Изображение гражданской войны как общенародной трагедии в романе М. Шолохова «Тихий Дон. Изображение гражданской войны в литературе Гражданская война в изображении М. А. Шолохова

46. Изображение революции и гражданской войны в романе М.Булгакова «Белая гвардия»

Романное действие заканчивается в 1925 году, а повествует произведение о революционных событиях в Киеве зимой 1918-1919 годов. Здесь повествуется об очень сложном времени, когда невозможно было сразу во всем разобраться, все понять, примирить в самих себе противоречивые чувства и мысли. В этом романе запечатлелись еще не остывшие, жгучие воспоминания о городе Киеве во время Гражданской войны.

«Белая гвардия» (1925) – художественное произведение, показывающее белую армию изнутри. Это воины, исполненные доблести, чести, верные долгу защиты России. Они отдают жизнь за Россию, ее честь - как они ее понимают. Булгаков предстает художником трагическим и романтическим одновременно. Дом Турбиных, где было столько тепла, нежности, взаимопонимания, осмысливается как символ России. Герои Булгакова погибают, защищая свою Россию.

Социальный катаклизм обнажает характеры - кто-то бежит, кто-то предпочитает смерть в бою.

Повествование сложно и многопланово: есть объективное повествование, фантастическое, сказовая манера, лирические эссе. Композиция – сложная: монтаж разнообразных кусков: история семьи Турбиных, смена властей, разгул стихии во время гражданской войны, батальные сцены, судьба отдельных героев. Кольцевая композиция начинается и заканчивается предчувствием апокалипсиа, символикой которого пронизан весь роман. Кровавые события гражд войны изображены как Страшный суд. Наступил «конец света», но Турбины продолжают жить дальше – их спасение, это их дом, очаг, за которым смотрит Елена, не зря подчеркиваются старый быт, детали (вплоть до маминого сервиза).

Через судьбу Турбиных Б открывает драматизм революции и гражданской войны. Проблема нравственного выбора в пьесе: Алексей - - либо сохранить верность присяге, либо сберечь жизни людей, он выбирает жизни: «Срывайте погоны, бросайте винтовки и немедленно по домам!». Человеческая жизнь – вот высшая ценность. Б. воспринял революцию 17 года не только как переломное событие в истории Р, но и в судьбах русской интеллигенции. В « Белой гвардии » во многом автобиографическая интеллигентная семья Турбиных оказывается втянута в события гражданской войны.Гл отличит черта романа – события революции в нем максимально очеловечены. Отход Б от отрицательного изображения белого движения навлек на писателя обвинения в попытках оправдать белое движение. Для Б дом Турбиных – это воплощение той Р, которая ему дорога. Г.Адамович отмечал, что автор показал своих героев в «несчастьях и поражениях». События революции в романе «максимально очеловечены». «Это было особенно заметно на фоне примелькавшегося образа «революционной массы» в произведениях А.Серафимовича, Б.Пильняка, А.Белого и других», - писал Муромский.

Осн тема – историческая катастрофа. Б соединяет личное начала с соц-историческим, ставит судьбу отдельного человека в связь с судьбой страны.Пушкинский принцип изображения – традиция – исторические события через судьбы отдельных людей. Гибель Города – как крушение целой цивилизации. Неприятие методов революц насилия с целью создания об-ва соц гармонии, осуждение братоубийственной войны выражено в образах пророческого сна Алексея Турбина, в котором ему является вахмистр Жилин, погибший в 1916 вместе с эскадроном гусар, и рассказывает о райских кущах, в кот он оказался и о событиях гражд войны. Образ рая, в кот отведено место для для всех, они «одиноково убиенные» и белые и красные. Неслучайно в вещем сне Алексея Турбина Господь говорит погибшему Жилину: «Все вы у меня, Жилин, одинаковые – в поле брани убиенные».

Моментом перелома для Турбиных и остальных героев романа становится день четырнадцатое декабря 1918 года, сражение с петлюровскими войсками, которое должно было стать пробой сил перед последующими боями с Красной Армией, а обернулось поражением, разгромом. Это переломный и кульминационный момент в романе. Вспыхивает догадка, что все - цепь ошибок и заблуждений, что долг не в защите развалившейся монархии и предателя гетмана и честь в чем-то другом. Погибает царская Россия, но Россия - жива...

Один из комических персонажей пьесы, житомирский кузен Ларион, произносит возвышенный монолог: «...Мой утлый корабль долго трепало по волнам гражданской войны... Пока его не прибило в эту гавань с кремовыми шторами, к людям, которые мне так понравились...». Булгаков видел идеал в том, чтобы сохранить «гавань с кремовыми шторами», хотя время и повернулось. Булгаков явно видел в большевиках лучшую альтернативу по сравнению с петлюровской вольницей и считал, что интеллигентам, уцелевшим в огне гражданской войны, надо, скрепя сердце, примириться с советской властью. Однако при этом следует сохранить достоинство и неприкосновенность внутреннего духовного мира,

«Белая гвардия» целиком лежит в русле традиций русской классической реалистической прозы. Изображено общество накануне своей гибели. Задача художника – максимально достоверно изобразить драматическую действительность реального мира. Художественные средства тут были не нужны.

Роман об историческом потрясении. Булгакову удалось изобразить то, что предчувствовал когда-то Блок, только без романтического пафоса. Нет дистанции между автором и его героем – одна из основных особенностей произведения (хотя роман написан от 3 лица). Психологически она не существует, т.к. изображалась гибель той части общества, к которой принадлежит и автор, и он сливается со своим героем.

Единственный деполитизированный роман о революции и гражданской войне. В остальных произведениях везде изображалось противоборство сторон, обязательно стояла проблема выбора. Иногда демонстрировалась психологическая сложность выбора, иногда право на ошибку. Сложность была обязательна, право на ошибку тоже. Исключение – м.б., «Тихий Дон».

Булгаков изображает происходящее как всеобщую трагедию, без возможности выбора. Сам факт революции для художника – акт уничтожения той социальной среды, к которой принадлежат автор и герои. «Белая гвардия» - роман о конце жизни. Разрушение среды обитания обязательно влечет разрушение смысла существования. Физически человек может спастись, но это будет другой человек. Отношение автора к происходящему открыто. Последний эпизод символичен: картина, близкая апокалипсису – то, что ожидает город. Финальная сцена: ночь, город, замерзающий часовой, он видит красную звезду – Марс – это апокалиптическая картина.

Роман начинается тихим колокольным звоном, а кончается погребальным, вселенским громом колоколов (sic !) , который возвещает гибель городу.

В романе М. Булгакова “Белая гвардия” (1922-1924) отражаются события гражданской войны периода 1918-1919 гг. в его родном городе Киеве. Эти события Булгаков рассматривает не с классовых или политических позиций, а с чисто человеческих. Кто бы ни захватил город - гетман, петлюровцы или большевики, - неизбежно льется кровь, сотни людей умирают в мучениях, а другие еще страшнее ожесточаются. Насилие рождает еще больше насилия. Вот это волнует писателя больше всего.

Центральный образ – Дом, символ родного очага. Собрав в доме героев накануне рождества, автор задумывается о возможной судьбе как самих персонажей, так и всей России. «Велик был год и страшен по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй...» - так начинается роман, в котором рассказывается о судьбе семьи Турбиных. Они живут в Киеве, на Алексеевском спуске. Молодежь - Алексей, Елена, Николка - остались без родителей. Но у них есть Дом, который содержит не просто вещи, а строй жизни, традиции, включенность в общенациональное бытие. Дом Турбиных был возведен на «камне веры» в Россию, православие, царя, культуру. И вот Дом и революция стали врагами. Революция вступила в конфликт со старым Домом, чтобы оставить детей без веры, без крыши, без культуры и обездолить.

Легкий пулеметный бронеавтомобиль Фиат постройки Ижорского завода и тяжелый пулеметно-пушечный бронеавтомобиль Гарфорд постройки Путиловского завода на Театральной площади в Москве. Снимок был сделан в июле 1918 года во время подавления восстания левых эсеров. В правой части кадра, на здании Шелапутинского театра (в 1918 году в нем располагался театр К. Незлобина, а в настоящее время - Российский академический молодёжный театр) можно прочитать афишу с названием пьесы "Царь иудейский", автором которой являлся Великий князь Константин Константинович Романов, двоюродный дядя Николая II.


Боец или командир Красной армии с нагрудным знаком образца 1918 года на шинели. Подпись на обороте снимка: Снимался 26-го декабря нового стиля 1918 года. А.Д. Тарасов. Действующая армия.

Участники одного из вооруженных формирований времен Гражданской войны, предположительно Революционной повстанческой армии Украины под командованием Нестора Махно. У крайнего справа бойца на поясе ремень с перевернутой вверх ногами пряхой Русской императорской армии.

В художественной литературе

· Бабель И. «Конармия» (1926)

· Булгаков. М. «Белая гвардия» (1924 г.)

· Островский Н. «Как закалялась сталь» (1934 г.)

· Шолохов. М. «Тихий Дон» (1926-1940 гг.)

· Серафимович А. «Железный поток» (1924 г.)

· Толстой А. «Похождение Невзорова, или Ибикус» (1924 г.)

· Толстой А. «Хождение по мукам» (1922-1941 гг.)

· Фадеев А. «Разгром» (1927 г.)

· Фурманов Д. «Чапаев» (1923 г.)

Книга состоит из 38 коротких рассказов, являющихся зарисовками жизни и быта Первой конной армии, объединённых едиными героями и временем повествования. В книге в довольно жёсткой и неприглядной форме показаны характеры русских революционеров, их необразованность и жестокость, которые ярко контрастирует с характером главного героя - образованного корреспондента Кирилла Лютова, образ которого довольно тесно связан с образом самого Бабеля. Некоторые эпизоды произведения являются автобиографичными. Яркой особенностью рассказа является то, что главный герой имеет еврейские корни (хотя носит русскую фамилию Лютов). Вопросу гонению евреев до и во времена гражданской войны отведено особое место в книге.

«Бе́лая гва́рдия» - первый роман Михаила Булгакова. Описываются события Гражданской войны в конце 1918 г.; действие происходит на Украине. Действие романа разворачивается в 1918 году, когда из Города уходят немцы, оккупировавшие Украину, и его захватывают войска Петлюры. Герои - Алексей Турбин (28 лет), Елена Турбина - Тальберг (24 года) и Николка (17 лет) - вовлечены в круговорот военных и политических событий. Город (в котором легко угадывается Киев) оккупирован германской армией. В результате подписания Брестского мира он не попадает под власть большевиков и становится прибежищем множества русских интеллигентов и военных, которые бегут из РСФСР. В городе создаются офицерские боевые организации под покровительством гетмана - союзника немцев, недавних врагов. На Город наступает армия Петлюры. Ко времени событий романа заключено Компьенское перемирие и немцы готовятся покинуть Город. Фактически, от Петлюры его обороняют лишь добровольцы. Понимая сложность своего положения, они успокаивают себя слухами о приближении французских войск, которые, якобы, высадились в Одессе (в соответствии с условиями перемирия они имели право занять оккупированные территории России до Вислы на западе). Жители города - Алексей (фронтовик, военный врач) и Николка Турбины идут добровольцами в отряды защитников города, а Елена оберегает дом, который становится прибежищем офицеров русской армии. Поскольку оборонять Город собственными силами невозможно, командование и администрация гетмана бросают его на произвол судьбы и уходят вместе с немцами (сам гетман при этом маскируется под раненого германского офицера). Добровольцы - русские офицеры и юнкера безуспешно обороняют Город без командования против превосходящих сил противника (автор создал блестящий героический образ полковника Най-Турса). Часть командиров, понимая бессмысленность сопротивления, распускают своих бойцов по домам, другие деятельно организуют сопротивление и гибнут вместе с подчиненными. Петлюра занимает Город, устраивает пышный парад, но через несколько месяцев вынужден сдать его большевикам. Главный герой - Алексей Турбин - верный долгу, пытается присоединиться к своей части (не зная, что она распущена), вступает в бой с петлюровцами, получает ранение и волей случая обретает любовь в лице женщины, спасающей его от преследования врагов. Социальный катаклизм обнажает характеры - кто-то бежит, кто-то предпочитает смерть в бою. Народ в целом принимает новую власть (Петлюру) и после ее прихода демонстрирует враждебность к офицерам.



«Как закалялась сталь» - автобиографический роман советского писателя Николая Алексеевича Островского (1932). Книга написана в стилистике социалистического реализма. Роман повествует о судьбе молодого революционера Павки (Павла) Корчагина, отстаивающего завоевания Советской власти в Гражданской войне. Островский Николай Алексеевич . Родился в семье рабочего. В июле 1919 вступил в комсомол и ушёл на фронт добровольцем. Сражался в частях кавалерийской бригады Г. И. Котовского и 1-й Конной армии. В августа 1920 тяжело ранен. С 1927 тяжёлая прогрессирующая болезнь приковала О. к постели; в 1928 он потерял зрение. Мобилизуя все душевные силы, О. боролся за жизнь, занимался самообразованием. Слепой, неподвижный, он создал книгу «Как закалялась сталь». Образ главного героя романа «Как закалялась сталь» ≈ Павла Корчагина автобиографичен. Использовав право на вымысел, писатель талантливо переосмыслил личные впечатления, документы, создав картины и образы широкого художественного значения. В романе передан революционный порыв народа, частицей которого ощущает себя Корчагин. Для многих поколений советской молодёжи, для передовых кругов молодёжи за рубежом Корчагин стал нравственным образцом. Роман играл мобилизующую роль в годы Великой Отечественной войны 1941≈45 и в дни мирного строительства.



Ти́хий Дон» - роман-эпопея Михаила Шолохова в 4-х томах. Тома 1-3 написаны с 1926 по 1928 год, том 4 закончен в 1940 году. Одно из наиболее значительных произведений русской литературы XX века, рисующее широкую панораму жизни донского казачества во время Первой мировой войны, революционных событий 1917 года и гражданской войны в России. Большая часть действия романа разворачивается в хуторе Татарском станицы Вёшенской примерно между 1912 и 1922 годами . В центре сюжета жизнь казацкой семьи Мелеховых, прошедшей через Первую мировую, и Гражданскую войну. Многое пережили Мелеховы с хуторянами и со всем донским казачеством в эти смутные годы. От крепкой и зажиточной семьи к концу романа в живых остаются Григорий Мелехов, его сын Миша и сестра Дуня. Главный герой книги Григорий Мелехов - крестьянин, казак, офицер, выслужившийся из рядовых. Исторический перелом, напрочь поменявший древний уклад донского казачества, совпал с трагическим переломом и в его личной жизни. Григорий не может понять, с кем ему остаться: с красными, или с белыми. Мелехов в силу природных способностей дослуживается сначала из простых казаков до офицерского звания, а потом и до генеральской должности (командует повстанческой дивизией в Гражданской войне), но военной карьере не суждено сложиться. Также мечется Мелехов между двумя женщинами: нелюбимой поначалу женой Натальей, чувства к которой проснулись только после рождения детей Полюшки и Мишатки, и Аксиньей Астаховой, первой и самой сильной любовью Григория. И обеих женщин он не смог сохранить. В конце книги Григорий бросает всё и возвращается домой к единственному, оставшемуся из всей семьи Мелеховых, сыну и к родной земле. Роман содержит описание жизни и быта крестьян начала XX-го века: обряды и традиции характерные для донского казачества. Подробно описана роль казаков в военных действиях, антисоветские восстания и их подавление, становление Советской власти в станице Вёшенской. Над романом «Тихий Дон» Шолохов работал 15 лет, работа над романом «Поднятая целина» растянулась на 30 лет (первая книга напечатана в 1932, вторая – в 1960). В «Тихом Доне» (1928-40) Шолохов исследует тему личности в истории, создаёт картины национальной трагедии, разрушившей весь уклад народной жизни. «Тихий Дон» – это масштабное произведение, в нём более 600 персонажей. Действие романа охватывает десять лет (с мая 1912 по март 1922), это годы империалистической войны, Февральской и Октябрьской революций и Гражданской войны. События истории, целостный образ эпохи Шолохов прослеживает через судьбы героев: казаков, земледельцев, тружеников и воинов, обитающих на хуторе Татарском, на высоком берегу Дона. В судьбах этих людей отразились социальные перемены, перемены в сознании, быту, психологии. Сердцевиной книги является история семьи Мелеховых. Изображая правдоискателя Григория Мелехова, Шолохов обнаруживает противостояние естественного человека и социальных катаклизмов. Григорий предстаёт как естественный человек, бескомпромиссная личность, не приемлющая полуправды. Гражданская война, революция, надвое расколотый мир бросают его в кровавую кашу, крутят в мясорубке междоусобиц, зверств и со стороны красных, и со стороны белых. Врождённое чувство свободы, чести, достоинства не позволят ему гнуть спину ни перед белыми генералами, ни перед красными комиссарами. Трагедия Григория Мелехова – это трагедия честного человека в трагически разорванном мире. Финал романа – уход Григория от дезертиров, прячущихся в ожидании амнистии, возвращение к родному куреню. На берегу Дона Григорий бросит в воду винтовку, наган; это символический жест. В роман органично включены старинные казачьи песни «Как ты, батюшка, славный тихий Дон» и «Ой ты, наш батюшка тихий Дон», взятые эпиграфами к 1-й и 3-й книгам романа, они взывают к нравственным представлениям народа. В «Тихом Доне» около 250 описаний природы, подчёркивающих вечное торжество самой жизни, приоритет естественных ценностей.
В годы «оттепели» Шолохов опубликовал рассказ «Судьба человека» (1956), ставший поворотным в прозе о войне. Этим рассказом Шолохов сумел переломить варварскую жестокость системы в отношении ко многим тысячам воинов, оказавшихся не по своей воле в фашистском плену. В небольшом по объёму произведении Шолохову удалось добиться изображения отдельной человеческой судьбы как судьбы народной в эпоху самых тяжёлых бедствий, увидеть в этой жизни огромное общечеловеческое содержание и смысл. Герой рассказа Андрей Соколов – обыкновенный человек, переживший неисчислимые муки, плен. «Военный ураган невиданной силы» снёс с лица земли дом, семью Соколова, но он не сломился. Встретив ребёнка, которого война тоже лишила всех родных и близких, он принял на себя ответственность за его жизнь и воспитание. Через весь рассказ проходит мысль об античеловеческой сущности фашизма, войны, коверкающей судьбы, разрушающей домашние очаги. Рассказ о невосполнимых утратах, о страшном горе пронизан верой в человека, его доброту, милосердие, стойкость и благоразумие. Размышления автора-повествователя, чуткого к чужой беде, наделённого огромной силой сопереживания, усиливают эмоциональную напряженность рассказа.

Разгром - роман советского писателя Александра. А. Фадеева. Роман повествует об истории партизанского красного отряда. События происходят в 1920-е годы во время Гражданской войны в Уссурийском крае. Показан внутренний мир главных героев романа: командира отряда Левинсона и бойцов отряда Мечика, Морозки, его жены Вари. Партизанский отряд (как и другие отряды) стоит в деревне и продолжительное время не ведёт боевых действий. Люди привыкают к обманчивому спокойствию. Но вскоре противник начинает крупномасштабное наступление, один за другим громя партизанские отряды, вокруг отряда сжимается кольцо врагов. Командир отряда делает всё возможное, чтобы спасти людей и продолжить борьбу. Отряд, прижатый к трясине делает гать и переходит по ней в тайгу. В финале отряд попадает в казачью засаду, но, понеся чудовищные потери, прорывается сквозь кольцо. Роман был написан в 1924 – 1926 годах тогда ещё малоизвестным писателем Александром Фадеевым. Роман «Разгром» о человеческих отношениях, о трудных условиях, в которых надо выживать, о верности делу. Фадеев не случайно выбирает для описания в романе время, когда отряд уже разгромлен. Он хочет показать не только успехи Красной Армии, но и ее неудачи. Одним из главных положительных героев романа является человек по фамилии Левинсон. Фадеев сделал положительным героем своего произведения евреем по национальности, сообразно интернационализму 20-х годов.

«Чапаев» - роман Дмитрия Фурманова 1923 года о жизни и гибели героя гражданской войны комдива Василия Ивановича Чапаева. Действие происходит в 1919 году, главным образом во время пребывания комиссара Фёдора Клычкова в 25-ой чапаевской дивизии (в романе нашёл непосредственное отражение личный опыт работы самого Фурманова комиссаром в дивизии Чапаева). Описываются бои за Сломихинскую, Пилюгино, Уфу, а также гибель Чапаева в бою у Лбищенска.

К юбилею Октябрьской революции мы вспомнили десять самых важных произведений искусства того периода - от «Красным клином бей белых» Лисицкого до «Обороны Петрограда» Дейнеки.

Эль Лисицкий,

«Красным клином бей белых»

В знаменитом плакате «Красным клином бей белых» Эль Лисицкий использует супрематический язык Малевича в политических целях. Чистые геометрические формы служат описанием ожесточенного вооруженного конфликта. Таким образом, непосредственное событие, действие Лисицкий сводит к тексту и лозунгу. Все элементы плаката жестко переплетены друг с другом и взаимозависимы. Фигуры теряют свою абсолютную свободу и становятся геометрическим текстом: этот плакат и без букв читался бы слева направо. Лисицкий, как и Малевич, конструировал новый мир и создавал формы, в которые должна была уложиться новая жизнь. Это произведение благодаря новой форме и геометрии переводит злобу дня в некие общие вневременные категории.

Климент Редько

«Восстание»

Работа Климента Редько «Восстание» - это так называемая советская неоикона. Идея этого формата заключается в том, что изображение, нанесенное на плоскость, - это в первую очередь некая всеобщая модель, образ желаемого. Как и в традиционной иконе, изображение не реально, а отображает некий идеальный мир. Именно неоикона лежит в основе искусства соцреализма 30-х годов.

В этом произведении Редько отваживается на смелый шаг - в пространстве картины он соединяет геометрические фигуры с портретами большевистских вождей. По правую и левую руку от Ленина стоят его сподвижники - Троцкий, Крупская, Сталин и другие. Как и в иконе, здесь отсутствует привычная перспектива, масштаб той или иной фигуры зависит не от ее удаленности от зрителя, а от ее значимости. Иными словами, Ленин здесь самый главный, потому и самый большой. Огромное значение Редько придавал и свету.

От фигур как будто исходит свечение, что делает картину похожей на неоновую вывеску. Эту технику художник обозначал словом «кино». Он стремился преодолеть материальность краски и проводил аналогии между живописью и радио, электричеством, кинематографом и даже северным сиянием. Таким образом, он фактически ставит перед собой те же задачи, что ставили перед собой много столетий назад иконописцы. Он по-новому обыгрывает знакомые всем схемы, подменяя Рай социалистическим миром, а Христа и святых - Лениным с его приспешниками. Цель творчества Редько - обожествление и сакрализация революции.

Павел Филонов

«Формула петроградского пролетариата»

«Формула петроградского пролетариата» была написана во время гражданской войны. В центре картины - рабочий, чья величественная фигура возвышается над едва различимым городом. Композиция картины построена на напряженных ритмах, создающих ощущение бурлящего и растущего движения. Здесь запечатлены все знаковые символы пролетариата, например гигантские человеческие руки - орудие преобразования мира. В то же время это не просто картина, а обобщающая формула, которая отражает Вселенную. Филонов как будто расщепляет мир до мельчайших атомов и тут же собирает его воедино, одновременно смотрит как в телескоп, так и в микроскоп.

Опыт участия в великих и вместе с тем чудовищных исторических событиях (Первой мировой войне и революции) оказал огромное влияние на творчество художника. Люди в картинах Филонова измельчены в мясорубке истории. Его работы сложны для восприятия, подчас мучительны - живописец бесконечно дробит целое, доводя его порой до степени калейдоскопа. Зрителю постоянно приходится удерживать в голове все фрагменты картины, чтобы в итоге уловить целостный образ. Мир Филонова - мир коллективного тела, мир выдвинутого эпохой понятия «мы», где частное и личное упраздняется. Сам художник считал себя выразителем идей пролетариата, а коллективное тело, которое всегда присутствует в его картинах, называл «мировым расцветом». Однако возможно, что даже против воли автора его «мы» наполнено глубоким ужасом. В творчестве Филонова новый мир предстает безрадостным и страшным местом, где мертвое проникает в живое. В работах живописца отразились не столько современные ему события, сколько предчувствие будущих - ужасов тоталитарного режима, репрессий.

Кузьма Петров-Водкин

«Петроградская Мадонна»

Другое название этой картины - «1918 год в Петрограде». На первом плане изображена молодая мать с младенцем на руках, на заднем плане - город, где только-только отшумела революция - и его жители свыкаются с новой жизнью и властью. Картина напоминает то ли икону, то ли фреску итальянского мастера эпохи Возрождения.

Петров-Водкин трактовал новую эпоху в контексте новой судьбы России, но своим творчеством не стремился до основания уничтожить весь старый мир и на его руинах возвести новый. Сюжеты для картин он черпал в повседневности, однако форму для них берет из прошлых эпох. Если средневековые художники одевали библейских героев в современные им одежды для того, чтобы приблизить к своему времени, то Петров-Водкин поступает ровно наоборот. Жительницу Петрограда он изображает в образе Богоматери с целью придать обыденному, повседневному сюжету несвойственную ему значительность и вместе с тем вневременность и всеобщность.

Казимир Малевич

«Голова крестьянина»

К революционным событиям 1917 года Казимир Малевич пришел уже состоявшимся мастером, прошедшим путь от импрессионизма, неопримитивизма к собственному открытию - супрематизму. Малевич воспринял революцию мировоззренчески; новыми людьми и пропагандистами супрематической веры должны были стать члены арт-группировки УНОВИС («Утвердители нового искусства»), носившие на рукаве повязку в виде черного квадрата. По представлениям живописца, в изменившемся мире искусство должно было создать собственное государство и собственное же мироустройство. Революция давала возможность художникам-авангардистам переписать всю прошлую и будущую историю таким образом, чтобы занять в ней главное место. Надо сказать, что во многом им это удалось, ведь искусство авангарда - одна из главных визитных карточек России. Несмотря на программное отрицание изобразительной формы как изжившей себя, во второй половине 20-х годов художник обращается к фигуративности. Он создает работы крестьянского цикла, но датирует их 1908–1912 годами. (то есть периодом до «Черного квадрата»), поэтому отказ от беспредметности не выглядит здесь как предательство собственных идеалов. Поскольку этот цикл отчасти мистификация, художник предстает как пророк, который предчувствует будущие народные волнения и революцию. Одной из наиболее заметных черт этого периода его творчества стала обезличенность людей. Вместо лиц и голов их тела увенчаны красными, черными и белыми овалами. От этих фигур исходит, с одной стороны, невероятный трагизм, с другой - отвлеченное величие и героизм. «Голова крестьянина» напоминает сакральные изображения, например икону «Спас Ярое Око». Таким образом, Малевич создает новую «постсупрематическую икону».

Борис Кустодиев

«Большевик»

Имя Бориса Кустодиева ассоциируется в первую очередь с яркими, красочными картинами, изображающими жизнь купечества и идиллические праздничные гулянья с характерными русскими сценами. Однако после переворота художник обратился к революционной тематике. На картине «Большевик» изображен исполинский мужик в валенках, тулупе и шапке; за спиной его, заполняя собой все небо, развевается красное знамя революции. Гигантским шагом он проходит по городу, а далеко внизу копошится многочисленный народ. Картина обладает острой плакатной выразительностью и говорит со зрителем очень пафосным, прямым и даже несколько грубоватым символическим языком. Мужик - это, конечно, сама революция, вырвавшаяся на улицы. Ее ничем не остановить, от нее не спрятаться, и она в итоге раздавит и уничтожит все на своем пути.

Кустодиев, несмотря на грандиозные перемены в художественном мире, остался верен своей на тот момент уже архаичной изобразительности. Но, как ни странно, эстетика купеческой России органично подстроилась под запросы нового класса. Узнаваемую русскую бабу с самоваром, символизирующую русский уклад жизни, он заменил на не менее узнаваемого мужика в телогрейке - эдакого Пугачева. Дело в том, что и в первом и втором случае художник использует понятные любому образы-символы.

Владимир Татлин

Памятник III Интернационалу

Идея башни возникла у Татлина еще в 1918 году. Она должна была стать символом новых отношений искусства с государством. Уже через год художнику удалось получить заказ на возведение этой утопической постройки. Впрочем, ей было суждено остаться неосуществленной. Татлин задумывал построить 400-метровую башню, которая состояла бы из трех стеклянных вращающихся с разной скоростью объемов. Снаружи их должны были опоясывать две гигантские спирали из металла. Главная идея монумента состояла в динамике, что соответствовало духу времени. В каждом из объемов художник предполагал разместить помещения для «трех властей» - законодательной, общественной и информационной. Форма ее напоминает знаменитую Вавилонскую башню с картины Питера Брейгеля - только башня Татлина, в отличие от Вавилонской, должна была служить символом воссоединения человечества после мировой революции, чье наступление все так страстно ждали в первые годы советской власти.

Густав Клуцис

«Электрификация всей страны»

Конструктивизм с большим энтузиазмом, чем остальные течения авангарда, взял на себя ответственность за риторику и эстетику власти. Ярким тому примером служит фотомонтаж конструктивиста Густава Клуциса, который соединил в себе два самых узнаваемых языка эпохи - геометрические конструкции и лицо вождя. Здесь, как и во многих произведениях 20-х годов, отражена не реальная картина мира, но организация действительности глазами художника. Цель - не показать то или иное событие, а показать, как это событие зритель должен воспринять.

Фотография играла огромную роль в государственной пропаганде того времени, а фотомонтаж был идеальным средством влияния на массы, продуктом, который в новом мире должен был заменить живопись. В отличие от той же картины его можно воспроизвести бесчисленное количество раз, поместить в журнал или на плакат и тем самым донести до огромной аудитории. Советский монтаж создается ради массового репродуцирования, рукотворность здесь упразднена огромным тиражом. Социалистическое искусство исключает понятие уникальности, оно не более чем фабрика по производству вещей и весьма определенных идей, которые должны быть усвоены массами.

Давид Штеренберг

«Простокваша»

Давид Штеренберг, хоть и был комиссаром, но не был радикалом в искусстве. Свой минималистичный декоративный стиль он реализовал в первую очередь в натюрмортах. Основной прием художника - немного вздернутая вертикально столешница с плоскими предметами на ней. Яркие, декоративные, очень аппликативные и принципиально «поверхностные» натюрморты воспринимались в советской России как истинно революционные, переворачивающие старый быт. Впрочем, предельная плоскостность здесь сочетается с невероятной осязательностью - почти всегда живопись имитирует ту или иную текстуру или материал. Картины с изображенной на них скромной, а порой и скудной снедью показывают скромный, а порой и скудный рацион пролетариев. Основной акцент Штеренберг делает на форме стола, который в известном смысле становится отражением культуры кафе с ее открытостью и выставленностью на показ. Громогласные и патетичные лозунги нового жизнеустроения захватывали художника куда меньше.

Александр Дейнека

«Оборона Петрограда»

Картина поделена на два яруса. В нижнем изображены бодро шагающие на фронт бойцы, вверху - возвращающиеся с поля боя раненые. Дейнека использует прием обратного движения - сначала действие развивается слева направо, а потом справа налево, что создает ощущение цикличности композиции. Полные решимости мужские и женские фигуры выписаны мощно и очень объемно. Они олицетворяют готовность пролетариата идти до конца, сколько бы времени на это ни потребовалось, - поскольку композиция картины замкнута, создается ощущение, что поток людей, идущих на фронт и возвращающихся
с него, не иссякает. В жестком, неумолимом ритме произведения выражен героический дух эпохи и романтизирован пафос гражданской войны.

«Конармия» И. Э. Бабеля - это сборник небольшихрассказов, связанных темой гражданской войны и единым образом повествователя. Рассказы из этой книги начали публиковаться в 1923 году. Разные по материалу, они рисовали мир новый и неожиданный. Судьба распорядилась так, что, приняв революцию с ее завораживающей страстью и уйдя в нее, Бабель начинает печатать свои рассказы и корреспонденции в петербургской газете «Новая жизнь», чему способствует М. Горький. Но затем, пожалуй, одним из первых, он увидел в революции разлом жизни, разлом истории. Бабель сознавал все это как разлом бытия. Это чувство правды и вывело Бабеля на дороги войны. В июле 1920 года он добровольно ушел на фронт, в Первую Конную армию.

Бабель приехал на фронт как корреспондент газеты «Красный кавалерист» Кирилл Васильевич Лютов. Двигаясь с частями, он вел дневник. Читая его, нельзя не заметить, что Бабель ошеломлен: новые впечатления пришли в резкое противоречие с его жизненным опытом. Он увидел то, о чем даже не мог подумать: войска и казачество проходили службу со своим снаряжением, со своими конями и холодным оружием. Оторванные от войска казаки были вынуждены кормиться сами и обеспечивать себя лошадьми за счет местного населения, что нередко приводило к кровавым инцидентам. Они давали выход своей усталости, анархизму, гонору, пренебрежению к достоинству других людей. Насилие встало в обыденный ряд.

Бабель видел в солдатах их незрелость, отсутствие культуры, грубость, и ему трудно было представить, как будут прорастать в сознании этих людей идеи революции. И, судя по дневнику, в душе Бабеля вставал мучительный вопрос: «Почему у меня непроходящая тоска?» А ответ был таков: «Потому что далек от дома, потому что разрушаем, идем как вихрь, как лава... разлетается жизнь, я на большой непрекращающейся панихиде». В основу рассказов «Конармии» и легли записи, сделанные Бабелем в своем дневнике. V Открывается сборник рассказом «Переход через Збруч». Радость победы от взятия Новгород-Волынска как бы подчеркивается радостью самой природы: «Поля пурпурного мака цветут вокруг нас, полуденный ветер играет в желтеющей ржи, девственная гречиха встает на горизонте...» А дальше: «оранжевое солнце катится по небу, как отрубленная голова», и «нежный свет», который «загорается в ущельях туч», уже не может снять тревожного беспокойства. Картины победы приобретают непривычную жестокость. А затем: «Запах вчерашней крови убитых лошадей каплет в вечернюю прохладу» - эта фраза «опрокинет» весь торжествующий запев рассказа.



Все это подготовило и финал рассказа: спящий сосед-еврей зверски зарезан. В рассказе «Письмо» боец Первой Конной, почти мальчик, Василий Курдюков диктует письмо своей матери, в котором он рассказывает, как его брат Сенька «кончал» «папашу» белогвардейца, который в свою очередь «кончил» родного сына Федю. И это - правда гражданской войны, когда отцы и дети становятся заклятыми врагами и без.

В рассказе «Соль» Балмашев Никита в письме в редакцию описывает, как он впустил в вагон с конармейцами, едущими на фронт, женщину с ребенком и оберегал ее от насилий со стороны товарищей, а когда узнал, что вместо ребенка она везет соль, выбросил ее из вагона и пристрелил: «...я смыл этот позор с лица трудовой земли и республики».

Бабель описывает героизм, столь же стихийный, но необходимый в данных условиях. Эскадронный командир Трунов, нарушая устав, самочинно и жестоко расправляется с военнопленными и тут же, вдвоем с бойцом, остается за пулеметом, чтобы отвлечь вражеские самолеты от укрывшегося в лесу эскадрона.

На могиле «всемирного героя Паши Трунова» командир полка Пугачев «прокричал речь о мертвых бойцах из Первой Конной, о гордой этой фаланге, бьющей молотом истории по наковальне будущих веков» («Эскадронный Трунов»). Сосредоточив внимание на рядовых участниках событий, Бабель очень мало говорит об истинных руководителях Первой Конной, кто укрощал эту стихийную вольницу и превращал ее в организованную силу. Однако Бабель не скрывает своего восхищения начдивом Савицким, прототипом которого послужил легендарный Тимошенко.

Во всех рассказах «Конармии» есть присутствие самого автора, который вместе с ее героями прошел трудный путь к постижению смысла этой кровавой борьбы. В описаниях событий есть жестокая правда могучего кровавого потока жизни.

За попытку правдиво описать события гражданской войны Бабель был обвинен в «антисоветской заговорщической террористической деятельности...» и в 1939 году арестован, а в 1940 году расстрелян.