Врио губернатора новгородской. Андрей Никитин. Биография. Эксперт: перенос столицы ДФО во Владивосток не усилил позиции губернатора Кожемяко

Ранее он занимал должность руководителя Агентства стратегических инициатив

Генеральный директор Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин

Москва. 13 февраля. сайт - Президент России Владимир Путин подписал указ о досрочном прекращении полномочий губернатора Новгородской области Сергея Митина и назначил врио главы региона руководителя Агентства стратегических инициатив Андрея Никитина. Об этом сообщает пресс-служба Кремля.

"Принять отставку губернатора Новгородской области Митина С.Г. по собственному желанию. Назначить Никитина Андрея Сергеевича временно исполняющим обязанности губернатора Новгородской области до вступления в должность лица, избранного губернатором Новгородской области. Настоящий указ вступает в силу со дня его подписания", - говорится в тексте документа.

В понедельник президент встретился с Никитиным в Ново-Огарево. Путин сообщил, что "посоветовался с действующим губернатором" по вопросу назначения и.о. руководителя Новгородской области.

Президент дал высокую оценку работе Никитина на посту главы АСИ, отметив, что "за это время агентство очень много сделало для того, чтобы придать новый импульс развитию всей экономики".

"Вы очень много сделали по конкретным проектам, по важнейшим направлениям развития, вы очень плотно работали и продолжаете работать с бизнесом", - сказал Путин, обращаясь к Никитину.

Он также обратил внимание на то, что в последнее время АСИ на региональном уровне "активно продвигает работу в области рабочих профессий: организует участие наших молодых людей в международных соревнованиях, помогает организовать регионам соответствующие мероприятия на их уровне, в том числе в Центральной России, в Новгородской области".

Говоря о регионе, в котором президент назначил Никитина врио губернатора, Путин подчеркнул "значение Новгородской области в истории нашей страны, в сегодняшней жизни, в экономике", потенциал этой области.

Ранее в понедельник Митин, руководивший Новгородской областью более девяти лет, заявил журналистам о досрочном сложении полномочий. Он отметил, что принял решение не участвовать в кампании по выборам губернатора в 2017 году. По его словам, он уходит с должности по собственному желанию. Кроме того, Митин заявил, что уже попросил главу государства о новом месте работы.

Вектор развития региона

Приоритетными направлениями для развития Новгородской области является туристическая индустрия и сфера переработки, считает Никитин.

"Безусловно, Новгородская область очень интересная и с исторической точки зрения, и с логистической точки зрения. По сути, это такой коридор между двумя столицами. Наверное, те приоритеты, которые могли бы быть (в развитии региона), - во-первых, туристическая индустрия; во-вторых, индустрия, связанная с переработкой, которая работает на этот основной наш кластер населения, который расположен между Москвой и Питером. Это могут быть российские, иностранные инвесторы", - сказал Никитин на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным.

По его словам, в социальной сфере необходимо опираться на мнение граждан. "Если использовать тот опыт, который мы в АСИ увидели в регионах, то опираться нужно на мнение жителей, занимаясь благоустройством, занимаясь вещами, связанными с улучшением качества (жизни), то есть основываться на мнении самих граждан", - сказал он.

Никтин заметил, что "только бизнес может правильно показать, какие административные барьеры действительно ему мешают".

"Задачи, которые вы поставили по сокращению административных барьеров для бизнеса, возможно, отрабатывать только в контакте с предпринимателями. Больше того, сами предприниматели должны оценивать ту работу, которую мы делаем, которую делают коллеги из регионов. В последнее время мы очень активно этим занимаемся, в том числе в Северо-Западном округе, с коллегами из Новгородской области", - рассказал он.

По его словам, недавно прошла серия встреч, на которых обсуждались вопросы бизнес-сообщества, затем был выработан план и создана экспертная группа, приступившая к работе в Новгородской области.

"Есть очень серьезные задачи по туризму в Новгородской области. Задачи по туризму требуют, в том числе и профессий, связанных с туризмом, - это люди, которые работают в этой индустрии. Сегодня постепенно колледжи начинают готовить таких молодых ребят в туристическом бизнесе, в сервисе, услугах, в каком-то производстве, которое связно с туризмом", - сказал Никитин.

Карьера Никитина

Никитин родился в Москве в 1979 году. В 2001-м окончил Государственный университет управления, в 2007-м получил степень EMBA Стокгольмской школы экономики. Кандидат экономических наук, доцент кафедры теории и систем отраслевого управления Института отраслевого менеджмента РАНХиГС.

C 2002 по 2011 год работал в группе компаний "Рускомпозит", объединяющей предприятия на рынках стекловолокна, композитов и геосинтетических материалов, с 2009 г - гендиректор управляющей компании "Рускомпозит".

В июле 2011 года Никитин был назначен гендиректором автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов".

Никитин - член президиума Совета при президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию, член президиума Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, член Экономического совета при президенте РФ, а также ряда других совещательных органов.

Награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени, имеет Благодарность президента РФ.

May 23rd, 2017

Исполняется ровно сто дней с того момента, когда А.С. Никитин стал ВРИО губернатора. Сто дней - срок не очень большой, чтобы в течении него успели произойти глобальные перемены, однако, вполне достаточный, чтобы у людей сформировалось личное отношение к новому ВРИО губернатора.
Я попросил своих друзей, людей известных в Новгородской области, ответить на два вопроса:

1 - Как вы оцениваете первые сто дней работы ВРИО губернатора А.С. Никитина?

2 - Какие надежды вы связываете с новым ВРИО губернатора А.С. Никитиным?

Своим мнением поделились: Антон Георгиев, Александр Жуковский, Дмитрий Гриненко, Дмитрий Игнатов, Елена Михайлова, Сергей Добровольский, Сергей Максименко, Станислав Попов.

Хочу поблагодарить своих друзей за то, что нашли немного времени и рассказали о своих ожиданиях от нового ВРИО губернатора Андрея Никитина. Высказал своё мнение и я.




Комментирует Антон Георгиев (предприниматель, меценат):

Мне нравится его конструктивный подход к делу. Он не играет на публику, а старается именно заниматься делами. Я возлагаю на него большие надежды, надеюсь, что он будет помогать региональному бизнесу и не мало сможет сделать для нашего региона.


Комментирует Александр Жуковский (политолог, социолог):

ВРИО вошел в регион с низким культурным и профессиональным уровнем инфраструктуры регионального, местного управления с завышенными патерналистскими ожиданиями населения, закрепленных субъективными особенностями предыдущего политического режима в Новгородской области.
Заметно, что А.Никитин в своих профессиональных, личностных качествах и устремлениях ориентирован на создание условий для развития в регионе с акцентами на проектное управление. Он реально пытается вовлечь регион в новую перспективную реальность, которая прежде всего связана с функциями СЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ процессов управления, но не само УПРАВЛЕНИЕ. Это, прежде всего, связано и заметно с привлечением потенциала экспертов АСИ, других организаций и учреждений России. Именно это обстоятельство и является на сегодня базовым недопониманием в отношениях нового ВРИО и ожиданиями квалифицированной части населения. От А.Никитина ожидали (ожидают) резких изменений самой инфраструктуры регионального местного самоуправления, однако, его акценты на не прямых управленческих деталях многих напрягают.
В вопросе акцентов на СЕРВИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ А.Никитин поступает совершенно объективно и верно, но именно это обстоятельство и напрягает некоторые среды в регионе. Отсутствие сервисных инструментов поддерживающих, развивающих эффективное управление и создало условия появления и утверждение в Новгородской области авторитарных методов и управления, закрепление в регионе отраслевых принципов управления из 19 века.
Ошибкой ИО в данном вопросе является не общее стратегическое направление его устремлений, а обстоятельства, показывающие, что в регион вводятся внешние сервисные инструменты (АСИ, др), но нет (не достаточно) активности сигналов по воссозданию созданию своих региональных инструментов, которые будут обеспечивать эффективное управление в повседневном режиме и по всему спектру регионального развития, органично встроенных в инфраструктуру управления.
Общественный диссонанс вызывают и новые привлеченные в регион кадры. Заметно, что они ориентированы на преимущественно проектные формы развития территории (кроме, возможно Колотиловой... ?), но эта в целом неплохая установка («кадровая прививка»), также противоречит ошибочным общественным ожиданиям (инерциями) - навести порядок в самом УПРАВЛЕНИИ регионом, а не на его частях (сервисных службах).
Хочется, чтобы А.Никитин выполнил свои настроения по развитию инфраструктуры сервисных служб, которые со временем вытеснят не эффективные средства, инструменты и принципы управления. Провел региональную реформу в управлении на принципах перехода от преимущественно сложившихся отраслевых принципах управления, к проектным и процессным. Для этого нужно создать соответствующую свою региональную сеть таких инструментов и не «подвешивать» регион в зависимость от таких продуктов и служб вне Новгородской области.

Комментирует Дмитрий Гриненко (общественник, создатель боровичского форума):

Оцениваю неоднозначно. С одной стороны, область избавилась от надоевшего всем хамоватого губернатора. ВРИО Никитин - молодой, в нём не чувствуется закостенелости, складывается впечатление, что он действительно хочет начать решать проблемы. И организованные им так называемые «стратегические сессии» по всей области тому подтверждение. С другой стороны, Никитин не заменил старую команду полностью, не пошёл на кардинальные кадровые перестановки. А ведь именно это было бы залогом будущих изменений. А чтобы сложилось личное отношение, нужно побольше видеть его в деле. То, что он победит на выборах (если будет в них участвовать), ни у кого, думаю, не вызывает сомнений.

Если в окружении Никитина, когда он станет полноценным губернатором, останутся люди из команды Митина, никаких надежд на улучшение я не ощущаю. Скорее всего, Никитину не удасться стать полноценной независимой фигурой, если вокруг него продолжат ошиваться мутные на мой взгляд личности типа И.Верходанова, И.Неофитова и им подобные. А они, скорее всего, продолжат. Я все надежда на улучшение ситуации в стране в целом, и регионе в частности, возлагаю на смену высшего руководства - президента и правительства. При существующем порядке несправедливого распределения ресурсов никакой сколько угодно молодой и умный губернатор кардинально ситуацию изменить не сможет.

Комментирует Дмитрий Игнатов (депутат Новгородской областной Думы):

Я пока воздержусь от оценок. Оценивать надо дела, а дел, на мой взгляд, нет пока. Как говориться "короля играет свита", но кадровая политика Андрея Сергеевича Никитина пока не ясна. В различных СМИ тиражируется тезис, что в Новгородской области развития не было, при этом 100 дней рядом с Никитиным были как раз те люди которые у Сергея Герасимовича Митина отвечали за развитие. У меня создается впечатление, что Андрей Никитин ведет себя как собственник бизнеса и для него Новгородская область как предприятие, которому необходимо дать развитие. Есть в этом одно большое "Но". Собственника бизнеса не выбирают, он - хозяин, а Андрею Никитину предстоит 10 сентября уже оценка со стороны жителей Новгородской области. Новгородцы полны надежд, что многое изменится к лучшему, но, поскольку мы слышим пока только слова, градус надежд постепенно падает.

Нужны реальные интересные федеральные проекты, которые дадут и рабочие места людям и работу малому бизнесу по обслуживанию этих проектов. Я надеюсь, что Андрей Никитин, используя свои связи на федеральном уровне, поможет многим новгородским предприятиям выйти на новые рынки. Я надеюсь повысится статус местной власти, которая сегодня полномочий имеет огромное количество, а ресурсов на их исполнение не имеет. Я надеюсь, что в управлении регионом будут молодые амбициозные люди. При этом, губернатору необходимо проявить огромную мудрость, чтобы не принижая значимость опытных управленцев, поставить на ключевые позиции молодежь, привлекать кадры из других территорий, но при этом развивать местных специалистов.

Комментирует Елена Михайлова (депутат городской Думы Великого Новгорода):

Александр Костюхин спросил моё мнение о первых 100 днях работы врио губернатора Новгородской области Андрей Никитин.
-- Первые 100 дней работы ВРИО я оцениваю как приметы совпадения личных карьерных планов Андрея Сергеевича с ожиданиями губернии. Он пробует на вкус инструменты и функции федеральной власти, справедливо не видя в Новгородской области вершины своей карьеры. А Новгородская область ждёт любой ценой - подкидную доску. Вон из болота с десятилетиями не решавшимися проблемами, вперёд к качеству жизни всех поколений именно на территории между Питером и Москвой - вот нам и Никитину общий желанный сценарий и «президентский тест» на управленческую эффективность.

Мои надежды на ВРИО - это надежды на рост темпа и воли решать вопросы населения. Ждать на жизнеобеспечение губернии подачек из Москвы - хороший сценарий, но есть лучше. Форсировать, навязывать, возглавлять тренды! Новгородская область, увы, подобна пробирке для опыта, нам исторически предписано быть территорией обкатки новых смыслов и технологий: с варягом Рюриком, с вечевым строем, с умением удерживать территории от Балтики до Урала, со способностью не задохнуться на задворках империи при открытом окне в Европу. Я ищу темпа и воли, поэтому уже предложила сценарий переговоров с Советом Европы для оздоровления транспортной системы города и проект медицинского международного форума под названием «У граждан прямая спина». Пока врио предпочитает работать с москвичами, а не с новгородцами, пока ему чужда бюрократическая культура своевременных ответов на их запросы, пока-пока-пока - есть надежда, что будет в путинском выдвиженце место не косности и самодовольству, а темпу и воле отвечать нуждам граждан.

Комментирует Сергей Добровольский (кандидат в Госдуму от партии «Парнас»):

Никак. Никакие.

Комментирует Сергей Максименко (политический деятель, партия «Яблоко»):

Оценивать пока нечего, не вижу пока ни политика, ни хозяйственника. Надежда на одно, хотелось бы, чтобы Господь поправил судьбу великой страны.

Комментирует Станислав Попов (политический деятель, движение «НОД»):

А надежды я связываю такие, что Никитин сможет стать тем позитивным временным участником системы, который запустит процесс компромисса всех частей системы. И тогда не разделяя, дать развитие каждому в своем направлении, во Благо всеобщего. Поживем - увидим!

Комментирует Александр Костюхин:

16 мая 2017 года, ВРИО губернатора Новгородской области Андрей Никитин высказал своё мнение на страницах газеты «Известия», в статье под названием «Ресурс соучастия».
Никитин рассуждал о том, кто определяет стратегию развития для российского региона и как вовлечь активных граждан в её реализацию.

Моё мнение заключается в том, что власть медленно но уверенно движется к банкротству страны, при этом предпринимая попытки разделить ответственность за свою провальную политику с народом. Сам народ бюрократия как и раньше старается удержать подальше от власти.

То есть, рулить по прежнему продолжают они, бюрократы, а ответственность за выбранный неверный путь - будет во многом возложена на народ. Никитин пишет, что в современных условиях надо бежать как минимум в два раза быстрее. Герман Греф уверен, что бежать надо в 5-10 раз быстрее.
Причём бежать так должно не только региональное руководство, но и все активные граждане. Наш ВРИО губернатора - молодой, но ранний. Он вероятно думает, что наши люди не знают русскую народную сказку «Лисичка-сестричка и серый волк». У нас - люди мудрые, власть научила их не высовываться. Поэтому они будут смотреть со стороны и ждать, когда ВРИО губернатора покажет им, на что он способен.

Наши чиновники считают, что народ у нас доверчивый и его можно обманывать бесконечно. Бюрократам повезло, что наши люди не очень любят копаться в истории, поэтому каждое новое поколение наступает на одни и те же грабли.
Если бы народ остановился на минуту и полистал страницы истории, он бы узнал, что ещё министр финансов Сергей Витте в XIX веке своими действиями разорял казну Российской Империи, предпринимателей Савву Морозова, Савву Мамонтова и других активных людей.

Своими же словами Андрей Никитин подтверждает, что власти верить нельзя: пять лет назад была принята стратегия социально-экономического развития Новгородской области до 2030 года. Аналогичные программы были разработаны и в районах.
Спустя пять лет, многие оценки ситуации в регионе, на основе которых и разрабатывалась стратегия - устарели. То есть деньги пошли, фактически, в мусорную корзину.

О стратегических ошибках, с которых началась работа ВРИО губернатора Никитина в нашем регионе, я уже писал ранее.

Власть хочет, чтобы народ бежал вперёд как можно быстрее, не останавливаясь и не оглядываясь, не имея возможности оценить ситуацию. Однако народ не хочет бежать - люди устали, они хотят остановится, перевести дух, посмотреть, на что способна власть, может ли она повести их за собой. Если власть неспособна вести за собой, чётко объясняя цели и приоритеты пути, тогда в народе начинается брожение - люди ищут собственный путь.

Со дня прихода Андрея Никитина в регион прошло сто дней. По озвученному Никитиным темпу, это время равно 200 дням, а если ориентироваться на слова Грефа, то скоро минет целых три года. Что же успел сделать за это время Андрей Никитин?
Как высказываются многие - пока ничего. Если Греф считает, что передвигаться с такими сверхскоростями под руководством политруков невозможно, то у Никитина политруки не только сохранили свои места, но и формируют новому врио губернатора команду.

Как же он собирается бежать с ними в два раза быстрее, если за митинскую десятилетку они даже ходить почти разучились?

Что касается общественных сессий, то, как я считаю, проведены они были исключительно с целью подготовки А.С. Никитина к предстоящим выборам, причём сделано это было за бюджетный счёт. Если раньше президент присылал своих ставленников с багажом бюджетных средств, за счёт которых можно было несколько улучшить ситуацию в регионе - то теперь вместо денег прислали людей, которые предлагают довольствоваться общественными сессиями.

В других регионах уже давно обучают команды профессионалов в Сколково, которые затем эффективно работают на местах, вовлекая в свою деятельность общественников. В Новгородской же области не то что губернатор или ВРИО губернатора, но даже ни один заместитель не доехал до Сколково, с целью хоть чему-то там научиться. Хотя управленческие команды моногородов обучаются там уже третий год. В нашей области 5 моногородов, но пока ни одна команда так и не прошла обучение.

За это время Кемеровская область обучила на базе Сколково уже 7 управленческих команд, Республика Татарстан - 6, Башкортостан, Ивановская и Нижегородская области - по 5 команд, Пермский Край и Челябинская область по 4 команды… Список можно продолжать и дальше.
Всего из 319 российских моногородов, остались необученными команды из 133. И 5 из них находятся в Новгородской области. Суть в том, что мы никуда не бежим, новгородские бюрократы даже не готовы учиться, в отличие от своих коллег из других регионов.

Сколково - это не только обучение эффективных команд, это ещё и перспектива получения моногородами статуса ТОСЭР, влекущее за собой федеральное финансирование. Двое всенародно избранных глав самых крупных моногородов нашей области, прошедших обучение в Сколково и подготовивших свои команды - отстранены от должности. При новых запущенный процесс замер - в Сколково не отправили никого. В настоящее время, от нашего региона на обучение в Сколково была отправлена только команда Парфинского района, в которую непонятно каким образом попал Дмитрий Вертков. Да и тот был через некоторое время снят с поста директора Агентства Регионального Развития.
Кстати, людей очень похожих на Богданова и Верткова видели за сотни километров от Сколково, в то время, когда сессия ещё не закончилась.

20 апреля, на выездном заседании Правительства Новгородской области в Боровичах, ВРИО губернатора назвал высказанную мной идею о создании туристического кластера в трёх районах - Боровичском, Окуловском и Любытинском - интересной и перспективной. Я высказался, что готов участвовать в реализации идеи как инвестор - однако, со мной так никто не вышел на связь. Единственное, Марк Вениаминович Масарский пригласил меня принять участие в организации предвыборного штаба А.С. Никитина - но я отказался.

Как я могу агитировать за человека, с которым лично не знаком и даже не знаю, что он собой представляет?
Людей, рассуждающих касательно ВРИО губернатора схожим образом со мной - в Новгородской области, как я полагаю, большинство.
Известные новгородцы, которых я попросил высказать своё мнение о первых 100 днях Андрея Никитина - высказываются очень осторожно. В основном комментарии в духе того, что 100 дней это очень маленький срок, а самому ВРИО губернатора кажется, что он нащупал взаимопонимание с жителями области.
В своей статье в «Известиях» Андрей Никитин так и говорит: кажется, нам удалось разрушить искусственную пирамиду, в которой власть и население разнесены по полюсам и находятся в непримиримом антагонизме. Это оказалось несложно, поскольку антагонизм этот во многом надуманный». Дальше Никитин заявляет, что задача власти - помочь людям жить, как они хотят. Не обеспечить, не гарантировать - а именно помочь. Предприниматели обычно говорят: нам помощь от власти не нужна, лишь-бы не мешали. Простые люди же говоят: «за что мы им деньги платим».
То есть получается, что чиновники ничего не будут обеспечивать, ничего не будут гарантировать, а будут только получать деньги?

Далее Никитин пишет, что он увидел людей, готовых многое сделать, если им немного помочь. Чиновники до Никитина приходили к выводу, что если есть люди готовые многое сделать - значит их нужно доить. Эта практика довела до того, что если в 90-х годах дети из благополучных семей хотели заниматься бизнесом, то нынешняя благополучная молодёжь хочет построить карьеру в госкорпорациях, а дети из бедных семей - стать представителями силовых структур.

ВРИО губернатора считает, что помогать надо сильным, он в этом уверен. Я тоже всегда был в этом уверен. Вот только политика нашего государства всегда строилась на принципе: отобрать у сильного и отдать слабому, осуществляя же подобное «перераспределение» бюрократия никогда не забывала о своей доле.
Правительство и сейчас продолжает за счёт бюджетных средств поддерживать производства, которые глубоко убыточны и нуждаются в срочной реструктуризации, если не в закрытии. Кого Никитин считает сильным и кому собирается помогать - об этом я пока ничего сказать не могу.
Далее ВРИО губернатора рассказывает новгородцам о том, что деньги из года в год вкладывавшиеся в ямочный ремонт дорог - расходовались неэффективно. Предлагает и своё решение дорожной проблемы: ремонтировать дороги более низкими темпами, зато качественно, так, чтобы хватило на долгие годы вперёд. Что же мешало поступать так ранее? Оказывается, мешало отсутствие общественного согласия.

Интересно, Андрей Никитин заблуждается сам, либо есть какие-то приближённые люди, которые посеяли в нём это ложное убеждение?
На протяжении долгих лет примерно то же самое, только в несколько иных словах, жители Боровичского района слышали от губернатора Сергея Митина. Только до Боровичского района очередь на строительство хорошей дороги так и не дошла…
Я считаю, что деньги выделялись на дорожное строительство в первую очередь тем районам, где их можно было без особых проблем «распилить» между заинтересованными бюрократами.

Если бы Никитин проанализировал расходование средств на дорожное строительство во время своего предшественника, он бы увидел, что деньги выделялись одним и тем же муниципальным образованиям. В итоге качественных дорог в области раз-два и обчёлся, нет их в тех районах куда они доходили, нет дорог и в тех районах, куда доходили лишь крохи.

ВРИО губернатора говорит: «Я убеждён, у нас нет и не будет других ресурсов, помимо тех, что мы сами создадим». Я же уверен в обратном: в бюджете достаточно денег для того, чтобы власть оказывала услуги качественно и в срок. И своей работой в исполнительной власти я это доказал. Посмотрим, сможет ли что-то доказать нам Андрей Никитин. Наши люди словам уже не верят, а реальных дел пока нет.

В оформлении материала использованы фото: архив клуба "Вечевой Колокол", ЖЖ Николая Подосокорского

13 февраля указом президента России Владимира Путина 37-летний глава Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин был назначен временно исполняющим обязанности губернатора Новгородской области. Чего стоит ожидать от очередного «варяга» новгородцам? Об этом я поговорил с известным новгородским политологом и социологом Александром Жуковским.

Временно исполняющий обязанности губернатора Новгородской области Андрей Никитин. Фото: www.novreg.ru

Александр Иванович, Вы присутствовали на первом брифинге нового исполняющего обязанности губернатора - какое он на Вас произвел впечатление? Как проходили проводы уже бывшего губернатора Сергея Митина?

Мне есть с чем сравнивать - я был участником аналогичной процедуры в 2007 году, и тогда такая встреча состоялась в узком формате (человек 30-40). Сергей Митин произнес уверенную речь, произвел хорошее впечатление. Звучало много новых для Новгородкой области терминов, не употреблявшихся в прежнем политическом цикле 1994-2007 гг. Задавались и вопросы. Нынешнее мероприятие произошло в совсем другом формате: большой зал, присутствие только по спискам (с непонятным приоритетом), совсем короткое вступление полпреда Цуканова с зачитыванием уже известного президентского Указа и представлением временно исполняющего обязанности. Андрей Никитин выступил с лаконичным и не особо ярким заявлением о том, как он представляет должное и нужное в ближайшей работе. Зато Митин в прощальном слове старался быть уверенным и спокойным. Мне показалось, что последовавшие аплодисменты зала были признанием того, что ему это удалось.

- Полномочный представитель президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Николай Цуканов не исключил , что ушедший в отставку Сергей Митин «будет полезен не только в регионе, но и на федеральном уровне». Вам что-то известно о продолжении политической карьеры Митина? Одни источники прочили ему пост сенатора в Совете Федерации, другие - должность в Министерстве сельского хозяйства (министр или заместитель министра), хотя Иван Преображенский предположил , что подобные информационные вбросы могли исходить от команды самого Митина.

Энергетики и уверенности в словах полпреда не было. Слова и фразы звучали чисто риторически и тут же забылись. Мандаты от Новгородской области в Совет Федерации были предметом рассмотрения еще до сентябрьских выборов в Госдуму. Формально областная Дума должна была сделать выбор со стороны депутатов, а освободившийся мандат Дмитрия Кривицкого (сейчас Кривицкий и в отношении него заведено уголовное дело - Н.П. ) губернатор распределял келейно, в соответствии со своими личными симпатиями, которыми делился не охотно. Что касается каких-то федеральных возможностей, то на сегодняшний день инфраструктура государственного управления очень сегментирована и закрыта. Внутренние противоречия в отдельных отраслях сопровождаются большим, даже чрезмерным количеством так называемых «информационных зондов», изучающих внешнюю конъюнктуру проблемы. В том числе, таким зондом со стороны ростовского сельскохозяйственного лобби была вброшена эта «идея» с Сергеем Митиным. «Пересменка», которая началась в федеральных горизонтах, имеет явно ориентацию на другие профессиональные, деловые и репутационные качества участников, и бывшему губернатору из 2006-2007 года будет там себя проявить невозможно. Так что для бывшего губернатора сенаторский мандат, который он может «выхватить» на инерции из Новгородской области, это предел возможностей.

- Как известно, на вопрос журналистов о кадровых перестановках Никитин ответил : «Я не буду делать резких шагов, потому что это никогда не бывает правильным». Означает ли это, что прежняя команда Митина почти целиком останется работать на своих должностях, как минимум, до сентябрьских выборов? Каких кадровых изменений все-таки стоит ожидать в ближайшее время?

Я специально наблюдаю (мониторю) как идет «включение», внедрение новых «исполняющих обязанности» в других регионах России. Везде начинают с замены кадров и формирования своих команд. Заметно, что кандидаты демонстрируют окружению, что они пришли всерьез и надолго. Этот феномен понятен - давно известно, что «короля делает свита», и окружение, которое не сберегло своего прежнего «кумира», выбраковывается. В данном случае не избежать этого процесса и в Новгородской области 2017 года. Мне также пришлось наблюдать похожую региональную «пересменку» в 2007 году, как не включенному наблюдателю (я не был тогда ни в свите, ни в команде Михаила Прусака). Было заметно, что демонстративно зачищались наименее виноватые, а базовые элементы системы страдали в меньшей степени.

Но возможно самым интересным для приехавшей из Москвы команды сопровождения и кандидатов на государственные должности станет штатное расписание с зарплатами руководителей. Мне кажется, что в Москве даже не понимают уровень падения регионального «развития» Новгородской области, а, возможно, и других подобных регионов. Поэтому можно говорить о том, что Андрея Никитина вряд ли предупредили о будущей зарплате. И его товарищи даже в искреннем желании помочь своему коллеге могут вступить в конфликт с реальностью. Замечу, что, к примеру, зарплата директора АСИ оценочно составляла порядка 300 тысяч рублей в месяц. Есть риск, что врио останется один на один с нашими «глубокими» местными проблемами, уменьшившейся зарплатой и политическими вызовами.

Изменится ли информационная политика областного правительства и ее пиар-составляющая при новом главе региона? Скажем, я очень удивился, увидев несколько дней назад в эфире Новгородского телевидения лидеров новгородского «Яблока» Константина Хиврича и Анну Черепанову, которые, как и другие независимые и оппозиционные деятели, при Митине долгое время находились в т.н. стоп-листах региональных СМИ, получающих финансирование из бюджета области. Навряд ли Никитин заведет и персональный блог в Живом журнале, который последние годы теряет популярность в качестве социального медиа. Можно ли ожидать от нового главы региона большей открытости, чем это было при предыдущем губернаторе?

Прежняя информационная политика правительства Новгородской области была направлена на защиту, прежде всего, губернатора, его личностных качеств, жизненного пространства, поддержание его рейтинга, демонстрацию его управленческой эффективности и, вместе с региональной инфраструктурой управления, стала своеобразным политическим "бронежилетом", обеспечивающим его персональную неуязвимость. От кого? Да от всех: населения, бизнеса, партий, общественности, законодательства, президента РФ. На практике это выражалось в том, что позитивные движения и социальные результаты на территории усиленно ассоциировались с личностью губернатора, а негативные проявления замалчивались, накапливались в настроениях, впечатлениях граждан, «перенаправлялись» в сторону множащихся вокруг главы региона врагов и недоброжелателей.

В результате общественное мнение, не находя ответа на свои закономерные запросы, с каждым новым днем все меньше доверяло губернатору и его команде. Объективные рейтинги власти, губернатора в регионе неуклонно падали. "Бронежилет" губернатора в какой-то степени еще демонстрировал своего рода защиту его положения от внешних угроз в виде возможных претензий федерального центра (кому-то в центре мог даже нравиться выстроенный им авторитарный режим в регионе), но по факту это уже никак не защищал Митина от вновь возникающих внешних проблем (изменений, происходящих в федеральном центре, администрации Президента) и от нарастающих многочисленных внутренних проблем, неблагоприятных тенденций в самой области. Изменение информационной повестки в настоящий момент - самая актуальная тема. Уже вчера я заметил, на областном ТВ вышла позитивная программа о сенаторе Сергее Фабричном, появятся и другие «закрытые» лица и темы. Что касается Андрея Никитина, то насколько я понимаю, «противопоказаний» для его открытости на данном этапе нет, и если мы ему поможем, то он может вообще стать самым открытым губернатором России.

- В одном из недавних интервью политолог Александр Кынев, говоря о последних назначениях глав регионов, отметил, что «прежде всего, новые губернаторы, как правило, не обладают никаким опытом публичной политики. Вся их работа проходила внутри каких-то администраций, ведомств, министерств. Эти молодые менеджеры работали исключительно внутри закрытых подразделений властной пирамиды. Заниматься публичной политикой, когда твое каждое слово, каждый жест и поступок на виду, они вряд ли умеют. Им придется учиться тому, чтобы, произнося те или иные речи, оценивать их публичные последствия, чтобы не выглядеть глупо и не давать пищи для анекдотов». Как Вы полагаете, насколько это предостережение актуально для Никитина и Новгородской области?

Вначале я уже пометил, что вступительная речь врио не была выразительной. И, действительно, очень похоже, что Администрация президента бросает своих кандидатов в «воду» (неизвестность) без соответствующей сноровки и подготовки. Что может говорить о вопиющем незнании реальной обстановки в регионах или вообще отсутствия системы подготовки кадров такого уровня. Так что исполняющим обязанности придется «выживать», главным образом, самим.

Какие трудности могут возникнуть с избранием Никитина губернатором области в сентябре, или сейчас процедура выборов носит чисто формальный характер? Возможны ли на этих выборах проблемы с явкой и насколько они вообще значимы для нового назначенца?

Ситуация, действительно, внешне выглядит очень проблематичной. Чаще всего, когда оценивают перспективы каких-либо выборов или тенденций начинают считать и копаться в неких смыслах (исторических, социальных, политических и др.) и экспертно ими «жонглировать». Математика появляется только в результатах. На самом деле многие процессы объясняются чистой математикой значительно раньше самих выборов. Не буду вдаваться в детали и подробности. Скажу лишь, что в настоящее время при такой низкой политической культуре избирателей сделать нужный результат, даже не фальсифицируя грубо результаты, можно без особых проблем - это всё дело «техники». Поэтому и выход на выборы «исполняющих обязанности» - вторичная и даже третичная проблема. То же самое можно сказать и об обеспечении явки.

В разных СМИ Андрея Никитина называют выдвиженцем Аркадия Ротенберга, ставленником Сергея Кириенко, человеком, близким к помощнику президента РФ Андрею Белоусову. Также его характеризуют как молодого «технократа», и он сам не отрицает последней характеристики. В своем твиттере он прежде часто обменивался репликами с бывшим губернатором Кировской области Никитой Белых и секретарем Общественной палаты Александром Бречаловым. Можно ли назвать Никитина «системным либералом»? Известно ли Вам - какой клан или группу интересов во власти он представляет? И в чем принципиальное отличие «молодого технократа» Никитина от «красного директора» Митина, если оно вообще есть?

Так получилось, что мы с ним практически одновременно «узнали» о его возможном «номинировании» в Новгородскую область. У меня было время «посмотреть» открытые источники информации о нем. Кандидатуру я рассматривал методом от противного. Я искал изъяны, угрозы (хорошее-то само со временем проявится). Могу с уверенностью сказать, что внешнее его позиционирование отрицательных ощущений у меня не вызвало. Однако попались субъективные реакции, указывающие на некоторые проблемы в личном общении, коммуникации. В целом же он гармоничный, целеустремленный, профессиональный человек. Каких-то жестких, четких ориентаций на политические или идеологические предпочтения мною в его портрете не замечено. Если воспользоваться социологической терминологией, то он пока что скорее развивается как гармоничный руководитель без выраженных «отклонений». Обратил я внимание и на информацию о некой привязке к Ротенбергу, но сказать о том, насколько эти личности взаимосвязаны какими-то конкретными обязательствами друг перед другом, по имеющейся информации невозможно.

Что касается сравнения с Митиным, то так случилось, что Новгородская область в 2003 году активно принимала участие в объявленной Административной реформе, которая готовила почву для перехода от стандартов отраслевого управления (управление объектом) к проектному, процессному управлению. В 2007 году назначенный губернатор Сергей Митин эту тему в регионе не поддержал, и она тихо умерла. Андрей Никитин, наоборот, подготовленный проектный менеджер, и Новгородская область вместе с ним может очень органично вновь поднять забытую тему и даже стать лидером в России в этом направлении.

- Как, на Ваш взгляд, при Никитине будут развиваться отношения области с городом Великим Новгородом? Новый врио губернатора уже успел заявить, что ничего не знает о личном конфликте Сергея Митина с мэром Юрием Бобрышевым и настроен на конструктивную работу со всеми, кто заинтересован в работе на благо области. Мэр, в свою очередь, выразил надежду , что новый глава региона «услышит» город. Вместе с тем известно, что Никитин является сторонником замены «политических» мэров на сити-менеджеров, о чем он заявлял ранее. Каковы в этом смысле перспективы Юрия Бобрышева сохранить свой пост до окончания его срока полномочий?

Кстати, этот вопрос был мне особенно интересен. И мнение Никитина в целом совпадает с моим. Так как тема для города действительно острая, «застрявшая», в ней эклектично перемешены инерции, смыслы, теория, практика. На данном этапе не хочется в рамках этого интервью говорить о каких-то вариантах и предлагать решения без предварительного детального анализа темы экспертами. Понятно одно - «тему» надо решать не одним ходом, а этапами, в разных средах и информационных горизонтах. В рамках концептуального рассуждения можно с уверенностью сказать, что тема давно перезрела. В ней перепуталось субъективное и объективное и «налипло» такое, что вообще к делу отношения не имеет.

Базовое требование любого управления - создание условий для развития. В нашем случае данная целевая функция оказалась вообще за пределами внимания и сконцентрировалась, главным образом, на столкновении личных амбиций, «соревновании» кто круче - мэр или губернатор, - противостоянии двух однотипных руководителей из 2007 года, знающих и применяющих (достаточно профессионально) только принципы и технику управления объектом. Тогда как время, социальный прогресс, здравый смысл требуют перехода к проектным и процессным инструментам развития и передачи все больших и значимых полномочий более молодым и не обремененным прошлым опытом поколений.

- Объясняя досрочную отставку Сергея Митина, политолог, руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев напомнил , что в области "есть проблема экономической стагнации, связанная с низкой ресурсной обеспеченностью региона": крупных производств у нас, кроме "Акрона", в общем-то нет, да и сам регион дотационный. Также Калачев отметил, что в Новгородской области «был утрачен образ среднесрочного, долгосрочного будущего». Согласны ли Вы с такой оценкой и сможет ли, по Вашему мнению, здесь что-то кардинально изменить новый губернатор?

Константин Калачев яркий представитель внешнего наблюдения (мониторинга) за региональным развитием, я же представляю взгляд изнутри. К сожалению, в предыдущем цикле нам не представлялась возможность согласовать эти две необходимые формы наблюдения в одно целостное представление. Заказчика на организацию внутреннего наблюдения в регионе не было. Губернатору было более «нужным» и важным получать внешние оценки и сигналы о региональных процессах, угрозы снизу для него были вторичными. Поэтому мои наблюдения изнутри в расчет не принимались и даже скорее раздражали. Тезисы, которые сформулированы Калачевым, в принципе верны. Проблемой остается лишь то, что, похоже, ранее эти фразы не были донесены до сознания предыдущего губернатора. Сергей Митин в своей риторике никода и нигде ничего похожего ни в СМИ, ни на совещаниях не заявлял. Наоборот, вся риторика власти и лично губернатора была ориентирована на перечисление "побед" и акцентирована на демонстрации "роста" показателей по всем направлениям развития. Возможно, если бы он (Митин) знал эти формулировки Калачева не сейчас, а прежде, то он поступал бы и говорил по другому?!..