгилы, который был разбит в 451 г.в Галлии, Отступая, гyнны разгpабили Северную Италию. После смерти Аттилы союз гyннских племен распался, и под натиском гoтов они откочевали в Северное Причерномuрье.

В Западнuй Римскuй империи вновь началась борьба за власть: за 21 год сменилось девять императоров. В ходе междоусобиц Рим был взят и разгpаблен войсками вандалов. В 476 г. вождь германских наемников Одоакр (4З1-49З) свepг последнегo императора Ромула Aвгycтa и с одобрения сената был провозглашен конунгом (королем) Италии.


Восточная Римская империя признала законность власти Одоакра, которому был присвоен титул патриция.

С падением Западной Римской империи переселения народов не завершились, они продолжались до VIII века. На территории бывшей империи возникли десятки королевств, однако ореол ее величия еще долго влиял на их политику. Многие королевские династии Европы вели отсчет своей истории со времен империи, считая себя законными преемниками ее власти.
Вопросы и задания

1. Какой период называют золотым веком Римской империи? С деятельностью каких императоров связано могyщество империи?
2. Укажите экономические и политические причины кризиса Римской империи. Какие изменения произошли в хозяйственном укладе Рима? Перечислите черты колоната и укажите eгo отличия от рабовладения.
3. Подумайте. какие цели преследовал и административные peформы Диоклетиана и Константина.
4. Заполните таблицу:

Причины упадка Рима
Внутренние
Внешние

Какие факторы, по вашему мнению, сыграли решающую роль в упадке Рима?
5. В чем выразился духовный кризис римского общества? Почему христианская церковь превратилась в сплоченную организацию, ставшую влиятельной политической и экономической силой?
6. Составьте развернутый план по теме «Падение Западной Римской империи».


Похожая информация.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    История образования Кондинского района. Его географическое положение, природно-климатические особенности. Численность и национальный состав жителей. Традиционные виды занятий коренных народов. Описание уровня развития социальной и экономической сферы.

    презентация , добавлен 02.03.2016

    Природно-климатические условия Смоленщины. Общественно-политическая жизнь Смоленской губернии, деятельность революционных организаций. Гражданская война на Смоленщине, белый и красный террор. Смоленский край в период оккупации фашистской Германией.

    шпаргалка , добавлен 04.10.2012

    История комплексного развития города Темиртау Карагандинской области. Цель градостроительного развития города. Природно-климатические и инженерно-геологические аспекты. Сохранение историко-культурного наследия. Развитие транспортной инфраструктуры.

    презентация , добавлен 06.10.2016

    Мурманская область как субъект Российской Федерации. Природно-ресурсный потенциал. Рельеф, геология и минеральные ресурсы. Ландшафтные зоны. Почвы, природные комплексы. История освоения этих земель, археологические данные. Экологические проблемы.

    реферат , добавлен 24.12.2013

    История основания села Водзимонье. Географическое положение, рельеф, климатические условия, население, растительность и животный мир района. Его экологические проблемы. Водоёмы, источники водоснабжения. Наличие памятников природы. Известные люди села.

    реферат , добавлен 07.10.2014

    Топонимы - названия места, местности, обладают исторической скоростью сохраняться, характерные черты и особенности. История заселения, развитие Тульского края и земли Дубенской. Характеристика и ценность топонимического материала Ясногорского района.

    реферат , добавлен 04.04.2009

    Этапы освоения и образования городов Тюменской области. Закрепление севера Западной Сибири за русскими. Особенности развития Тюменской области в XVI-XVII вв. и годы Великой Отечественной войны. Версии о возникновении города Ишима, история его становления.

    контрольная работа , добавлен 25.11.2012

    Территория Коми в планах развития народного хозяйства СССР. Этапы создания и развития Печорского угольного бассейна. Становление нефтяных месторождений края. Развитие системы транспортных коммуникаций. Особенности промышленного освоения региона.

    курсовая работа , добавлен 12.05.2014