Когда в речи люди используют скороговорки. Скороговорки — зачем они нам нужны? Правила хорошего произношения. Скороговорки - помощники в становлении речи

Скороговорка - это фраза или стишок, построенные из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенные для проговаривания вслух.
http://top.thepo.st/

Чем полезны скороговорки?

  • Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок - успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная.
  • Несмотря на то, что скороговорки читаются быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали.
  • Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.
  • Он также учится не только говорить красиво , но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации.

Русские скороговорки - бесценный материал для логопеда ведь они играют огромную роль, помогая ребенку в развитии речи. Вряд ли найдется родитель, который не захочет, чтобы его ребенок говорил, чисто, внятно, красиво. А ведь над этим нужно работать! Кто-то начинает говорить раньше, кто-то лучше, но на все можно повлиять и откорректировать.

Но что интересно, что изначально скороговорки были придуманы, скорее всего, не с этой целью, а исключительно для развлечения. Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки - весело было. Поэтому они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром народного творчества.

Скороговорки для детей, в первую очередь - игра, а уже после - обучение.

Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги.

Цель первого шага - правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится.

После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат - без голоса, лишь губы, язык и зубы.

Третий шаг - чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу. Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.

Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.

И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком. Предложите ребенку повторить ее трижды.

Каждому звуку - своя скороговорка.

Существует неисчислимое множество различных скороговорок. У нас наибольшей популярностью пользуются исконно русские скороговорки - близкие нам по смыслу и по духу. Однако развивающие потешки имеют не только национальный оттенок.

Каждая отдельная скороговорка - это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука.

Например:

  • Для звука [б]: Белые бараны били в барабаны.
  • Для звука [в]: Водовоз вез воду из водопровода.
  • Для звука [д]: Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.
  • Для звука [ж]: Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
  • Для звуков [з], [з"]: Зимним утром от мороза на заре звенят березы.
  • Для звука [к]: Около кола колокола.
  • Для звука [г]: Галка села на забор, Грач завел с ней разговор.
  • Для звука [х]: Хохлатые хохлушки хохотом хохотали.
  • Для звука [л]: Дятел сидел на ёлке и долбил щёлки.
  • Для звука [п]: Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком
  • Для звука [р]: Рама рано розовеет, рама рада - солнце греет.
  • Для звуков [с], [с"]: Носит Сеня сено в сени. Спать на сене будет Сеня (Н. Егоров).
  • Отработка звука [т]: Толком толковать, да без толку расперетолковывать.
  • Для звука [ц]: Цыплята и курица пьют чай на улице.
  • Для звука [ч]: Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
  • Для звука [ш]: Шесть мышат в шалаше шуршат.
  • Для звука [щ]: Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

Популярные скороговорки

Всех скороговорок не перескороговоришь,
Не перевыскороговоришь. От топота копыт пыль по полю летит На дворе трава, на траве дрова;
Раз дрова, два дрова, три дрова -
Не руби дрова на траве двора. У нас на дворе-подворье
Погода размокропогодилась. Тридцать три корабля лавировали,
Лавировали, да не вылавировали. Сшит колпак не по-колпаковски,
Вылит колокол не по-колоколовски;
Надо колпак переколпаковать-перевыколпаковать,
Надо колокол переколоколовать - перевыколоколовать. Пришёл Прокоп - кипел укроп.
Ушёл Прокоп - кипел укроп.
Как при Прокопе кипел укроп,
Так и без Прокопа кипел укроп. В четверг четвёртого числа
В четыре с четвертью часа
Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка
Чертили чёрными чернилами чертёж. У боярина-бобра нет богатства, нет добра.
Два бобрёнка у бобра - лучше всякого добра. Мышонку шепчет мышь:
«Ты всё шуршишь, не спишь».
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише». Вёз корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели. Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон.

От редакции

Говорить выразительно, разборчиво и красиво желает, наверное - каждый. И, совсем необязательно прикладывать к этому массу усилий, занимаясь часами. Есть несколько простых способов развития речи и постановки голоса (в том числе - для детей), с которыми вы можете ознакомиться на этих страницах нашего сайта.

В детстве каждого человека был период увлеченного изучения скороговорок. С невероятным азартом мы старались повторить труднопроизносимые звуки. Неудачные попытки нас смешили, мы старались снова и снова, и успокаивались только победив скороговорку.
Скороговорка - это отличный инструмент, для улучшения дикции. Первые скороговорки появились во времена древней Руси. Их разучивали с детьми, чтобы они быстрее осваивали родную речь. Постепенно скороговорки начали использовать и взрослые для тренировки дикции. До сих пор скороговорки являются обязательным упражнением для ораторов, актеров, ведущих, дикторов и тех кто просто хочет научиться красиво, внятно и разборчиво говорить.

Какие скороговорки вы помните с детства?
Вот результат нашего опроса:
- Клара у Карла украла кораллы, Карл у Клары украл кларнет.
- На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова, на траве двора.
- Корабли лавировали лавировали, да не вылавировали.
- Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку цап.

Первым серьезное внимание на скороговорки обратил В.И.Даль. Он их собирал так же усердно, как прочий русский фольклор.
Старинные скороговорки:
- Около ямы три хвоя вялы; на хвой стану, хвой достану.
- На семеры сани, по семеры в сани.
- Семь те стрел каленых, страшилище.
- Белогубы огурцы, молодцы белопупы.
- У нас на дворе подворье погода размокропогодилась.
- Из-под Костромщины шли четверы мужичины; говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки.
- Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
- Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.

Регулярные тренировки по произношению сложных сочетаний звуков совершенствуют нашу речь. Постепенно наше произношение становится более чистым и отчетливым.
На сегодняшний день, скороговорок существует огромное множество, от смешных до профессиональных. Чем интереснее и сложнее скороговорка, тем интереснее ее проговаривать.

Портной пыхтел, поров пальто,
Пришил петельки прочно,
Почистил пыльное пятно,
Пел песенку побочно.

Жабы жарили желуди жирные,
Жадно жрали жасмин, жожоба,
Жабы жили жизнью прежирною.
Ждали жалобы, жарко жуя.

Бомбардир бомбардировал Бранденбург.
- Калеченый клюв колченогой курицы корявым крючком в кормах колупается.
- К Габсбургам из Страсбурга.
- Стаффордширский терьер ретив, а черношёрстный ризеншнауцер резв.
- Невзначай зачали чадо до бракосочетания.
- На винте, видать, видна виды видавшая Винда.
- Лили ли лилипуты воды на лилию? Не залили ли? Не перелили ли лилию?
- Пакет из-под поп-корна.

Тощая тёща зятя щадила.
Кучу овощей, щей да борщей,
Щучьих щёчек и лещей
Немощному зятю тёща тащила,
Щедро пищей угощала,
Райские пущи предвещала.

Азбука-скороговорка

Ах, абрикоса аромат!
Бесшумно бабочки болтают.
Ветвистый вьется виноград!
Грустит гвоздика голубая.

Дубравы древней дремлет дух.
Едят ежата ежевику.
Жужжит жеманно желтый жук.
Здесь загорает земляника.

Индюшка ищет изумруд.
Кот камышовый кличет кошку.
Лоснится луг - лесной лоскут!
Мечтают маленькие мошки.

Немая наступает ночь.
Окрасят остров орхидеи.
Прохладой пролетают прочь
Раздумья радостных растений!

Смешные совы сеют сон.
Темнеют тучи, тропы, травы.
Улыбкой утра упоен
Фламинговый фокстрот фиалок!

Художник- хвоя холодит.
Циклон целует цикламены.
Черешня чарами чудит.
Шафрану шепчет шелк шалфея.

Щебечут щуплые щеглы.
Эх, эдельвейса эпилоги!..
Юрок-юнец юлой юлит.
Явился ястреб ясноокий.

В Интернете можно отыскать великое множество самых разнообразных скороговорок. Самыми интересными являются авторские скороговорки, придумывать их довольно сложно, но результат можно считать уникальным. Вы можете попробовать придумать их самостоятельно.
Самое сложное в скороговорках - это помнить о них и тренироваться регулярно. Организуйте регулярные соревнования по скороговоркам в кругу семьи или друзей, тогда, благодаря дополнительному азарту будет проще дисциплинированно заниматься.
Желаем, чтобы время потраченное на скороговорки, подарило радостные эмоции и принесло пользу!
Ждем ваших скороговорок в комментариях!

Оригинал записи и комментарии на

Помните давно всем известную скороговорку про Клару, которая украла у Карла многострадальные кораллы? С каким азартом, услышав впервые эти труднопроизносимые словосочетания, мы пытались повторить их без запинки и терпели неудачу. Это вызывало смех у окружающих и веселило нас самих.

У Карла кораллы. У Клары кларнет.
Клара у Карла украла кораллы, Карл у Клары украл кларнет.
У Карла караулов нет, у Клары кларнета нет
.

Потренировавшись некоторое количество раз, мы улучшаем произношение, язык уже не так заплетается, и в какой-то момент мы обнаруживаем, что скороговорку мы победили.

Скороговорки используют для развития речи детей, артистов, ведущих радио, дикторов, преподавателей и всех, кто хотел бы говорить выразительно, разборчиво и внятно.

Скороговорки обязательно используют в своей работе логопеды против косноязычия, ведь это эффективное лечебное средство для вырабатывания правильного произношения.

Когда люди тренируются, проговаривая вслух скороговорки, то их речь становится более гибкой и совершенной.

Дикция со временем приобретает чистоту и отчетливость.

Являясь необходимым элементом ораторского мастерства, упражнения в быстром произношении сложных сочетаний звуков «шлифуют» речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Для чего надо использовать скороговорки

Так зачем нужны скороговорки.

Со скороговорками в детстве сталкивались практически все. Кто-то просто учил их для развлечения, а кто-то с их помощью решал проблемы с дикцией и произношением отдельных трудных букв.

Что такое скороговорка.

Большинство авторов толковых словарей под скороговоркой понимают короткую фразу, которая синтаксически правильно выстроена, но нарочно усложнена для произношения. Для подобного усложнения фразы подбираются слова, содержащие близкие по звучанию фонемы.

Умение быстро и красиво говорить ценится в обществе, независимо от времени или места.

Популярность политиков или публичных персон во многом зависит от того, будут ли их речь понимать люди.

Чтобы научится четче выговаривать слова, существует много методик, одной из которых являются скороговорки.

Инструкция 1

  • Скороговорки представляют собой словосочетания или фразы, состоящие из слов, которые в большинстве своем содержат одинаковые звуки. Из-за этого проговорить их быстро с первого раза получается не всегда. Необходимы время и тренировки, чтобы этому научиться.
  • Для начала возьмите понравившуюся вам скороговорку и попробуйте произнести ее медленно. Обращайте внимание на каждый слог, не проглатывайте окончания. Если пропустить это и сходу прочитать скороговорку, то дикция может только ухудшиться.
  • Затем обратите внимание на артикуляцию. Проговорите скороговорку, не произнеся ни слова вслух. Работать должны только губы. Когда вы будете уверенны, что четко обозначаете каждый звук, попросите кого-нибудь из родных или друзей проверить вас. Если он по губам поймет, какую скороговорку вы прочли, то цель достигнута. В противном случае, потренируйтесь еще.
  • Далее следует произнести скороговорку шепотом. Не путайте с шипением. Говорить следует тихо, но четко и ясно. Те, кто находятся с вами рядом, должны понимать то, что вы произносите. Большой упор на этот этап делают некоторые суфлеры в театрах, так как их речь должны слышать даже на другом конце сцены.
  • После этого, если скороговорка не отложилась в памяти, уделите внимание ее заучиванию. Причем делать это нужно не на несколько дней, а на длительный период, чтобы в любой момент произнести ее. Сделав это, попробуйте использовать разную интонацию и манеру. Произнесите скороговорку с весельем или грустью в голосе. После попробуйте прочитать ее как стих: плавно и мелодично. Далее можно напеть фразу.
  • Затем необходимо лишь увеличивать темп произношения, добиваясь необходимой скорости. Не старайтесь побыстрее выговорить ее. Помните, что главной целью является понимание вашей речи другими людьми. Постепенно скорость будет возрастать. Главное, не забрасывайте тренировки и хотя бы раз в неделю возвращайтесь к занятиям.
  • Если скороговорки не доставляют вам особого труда, можно попробовать произнести их с набитым ртом. Так, некоторые древнегреческие философы клали за щеки речную гальку или орехи, улучшая тем самым дикцию. Тренируйтесь до тех пор, пока у вас не начнет получаться достаточно хорошо. Когда вы начинаете запинаться или заглатывать окончания, снижайте темп. Если это не помогает, то поймите причину неудач и повторите один из вышеперечисленных шагов, чтобы исправить это.

110 СКОРОГОВОРОК ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ДИКЦИИ

Отработка звуков:
б, п, в, ф, г, к, д, т, х


1. Добыл бобов бобыль.
2. Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.
3. От топота копыт пыль по полю летит.
4. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
5. Колпак на колпаке, под колпаком колпак.
б. Верзила Вавила весело ворочал вилы.
7. Около кола колокола, около ворот коловорот.
8. Шакал шагал, шакал скакал.
9. Купи кипу пик, пик кипу купи. Купи кипу пуха, кипу пуха купи.
10. Повар Петр, повар Павел. Петр плавал, Павел плавал.
11. Ткет ткач ткани на платки Тани.
12. Водовоз вез воду из-под водопровода.
13. Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.
14. Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить, не перевыпономарить; наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.
15. В один, Клим, клин колоти.
16. Стоит копна с подприкопёночком.
17. В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.
18. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено граблями, краб, грабь!
19. У елки иголки колки.
20. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!
21. Все бобры для своих бобрят добры. Бобры берут для бобрят бобы. Бобры, бывает, будоражат бобрят, давая им бобы.
22. Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждет на тракте трактор домкрат.
23. На меду медовик, а мне не до медовика.
24. Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп, кипел укроп; как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
25. Шли три попа, три Прокопия-попа, три Прокопьевича, говорили про попа, про Прокопия-попа, про Прокопьевича.
26. Однажды галок поп пугая, в кустах увидел попугая, и говорит тот попугай: пугать ты галок, поп, пугай, но галок, поп, в кустах пугая, пугать не смей ты попугая.
27. Волховал волхв в хлеву с волхвами.
28. Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень.
29. У Феофана Митрофаньча три сына Феофанычи.
30. У нас гость унес трость.
31. Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.
32. Рододендроны из дендрария даны родителями.
33. К Габсбургам из Страсбурга.
34. Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревятами на ветке.
35. Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.
36. Хвалю халву.
37. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

Отработка звуков:
р, л, м, н


38. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
39. У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
40. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Марину жену.
41. Клара-краля кралась к ларю.
42. Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал.
43. На дворе трава, на траве дрова – раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора.
44. На дворе дрова, за двором дрова, дрова вширь двора, не вместит двор дров, надо дрова выдворить на дровяной двор.
45. На дворе вдовы Варвары два вора дрова воровали, рассердилася вдова, убрала в сарай дрова.
46. Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.
47. Рапортовал да не до рапортовал, дорапортовывал да зарапортовался.
48. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
49. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
50. Тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали.
51. На мели мы лениво налима ловили. На мели мы лениво ловили линя. О любви не меня ли вы мило молили И в туманы лимана манили меня?
52. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
53. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
54. Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.
55. Дробью по перепелам да по тетеревам.
56. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
57. Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
58. Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
59. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
60. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала. Подойду к Лавру, на Фрола Лавру навру.
61. Король-орел.
62. Курьера курьер обгоняет в карьер.
бЗ. Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.
64. Регулировщик-лигуриец регулировал в Лигурии.
65. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию.
66. Гонец с галер сгорел.
67. Талер тарелка стоит.
68. Идти на рать, так бердыш брать.
69. Интервьюер интервента интервьюировал.
70. Либретто Риголетто.
71. Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, но не мелел Байкал.
72. Мы ели, ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели.
73. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
74. Во мраке раки шумят в драке.
75. На дороге с утра тарахтят трактора.
76. Жри во ржи, да не ржи во ржи.
77. Орел на горе, перо на орле, гора под орлом, орел под пером.
78. Город Нерль на Нерли-реке.
79. На горе Арарат рвала Варвара виноград.
80. Из-под Костромы, из-под Костромщины шли четыре мужчины. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу да про подкрупки.
81. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
82. Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку.
83. А мне не до недомогания.

Отработка звуков:

з, с, ж, ш, ч, щ, ц


84. У Сени и Сани в сетях сом с усами.
85. У осы не усы, не усища, а усики.
86. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.
87. Осип охрип, а Архип осип.
88. Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.
89. Сачок зацепился за сучок.
90. По семеро в сани уселися сами.
91. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
92. Свиристель свиристит свирелью.
93. Две реки: Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью.
94. Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся в Константинополе.
95. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
96. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
97. Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше нашли по два гроша.
98. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
99. Чешуйки у щучки, щетинки у чушки.
100. Четверть четверика гороха без червоточинки.
101. Инцидент с интендантом.
102. Прецедент с претендентом.
103. Константин констатировал.
104. У ежа ежата, у ужа ужата.
105. Жутко жуку жить на суку.
106. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
107. Тщетно тщится щука ущемить леща.
108. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.
109. Яшма в замше замшела.
110. В Чите течет Читинка.

СКОРОГОВОРОК ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ДИКЦИИ