К массовой пересадке органов россияне не готовы. Православный взгляд на трансплантацию органов Восприятие и оценка человека как образа Божия

Трансплантация органов в современном обществе превратилась в повседневное явление. И положительные, и отрицательные ее оценки, исходящие от различных церковных или богословских кругов, обычно не носят систематического характера. Православная Церковь еще не высказала своей позиции по данному вопросу. Эта позиция не должна быть мнением отдельных ее представителей или комиссий, придерживающихся традиционных взглядов, но должна стать выражением ее коллективной совести.

Истоки пересадки органов восходят к древнейшим временам. Пересадку кожи производили уже в Древнем Египте . Однако лишь в наше время увенчались успехом попытки пересадки жизненно важных органов и тканей человеческого организма. Первая успешная пересадка почки произошла в 1954 году, первая успешная пересадка сердца в 1967 году. В дальнейшем трансплантация органов – метод, не довольствующийся симптоматической терапией, но ликвидирующий сам источник болезни, получил широкое распространение и вызвал энтузиазм во всем мире.

Пересадка органов: поиск земного бессмертия?

Причиной такой эйфории были не только очевидные преимущества трансплантологии, но и тот факт, что в ней видели воплощение мечты современного человека достичь земного бессмертия. И поэтому не будет преувеличением сказать, что в возникшей шумихе кроется опасность отвлечения человека от конечной цели его существования и от его важнейших задач. А если принять во внимание и то, что количество жизней, которые можно спасти пересадкой органов, не может приблизиться даже к одной тысячной от числа жизней, убиваемых абортами, станет еще более очевидным, что трансплантацию вряд ли может считать панацеей в спасении человечества.

Чрезмерная вера в пересадку органов сосредоточивает интерес человека лишь на его телесном здоровье, одновременно давая ему иллюзию своего рода, как уже сказано, земного бессмертия. Стремление к такому «бессмертию» не может быть совмещено с ожиданием вечности и верой в победу над смертью во Христе. Это значит, что Церковь не может ставить своей целью распространение лозунгов типа «Дай и спаси», которые к тому же легко приобретают потребительскую и коммерческую окраску. Такая позиция означала бы обмирщение и уступку веяниям времени.

В церковном видении биологическая жизнь и биологическая смерть не противостоят друг другу, но взаимосвязаны между собой. Недаром по самой природе своей жизнь и смерть всегда идут рука об руку и являются двумя сторонами одного целого. Жизнь разворачивается в сторону смерти. Смерть присутствует в каждой фазе жизни . Прежде всего, смерть есть переход из одной фазы жизни в другую: из жизни временной в жизнь вечную. Этот взгляд не только лишает смерть ее трагизма, но и порождает возможность для положительного к ней отношения. И человек, и животные в равной мере подвержены биологической смерти. Совсем не обязательно христианину видеть в смерти лишь разрушительное начало. Он может принять смерть доброй волею, получив за нее жизнь.

И подобно тому, как телесная смерть может стать началом духовной жизни, также и телесная болезнь может послужить душевному здоровью. Из этого, однако, не следует, что надо пренебрегать телесным здоровьем и жизнью. Недаром церковная антропология, провозглашающая психосоматическую целостность человека, положительно оценивает не только душевное, но и телесное его здоровье. Об этом свидетельствуют и многочисленные церковные молитвы за здравие души и тела человека . Церковь всегда благословляла и благословляет врачебную помощь больному.

Современная медицина, несмотря на свои поразительные успехи, является отражением и развитием гуманистической антропологии, отвергнутой некогда православием по причине того, что она заключает человека в темницу его тварности и смертности. Интерес такой антропологии к человеку ограничивается его биологическими функциями, а жизнь сводится к биологическому существованию. И потому нередко отмечается, что оттуда, где единолично царствует такая медицина, изгоняется Бог.

Несмотря на все вышесказанное, не стоит пренебрегать значением медицины, являющейся даром Божиим, для человека, находящегося в немощном телесном или душевном состоянии. Сам Христос пришел в мир как врачеватель душ и телес человеческих. Явление Царствия Божия было отмечено, в том числе, и исцелением больных. Многочисленные чудеса исцеления больных, совершаемые святыми, считаются знаками особой Благодати Божией. Показательно, что в числе исцелений были и такие, в которых человеку давался новый орган, как, например, при исцелении Господом слепого от рождения , а также такие, в которых осуществлялась пересадка органа тела, как, например, пересадка ноги умершего человека больному, осуществленная святыми Козьмой и Дамианом . Наконец, телесная болезнь во многом сходна с душевной. И потому к врачеванию телесных недугов можно относиться как к образцу для духовного воспитания и исцеления человека. Как при телесной болезни требуется воздерживаться от вредной пищи, так и при душевном недуге необходимо соблюдение заповедей Господних.

Ничто не мешает христианину прибегать к медицинской помощи и обращаться за ней к самым квалифицированным врачам . Но независимо от того, полагается он на помощь врачей или нет, его конечной целью должен оставаться Господь и благо для души его. К одному этому он призван стремиться любым своим действием, ведь как сказал апостол Павел: «Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» . Итак, верующий при необходимости прибегает к врачам и к достижениям медицины, не полагаясь, однако, на них всецело .

Медицина заботится о сохранении и улучшении здоровья людей. Занимаясь этим, она заботится и о продлении жизни человека. Церковь не препятствует медицине в таком стремлении, однако, хорошо понимает и всю его относительность. Одновременно Церковь высказывает и свои взгляды на человека и на его жизнь, предлагая человеку не способ выживания, но жизнь, побеждающую смерть. Отметим, что церковная аскетическая традиция предписывает умеренное использование медицины и лекарств, чтобы не впасть в греховное желание делать из жизни культ. Естественно, это, прежде всего, касается аскетов-иноков. Однако и любой христианин не должен полностью отвергать такой подход, потому что стремление к аскетизму должно быть частью и его жизни. И это стремление сочетается с духовной зрелостью верующего, естественным образом приводящей его к желанию больше давать, а не брать. Очевидно, что это касается и вопроса пересадки органов.

Трансплантация органов включает в себя широкий спектр процедур и охватывает самые различные формы. Она начинается с переливания крови, то есть с перенесения жидкой ткани, переходит затем к пересадке частей двойных органов и завершается пересадкой печени или сердца. В последние годы в генной медицине была произведена пересадка модифицированных клеток костного мозга для лечения таких болезней, как кистозный фиброз . Кроме того, пересадка тканей может осуществляться с одного участка тела на другой одного и того же человека, или же органы и ткани могут пересаживаться от одного человека другому. Наконец, донор органов может быть и живым, и мертвым. Различными церковными и богословскими кругами высказывались обоснованные опасения, либо категорические возражения против права человека участвовать в подобных действиях. И эти возражения, естественно, особенно сильны в случае пересадки жизненно важного органа, например, сердца, осуществляемой только после смерти донора.

Аргументы против пересадки органов

Аргументы против пересадки органов основываются, прежде всего, на концепции святости человеческого тела и на духовном измерении, которым обладают основные его органы, согласно ветхозаветной антропологии, сохранившейся и в святоотеческой традиции. В Ветхом Завете сердце, кровь, печень, почки непосредственно связаны с духовной жизнью верующего . В православной аскетической традиции телесное сердце напрямую взаимодействует с духовной жизнью. Путь к духовному сердцу человека проходит через его телесное сердце. Кроме того, противники пересадки органов утверждают, что человек получил свое тело в дар от Бога и не имеет права дарить его другому человеку. Тело христианина есть храм Господень и часть Христова. Кроме того, христианин не всецело принадлежит себе, но «куплен дорогою ценою» .Следовательно, согласно этой точке зрения, он не имеет права распоряжаться телом по своему усмотрению.

Кроме того, христианин не только может, но и должен соблюдать волю Божию, выражающуюся в Его заповедях. Действуя же по воле Божией, он всегда имеет своей целью вечную жизнь, даже если путь к ней лежит через смерть. Отличительной чертой христианской антропологии, совершившей переворот во взглядах на человека, было то, что истинная жизнь человека рассматривается через призму смерти. Возникает вопрос: становясь донорами тканей и органов нашего тела, соблюдаем ли мы заповеди Христовы, суть которых передает заповедь любви к Богу и человеку, и следуем ли мы в этом Его примеру.

Христос учил самопожертвованию и сам принес Себя в жертву за мир. Он питает людей Своим Телом и Кровью, конечно же, не для того, чтобы удлинять их земную жизнь, но для того, чтобы обновить их и привести к нетлению. Однако, творя чудеса, Он продлевает и земную человеческую жизнь. Таким образом, Он снисходит до нашей слабости. Целью же Его было не чудесное исцеление, но освобождение человека от греха: «Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – говорит Он расслабленному, – тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой» .

Чудесные исцеления и воскрешения из мертвых, которые совершил Христос, являются одновременно и знаками пришествия Царствия Его. Если эти знаки не ведут человека в нужном направлении, они теряют свой смысл. Подобным же образом и Церковь призвана действовать, показывая знаки своей любви к человеку, не забывая при этом о своей главной цели. А главной целью Церкви является не временное избавление человека от биологической смерти, но окончательное освобождение его от страха смерти и от самой смерти. Для Церкви «заставить презирать смерть – гораздо важнее, нежели освободить от смерти» .

Неизменная устремленность к самому важному, что очень актуально для современного обмирщенного общества, однако, совсем не означает презрения к менее значимым вопросам Церковь оперирует не только акривией (строгостью), но и икономией (снисхождением). Само по себе богословие не может быть икономией, но икономия имеет свое богословское обоснование. Добровольное донорство телесных тканей или органов как результат бескорыстной любви – это поступок, безусловно, внушающий уважение и требующий серьезного и деликатного пастырского отношения. Трудно не восхититься поступком человека, отдающего из любви свою почку или глаз с тем, чтобы даровать жизнь или зрение ближнему своему. И тем более достойно восхищения, когда донор готов пожертвовать и своей жизнью ради жизни ближнего. Конечно, в таком случае мы имеем дело с подлинным величием духа, которое выявляется в его богословской перспективе, а не просто актом включения в списки добровольных доноров.

Научное и церковное определение смерти

При трансплантации сердца важнейшее значение приобретает точное определение смерти. Церковь относится к смерти человека как к таинству разлучения или отделения души от тела . Современная же медицина нередко отождествляет смерть человека со смертью головного мозга. Таким образом, смерть, с позиций механистической антропологии современной медицины, определяется как необратимое прекращение деятельности головного мозга, сопровождаемое окончательной потерей сознания . Если необратимое прекращение деятельности головного мозга может быть установлено на чисто биологическом уровне, то окончательная потеря сознания, которая, согласно церковной антропологии восходит к категориям человеческой души, не может быть сведена только к биологии. Отождествление отделения души от тела с необратимым прекращением деятельности головного мозга, иными словами, отождествление смерти, с точки зрения церковной антропологии, со смертью головного мозга, ничем не обосновано. Согласно церковной антропологии, душа как особая сущность заполняет все человеческое тело, присутствуя во всех его частях. Головной мозг не является ее вместилищем, но ее органом . Смерть головного мозга означает прекращение явных проявлений души, но не обязательно ее отделение. Однако, согласно современной медицинской антропологии, сводящей душу к психическим явлениям или психическим действиям, смерть головного мозга отождествляется с окончательной потерей сознания. Таким образом, становится очевидным, что разногласия по поводу смерти головного мозга сводятся, в конечном счете, к смешению понятий сущности и энергии души. Для церковной антропологии душа есть особая сущность и энергия. В противоположность этому для современной медицинской антропологии душа есть просто энергия. Таким образом, если, согласно медицинской антропологии, остановка головного мозга отождествляется с окончательной потерей сознания, то для церковной антропологии она сводится к прекращению проявления ее энергии.

В конечном счете, смерть как разлучение или отделение души от тела не перестает быть таинством. Невозможно с уверенностью утверждать, что она совпадает со смертью головного мозга. Она может совпадать, может предшествовать и даже следовать за смертью головного мозга. Люди, пережившие клиническую смерть и вернувшиеся к жизни, ощутили отделение души от тела и оставили много рассказов о незабываемом опыте выхождения за пределы своего тела. Это можно считать свидетельством возможности разделения души и тела до смерти мозга, ведь прекращение деятельности мозга необратимо и возвращение к жизни после него невозможно. Другие люди возвращались к жизни после остановки сердца и временного прекращения сердечной и дыхательной деятельности. Это означает, что и прекращение сердечной и дыхательной деятельности не является окончательным и необратимым разлучением души и тела. Что же можно утверждать по поводу разлучения души и тела в случаях искусственного поддержания дыхания и сердечной деятельности? Вопрос пока остается без ответа.

Восприятие и оценка человека как образа Божия

Любой вид донорства органа или ткани тела является своеобразным актом самопожертвования. Несмотря на это, необоснованно уподоблять этот акт жертве Христовой. Христос принес в жертву Свои Тело и Кровь во имя того, чтобы люди получили не временную, но вечную жизнь, обретение которой может сопровождаться и принесением в жертву временной жизни. Временная жизнь не должна отделяться от вечной жизни и становиться независимой. Однако чрезмерная привязанность к временной жизни притупляет стремление к жизни вечной. «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» . «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» . Иными словами, тот, кто любит жизнь свою, теряет ее. Тот же, кто способен отречься от своей жизни в этом мире, сохраняет жизнь вечную. Этот вступающий в конфликт с обыденной человеческой логикой евангельский путь, по которому первым прошел Христос, несомненно, лежит в другой плоскости по отношению к трансплантационной логике. Несмотря на все вышесказанное, милосердие и мужество, необходимое для добровольного донорства органов, не теряют своего значения. Нельзя не обращать внимания и на необходимость пастырской поддержки людей, испытывающих серьезные проблемы со здоровьем.

Выдвигаемые некоторыми людьми опасения относительно разрушения посмертной целостности тел доноров органов носят явно схоластический характер. Человек не отождествляется ни со своим телом, ни со своей душой, ни просто с их смесью или с их сложением. Однако есть нечто, превосходящее и объединяющее в себе все это, не содержащееся никоим образом ни в чем из них и не определяющееся никоим образом ничем из них . Созданный по образу Божию человек всегда постигается и оценивается через образ Божий . Эти постижение и оценка относятся одновременно и ко всему человечеству, и к каждому отдельному человеку и к его индивидуальной деятельности. Несмотря на любое разделение материи и духа, тела и души, индивидуума и общества, люди, являющиеся образом Божиим, соблюдая заповедь любви, пребывают с Богом, Который есть любовь, и составляют вместе единое тело Церкви Христовой.

В категориях этой многогранной и развивающейся антропологии каждая капля крови, отдаваемая из любви к ближнему, есть общая жертва всего человека. В таком случае схоластический поиск последствий, которые может иметь для посмертной целостности тела донорство органов или тканей, теряет свой смысл. Одновременно, однако, становится очевидным, насколько несовместимы с этой антропологией механистический взгляд на человека и рассмотрение тканей и органов его тела как медицинского сырья или запасных деталей.

Православный подход

Православный подход ко всем проблемам современности должен совершаться на основе меры совершенства, полноту которой мы находим во Христе. Эту меру, которую каждый христианин должен видеть перед собой, не следует, однако, превращать в меч, поражающий немощных в вере . Без сомнения, христианское совершенство существует для всех и не должно быть скрыто ни от одного верующего. Но и человеческая слабость присуща всем и непозволительно из-за неё никого обвинять. Церковь безгранично ценит человеческую свободу и во имя ее сохранения способна исчерпать всю глубину своей снисходительности. Церковь говорит свое решительное «нет» лишь в тех случаях, когда ущемляется свобода человека и оскверняется его святость. Ничем невозможно оправдать факты, когда людей вынуждали против их воли становиться донорами органов или тканей своего тела как до, так и после смерти. Человеческое тело должно быть свято. И эту святость как живого, так и мертвого тела следует уважать. Тело нельзя рассматривать как медицинское сырье или как склад запасных деталей. Для использования человека в качестве донора недостаточно предполагаемого согласия человека на это, и уж тем более нельзя расценивать как согласие отсутствие документально подтвержденного отказа быть донором. Наконец, ничто не оправдывает произвольное возведение смерти головного мозга в ранг абсолютного критерия определения момента смерти в сознании тех, для кого смерть есть таинство разлучения души и тела.

Проблема дефицита органов для трансплантации является насущной для всего человечества в целом. Около 18 человек ежедневно умирают из-за отсутствия доноров органов и мягких тканей, так и не дождавшись своей очереди. Пересадка органов в современном мире по большей части производится от умерших людей, которые при жизни подписали соответствующие документы о своем согласии на донорство после смерти.

Что такое трансплантация

Трансплантация органов представляет собой изъятие органов или мягких тканей у донора и перенесение их реципиенту. Основным направлением трансплантологии является пересадка органов - то есть тех органов, без которых существование невозможно. К этим органам относятся сердце, почки, легкие. В то время как другие органы, например, поджелудочную железу, может заменить заместительная терапия. На сегодняшний день большие надежды на продление жизни человека дает пересадка органов. Трансплантация уже успешно практикуется. Это почек, печени, щитовидной железы, роговицы, селезенки, легких, сосудов, кожных покровов, хрящей и костей для создания каркаса с той целью, чтобы в будущем формировались новые ткани. Впервые операция по трансплантологии почки для ликвидации острой почечной недостаточности пациента была проведена в 1954 году, донором стал однояйцовый близнец. Трансплантация органов в России впервые была проведена академиком Петровским Б. В. в 1965 году.

Какие существуют виды трансплантации

Во всем мире существует огромное количество неизлечимо больных людей, нуждающихся в пересадке внутренних органов и мягких тканей, так как традиционные способы лечения печени, почек, легких, сердца дают лишь временное облегчение, но не меняют в корне состояние пациента. Трансплантация органов существует четырех типов. Первый из них - аллотрансплантация - имеет место в том случае, когда донор и реципиент принадлежат к одному виду, а ко второму типу относятся ксенотрансплантация - оба субъекта относятся к разным видам. В том случае, когда пересадка тканей или органов производится у или животных, выращенных в результате кровнородственного скрещивания, операцию называют изотрансплантацией. В первых двух случаях реципиент может столкнуться с отторжением тканей, которая обусловлена иммунной защитой организма на чужеродные клетки. А у родственных особей ткани обычно лучше приживаются. К четвертому типу относится аутотрансплантация - пересадка тканей и органов в пределах одного организма.

Показания

Как показывает практика, успех проведенных операций во многом обусловлен своевременным проведением диагностики и точным определением наличия противопоказаний, а также насколько была своевременно проведена пересадка органов. Трансплантация должна быть спрогнозирована с учетом состояния пациента как до операции, так и после. Основным показанием к проведению операции является наличие неизлечимых дефектов, заболеваний и патологий, не поддающихся лечению терапевтическими и хирургическими методами, а также угрожающих жизни пациента. При проведении трансплантации у детей важнейшим аспектом является определение оптимального момента для проведения операции. Как свидетельствуют специалисты такого учреждения, как Институт трансплантологии, откладывание операции не должно проводиться на необоснованно длительный срок, так как задержка в развитии молодого организма может стать необратимой. Трансплантация показана в случае положительного жизненного прогноза после операции в зависимости от формы патологии.

Трансплантация органов и тканей

В трансплантологии наибольшее распространение получила аутотрансплантация, так как она исключает тканевую несовместимость и отторжение. Чаще всего проводятся операции по жировой и мышечной тканей, хрящей, костных фрагментов, нервов, перикарда. Широко распространена трансплантация вен и сосудов. Это стало возможным благодаря развитию современной микрохирургии и оборудования для этих целей. Большим достижением трансплантологии является пересадка пальцев со стопы на кисть. К аутотрансплантации также относится переливание собственной крови при больших кровопотерях во время хирургических вмешательств. При аллотрансплантации чаще всего пересаживают костный мозг, сосуды, К этой группе относится переливание крови от родственников. Значительно редко проводят операции по так как пока эта операция сталкивается с большими трудностями, однако у животных пересадка отдельных сегментов успешно практикуется. Пересадка поджелудочной железы позволяет остановить развитие такого тяжелого заболевания, как сахарный диабет. В последние годы 7-8 из 10 проведенных операций оказываются успешными. При этом пересаживается не полностью весь орган, а только его часть - островковые клетки, которые продуцируют инсулин.

Закон о трансплантации органов в РФ

На территории нашей страны отрасль трансплантологии регулирует Закон РФ от 22.12.92 «О трансплантации органов и (или) тканей человека». В России чаще всего проводят трансплантацию почек, реже сердца, печени. Закон о трансплантации органов этот аспект рассматривает как способ сохранения жизни и здоровья гражданина. При этом законодательство приоритетом считает сохранение жизни донора по отношению к здоровью реципиента. Согласно ФЗ о трансплантации органов, объектами могут быть сердце, легкое, почка, печень и другие внутренние органы и ткани. Изъятие органов может проводиться как у живого человека, так и у умершего. Пересадка органов проводится только с письменного согласия реципиента. Донорами могут быть только дееспособные лица, которые прошли медицинское освидетельствование. Трансплантация органов в России проводится на безвозмездной основе, так как продажа органов запрещена законом.

Доноры при трансплантации

Как утверждает Институт трансплантологии, каждый человек может стать донором для проведения трансплантации органов. Для лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, необходимо согласие родителей на проведение операции. При подписании согласия на пожертвование органов после смерти проводится диагностика и медобследование, которое позволяет определить, какие органы могут быть трансплантированы. Исключаются из перечня доноров для пересадки органов и тканей носители ВИЧ, сахарного диабета, рака, заболеваний почек, сердца и других серьезных патологий. Родственная трансплантация проводится, как правило, для парных органов - почек, легких, а также непарных органов - печени, кишечника, поджелудочной железы.

Противопоказания к трансплантации

Трансплантация органов имеет ряд противопоказаний, обусловленных наличием заболеваний, которые могут усугубиться в результате проведения операции и представлять угрозу жизни пациента, в том числе привести к летальному исходу. Все противопоказания разделяются на две группы: абсолютные и относительные. К абсолютным относятся:

  • инфекционные заболевания в других органах наравне с теми, которые планируют заменить, в том числе наличие туберкулеза, СПИДа;
  • нарушение функционирования жизненно важных органов, поражение центральной нервной системы;
  • раковые опухоли;
  • наличие пороков развития и врожденных дефектов, не совместимых с жизнью.

Однако в период подготовки к проведению операции благодаря лечению и ликвидации симптомов многие абсолютные противопоказания переходят в разряд относительных.

Пересадка почки

Особое значение в медицине занимает трансплантация почки. Так как это парный орган, при его удалении у донора не наблюдается нарушений работы организма, угрожающих его жизни. Благодаря особенностям кровоснабжения пересаженная почка хорошо приживается у реципиентов. Впервые опыты по пересадке почки проводились у животных в 1902 году ученым-исследователем Э. Ульманом. При трансплантации реципиент даже при отсутствии поддерживающих процедур по предотвращению отторжения чужеродного органа прожил чуть более полугода. Изначально почку пересаживали на бедро, но позже с развитием хирургии стали проводиться операции по трансплантации ее в область таза, такая методика практикуется и по сей день. Первая трансплантация почки была проведена в 1954 году между однояйцовыми близнецами. Затем был проведен в 1959 году эксперимент по пересадке почки разнояйцовым близнецам, при этом использовалась методика по противостоянию отторжения трансплантата, и она доказала свою эффективность на практике. Были выявлены новые средства, которые способны блокировать естественные механизмы организма, в том числе был открыт азатиоприн, который подавляет иммунную защиту организма. С этих пор в трансплантологии стали широко применять иммунодепрессанты.

Консервация органов

Любой жизненно важный орган, который предназначен для трансплантации, без кровоснабжения и кислорода подвержен необратимым изменениям, после чего его считают непригодным для пересадки. Для всех органов этот срок рассчитывается по-разному - для сердца время измеряется в считаных минутах, для почки - несколько часов. Поэтому главной задачей трансплантологии является сохранение органов и поддержание их работоспособности вплоть до пересадки в другой организм. Для решения этой проблемы используется консервирование, которое заключается в снабжении органа кислородом и охлаждении. Почку таким образом можно сохранить на протяжении нескольких дней. Консервация органа позволяет увеличить время на его исследование и подбор реципиентов.

Каждый из органов после его получения обязательно подвергают консервации, для этого его помещают в емкость со стерильным льдом, после этого проводят консервацию специальным раствором при температуре плюс 40 градусов по Цельсию. Чаще всего для этих целей применяется раствор под названием Custodiol. Перфузия считается проведенной полностью, если из устьев вен трансплантата выступает чистый консервирующий раствор без примесей крови. После этого орган помещают в консервирующий раствор, где оставляют до момента проведения операции.

Отторжение трансплантата

При пересадке трансплантата в организм реципиента он становится объектом иммунологического ответа организма. В результате защитной реакции иммунной системы реципиента происходит целый ряд процессов на клеточном уровне, которые приводят к отторжению пересаженного органа. Эти процессы объясняются выработкой донор-специфических антител, а также антигенов иммунной системы реципиента. Различают два вида отторжения - гуморальное и сверхострое. При острых формах развиваются оба механизма отторжения.

Реабилитация и иммунноподавляющее лечение

Для предотвращения этого побочного эффекта назначают иммуноподавляющее лечение в зависимости от вида проведенной операции, группы крови, степени совместимости донора и реципиента и состояния пациента. Наименьшее отторжение наблюдается при родственной трансплантации органов и тканей, так как в этом случае, как правило, 3-4 антигена из 6 совпадают. Поэтому требуется меньшая доза иммунодепрессантов. Наилучшую приживаемость демонстрирует пересадка печени. Практика показывает, что орган демонстрирует более чем десятилетнюю выживаемость после проведенной операции у 70% пациентов. При длительном взаимодействии реципиента и трансплантата происходит микрохимеризм, что позволяет с течением времени постепенно уменьшать дозу иммунодепрессантов вплоть до полного отказа от них.

Сработает ли новый закон о трансплантации?

Возможно, вскоре в России появится новый закон «О донорстве органов, частей органов человека и их трансплантации (пересадке)». Проект этого закона уже обсуждался в Государственной думе. В проекте предусмотрена новинка для России — массовое прижизненное волеизъявление граждан о согласии (или несогласии) на изъятие органов после смерти. Таким образом власти хотят решить этические проблемы, связанные с трансплантацией, и увеличить число возможных доноров.

О проекте нового закона и о ситуации в трансплантологии читателям «ВП» рассказывает Дмитрий Суслов (на фото), заместитель главного трансплантолога Санкт-Петербурга, заведующий лабораторией экспериментальной хирургии Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова.

Прижизненное согласие на донорство: готовы ли к этому россияне?

— Дмитрий Николаевич, как вы, хирург, который на протяжении многих лет выполняет операции по трансплантации, несколько лет возглавляет городскую медицинскую службу по забору донорских органов, относитесь к проекту нового закона и, в частности, — к предполагаемому прижизненному согласию на донорство?
— Отношение двойственное. С одной стороны, прижизненное информированное согласие (на этих началах, например, работают трансплантологические службы в США, Германии) — это свидетельство очень высокого развития цивилизованного общества. С другой стороны — мне, как практикующему в России трансплантологу, все-таки ближе существующая презумпция согласия на донорство. То есть когда врачи, не имея информации о том, что данное лицо при жизни отказалось от посмертного донорства органов, могут не спрашивать согласия родственников на изъятие. Согласие считается по умолчанию. Само собой, нельзя изымать органы в случае, если родственники выразили несогласие или если при поступлении больного в стационар родственники предупредили: больной при жизни выражал несогласие стать донором.

— То есть уже сейчас бывают случаи, когда люди официально выражают свое несогласие заранее?
— Да, я видел записи в медкарте больных: люди уже при поступлении в стационар на госпитализацию пишут, что не согласны в случае чего становиться донорами. Видел нотариально заверенные отказы от донорства, которые наши сограждане носят в паспортах. Но это все-таки единичные случаи. А так, повторю, действует правило: те, кто не сказал нет (или за них это не сделали родственники), могут быть донорами.

— Где предполагается фиксировать прижизненное согласие — несогласие?
— Проектом предусмотрено создание нескольких регистров, куда войдут и все граждане России с волеизъявлением, и больные, которым необходимы пересадки, и прочее. Создание таких регистров, имеющих очень большую степень защиты, крайне дорогостоящее. Поэтому я совсем не уверен, что новый закон о донорстве примут. Скорее всего, его дальнейшее обсуждение будет отложено. Для сравнения: мы в Санкт-Петербурге хотели создать регистр, в который были бы включены все горожане с пересаженными органами (а таких, замечу, не так уж и много — всего 580 человек). Но нам сказали, что такой регистр, со всеми степенями защиты, обойдется в несколько миллиардов рублей.

— Может быть, как в США, просто делать отметку в водительских правах, в паспорте?
— А у нас много людей везде ходят с паспортами? Да и за руль автолюбители садятся не каждый день. К тому же в США есть соответствующие регистры.

Но главная проблема в том, что если будет введено прижизненное обязательное волеизъявление, то мы будем иметь еще более катастрофическую нехватку доноров, чем теперь. Потому что, во-первых, мало кто пойдет делать запись в регистр. А если и пойдет, то, скорее всего, за тем, чтоб написать отказ. А если введем обязательное согласие родственников (если нет сведений о волеизъявлении почившего), то тоже во многих случаях будем получать те же отказы. Основные причины этому две. Во-первых, население не склонно доверять медикам. Во-вторых, нет сознательного отношения к трансплантации в обществе. Общество не склонно задумываться о проблемах относительно маленькой группы людей, которым жизненно необходима трансплантация. Ведь больные, нуждающиеся в пересадках сердца, печени, без трансплантации обречены. У больных, которым необходима пересадка почки, правда, есть альтернатива — диализ, который нужно проводить через день. Спасла бы ситуацию государственная разъяснительная политика в плане нужности трансплантации и донорства. Чтобы об этом говорили политики и чиновники.

Для примера: я обсуждал вопросы, имеющие отношение к прижизненному согласию, с австралийскими коллегами (в Австралии необходимо согласие на изъятие органов). Так вот: случаи отказов — единичны. Почему? Потому что высокая сознательность населения. И еще тот факт, что, если ты откажешься за своего почившего родственника, соседи, друзья тебя будут осуждать.

Я бы сказал: проект нового закона нуждается в серьезной доработке.

— Извините за нескромный вопрос: вы сами выразили бы прижизненное согласие на донорство после смерти?
— Да. И я, и члены моей семьи. Мы понимаем, что ТАМ органы нам не понадобятся. Это общечеловеческий долг по отношению к обществу, в котором мы жили.

Мать — дочке, но не жена — мужу

— Как вы относитесь к разрешению детского донорства — с согласия родителей?
— Оно уже разрешено, и именно с согласия родителей, а не иных представителей ребенка. Это норма абсолютно правильная (норма прописана в законодательстве РФ об охране здоровья граждан). Но в реальности мы не используем детей-доноров. Потому что до сего момента не утверждена инструкция по констатации смерти головного мозга у детей. И соответственно, в России нет практики такой констатации.

— Но делаете же вы пересадки детям!
— Да, но органы берем от взрослых. В том числе от живых доноров. Кто-то из родителей отдает ребенку свою почку, часть печени (печень имеет способность к восстановлению).

— Какие проблемы сейчас наиболее актуальны в трансплантологии?
— Нехватка доноров, несмотря на презумпцию согласия. Потому что диагноз смерти головного мозга у нас ставится редко, тогда как, например, в США он ставится довольно часто. Постановка такого диагноза — сложная и длительная процедура, легче принять за причину смерти другой диагноз. Нет доноров — нет пересадок. В результате в петербургском листе ожидания, например, на трансплантацию почки стоят 400 человек. В год мы делаем до 50 операций.

Что касается живых доноров, то в России разрешено только генетически родственное донорство. Нет разрешения на перекрестное донорство, на эмоциональное донорство. И в проекте нового закона они также не предусмотрены. Перекрестное донорство — это когда, например, есть пара: мама с дочкой, мама готова отдать почку дочке, но по результатам специальных иммунологических тестов они между собой несовместимы. И есть еще одна мама с дочкой, и тоже несовместимые между собой. Но при этом почка от первой мамы подходит ребенку от второй, почка от второй мамы — дочке от первой. Вот такие пересадки у нас под запретом. Между тем в цивилизованных странах хирурги могут выстраивать большие цепочки — более десятка человек на перекрестное донорство. Эмоциональное донорство — от некровных родственников — у нас тоже под запретом.

Я недавно был в служебной командировке в Испании. Расскажу один случай из практики испанских врачей. Дедушка 80 лет. Ему 20 лет назад пересадили почку от почившего донора. Через двадцать лет пересаженная почка заканчивает свою функцию. Дедушку нужно либо срочно переводить на диализ (что с учетом возраста и привычек нежелательно), либо делать повторную пересадку. Когда найдется подходящий донор (а в Испании с донорами тоже проблемно) — неизвестно. И тут желание спасти мужа, отдав ему почку, высказывает его 72-летняя супруга, с которой он прожил всю жизнь. Стали проверять на совместимость: подходит. И пересадка состоялась. Я видел эту пару через год после операции: счастливые, довольные жизнью пожилые люди.

Мы же в таких ситуациях вынуждены отказывать. Ко мне, например, как-то обратилась женщина, желающая отдать почку больной невестке. Она мотивировала это тем, что невестка сумела сделать из ее сына человека, спасла его от дурных наклонностей. Пришлось отказать в пересадке.

Сейчас непонятно, что трансплантологию ждет в связи с ростом цен. До обвала рубля себестоимость пересадки почки была 300 — 350 тысяч рублей. Плюс необходимость пожизненного приема препаратов, препятствующих отторжению донорского органа. Это составляло (до взлета курса валюты) от 120 тысяч до 470 тысяч рублей в год. Цифры, конечно, большие. Но для сравнения: диализ обходится дороже. Сейчас у нас проводится очень хороший диализ, есть возможность компенсировать утраченные функции почки хорошими дорогими препаратами. Стоимость примерно 15 тысяч рублей за процедуру. А нужно их три в неделю, пожизненно. Нехитрые подсчеты показывают: трансплантация обходится дешевле. К тому же она кардинально изменяет жизнь человека: он становится свободен, его жизнь перестает быть привязанной к аппарату искусственной почки, нет необходимости через день ездить на диализ. Внешне жизнь прооперированного больного не будет отличаться от жизни здорового человека. У нас прооперированные женщины, получившие донорскую почку или печень, даже детей рожают! Последний случай: стала матерью 38-летняя пациентка, перенесшая пересадку печени.

Куда уходит душа?

— Вы занимались выемкой донор-ских органов после констатации смерти головного мозга и не могли не задавать себе вопрос о том, что происходит с человеком после смерти…
— Я не видел, чтоб душа отделялась от тела. Но и оспаривать, что такое происходит, не буду. Где расположена душа? На мой взгляд, во всем теле. Когда умирает структура, реализующая чаяния души (а человеком управляет головной мозг, и вряд ли кто-то будет с этим спорить), душа вынуждена уйти. Потому что нет головного мозга.

Предвижу ваш следующий вопрос: не переселяется ли частично душа в реципиента, которому пересадили орган почившего? Думаю, нет. Но какая-то клеточная память может остаться. Например, мужчина, которому пересадили почку от женщины, занимавшейся разведением цветов, вдруг ощутил потребность сажать цветы, ухаживать за ними. У него это прекрасно получалось, хотя ранее он этим никогда не занимался. Были случаи, когда после пересадок менялись предпочтения в музыке, в еде и напитках. Но вот если женщинам пересаживали почки от мужчин, не чуждых табака и алкоголя, дамы после операции этих наклонностей не проявляли.

— Пытались ли ваши пациенты узнать, кто подарил им орган, а значит, шансы на новую, полноценную жизнь? Знакомились ли они с семьями ушедших людей?
— Информация о донорах — закрытая. Максимум, что можем сказать: пол донора и его возраст. Кстати, многие прооперированные, их родственники идут в церковь, ставят свечи в память о донорах.

В наших условиях не стоит раскрывать информацию о донорах. Еще неизвестно, как семья ушедшего воспримет появление на пороге их квартиры спасенного больного. Реакция может быть от «плюс бесконечность» до «минус бесконечность».

В России криминала в трансплантологии нет

— Могли ли производиться подпольные пересадки органов в России?
— Нет! Заявляю об этом со всей ответственностью! Потому что тайных пациентов не может быть в принципе. Они обязательно объявятся официально. Во-первых, после пересадок нужно пожизненно принимать иммуносупрессивные препараты, препятствующие отторжению донорских органов. Стоимость их крайне высока, и они не продаются на каждом углу. Оплачивает эти препараты государство. Во-вторых, больным нужно опять-таки пожизненно делать анализы на концентрацию этих препаратов в крови и на некоторые другие показатели. Это делается только во вполне определенных лабораториях. Так что больной обязательно окажется в поле зрения официальных врачей. Если в Петербург приезжает прооперированный больной из другого города, мы обязательно связываемся с его бывшими врачами и запрашиваем подробности о пациенте. Так же действуют трансплантологи из других городов, куда прибывают пациенты из Петербурга.

Кстати, за все время существования трансплантологии в нашем городе (а первая пересадка — почки — у нас прошла в 1976 году) не было ни одного иска, ни одного уголовного дела, связанного с трансплантологией.

Но в ряде стран действительно существует продажа органов. Это страны, где разрешено неродственное донорство от живых людей. Да, с нашей точки зрения, это ужасно. А с точки зрения бедного человека, проживающего в бедной стране, продажа почки даже за 5000 американ-ских долларов может означать решение определенных финансовых проблем. А с одной почкой все-таки можно жить полноценно десятилетиями.

— А к вам обращались с предложением продать орган от живого человека?
— Да, периодически такие обращения есть. Например, в прошлом году позвонил мужчина и предложил продать свою почку за 50 тысяч долларов. Я объяснил, что это невозможно.

В 2013 году в России проведено 1400 трансплантаций.

В США — в 20 раз больше.

Из 83 субъектов РФ только 22 имеют трансплантологические службы.

Сенсационным в трансплантологии стал 1967 год. 3 декабря 1967 года кардиохирург из Кейптауна Кристиан Барнард впервые в истории пересадил в грудь человека донорское сердце. Как писали тогда в газетах, «астронавты, ступившие на Луну, не наделали столько шума, как Барнард со своим скальпелем». Пациент Барнарда прожил всего 18 дней. Сейчас люди с пересаженными органами живут полноценной жизнью десятилетиями.

До обвала рубля себестоимость пересадки почки составляла 300 — 350 тысяч рублей. Плюс необходимость пожизненного приема препаратов, препятствующих отторжению донорского органа. Это составляло (до взлета курса валюты) от 120 тысяч до 470 тысяч рублей в год.

Диализ обходится дороже. Его стоимость — примерно 15 тысяч рублей за процедуру. А нужно их три в неделю, пожизненно.

Между тем

В ряде стран трансплантация стала настолько рутинной, что органы пересаживают даже домашним животным. Например, в США можно пересадить донорскую почку коту. От живой кошки. В качестве донора берется бездомная кошка. Но с одним условием: хозяин кота-реципиента обязуется после операции забрать эту уличную кошку и создать ей достойные условия жизни.